Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации – работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами. Чем больше это превышение, тем стабильнее работает организация.
Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение как, сколько и каких товаров производить (оказывать услуги), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды распределения, оплаты труда и накопления). При этом предприятие принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом.
Чтобы не только удержаться, но и развиваться предприятие должно наиболее полно использовать внутренние факторы производства.
Условно все внутренние факторы можно разделить на 3 группы:
1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и др.), т.е. все то, без чего невозможно производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.
2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации, инвестиции и др.).
3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).
Все эти факторы взаимодействуют между собой. Например, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказанием услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.
Особо выделяется третья группа факторов.
Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями, а реализация направлена на:
- обеспечение ритмичности производства путем снабжения его всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, требуемом рынком;
- снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне с помощью эффективной коммерческой работы;
- получение прибыли в объеме, обеспечивающим техническое и экономическое развитие предприятия.
Особенность ресурсного обеспечения производства состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила).
Отсюда вытекают и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу своей большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу – быть достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
Это только одна сторона вопроса, друга состоит в том, что необходимо рационально использовать имеющиеся производственные ресурсы, а это требует рассмотрения таких категорий как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование. Без них невозможно решить что, сколько, как и в каком виде производить.
В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли.
Первый – за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции.
Второй – связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий).
Величина прибыли в данном случае зависит от:
- правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом);
- степени конкурентоспособности продукции (цена, качество, сроки поставки, обслуживание и т.д.);
- объемов выпускаемой продукции
- структуры снижения издержек производства.
Третий – от инновационной деятельности, т.е. внедрение новшеств во все элементы функционирования предприятия.
Получение прибыли на предприятии напрямую связано с системой налогов и их размером, поэтому размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности.
На величину прибыли влияет и характер формирования цен и их регулирование со стороны государства.
В первую очередь, для формирования предприятия, необходимо выбрать его организационно-правовую форму, что невозможно без изучения законодательной базы. Юридическую базу предпринимательства России образует Гражданский кодекс РФ, часть I. Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.
Следует сразу оговориться, что в ГК РФ (ст.132) термином "предприятие" как объект гражданских прав обозначается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
На рисунке 1 представлены виды организационно-правовых форм предприятий.
Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие организационно-правовые формы коммерческих предприятий:
1) индивидуальное частное предприятие;
2) хозяйственные товарищества и общества:
полное товарищество;
товарищество на вере;
открытое акционерное общество (ОАО);
дочерние и зависимые общества
закрытое акционерное общество (ЗАО);
общество с ограниченной ответственностью (ООО);
общество с дополнительной ответственностью;
3) производственный кооператив;
4) государственные и муниципальные унитарные предприятия:
основанные на праве оперативного управления;
основанные на праве хозяйственного ведения
Акционерные общества
Открытые акционерные общества обладают правом отчуждать свои акции без обязательного согласия всех акционеров. Общество данного типа имеет право проводить подписку открытого характера на выпускаемые акции и свободно их продавать, что закрепляется законодательством РФ. ОАО также может проводит закрытую подписку на свои акции, исключением являются случаи, когда такая возможность ограничена уставом данного общества либо требованиями определенных правовых актов РФ. Акционерами ОАО может становиться неограниченное количество участников. Такое общество характеризуется серьезными масштабами объединения капитала и большим количеством владельцев. Главная идея такого общества, которая возникает еще в момент его создания, - это привлечение и концентрация крупных денежных сумм (капитала) юридических, а также и физических лиц с целью их использования в будущем и получения прибыли.
Закрытые акционерные общества - это предприятия, акции которого могут распределяться только среди участников. ЗАО не имеет право проводить подписку открытого характера на выпускаемые акции. Участвовать в закрытом обществе может не более пятидесяти человек. Если возникает необходимость увеличивать число участников сверх установленной нормы, то общество в течение года обязано преобразовываться в открытое. В противном случае оно может быть ликвидировано судом. Закрытые типы акционерных обществ обеспечивают своим участникам приоритетные права на приобретение акций, продаваемых прочим участниками этого же общества. Если акционеры не используют свое первоочередное право, то само общество имеет право на их выкуп в первоочередном порядке.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 393.