Институт точных наук и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________В.В.Миронов
Рабочая программа дисциплины
ТЕМА 1. Роль философии в естествознании: общая постановка вопроса.
Естествознание как деятельность. Что такое философия? Нужны ли естествоиспытателю философские знания?
Роль философии в естественнонаучной деятельности. Формы взаимодействия философии и естествознания.
Формы взаимодействия философии и естествознания. Естественные науки и культура. Естествознание и философия. Естествознание и религия. Естествознание и развитие техники. Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания.
ТЕМА 2. Эпистемологические проблемы естествознания.
Философия как теория познания. Личность, самосознание и познание. Практика, вера и знание. Деятельность, мышление и язык. Специфика естественнонаучных языков.
Научное и вненаучное знание, критерии научности. Предметность, объективная истинность научного знания, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научного знания.
Структура познавательной деятельности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понимание и объяснение. Проблема истины. Проблемы познания связей и закономерностей явлений природы.
Современные философские проблемы теории познания в естественных науках. Естественные науки как специфические формы мышления. Категориально-понятийная
структура как основа любой естественной науки (химии).
Основные понятия естественнонаучных знаний: субстанция, материя, сила,
пространство, время, жизнь, развитие, закон природы. Философские категории как основа категориально-понятийной структуры науки: материя и вещество (субстанция), свойства и строение; пространство и время, движение и развитие, процессы, химические превращения (реакции), диалектика как способ анализа движения и развития - движущие силы, характер развития, переход количественных изменений в качественные); законы (научные) природы, их виды, характер и статус; динамические и статистические закономерности, детерминизм и индетерминизм.
Рост научного знания.
Основные концепции развития и эволюции науки: эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин). Научные революции и смены типов рациональности.
Эволюция целей и ценностей в науке. Проблема целеполагания в науке. Ценности науки (научная аксиология). Эволюция целей и ценностей.
Роль общества и государства в развитии науки. Перспективы развития науки.
ТЕМА 5. Этические проблемы естествознания.
Проблема ответственности ученого за качество своих результатов и их фальсификацию. Проблема ответственности ученого за использование результатов
науки (военное дело, экологические проблемы и т.д.).
Пара- и псевдонаука. Наука и другие формы мысли (религия, искусство и др.).
Сциентизм и антисциентизм.
Техноэтика.
ТЕМА 6. Философия глобальных проблем и естествознание.
Природа как объект исследования в философии. Природное VS культурное.
Глобальные проблемы современности: понятие, виды. Ноосфера и глобальное сознание как новая парадигма философского осмысления глобальных проблем.
Новые функции науки в культуре. Проблемы государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности.
Техногенная цивилизация.
Темы семинарских занятий
Тема 1.Специфика научного познания, его структур и динамики.
1. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий. Ученый: мудрец или всезнайка?
2. Понятие социокультурной детерминации научного знания. Историческая изменчивость социокультурных условий и внутринаучных механизмов порождения знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
3. Структурные уровни научного знания: понятие, специфика, структура эмпирического и теоретического, метатеоретического уровней и их соотношение.
Институт точных наук и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________В.В.Миронов
Рабочая программа дисциплины
Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.