Глава 2. Корни либертарианства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В известном смысле можно утверждать, что история знает только две политические философии: свобода и власть. Либо люди свободны жить своей жизнью, так, как считают нужным, если они уважают равные права других, либо одни люди будут иметь возможность заставлять других поступать так, как в противном случае те бы не поступили. Нет ничего удивительного в том, что власть имущих всегда больше привлекала философия власти. У нее было много названий: цезаризм, восточный деспотизм, теократия, социализм, фашизм, коммунизм, монархия, уджамаа[14], государство всеобщего благосостояния, — и аргументы в пользу каждой из этих систем были достаточно разнообразными, чтобы скрыть схожесть сути. Философия свободы также появлялась под разными названиями, но ее защитников связывала общая нить: уважение к отдельному человеку, уверенность в способности простых людей принимать мудрые решения относительно собственной жизни и неприятие тех, кто готов прибегнуть к насилию, чтобы получить желаемое.

Возможно, первым известным либертарианцем был живший примерно в VI веке до новой эры китайский философ Лао-Цзы, известный как автор сочинения “Дао Дэ Цзин. Книга о Пути и Силе”. Лао-Цзы учил: “Народ, не получив ни от кого приказа, сам меж собою уравняется”. Дао — классическая формулировка духовного спокойствия, связанного с восточной философией. Дао состоит из инь и ян, т. е. представляет собой единство противоположностей. Это понятие предвосхищает теорию спонтанного порядка, подразумевая, что гармония может быть достигнута в результате конкуренции. Оно также рекомендует правителю не вмешиваться в жизнь людей.

И все же мы говорим, что либертарианство возникло на Западе. Делает ли это его исключительно западной идеей? Я так не думаю. Принципы свободы и прав личности столь же универсальны, как законы природы, большинство которых было открыто на Западе.

Предыстория либертарианства

Существует две основные традиции западной мысли — греческая и иудейско-христианская, и обе они внесли свой вклад в развитие свободы. Согласно Ветхому Завету, народ Израиля жил без царя или какой-либо иной принудительной власти, руководство осуществлялось не насилием, а всеобщей приверженностью людей договору с Богом. Затем, как записано в Первой Книге Царств, евреи пришли к Самуилу и сказали: “Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”. Но когда Самуил попросил Бога исполнить их просьбу, Бог ответил:

Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим. И дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградники и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

Хотя народ Израиля проигнорировал это страшное предупреждение и создал монархию, эта история служит постоянным напоминанием о том, что истоки государства ни в коем случае не имеют божественного происхождения. Предупреждение Бога относилось не только к Древнему Израилю, оно сохраняет свое значение и в наши дни. Томас Пейн привел его в работе “Здравый смысл”, чтобы напомнить американцам, что “характер немногих добрых царей”, правивших за 3000 лет со времен Самуила, “не способен освятить это звание и загладить греховность… происхождения” монархии. Великий историк свободы лорд Актон иногда ссылался на “принципиально важное возражение” Самуила, предполагая, что всем британским читателям XIX века понятно о чем идет речь.

Хотя евреи и получили царя, они, возможно, были первым народом, развившим идею о том, что царь подчиняется высшему закону. В других цивилизациях законом был сам царь, как правило ввиду приписываемой ему божественной природы. Однако евреи говорили египетскому фараону и своим собственным царям, что царь тем не менее всего лишь человек, а все люди подсудны Божьему закону.

Естественное право

Аналогичная концепция высшего закона развивалась в Древней Греции. В V веке до новой эры драматург Софокл[15] рассказал историю об Антигоне, чей брат Полиник напал на город Фивы и был убит в бою. За эту измену тиран Креон приказал оставить его тело гнить за воротами, непогребенным и неоплаканным. Антигона бросила вызов Креону и похоронила брата. Представ перед Креоном, она заявила, что закон, установленный человеком, пусть даже он и царь, не может нарушать “закон богов, неписаный, но прочный”: “Ведь не вчера был создан тот закон. Когда явился он, никто не знает”.

Идея закона, которому подсудны даже правители, выдержала испытание временем и развивалась на протяжении всей европейской цивилизации. В Древнем Риме она получила развитие в философии стоиков, которые утверждали, что, даже если правителем считается народ, он все равно может делать только то, что считается справедливым согласно естественному праву. Тот факт, что эта идея стоиков была пронесена сквозь тысячелетия и сохранила свое влияние на умы европейцев, частично можно объяснить счастливой случайностью: один из представителей стоицизма, знаменитый римский оратор Цицерон, считался величайшим автором латинской прозы, поэтому на протяжении многих столетий образованные люди на Западе заучивали его тексты наизусть.

Спустя примерно семьдесят лет после смерти Цицерона в ответ на вопрос, нужно ли платить налоги, Иисус дал знаменитый ответ: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. Сказав так, Он разделил мир на два царства, ясно давая понять, что не вся жизнь подконтрольна государству. Эта радикальная идея укоренилась в западном христианстве, но не в восточной Церкви, полностью подконтрольной государству, что не оставляло места для общества, где могли развиться альтернативные источники власти.

Плюрализм

Независимость западной Церкви, которая стала известна как Римско-католическая, означала существование в Европе двух влиятельных институтов, соперничавших за власть. Ни государству, ни церкви сложившаяся ситуация особо не нравилась, но именно благодаря разделению власти между ними возникла возможность для развития свободы личности и гражданского общества. Папы и императоры часто свергали друг друга, что способствовало делегитимизации и тех и других. Этот конфликт между церковью и государством уникален в мировой истории, что помогает объяснить, почему принципы свободы впервые появились на Западе.

В IV веке новой эры императрица Юстина приказала епископу Милана св. Амвросию передать его кафедральный собор империи. Амвросий достойно возразил императрице:

По закону ни мы не можем передать его вам, ни Ваше Величество не может принять его. Ни один закон не позволяет вторгнуться в дом частного человека. Не полагаете ли вы, что можно отобрать дом Бога? Установлено, что для императора законно все, что все принадлежит ему. Но не обременяйте вашу совесть мыслью о том, что, как император, вы имеете какие-то права на святыни. Не возвышайте себя, но, раз уж правите, будьте покорны Богу. Написано: Божие Богу, кесарю кесарево.

Императрица была вынуждена пойти в храм Амвросия и просить прощения за свой поступок[16].

Спустя столетия подобное повторилось в Англии. Архиепископ Кентерберийский Томас Бекет[17] защищал права церкви от посягательств Генриха II. Король открыто объявил о своем желании избавиться от “этого назойливого попа”, и четыре рыцаря отправились убить Бекета. Через четыре года Бекет был причислен к лику святых, а Генрих II в наказание за свое преступление должен был босым прийти в храм убитого по его приказу Бекета и поклясться впредь не посягать на права церкви.

Борьба между церковью и государством препятствовала возникновению абсолютной власти, что позволило развиться автономным институтам [гражданского общества], а отсутствие абсолютной власти у церкви способствовало бурному развитию диссидентских религиозных воззрений. Рынки и ассоциации, отношения, построенные на клятвах, гильдии, университеты и города с собственными уставами — все это помогло развитию плюрализма и гражданского общества.

Веротерпимость

Чаще всего либертарианство рассматривается как философия главным образом экономической свободы, но своими историческими корнями оно в большей степени связано с борьбой за религиозную терпимость. Ранние христиане начали развивать теории веротерпимости в ответ на преследования со стороны римского государства. Одним из первых был карфагенянин Тертуллиан, известный как “отец латинской теологии”, который примерно в 200 году новой эры писал:

Фундаментальное право человека, привилегия природы, чтобы каждый поклонялся согласно своим собственным убеждениям. Религия одного человека не может ни навредить, ни помочь другому человеку. Несомненно, что принуждение к религии не является частью религии, к которой нас должна вести добрая воля, а не сила.

Аргументы в пользу свободы уже здесь формулируются в виде фундаментальных или естественных прав.

Рост торговли, числа различных религиозных течений и гражданского общества означал, что внутри каждого общества существовало много источников влияния, и плюрализм требовал формального ограничения правительства. В течение одного замечательного десятилетия в трех отстоящих далеко друг от друга частях Европы были сделаны важные шаги к ограниченному представительному правительству. Наиболее известный, по крайней мере в США, шаг был сделан в Англии в 1215 году, когда на Руннимедском лугу восставшие бароны заставили короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей, которая гарантировала каждому свободному человеку защиту от незаконного посягательства на его личность или имущество и справедливость для каждого. Возможности короля по сбору податей ограничивались, для церкви устанавливалась свобода выборов на духовные должности, были подтверждены свободы городов.

Примерно в то же самое время, около 1220 года, в германском городе Магдебург был разработан свод законов, основанный на свободе и самоуправлении. Магдебургское право признавалось столь широко, что его приняли сотни вновь образованных городов по всей Центральной Европе и судебные решения в некоторых городах Центральной и Восточной Европы ссылались на решения магдебургских судей. Наконец, в 1222 году вассальное и мелкопоместное дворянство Венгрии — в то время во многом являвшееся частью европейского дворянства — заставило короля Эндре II подписать Золотую буллу, которая освобождала среднее и мелкое дворянство и духовенство от налогообложения, даровала им свободу распоряжаться собственностью по своему усмотрению, защищала от произвольного ареста и конфискаций, учреждала ежегодную ассамблею для представления жалоб и даже давала им Jus Resistendi — право оказывать сопротивление королю, если он нарушал свободы и привилегии, установленные в Золотой булле[18].

Принципы, лежащие в основе этих документов, далеки от последовательного либертарианства: гарантируемая ими свобода не распространялась на большие группы людей, а Великая хартия вольностей и Золотая булла открыто дискриминировали евреев. Тем не менее эти документы стали важными вехами на пути неуклонного продвижения к свободе, к ограниченному правительству и распространению концепции личности на всех людей. Они продемонстрировали, что люди по всей Европе думали об идеях свободы, и создали классы людей, настроенных свои свободы защищать.

Позже, в XIII веке, св. Фома Аквинский, возможно величайший католический теолог, и другие философы развили теологические доводы в пользу ограничения королевской власти. Аквинат писал: “Король, который злоупотребляет своими полномочиями, утрачивает право требовать повиновения. Это не мятеж, не призыв к его свержению, поскольку король сам является мятежником, которого народ имеет право усмирить. Однако лучше сократить его власть, дабы он не мог злоупотреблять ею”. Тем самым идея, что тирана можно свергнуть, получила теологическое обоснование. Английский епископ Иоанн Солсберийский, бывший свидетелем расправы над Бекетом в XII веке, и Роджер Бэкон, ученый XIII века, которого лорд Актон назвал самым выдающимся английским автором той эпохи, даже отстаивали право убивать тирана, чего в других частях мира невозможно представить.

Испанские схоласты XVI века, объединяемые в так называемую школу Саламанки, развили учение Аквината в области теологии, естественного права и экономической науки. Они предвосхитили многие темы, которые позже можно будет обнаружить в трудах Адама Смита и австрийской школы. С кафедры университета города Саламанки Франциско де Виториа осудил порабощение испанцами индейцев в Новом Свете с точки зрения индивидуализма и естественных прав: “Каждый индеец — человек и, таким образом, способен обрести спасение или вечные муки… А поскольку он человек, каждый индеец имеет свободу воли и, следовательно, является хозяином своих действий… Каждый человек имеет право на свою собственную жизнь, а также на физическую и духовную неприкосновенность”. Виториа и его коллеги развили доктрину естественного права в таких областях, как частная собственность, прибыль, проценты и налогообложение; их труды оказали влияние на Гуго Гроция, Самуэля Пуфендорфа, а через них — на Адама Смита и его шотландских коллег.

Предыстория либертарианства достигла кульминации в период Ренессанса и протестантской Реформации. Повторное открытие классического учения и гуманизма в эпоху Ренессанса обычно считается приходом современного мира на смену Средневековью. Со всей страстью романиста Айн Рэнд высказалась о Ренессансе как о рационалистической, индивидуалистической и светской разновидности либерализма:

Средние века были эпохой мистицизма, слепой веры и покорности догме о превосходстве веры над разумом. Ренессанс стал возрождением разума, освобождением человеческого ума, победой рациональности над мистицизмом — нерешительной, неокончательной, но пылкой победой, которая привела к рождению науки, индивидуализма, свободы.

Историк Ральф Райко, однако, утверждает, что роль Ренессанса как прародины либерализма переоценивается; средневековые хартии о правах и независимые юридические институты давали больше простора для свободы, чем прометеевский индивидуализм Ренессанса.

Более значительна в истории развития либеральных идей роль Реформации. Протестантских реформаторов Мартина Лютера и Жана Кальвина никак нельзя назвать либералами. Однако, разрушив монополию католической церкви, они непреднамеренно способствовали распространению протестантских сект, некоторые из которых, например квакеры[19] и баптисты[20], внесли важный вклад в развитие либеральной мысли. После религиозных войн люди стали сомневаться в том, что общество должно иметь только одну религию. Прежде считалось, что в отсутствие единой религиозной и моральной власти в обществе начнут бесконтрольно множиться моральные убеждения и оно в буквальном смысле распадется. Эта глубоко консервативная идея имеет долгую историю. Ее корни восходят по меньшей мере к Платону, утверждавшему, что в идеальном обществе необходимо регулировать даже музыку. В наше время эту идею поднял на щит социалист Роберт Хейлбронер, писавший, что социализм требует наличия сознательно принятой коллективной нравственной цели, “для которой каждый несогласный голос несет угрозу”. Она также проглядывает в словах жителей городка Кэтлетт, штат Виргиния, поделившихся с Washington Post своими опасениями, когда в их небольшом городке был построен буддистский храм: “Мы верим в единого истинного Бога и боимся этой ложной религии, она может плохо повлиять на наших детей”. К счастью, после Реформации большинство людей заметило, что наличие в обществе различных религиозных и нравственных взглядов не привело к его распаду. Напротив, разнообразие и конкуренция сделали общество сильнее.

Сопротивление абсолютизму

К концу XVI века церковь, ослабленная внутренним разложением и Реформацией, нуждалась в поддержке государства больше, чем государство нуждалось в церкви. Слабость церкви способствовала росту королевского абсолютизма, что особенно хорошо видно на примере правления Людовика XIV во Франции и королей из династии Стюартов в Англии. Монархи начали создавать собственную бюрократию, вводить новые налоги, основывать регулярные армии и требовать для себя все больше власти. По аналогии с идеями Коперника, доказавшего, что планеты вращаются вокруг солнца, Людовик XIV, будучи центром жизни во Франции, называл себя королем-солнцем. Его заявление: “Государство — это я” — вошло в историю. Он запретил протестантство и попытался стать главой католической церкви во Франции. За свое почти семидесятилетнее правление он не разу не созвал сессию Генеральных штатов — представительного собрания Франции. Его министр финансов проводил политику меркантилизма, в соответствии с которой государство контролировало, планировало и направляло экономику, предоставляя субсидии и монопольные привилегии, вводя запреты и национализируя предприятия, устанавливая ставки заработной платы, цены и стандарты качества.

В Англии короли династии Стюартов также стремились установить абсолютистское правление. Они пытались игнорировать общее право и повышать налоги без одобрения Парламента — представительного собрания Англии. Однако в Англии гражданское общество и влияние парламента оказались намного устойчивее, чем на континенте, и абсолютистские поползновения Стюартов сдерживались на протяжении сорока лет с момента вступления на престол Якова I. Кульминацией сопротивления абсолютизму стала казнь в 1649 году сына Якова Карла I.

В то время как во Франции и Испании укоренялся абсолютизм, Нидерланды стали путеводной звездой религиозной терпимости, свободы коммерции и ограниченного центрального правительства. Получив в начале XVII века независимость от Испании, Нидерланды создали конфедерацию городов и провинций, став ведущей торговой державой столетия и приютом для бежавших от притеснений. Английские и французские диссиденты часто издавали свои книги и памфлеты в голландских городах. Один из таких беженцев, философ Бенедикт Спиноза, родители-евреи которого бежали из Португалии от преследований со стороны католиков, описал в своем “Богословско-политическом трактате” счастливое взаимодействие религиозной терпимости и процветания в Амстердаме XVII века:

Примером может служить город Амстердам, пожинающий, к своему великому успеху и на удивление всех наций, плоды этой свободы; ведь в этой цветущей республике и великолепном городе все, к какой бы нации или секте они ни принадлежали, живут в величайшем согласии, и, чтобы доверить кому-нибудь свое имущество, стараются узнать только о том, богатый он человек или бедный и привык ли он поступать добросовестно или мошеннически. Впрочем, религия или секта нисколько их не волнуют, поскольку перед судьей они нисколько не помогают выиграть или проиграть тяжбу, и нет решительно никакой столь ненавистной секты, последователи которой (лишь бы они никому не вредили, воздавали каждому свое и жили честно) не находили бы покровительства в общественном авторитете и помощи начальства.

Голландский пример социальной гармонии и экономического прогресса вдохновлял протолибералов в Англии и других странах.

Английская революция

В Англии сопротивление королевскому абсолютизму вызвало сильное интеллектуальное брожение, и первые ростки отчетливо протолиберальных идей можно увидеть в Англии XVII века. И здесь либеральные идеи развивались в ходе отстаивания религиозной терпимости. В 1644 году Джон Мильтон опубликовал эссе “Ареопагитика” — яркое выступление в защиту свободы религии и против официального лицензирования прессы. О связи между свободой и добродетелью — вопрос, который беспокоит американских политиков по сей день, — Мильтон писал: “Свобода — лучшая школа добродетели”. Добродетель, говорил он, только тогда добродетельна, когда выбирается свободно. О свободе слова он высказался так: “Кто знает хотя бы один случай, когда бы истина была побеждена в свободной и открытой борьбе?”

В междуцарствие, после казни Карла I, когда престол был пуст и Англия находилась под властью Оливера Кромвеля, шли бурные интеллектуальные дебаты. Левеллеры провозгласили полный набор идей, которые стали известны как либерализм. Они поместили защиту религиозной свободы и древние права англичан в контекст идеи самопринадлежности человека и естественных прав. В знаменитом памфлете “Стрела, направленная против всех тиранов” один из лидеров левеллеров Ричард Овертон заявил, что каждый человек “владеет самим собой”, т. е. каждый имеет право собственности на самого себя и, таким образом, имеет право на жизнь, свободу и собственность. “Никто не имеет власти над моими правами и свободой, и я не имею этой власти над правами и свободой других”.

Несмотря на усилия левеллеров и других радикалов, в 1660 году династия Стюартов вернулась на трон в лице Карла II. Карл пообещал уважать свободу совести и права землевладельцев, но он и его брат Яков II снова попытались расширить королевскую власть. Во время Славной революции 1688 года парламент предложил корону голландскому штатгальтеру Вильгельму II и его жене Марии, дочери Якова II (оба внуки Карла I). Вильгельм и Мария согласились уважать “истинные, древние и бесспорные права” англичан, изложенные в Билле о правах 1689 года.

Эпоху Славной революции можно назвать временем рождения либерализма. Джон Локк по праву считается первым настоящим либералом и отцом современной политической философии. Не познакомившись с идеями Локка, невозможно понять мир, в котором мы живем. Великий труд Локка “Второй трактат о правлении”, опубликованный в 1690 году, был написан несколькими годами ранее в опровержение абсолютистских идей философа Роберта Филмера и в защиту прав личности и представительного правления. Локк задается вопросом, в чем суть правительства и зачем оно нужно. Он убежден, что люди наделены правами независимо от существования правительства — именно поэтому мы называем их естественными правами, коли они существуют от природы. Люди создают правительство для защиты своих прав. Они могли бы делать это сами, но правительство является эффективной системой защиты прав. Однако, если правительство выходит за рамки этой роли, люди имеют право на восстание. Представительное правительство — лучший способ удержать его на нужном для общества пути. В согласии с философской традицией, складывавшейся на Западе на протяжении столетий, он писал: “Правительство не вольно поступать, как ему вздумается… Закон природы выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других”. Локк столь же ясно сформулировал идею прав на собственность:

Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав. Мы можем сказать, что труд его тела и работа его рук по самому строгому счету принадлежат ему. Что бы тогда человек ни извлекал из того состояния, в котором природа этот предмет создала и сохранила, он сочетает его со своим трудом и присоединяет к нему нечто принадлежащее лично ему и тем самым делает его своей собственностью.

Люди имеют неотчуждаемое право на жизнь и свободу, они приобретают право на ранее никому не принадлежавшее, когда “сочетают [его] со своим трудом”, примером чего может служить фермерство. Роль правительства — защищать “жизнь, свободу и имущество” народа.

Эти идеи были восприняты с энтузиазмом. Европа все еще находилась под властью королевского абсолютизма, но Англия после правления Стюартов с подозрением относилась ко всем формам правительства. Эта мощная философская защита естественных прав, власти закона и права на революцию встретила там теплый прием. На судах, отправлявшихся из Англии, идеи Локка и левеллеров были доставлены в Новый Свет.

Либеральный XVIII век

Ограниченное правительство принесло Англии процветание. Подобно тому как столетием ранее либералов вдохновляла Голландия, теперь либеральные мыслители, вначале на континенте, а затем и во всем мире, начали ссылаться на английскую модель. Начало эпохи Просвещения можно датировать 1720 годом, когда, бежав от французской тирании, в Англию прибыл французский писатель Вольтер. Там он увидел религиозную терпимость, представительное правительство и процветающий средний класс. Вольтер обратил внимание, что в отличие от Франции, где аристократы свысока смотрели на тех, кто занимался торговлей, в Англии к торговле относились с большим уважением. Он также заметил, что, когда людям разрешают свободно торговать, личная выгода вытесняет предрассудки, о чем говорилось в его знаменитом описании фондовой биржи в “Философских письмах”:

Если вы придете на лондонскую биржу — место более респектабельное, чем многие королевские дворы, — вы увидите скопление представителей всех народов, собравшихся там ради пользы людей: здесь иудеи, магометане и христиане общаются друг с другом так, как если бы они принадлежали к одной религии, и называют “неверными” лишь тех, кто объявляет себя банкротом. Здесь пресвитерианин доверяет анабаптисту, а англиканец принимает обещание квакера. Уходя с этих свободных и мирных собраний, одни отправляются в синагогу, вторые выпить… иные идут в свою церковь, со своими шляпами на головах, чтобы дождаться там божественного вдохновения, — и все без исключения довольны.

XVIII век был великим столетием либеральной мысли. Идеи Локка были развиты многими авторами, в частности Джоном Тренчардом и Томасом Гордоном, опубликовавшими серию газетных эссе за подписью “Катон” в честь Катона Младшего, защищавшего Римскую республику от притязаний на власть со стороны Юлия Цезаря. Эти эссе, обвинявшие правительство в том, что оно продолжает нарушать права англичан, стали известны как “Письма Катона”. (Псевдонимы, восходящие к Римской республике, были популярны у авторов XVIII века; например, политические эссе отцов-основателей США Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея “Федералист” публиковались под псевдонимом “Публий”.) Во Франции физиократы[21] разработали современную экономическую науку. Их название происходит от греческих слов physis (природа) и kratos (правило); они отстаивали закон природы, имея в виду, что обществом и созданием богатства управляют естественные законы, аналогичные законам физики. Лучший способ повысить предложение реальных товаров — разрешить свободно заниматься коммерческой деятельностью, которой не препятствуют монополии, ограничения гильдий и высокие налоги. Отсутствие принудительных ограничений создало бы гармонию и достаток. Именно в это время появился знаменитый либертарианский лозунг “laissez faire”. Согласно легенде, Людовик XV спросил группу торговцев: “Чем я могу вам помочь?” На что те ответили: “Laissez-nous fаire, laissez-nous passer. Le топde va de lui-meme” (“Позвольте нам действовать, оставьте нас в покое. Мир движется сам по себе”).

Во главе физиократов стояли Франсуа Кенэ и Пьер Дюпон де Немур, бежавший от Французской революции в Америку, где его сын основал небольшое дело в Делавэре. “Просвещенный деспот” Людовик XVI назначил министром финансов великого экономиста, связанного с физиократами, А. Р. Ж. Тюрго. Король желал ослабить бремя государства для народа Франции — и, возможно, создать больше богатства, которое можно было бы обложить налогами, поскольку, как указывали физиократы, “бедные крестьяне — бедное королевство; бедное королевство — бедный король”. Тюрго издал шесть эдиктов по упразднению гильдий (превратившихся в окостеневшие монополии), отмене внутренних налогов и принудительного труда (барщины) и провозгласил веротерпимость в отношении протестантов. Яростное сопротивление со стороны тех, чьи интересы были затронуты реформами, привело к отставке Тюрго в 1776 году. С ним, как говорит Ральф Райко, “ушли последние надежды на французскую монархию”, что тридцать лет спустя привело к революции.

В исторической науке внимание уделяется главным образом французскому Просвещению, но, кроме него, важное значение имело шотландское Просвещение. Шотландцы долго боролись с английским владычеством; они сильно страдали от британского меркантилизма и за прошедший век достигли более высокого уровня грамотности и создали лучшие школы, чем в Англии. Они были готовы к восприятию и дальнейшему развитию либеральных идей (и к тому, чтобы в течение следующего столетия доминировать в интеллектуальной жизни Англии). Среди ученых шотландского Просвещения были Адам Фергюсон, автор “Опыта истории гражданского общества” и фразы “результат человеческой деятельности, но не замысла”, вдохновлявшей будущих теоретиков спонтанного порядка; Френсис Хатчесон, предвосхитивший учение утилитаристов своим замечанием о “максимальном благе для максимального числа [людей]”; а также Дюгальд Стюарт, чья “Философия человеческого разума” широко изучалась в первых американских университетах. Однако наибольшую известность приобрели Давид Юм и его друг Адам Смит.

Юм был философом, экономистом и историком в те времена, когда университетская аристократия еще не приняла разделения знания на отдельные дисциплины. Современным студентам Юм прежде всего известен своим философским скептицизмом, но он также стоит у истоков нашего современного понимания производительности и доброжелательности свободного рынка. Юм защищал собственность и договоры, свободное банковское дело и спонтанный порядок свободного общества. Выступая против доктрины торгового баланса меркантилистов, он указал на выгоды, которые каждый человек получает благодаря процветанию других, даже живущих в иных странах.

Наряду с Джоном Локком вторым отцом либерализма или того, что мы сейчас называем либертарианством, был Адам Смит. И поскольку мы живем в либеральном обществе, Локк и Смит могут считаться архитекторами современного мира. В сочинении “Теория нравственных чувств” Смит различает два вида поведения: личный интерес и благотворительность. Многие критики утверждают, что Адам Смит, или экономисты в целом, или либертарианцы считают, что все поведение людей мотивируется личным интересом.

В своей первой великой книге Смит дал четко понять, что это не так. Разумеется, иногда люди действуют из благожелательности, и общество должно поощрять такие настроения. Тем не менее, говорит Смит, если необходимо, общество может обойтись и без благотворительности, выходящей за рамки семьи. Люди все равно будут накормлены, экономика будет работать, а знание прогрессировать; однако общество не может существовать без справедливости, что означает защиту прав на жизнь, свободу и собственность. Поэтому главной заботой государства должна быть справедливость.

В более известном своем труде “Богатство народов” Смит заложил основы современной экономической науки. Он говорил, что описывает “простую систему естественной свободы”. На элементарном уровне капитализм можно определить как то, что происходит, когда людей оставляют в покое. Смит показал, каким образом, когда люди производят и продают, руководствуясь своей собственной выгодой, “невидимая рука” заставляет их приносить пользу другим. Чтобы получить работу или продать что-нибудь за деньги, каждый должен выяснить, что хотели бы получить другие. Благожелательность важна, но “не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов”. Таким образом, свободный рынок позволяет большему числу людей удовлетворить больше своих желаний и в конце концов наслаждаться более высоким уровнем жизни, чем при любой другой социальной системе.

Самым важным вкладом Смита в либертарианскую теорию стала разработка идеи о спонтанном порядке. Мы часто слышим о конфликте между свободой и порядком, и такая точка зрения представляется логичной. Однако Смит с большей полнотой, чем физиократы и другие более ранние мыслители, показал, что порядок в человеческих делах возникает спонтанно. Позвольте людям взаимодействовать друг с другом свободно, защитите их права на свободу и собственность, и порядок возникнет без централизованного руководства. Рыночная экономика — одна из форм спонтанного порядка; сотни и тысячи — а сегодня миллиарды — людей ежедневно выходят на рынок или в мир бизнеса, думая о том, как они смогут произвести больше товаров, или лучше выполнить работу, или заработать больше денег для себя и своей семьи. Никакая централизованная власть ими не руководит, не руководит ими и какой-либо биологический инстинкт наподобие того, который заставляет пчел производить мед, и тем не менее посредством производства и торговли они создают богатство для себя и других.

Рынок — не единственная форма спонтанного порядка. Возьмем, к примеру, язык. Английский язык никто не сочинил и не обучил ему первых англичан. Он возник и изменялся естественно, спонтанно, в ответ на нужды людей. Или право. Сегодня мы считаем, что законы — это то, что принимает Конгресс, но обычное право[22] возникло задолго до того, как какой-либо монарх или законодатель захотел его записать. Когда у двух человек возникали разногласия, они просили третьего выступить в качестве судьи. Иногда для заслушивания дела собирался суд присяжных. Судьи и присяжные должны были не “создавать” закон, а стремиться “найти” его, узнать, какой была обычная практика или какие решения принимались в похожих случаях. Так, дело за делом, развивался юридический порядок. Деньги — еще один продукт спонтанного порядка; они возникли естественно, когда людям понадобилось что-то для облегчения торговли. Хайек писал, что “если бы [право] было придумано сознательно, оно бы заслуженно почиталось величайшим из всех изобретений человечества. Но оно, конечно, не было изобретено разумом какого-либо одного человека, точно так же, как язык или деньги или большая часть практик и обычаев, из которых состоит общественная жизнь”. Право, язык, деньги, рынки — наиболее важные институты человеческого общества — возникли спонтанно.

После того как Смит систематически разработал принцип спонтанного порядка, все основные принципы либерализма были сформулированы. К ним относятся: идея высшего закона, или естественного права, достоинство человека, естественные права на свободу и собственность и общественная теория спонтанного порядка. Из этих основ вытекают более специальные идеи: свобода личности, ограниченное и представительное правительство, свободные рынки. Чтобы их сформулировать и дать им определения, потребовалось много времени; за них пришлось побороться.

Рождение либерального века

Американской революции, как и Английской, также предшествовали бурные идеологические дебаты. В Америке XVIII века либеральные идеи доминировали в еще большей степени, чем в Англии XVII столетия. Можно даже утверждать, что в Америке, в сущности, не было нелиберальных идей; различали только консервативных либералов, убеждавших, что, подобно англичанам, американцы должны мирно просить о своих правах, и радикальных либералов, которые в конце концов отклонили даже конституционную монархию и потребовали независимости. Самым влиятельным из радикальных либералов был Томас Пейн. Его можно назвать странствующим проповедником свободы. Родившись в Англии, он уехал в Америку помогать совершить революцию, а когда эта задача была выполнена, он снова пересек Атлантику, чтобы помочь революции во Франции.

Общество и правительство

Величайшим вкладом Пейна в дело революции стал его памфлет “Здравый смысл”, который, как утверждали, разошелся в первые три месяца примерно стотысячным тиражом в стране с трехмиллионным населением. Его читали все; те, кто не умел читать, слушали, когда его читали в салунах, и участвовали в обсуждении его идей. “Здравый смысл” — это не просто призыв к независимости. Пейн предложил радикально либертарианскую теорию обоснования естественных прав и независимости. Прежде всего он проводит различие между обществом и правительством: “Общество создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками… Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое”. Затем разоблачает происхождение монархии: “Будь мы в состоянии сорвать темный покров древности… мы бы обнаружили, что первые цари ничем не лучше главаря разбойничьей шайки, чье дикое поведение и превосходство в коварстве принесли ему звание первого среди грабителей”.

В “Здравом смысле” и последующих произведениях Пейн развил идею о том, что гражданское общество существовало до правительства и люди могут мирно взаимодействовать, создавая спонтанный порядок. Его вера в спонтанный порядок усилилась, когда он увидел, что общество продолжает функционировать и после того, как колониальные правительства были изгнаны из американских городов и колоний. В своих трудах Пейн искусно сочетает нормативную теорию прав личности с позитивным анализом спонтанного порядка.

Однако “Здравый смысл” и “Богатство народов” в 1776 году не были единственными вехами в борьбе за свободу. Их даже нельзя назвать самыми важными событиями этого знаменательного года. В 1776 году американские колонии приняли Декларацию независимости, которую, вероятно, можно считать величайшим либертарианским произведением в истории. Яркие слова Томаса Джефферсона провозгласили на весь мир либеральные представления:

Мы исходим из той очевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых, и что всякий раз, когда та или иная форма правления становится губительной для этих целей, право народа — изменить или упразднить ее и создать новую форму правления.

Влияние левеллеров и Джона Локка очевидно. Джефферсон кратко сформулировал три важные мысли: люди имеют естественные права; задача правительства — защищать эти права; если правительство выходит за рамки надлежащих полномочий, люди имеют право “сменить или упразднить его”. За красноречие в изложении либеральных взглядов и за ту роль, которую на протяжении всей своей жизни он играл в либеральной революции, изменившей мир, журналист Джордж Уилл назвал Джефферсона “человеком тысячелетия”. Я полностью согласен с таким определением. Однако следует отметить, что при написании Декларации независимости Джефферсон не был первопроходцем. Джон Адамс, возможно задетый вниманием, выпавшим на долю Джефферсона, спустя несколько лет заявил: “В [Декларации] не содержится ни одной новой идеи, только то, что стало общим местом в Конгрессе еще за два года до ее написания”. Джефферсон и сам говорил, что, хотя он “при ее написании не обращался ни к каким книгам и памфлетам”, он ставил своей целью “не сформулировать новые принципы или новые доводы”, а просто “выразить американский склад ума”. Идеи Декларации независимости были, по его словам, “настроениями того времени, выражавшимися в разговорах, письмах, памфлетах и начальных курсах публичного права”. Либеральные идеи одержали в Соединенных Штатах безоговорочную победу.

Ограничение правительства

Одержав победу в войне и обретя независимость, американцы приступили к практическому воплощению идей, развивавшихся английскими либералами на протяжении XVIII столетия. Выдающийся историк из Гарвардского университета Бернард Бейлин писал в своей статье 1973 года “Центральные темы Американской революции”:

Здесь были реализованы основные идеи радикального либертарианства XVIII века. Во-первых, убежденность в том, что власть есть зло, возможно, необходимость, но необходимость губительная; что власть беспредельно развращает; и что власть следует контролировать, ограничивать, сдерживать всеми способами, позволяющими обеспечивать минимальный уровень гражданского порядка. Писаные конституции, разделение властей, билли о правах, ограничение исполнительной, законодательной и судебной власти, ограничение права принуждать и начинать войну — все это выражает глубокое недоверие к власти, лежащее в сердце идеологии Американской революции и с тех пор являющееся нашим неизменным наследием.

Конституция Соединенных Штатов, основанная на идеях Декларации независимости, учредила правительство, достойное свободного народа. В ее основу был положен принцип, согласно которому люди обладают естественными правами до создания правительства и все полномочия правительства делегируются ему людьми для защиты их прав. Исходя из этого, творцы Конституции не стали устанавливать ни монархию, ни неограниченную демократию — правительство с широкими полномочиями, ограниченное только голосованием избирателей. Вместо этого они тщательно перечислили (в статье 1, раздел 8) полномочия федерального правительства. Конституция, величайшим теоретиком и творцом которой был друг и сосед Джефферсона Джеймс Мэдисон, стала поистине революционным прорывом, учредив правительство с делегированными, перечисленными и тем самым ограниченными полномочиями.

Первое предложение принять Билль о правах многие создатели Конституции сочли излишним, поскольку перечисленные полномочия были настолько ограничены, что правительство не имело возможности нарушать права людей. В конце концов было решено добавить Билль о правах, по словам Мэдисона, “для пущей осторожности”. После перечисления конкретных прав в первых восьми поправках первый Конгресс добавил еще две, которые резюмировали всю структуру создаваемого федерального правительства. Девятая поправка гласит: “Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом». В Десятой поправке говорится следующее: “Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом”. Здесь опять нашли выражение фундаментальные догматы либерализма: люди имеют права до того, как они создадут правительство, и сохраняют все права, которые они явно не передали правительству; а национальное правительство не имеет никаких полномочий, помимо тех, которыми оно было явным образом наделено Конституцией.

Как в Соединенных Штатах, так и в Европе столетие после Американской революции было отмечено широким распространением либерализма. Писаные конституции и билли о правах защитили свободу и гарантировали верховенство права. Гильдии и монополии были в значительной степени ликвидированы, а все ремесла полностью открыты для конкуренции на основе заслуг. Значительно расширилась свобода печати и религии, права собственности стали более защищенными, а международная торговля — свободной.

Гражданские права

Индивидуализм, естественные права и свободные рынки логически привели к агитации за распространение гражданских и политических прав на тех, кто был лишен свободы и участия во власти, — прежде всего рабов, крепостных и женщин. Первое в мире общество против рабства было основано в Филадельфии в 1775 году, и в течение следующих ста лет рабство и крепостничество были упразднены во всем западном мире. Во время дебатов в британском парламенте по поводу идеи компенсации рабовладельцам за утрату их “собственности” либертарианец Бенджамин Пирсон возразил, что он-то “полагал, что именно рабы должны получить компенсацию”. Издание Тома Пейна Pennsylvania Magazine or, American Monthly Museum в 1775 году публиковало волнующие призывы в защиту прав женщин. Мэри Уоллстоункрафт, друг Пейна и других либералов, в 1792 году опубликовала в Англии сочинение “Защита прав женщин”. Первый феминистский съезд в США состоялся в 1848 году, когда женщины начали требовать для себя тех же естественных прав, которых белые мужчины добились в 1776 году и которые теперь требовали предоставить черным мужчинам. Согласно выражению английского историка Генри Самнера Мэна, мир двигался от общества статуса к обществу договора.

Либералы также бросили вызов постоянно грозящему призраку войны. В Англии Ричард Кобден и Джон Брайт не уставали повторять, что свободная торговля объединит людей разных народов в миролюбивое сообщество и уменьшит вероятность возникновения войны. Благодаря новым ограничениям, наложенным на правительство, и усилению недоверия общества к правителям политикам стало сложнее вмешиваться в дела других государств и вступать в войны. После смуты Французской революции и окончательного поражения Наполеона в 1815 году большинство народов Европы наслаждались столетием относительного мира и прогресса. Исключением были войны за национальное объединение и Крымская война.

Плоды либерализма

Освобождение творческих сил людей привело к поразительному научному и материальному прогрессу. Журнал Nation, который в то время был подлинно либеральным изданием, оглядываясь на уходящий 1900 год, писал: “Освобожденные от мелочного вмешательства правительства, люди посвятили себя своей естественной задаче — улучшению условий собственной жизни, что принесло удивительные результаты, которые можно наблюдать повсеместно”. Трудно переоценить технологические усовершенствования либерального XIX века: паровой двигатель, железная дорога, телеграф, телефон, электричество, двигатель внутреннего сгорания. Благодаря накоплению капитала и “чуду сложных процентов” в Европе и Америке огромные массы людей начали освобождаться от каторжно тяжелого труда, который с незапамятных времен был естественным спутником человечества. Произошло беспрецедентное снижение детской смертности, и начался рост средней продолжительности жизни. Человек, оглянувшийся назад в 1800 году, увидел бы мир, который для большинства людей мало изменился за тысячи лет; к 1900 году мир было уже не узнать.

На протяжении XIX века либеральная мысль продолжала развиваться. Иеремия Бентам разработал теорию утилитаризма, утверждающего, что правительство должно содействовать “наибольшему счастью наивозможно большего числа членов общества”. Хотя его философские предпосылки отличались от предпосылок теории естественных прав, он в целом пришел к тем же выводам об ограниченном правительстве и свободных рынках. Алексис де Токвилль прибыл в Америку, чтобы посмотреть, как работает свободное общество, и между 1834 и 1840 годами напечатал свои выдающиеся наблюдения под названием “Демократия в Америке”. Джон Стюарт Милль в 1859 году опубликовал очерк “О свободе” — мощное выступление в защиту свободы личности. В 1851 году Герберт Спенсер, выдающийся ученый, чьи работы сегодня незаслуженно игнорируются и зачастую искажаются, издал исследование “Социальная статика”, в котором выдвинул свой “закон равной свободы”. Это произведение представляет собой раннее и ясное изложение современного либертарианского кредо. Основной принцип Спенсера гласит, что “каждый человек может требовать полной свободы реализовывать свои способности, если это не мешает всем остальным людям обладать такой же свободой”. Спенсер подчеркивал, что “закон равной свободы явно применим ко всем людям — к женщинам наравне с мужчинами”. Он также развил критику войны с позиций классического либерализма, противопоставив промышленное общество, в котором люди мирно занимаются производством и торговлей, добровольно участвуя в различных объединениях, военному обществу, в котором превалирует война и государство управляет жизнью своих подданных в своих собственных целях.

Золотой век Германии подарил миру великих писателей-либералов Гёте и Шиллера и философов и ученых Иммануила Канта и Вильгельма фон Гумбольдта, внесших важный вклад в либеральную философию. Кант подчеркивал автономию личности и попытался обосновать права и свободы личности на основе требований самого разума. Он потребовал “юридической конституции, которая гарантировала бы каждому его свободу в рамках закона, чтобы каждый был свободен искать свое счастье любым путем, который он считает наилучшим, до тех пор пока не нарушает законных свобод и прав своих сограждан”. Гумбольдт в классическом труде “О пределах государственной деятельности”, оказавшем сильное влияние на очерк Милля “О свободе”, доказывал, что полное развитие человеческих сил требует не только свободы, но и “разнообразия ситуаций”, под которым он понимал широкое разнообразие обстоятельств и условий жизни — говоря современным языком, “различные образы жизни”, которые люди могли бы постоянно пробовать и выбирать. В начале столетия самым известным либералом на континенте был француз Бенжамен Констан. Один современник сказал о нем: “Он любил свободу так, как иные любят власть”. Подобно Гумбольдту, Констан представлял свободу как систему, в которой люди могут наилучшим образом раскрывать и развивать свою личность и интересы. В одном из своих эссе он противопоставил значение свободы в античных республиках — равное участие в общественной жизни — современной свободе — свободе человека говорить, писать, владеть собственностью, торговать и следовать своим частным интересам. Соратником Констана была писательница мадам де Сталь, возможно более всего известная выражением “Свобода стара; нов деспотизм”, относящимся к попыткам сторонников королевского абсолютизма отобрать давшиеся дорогой ценой свободы Средних веков, закрепленные в хартиях.

Другой французский либерал Фредерик Бастиа выступал в парламенте как страстный поборник свободной торговли; он написал множество остроумных и язвительных статей, критикующих государство и всю его деятельность. В своем последнем очерке “Что видно и чего не видно” Бастиа объяснил очень важную вещь: все, что делает государство — строит мосты, субсидирует искусство, платит пенсии, — вызывает простые и видимые следствия. Деньги циркулируют, рабочие места создаются, и людям кажется, что государство порождает экономический рост. Задача экономиста — осознать то, что невозможно увидеть: непостроенные дома, некупленную одежду, несозданные рабочие места, — потому что посредством налогов деньги забираются у тех, кто потратил бы их сам. В эссе “Закон” Бастиа подверг критике идею “узаконенного грабежа”, при котором люди используют государство для присвоения того, что произвели другие. А в “Прошении фабрикантов свечей против конкуренции Солнца”, выступив от имени производителей свечей, просящих парламент перекрыть солнечный свет, что заставило бы людей пользоваться свечами и днем, он высмеял французских предпринимателей, желавших оградить себя от конкуренции. Это была опережающая сатира на “антидемпинговое” законодательство.

В США во главе движения аболиционистов стояли, естественно, либертарианцы. Ведущие аболиционисты называли рабство “кражей людей”, поскольку оно отрицало собственность человека на свое тело и похищало саму личность человека. Их аргументы были аналогичны аргументам левеллеров и Джона Локка. Уильям Ллойд Гаррисон писал, что его цель не просто отмена рабства, а “освобождение всего человечества от господства человека над человеком, от рабства личности, от правительства грубой силы”. Другой аболиционист Лисандер Спунер на основе доводов против рабства, базирующихся на естественных правах, пришел к выводу, что никакой договор, включая Конституцию, который человек не подписывал лично, не может служить основанием для отказа ему в естественных правах. Подобно ему, Фредерик Дуглас также сформулировал свои аргументы за отмену рабства на основе идей классического либерализма — самопринадлежности и естественных прав.

Упадок либерализма

К концу XIX века классический либерализм начал уступать позиции новым формам коллективизма и государственной власти. Как это могло случиться, если либерализму удалось добиться таких успехов: избавить огромные массы людей от тяжелого ига этатизма и высвободить силы, приведшие к беспрецедентному повышению уровня жизни? Этот вопрос мучает либералов и либертарианцев на протяжении всего XX века.

Одна из проблем заключалась в том, что либералы обленились; они забыли предостережение Джефферсона, что “цена свободы — постоянная бдительность”, и посчитали, что очевидная социальная гармония и изобилие, принесенные либерализмом, отобьют всякое желание возродить старый порядок. Некоторые либеральные интеллектуалы высказывали мнение, что либерализм был завершенной системой, в развитие которой ничего интересного сделать уже нельзя. Появившийся социализм, особенно в его марксистском варианте, теорию которого еще только предстояло разработать, привлек молодых интеллектуалов.

Возможно также, что люди забыли, каких трудов стоило создание общества изобилия. Американцы и британцы, родившиеся во второй половине XIX века, вступали в мир быстро увеличивавшегося богатства, развивающихся технологий и растущего уровня жизни; им не было известно, что мир не всегда был таким. А те, кто понимал, что мир был иным, могли предположить, что стародавняя проблема бедности уже решена и больше нет необходимости сохранять социальные институты, обеспечившие ее решение.

По тем же причинам вопросы производства и распределения стали обсуждаться в отрыве друг от друга. В мире изобилия люди стали воспринимать производство как должное и принялись обсуждать “проблему распределения”. Великий философ Фридрих Хайек сказал мне в одном интервью:

Лично я убежден, что причиной, которая привела интеллектуалов, особенно в англоговорящем мире, к социализму, был человек, имевший репутацию великого героя классического либерализма, — Джон Стюарт Милль. В своем знаменитом учебнике “Основы политической экономии”, увидевшем свет в 1848 году и в течение нескольких десятилетий являвшемся основным руководством по этому предмету, переходя от теории производства к теории распределения, он заявляет следующее: “Как только вещи появляются, люди, порознь или коллективно, могут поступать с ними, как им заблагорассудится”. Будь это так, я бы признал, что очевидный моральный долг — следить, чтобы они были справедливо распределены. Однако это неверно, поскольку, если бы мы действительно делали с произведенными товарами все, что нам заблагорассудится, люди никогда бы не стали производить их снова.

Кроме того, впервые в истории люди поставили под вопрос терпимое отношение к бедности. До Промышленной революции бедны были все; не было предмета для изучения. Только когда большинство людей стали богатыми — по историческим стандартам, — люди начали задаваться вопросом, почему до сих пор существуют бедные. Так, Чарльз Диккенс сокрушался по поводу уже исчезавшего детского труда, благодаря которому многие дети смогли выжить, тогда как в прежние времена они были бы обречены на смерть, что, собственно, и происходило с большинством из них с незапамятных времен; а Карл Маркс предложил образ мира всеобщей свободы и изобилия. Между тем успехи науки и производства привели к появлению идеи о том, что инженеры и руководители корпораций могут управлять обществом точно так же, как они планируют деятельность крупной корпорации.

Утилитаристский акцент Бентама и Милля на “наибольшее счастье наивозможно большего числа членов общества” побудил некоторых ученых поставить под вопрос необходимость ограниченного правительства и защиты прав личности. Если главное — обеспечение процветания и счастья, зачем идти окольным путем защиты прав? Почему бы просто не нацелиться непосредственно на экономический рост и процветание для всех? Люди забыли концепцию спонтанного порядка, изъяли из рассмотрения проблему производства и принялись разрабатывать схемы управления экономикой в направлении, заданном политически.

Конечно, мы не должны сбрасывать со счетов старую как мир человеческую страсть к власти над людьми. Кто-то забыл об источниках экономического прогресса, кто-то оплакивал распад семьи и общества, к чему привели свобода и изобилие, а кто-то искренне верил, что марксизм мог сделать богатыми и свободными всех, без необходимости работать в беспросветном фабричном аду. Однако было немало таких, кто использовал эти идеи как средство для захвата власти. Поскольку божественное право монархов больше не убеждало людей расставаться со свободой и собственностью, искатели власти взяли на вооружение национализм, эгалитаризм, расовые предрассудки, классовую борьбу и неопределенные обещания, что государство разрешит все проблемы.

К концу столетия оставшиеся либералы потеряли надежду на будущее. Журнал Nation в редакционной статье писал, что “материальный комфорт ослепил нынешнее поколение, заставив забыть о том, откуда он появился”, и выражал беспокойство, что, “дабы от [этатизма] вновь отказались, должны произойти катастрофические международные войны”. Герберт Спенсер опубликовал работу “Грядущее рабство” и перед смертью в 1903 году скорбел о том, что мир возвращается к войне и варварству.

И действительно, как того опасались либералы, век европейского мира, начавшийся в 1815 году, оборвался в 1914 году с началом Первой мировой войны. В значительной мере война была следствием того, что на смену либерализму пришли этатизм и национализм, но сама война для либерализма сыграла роль контрольного выстрела. В США и Европе в ответ на войну правительства расширили сферу деятельности и полномочия. Непомерное налогообложение, воинская повинность, цензура, национализация и централизованное планирование — не говоря уже о 10 миллионах павших во Фландрии, в Вердене и на других полях сражений — ясно говорили, что вслед за эпохой либерализма, которая только недавно сменила старый порядок, пришла эпоха мегагосударства.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 349.