Условия подстилающей поверхности. Холодная неустойчивая воздушная масса над материками наблюдается летом, над океанами и морями – преимущественно в холодное полугодие.
Синоптические условия. Холодная неустойчивая воздушная масса наблюдается в тыловых частях циклонов за холодными фронтами и частично примыкающими к ним окраинами антициклонов.
Типичная погода. Кучевая, кучево-дождевая облачность, ливневые осадки, часто многократно повторяющиеся, иногда днем грозы, ночью над материками наблюдаются радиационные туманы. Суточный ход метеорологических элементов особенно велик. Холодная неустойчивая воздушная масса особенно характерно проявляется ранней весной – “апрельская погода”, когда в северной зоне умеренных широт еще лежит снег, а в южной зоне почва уже заметно прогрелась.
Нейтральные (местные) воздушные массы в любой сезон могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми в зависимости от начальных свойств и направления трансформации той воздушной массы, из которой образовалась данная воздушная масса. Над материками нейтральные воздушные массы летом, как правило, неустойчивы, зимой – устойчивы. Над океанами и морями такие массы летом чаще устойчивы, зимой неустойчивы.
Неравномерная адвекция температуры на различных высотах приводит к возрастанию устойчивости, если с высотой адвекция тепла усиливается или адвекция холода уменьшается. При уменьшении адвекции тепла с высотой или возрастании адвекции холода происходит повышение неустойчивости воздушной массы. Наибольший эффект имеет место, когда знак адвекции в нижнем слое противоположен знаку адвекции в верхнем слое. Радиационное охлаждение верхнего слоя воздушной массы способствует возрастанию неустойчивости, а нагревание – возрастанию устойчивости.
Атмосферные фронты. Классификация фронтов
Неравномерное нагревание земной поверхности и нижних слоев атмосферы является причиной возникновения горизонтальных градиентов температуры. Особенно большие горизонтальные градиенты температуры воздуха создаются между высокими и низкими широтами. Вследствие горизонтального переноса теплые и холодные воздушные массы могут сближаться друг с другом или, наоборот, удаляться друг от друга.
При сближении воздушных масс, имеющих различные характеристики, в зоне их сближения увеличиваются горизонтальные градиенты температуры воздуха, влажности, давления, возрастает скорость ветра. Наоборот, при удалении воздушных масс друг от друга градиенты метеорологических величин и скорости ветра уменьшаются. Зоны в тропосфере, в которых происходит сближение воздушных масс с различными характеристиками называются переходными зонами или фронтальными поверхностями.
Понятие фронтов и фронтальных поверхностей было введено в метеорологическую литература и практику в 1918 г. Я. Бьеркнесом (Бергенская школа в Норвегии), который показал, что распределение метеорологических элементов во внетропических циклонах скорее прерывное, чем непрерывное. Бьеркнес нашел, что поверхность разрыва имеет небольшой наклон, причем, холодный (более плотный) воздух образует клин под теплым (менее плотным) воздухом.
В дальнейших исследованиях понятие фронтов было расширено – подчеркивалась их роль как существенных звеньев в общей циркуляции атмосферы высоких и средних широт.
На существование фронтальных зон и их роль в образовании атмосферных вихрей указывал еще в середине прошлого века адмирал Фицрой (1863 г.). Он предполагал, что развитие атмосферных процессов происходит бурно и сопровождается образованием вихрей в тех районах, где встречаются холодные массы воздуха, идущие с севера, и теплые массы воздуха, идущие с юга. Подобная мысль была еще раньше (1837 г.) высказана Дове. Однако, эти предположения не были восприняты с должным вниманием.
Фактически в 1878-1879 гг. ученые Ли и Кеппен выявили характерные признаки того важного явления, которое мы теперь называем холодным фронтом. Но частью последовательной научной системы это понятие стало лишь с 1918 г., когда оно вновь было открыто Бергенской школой.
Теплый фронт долгое время ускользал от внимания метеорологов. И только после 60-ти лет составления синоптических карт в 1918 г. теплый фронт был открыт Бергенской школой и изучена его структура.
Итак, “фронтальная поверхность” – это наклонная поверхность или зону перехода, разделяющую воздушные массы с различными свойствами, в том числе, с различной плотностью.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 556.