Цели и задачи (результат занятия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

 

 
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой  Акушерства и гинекологии                                               Маринкин И.О._________________  

 


                                                                                              

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Практическое занятие № 1

Тема: История развития акушерства. История кафедры. Периоды жизни женщины. Организация родовспоможения в Российской Федерации. Организация работы родильного дома, женской консультации. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы в акушерском стационаре. Профилактика инфекционных заболеваний матерей и новорожденных.

 

 

Дисциплина                          акушерство и гинекология

Направление подготовки     31.05.01 Лечебное дело

Профиль подготовки            31.05.01 Лечебное дело

Квалификация (степень)      "Врач – лечебник (врач-терапевт участковый)"

Форма обучения                   очная

 

Курс 4

Семестр 7

 

 

Регистрационный №______

                                                                                                                                   

Экземпляр №______

 

 

Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «9» февраля 2016 г. № 95. по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело

 

Методические указания разработал(и):

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Соколова Т.М. профессор Дмн, профессор Акушерства и гинекологии
Макаров К.Ю. профессор Д.м.н, профессор Акушерства и гинекологии
Якимова А.В. профессор Д.м.н., профессор Акушерства и гинекологии
Мухамедшина В.Р. ассистент К.м.н. Акушерства и гинекологии
Тимофеева Ю.С. ассистент К.м.н. Акушерства и гинекологии

 

Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Кравченко Е.Н. Заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России д.м.н., профессор ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России
Поздняков И.М. Главный врач ГБУЗ НСО НГКПЦ Д.м.н., профессор Акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета

Протокол № 11 от «8» июня 2018.

Зав. кафедрой д.м.н., профессор И.О. Маринкин

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой     методической комиссии по Акушерству и гинекологии

Протокол № 4 от « 20 » июня 2018 г.

 

Введение

Актуальность темы: изучение дисциплины «Акушерство и гинекология» Совершенствование амбулаторной помощи является одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения. За последние 5 лет Минздравом России были изданы нормативные документы, регламентирующие работу лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь пациентам акушерско-гинекологического профиля. Настоящие рекомендации имеют целью ознакомить обучающихся со стандартами оказания акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации.

 «Знания и умения», полученные на практическом занятии будут включены и контролироваться на уровне промежуточной и итоговой аттестации (зачет, ИГА).

 

2. Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание   Форма контроля  
2.1. Повторить Самоконтроль
Анатомия органов малого таза, физиологические изменения в организме женщины во время беременности Входной контроль
2.2. Прочитать учебник Акушерство: учебник для студентов медицинских вузов [Рекомендовано отраслевым министерством]/ Г. М. Савельева, Р. И. Шалина [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 656 с. : ил.  стр.38-46 стр. Самоконтроль
2.3. Изучить дополнительную литературу Руководство к практическим занятиям по акушерству : учебное пособие для студ. мед. вузов/ ред. В. Е. Радзинский. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -656 с Самоконтроль
2.5. Быть готовым ответить на следующие вопросы:
  1.  Структура акушерского стационара
2. Правила приема в родильный дом 3. Распорядок дня в послеродовом отделении 4. Правила приема в обсервационное отделение 5. Оснащение приемно-смотрового отделения 6. Работа комнаты-фильтра 7. Правила допуска к работе персонала родильного дома 8. Структура и оснащение родильного блока 9. Оснащение родильного зала 10. Организация работы отделения новорожденных 11. Организация работы послеродового отделения 12. Особенности санитарно-эпидемиологического режима в акушерском стационаре 13. Документация акушерского стационара 14. Показатели работы акушерского стационара
  1. Основные задачи женской консультации
  2. Организация работы женской консультации,
  3. Обследование беременных в женской консультации
  4. Обследование беременной при каждом посещении
  5. В какие сроки и с какой целью проводят УЗИ и скрининговые биохимические исследования
  6. Количество и кратность посещений ЖК беременной
  7. Перинатальные факторы риска
  8. Выделение группы риска по акушерской патологии
  9. Профилактические мероприятия по основным акушерским осложнениям
  10. Особенность наблюдения за беременными в экстрагенитальной патологией
  11. Выдача листков нетрудоспособности по беременности и родам
  12. Особенности диспансеризации родильниц
  13. Качественные показатели работы женской консультации
Самоконтроль

 

3. Требования к форме одежды, оснащению: медицинский халат, хирургический костюм, шапочка, маска, перчатки, бахилы

 

Женская консультация

Основное звено амбулаторной помощи – женская консультация: как самостоятельная организация, так и как структурное подразделение медицинской организации для оказания медицинской помощи по территориальному принципу.

Основные функции женской консультации:

· диспансерное наблюдение беременных женщин;

· направление беременных женщин в медицинские организации, осуществляющие пренатальную диагностику;

· установление медицинских показаний и направление беременных женщин, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

· проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам

· проведение патронажа беременных женщин и родильниц;

· консультирование и оказание услуг по вопросам охраны репродуктивного здоровья, применение современных методов профилактики абортов и подготовки к беременности и родам;

· организация и проведение профилактических осмотров женского населения

· обследование и лечение беременных женщин и гинекологических больных с использованием современных медицинских технологий;

· диспансеризация гинекологических больных в соответствии со стандартами медицинской помощи, включая реабилитацию;

· осуществление прерывания беременности в ранние сроки (до 20-ти дней задержки менструаций), выполнение малых гинекологических операций;

· проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам вне-, в период беременности, послеродовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;

· проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

· оказание правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам и членам их семей;

· проведение мероприятий в части информирования и повышения санитарной культуры населения по различным аспектам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья женщин, профилактики врожденной и наследственной патологии у будущего ребенка, профилактики абортов, а также инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции;

· обеспечение взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических больных с другими лечебно-профилактическими учреждениями.

Основные критерии качества работы женской консультации:

· показатель ранней постановки на учет по беременности;

· охват пренатальным скринингом в I, II, III триместрах беременности;

· частота невынашивания и недонашивания беременности;

· показатели материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;

· отсутствие антенатальной гибели плода;

· отсутствие врожденных аномалий развития, не выявленных во время беременности;

· разрыв матки вне стационара;

· несвоевременное направление в стационар при гипертензии средней степени тяжести, обусловленной беременностью;

· несвоевременное направление в стационар при переношенной беременности.

Женская консультация может использоваться в качестве клинической базы образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций.

Структура женской консультации:

· регистратура;

· кабинет врача-акушера-гинеколога;

· кабинеты специализированных приемов:

невынашивания беременности;

гинекологической эндокринологии;

патологии шейки матки;

сохранения и восстановления репродуктивной функции;

гинекологии детского и подросткового возраста;

функциональной диагностики;

ультразвуковой диагностики;

· другие подразделения:

малая операционная;

клинико-диагностическая лаборатория;

дневной стационар;

стационар на дому;

процедурный кабинет;

физиотерапевтический кабинет;

рентгеновский кабинет;

стерилизационная.

Роддом

Функции родильного дома:

  • оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, медицинской помощи новорожденным, а также женщинам с заболеваниями репродуктивной системы в стационарных условиях;
  • внедрение современных перинатальных семейно-ориентированных технологий (демедикализация родов, партнерские роды, совместное пребывание матери и ребенка, раннее прикладывание к груди, приоритет грудного вскармливания, профилактика гипотермии новорожденных);
  • профилактика, диагностика и лечение заболеваний репродуктивной системы;
  • оказание медицинской помощи в связи с искусственным прерыванием беременности;
  • санитарно-гигиеническое обучение женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;
  • установление медицинских показаний и направление женщин и новорожденных в медицинские организации для оказания им специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
  • проведение экспертизы временной нетрудоспособности, выдачу листков нетрудоспособности женщинам по беременности и родам;
  • участие в направлении женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности на медико-социальную экспертизу;
  • организация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в целях предупреждения и снижения заболеваемости внутрибольничными инфекциями женщин, новорожденных и медицинских работников;
  • проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным;
  • проведение анализа причин гинекологических заболеваний, акушерских и экстрагенитальных осложнений у женщин, заболеваемости новорожденных;
  • осуществление статистического мониторинга и анализа причин материнской и перинатальной смертности;
  • обеспечение вакцинопрофилактики новорожденным, проведение неонатального и аудиологического скрининга;
  • организация питания женщин и новорожденных в период их пребывания в родильном доме;
  • взаимодействие с женской консультацией, не входящей в его состав, станцией (отделением) скорой медицинской помощи, поликлиникой, детской поликлиникой, а также с другими медицинскими организациями (противотуберкулезным, кожно-венерологическим, онкологическим диспансерами, Центрами профилактики и борьбы со СПИД);
  • обеспечение проведения антиретровирусной профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированным роженицам и их новорожденным;
  • организация повышения профессиональной квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием;
  • ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

Второе акушерское отделение

Во II-е отделение госпитализируют беременных, рожениц и родильниц, имеющих:

1. Лихорадочное состояние (температура тела 37,6 ºС и выше без клинически выраженных симптомов).

2. Длительный безводный период, излитие околоплодных вод за 12 часов и более до поступления в стационар.

3. Инфекционную патологию, в том числе: воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей; воспалительные заболевания другой локализации (пневмония, отит и др.); острые респираторные заболевания; кожные заболевания инфекционной этиологии; инфекционные процессы половых путей (кольпит, цервицит, кондилломы); инфекции с риском внутриутробного и/или интранатального заражения плода и высокой эпидемиологической опасностью заражения медицинского персонала (ВИЧ – инфекция, сифилис, вирусные гепатиты В, С, Д, гонорея); генитальный герпес, листериоз, токсоплазмоз, туберкулез.

4. Внутриутробная гибель плода; аномалии развития плода.

5. Злокачественные новообразования.

6. Родильницы в случае родов вне лечебного учреждения (в течение 24 ч после родов).

7. Необследованные роженицы и при отсутствии медицинской документации.

8. Переводят заболевших беременных из отделения патологии и родильниц из физиологического послеродового отделения при осложненном течении послеродового периода (эндометрит, нагноение швов промежности, швов после кесарева сечения и т. п.).

9. В случае перевода новорожденного в обсервационное отделение вместе с ним переводят родильницу.

Правила содержания обсервационного отделения. Уборку палат проводят 3 раза в сутки: 1 раз с моющими средствами и 2 раза с дезинфицирующими растворами и последующим бактерицидным облучением, 1 раз в 7 дней проводят дезинфекцию палат. Инструменты дезинфицируют в отделении, затем передают в центральную стерилизационную. При переходе медперсонала в обсервационное отделение – смена халата и обуви (бахилы). Сцеженное молоко для кормления детей не используют.

Пациенток необходимо размещать в палаты по нозологическим формам заболеваний, беременных – отдельно от родильниц.

При выявлении у беременной, роженицы или родильницы гнойно-воспалительного процесса, в связи с которым ее дальнейшее пребывание в АС представляет эпидемиологическую опасность, женщина подлежит переводу в специализированный стационар соответствующего профиля.

Приемно-смотровое отделение

- При поступлении беременной женщины в родильный дом (отделение) вопрос о госпитализации в физиологическое или обсервационное отделение решается на основании данных обменной карты, опроса и осмотра.

Следует обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение.

Для приема гинекологических больных необходимо иметь отдельное помещение.

- При поступлении роженицы проводится медицинский осмотр и санитарная обработка, каждой роженице выдается индивидуальный стерильный комплект (рубашка, полотенце, подкладная пеленка, халат, мочалка), разрешается пользоваться собственными новыми тапочками и предметами личной гигиены.

- После манипуляций, ведущих к загрязнению рук, или осмотра рожениц, поступающих в обсервационное отделение, руки моют и обеззараживают стерильным тампоном, смоченным одним из следующих дезинфицирующих растворов:

- 0,5% спиртовой (в 70% этиловом спирте) (в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.11.1998 N 338)

- 1% раствор йодопирона (по активному йоду)

- 0,5% раствор хлорамина

- другими кожными антисептиками, разрешенными для этих целей.

 

Родовое отделение

- При наличии нескольких предродовых палат соблюдается цикличность их заполнения. В предродовой палате каждой роженице выделяют индивидуальное судно. Судно, кровать и скамеечка имеют единый маркировочный номер.

- Разрешается использование матрацев и подушек в герметичных клеенчатых чехлах, которые обеззараживаются дезинфицирующим раствором Перед переводом в родильный зал роженицу переодевают в стерильное белье (рубашка, косынка, бахилы).

- В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все объекты, применяемые при родах, обрабатывают дезраствором. При загрязнении кровью и другими биологическими жидкостями обеззараживание проводят по режимам, утвержденным для профилактики парентеральных вирусных гепатитов.

- При наличии двух родильных залов прием родов осуществляют поочередно в каждом из них в течение суток

- В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе. Прием родов проводится во всех боксах поочередно. После родов в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции.

- Акушерка (врач) перед приемом родов готовится как для хирургической операции.

- При приеме родов предпочтительнее использовать стерильный комплект разового пользования.

- Новорожденного принимают в обеззараженный, согретый и покрытый стерильной пеленкой лоток.

Для первичной обработки новорожденного используется стерильный индивидуальный комплект.

При использовании металлических скобок Роговина их следует включать в стерильный индивидуальный набор для обработки пуповины.

- Первичная обработка кожных покровов новорожденного осуществляется стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным или вазелиновым маслом из индивидуального флакона разового пользования.

- Для снижения риска инфицирования пупочной раны и с целью профилактики гнойных заболеваний пупка и развития пупочного сепсиса возможно использование пленкообразующих препаратов, разрешенных для этих целей, с предварительной обработкой пупочной раны 0,5% раствором хлоргексидина глюконата в 70% этиловом спирте.

- Профилактика инфекционных заболеваний глаз у новорожденных проводится во время первичного туалета новорожденного закапыванием в конъюнктивальный мешок однократно одной капли раствора нитрата серебра 2% или трехкратно с интервалом 10 минут по одной капле раствора сульфацил-натрия 20% (глазные капли) или закладыванием за нижнее веко с помощью стеклянной палочки однократно тетрациклина гидрохлорида 1% или эритромицина фосфата 10000 ед. в 1 г (глазная мазь, полоска длиной от 0,5 до 1 см). Кроме того, допускается закапывание в конъюнктивальный мешок однократно одной капли раствора протаргола 1% или раствора колларгола 1% (глазные капли)" <*>.

(п. 4.3.12 в ред. Приказа Минздрава РФ от 05.05.2000 N 149)

--------------------------------

<*> Препараты указаны по степени их эффективности.

(сноска введена Приказом Минздрава РФ от 05.05.2000 N 149)

 

- В родильном зале необходимо в течение первого получаса после рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при отсутствии противопоказаний). Раннее прикладывание к груди и грудное вскармливание способствуют более быстрому становлению нормальной микрофлоры кишечника, повышению широкого комплекса факторов неспецифической защиты организма.

- После взвешивания и пеленания новорожденного пеленальный стол и весы обеззараживают. Лотки для приема новорожденного и последа, кислородные маски, а также все оборудование, используемое при первичной помощи новорожденному, обеззараживается (таблица 3 Приложения 1).

Для отсасывания слизи у новорожденного целесообразно использовать баллоны и катетеры однократного применения.

- Хранение плацентарной крови осуществляется в специальных холодильниках, последов - в холодильных камерах.

Утилизация последов может осуществляться следующими способами:

- сжигание в специальных печах;

- захоронение в специально отведенных местах;

- вывоз на организованные свалки после предварительного обеззараживания.

- Белье, использованное в процессе приема родов, собирают в бак с заложенным в него клеенчатым мешком, перевязочный материал сбрасывают в таз, завернутый в стерильную пеленку или клеенку, таз дезинфицируют и меняют после каждых родов.

 

Обсервационное отделение

 

- В обсервационном отделении противоэпидемический режим должен соблюдаться особенно тщательно.

- При необходимости перехода в обсервационное отделение медицинский персонал меняет халат, надевает бахилы. Для этого у входа имеется вешалка с чистыми халатами, емкости с бахилами.

- Сцеженное родильницами обсервационного отделения молоко для докармливания новорожденных не используется.

- Прием родов у ВИЧ-инфицированных беременных в крупных городах осуществляется в специализированном родильном отделении. При его отсутствии беременные направляются в родильный дом (отделение) общего типа. Прием родов производится в обсервационном отделении в специально выделенной палате, где родильница с ребенком находится до выписки. При необходимости оперативного вмешательства используется операционная обсервационного отделения.

- Противоэпидемические мероприятия в отделениях (палатах) для ВИЧ-инфицированных пациенток и их новорожденных должны проводиться по типу режима отделений для больных вирусными гепатитами с парентеральным механизмом передачи.

- При манипуляциях (операциях) у ВИЧ-инфицированных пациенток используют инструменты и другие медицинские изделия однократного применения. При их отсутствии инструменты многократного использования подлежат дезинфекции по режиму, установленному для профилактики парентеральных гепатитов, с последующей стерилизацией.

4.8.7. Медицинский персонал, принимающий роды и осуществляющий уход в послеродовом периоде за ВИЧ-инфицированной родильницей и ее новорожденным, должен соблюдать меры личной безопасности (работа в перчатках при проведении всех манипуляций, при приеме родов - использование защитных очков или экранов).

При наличии микротравм на коже рук перед началом работы медицинскому работнику необходимо обработать поврежденную поверхность 70% спиртом или спиртовой настойкой йода 5% и "заклеить" лейкопластырем или каким-либо пленкообразующим препаратом (три слоя "Лифузоля" или др.).

Необходимо проявлять максимальную осторожность при работе с колющими, режущими инструментами, иглами. Особенно тщательно меры предосторожности должны соблюдаться при наличии у родильницы клиники острой инфекции, кровохарканья, открытых форм туберкулеза, острой пневмоцистной пневмонии и др. Санитарно-гигиенические мероприятия, текущая и заключительная дезинфекция должны выполняться особенно тщательно.

Рекомендуется повторно провести обследование лиц, принимавших роды у ВИЧ-инфицированной роженицы и осуществлявших уход за родильницей и новорожденным, через 6 месяцев после их выписки.

- Опасность заражения ВИЧ-инфекцией возникает при аварийных ситуациях (порезы и уколы инструментами, контаминированными кровью и другими биологическими жидкостями от ВИЧ-инфицированных пациентов, а также попадание крови и других биологических жидкостей на слизистые ротоглотки, носа и глаз).

Для снижения вероятности заражения в таких случаях рекомендуется:

- при подготовке к проведению манипуляции больному с ВИЧ-инфекцией убедиться в целостности аварийной аптечки;

- выполнять манипуляции в присутствии второго специалиста, который может в случае разрыва перчаток или пореза продолжить ее выполнение;

- обработать кожу ногтевых фаланг йодом перед надеванием перчаток;

- при попадании зараженного материала (кровь, околоплодные воды, отделяемое родовых путей и т.д.) на кожу персонала обработать ее 70% раствором спирта, обмыть водой с мылом и повторно обеззаразить 70% раствором спирта. Не тереть!

- при попадании зараженного материала на слизистые ротоглотки и носа их немедленно обрабатывают 0,05% раствором марганцевокислого калия, рот и горло прополаскивают 70% спиртом или 0,05% раствором марганцевокислого калия;

- для обработки слизистой глаз применяется раствор марганцевокислого калия 1:10000; раствор готовится ex tempore, для чего необходимо иметь навеску препарата по 50 мг, которая растворяется в 10 мл дистиллированной воды;

- при уколах и порезах вымыть руки в перчатках проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% раствором йода. Не тереть!

В случае аварий рекомендуется профилактический прием тимозида (азидотимидина) 800 мг/сут. в течение 30 дней, прием препарата необходимо начинать не позже 24 часов после аварии.

Лабораторное обследование лиц, попавших в аварийную ситуацию, проводится через 3, 6 и 12 месяцев.

Медицинский персонал, принимающий роды и осуществляющий уход в послеродовом периоде за ВИЧ-инфицированной родильницей и новорожденным, имеют право на получение надбавок за работу в опасных для здоровья и жизни условиях труда в соответствии с существующими нормативными документами.

При других инфекционных заболеваниях противоэпидемические мероприятия проводятся в соответствии с действующими приказами.

После выписки родильниц и новорожденных (освобождение палаты) проводится заключительная дезинфекция с обязательной камерной обработкой постельных принадлежностей

 

Правила стирки белья и обработки обуви

 

- Белье стирают в прачечной родильного дома, а при отсутствии ее - в больничной прачечной, но отдельно от белья других отделений. В прачечной должны быть выделены специальные емкости для замачивания белья, а также отдельное оборудование для его стирки. Не допускается использование синтетических моющих средств для стирки белья новорожденного.

- При стирке в коммунальной прачечной белье родильного дома стирают в специально выделенный день.

- В процессе обработки и стирки белья потоки чистого и грязного белья не должны перекрещиваться.

- После выписки женщины из родильного дома или перевода ее в другое отделение обувь (тапочки), выданную ей при поступлении, подвергают обязательной дезинфекции в дезинфекционной камере по параформалиновому способу или раствором формалина 10% (п. 8 табл. 1 Приложения 1).

- Целесообразно пользоваться собственными кожаными (из кожзаменителя) или новыми матерчатыми тапочками.

 

Обработка рук медицинского персонала, операционного поля при приеме родов или операции

- Для обработки рук всех лиц, участвующих в приеме родов и различных оперативных вмешательствах, используют различные кожные антисептики отечественного и зарубежного производства, разрешенные к применению в установленном порядке.

- Для обработки кожи операционного поля, наружных половых органов и внутренних поверхностей бедер рожениц применяют йодонат, йодопирон, хлоргексидин глюконат, спиртовую настойку йода 5% и другие кожные антисептики, разрешенные к применению в установленном порядке. Кроме того, перед родами через естественные родовые пути у рожениц с наличием в анамнезе кольпита, вульвовагинита и т.п. возможно применение для обработки наружных половых органов, области промежности и родовых путей пливасепт-антисептической эмульсии.

Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями (ВБИ) - это система мониторинга за динамикой эпидемического процесса внутрибольничных инфекций (носительство, заболеваемость, летальность), факторами и условиями, влияющими на их распространение, анализ и обобщение полученной информации для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиологический надзор за ВБИ, общее методическое руководство и контроль за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях осуществляются центрами госсанэпиднадзора.

Эпидемиологический надзор за ВБИ и организация проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в учреждении осуществляется госпитальным эпидемиологом (заместителем главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам).

Эпидемиологический надзор за ВБИ в акушерских стационарах предусматривает:

- выявление, учет и регистрацию ВБИ;

- анализ заболеваемости новорожденных и родильниц;

- анализ заболеваемости медицинского персонала;

- микробиологический мониторинг;

- выявление групп и факторов риска возникновения ВБИ;

- определение предвестников осложнения эпидемиологической обстановки и оценку и прогнозирование эпидемиологической ситуации по ВБИ;

- оценку эффективности проводимых мер профилактики.

 

Выявление и учет заболеваемости ВБИ

 

Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных и родильниц, возникшие в период пребывания в стационаре и/или в течение 7 дней после выписки (максимальный инкубационный период), считают за акушерским стационаром.

О каждом случае или подозрении на инфекционное заболевание у новорожденных и родильниц учреждение, установившее диагноз, сообщает в территориальные центры госсанэпиднадзора (отделы регистрации инфекционных заболеваний) в течение 12 часов.

Случаи внутриутробной инфекции подлежат отдельной регистрации.

Поскольку внутрибольничные инфекции новорожденных и родильниц развиваются и выявляются не только в акушерских стационарах, но и после выписки или перевода в другой стационар и характеризуются многообразием клинических проявлений, организация сбора и информации осуществляется не только в акушерских стационарах, но и в детских больницах и поликлиниках, хирургических и гинекологических отделениях и женских консультациях, патологоанатомических отделениях и др. Все эти учреждения должны оперативно сообщать по телефону в территориальный центр госсанэпиднадзора и в акушерский стационар в течение 12 часов об установленном диагнозе ВБИ как у новорожденного, так и у родильницы.

Центры госсанэпиднадзора в течение 12 часов передают информацию об инфекционных заболеваниях новорожденных и родильниц в акушерские стационары по месту родов для организации и проведения противоэпидемических мероприятий.

Госпитальный эпидемиолог совместно с заведующими структурными подразделениями проводит активное выявление ВБИ путем проспективного наблюдения, оперативного и ретроспективного анализа документации.

Госпитальный эпидемиолог совместно с заведующими отделениями:

- организует контроль за выявлением и оперативной (ежедневной) регистрацией внутрибольничных инфекций;

- получает ежедневную информацию из всех функциональных подразделений родильного дома (отделения) о случаях инфекционных заболеваний среди новорожденных и родильниц, нарушениях санэпидрежима, результатах бактериологических исследований, необычных реакциях на введение иммунобиологических препаратов, расследует причины их возникновения и информирует руководство для принятия неотложных мер.

Перечень заболеваний, подлежащих учету и регистрации у новорожденных:

- конъюнктивит и дакриоцистит

- пиодермия

- флебит пупочной вены

- панариций, паронихия

- омфалит

- отит

- импетиго (пузырчатка), пемфигус, везикулопустулез

- псевдофурункулез

- мастит

- энтероколит

- пневмония

- абсцесс, флегмона

- менингит

- остеомиелит

- сепсис

- постинъекционные инфекции

- сальмонеллезы

- вирусные гепатиты В, С

- другие инфекционные заболевания

 

у родильниц:

- послеоперационные инфекции акушерской раны, в т.ч. нагноение и расхождение швов

- эндометрит

- перитонит, в т.ч. после кесарева сечения

- сепсис

- мастит

- постинфекционные инфекции

- грипп, ОРЗ

- пневмония

- цистит, уретрит, пиелонефрит

- сальмонеллезы

- вирусные гепатиты В, С

- другие инфекционные заболевания.

 

Эпидемиологический анализ

 

Эпидемиологический анализ заболеваемости предусматривает изучение уровня, структуры, динамики заболеваемости ВБИ для оценки эпидемиологической ситуации в родильном доме (акушерском отделении) и разработки комплекса противоэпидемических мероприятий.

Оперативный и ретроспективный анализ предусматривают изучение заболеваемости внутрибольничными инфекциями по локализации патологического процесса, этиологии и срокам их развития.

Оперативный (текущий) анализ заболеваемости ВБИ проводят на основании данных ежедневной регистрации по первичным диагнозам.

В ходе оперативного анализа заболеваемости проводится оценка текущей эпидемиологической обстановки и решается вопрос о благополучии или осложнении в эпидемиологическом плане, адекватности проводимых мер или необходимости их усиления.

Для проведения оперативного и ретроспективного анализа заболеваемости необходимо располагать не только объективной информацией о заболеваемости, но и сведениями о количестве родов и детей, родившихся живыми, а также о числе пациентов, прошедших через отделения.

Анализ заболеваемости ВБИ должен проводиться с учетом:

- сроков возникновения заболевания

- даты родов

- даты выписки или перевода в другой стационар

- перемещения в пределах стационара (из палаты в палату, из отделения в отделение)

- длительности пребывания в стационаре.

Групповыми заболеваниями следует считать появление 5 и более внутрибольничных заболеваний новорожденных и родильниц (суммарно), возникающих в пределах колебаний одного инкубационного периода и связанных одним источником инфекции и общими факторами передачи.

Ретроспективный анализ заболеваемости ВБИ новорожденных и родильниц предусматривает:

- анализ многолетней динамики заболеваемости с определением тенденции (рост, снижение, стабилизация) и темпов роста или снижения

- анализ годового, помесячного уровней заболеваемости

- сравнительную характеристику заболеваемости по отделениям

- изучение структуры заболеваемости по локализации патологического процесса и этиологии

- анализ оперативных вмешательств в родах и частоты ВБИ, связанных с ними

- определение соотношения легких и тяжелых форм

- распределение заболеваемости по срокам клинических проявлений (во время пребывания в стационаре и после выписки)

- определение удельного веса групповых заболеваний и анализ вспышечной заболеваемости

- анализ летальности по локализации патологического процесса и этиологии.

При проведении анализа заболеваемости новорожденных следует дифференцировать ВБИ от внутриутробной инфекционной патологии.

Ретроспективный анализ заболеваемости новорожденных и родильниц позволяет выявить закономерности эпидемического процесса, основные источники инфекции, ведущие факторы передачи и является основой для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий, адекватных конкретной эпидемиологической обстановке в данном родильном доме (отделении).

Ретроспективный анализ заболеваемости медицинского персонала позволяет определить круг источников инфекции и провести мероприятия, направленные на ограничение их роли в распространении ВБИ.

Наиболее значимыми источниками инфекции являются лица с патологией носоглотки (гаймориты, синуситы и др.), мочевыводящего тракта (вялотекущие пиелонефрит, цистит), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерит, энтероколит), кожи и подкожной клетчатки (гнойно-воспалительные процессы).

По результатам диспансеризации медицинского персонала выявляются лица с хроническими инфекциями и проводится их лечение.

 

Микробиологический мониторинг

 

Микробиологический мониторинг - важный параметр эпидемиологического надзора, преследующий цель определить этиологическую структуру ВБИ, выявить циркуляцию госпитального штамма и оценить качество противоэпидемического режима.

Микробиологический мониторинг осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями, оперативными отделами центров госсанэпиднадзора, дезинфекционными станциями.

Микробиологический контроль стерильности проводится лечебно-профилактическими учреждениями 1 раз в месяц, центрами госсанэпиднадзора или дезинфекционными станциями - 1 раз в квартал.

Исследованию подлежат:

- лекарственные формы для инъекций

- лекарственные формы для обработки слизистых оболочек и ухода за кожей новорожденных

- растворы для питья

- шовный материал

- перевязочный материал

- хирургические перчатки

- наборы для первичной и повторной обработки новорожденных

- материалы для новорожденных в стерилизационных коробках (биксах)

- материалы для операционной в стерилизационных коробках (биксах)

- индивидуальные комплекты для приема родов

- зонды, катетеры

- другие изделия медицинского назначения.

Санитарно-бактериологические исследования объектов окружающей среды проводятся в следующих случаях:

- по эпидемиологическим показаниям

- при неудовлетворительном соблюдении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в акушерском стационаре (на усмотрение центров госсанэпиднадзора)

- с целью контроля качества заключительной дезинфекции перед открытием акушерского стационара, закрывавшегося в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

При расшифровке этиологической структуры ВБИ новорожденных и родильниц необходимо учитывать не только данные лабораторных исследований, полученные во время пребывания в родильном доме, но и сведения, поступающие из детской поликлиники, больницы, женской консультации, гинекологических и хирургических отделений.

Сведения о микробиологическом подтверждении или изменении диагноза в течение 12 часов передаются в территориальные центры госсанэпиднадзора для последующей информации акушерских стационаров.

Данные бактериологического обследования новорожденных и родильниц с диагнозом ВБИ, а также медицинского персонала (больных и носителей) в совокупности с результатами санитарно-бактериологических исследований позволяют определить штаммы микроорганизмов, циркулирующих в стационаре.

Выявлению госпитальных штаммов - возбудителей ВБИ способствуют данные внутривидового типирования, определение эпидемиологических маркеров: серо-, био- или фаговаров, плазмидного профиля, антибиотикограммы. Выявление спектра доминирующих в патологии возбудителей, своевременное выявление смены микроорганизмов, ответственных за ВБИ, позволит вносить коррективы в сложившуюся систему профилактических и противоэпидемических мероприятий, предупредить вспышки, обеспечивать снижение заболеваемости ВБИ.

 

Выявление групп и факторов риска

 

Поскольку большинство возбудителей ВБИ относятся к условно патогенным микроорганизмам, проявляющим свои свойства на фоне снижения неспицифических защитных сил организма, важное значение приобретает определение групп риска среди новорожденных и родильниц.

Группами риска возникновения ВБИ среди родильниц считаются женщины:

- с хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями

- с болезнями мочеполовой системы, в том числе кольпитами

- с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом (инфекционные осложнения при предыдущих беременностях, привычное невынашивание и др.)

- после оперативного родоразрешения, особенно кесарева сечения

- с кровотечениями в послеродовом периоде

- с анемией.

К группам риска возникновения ВБИ среди новорожденных относятся:

- недоношенные

- переношенные

- родившиеся у матерей с хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями или перенесших острое инфекционное заболевание во время беременности

- после оперативного родоразрешения, особенно кесарева сечения

- с врожденными аномалиями развития

- с родовой травмой

- с синдромом дыхательных расстройств

- с хронической внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах

- родившиеся у матерей, страдающих алкоголизмом, наркоманией и др.

Дети, относящиеся к контингентам риска, нуждаются в особо тщательном медицинском наблюдении и назначении препаратов, стимулирующих неспецифические защитные силы организма. Частоту ВБИ существенно снижает назначение эубиотиков, в частности, бифидумбактерина.

К факторам риска возникновения ВБИ новорожденных и родильниц относятся: инвазивные лечебно-диагностические вмешательства (инъекции, трансфузии, катетеризация сосудов, мочевыводящих путей, взятие крови, пункции, эндоскопические исследования), искусственное вскармливание и др. Имеет значение кратность и длительность процедур.

При абдоминальном родоразрешении (кесарево сечение) важно учитывать в экстренном или плановом порядке оно проводится.

Факторы риска необходимо учитывать при осуществлении эпидемиологического надзора и проведении мер борьбы с ВБИ. В каждом случае необходимо строго обосновывать целесообразность проведения тех или иных процедур, особенно инвазивных.

 

Определение предпосылок и предвестников

эпидемиологического неблагополучия

 

Осложнению эпидемиологической обстановки могут способствовать две группы факторов (предпосылок). Одна из них связана с санитарно-техническим состоянием стационара, другая - с организацией работы и контингентом лиц, поступающих на роды.

К первой группе относятся:

- недостаточное материально-техническое оснащение оборудованием, инструментарием, перевязочным материалом, лекарствами

- недостаточный набор и площади помещений, перекрест технологических потоков

- нарушения в работе приточно-вытяжной вентиляции

- аварийные ситуации на водопроводной и канализационной системах, перебой в подаче горячей и холодной воды, нарушения в тепло- и энергоснабжении

- перебои в поставке белья, дезинфицирующих средств и т.д.

Вторая группа предпосылок включает:

- перегрузку стационара

- нарушение цикличности заполнения палат

- несвоевременный перевод новорожденных и родильниц в соответствующие стационары.

При выявлении предпосылок возникновения эпидемиологического неблагополучия госпитальный эпидемиолог оперативно доводит всю информацию до сведения главного врача родильного дома и центров госсанэпиднадзора. Принимаются меры по устранению нарушения. Усиливается весь комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В ходе оперативного анализа важно своевременно выявить предвестники осложнения эпидситуации в стационаре:

- изменение уровня заболеваемости (рост) ВБИ новорожденных

- рост заболеваемости родильниц

- рост ВБИ после оперативных пособий в родах

- изменение в структуре заболеваемости по локализации патологического процесса, появление случаев с множественной локализацией

- изменение этиологической структуры заболеваемости, выделение преимущественно одного вида возбудителя

- изменение в соотношении легких и тяжелых форм. Рост тяжелых форм свидетельствует, как правило, о существенном недоучете легких форм и(или) возникшем эпидемиологическом неблагополучии

- преобладание одной из клинических форм в структуре ВБИ новорожденных или родильниц, появление генерализованных форм

- возникновение 2 и более случаев заболеваний, связанных между собой

- рост заболеваемости гнойно-воспалительными и другими инфекциями среди медицинского персонала

- возрастание числа диагнозов "внутриутробная инфекция".

Своевременное выявление вышеуказанных признаков позволяет оперативно провести необходимые мероприятия для предотвращения дальнейшего осложнения эпидемиологической ситуации.

При невозможности устранения предпосылок и предвестников осложнения эпидемиологической ситуации ставится вопрос о прекращении работы родильного дома.

Оценка эпидемиологической ситуации

 

Анализ всей вышеприведенной информации дает возможность получить объективные данные об особенностях эпидемического процесса внутрибольничных инфекций у новорожденных и родильниц в данном акушерском стационаре, основных причинах, обусловливающих заболеваемость, оценить эпидемиологическую ситуацию и разработать комплекс эффективных противоэпидемических мероприятий.

 

Оценка эффективности проводимых мероприятий проводится на основании состояния эпидемиологической обстановки в родильном доме. Оцениваться может как комплекс проведенных мероприятий, так и отдельные меры. Эффективность отдельных мероприятий целесообразно изучать при апробации новых форм и методов работы, испытании отдельных методик и препаратов.

Данные эпидемиологического надзора являются основой для планирования и проведения эффективной, научно обоснованной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на снижение ВБИ в акушерских стационарах.

 

Женская консультация создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа)) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной (амбулаторной) акушерско-гинекологической помощи женщинам.

 Деятельность женской консультации осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, настоящим Положением об организации деятельности женской консультации и учредительными документами.

 Руководство женской консультацией, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по согласованию с органом местного самоуправления.

Руководство женской консультацией, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заведующий отделением, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.

 Структура и штатная численность медицинского и иного персонала женской консультации утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой работы.

Женская консультация может использоваться в качестве клинической базы научных, высших и средних медицинских образовательных учреждений и учреждений дополнительного медицинского образования.

 В целях оказания квалифицированной первичной медико-санитарной акушерско-гинекологической помощи женщинам, услуг по охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов, а также по профилактике, диагностике и лечению гинекологических заболеваний женская консультация осуществляет следующие функции:

диспансерное наблюдение беременных, в т.ч. выделение женщин "групп риска" в целях предупреждения и раннего выявления осложнений беременности, родов и послеродового периода;

выявление, установление медицинских показаний и направление беременных женщин, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями на стационарное лечение в учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных (дорогостоящих) видов медицинской помощи;

проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка;

проведение патронажа беременных и родильниц;

консультирование и оказание услуг по вопросам охраны репродуктивного здоровья, применение современных методов профилактики абортов согласно установленным стандартам и подготовки к беременности и родам;

организация и проведение профилактических осмотров женского населения с целью раннего выявления гинекологических и онкологических заболеваний;

обследование и лечение беременных и гинекологических больных с использованием современных медицинских технологий, в том числе в условиях дневного стационара и на дому (стационар на дому);

диспансеризация гинекологических больных в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, включая реабилитацию;

установление медицинских показаний и направление на санаторно-курортное лечение беременных женщин и женщин с гинекологическими заболеваниями;

осуществление прерывания беременности в ранние сроки (при задержке менструации не более 20 дней), а также выполнение малых гинекологических операций с использованием современных медицинских технологий (гистероскопия, лазеро-, криотерапия и т.д.);

обеспечение взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических больных между женской консультацией и другими лечебно - профилактическими учреждениями (кожно - венерологическим, онкологическим, психоневрологическим, наркологическим, противотуберкулезным диспансерами и т.д.), территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми компаниями, региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;

проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам вне-, в период беременности, послеродовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности по беременности, родам, в связи с гинекологическими заболеваниями, определение необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, направление в установленном порядке на медико - социальную экспертизу женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности;

оказание медико - социальной, правовой и психологической помощи;

повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

внедрение в практику современных диагностических и лечебных технологий, новых организационных форм работы, средств профилактики и реабилитации больных;

выполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности пациентов и персонала, предотвращения распространения инфекций;

проведение мероприятий в области информирования и повышения санитарной культуры населения по различным аспектам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья женщин, профилактики абортов, а также инфекций, передаваемых половым путем, в т.ч. ВИЧ – инфекции;

проведение анализа показателей работы женской консультации, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества акушерско - гинекологической помощи.

7. Рекомендуемая структура женской консультации:

а) регистратура;

б) кабинет врача-акушера – гинеколога; 1 должность на 2200 женщин

в) кабинеты специализированных приемов (при мощности консультации от 8 акушерско-гинекологических участков):

планирования семьи;

невынашивания беременности;

гинекологической эндокринологии;

патологии шейки матки;

бесплодия (репродуктивного здоровья);

гинекологии детского и подросткового возраста;

функциональной и пренатальной диагностики;

в) кабинеты специалистов:

терапевта (1 на 40 тысяч общего населения);

стоматолога (зубного врача);

психотерапевта (медицинского психолога);

юриста;

социального работника;

лечебной физкультуры;

физиотерапевтических методов лечения;

психопрофилактической подготовки беременных к родам;

г) другие подразделения:

малая операционная;

клинико - диагностическая лаборатория;

дневной стационар;

стационар на дому;

процедурный кабинет;

стерилизационная.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

 

 
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой  Акушерства и гинекологии                                               Маринкин И.О._________________  

 


                                                                                              

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Практическое занятие № 1

Тема: История развития акушерства. История кафедры. Периоды жизни женщины. Организация родовспоможения в Российской Федерации. Организация работы родильного дома, женской консультации. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы в акушерском стационаре. Профилактика инфекционных заболеваний матерей и новорожденных.

 

 

Дисциплина                          акушерство и гинекология

Направление подготовки     31.05.01 Лечебное дело

Профиль подготовки            31.05.01 Лечебное дело

Квалификация (степень)      "Врач – лечебник (врач-терапевт участковый)"

Форма обучения                   очная

 

Курс 4

Семестр 7

 

 

Регистрационный №______

                                                                                                                                   

Экземпляр №______

 

 

Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «9» февраля 2016 г. № 95. по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело

 

Методические указания разработал(и):

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Соколова Т.М. профессор Дмн, профессор Акушерства и гинекологии
Макаров К.Ю. профессор Д.м.н, профессор Акушерства и гинекологии
Якимова А.В. профессор Д.м.н., профессор Акушерства и гинекологии
Мухамедшина В.Р. ассистент К.м.н. Акушерства и гинекологии
Тимофеева Ю.С. ассистент К.м.н. Акушерства и гинекологии

 

Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Кравченко Е.Н. Заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России д.м.н., профессор ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России
Поздняков И.М. Главный врач ГБУЗ НСО НГКПЦ Д.м.н., профессор Акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета

Протокол № 11 от «8» июня 2018.

Зав. кафедрой д.м.н., профессор И.О. Маринкин

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой     методической комиссии по Акушерству и гинекологии

Протокол № 4 от « 20 » июня 2018 г.

 

Введение

Актуальность темы: изучение дисциплины «Акушерство и гинекология» Совершенствование амбулаторной помощи является одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения. За последние 5 лет Минздравом России были изданы нормативные документы, регламентирующие работу лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь пациентам акушерско-гинекологического профиля. Настоящие рекомендации имеют целью ознакомить обучающихся со стандартами оказания акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации.

 «Знания и умения», полученные на практическом занятии будут включены и контролироваться на уровне промежуточной и итоговой аттестации (зачет, ИГА).

 

2. Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание   Форма контроля  
2.1. Повторить Самоконтроль
Анатомия органов малого таза, физиологические изменения в организме женщины во время беременности Входной контроль
2.2. Прочитать учебник Акушерство: учебник для студентов медицинских вузов [Рекомендовано отраслевым министерством]/ Г. М. Савельева, Р. И. Шалина [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 656 с. : ил.  стр.38-46 стр. Самоконтроль
2.3. Изучить дополнительную литературу Руководство к практическим занятиям по акушерству : учебное пособие для студ. мед. вузов/ ред. В. Е. Радзинский. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -656 с Самоконтроль
2.5. Быть готовым ответить на следующие вопросы:
  1.  Структура акушерского стационара
2. Правила приема в родильный дом 3. Распорядок дня в послеродовом отделении 4. Правила приема в обсервационное отделение 5. Оснащение приемно-смотрового отделения 6. Работа комнаты-фильтра 7. Правила допуска к работе персонала родильного дома 8. Структура и оснащение родильного блока 9. Оснащение родильного зала 10. Организация работы отделения новорожденных 11. Организация работы послеродового отделения 12. Особенности санитарно-эпидемиологического режима в акушерском стационаре 13. Документация акушерского стационара 14. Показатели работы акушерского стационара
  1. Основные задачи женской консультации
  2. Организация работы женской консультации,
  3. Обследование беременных в женской консультации
  4. Обследование беременной при каждом посещении
  5. В какие сроки и с какой целью проводят УЗИ и скрининговые биохимические исследования
  6. Количество и кратность посещений ЖК беременной
  7. Перинатальные факторы риска
  8. Выделение группы риска по акушерской патологии
  9. Профилактические мероприятия по основным акушерским осложнениям
  10. Особенность наблюдения за беременными в экстрагенитальной патологией
  11. Выдача листков нетрудоспособности по беременности и родам
  12. Особенности диспансеризации родильниц
  13. Качественные показатели работы женской консультации
Самоконтроль

 

3. Требования к форме одежды, оснащению: медицинский халат, хирургический костюм, шапочка, маска, перчатки, бахилы

 

Цели и задачи (результат занятия)

В результате освоения данной учебной дисциплины студент (обучающийся) должен:

Виды профессиональной деятельности (ФГОС ВО) Профессиональные задачи (ФГОС ВО) Профессиональные компетенции (ПК) (ФГОС ВО) Код ТФ/ Трудовые действия (ТД) (Профессиональный стандарт) Код ТФ/ Необходимые знания (Зн) (Профессиональный стандарт) Код ТФ/ Необходимые умения (Ум) (Профессиональный стандарт)
1 2 3 4 5 6
  Медицинская   диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов;   диагностика неотложных состояний;   диагностика беременности;   заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;   ПК-5: готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания   А/02.7: 1.Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента 2.Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 3.Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациента 4.Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 5.Направление пациента на инструментальное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 6.Направление пациента на консультацию к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 8.Проведение дифференциальной диагностики с другими заболеваниями/состояниями, в том числе неотложными 9.Установление диагноза с учетом действующей международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) А/02.7: 1.Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи 2.Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах 3.Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов 4.Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов 5.Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента 6.Методика полного физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 7. МКБ А/02.7: 1. Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и анализировать полученную информацию 2.Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты 3.Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента 4.Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента 5.Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачам-специалистам 6.Анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований 7.Проводить дифференциальную диагностику заболеваний внутренних органов от других заболеваний  
  Медицинская   диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов;   диагностика неотложных состояний;   диагностика беременности;   заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;   ПК-6: способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра     А/02.7: 1.Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента 2.Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 3.Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациента 4.Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 5.Направление пациента на инструментальное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 6.Направление пациента на консультацию к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 7.Направление пациента для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях или в условиях дневного стационара при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 8.Проведение дифференциальной диагностики с другими заболеваниями/состояниями, в том числе неотложными 9.Установление диагноза с учетом действующей международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) А/02.7: 1.Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи 2.Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах 3.Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов 4.Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов 5.Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента 6.Методика полного физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 7. МКБ   А/02.7: 1. Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и анализировать полученную информацию 2.Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты 3.Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента 4.Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента 5.Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачам-специалистам 6.Анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований 7.Проводить дифференциальную диагностику заболеваний внутренних органов от других заболеваний  
  Медицинская   диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов;   диагностика неотложных состояний;   диагностика беременности;   заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;   ПК-8: способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами     А/02.7: 4.Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 5.Направление пациента на инструментальное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 6.Направление пациента на консультацию к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 7.Направление пациента для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях или в условиях дневного стационара при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи А/03.7: 1.Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 2.Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 3.Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания и иных методов лечения 4.Организация персонализированного лечения пациента, в том числе беременных женщин, пациентов пожилого и старческого возраста, оценка эффективности и безопасности лечения А/02.7: 1.Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи   А/02.7: 3.Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента 4.Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента 5.Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачам-специалистам 6.Анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований А/03.7: 1. Составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза, возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи  
  Медицинская   диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов;   диагностика неотложных состояний;   диагностика беременности;   заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;     ПК-12: готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов   А/02.7: 1.Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента 2.Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 3.Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациента 4.Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 5.Направление пациента на инструментальное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 6.Направление пациента на консультацию к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 7.Направление пациента для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях или в условиях дневного стационара при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 8.Проведение дифференциальной диагностики с другими заболеваниями/состояниями, в том числе неотложными 9.Установление диагноза с учетом действующей международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) А/03.7: 1.Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 2.Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 3.Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания и иных методов лечения 4.Организация персонализированного лечения пациента, в том числе беременных женщин, пациентов пожилого и старческого возраста, оценка эффективности и безопасности лечения А/02.7: 1.Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи 2.Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах 3.Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов 4.Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов 5.Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента 6.Методика полного физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 7. МКБ А/03.7: 1.Современные методы применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания при заболеваниях и состояниях у пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 2.Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением А/02.7: 1. Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и анализировать полученную информацию 2.Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты 3.Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента 4.Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента 5.Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачам-специалистам 6.Анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований 7.Проводить дифференциальную диагностику заболеваний внутренних органов от других заболеваний А/03.7: 1. Составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза, возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 2.Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 3.Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
Организационно-управленческая   Ведение медицинской документации в медицинских организациях ОПК-6: Готовностью к ведению медицинской документации А/05.7: 1. Ведение медицинской документации.   А/05.7: 1. Оформление медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению. 2. Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. 3. Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. 4. Должностные обязанности медицинского персонала в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь, взрослому населению, по занимаемой должности. А/05.7: 1. Заполнять медицинскую документацию в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь…  

 

5. Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента (220мин)

№ п/п Этап практического занятия Время
1. Организационная часть. 1 мин
1.1 Приветствие. 1мин
1.2 Регистрация присутствующих в журнале. 1 мин
2. Введение. 10мин
2.1 Озвучивание темы и ее актуальность, цели и плана практического занятия. 4мин
2.2 Ответы на вопросы студентов, возникшие при подготовке к занятию. 12мин
2.3 Выдача методических указаний, инструкций, необходимых для проведения занятия. 5мин
3. Разбор теоретического материала 35мин
3.1. Входной контроль (коллективный): …письменное тестирование, ситуационные задачи. В учебный журнал выставляется оценка за входной контроль. 15мин
3.2 Перерыв 20 мин.
3.3 Обсуждение основных положений темы, необходимых для выполнения практической работы. 10мин
4. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности, если в плане занятия предусмотрена работа с оборудованием. 5мин
5. Практическая часть занятия проводится в соответствии с учебной деятельностью, прописанной для каждой темы в рабочей программе по дисциплине. Демонстрация преподавателем практической манипуляции, обязательное решение типовой ситуационной или другой задачи с обсуждением эталона ответа и решения. 35мин
5.1 Самостоятельная практическая работа студентов. 15мин
5.2. Индивидуальное и групповое консультирование при выполнении заданий. 15мин
5.3. Контроль успешности выполнения практических заданий с выставлением оценки в журнал. 5мин
6. Заключительная часть. 5мин
6.1. Подведение итогов занятия. Анализ результатов. Ответы на вопросы. 15мин
6.2. Информация для студентов, получивших неудовлетворительные оценки. 5мин
6.3 Сообщение темы следующего занятия, вопросов для самостоятельной подготовки, рекомендуемой литературы. 3мин
6.4 Завершение занятия, оформление учебного журнала. 3мин

 

6. Внеаудиторная самостоятельная работа студента по теме:

 Темы докладов:

1.Обсервационное акушерское отделение.

2. Группы риска по возникновению ВБИ среди новорожденных и родильниц. 

3. Режим дня беременной, трудовые рекомендации, особенности питания

7. Критерии оценок деятельности студента, при освоении учебного материала представлены на сайте университета – страница кафедры акушерства и гинекологии, раздел документы

 

8. Рекомендации для студентов, пропустивших практическое занятие:

Студент пропустивший занятие, готовит реферат по одной из тем докладов на основе списка литературы, указанного в методическом указании.

По согласованию с преподавателем использует другую литературу

Объём реферата не менее 10 листов рукописный (содержит титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы (не менее 5 источников). При защите отвечает на вопросы по теме занятия

 

9. Приложения для самостоятельной работы студентов

ü Информационные и справочные материалы.

ü Материалы для самоконтроля по теме (вопросы, задачи, ТЗ).

ü Алгоритмы практических манипуляций Типовая карта наблюдения за больным или иные формы документов, с которыми работает студент.

ü Формы отработки практического занятия: рукописный реферат на 15 листов, тестовый контроль

 

10.Основная и дополнительная литература:

Основная литература

1. Акушерство: учебник для студентов медицинских вузов [Рекомендовано отраслевым министерством]/ Г. М. Савельева, Р. И. Шалина [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 656 с. : ил.

 Дополнительная литература

 

1. Акушерство и гинекология: клинические рекомендации/ ред. В. И. Кулаков. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 512 с.

2. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии: краткое руководство/ ред. В. Н. Серов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 256 с.

3. Поликлиническая гинекология: (Клинические лекции): курс лекций/ ред. В. Н. Прилепская. - 2-е изд., доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - 640 с

4. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии/ ред. В. И. Кулаков, В. Н. Прилепская, В. Е. Радзинский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1028 с.

5. Руководство к практическим занятиям по акушерству: учебное пособие для студентов медицинских вузов: [Рек. отраслевым министерством] / ред. В. Е. Радзинский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -656 с.

 

Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных).

 

Наименование ресурса Краткая характеристика
1. Министерство здравоохранения РФ: Документы.https://www.rosminzdrav.ru/documents Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ, содержащий банк документов. Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/web-site/info
2. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru Официальный сайт Российской государственной библиотеки Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года
3. КнигаФонд http://www.knigafund.ru/ Электронно библиотечная система. В собрании «КнигаФонда» представлены десятки тысяч актуальных электронных учебников, учебных пособий, научных публикаций, учебно-методических материалов, научных  публикаций и периодических изданий Договор № 135/14/154 от 05.12.2014
4. Электронно-библиотечная система НГМУ (ЭБС НГМУ) http://library.ngmu.ru/ Обеспечивает обучающихся доступом к электронным научным и образовательным ресурсам. Фонд ЭБС НГМУ представлен полнотекстовыми электронными ресурсами, изданных в НГМУ, КрасГМУ, СОГМА, НГТУ, НГПУ Свидетельство о регистрации БД №2013620548 от 14.03.2013; свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-54265 от 24.05.2013
5. ClinicalKey  https://www.clinicalkey.com/#!/ Руководства, учебники, справочники, журналы по медицинским специальностям, клинические рекомендации практические навыки, видеоклипы. Договор №135/15/53 от 27.04.2015
6. Федеральная электронная медицинская библиотека http://feml.scsml.rssi.ru/feml   Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) входит в состав единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в качестве справочной системы Соглашение о сотрудничестве от 18.06.2015
7. Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru/ Журнальная база данных содержит информацию о содержании свыше 700 научных медицинских журналов – российских и зарубежных. Многие описания публикаций снабжены рефератами. Отдельные статьи представлены в полнотекстовом варианте Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: http://elibrary.ru/copyright.asp
8. MedLinks.ru  http://www.medlinks.ru/ Медицинская библиотека он-лайн. Свободный доступ к полным текстам. Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: http://www.medlinks.ru/pravo.php
9. Медицина в Интернет http://www.rmj.ru/internet.htm Каталог ресурсов на сайте «Русского медицинского журнала». Среди разделов каталога: «Медицинские серверы», «Медицинские журналы», «Медицинские учреждения России», «Частные медицинские страницы» и др. Зарегистрировано в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ ПИ № ФС77-41718. Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: http://www.rmj.ru/disclaimer.htm
10. Consilium Medicum  http://www.consilium-medicum.com/ Сайт содержит обширный каталог медицинских ресурсов для специалистов (раздел «Интернет-навигатор»): ссылки на сайты по различным областям медицины, профессиональные газеты и журналы, научно-исследовательские организации, видеоконференции. Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: http://www.con-med.ru/agreements/
11. PubMed. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed Содержит более 19 миллионов ссылок на статьи из биомедицинских журналов и MEDLINE . Записи могут содержать ссылки на полные тексты статей из PubMed или сайты издателей Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK3827/
12. Online Mendelian Inheritance in Man http://omim.org/ The full-text, referenced overviews in OMIM contain information on all known mendelian disorders and over 15,000 genes. OMIM focuses on the relationship between phenotype and genotype. It is updated daily, and the entries contain copious links to other genetics resources. Условия использования в соответствие с ГК, статьей №1286.1: http://omim.org/help/agreement

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.