Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. В мировой практике выделяют две сложившиеся модели финансового контроля.
В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии.
Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.
Например, Счетная палата Франции после проверки счетов государственной организации и при выявлении недостачи (перерасходования) средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника или имущества его поручителей и правопреемников.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
1) регламент осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
2) время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3) субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
4) объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Примером такого контроля на макроуровне является составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов.
На микроуровне это разработка финансовых планов и смет, кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится при совершении денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.
Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
Он осуществляется при анализе и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации.
Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля:
1) проверки документальные и камеральные;
2) обследования;
3) надзор;
4) анализ финансового состояния;
5) наблюдение (мониторинг);
6) ревизии.
При проведении проверок отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия – наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, заключается в контроле финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.
Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету делает заключение по проекту федерального бюджета. Остальные подкомитеты занимаются оценкой законопроектов по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.
Ее деятельность определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ является не зависящим от Правительства РФ, постоянно действующим органом государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями и подотчетным Федеральному собранию РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.
Все юридические лица подлежат контролю, который осуществляется в части получения, перечисления или использования ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использования федеральной собственности, а также применения налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:
1) организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
2) подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
3) оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
4) выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;
5) финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;
6) контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
7) регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.
В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законов и финансовой дисциплины, причиняющих государству ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений.
Счетной палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной думой может приостановить финансовые и расчетные операции по счетам юридического лица. Это может быть обжаловано в судебном порядке.
Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ с помощью издания указов, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ и т. д.
Некоторые функции финансового контроля возложены на Главное контрольное управление Президента РФ, которое было создано Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Оно является структурным подразделением Администрации Президента РФ и подчиняется непосредственно ему, взаимодействуя со всеми органами государственной исполнительной власти.
К его функциям относятся:
1) контроль деятельности органов контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
2) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.
Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.
Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.
Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.
Финансовый контроль Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждены Положение «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта 1998 г.), Положение «О Казначействе» (Постановление от 27 августа 1993 г.).
При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.
В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации бухгалтерского учета в стране, а также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности кроме аудита банков).
Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.
Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Департамент финансового контроля и аудита Минфина РФ был создан Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.
Департамент и его территориальные подразделения должны осуществлять комплексные ревизии и тематические проверки для контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по решениям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, контролируя при этом жесткий контроль поступления и целевого использования государственных средств.
На Казначейство возложены следующие задачи:
1) контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения;
2) контроль состояния государственных финансов и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
3) контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
4) контроль над государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по счетам в банках в случае обнаружения нарушений.
Они имеют право принимать решения о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков при несвоевременном зачислении ими средств, поступающих от хозяйствующих субъектов, на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Пени взимаются в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами налоговой службы и правоохранительными органами по решению Правительства РФ.
Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля.
Практически не известны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. призван способствовать повы-[пению эффективности бюджетного контроля. Так, Бюджетный кодекс вменяет в обязанность распорядителей бюджетных средств осуществление контроля за обеспечением целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств их получателями путем проверок подведомственных предприятий и бюджетных учреждений.
У нарушителей бюджетного законодательства могут быть заблокированы расходные счета, изъяты бюджетные средства, приостановлены операции по счетам в кредитных организациях и т. д.
Кроме того, в Бюджетном кодексе более четко определены контрольные функции в области бюджета и бюджетного процесса со стороны Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Вместе с тем отсутствует действенный механизм контроля за бюджетами всех уровней. Решить эту проблему призван находящийся в стадии рассмотрения специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле РФ», предусматривающий соответствующие санкции и механизмы их применения.
Специализированные органы
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему – Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. На Министерство возложены следующие функции:
1) выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;
2) координация деятельности территориальных налоговых органов;
3) взаимодействие с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами.
Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять денежные документы юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходимые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговый кодекс РФ определяет виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О Государственной налоговой инспекции“» налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогов были созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция, взаимодействуя с органами налоговой службы, призвана решать следующие задачи:
1) выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Налоговые органы обязаны в десятидневный срок направлять в налоговую полицию материалы о предполагаемых налоговых преступлениях. В соответствии с внесенными в декабре 1995 г. изменениями в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» последние получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям;
2) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций;
3) защищать сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
4) предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.
Основные задачи и принципы работы этой службы определены Федеральным законом РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 г.
Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России (Центральному банку). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение – Департамент банковского надзора – проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.
При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 1 % от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансовому оздоровлению; реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации на срок до полутора лет и крайней мере – отзыву лицензии и ликвидации банка.
На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
3. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.
К негосударственным видам финансового контроля относятся:
1) внутрифирменный (корпоративный);
2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;
3) аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.
Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.
Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.
Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.
Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.
Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.
Основные задачи аудиторского контроля:
1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;
3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.
Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.
После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение может быть:
1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
3) отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.
Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.
По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.
Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.
ЛЕКЦИЯ № 15ИМУЩЕСТВЕННОЕ И ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1. ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ
К обязательному имущественному страхованию в России относятся: страхование имущества колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, страхование строений и некоторых сельскохозяйственных животных в хозяйствах граждан.
Объектами страхования имущества сельскохозяйственных предприятий являются урожай сельскохозяйственных культур, многолетние плодовые, лесные и другие насаждения, поголовье сельскохозяйственных животных, строения, сооружения, оборудование, транспортные средства, продукция, сырье, материалы, топливо и другие основные и оборотные фонды.
При этом по страхованию урожая действует наиболее широкий объем страховой ответственности: от засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, урагана, болезней растений, нападения насекомых-вредителей и других бедствий.
По страхованию животных, наоборот, страховая ответственность резко ограничена: на случай падежа, гибели или вынужденного убоя от стихийных бедствий, пожаров и инфекционных болезней.
Неинфекционные заболевания (главным образом простудные и желудочно-кишечные) не входят в объем страховой ответственности, поскольку они являются, как правило, следствием нарушения страхователями установленных правил содержания и кормления животных.
Исключение составляют особо ценные племенные животные-производители, страхование которых проводится по расширенной страховой ответственности.
Животные подлежат страхованию в размере 70 % их балансовой стоимости.
Страхование строений и других основных и оборотных фондов осуществляется от пожаров, взрывов, аварий и стихийных бедствий в размере балансовой стоимости, а основных фондов – по остаточной стоимости, т. е. со скидкой на износ.
По страхованию урожая сельхозкультур страховое обеспечение составляет 70 % ущерба.
Размер ущерба определяется как разница между стоимостью урожая данной культуры с 1 га в среднем за последние пять лет и такой же стоимостью урожая после стихийного бедствия в текущем году.
Совокупный ущерб хозяйства исчисляется как произведение суммы ущерба по данной культуре с 1 га на всю посевную (посадочную) площадь этой культуры.
В хозяйствах граждан обязательному страхованию подлежат принадлежащие им дома, садовые домики, гаражи и хозяйственные постройки в размере 40 % их стоимости по государственным ценам.
Остальные 60 % стоимости можно застраховать в добровольном порядке.
Объем страховой ответственности: от пожаров, стихийных бедствий, аварий отопительной и водопроводной системы и других страховых случаев.
На таких же условиях проводится страхование крупного рогатого скота и лошадей, но в оценке по государственным закупочным ценам (эти цены выше розничных), на случай падежа, гибели и вынужденного убоя от болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев и пожаров.
Мелкие сельскохозяйственные животные (овцы, козы, свиньи, семьи пчел) можно застраховать добровольно в полной стоимости вместе с домашним имуществом и строением по отдельно проводимому страхованию имущества на подворье.
Добровольное имущественное страхование охватывает страхование имущества государственных предприятий (объединений) сферы материального производства, страхование имущества кооперативных и общественных организаций, страхование граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, страхование домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.
Объектами страхования имущества государственных предприятий и кооперативных организаций являются строения, сооружения, оборудование, транспортные средства, продукция, сырье, материалы, топливо и другие товарно-материальные ценности, как принадлежащие страхователю, так и принятые со стороны на переработку, транспортировку, ремонт или хранение. Объем страховой ответственности – от пожаров, стихийных бедствий, аварий и других случаев.
По отдельному соглашению можно застраховать имущество на случай хищения, грабежа, угона средств транспорта. Срок страхования – 1 год или неопределенный период, если перед окончанием очередного срока страхователь вносит страховые платежи вновь.
Страховое обеспечение рассчитывается по балансовой стоимости без скидки на износ в отношении собственного имущества и со скидкой на износ – имущества, принятого со стороны или арендованного.
Кооперативные организации, кроме того, могут страховать сельскохозяйственных животных и посевы сельхозкультур на условиях, близких к страхованию этого имущества в колхозах.
По условиям страхования домашнего имущества можно застраховать в полной стоимости со скидкой на износ по государственным розничным ценам мебель, носильные вещи, посуду, кухонный инвентарь, книги, картины, музыкальные инструменты, теле-, радио– и электроаппаратуру и другие предметы личного потребления и удобства, имеющиеся в семье.
Страховая стоимость такая же, как и по добровольному страхованию строений.
Средства транспорта (автомобили, мотоциклы, моторные лодки и др.) также подлежат страхованию в сумме до их полной стоимости по государственным розничным ценам со скидкой на износ на случай стихийного бедствия, аварии или угона.
Дополнительно можно застраховать багаж в сумме до 2000 руб. и жизнь водителя и пассажиров от несчастного случая в сумме 1000 руб.
По страхованию имущества граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, страхуются соответствующее оборудование, инструменты, готовая продукция и другие материальные ценности, оцениваемые по государственным розничным ценам, а при аренде имущества у организаций – по балансовой стоимости со скидкой на износ.
Объем страховой ответственности – на случай пожара, стихийных бедствий, аварий, хищения, грабежа и других случаев.
Срок страхования – от 3 месяцев до 1 года.
2. ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Основу данной отрасли составляет добровольное страхование жизни, виды которого предусматривают выплату страховой суммы страхователям или другим лицам в связи: с наступлением обусловленного срока или события либо до пенсионного возраста с последующей пожизненной выплатой ежемесячной пенсии в установленном размере; с наступлением смерти застрахованною лица; с различными увечьями от несчастного случая, происшедшего в период страхования.
Наиболее популярны те виды страхования жизни, которые имеют сберегательную функцию: смешанное страхование жизни, страхование детей, страхование к бракосочетанию, страхование дополнительней пенсии.
Процесс сбережения застрахованной суммы не дублирует деятельность сберегательного банка, поскольку страхователи и вкладчики Сбербанка относятся, как правило, к различным возрастным группам населения (возраст вкладчиков значительно старше), а также имеются различия в уровне среднедушевых семейных доходов (у страхователей этот уровень, как правило, ниже).
Смешанным страхованием называют такой вид страхования жизни, который объединяет в одном договоре несколько самостоятельных видов страхования.
В нашей стране смешанное страхование охватывает страхование на дожитие до окончания срока страхования, страхование на случай смерти застрахованного, страхование от несчастных случаев.
По окончании срока страхования застрахованному выплачивается полная страховая сумма, на которую был заключен договор страхования, независимо от того, что в период страхования выплачивались страховые суммы за последствия несчастных случаев.
В случае смерти застрахованного в период страхования страховая сумма выплачивается ее посмертному получателю, которого при заключении договора указывает страхователь, одновременно являющийся и застрахованным.
За оговоренные последствия несчастных случаев, происшедших в период действия договора, застрахованный может получить определенный процент от страховой суммы в зависимости от степени потери здоровья.
Договоры смешанного страхования жизни заключаются с гражданами в возрасте от 16 до 77 лет на срок 3, 5, 10, 15 и 20 лет. Размер страховой суммы зависит от желания страхователя, но не может быть меньше 300 руб.
При страховании детей в качестве страхователей выступают родители и другие родственники ребенка, а застрахованным является ребенок в возрасте со дня рождения до 15 лет.
Сроки страхования определяются как разница между возрастом 18 лет и тем возрастом в полных годах, которого достиг застрахованный при заключении договора.
Страховая сумма выплачивается застрахованному или страхователю при дожитии ребенком до окончания срока страхования, а также за последствия несчастных случаев с ребенком в период страхования.
При наступлении смерти застрахованного в указанный период страхователю выдается пособие в размере 30 % страховой суммы и возвращаются уплаченные страховые взносы.
Страхование к бракосочетанию, или свадебное страхование, является своеобразным вариантом страхования детей. На это страхование принимаются дети тех же возрастов, но с условием, что страхователи (родители и другие родственники) имеют возраст от 18 до 72 лет.
Главное отличие состоит в том, что страховая сумма застрахованному выплачивается при вступлении им в законный брак в период со дня окончания срока страхования и до достижения 21 года.
При этом размер страховой суммы после окончания срока страхования возрастает на 3 % в год. При невступлении в брак страховая сумма выплачивается до достижения застрахованным лицом 21 года.
Если в период страхования прекращена уплата очередных взносов в связи со смертью плательщика страхователя, то договор продолжает действовать бесплатно. Как и по страхованию детей, в период действия договора страхования ребенок застрахован от несчастных случаев.
По указанным выше трем видам страхования жизни выплачивается удвоенная и утроенная сумма (полная или частичная) за последствия несчастных случаев, если договор заключен с уплатой взносов по несколько повышенному тарифу.
На страхование дополнительной пенсии принимаются рабочие, служащие, колхозники и члены кооперативов в возрасте: мужчины – от 25 до 60 лет; женщины – от 20 до 60 лет. Срок страхования исчисляется как разница между пенсионным возрастом (соответственно 60 и 55 годами) и возрастом страхователя при заключении договора.
Если страхователю от 60 до 65 лет, срок страхования составляет 5 лет.
Размеры дополнительной пенсии: 10, 20, 30, 40 и 50 руб. в месяц. Пенсия выплачивается пожизненно после окончания срока страхования, если договор полностью оплачен страховыми взносами.
Если смерть страхователя наступит в период, когда он получает дополнительную пенсию, то посмертному получателю возвращается разница между суммами семи годичных пенсий и суммой уже выплаченных пенсий.
Если смерть страхователя наступила после получения семи и более годичных пенсий, то никаких возвратов денежных средств не производится.
Пенсионный фонд по страхованию дополнительной пенсии формируется наполовину за счет взносов страхователей и наполовину за счет средств бюджета.
Страхование воспитанников детских домов и школ-интернатов предусматривает выплату страховой суммы 200, 300, 500 и 1000 руб. застрахованному лицу при достижении им 18 лет.
В качестве страхователей выступают граждане или предприятия и организации, уплачивающие страховые взносы и определяющие размер страховой суммы на каждого ребенка.
Если в период страхования воспитанник стал инвалидом в результате несчастного случая, то вместе с выплатой страховой суммы по дожитию ему выплачивается дополнительно и установленная страховая сумма по случаю инвалидности.
В России проводится также несколько видов страхования от несчастных случаев с уплатой взносов как за счет страхователей, так и за счет предприятий и организаций.
Граждане могут заключать договоры страхования от несчастных случаев в пользу самого себя, в пользу детей в определенном возрасте, в пользу детей, обучающихся в школе.
Договоры за счет организаций заключаются с работниками, осуществляющими свою деятельность в опасных для жизни и здоровья условиях труда (горноспасатели, взрывники, летчики, пожарники и др.). Они застрахованы на случай смерти или потери здоровья при исполнении соответствующих служебных обязанностей.
Действует обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на путях сообщения железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта дальнего следования. Каждый пассажир застрахован в сумме 15 тыс. руб. Страховой взнос включается в стоимость пассажирского билета.
В России проводится также обязательное страхование военнослужащих за счет средств Министерства обороны России и других ведомств.
Военнослужащие застрахованы в период прохождения службы или сборов на случай гибели (смерти) с ранением или заболеванием в сумме 25 тыс. руб., а на случай получения инвалидности в сумме от 500 руб. до 15 тыс. руб.
Кроме того, действует обязательное страхование научных и медицинских работников, связанных с исследованиями или лечением СПИДа.
Во многих республиках проводятся региональные виды страхования от несчастных случаев.
В России, например, это добровольное страхование пассажиров, туристов, экскурсантов, водителей транспортных средств, спортсменов, бойцов стройотряда, народных дружинников, страхование пособий родителям на период ухода за больным ребенком и некоторые другие.
3. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Страхование ответственности в нашей стране ранее не проводилось, хотя в других странах оно широко развито. Только в 1990-х гг. были введены два вида страхования, относящиеся к данной отрасли и подотрасли – страхованию задолженности. Это добровольное страхование риска непогашения кредита и добровольное страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов.
Условия страхования риска непогашения кредитов состоят в том, что на страхование принимается риск непогашения заемщиками полученных в банке кредитов и процентов по этим кредитам.
Договор страхования заключается с банком и может охватывать ответственность как отдельных, так и всех заемщиков ссуд, которые выдал банк.
Договор предусматривает возмещение от 50 до 90 % суммы непогашенного в установленный срок заемщиком кредита и процента по этому кредиту.
Конкретный процент погашения определяется в договоре страхования.
Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит. При страховании риска непогашения всех выданных банком кредитов договор заключается на 1 год.
При страховании дебиторской задолженности банку тарифные ставки страховых платежей в зависимости от срока страхования составляют от 1 до 2,2 % от суммы задолженности, при страховании отдельных ссуд – от 1,8 до 3,5 %.
По страхованию ответственности заемщиков за непогашение кредитов государственная страховая организация заключает договоры с предприятиями, организациями, получившими кредит в банке.
В случае непогашения полученного предприятием кредита банк получает возмещение в размере от 50 до 90 % суммы указанного кредита и процентов по нему.
Остальные условия аналогичны договору страхования риска непогашения кредита.
Во многих странах проводится обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Объектом страхования является гражданская ответственность владельца транспортного средства за возможное нанесение вреда другим лицам при совершении дорожно-транспортного происшествия.
Нанесенный материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением увечья пострадавшим гражданам, подлежат возмещению страховой организацией.
По данному страхованию оплачивается материальный ущерб, связанный с восстановлением пострадавших транспортных средств и другого имущества, производится оплата расходов на лечение пострадавших граждан, протезирование, усиленное питание, переквалификацию, возмещение потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другими родственникам.
Страховой фонд по данному виду страхования формируется за счет обязательных страховых платежей всеми владельцами транспортных средств данной страны.
Выплаченное страховое возмещение может быть впоследствии взыскано с лиц, виновных в совершении транспортной аварии.
Данное страхование позволяет обеспечивать возмещение последствий нанесения вреда даже в тех случаях, когда виновное лицо не имеет реальных материальных возможностей для этого. Кроме того, за счет средств соответствующего страхового фонда становится возможным финансирование предупредительных мероприятий по уменьшению числа и последствий дорожно-транспортных происшествий.
Во многих странах проводится страхование гражданской ответственности на случай нанесения вреда другим лицам в процессе хозяйственной деятельности, а также на случай загрязнения окружающей среды.
Альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные) начинают проводить виды страхования, относящиеся к особой отрасли – страхованию предпринимательских рисков.
Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то объектом данного страхования является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков.
Здесь возможны такие виды страхования, как страхование на случай неоплаты по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам и др.
Устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от уровня рыночных отношений, деловых связей между юридическими лицами.
ЛЕКЦИЯ № 16ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
1. СТРАХОВОЙ РЫНОК
Страховой рынок – это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга – страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность в обеспечении бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.
На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.
Субъектами страхового рынка являются страховые организации (страховщики), которые в той или иной степени принимают участие в оказании страховой услуги, страхователи и застрахованные.
Формирование страхового рынка происходит в ходе развития товарно-денежных отношений и соответствует общему уровню «товарности» в стране.
До начала 1990-х годов в России существовала государственная монополия в области страхования: все страховые операции внутри страны проводила единая организация – Госстрах СССР, а операции иностранного страхования – акционерное общество «Ингосстрах».
Необходимость монополизации страхования обосновывалась двумя причинами: социально-экономической значимостью страхования, требующей активной роли государства в проведении страховой политики, и необходимостью концентрации средств страхового фонда в целях повышения финансовой устойчивости страховых операций.
Однако практика показала, что монополия на проведение страхования, как и любая другая монополия, не способствует ориентации на интересы страхования, порождает ведомственные интересы, удовлетворение которых становится первоочередной задачей, ведет к бюрократизации страхового аппарата, лишает его работу гибкости и маневренности.
К тому же повышение финансовой устойчивости страховых операций возможно при концентрации страхового фонда только до определенного предела, за границами которого дальнейшее наращивание объема страхового фонда перестает оказывать влияние на уровень устойчивости.
В условиях перехода к рынку, который предполагает возможность выбора товара на основе конкуренции товаропроизводителей, правительство страны сочло возможным отказаться от монополии в страховании.
Процесс разгосударствления собственности, активное развитие разных ее форм, переход к реальному самофинансированию предприятий, повышение их ответственности за своевременное выполнение взятых на себя обязательств сопровождаются быстрым развитием страхования, расширением сферы его применения.
Оно становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность экономики в условиях перехода к рынку. В свою очередь потребности рыночной экономики стимулируют развитие страхового рынка как важного элемента общей системы рыночных отношений.
Рынок побуждает страховые организации принимать участие в операциях коммерческого характера, проводить активную инвестиционную деятельность помимо, оказания сугубо страховых услуг, и в результате дает дополнительный импульс развитию экономики.
Атрибутами рынка, в том числе и страхового, являются продавец, покупатель, товар (или услуга) и реальная свобода покупателя в выборе товара (услуги).
Развитый страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; так называемых «страховщиков для страховщиков» – перестраховочные организации, которые принимают на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координация условий страхования и т. п.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности – государственной, акционерной, кооперативной, частной.
На страховом рынке России в настоящее время действуют в основном «прямые» страховщики: до недавних пор монопольное положение на внутреннем рынке занимал Госстрах СССР; в последнее время все большее распространение получают акционерные страховые общества.
На внешнем рынке действуют страховое акционерное общество «Ингосстрах» и его представительства за рубежом (Черно-морско-Балтийское генеральное страховое акционерное общество «Блекбалси», Черноморско-Балтийское страховое транспортное акционерное общество «Софаг», страховое акционерное общество «Гарант» и др.).
Идет процесс формирования акционерных страховых обществ, ориентированных на иностранное страхование («Россия», «Дальроссо» и др.).
Перестрахование, которое в условиях развитого рынка проводится настолько широко, что формируется самостоятельный перестраховочный рынок, в России находится в зачаточном состоянии.
В известной мере это связано с тем, что Госстрах, бывший до недавних пор монополистом в проведении страховых операций, в перестраховании не нуждался, – финансовая устойчивость его операций была очень высока вследствие огромного страхового портфеля и значительной территориальной раскладки ущерба.
Кроме того, за долгие годы монопольного владения рынком Госстрах накопил значительные запасные и резервные фонды, которые позволяли покрыть любой, даже экстраординарный ущерб. Что же касается вновь создаваемых страховых организаций, то они проводят в основном те виды страхования, где чрезвычайные убытки либо невозможны, либо маловероятны. К тому же особенностью российского страхового рынка является широкое участие банков как учредителей или гарантов страховых организаций.
Посредниками в проведении страхования являются брокеры (брокерские фирмы) и страховые агенты.
Страховые агенты заключают договоры добровольного страхования со страхователями от лица страховщика, разъясняют правила и условия страхования, помогают страхователю оформить соответствующие документы при наступлении страхового события для получения страховой суммы.
Брокеры в отличие от страховых агентов выступают от лица и в интересах страхователя. Брокеры могут работать одновременно с несколькими страховыми организациями.
Союзы и ассоциации страховщиков находятся в настоящее время в стадии становления.
В структурах Конгресса Российских деловых кругов действует Российский союз страховщиков. Создан также Страховой союз России.
Покупателями страховой услуги могут быть любые юридические или физические лица, если это не противоречит правилам и условиям данного вида страхования. Так, в личном страховании существуют определенные возрастные ограничения, в имущественном страховании – ограничения по составу имущества, по степени износа и т. д.
Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании).
Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхователь принуждается к приобретению страховой услуги.
В прошлом Госстрах даже добровольное страхование считал «односторонне обязательным», что означало обязательность приема на страхование любого страхователя, если это впрямую не противоречило условиям страхования. В зарубежном страховании принят более жесткий подход.
Например, может быть отказано в приеме на страхование владельцу автомашины, если он замечен в нарушениях правил уличного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнить требования специалиста страховой компании по обеспечению дополнительной противопожарной безопасности.
Акционерные и кооперативные страховые организации России в настоящее время только формируют свой портфель и завоевывают клиентуру, поэтому в случаях повышенного риска они предпочитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повышение цены на страховую услугу.
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга.
Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость.
Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия.
Страховое покрытие представляет собой страховое обеспечение конкретного объекта на случай определенных договором событий.
Меновая стоимость – это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем взносе или платеже.
Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, т. е. размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.
В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм.
Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика. Ее превышение ставит страхователя в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента.
Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.
Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис).
Поскольку выплата страхового покрытия имеет вероятностный характер, страхователь в момент заключения договора кредитует страховщика.
В страховании выделяются следующие направления маркетинговой деятельности: изучение рынка с целью определения страховых потребностей; формирование страховых услуг на основе этих потребностей; определение цены на страховую услугу (страхового тарифа) по каждому виду страхования и способа ее уплаты; разъяснительная работа по действующим видам страхования и реклама новых услуг; управление продажей услуг (организация предложения услуг, выбор контингента страхователей, их обслуживание).
Важное место в управлении продажей услуг занимает контроль за жизненным циклом конкретного вида страхования. Как и любой другой товар, страховая потуга проходит определенные стадии жизненного цикла: внедрение на рынке, рост спроса, зрелость, насыщение рынка, спад продажи и прибыли.
В страховом деле жизненный цикл любого вида страхования хорошо просматривается с помощью показателей охвата страхового поля и динамики количества заключенных договоров (числа продаж).
Когда страховое поле близко к насыщению, рост процента охвата резко замедляется, что сигнализирует о предстоящем прекращении роста продаж. Каждая фаза жизни страховой услуги предполагает использование различных приемов маркетинговой деятельности.
Например, первая фаза требует обратить внимание на рекламу, вторая фаза – на условиях продажи, третья – на цену страховой услуги, четвертая – показывает необходимость модификации данного вида страхования и нового вывода его на рынок.
Маркетинг дает практические результаты только в том случае, если его итоги учитываются при выработке страховой политики. Как правило, маркетинговая деятельность осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Разрабатываются как долговременные, так и краткосрочные цели страховой организации, а также решаются текущие задачи, связанные с конъюнктурой рынка.
На страховом рынке страховщики и потребители страховых услуг являются формально свободными субъектами. Они автономны при принятии решений о предложении или покупке страховой услуги. При оценке потребностей в страховой услуге потребитель должен оценить рисковую ситуацию, в которой ему потребуется страховая защита, т. е. определить частоту и тяжесть вероятного ущерба.
Умение дать оценку величины риска и выработать стратегию борьбы с ним (страхование, самострахование, кредиты банка и т. д.) является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки менеджера в любой сфере деятельности.
Уяснив потребность в страховой услуге, потенциальный страхователь появляется на страховом рынке, его субъективные ожидания встречаются с реально предлагаемыми страховыми услугами.
Рынок как форма организации общественного хозяйства требует обеспечения возможности для страхователя свободного выбора страховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками.
Конкуренция страховщиков проявляется в основном по следующим направлениям: предложение новых видов страхования на основе возникновения новых потребностей; разработка договоров страхования с самой различной комбинацией рисков, чтобы страхователь мог выбрать такие, которые подходят именно для принадлежащего ему объекта страхования; пониженные страховые тарифы по сравнению с предлагаемыми другими страховщиками при той же ответственности и том же наборе рисков; более удобные формы оплаты страхового договора; более высокое качество обслуживания страхователя.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОГО ДЕЛА
В условиях рынка деятельность страховой организации подразделяется на два вида: собственно страховую и коммерческую.
Страховая деятельность имеет целью предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам. Целью коммерческой деятельности страховщика является получение прибыли.
Страховая деятельность тоже может приносить прибыль, иногда довольно значительную, но ее получение не является ориентиром в организации страховой деятельности. Общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли, а в определенных случаях – и при ее отсутствии.
Прибыль от страховой деятельности, полученная в благоприятные годы, используется, как правило, на нужды страхования: погашение убытков, полученных в неблагоприятные годы; дотации общественно необходимым, но убыточным видам страхования; улучшение организации страховых услуг; финансирование научных и социологических исследований в области страхования; переподготовку кадров и т. д.
Прибыль от операций коммерческого характера используется по канонам коммерции, хотя в условиях конкуренции часть ее направляется тем видам страхования, на которые необходимо поддержать конкурентоспособную цену и привлечь страхователя.
Вследствие этого кругооборот средств страховщика включает в себя два тесно связанных между собой, но в то же время четко разделенных денежных потока: один из них обеспечивает формирование, распределение и использование страхового фонда, второй – использование части средств страхового фонда в коммерческих целях.
Несмотря на различную ориентацию, они тесно связаны между собой; например, ожидаемая прибыль от коммерческой деятельности может быть заранее учтена при определении тарифа как цены на страховую услугу, оказывая тем самым заметное влияние на поступления средств в страховой фонд.
Страховая деятельность осуществляется в процессе формирования и использования страхового фонда и является финансовой основой деятельности страховщика.
Понятие страховой деятельности шире, чем получение страховых платежей и выплата страхового возмещения, поскольку в нее включаются также операции, связанные с организацией страхового дела (оплата труда страховых работников, расходы на маркетинг и т. д.).
Отсюда денежный оборот, связанный со страховой деятельностью страховщика, в свою очередь распадается на два: оборот средств, непосредственно связанный с оказанием страховой защиты, – он регулируется сущностными моментами категории страхования; и оборот средств, связанный с организацией страхования, – он регулируется юридическими актами, формой собственности страховщика, принятой моделью ведения хозяйства и другими экономическими факторами.
В процессе формирования и распределения страхового фонда формируются доходы, расходы и финансовые результаты страховых операций.
Доходы от страховых операций представляют собой поступление страховых платежей и взносов по различным видам страхования.
Страховые платежи образуют фонд текущих поступлений, который вместе с доходами от нестраховой деятельности составляет валовый доход страховщика. В составе доходов страховой организации учитываются также поступления из запасных или резервных фондов; однако они не являются доходом в прямом смысле этого слова.
Данные поступления имеют регулирующий характер и производятся лишь в том случае, если для финансирования расходов не хватает текущих поступлений страховых платежей.
Фонд текущих поступлений может быть единым по всем видам страхования, проводимым страховщиком, но может формироваться и по каждому виду страхования или по нескольким из них, если это экономически целесообразно.
Страховой платеж как основной источник доходов страховщика определяется на основе страхового тарифа (тарифной ставки). Объективной основой тарифной ставки является себестоимость страховой услуги, которая отражает потребность в средствах на формирование страхового фонда и на ведение дела.
В условиях рынка на страховой тариф большое влияние оказывают конъюнктура рынка и сложившаяся норма прибыли, в частности процент за банковский кредит.
Последний оказывает прямое воздействие на продажу страховой услуги, на выбор страхователем стратегии борьбы с риском; выбирая наиболее экономичный вариант защиты, страхователь может обратиться не к страховщику, а в банк за ссудой или накапливать в банке деньги для самострахования.
Полученные в виде платежей средства до момента выплаты страховых сумм страховщик использует в коммерческих целях, получая на них соответствующий процент.
В связи с этим тарифная ставка заранее уменьшается с учетом так называемой «нормы доходности».
При длительных сроках страхования и умелом вложении средств учет нормы доходности позволяет страховщику заметно снизить страховой тариф, что укрепляет его положение в условиях конкуренции.
Необходимость учета меняющейся рисковой ситуации и влияния конъюнктуры рынка значительно усложняет технику расчета страховых тарифов, что делает так называемые актуарные расчеты одним из наиболее сложных участков страховой деятельности. Расходы страховщика покрываются в процессе распределения страхового фонда.
Состав и структуру расходов определяют два взаимосвязанных экономических процесса: погашение обязательств перед страхователями и финансирование деятельности страховой организации.
По экономическим признакам расходы классифицируются на: расходы на выплату страхового возмещения и страховых сумм; отчисления в запасные фонды и резервы взносов; отчисления на предупредительные мероприятия; расходы на ведение дела.
По удельному весу и значимости в организации страхового дела основной статьей расходов страховщика являются выплаты страховых сумм и страхового возмещения.
В момент выплаты происходит выполнение финансовых обязательств страховщика перед страхователями, принятых при заключении договора или на основании закона (в обязательном порядке).
В связи со случайным характером страховых событий величина ежегодных выплат подвержена значительным колебаниям в зависимости от частоты и разрушительности страховых случаев.
Отчисления в запасные фонды или резервы в страховом деле представляют собой своеобразный вариант расходов будущих периодов.
Потребность в формировании запасных фондов обусловлена одним из сущностных признаков страхования – временной раскладкой ущерба.
Случайный характер страховых событий подразумевает накопление средств страховщиком в благоприятный период для того, чтобы иметь возможность оказать помощь пострадавшим хозяйствам в неблагоприятный период.
Целью формирования запасных фондов является обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, а источником формирования – недоиспользованная часть нетто-ставок по всем поступившим платежам, поскольку на выплату страховых сумм и страхового возмещения предназначена именно нетто-ставка.
Остаток нетто-ставок платежей, не израсходованный по прямому назначению в текущем благоприятном году, будет накапливаться из года в год до тех пор, пока не наступит неблагоприятный год, в котором текущих поступлений платежей страховщику не хватит для выполнения своих обязательств перед страхователем.
В целом необходимый размер запасных фондов определяется требованиями обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и уровнем развития перестрахования. Чем сильнее развито перестрахование, тем с меньшими запасными фондами можно обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.
Запасные фонды могут формироваться по всем видам страхования в целом, по каждому виду страхования в отдельности, а также могут создаваться общие запасные фонды для нескольких видов страхования, если страховщик считает это целесообразным. Единый запасной фонд по всем видам страхования позволяет страховщику активно маневрировать средствами, используя раскладку ущерба между видами страхования.
Запасной фонд по каждому виду страхования, напротив, позволяет избежать перераспределения средств между различными группами страхователей.
Как правило, в практике используется третий вариант, когда по нескольким видам страхования формируются общие запасные фонды.
Кроме запасных, это касается и резервных фондов (резервы взносов), образуемых по тем видам страхования, которые имеют сберегательную ориентацию и предусматривают накопление части взносов страхователей для их последующей выплаты (например, резерв взносов по страхованию жизни, по страхованию дополнительной пенсии и др.).
За счет страховых платежей страховщик может финансировать мероприятия по предупреждению стихийных бедствий и несчастных случаев.
Предупреждение является самостоятельной формой борьбы человека с неблагоприятными событиями, которая в хозяйственной деятельности используется параллельно со страхованием. Однако в связи с тем, что предупредить неблагоприятные события всегда экономически выгоднее, чем возмещать нанесенный ими ущерб, солидные страховые организации, как правило, принимают участие в финансировании предупредительных мероприятий. Источником финансирования является нагрузка к нет-то-ставке.
Предупредительная деятельность может проводиться и путем так называемого правового (нормативного) предупреждения. При этом снижения величины выплат страхового возмещения страховщик достигает путем установления финансовой ответственности страхователя в зависимости от его вины, методами регрессных исков, франшизы, без формирования специального денежного фонда.
Важным элементом расходов страховщика являются расходы на ведение дела.
Согласно принятой в нашей стране классификации они включают расходы на оплату труда, хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на командировки, операционные расходы и некоторые другие.
Источником финансирования расходов на ведение дела является нагрузка.
Расходы на ведение дела играют важную роль в формировании себестоимости страховых операций. В настоящее время наибольший удельный вес в расходах на ведение дела имеет оплата труда страховых работников (свыше 90 % государственной страховой компании); в дальнейшем с развитием рынка следует ожидать резкого роста расходов на маркетинг, в особенности на самую дорогостоящую его часть – рекламу.
Финансовый результат страховых операций – стоимостная оценка итогов хозяйственной деятельности страховой организации.
Он определяется по каждому виду страхования, по каждому из самостоятельных страховых фондов (в том случае, если они выделяются) и по страховым операциям в целом.
При подведении итогов хозяйственной деятельности страхового органа финансовый результат определяется за один год, при оценке эквивалентности отношений страховщика и страхователей – за тот период, который был принят за основу при расчете тарифа.
Финансовый результат страховых операций определяется путем сопоставления доходов и расходов страховой организации. В том случае, если доходы превышают расходы, организация имеет положительное сальдо.
Если же расходы больше, чем доходы, образуется дефицит, который покрывается за счет ранее созданных запасных фондов. Положительный финансовый результат может включать два элемента: прибыль страховщика и прирост резервов взносов; последний имеет строго целевое назначение, но в период хранения на счетах страховой организации может быть использован в качестве кредитных ресурсов.
Прибыль от страховых операций представляет собой разницу между ценой оказанных страховых услуг и их себестоимостью. Прибыль определяется как по страховым операциям в целом, так и по каждому виду страхования.
Отношение годовой суммы прибыли к годовой сумме платежей называется рентабельностью страховых операций. Показатель рентабельности определяется по каждому виду страхования и по страховым операциям в целом.
С 1992 г. в связи с изменением порядка налогообложения страховые организации определяют также налогооблагаемый доход от страховой деятельности, который включает в себя прибыль и затраты на оплату труда (за исключением комиссионного вознаграждения посредникам).
Коммерческая деятельность базируется на вероятностном характере кругооборота средств при осуществлении страховой деятельности, поскольку с момента поступления платежей от страхователей на счета страховщика до их выплаты в качестве страхового возмещения проходит некоторое время.
Период хранения средств страхователей у страховщика определяется сроком действия договора страхования.
Он может быть достаточно долгим, например в личном страховании известны пожизненные договоры, в имущественном – бессрочные.
Кроме того, страховщик формирует запасные и резервные фонды, средства которых могут десятилетиями не использоваться на выплаты.
Это составляет объективную основу для участия страховщика в формировании ссудного фонда страны, прямом инвестировании средств и для участия в коммерческих операциях другого рода. Прибыль, получаемая при этом, может быть использована для компенсации убытков от страховых операций, развития страхового дела, в коммерческих целях или на потребление.
При установлении сферы коммерческой деятельности страховщик в первую очередь должен учитывать два фактора: мобильность имеющихся у него средств и конъюнктуру рынка.
Мобильность средств определяется в основном проводимыми видами страхования.
Так, страховщик, занимающийся страхованием жизни, которое преимущественно является долгосрочным, располагает средствами для коммерческих операций с длительным циклом: предоставления долгосрочных кредитов, инвестирования средств в недвижимость, ипотечного кредита.
В имущественном страховании, страховании от несчастных случаев, страховании ответственности преобладают краткосрочные договоры.
Запасные фонды по этим видам страхования при достаточном развитии перестрахования не столь велики; выплаты страхового возмещения в неблагоприятные годы (например, стихийные бедствия, крупные пожары, крушения поездов и т. д.) могут достигать огромных размеров.
В связи с этим средства страховщиков, проводящих краткосрочные виды страхования, должны быть размещены так, чтобы при внезапной потребности выплаты их можно было легко мобилизовать.
Эти страховщики в основном вкладывают средства в ценные бумаги, которые могут быть свободно реализованы.
При изучении конъюнктуры рынка с целью вложения средств страховщик должен ориентироваться на сохранность средств и достаточно высокую прибыль.
В связи с тем что страховщик вкладывает в дело средства, которые раньше или позже он должен возвратить страхователям, вопрос гарантий сохранности средств приобретает важнейшее значение.
Страховщик, как правило, тщательно изучает финансовое состояние той фирмы, в которую вкладываются средства, поэтому на западных рынках участие страховой компании в делах той или иной фирмы служит показателем ее устойчивого финансового положения.
Средства страховщика могут быть вложены в любую отрасль народного хозяйства и в любой форме: кредиты, прямое инвестирование, ценные бумаги, недвижимость, произведения искусства, антиквариат и т. д.
Среди ценных бумаг на западном рынке наибольшей популярностью пользуются ценные бумаги с твердым фиксированным доходом, а также акции промышленных, транспортных компаний, которые позволяют извлекать более высокую прибыль. Однако закон средней нормы прибыли в условиях конкуренции приводит к тому, что совокупная прибыль страховщиков (по страховым и коммерческим операциям) мало отличается от других сфер предпринимательской деятельности.
В настоящее время акционерные и кооперативные страховые организации хранят свои средства в основном в коммерческих банках или банках-гарантах (учредителях), при которых они были созданы.
Отдельные наиболее крупные организации начинают вкладывать средства в развитие автосервиса, в недвижимость.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
Организация деятельности страховщика определяется тремя основными факторами: формой собственности, характером деятельности (коммерческой или некоммерческой) и видами страхования.
Прямое подчинение органов государственного страхования финансовым органам привело к смещению ориентиров в деятельности Госстраха: вместо обеспечения страховой защиты общества его деятельность была ориентирована на максимизацию поступления страховых платежей, имеющих значительный фискальный элемент.
На протяжении 70 лет основным оценочным показателем деятельности страховых органов оставался объем поступивших платежей. В таких условиях интересы страхователей отходили на второй план.
В результате к концу 1990-х гг. ассортимент страховых услуг был крайне ограниченным.
В связи с переходом к рынку изменилась общая социально-экономическая ситуация в стране, резко расширился спрос на страховые услуги, что привело к активной перестройке организации страхования. Была ликвидирована монополия государства на проведение страхования, создан ряд самостоятельных страховых организаций на основе различных форм собственности, начали изменяться структура и ориентиры деятельности государственной страховой организации в соответствии с новыми экономическими условиями.
Однако государственное страхование не изжило себя и не должно быть прекращено.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что государственное страхование необходимо. В отличие от коммерческих страховых фирм, которые заинтересованы в получении максимальной прибыли, государственные страховые организации принимают на страхование такие риски, которые имеют большое социальное или экономическое значение, но в которых по тем или иным причинам страховые фирмы не заинтересованы, например страхование военнослужащих, экономические риски ит. д.
Государственные страховые организации могут также обеспечивать страховую защиту тех слоев населения, которым «не по карману» страхование в организациях коммерческого типа.
В настоящее время коренным образом изменяется организация государственного страхования: республиканским структурам системы государственного страхования предоставлена полная самостоятельность; их деятельность переведена на коммерческие основы; формируются крупные государственные коммерческие компании, специализирующиеся на проведении отдельных видов страхования.
Важную роль для государственных страховых компаний играет инвестиционная деятельность.
Государственные страховые организации перестраивают свою внутреннюю структуру так, как считают необходимым. Например, страховые органы Российской Федерации преобразовали большую часть входящих в их состав органов государственного страхования областного звена в акционерные страховые общества.
Так, на базе органов государственного страхования Московской области создана акционерная страховая компания «Подмосковье», органы государственного страхования Москвы преобразованы в государственное коммерческое предприятие «Огинвест».
Госстрах Российской Федерации является одним из учредителей акционерного совместного предприятия «Россия», ориентированного в основном на проведение операций иностранного страхования.
Госстрах Российской Федерации принимает также активное участие в нестраховой деятельности.
Формирование самостоятельных страховых органов в границах государства требует выработки новых форм взаимодействия и сотрудничества между ними.
В связи с этим проводится активная деятельность по образованию добровольных ассоциаций страховых организаций, устав которых, помимо координации работ и оказания взаимопомощи, предусматривает возможность взаимного перестрахования.
Акционерные страховые общества действуют на основе устава, в котором указаны вид деятельности, ее цель, размер уставного фонда, порядок управления, структура руководящих органов. Высшим органом управления страховым акционерным обществом является собрание акционеров.
Акционерная форма собственности обеспечивает контроль со стороны акционеров за использованием страхового фонда и эффективное распоряжение поступающими от страхователей средствами.
Деятельность страховых организаций имеет, как правило, коммерческий характер.
Уставный фонд такого общества может быть первоначально небольшим, но в дальнейшем размер активов общества возрастает за счет поступающих страховых взносов.
На страховом рынке России акционерная форма собственности становится преобладающей: в акционерные преобразуются страховые организации бывшей системы государственного страхования, акционерными страховыми обществами являются «Ингосстрах» и его филиалы; большая часть вновь создаваемых страховых организаций также представлена акционерными обществами.
Среди новых страховых организаций наиболее известным акционерным обществом является «АСКО», которое проводит более 40 видов страхования и имеет филиалы во многих городах России, Украины, Белоруссии и других независимых государств.
Кооперативные страховые общества могут образовываться как для взаимного страхования, так и для осуществления страхования на коммерческих основах.
К основным признакам обществ взаимного страхования относятся добровольность объединения денежных средств на паевых началах и признание основной целью деятельности обеспечение страховой защиты своих членов на наиболее выгодных условиях. Общества взаимного страхования также занимаются коммерческой деятельностью, но только для того, чтобы за счет полученной прибыли максимально удешевить страхование своих членов. В странах с рыночной экономикой такие общества, как правило, имеют значительные налоговые льготы в связи с социальной ориентацией своей деятельности.
В нашей стране до сих пор эта форма страховых организаций широкого распространения не получила. Действует лишь несколько кооперативных страховых организаций, в основном коммерческого типа, которые зачастую преобразовываются в акционерные.
Кроме формы собственности, организационно-техническую структуру страховщиков определяют отраслевая и видовая структуры страховых операций. Именно от потребностей обеспечения страховых операций зависят структура привлекаемых специалистов, группировка их по отделам, состав и количество посредников, наконец, возможности использования страхового фонда в коммерческой деятельности.
Независимые страховые общества в основном проводят те виды страхования, которыми не занимаются государственные страховые компании.
Так, «Центррезерв» проводит страхование работников предприятий на случай полной ликвидации предприятия, на случай сокращения штатов, страхование риска инфляции, сокращения реальных доходов и т. д.
У негосударственных страховых организаций наибольшей популярностью пользуются страхование средств транспорта, имущества кооперативных организаций, страхование дополнительной пенсии.
При этом тарифные ставки по этим видам страхования значительно выше тех, которые применяются государственными органами. Удорожание страховой услуги объясняется некоторым расширением объема страховой ответственности и улучшением качества обслуживания страхователя. Несмотря на высокий тариф, эти страховщики не производят отчислений на предупредительные мероприятия, хотя в некоторых случаях участвуют в качестве спонсоров в мероприятиях культурного и благотворительного характера.
Формирование новых самостоятельных страховых организаций, работа их в условиях конкуренции требуют осуществления со стороны государства или уполномоченного им органа соответствующего контроля за их деятельностью.
Целью такого контроля является защита государственных интересов, имущественных прав страхователей, а также интересов страховщиков, обеспечение им лояльных методов конкуренции. В странах с развитым страховым рынком такие задачи решает орган страхового надзора.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.