Цель и выбор темы контрольной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МАКРОЭКОНОМИКА

 

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения,

обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»

 

 

Санкт-Петербург

2017

 

УДК -----------

ББК -----------

Г--------

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Института Экономики, менеджмента и информационных технологий

 (протокол № ____ от «___» __________ 2017 г.)

 

 

Составитель:

доктор экономических наук, профессор О.В. Бургонов

Рецензент:

доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета Ивлева Е.С.

 

 

О-64 Макроэкономика: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. О.В. Бургонов; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург­ского университета технологий управления и экономики, 2017. — 35 с.

ISBN 978-5-----------------------------

 

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»

 

 

                                                                                                                      УДК ----------

ББК -----------

                                             ISBN 978-5---------------                      

 © Бургонов О.В., составление, 2017                                                

                     © СПбУТУиЭ, 2017



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольных работ 4
1.1 Общее положение по дисциплине 4
1.2 Критерии оценки выполнения контрольной работы 5
1.3 Рекомендации по оформлению контрольной работы 5
2. Контрольная работа(-ы) 6
2.1 Методические указания по выполнению контрольной работы 6
2.2 Задания на контрольную работу 9
2.3 Защита контрольной работы 16
Список рекомендуемой литературы 17
Приложение 1. Титульный лист контрольной работы 18


ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов компетенций в области функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых макроэкономических проблем и подходах к их самостоятельному анализу и решению, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности, понимания экономических процессов в мире и России.

Целью выполнения контрольной работы является проверка степени усвоения студентами материала по курсу “Макроэкономика” в процессе самостоятельной работы с прочитанным курсом лекций и дополнительной литературы, перечень которой приведён в настоящих Методических указаниях.

Задачи дисциплины:

•     овладение теоретическими основами и методологией макроэкономического анализа;

•     приобретение знаний, умений и навыков по оценке механизма функционирования национальной экономики в различных экономических условиях;

•     формирование навыков самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;

•     формирование умений и навыков экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;

•     формирование умений и навыков оценки результативности и социально-экономических последствий фискальных и монетарных инструментов, используемых при проведении стабилизационной политики государства.

1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольных работ

1.1 Общее положение по дисциплине

Контрольная работа выполняется бакалаврами в соответствии с учебными планами.

Написание контрольной работы - важнейший элемент учебного процесса, имеющий целью более углубленное изучение курса макроэкономики и приобретение бакалаврами навыков самостоятельного научного исследования.

Работа выполняется бакалаврами во внеаудиторное время по одной из тем макроэкономики, указанной в тематике контрольных работ.

Контрольная работа должна представлять собой законченную разработку актуального вопроса макроэкономики и включать в себя как теоретическую часть, где бакалавр должен продемонстрировать знания теории макроэкономики по разрабатываемой теме, так и методическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы макроэкономического анализа, эконометрического моделирования и прогнозирования для решения поставленных в контрольной работе задач.

Описание дисциплины

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Итак, макроэкономика изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Контрольная работа.

Рекомендации по содержанию контрольной работы

 

Опираясь на собранный материал, студент, прежде всего, составляет план теоретических вопросов контрольной работы. Вопросы плана должны быть логически взаимосвязаны. Это позволит создать продуманную структуру ответа на вопрос, наиболее отвечающую выбранной теме. Важно не перегружать план большим количеством мелких вопросов. Наиболее оптимальным можно считать такой план, который состоит из введения, заключения, основного содержания, которые могут включать по два-три параграфа. Вопросы плана не должны повторять название темы.

 

Необходимо внимательно выбирать, отрабатывать и систематизировать весь материал. В процессе работы план может изменяться в связи с уточнением или более полным освоением материала.

Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономика» должна иметь следующую структуру:

1 Титульный лист.

2 Оглавление.

3 Введение.

4 Основная часть контрольной работы, состоящая из ответов на теоретические вопросы и решение задач.

5 Заключение.

6 Список использованных источников.

7 Приложения.

Количество страниц в работе 25-30.

Введение.

Во введении на 2-3 страницах обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, отражается уровень теоретической разработки проблемы, а также используемые методы анализа и информационная база контрольной работы.

Ответы на теоретические вопросы контрольной работы должны состоять из трех разделов, каждый из которых подразделяется на параграфы. Содержание первого раздела носит теоретико-методологический характер. В этой части контрольной работы, как правило,

§ производится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой проблемы в литературных источниках;

§ обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по этой проблеме;

§ приводятся используемые в работе методы решения намеченных исследовательских задач;

§ изучается экономическая сущность исследуемого явления, его генезис, эволюция, виды, классификации.

Первый раздел должен быть посвящен изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В одном из параграфов первого раздела рекомендуется рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени.

Выполненный на высоком уровне первый раздел должен обладать следующими характеристиками:

§ глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;

§ анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;

§ группировка и обобщение рассматриваемых подходов;

§ соответствие структуры и содержания раздела теме и выводам по разделу в целом.

Анализ должен проводиться либо на примере реального субъекта хозяйствования, либо с использованием статистической информации о состоянии исследуемого явления в России (в сравнении с другими странами).

Положительным моментом при проведении анализа является использование информации, полученной в ходе самостоятельного исследования, применение экономико-математических методов и эконометрических моделей, оценка эффективности конкретных действий, программ и мероприятий.

Ответ на вопрос должен обладать следующими характеристиками:

§ глубокая характеристика объекта исследования и выявление характеристик, значимых с точки зрения предмета исследования;

§ наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы исследования, характеристики используемой статистической или иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и прочее;

§ глубокий анализ полученных результатов, предполагающий выявление взаимосвязей, оценку силы влияния факторов, расчет зависимостей и прочее;

§ наличие выводов по разделу в целом.

В конце ответа на вопрос на основании оценки состояния исследуемого явления или процесса, данной во втором разделе работы, выявляются основные тенденции и проблемы развития, динамика их изменения, формируются прогнозные оценки будущего состояния исследуемых процессов или явлений, определяются возможные пути разрешения выявленных в ходе анализа проблем их развития. Предлагаются рекомендации и конкретные практические решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа.

Выполненный на высоком уровне анализ должен обладать следующими характеристиками:

§ наличие самостоятельно разработанных рекомендаций;

§ связь предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа;

§ конкретность рекомендаций;

§ экономическая обоснованность предлагаемых рекомендаций. Все разделы и параграфы контрольной работы должны быть логически увязаны между собой так, что каждый предыдущий раздел, параграф создает методологическую основу для исследований, намечаемых в последующих разделах, параграфах.

Заключение.

В разделе «Заключение» кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа проблемы, и предложения, направленные на совершенствование существующей практики, а также дается объективная, научно-обоснованная оценка полученных результатов.

Здесь логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно, по пунктам.

Приложения.

В приложении следует помещать промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, методики, инструкции, заполненные формы отчетности или другие документы, непосредственно касающиеся темы контрольной работы. В приложениях помещаются вспомогательные материалы (схемы, таблицы, алгоритмы и др.) и промежуточные результаты.

Задания на контрольную работу

Вариант № 1

Теоретический вопрос.

Методология и инструментарий макроэкономических исследований. Общенаучные и специфические методы.

Теоретический вопрос.

Макроэкономическая интерпретация результатов денежно кредитной политики.

Задача 1.

Известно, что в прошедшем году при фактическом уровне цен Р = 10 население страны ожидало их повышения на 10% в год, но реально годовой темп прироста цен составил 5%.

1) Какой уровень цен будет ожидать население в будущем году, если оно, формируя новые ценовые ожидания, корректирует свои исходные оценки темпа инфляции, учитывая 2/3 величины ошибок прогноза прошлого периода?

2) Каковы будут прогнозные оценки будущего уровня цен в том случае, когда население полностью учитывает прошлые ошибки прогноза?

3) Какой величины достиг бы ожидаемый уровень цен в будущем году, если бы население не учитывало ошибки прогноза прошлого периода?

Задача 2.

Равновесный реальный национальный доход в открытой экономике составил 6000 ед, при чистых инвестициях 1200 ед., сбережениях государства 100 ед., трансфертных платежах населению 200 ед., подоходном налоге 500 ед., чистом экспорте -90 ед.

1) Какой объем потребительских расходов домохозяйств позволил обеспечить равновесие кругооборота в экономике?

 

Вариант № 2

Теоретический вопрос.

Основные макроэкономические субъекты: мотивация поведения и функциональная роль в экономике. Планы и решения экономических субъектов.

Теоретический вопрос.

Сущность и измерение экономического роста. Типы экономического роста. Неокейнсианские модели равновесного экономического роста: модели Е. Домара и Р. Харрода.

Задача 1.

Рассмотрим открытую экономическую систему, в которой бюджеты различных макроэкономических субъектов определяются следующими потоками. Домохозяйства: заработная плата 2000, расходы на потребление 1600, прямые налоги 200, трансфертные платежи 300. Государство: государственные расходы 700, косвенные налоги 100. Фирмы: амортизация 500, чистые инвестиции 800, прямые налоги 150, нераспределенная прибыль 50.

Определите: сбережения домохозяйств; национальные сбережения; заемные средства на рынке иностранного капитала; валовой национальный продукт; национальный доход.

Задача 2.

Среднестатистическая семья в стране состоит из 3 человек, а среднедушевой доход равен 80 тыс. руб. в месяц. Ежемесячные расходы семьи на покупку товаров и оплату услуг составляют 190 тыс. руб. Из каждых 100 тыс. руб. текущего дохода, семья помещает на срочный банковский счет 40 тыс. руб.

А) Какой формулой задается функция потребления и постройте кривую потребления.

Б) Рассчитайте среднюю склонность к сбережению при среднедушевом доходе в 1 млн. руб.

 

Вариант № 3

Теоретический вопрос.

Сущность потребительского выбора на макроуровне и его оптимизация. Межвременное бюджетное ограничение.

Теоретический вопрос.

Сущность циклического развития и его характерные особенности. Изменение экономических показателей в ходе цикла. Модель Н. Калдора как пример эндогенного подхода к объяснению экономического цикла.

Задача 1.

Ожидается, что покупка станка стоимостью 50 млн. руб. обеспечит чистый доход 15 млн. руб. после первого года использования и 10 млн. руб. - после второго. Затем станок может быть продан за 35 млн. руб. Выгодно ли покупать станок, если реальная процентная ставка постоянна и равна 10% годовых? Обоснуйте свой вывод расчетами.

Задача 2.

Номинальная процентная ставка постоянна и составляет 10% годовых. Ожидаемый годовой темп инфляции 8 %.

Определите реальную стоимость срочного вклада на сумму 3 млн. руб.:

а) через 1 год; б) через 3 года.

Вариант № 4

Теоретический вопрос.

Потребительский выбор при эндогенном формировании дохода. Неоклассическая модель. Модификация функции потребления при рационировании кредита. Потребительский выбор в ТРО.

Теоретический вопрос.

Понятие инфляции. Основные виды инфляции. Причины возникновения, факторы развития и издержки инфляции.

Задача 1.

Даны следующие макроэкономические показатели (в денежных единицах):

Косвенные налоги на бизнес Заработная плата Доходы, полученные за рубежом Проценты по государственным облигациям Арендная плата Доходы от собственности Экспорт Импорт Стоимость потребленного капитала (амортизационные отчисления) Государственные закупки товаров и услуг Дивиденды Нераспределенная прибыль корпораций Процентные платежи Валовые инвестиции Трансфертные платежи Расходы на личное потребление Индивидуальные налоги Налог на прибыль корпораций Взносы на социальное страхование Доходы, полученные иностранцами 11 382 12 19 24 63 57 10 17 105 18 4 25 76 16 325 41 9 43 8

Определить: ВНП (двумя способами), ВВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД, личные сбережения, сальдо торгового баланса, чистые инвестиции.

 

Задача 2.

Инвестиционный спрос в национальной экономике описывается: I = 1000 – 5000r, а потребительские расходы: С = 100 + 0,7Y. Реальная процентная ставка (r) равна 10%. Уровень цен постоянен. Определите.

1. объем инвестиций;

2. равновесный объем национального дохода;

3. темп прироста равновесного объема национального дохода при снижении процентной ставки до 4%.

Вариант № 5

Теоретический вопрос.

Модель акселератора инвестиционного процесса. Влияние фондового рынка на инвестиционные решения фирм. Влияние ограничений по заимствованию на инвестиционные решения.

Теоретический вопрос.

Комбинированная экономическая политика. Стабилизационная политика. Сочетание целей.

Задача 1.

Производственная функция хозяйственной системы имеет вид: Y=N3/4К1/4. В экономике достигнута полная занятость при N=81 и начальном капитале Ко=256. Процентная ставка 10% годовых. Коэффициент чувствительности предпринимателей к инвестиционному стимулу: In = 2000. Государство не регулирует процесс воспроизводства.

Необходимо определить:

1) спрос на инвестиции;

2) объем потребительских расходов домохозяйств;

3) предельную склонность к потреблению по процентной ставке при автономном потреблении 50 ед.

 

Задача 2.

Экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия при реальном объеме национального производства Y = 1000. Спрос на реальные кассовые остатки описывается формулой: L = (M/P)d = кY, где k = 1/v - коэффициент кассовых остатков у публики. Предложение номинального количества денег является функцией от денежной базы. Денежная база Н = 500. Норма обязательных резервов равна 0,15. Норматив кассовых остатков коммерческих банков 0,05. Коэффициент депонирования денежной наличности 0,5.

Рассчитайте: а) денежный мультипликатор (m);

б) равновесный уровень цен при к = 0,2.

Вариант № 6

Теоретический вопрос.

Особенности функционирования рынка товаров и услуг в краткосрочном и долгосрочном периодах. Использование модели “совокупный спрос - совокупное предложение” для интерпретации процессов, происходящих в российской экономике.

Теоретический вопрос.

Рынок труда и его структура. Функционирование рынка труда в краткосрочном и долгосрочном периоде. Кривая спроса на труд и факторы, определяющие ее сдвиги.

Задача 1.

Номинальное количество денег в обращении М = 540. Коэффициент кассовых остатков у публики k= 1/v = 0,6. Производственная функция характеризуется формулой: У = 2N1/2. Функция инвестиций имеет вид: I = 30 - 100i. Функция сбережений: S = -5 + 250i. Реальная ставка заработной платы в условиях полной занятости: W/P = 0,025.

Необходимо определить: а) равновесный уровень цен;

б) процентную ставку;

в) реальный объем потребления.

Задача 2.

В экономике с постоянным уровнем цен (Р=4) и отсутствием государственного вмешательства предприниматели ежегодно инвестируют в производство 100 ед. независимо от уровня реальной процентной ставки, а их предельная склонность к инвестированию по процентной ставке равна 20. Население имеет предельную склонность к потреблению 0,5, а когда его доход достигает 180 ед., оно доводит свой объем сбережений до 40 ед. В обращении находится 320 ден. ед. Трансакционный спрос на реальные кассовые остатки представлен функцией: Lt=0,2Y, а спрос на деньги как на имущество: L=120-40i.

1) Составьте уравнение кривой IS.

2) Составьте уравнение кривой LM.

3) Определите долю трансакционного спроса в общем объеме спроса на реальные кассовые остатки в условиях совместного равновесия.

 

Вариант № 7

Теоретический вопрос.

Сущность и функции денег. Денежная масса и показатели ее измерения. Номинальная и реальная ставка процента. Уравнение Фишера. Предложение денег. Кривая предложения денег.

Теоретический вопрос.

Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Теоретическое обоснование, экономико-математическая и графическая интерпретация кривой Филипса.

Задача 1.

Зависимость между величиной национального дохода и объемом потребления домашних хозяйств задана следующей таблицей

Y 200 350 500 650
C 300 375 450 525

Определить:

а) алгебраический вид кейнсианской функции потребления;

б) при каком доходе сбережения равны нулю?

Задача 2.

Уровень безработицы в текущем году (U) составил 7 %, а реальный ВНП (Y) - 800 млрд руб. Естественный уровень безработицы (U*) - 6%. Определите величину потенциального ВНП (Y*), если коэффициент Оукена (β) равен 3.

Вариант № 8.

Теоретический вопрос.

Спрос на деньги. Мотивы, определяющие спрос на деньги. Неоклассический подход. Количественная теория денег и уровень цен. Спрос на деньги в кейнсианской концепции. Монетаристский подход к спросу на деньги. Модель Баумоля-Тобина. Нейтральность и супернейтральность денег.

Теоретический вопрос.

Фискальная политика государства. Дефицит государственного бюджета и государственный долг.

Задача 1.

Используя закон Оукена, рассчитайте относительное отставание фактического ВВП от потенциального и величину потерь ВВП, вызванных циклической безработицей при следующих данных: фактический уровень безработицы - 9,4 %, фактический объем производства - 585 млрд руб., естественный уровень безработицы - 4 %, коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы - 3.

Задача 2.

Известно, что индекс потребительских цен в 1991 г. был равен 110 %, а в 1992 г. - 125 %. Считая, что темп инфляции в следующем году не изменится, вы решили предоставить другу заем, предполагая получить со своих денег 5 % годовых. Какова будет реальная доходность вашего капитала, если темп инфляции по итогам года составит 15 %?

 

Вариант № 9.

Теоретический вопрос.

Понятие совместного равновесия. Теоретическое обоснование построения кривых IS и LM. Модель IS-LM с фиксированными ценами. Механизм установления совместного равновесия на рынках благ и финансовых активов. Анализ экономических колебаний на основе модели IS-LM.

Теоретический вопрос.

Анализ механизма развития инфляции спроса. Развитие инфляции при монетарном импульсе. Особенности развития инфляции при фискальном импульсе. Антиинфляционная политика государства.

Задача 1.

Реальный ВНП 1995 года составил 2400 млрд ден. ед. Номинальный ВНП 1996 года равен 2250 млрд ден. ед., а дефлятор ВНП - 0,9. Определите темп экономического роста и фазу цикла.

Задача 2.

Рыночная корзина состоит из 3 кг муки и 2 кг яблок. Начальная цена муки равна 8 руб./кг, яблок - 10 руб./кг. Цена муки не изменилась. Найти величину индекса потребительских цен (дефлятора), отражающего степень развития инфляционных процессов, если цена яблок выросла на 60 %.

 

Вариант № 10

Теоретический вопрос.

Потребительский выбор при экзогенном формировании дохода. Кейнсианская модель. Модель жизненного цикла, перманентного дохода.

Теоретический вопрос.

Экономическое содержание процесса инвестирования. Кейнсианская модель инвестиционных решений.

Задача 1.

Фактический объем производства за год составил 800 млрд руб., фактический уровень безработицы - 10 %, естественный уровень безработицы - 4 %. Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2.

Определите:

А) величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального и прокомментируйте ситуацию;

Б) величину потерь ВВП, вызванных циклической безработицей.

Задача 2.

В текущем году реальный ВНП составил 2100 ден. ед., численность населения - 105 чел. В предыдущем году (базовом) реальный ВНП составил 2000 ден. ед., численность населения - 100 чел. Определить темпы экономического роста общего объема ВНП и на душу населения.

 

Вариант № 11

Теоретический вопрос.

Факторы, определяющие совокупный спрос. Кривая совокупного спроса и предпосылки ее построения. Теоретические подходы к обоснованию вида краткосрочной кривой совокупного предложения. Факторы, определяющие эластичность краткосрочной кривой совокупного предложения. Краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие в модели “совокупный спрос - совокупное предложение”. Механизм восстановления краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Теоретический вопрос.

Эндогенные и эндогенные теории цикла. Модель Самуэльсона-Хикса. Факторы, определяющие характер экономической динамики и устойчивость динамического равновесия в долгосрочном периоде.

Задача 1.

В табл. задана кривая совокупного предложения. Постройте её график. Определите значения:

а) величины потенциального ВВП;

б) уровня цен Р1;

в) уровня цен Р2;

г) объема национального производства.

Таблица

Р 1,6 1,8 2,2 1,6 2,4 Р1 Р2 1,7
AS 30 40 50 20 50 10 42 Q

 

Задача 2.

В табл. представлены данные, характеризующие совокупное предложение. Определите, в каких пределах изменяется объем реального ВНП и уровень цен на кейнсианском, промежуточном и классическом участках кривой AS?

Таблица

Уровень цен Произведенный ВНП в реальном выражении
250 2000
225 2000
200 1900
175 1700
150 1400
125 1000
125 500
125 0

 

Вариант № 12

Теоретический вопрос.

Модель IS-LM с гибкими ценами. Механизм достижения совместного равновесия. Ликвидная и инвестиционные ловушки.

Теоретический вопрос.

Сравнительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики.

Задача 1.

Национальное производство составило: потребительских товаров - 200 млрд руб., средств производства - 50 млрд руб. К концу текущего года 10 % произведенных средств производства должны быть заменены новыми в связи с их полным полезным использованием. Рассчитайте: величину ВНП, ЧНП, объем валовых и чистых инвестиций.

Задача 2.

Связь между объемом выпуска и факторами производства в экономике описывается производственной функцией: У = N1/2K1/2 при имеющемся объеме капитала: Ко = 81. Полная занятость в экономике достигается при N = 100. Функция потребления: С=20+ 0,8Y + 0,1M/Р. Функция инвестиций: I = 40 - 4i. Спрос на реальные кассовые остатки: L = 60 + 0,8Y - 2i. Объем номинальной денежной массы: Мо = 80. В краткосрочном периоде уровень цен равен 1, в долгосрочном периоде цены гибкие.

Необходимо определить равновесный объем производства в краткосрочном периоде.

 

Вариант № 13

Теоретический вопрос.

Ожидания в макроэкономике. Основные концепции и модели формирования ожиданий. Виды функциональных зависимостей, изучаемых макроэкономикой. Основные типы макроэкономических моделей.

Теоретический вопрос.

Модель кругооборота доходов и расходов как инструмент анализа системы связей между макроэкономическими субъектами. Деньги в модели кругооборота.

Задача 1.

Номинальное количество денег в обращении М = 540. Коэффициент реальных кассовых остатков у публики k = 1/v = 0,6. Производственная функция характеризуется формулой: 2N0,5. Функция инвестиций имеет вид: I = 30 - 100i, сбережений: S = -5 + 250i. Реальная ставка заработной платы в условиях полной занятости w = 0,025. Необходимо определить:

· равновесный уровень цен;

· процентную ставку;

· реальный объем потребления.

Задача 2.

В закрытой экономике без экономической активности государства функция потребления домашних хозяйств имеет вид: С = 10 +0,8Y; предприниматели ежегодно планируют объем автономных инвестиций в размере 17 ед. благ; известны объемы произведенного в течение 5 последних лет национального дохода:

t 1 2 3 4 5
Y 100 120 135 140 150

Определить объемы незапланированных инвестиций в каждом году.

 

Вариант № 14

Теоретический вопрос.

Механизм формирования банковских резервов. Коэффициент депонирования денег. Денежная база. Депозитный, денежный и кредитный мультипликаторы.

Теоретический вопрос.

Кейнсианская модель функционирования рынка труда в краткосрочном периоде. Кривая спроса на труд и факторы, определяющие ее сдвиги.

Задача 1.

Структурный состав населения характеризуется следующими данными. Общая численность населения -258 млн. чел. В том числе; нетрудоспособных -63 млн. чел., трудоспособных, но не желающих работать -65,5 млн. чел., численность занятых- 120,8 млн. чел. Рассчитайте уровень фактической безработицы в стране.

Задача 2.

Предположим, что состояние экономики, описываемой моделью Самуэльсона-Хикса, в базисном периоде характеризуется Следующими параметрами. Предельная склонность к потреблению: Сy=0,8. Величина акселератора µ=0,3. Автономное потребление: C0=50. Автономные инвестиции: I0 =200.

1) Какова величина национального дохода в условиях долгосрочного динамического равновесия?

2) Как изменится равновесная величина национального дохода, если автономные инвестиции снизятся на 40 ед.?

3) Будет ли новое равновесие устойчивым?

4) Какова будет равновесная величина национального дохода, если при снижении автономных инвестиций на 40 ед. предельная склонность к потреблению уменьшится до 0,7?

5) Сохранится ли в этом случае устойчивость нового динамического равновесия?

6) Какое основное отличие в динамике национального дохода порождается снижением предельной склонности к потреблению от 0,8 до 0,7 при стабильном значении µ = 0,3?

 

Защита контрольной работы

Представленная на кафедру контрольная работа, регистрируется на кафедре.

В случае если преподаватель обнаруживает в работе серьезные ошибки и недостатки, то она возвращается студенту для полной или частичной доработки.

Если работа не допущена к защите, то рекомендуется переработать ее с учетом замечаний преподавателя и вторично сдать на рецензию.

Предельный срок сдачи контрольной работы на кафедру не позднее месяца до начала экзамена.

Заключительный этап в выполнении контрольной работы – защита. Основой для подготовки и защиты контрольной работы является допуск руководителя.

На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по теме, а также ответить на замечания руководителя и заданные устные вопросы. После этого преподаватель выносит окончательную оценку контрольной работы. В зависимости от качества защиты студентом своей работы он может повысить или понизить предварительную оценку преподавателя.

Защита контрольной работы - это подведение итогов самостоятельной работы студента. В результате он получает право допуска к экзамену по дисциплине.

Лучшие контрольные работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, а также в качестве рефератов на семинарских занятиях.

После защиты, контрольная работа сдается на кафедру.

Список рекомендуемой литературы

Список рекомендованной литературы представлен в фонде оценочных средств по дисциплине.

 


Приложение 1. Титульный лист контрольной работы


ЧОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

МАКРОЭКОНОМИКА

 

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения,

обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»

 

 

Санкт-Петербург

2017

 

УДК -----------

ББК -----------

Г--------

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Института Экономики, менеджмента и информационных технологий

 (протокол № ____ от «___» __________ 2017 г.)

 

 

Составитель:

доктор экономических наук, профессор О.В. Бургонов

Рецензент:

доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета Ивлева Е.С.

 

 

О-64 Макроэкономика: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. О.В. Бургонов; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург­ского университета технологий управления и экономики, 2017. — 35 с.

ISBN 978-5-----------------------------

 

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»

 

 

                                                                                                                      УДК ----------

ББК -----------

                                             ISBN 978-5---------------                      

 © Бургонов О.В., составление, 2017                                                

                     © СПбУТУиЭ, 2017



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольных работ 4
1.1 Общее положение по дисциплине 4
1.2 Критерии оценки выполнения контрольной работы 5
1.3 Рекомендации по оформлению контрольной работы 5
2. Контрольная работа(-ы) 6
2.1 Методические указания по выполнению контрольной работы 6
2.2 Задания на контрольную работу 9
2.3 Защита контрольной работы 16
Список рекомендуемой литературы 17
Приложение 1. Титульный лист контрольной работы 18


ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов компетенций в области функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых макроэкономических проблем и подходах к их самостоятельному анализу и решению, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности, понимания экономических процессов в мире и России.

Целью выполнения контрольной работы является проверка степени усвоения студентами материала по курсу “Макроэкономика” в процессе самостоятельной работы с прочитанным курсом лекций и дополнительной литературы, перечень которой приведён в настоящих Методических указаниях.

Задачи дисциплины:

•     овладение теоретическими основами и методологией макроэкономического анализа;

•     приобретение знаний, умений и навыков по оценке механизма функционирования национальной экономики в различных экономических условиях;

•     формирование навыков самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;

•     формирование умений и навыков экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;

•     формирование умений и навыков оценки результативности и социально-экономических последствий фискальных и монетарных инструментов, используемых при проведении стабилизационной политики государства.

1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольных работ

1.1 Общее положение по дисциплине

Контрольная работа выполняется бакалаврами в соответствии с учебными планами.

Написание контрольной работы - важнейший элемент учебного процесса, имеющий целью более углубленное изучение курса макроэкономики и приобретение бакалаврами навыков самостоятельного научного исследования.

Работа выполняется бакалаврами во внеаудиторное время по одной из тем макроэкономики, указанной в тематике контрольных работ.

Контрольная работа должна представлять собой законченную разработку актуального вопроса макроэкономики и включать в себя как теоретическую часть, где бакалавр должен продемонстрировать знания теории макроэкономики по разрабатываемой теме, так и методическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы макроэкономического анализа, эконометрического моделирования и прогнозирования для решения поставленных в контрольной работе задач.

Описание дисциплины

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Итак, макроэкономика изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Цель и выбор темы контрольной работы

Целью контрольной работы является приобретение бакалаврами следующих навыков:

§ систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности;

§ приобретение навыков самостоятельной работы;

овладение методикой анализа, обобщения, оценки экономических явлений.

§ применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа макроэкономических тенденций и проблем;

§ теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему;

§ выделять наиболее существенные негативные процессы и явления в исследуемой сфере;

§ использовать экономико-математические методы и эконометрические модели для анализа и прогнозирования изменений исследуемого макроэкономического процесса.

Контрольная работа выполняется на основе:

· глубокого изучения законов, декретов, постановлений правительства, нормативных материалов;

· проработки специальной отечественной и зарубежной литературы, статистической информации.

· использования фактических материалов функционирования экономики на макроуровне.

Работа должна удовлетворять как научным требованиям, так и требованиям высокой культуры оформления.

Общими требованиями к контрольной работе являются:

· целенаправленность работы;

· четкость построений и убедительность аргументации;

· широта использования источников и полнота освещения вопросов;

· логическая последовательность изложения материала;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

· конкретность изложения выводов и предложений;

· грамотное оформление работы.

Выполнение работы поможет бакалавру получить навыки творческого применения основных методов экономического анализа происходящих общественных процессов и явлений, изучению взаимосвязей между ними и обобщения полученных результатов, а также приобрести навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной экономической литературой.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 405.