Структура переходной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствова­ния. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистичес­кий, частно-капиталистический, государственно-капита­листический, мелкотоварный и патриархальный. Социа­листический уклад базировался на общественной собствен­ности; частно-капиталистический представлял собой чис­тый капитализм или свободное рыночное хозяйство; гос­капитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объ­единял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Национальное хозяйство современных цивилизован­ных стран также неоднородно по своей социально-эконо­мической структуре. Так, в США, Великобритании, Фран­ции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объедине­ния, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. Взятые в совокупности, эти структуры образуют смешан­ное хозяйство. Имеющая место неоднородность государст­венного и негосударственного, государственного и домаш­него хозяйства, позволяет говорить о современной смешан­ной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность — это не только наличие многих рав­ноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодей­ствие между собой. Это взаимодействие в экономике реа­лизуется государством, частными корпорациями и рын­ком.

Национальное хозяйство даже малых государств не­однородно, оно состоит из различных региональных струк­тур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-управленческой деятельнос­ти. В результате в пределах национального хозяйства не

избежать комбинирования методов и принципов управле­ния производством. В свою очередь, методы и формы государственного регулирования влияют не только на от­дельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора.

В переходной экономике развитие получают смешан­ные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных предприятий, о совместных пред­приятиях, складывающихся на базе национальных и ино­странных производств. Они также требуют особого подхо­да при включении в общий народнохозяйственный орга­низм.

В переходный период необходимо демонополизиро­вать, разгосударствить государственный сектор в нацио­нальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал. Создание последнего должно происхо­дить за счет реформирования государственного сектора в промышленности, торговле, строительстве, сфере услуг, а также за счет преобразования аграрного сектора.

Переходный период сопровождается и одновременно осложняется многогранностью решаемых задач. Следует учитывать, что становление смешанной экономики есть необходимое условие рыночных преобразований. Рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъек­тов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок — не рынок и экономика — не экономика.

При командно-административной системе господство­вал монополизм в экономических отношениях, а главным монополистом выступало государство, которое было ос­новным покупателем продукции, оно же являлось глав­ным, исключительным, распределителем ресурсов: финан­совых средств, техники, трудовых ресурсов, удобрений и т.д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресурсам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали достаточно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. Но в условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагающие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном использовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производственные звенья действовали как обособленные друг от друга "мирки", экономически связанные с государ­ственной структурой власти.Переход к рынку означает создание конкурентообра-зующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собствен­ники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие собственники называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собствен­никами используемых в производстве ресурсов и произво­димой продукции, реализовать которую могли бы по свое­му усмотрению. Не важно также, к какой форме собствен­ности эти хозяйствующие субъекты относятся — к обще­ственной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были собственниками и имели возможность самостоятель­но распоряжаться объектами этой собственности. В обще­стве можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкаться на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от государственно-администра­тивной системы управления, рынок создан не будет. При­мером может служить недавняя история Китая, когда широкомасштабно было допущено мелкотоварное произ­водство, в особенности в сфере сельского хозяйства. Это позволило на том этапе в сжатые сроки решить продоволь­ственную проблему, но не решило проблему формирования национального рынка. Аналогичная ситуация наблюдалась в Советской России в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не национального рынка. В обоих случаях был сформиро­ван слой собственников-потребителей, но не собственни­ков-производителей .

Общество в настоящее время крайне нуждается в пред­принимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализа­цией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приоб­ретения квартир, машин, приватизации земельных участ­ков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздейство­вать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распре­деления дохода, принятия управленческих решений, га­рантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует пони­мать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития об­щественного дела и умеющего оценивать его результатив­ность, общественную и личную целесообразность. В фор­мировании такого класса собственников-предпринимате­лей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собст­венности и хозяйствования.

С преобразованием командно-административной сис­темы хозяйствования даже традиционно советские хозяй­ственные структуры обретают не только административ­ную, но и экономическую самостоятельность. В их дей­ствиях и экономических расчетах начинают проявляться элементы отношений собственности. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее рас­пределения, реализации, решения социальных вопросов жизни населения.

Реформирование производственных и организационно-экономических отношений должно происходить посредст­вом создания хозяйственных структур, базирующихся на самостоятельных товаропроизводителях, ориентирован­ных на рынок и способных функционировать в условиях рынка. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельнос­ти, форму собственности, способ организации производст­ва и ц своих интересах использовать полученный резуль­тат. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности.

При обосновании рыночных форм хозяйствования ру­ководствуются следующими организационно-экономичес­кими принципами:

принципом экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собст­венности, которые бы сопровождались если не ростом, то по крайней мере прекращением спада производства;

нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социаль­ную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования производственной и социальной инфраструк­турой;при выборе форм собственности и форм хозяйствова­ния необходимо учитывать менталитет нации, использо­вать преимущества местных условий, обеспеченность тру­довыми ресурсами и т.д.;

надо быть крайне осторожным при определении при­оритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрес­сивную роль;

необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;

не следует забывать о принципе добровольности выбо­ра форм хозяйствования.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капита­ла;

за ними следует большое количество средних и мел­ких хозяйств с акционерной или частной собственнос­тью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной соб­ственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятель­ностью.

Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта задача может быть решена только при условии формиро­вания системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъек­тов собственности и звеньев хозяйствования. Экономичес­кая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяй­ствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реали­зуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способст­вует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на

рынке труда — это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.

Государство не в силах взвесить потребности граждан и дать надлежащие директивы производству. Да и стрем­ление государства централизовать в своих руках распре­делительные функции отрицательно сказывается на эф­фективности общественного производства. Совершенно очевидно, что экономическая система, которая не распо­лагает механизмом для приведения производства в соответствие с общественными потребностями, несостоя­тельна.

Вместе с тем государство не должно пускать на самотек процесс формирования рыночных структур. Формирование перспективной структуры товарного хо­зяйства по соотношению в нем крупных, средних и мелких предприятий, различных типов собственности должно носить разумный, продуманный характер. При­оритет должен быть отдан производствам, обеспечиваю­щим более высокую производительность труда. Именно с этих позиций необходимо оценивать путь движения экономики к рынку.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.