Исполнение поручений судов иностранных государств. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процедура судебных поручений хорошо известна российскому гражданскому процессу. По делам с участием иностранного элемента нередко возникают случаи, когда необходимо совершить те или иные действия вне территории соответствующего государства.

В этом случае необходимо использовать процедуру судебного поручения. Точно так же и российские суды выполняют судебные поручения иностранных судов.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившиеся процедуры:

1) непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства; 2)

обращение суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой. После этого данное министерство направляет поручение суду своего государства; 3)

выполнение поручений в государстве В специально уполномоченным, назначенным судом государства А;

4) выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции*(250). Иностранные государства направляют поручения российским судам, как правило, через

Министерство юстиции РФ. Однако в международных договорах могут предусматриваться некоторые исключения. Например, в соответствии с Договором между СССР и МНР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам при оказании правовой помощи (пересылка и вручение документов, допрос сторон, свидетелей, проведение осмотра, экспертизы и проч.) по вопросам, возникающим на территории пограничных республик, краев и областей Российской Федерации и аймаков МНР, их учреждения юстиции могут сноситься друг с другом непосредственно (ч. 4 ст. ЗУЧ251).

Сношение российских судов с иностранными судами осуществляется чаще всего

дипломатическим путем.

В соответствии со ст. 407 ГПК суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.).

Законом определены также случаи, запрещающие выполнять поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий - оно не подлежит исполнению, если:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.


Глава 31 АПК РФ посвящена вопросам, которые можно условно назвать "международное исполнительное производство", оно охватывает как признание, так и приведение в исполнение решений иностранных судов и арбитражей, а также правила исполнительного производства с иностранным элементом.

В соответствии со ст. 241 АПК РФ решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом. Ранее, в прежних АПК РФ вопросы приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей вообще не регулировались, поскольку относились к ведению судов общей юрисдикции.

Для правильного понимания общих правил международного исполнительного производства следует различать: во-первых, основания для принудительного исполнения; во-вторых, режимы (процедуры) допущения решения иностранного суда или арбитража к исполнению. Если основания определяют возможность признания и принудительного исполнения решения иностранного суда и арбитража, то процедура определяет порядок, в котором происходит признание и исполнение. Кроме того, в-третьих, следует проанализировать юрисдикционные акты, являющиеся объектом признания и исполнения.

2. Основания для признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей

Существуют следующие основания для признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей.

Во-первых, международный договор, когда принудительное исполнение решения иностранного суда в другом государстве возможно только на основании двустороннего или международного договора Российской Федерации.

Отсутствие договора приводит по общему правилу к невозможности исполнения решения иностранного суда в России и решений российских судов за рубежом.

При этом в договорах возможны самые различные режимы, например, можно увидеть существенные отличия таких режимов исполнения на примере Киевского соглашения, договоров с Республикой Беларусь*(555), Испанией*(556), Италией*(557) и т.д. Перечень таких договоров можно найти во всех электронных справочнопоисковых системах, а также специальной литературе*(558).

Во-вторых, допущение исполнения иностранного решения суда в случаях, предусмотренных федеральным законом. К таким случаям можно отнести начала взаимности, когда и при отсутствии специального дву- или многостороннего договора решение иностранного суда будет исполнено при условии его соответствия определенным требованиям и соблюдения процедуры получения разрешения на исполнение. Поскольку в процессе работы над проектом АПК РФ начало взаимности как общее правило, как нам представляется, к сожалению, исключено, то начало взаимности может применяться только в случаях, предусмотренных федеральным законом, что соответствует ч. 1 ст. 241 АПК РФ.

В российском законодательстве в отношении решений иностранных судов пока что есть только одно основание для взаимности - в ст. 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Допущение взаимности является более оправданным с точки зрения взаимной вежливости в международных правовых отношениях (comitasgentium), поскольку и при отсутствии договора оно допускает исполнение иностранного решения при условии соответствия определенным требованиям национального законодательства и соблюдения определенной юридической процедуры.

При этом следует различать полную и частичную взаимность, когда в ее основе будет лежать исполнимость не всех, а значительной группы судебных решений иностранного государства.


Понятие третейского разбирательства. Законодательство о третейских судах. Виды третейских судов. Содержание соглашения о передаче спора в третейский суд.

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участников гражданского оборота, которая избирается по соглашению между ними. Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров.

Исторически, как писал А. Вицин, суд посредников предшествовал суду общественной власти*(333). Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытаться прийти к соглашению*(334).

Первые постоянно действующие третейские суды были образованы при Торгово-промышленной палате России (до этого - СССР). На фондовом рынке России получили распространение арбитражные биржевые комиссии при биржах, разбиравшие споры участников биржевых торгов. Большое количество третейских судов и арбитражей образовано при региональных торгово-промышленных палатах, объединениях предпринимателей в различных сферах гражданского оборота, например при Ассоциации российских банков, при Национальной ассоциации участников фондового рынка России.

Большой импульс развитию международного коммерческого арбитража придало принятие в 1993 г. Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и в 2002 г. - практически одновременно с новыми ГПК и АПК - Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации".

В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Основные черты третейского суда и третейского разбирательства состоят в следующем. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора ad hoc. Стороны спора имеют возможность выбора третейских судей, которые будут разрешать спор. К осуществлению третейского разбирательства привлекаются не только юристы, но и специалисты со знанием отдельных сфер деятельности, например финансовой, банковской деятельности, фондового рынка. Само разбирательство характеризуется упрощенностью процедуры и конфиденциальностью. Деятельность третейского суда осуществляется на началах самоокупаемости, поскольку все расходы по разбирательству в конечном счете покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов по отдельным вопросам (обеспечение иска, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда).

Таким образом, третейский суд представляет собой (1) способ разрешения гражданско-правовых споров, (2) негосударственный по существу, (3) избранный сторонами для разрешения спора в особой

согласованной между ними процессуальной форме, (4) осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей, (5) в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.

При понимании правовой природы третейского суда следует избегать отождествления постоянно действующего третейского суда с какой-либо организационно-правовой формой*(335).

Сам по себе третейский суд в конкретном деле - это одно или несколько физических лиц, которые избраны сторонами для разрешения спора. Следует различать организацию, которая утвердила правила и (или) регламент постоянно действующего третейского суда, и третейский суд в собственном смысле слова, а именно судей, избранных для разрешения спора. Роль такой организации обычно сводится к утверждению документов о третейском суде, материально-техническому обеспечению его деятельности, принятию и распределению третейского сбора и иных расходов, предоставлению помещения для разбирательства, однако сама по себе она третейским судом не является. В этом смысле надо различать Торгово-промышленную палату и ее третейский суд, равно как и другие организации (а их довольно много), которые создали при себе третейский суд.

Третейский суд правомерно включать в систему гражданской юрисдикции, которая образует систему органов по разрешению гражданско-правовых споров. При этом он занимает здесь особое место. Третейское разбирательство является формой частного правоприменения в отличие от правоприменительной деятельности государственных судов, которые осуществляют ее от имени государства. Однако его деятельность как органа гражданской юрисдикции санкционирована в самых различных нормативных актах, например Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации", Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже", ГПК, ст. 11 ГК, международных соглашениях и других актах.

Поскольку третейское разбирательство является формой частного правоприменения, то оно никак не связано с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства*(336). Употребляемый иногда в литературе термин "третейское судопроизводство" сомнителен, поскольку третейские суды правосудие не осуществляют. Термин "судопроизводство"*(337) используется в ст. 118 Конституции РФ во вполне определенном смысле применительно к деятельности органов судебной власти.

В России одновременно действуют международные коммерческие арбитражи и третейские суды. Есть ли между ними непреодолимые различия и в чем тогда необходимость использования различной терминологии?

В плане отличия можно отметить, что международные коммерческие арбитражи и третейские суды имеют: -

во-первых, разные источники правового регулирования; -

во-вторых, различную компетенцию в зависимости от статуса сторон.

Третейские суды рассматривают споры из "внутреннего" гражданского оборота и с участием российских лиц. Международные коммерческие арбитражи разрешают споры с участием иностранных лиц либо когда одной из сторон является российское лицо с иностранными инвестициями. Однако единой является их правовая природа как негосударственных способов разрешения споров между участниками гражданского оборота.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 207.