Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.
Национальное хозяйство современных цивилизованных стран также неоднородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. Взятые в совокупности, эти структуры образуют смешанное хозяйство. Имеющая место неоднородность государственного и негосударственного, государственного и домашнего хозяйства, позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность — это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. Это взаимодействие в экономике реализуется государством, частными корпорациями и рынком.
Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-управленческой деятельности. В результате в пределах национального хозяйства не
избежать комбинирования методов и принципов управления производством. В свою очередь, методы и формы государственного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора.
В переходной экономике развитие получают смешанные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных предприятий, о совместных предприятиях, складывающихся на базе национальных и иностранных производств. Они также требуют особого подхода при включении в общий народнохозяйственный организм.
В переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал. Создание последнего должно происходить за счет реформирования государственного сектора в промышленности, торговле, строительстве, сфере услуг, а также за счет преобразования аграрного сектора.
Переходный период сопровождается и одновременно осложняется многогранностью решаемых задач. Следует учитывать, что становление смешанной экономики есть необходимое условие рыночных преобразований. Рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок — не рынок и экономика — не экономика.
При командно-административной системе господствовал монополизм в экономических отношениях, а главным монополистом выступало государство, которое было основным покупателем продукции, оно же являлось главным, исключительным, распределителем ресурсов: финансовых средств, техники, трудовых ресурсов, удобрений и т.д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресурсам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали достаточно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. Но в условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагающие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном использовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производственные звенья действовали как обособленные друг от друга "мирки", экономически связанные с государственной структурой власти.Переход к рынку означает создание конкурентообра-зующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собственники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие собственники называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собственниками используемых в производстве ресурсов и производимой продукции, реализовать которую могли бы по своему усмотрению. Не важно также, к какой форме собственности эти хозяйствующие субъекты относятся — к общественной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были собственниками и имели возможность самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. В обществе можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкаться на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от государственно-административной системы управления, рынок создан не будет. Примером может служить недавняя история Китая, когда широкомасштабно было допущено мелкотоварное производство, в особенности в сфере сельского хозяйства. Это позволило на том этапе в сжатые сроки решить продовольственную проблему, но не решило проблему формирования национального рынка. Аналогичная ситуация наблюдалась в Советской России в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не национального рынка. В обоих случаях был сформирован слой собственников-потребителей, но не собственников-производителей .
Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.
Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.
Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность. В формировании такого класса собственников-предпринимателей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собственности и хозяйствования.
С преобразованием командно-административной системы хозяйствования даже традиционно советские хозяйственные структуры обретают не только административную, но и экономическую самостоятельность. В их действиях и экономических расчетах начинают проявляться элементы отношений собственности. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее распределения, реализации, решения социальных вопросов жизни населения.
Реформирование производственных и организационно-экономических отношений должно происходить посредством создания хозяйственных структур, базирующихся на самостоятельных товаропроизводителях, ориентированных на рынок и способных функционировать в условиях рынка. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельности, форму собственности, способ организации производства и ц своих интересах использовать полученный результат. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности.
При обосновании рыночных форм хозяйствования руководствуются следующими организационно-экономическими принципами:
принципом экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собственности, которые бы сопровождались если не ростом, то по крайней мере прекращением спада производства;
нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социальную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования производственной и социальной инфраструктурой;при выборе форм собственности и форм хозяйствования необходимо учитывать менталитет нации, использовать преимущества местных условий, обеспеченность трудовыми ресурсами и т.д.;
надо быть крайне осторожным при определении приоритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрессивную роль;
необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;
не следует забывать о принципе добровольности выбора форм хозяйствования.
Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности:
ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.
Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта задача может быть решена только при условии формирования системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.
В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на
рынке труда — это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.
Государство не в силах взвесить потребности граждан и дать надлежащие директивы производству. Да и стремление государства централизовать в своих руках распределительные функции отрицательно сказывается на эффективности общественного производства. Совершенно очевидно, что экономическая система, которая не располагает механизмом для приведения производства в соответствие с общественными потребностями, несостоятельна.
Вместе с тем государство не должно пускать на самотек процесс формирования рыночных структур. Формирование перспективной структуры товарного хозяйства по соотношению в нем крупных, средних и мелких предприятий, различных типов собственности должно носить разумный, продуманный характер. Приоритет должен быть отдан производствам, обеспечивающим более высокую производительность труда. Именно с этих позиций необходимо оценивать путь движения экономики к рынку.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.