В простейшем виде системный подход, хоть и в неявной форме, применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея упорядочивания и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания. Однако возникновение системного метода как такового и начало его широкого применения в естествознании и других науках знаменуют значительно возросшую зрелость современного этапа их развития. В целом этот подход строился на следующих основных принципах: 1. Принцип целостности, говорящий о принципиальной несводимости свойств системы к сумме 2. Принцип структурности, предполагающий возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.3. Принцип иерархичности, согласно которому каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы. Это обстоятельство допускает декомпозицию системы и возможность проведения исследования отдельных ее компонент.4. Принцип взаимозависимости системы и среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом.5. Принцип множественности описания каждой системы, согласно которому в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.
Итак, в рамках проведенной работы мы выяснили, что применение метода системного анализа позволяет целостно и комплексно описать и исследовать объект - социально-экономическую или политическую систему. Это позволяет начать, поддержать и продолжить цепочку стадий познания незнакомого явления:
Прогностический метод
Прогностические методы как способы достижения определенных результатов в познании и практике представляют собой систему регулярных принципов, правил, требований, направляющих познавательную деятельность субъекта по пути к овладению объективной истиной. Новые задачи, связанные с предвидением, прогнозированием развития объектов и явлений, требуют применения адекватных научных методов в проведении соответствующих прогностических исследований.
По степени формализации все методы научного прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные, а по способу их применения — на сингулярные (одиночные, простые) и комплексные.
Методы экспертных оценок. К ним относятся методы получения прогностической информации на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов, входящих в репрезентативную группу экспертов. Методы экспертных оценок могут быть реализованы в различных формах: устный и письменный опрос (анкетирование, интервьюирование и др.), сбор письменных заключений специалистов о документах, в которых отражены прогностические сведения, совещания и т. д
Методы экстраполяции. Под ними понимают способы распространения каких-либо закономерностей или тенденций, наблюдавшихся в определенном временном интервале (базовом) на другой временной интервал (прогнозный).
В педагогике метод экстраполяции может использоваться при составлении учебных планов, программ, профессиог- рамм, квалификационных характеристик, при планировании учебного процесса, анализе и диагностике учебной успеваемости и т. д.
Методы моделирования. Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называется методом моделирования. Важная методологическая задача науки заключается в том, чтобы определить, при каких условиях та или иная модель приобретает прогностическую функцию
Метод моделирования, будучи процедурой, осуществляемой на основе абстрактно-логического мышления, предполагает (совместно с другими процедурами исследования) возможность построения в теоретическом плане умозрительных моделей, которые выражали бы определенную логическую завершенность границ исследуемых сторон предмета. Здесь умозрительная модель выступает как эталон, связанный с модельными представлениями о предмете исследования и выраженный в форме рабочей гипотезы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 335.