Равновесие совокупного спроса и совокупного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

               предложения на рынке благ.

               Позиции классической и кейнсианской теорий

 

    Рынок благ (товаров и услуг) является центральным звеном макроэкономики. Покупателями на рынке благ выступают четыре макроэкономических субъекта:

    1) домашние хозяйства, формирующие потребительский спрос (С);

    2) предприниматели (фирмы), формирующие спрос на инвестиции (I);

    3) государство, осуществляющее государственные закупки товаров и услуг за счет государственных расходов (G);

    4) «заграница» (внешний мир), создающая спрос на чистый экспорт (Хn).

    Все четыре макроэкономических субъекта формируют совокупный спрос, имеющий в своем составе следующие компоненты:

AD = C + I + G + Х n.

Каждый из компонентов в меру своих особенностей влияет на величину совокупного спроса (AD) и ее динамику. Наиболее действенными являются первые два:

- потребительский спрос (С), на долю которого приходится более половины конечного совокупного продукта;

- инвестиционный спрос (I), самая изменчивая и подверженная конъюнктурным колебаниям часть совокупных расходов, составляющая около 20 % величины этих расходов.

Два следующих компонента при известных условиях относительно предсказуемы и влиятельны, поэтому в дальнейшем для простоты анализа будет использована упрощенная модель совокупного спроса без этих составляющих, соответствующая модели закрытой экономики.

Совокупный спрос (AD) – это модель, показывающая различные объемы благ, т. е. реальный объем национального производства в денежном выражении, который потребители, фирмы, правительство и внешний мир готовы купить при любом возможном уровне цен. Это синоним совокупных расходов.

Совокупное предложение (AS) – это модель, показывающая уровень реального производства в экономике при каждом возможном уровне цен. Это синоним ВНП (ВВП), совокупного дохода (Y).

AS = ВНП = Y .

    Макроэкономическое равновесие на товарном рынке достигается через механизм согласования совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Экономическая система находится в равновесии при условии, что совокупный спрос равен совокупному предложению и равен величине совокупного дохода, т. е.:

AD = C + I + G + Xn = AS =Y.

    В мировой экономической науке выделяют два основных направления регулирования национального производства в условиях рынка.

    Первое – классическое направление автоматического саморегулирования рыночной системы (представители – Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу), в котором приоритетная роль отводится совокупному предложению (AS) и утверждается, что предложение само порождает спрос. В этой модели равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достижимо при равенстве инвестируемых сбережений (S) и кредитуемых инвестиций (I), обусловленном рыночной равновесной процентной ставкой (r).

    Второе – кейнсианское направление (Дж. М. Кейнс), исходящее из необходимости государственного регулирования экономики, получило название теории «эффективного совокупного спроса». В основу кейнсианской модели макроэкономического равновесия положено такое взаимодействие спроса и предложения, в котором приоритетная роль отводится совокупному спросу (AD). Смысл регулирования экономики состоит в том, чтобы, манипулируя величиной совокупного спроса (AD), «подогнать» его объем к размеру реально созданного или желаемого валового национального продукта (AS = ВНП = Y) и тем самым обеспечить равновесие. Эта величина совокупного спроса называется эффективным спросом, обусловливающим равновесие на товарном рынке. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить действенный контроль за совокупным спросом. Это приведет к наиболее полному использованию производственных мощностей и обеспечению оптимального уровня занятости в национальной экономике.

    Кейнсианская теория перевернула причинно-следственную связь между предложением и спросом, утверждая, что спрос создает собственное предложение, а не наоборот, как гласит классическая теория.

    В данном разделе пособия предложена к детальному изучению кейнсианская модель макроэкономического равновесия как более адекватная объективным условиям рыночной системы хозяйства. В рамках этой модели представлен анализ ее компонентов во взаимосвязях и взаимозависимостях.

 

 

    5.2. Потребление и сбережения: понятия, взаимосвязь

               и различия, склонность к потреблению

    и сбережению, функции потребления и сбережения,

    факторы, влияющие на динамику их показателей

 

    Потребление (С) представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение товаров и услуг.

    Уровень потребления различен в разных социальных группах и зависит от многих факторов, основным из которых является доход населения. Величина полученного текущего дохода (Y) предопределяет объем потребления (С), т е. потребление является зависимой переменной от дохода, поэтому с увеличением дохода увеличивается потребление.

    Однако Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет их доход. Это объясняется желанием людей тратить только часть дохода на текущее потребление, сберегая оставшуюся часть дохода в надежде, что в будущем она принесет большую полезность, чем в настоящем.

 

Доход (Y)

             Потребление (С)         Сбережения (S)  

    Сбережения (S) – это отсроченное на будущее потребление или часть дохода, которая не потребляется в настоящее время. Они равны разнице между доходами (Y) и текущим потреблением (С), т. е.,

Y = С + S; S = Y C.

    Сбережения - это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд. Сбережения делаются фирмами и домашними хозяйствами по побуждающим их мотивам.

 

Мотивы сбережения

фирм: домашних хозяйств:
инвестирование на расширение производства и увеличение прибыли 1) покупки дорогостоящих товаров, недвижимости; 2) обеспечение старости;
  3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезни, несчастный случай и т.д.);
  4) обеспечение детей в будущем;
  5) желание обеспечить доходы в форме процента;
  6) скупость и др.

        

Исходя из уравнения Y = С +S, часть доходов идет на личное потребление (С), а избыток принимает форму сбережений (S). Вместе с тем расходы общества можно представить, с одной стороны, как спрос на потребительские нужды (С), а с другой – на инвестиционные (I). Тогда предыдущее уравнение трансформируется и имеет вид

Y =С + I.

Взаимосвязь дохода и потребления, дохода и сбережения называется, соответственно, функцией потребления и функцией сбережения.

    Функция потребления С = f (Y).

    Функция сбережения S = f (Y).

Фактическим доходом, определяющим величину потребления и сбережения, является располагаемый доход (Yd), который определяется исходя из текущего дохода (Y) за минусом налоговых отчислений (Т), т. е.:

Yd = Y Т.

    Психологический фактор, отмеченный Кейнсом, отражается в показателях, которые он назвал средней склонностью к потреблению и средней склонностью к сбережению.

    Средняя склонность к потреблению (АРС) – это доля располагаемого дохода, которая тратится на потребление.

.

    Средняя  склонность к сбережению (АРS) – это доля располагаемого дохода, которая сберегается.

.

Реакцию потребителя на изменение дохода выражают показатели предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

    Предельная склонность к потреблению (МРС) – доля изменения потребительских расходов в каждой дополнительной денежной единице дохода, которая его вызвала.

.

    Предельная склонность к сбережению (МРS) – доля изменения сбережений в каждой дополнительной денежной единице дохода, которая его вызвала:

.

    Аналогично тому, как потребление и сбережения составляют в сумме доход (С + S = Уd), так и предельная склонность к потреблению и сбережению в расчете на одну денежную единицу должна в сумме равняться единице:

ΔС + ΔS = ΔYd;

;

МРC + МРS = 1.

Следовательно: МРС = 1 – МРS, МРS = 1 – МРС.

    Для характеристики и анализа совокупного потребления, которое нельзя свести к простой сумме отдельных семей, хозяйств и социальных групп, сформулированы следующие положения кейнсианской теории, отражающей взаимозависимости между потреблением, доходом и сбережениями:

    1. Потребление (С) есть функция располагаемого дохода (Yd):


С = f (Yd).

    2. Величина предельной склонности к потреблению (МРС) характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода и находится в пределах от 0 до 1, т. е.              0 < МРС < 1. Больше 0 означает, что потребление растет; меньше 1 означает, что потребление растет меньше, чем доход .

    3. По мере роста дохода растут и потребление, и сбережения; но доля дохода, направляемая на потребление, уменьшается в соответствии с «основным психологическим законом»

;

YdАРСАРS↑.

При этом: МРС < АРС.

Кейнсианская простейшая функция потребления имеет вид

С = Са + МРС · (Y Т),

где С – потребительские расходы; Са  - автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям; МРС – предельная склонность к потреблению; Y – доход; Т – налоговые отчисления; (Y-Т) – располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений, Yd).

Простейшая функция сбережения имеет вид

S =а + (1 – МРС) · (Y – Т)

или S =а + МРS · (Y – Т),

где S – величина сбережений домашних хозяйств; Са – автономное потребление; (1 – МРС) – предельная склонность к сбережению; Y – доход; Т – налоговые отчисления.

    Например, если функция потребления выражена зависимостью        С = 40 + 0,6Y, то соответствующая ей функция сбережения записывается S = -40 + 0,4Y. Данная взаимозависимость между потреблением и сбережениями изображена графически на рис. 5.1:

- на оси абсцисс – значения дохода (Y);

- на оси ординат – значения величины потребления (С) и сбережений (S);

- функция потребления С = Са + МРС · Y изображена прямой линией, поднятой на величину автономного потребления (Са) над


осью абсцисс с наклоном к оси абсцисс под углом α, тангенс которого равен значению предельной склонности к потреблению:

- на биссектрисе ОК, в каждой ее точке значение дохода (Y) равно объему потребления (С), т. е.:

Y = С, значит, S = 0;

- в точке А (пересечение линии потребления и биссектрисы)

Y = С, значит, S = 0.

Чтобы построить линию сбережения, нужно спроецировать точку А на ось абсцисс и получить точку В – первую точку линии сбережения. В точке В при уровне дохода Y = С  величина сбережения   S = 0. Вторая точка, через которую проходит линия сбережения, находится на оси ординат при нулевом доходе в точке -Са, расположенной ниже начала координат на расстоянии Са. Это значит, что при уровне дохода Y = 0 потребление равно автономному (С = Са) и осуществляется за счет сбережений. Поэтому точка -Са имеет отрицательное значение. Соединив точку В и точку -Са, получаем линию сбережения: S = -Са + MРS · Y. При этом наклон линии сбережения к оси абсцисс, равный tgß, соответствует величине предельной склонности к сбережению:

.

K

C, S                                                                            C = Ca +  MPC · Y

 

 

                                                                          A

                                                                                     Y = C, S = 0


                                                         α

                                        Са                                                        S = -Ca + MPS ·Y

                       45°      B                                                                                                Y

                  0                       S = 0

                    -Са          β                        

                         

 

Рис. 5.1. Взаимозависимость простейших кейнсианских функций

потребления и сбережения

    Помимо дохода, на динамику потребления и сбережения влияют другие факторы:

1) рост налогов сокращает потребление и сбережения;

2) повышение цен вызывает разную реакцию в потреблении и сбережениях у групп населения с различными доходами;

3) экономические ожидания, в частности ожидания повышения цен и ажиотажного спроса на товары с последующим товарным дефицитом, приводят к росту потребления;

4) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве (недвижимое имущество, ценные бумаги): чем больше в семье его размеры, тем больше величина потребления и меньше величина сбережения;

5) рост предложения на рынке способствует сокращению сбережений.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 315.