Лекция 6. Внебюджетные государственные фонды. Государственный и муниципальный кредит
1. Цели создания внебюджетных фондов, их виды.
2. Пенсионный фонд РФ.
3. Фонд социального страхования РФ.
4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
5. Сущность и функции государственного кредита. Муниципальный кредит.
6. Государственный долг. Внутренний и внешний долг.
Цели создания внебюджетных фондов их виды
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включенных в бюджет некоторых общественных потребностей, расходуемых на основе целевого назначения.
Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специфическими видами расходов правительства. Решение об образовании этих фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также представительные органы субъектов федерации. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Функционирование внебюджетных фондов регламентировано БК РФ, где перечислены основные цели этих фондов. В зависимости от целей создания они подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, экологические и т.д.
Цель экономических — это финансовая поддержка отраслей. Цель социальных — финансовая поддержка социально уязвимых слоев населения. Т. к. в РФ социальные проблемы являются наиболее острыми, решение их требует государственной поддержки, то БК РФ предусматривает создание и функционирование социальных внебюджетных фондов.
Особенности внебюджетных государственных фондов:
1. Имеют строгую целевую направленность.
2. Их денежные средства используются для финансирования расходов, не включенных в бюджеты.
3. Денежные ресурсы этих фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджета, не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом.
Внебюджетные фонды являются звеном финансовой системы, т.к. мобилизует денежные средства, формируя доходную часть бюджетов внебюджетных фондов, а также распределяют и используют эти фонды, обеспечивая достижение целей этих фондов через расходы бюджетов внебюджетных фондов.
Процедура бюджетного процесса этих внебюджетных фондов аналогична процедуре бюджетного процесса федерального бюджета.
В РФ законодательно регламентировано функционирование следующих внебюджетных фондов:
1. Пенсионный фонд РФ.
2. Фонд социального страхования РФ.
3. Фонды обязательного медицинского страхования.
Основным источником финансирования системы обязательного социального страхования являются страховые взносы. Так, в 2018 г. тарифы этих взносов составляют:
Вид взносов | База в 2018 году |
Ставка в пределах базы
22%
2,9 %
Ставка 30% будет действовать по 2020 год включительно (ст. 425, 426 НК РФ).
Базой исчисления страховых взносов является сумма полученных работниками вознаграждения, и прежде всего - фонд заработной платы.
Фонд социального страхования. Расходуется на выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, при погребении и т.д.
Фонды обязательного медицинского страхования. Включают федеральный ФОМС РФ, подотчетный правительству, его задачи - финансирование, выравнивание территориальных ФОМСов, финансирование медицинских федеральных программ. Территориальные ФОМСы оказывают медицинские услуги и помощь населению на региональном уровне.
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный Фонд (ПФ) РФ основан в декабре 1990 года и введен в действие и начал функционировать с 1.01.92 года, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Его задача – это обеспечение финансовой стабильности финансовой системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий.
Его основное назначение – выплата пенсий по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца.
С 1.01.2002 г. в стране началась пенсионная реформа, был принят ряд законов.
Пенсионная реформа — это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения
Законом, одобренным и подписанным Президентом 03.10.2018 г., предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 5 лет для женщин, закрепив его на уровне 65 лет и 60 лет соответственно. Такие корректировки начнутся с 1 января 2019 г. с ежегодным повышением на 1 год в течение переходного периода, который составит 5 лет (с 2019 по 2023 г.) у мужского и женского населения.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- иных источников.
Направления расходования ПФР:
1. Выплата пенсий
2. Компенсационные выплаты нетрудоспособным гражданам (1,2 тыс. руб.) и неработающим родителям детей-инвалидов (5,5 тыс. руб.)
3. Выплата средств материнского капитала (453 026 рублей)
4. Общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда в 2018 году запланирован в размере 8 333,3 млрд рублей, что составляет 8,6% ВВП Российской Федерации. По расходам бюджет ПФР сформирован в сумме 8 439,9 млрд рублей, что составляет 8,7% ВВП Российской Федерации.
5. И т.д.
Лекция 6. Внебюджетные государственные фонды. Государственный и муниципальный кредит
1. Цели создания внебюджетных фондов, их виды.
2. Пенсионный фонд РФ.
3. Фонд социального страхования РФ.
4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
5. Сущность и функции государственного кредита. Муниципальный кредит.
6. Государственный долг. Внутренний и внешний долг.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 192.