Что изучает методологическая педагогика?
В чем состоит содержание основных положений методологической педагогики?
Методология педагогики– учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.
В педагогике, как в любой другой науке, признано существование иерархии методологий и выделяются:
- общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);
- частно-научная (методология педагогики или др. науки);
- предметно-тематическая (например, в педагогике методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и т. д.).
Общая методология педагогики обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нем тех педагогических феноменов, которые она изучает. Она предполагает учет:
основных положений и принципов материалистической диалектики (эти положения являются общими для нее и для психологии);
закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
закона отрицания отрицания, в соответствии с которым формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
основных категорий материалистической диалектики;
представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.
Специальная методология педагогики позволяет ей формулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Она учитывает:
устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
особенности формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
единство воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);
представления о целостном формировании личности в группе (коллективе).
Частная методология педагогики представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования ее явлений. Она предполагает также установление:
закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;
неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;
соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.
Контрольная работа
Гребенкиной А.Д.
по дисциплине: Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
Практическая работа №2
Тема: Структура научного исследования
Задания: Для выбранной темы
Сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте их адекватность.
Что изучает методологическая педагогика?
В чем состоит содержание основных положений методологической педагогики?
Методология педагогики– учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.
В педагогике, как в любой другой науке, признано существование иерархии методологий и выделяются:
- общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);
- частно-научная (методология педагогики или др. науки);
- предметно-тематическая (например, в педагогике методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и т. д.).
Общая методология педагогики обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нем тех педагогических феноменов, которые она изучает. Она предполагает учет:
основных положений и принципов материалистической диалектики (эти положения являются общими для нее и для психологии);
закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
закона отрицания отрицания, в соответствии с которым формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
основных категорий материалистической диалектики;
представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.
Специальная методология педагогики позволяет ей формулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Она учитывает:
устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
особенности формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
единство воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);
представления о целостном формировании личности в группе (коллективе).
Частная методология педагогики представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования ее явлений. Она предполагает также установление:
закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;
неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;
соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 317.