Учитель русского языка и литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суязова Ирина Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

 

П.г.т. Каменка, 2014

 

 

ЗАДАНИЕ 3

 

«Специальные « средства, то есть ТРОПЫ

Эпитет

Постоянный

Эпитет

(от греческого – приложение) - образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора, отличается от простого определения художественной выразительностью   Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое 1 .Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы  молчаливые, И вкруг них шелестят камыши.                (К.Бальмонт)     2.Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой   Море синее, Тучи черные. Добрый молодец, Зелена трава, Красна девица 1.Слова болотная (глушь), белые (лилии) являются простыми определениями. Они только называют реальный признак предмета. Слова побледневшие, нежно-стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью. 2.Определения золотые (тучи), отдыхающая (земля), просторные, немые (поля), облитые росой (поля)  - это эпитеты. В них мы найдем отзвуки других выразительных средств золотые - метафора, отдыхающая (земля) -олицетворение  

1) Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

2) Эпитеты помогают ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного.

3) Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение.

4) характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя.

5) В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

6) Эпитеты могут заряжать настроением.

7) Могут передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления (дурно пахнут мертвые слова).

8) Уточняют отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество);

Метафора

это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо Сходство предметов: 1) по форме (кольцо на руке — кольцо дыма); 2) по цвету (золотой медальон — золотые кудри); 3) по функции (крыло птицы — крыло самолёта); 4) по характеру звучания (завыл пёс — завыл мотор); 5) сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного — хвост кометы); 6) сходство в оценке предметов (ясный день — ясный стиль); 7) сходство в производимом впечатлении (черное покрывало — черные мысли); 8) возможны сближения и по другим признакам: зеленая клубника — зеленая молодежь (объединяющий признак — незрелость); быстрый бег — быстрый ум (общий признак — интенсивность); Нос корабля, ножка стула, заря жизни, град пуль, льется речь и т.д.   В лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль                 (В.Шукшин)   Через метафорическое значение слов и словосочетаний писатель передает индивидуальность, неповторимость предметов   Метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающий свист пуль  

1) Метафора повышает точность художественной речи и её эмоциональную выразительность.

2) Посредством метафор автор создаёт замечательные словесные образы-портреты, образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств, состояния природы.

Метафора служит для

1. подчёркивания самого существенного признака;

2. создания индивидуального образа;

3. произведения эмоционального эффекта, создания настроения;

4. требует духовного усилия, воображения, работы ума;

5. усиления зримости и наглядности изображаемого, передачи неповторимости, индивидуальности предметов или явлений; (позволяет взглянуть на предмет по-новому);

6. выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

4) Метафора, делая некоторое буквальное утверждение, заставляет увидеть один объект как бы в свете другого, что и влечет за собой "прозрение" читателя.

5) Метафоры (примеры) позволяют понять мысль автора о …

Олицетворение

 

Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных. 1) Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.Фет)  2) Тропами потаенными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, леса молчат - Осенней ночи ждут                             (Бунин)   1)Выражения ветер спит, всёнемеет, воздухробеет создают картину тишины, умиротворения, покоя.   2) Образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота. Леса молчат - осенней ночи ждут - это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина.

1) Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста.

2) С помощью данного тропа автор передаёт тончайшие оттенки состояния природы. Одухотворяя её, ФИО делает природу понятнее, ближе и ярче. Она, как и человек, может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, ясной и суровой.

3) Олицетворение наделяет явления природы человеческими действиями, чувствами, состояниями, речью.

4) Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.

5) Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

     

 

Сравнение

1) троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом   2)троп, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже, и т.п.   Могут быть сравнения в форме творительного падежа. 1) А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных И темных нетерпеливо прошумит           (И.С.Тургенев)   2)Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный веется огонек. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылек.   То не конский топ, Не людская молвь.               (А.С.Пушкин) Ярким солнцем в саду пламенеет костёр. 1) В сравнении сосны гнутся, как живые подчеркивается то, что сосны, гибкие, высокие, молодые, находятся в постоянном движении под порывами ветра. Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она внезапно срывается с места, и затем еще какое-то время слышится постепенно затихающий шелест их крыльев 2) Огонек на тускнеющих углях сравнивается с трепетаньем мотылька на багряном маке.  

Гипербола

(от греческого - преувеличение) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого -либо предмета, явления.                      1)Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.                  (А.П.Чехов) 2)Редкая птица долетит до середины Днепра                 (Н.В.Гоголь) 1)Прилагательное бесконечная, обозначающее «не имеющий конца», подчеркивает величину русских просторов, являясь преувеличением, т.к. реальная равнина имеет границы. 2)Очень сильное преувеличение создает образ величественной, могучей реки.

Литота

преуменьшение   И шествуя важно В спокойствии чинном Лошадку ведет Под узды мужичек В больших сапогах, В полушубке овчинном, В больших рукавицах… А сам с ноготок!                  (Некрасов) Преуменьшение придает речи художественную выразительность.

Гипербола и литота

1) усиливают выразительность изображаемого;

2) придают мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность,

3) на гиперболах строится образность сатирических произведений.

4) помогают подчеркнуть или выделить что-либо, передать определенное эмоциональное отношение к предмету изображения, выразить его оценку автором или героем, увидеть авторское отношение к предмету изображения, к какому-либо факту, явлению, лицу;

5) придают речи яркость, выразительность, художественную образность.

     

 

     

 

Фразеологизм

Устойчивые выражения. Воспроизводимые в готовом виде словосочетания или предложения. Неделимые словосочетания как белка в колесе водить за нос хранить как зеницу ока мелкая сошка грош цена ни днём ни ночью  

1 ) помогают более точно и ярко выразить какую-либо мысль, подчеркнуть что-либо, придают речи особую образность, яркость, выразительность и эмоциональность;

2) оживляют речь, придают ей яркость и выразительность,

3) усиливают наглядность и образность текста;

4) создают нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или униженности);

5) служат средством речевой характеристики персонажа;

6) позволяют автору более ярко выразить отношение к сообщаемому, передают авторские чувства и оценки

7) иногда используются для создания комического эффекта

8) Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека; его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру; позволяют индивидуализировать речь героев; помогают сделать язык насыщенным, колоритным.

 

 

   

 

   

 

Синонимы

 

 

  Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской, или тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи.   Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный. Бегемот – гиппопотам. Языкознание – языковедение. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Растратить (нейтральное)  - расточить (книжное) -растранжирить (разговорное);    

1) уточняют мысль автора или героя, позволяют подчеркнуть что-либо, выразить отношение к чему-либо;

2) разъясняют что-либо;

3) помогают всесторонне охарактеризовать что-либо или кого-либо, с максимальной точностью и полнотой передать какое-либо содержание;

4) делают речь разнообразной, более живой и выразительной

5) свидетельствуют о богатстве языка,

6) служат для более точного выражения мыслей и чувств.

7) Нанизывая синонимы, автор достигает усиления, акцентирования основного значения слова, что мы и наблюдаем в предложениях №…

8) Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Антонимы

Слова, имеющие противоположные значения   Антонимы могут быть контекстными   Нежный - грубый; Длинный - короткий Тесная обувь — свободная обувь. «Отцы и дети»      Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений. Антитеза, служащая для усиления выразительности, часто строится на антонимах

1) противопоставляют изображаемые явления и уточняют сообщаемое;

2) подчеркивают контрасты;

3) помогают выразить мысль с большей точностью;

4) делают речь более яркой и убедительной

 

         

ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три  группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. приставки ПРИ-//ПРЕ
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С  ЗАВИСИТ  ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
…З …С
перед звонкими перед глухими
правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ- ПРЕ-
1.Доведение действия до конца: прибить, принести 2. неполнота действия: приоткрыть 3. приближение, присоединение, прибавление: приделать, прийти 4 Нахождение  вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 1. Высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма): пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (=перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить.
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕЗ молвный -  БЕЗ гласный, ИС следовать - ИЗ лить, ЧРЕЗ мерный - РАЗ общить, ЧЕРЕС чур - ЧРЕЗ мерный НИЗ вергать - НИС падать ВЗ лететь - ВС плакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.

Различать по значению :

При- Пре-
Придать = добавить: придать форму   Притворить = закрыть: притворить дверь Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Приступить = начать: приступить к работе Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?) Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами Преступить = нарушить: преступить закон

 

При- Пре-
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит:  приходящий к нам гость Придел = часть храма   Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник = человек около ворот: строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо   Притерпеться = привыкнуть к чему-либо:  притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.)   Приуменьшить* = немного, чуть-чуть   Приумножить* = незначительно, чуть-чуть Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый   Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.)   Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз     Преумножить* = во много раз

Правописание гласных букв И и Ы после приставок

1. После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.

2. После русских приставок, оканчивающихся на согласную, на месте  буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.

Исключение:  взимать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.

4.  После заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную 

(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-), пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция

 

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт

ЗАДАНИЕ 5

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Сравните:

Интересы обломовцев были ограничены узким кругом повседневных забот. (Кем? Чем? – краткое причастие) Их интересы были ограниченны. (=узки, недалеки, т.е. краткое прилагательное)

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:

-а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить).

 

 

Запомните:

1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е- . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и—в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить;

 

2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь;

 

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.

4) Запомните: Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-) имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И (обессилИть кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессилЕть самому)

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)

 

Суффикс -ыва- (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю): опаздывать (опаздываю), настаивать (настаиваю) Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю): беседовать (беседую), заведовать (заведую

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва-

ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть — одолевать, одолеваю; забить — забивать, забиваю.

Суффиксы причастий

-УЩ-, -ЮЩ-, -ОМ-, -ЕМ- пишутся -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ- пишутся
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.)

Запомните:

перед н пишется - а (-я): перед н пишется е
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян; — если причастие образовано от других глаголов: засучить засученный, засучен; оклеить оклеенный, оклеен.

ЗАДАНИЕ 6

Просторечная лексика.

К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:

1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;

2) Прилагательные: Безалаберный, расхлябанный;

3) Наречия: Наобум, по-свойски;

4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть, халтурить;

5) Междометия: Ага, баи, ой.

Разговорная лексика, несмотря на свою «сниженность», не выходит за пределы русского литературного языка.

ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.

ЗАДАНИЕ 7

Согласование

Частые встречи. Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч. Причастие. Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение. Третий ряд. Порядковое числительное. Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком. Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя. Деепричастие. Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола. Стать лучше. Сравнительная степень прилагательного. Его книга Её глаза Их мечты Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)

(Алгоритм)

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой  глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.

 

 


          то это ПРИМЫКАНИЕ

 


            4. Если другими частями речи, то смотрим

 

       Изменяются оба слова             Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

                                                                   в определённом косвенном падеже

 

              СОГЛАСОВАНИЕ                   УПРАВЛЕНИЕ

Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)

Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!!
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) - нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

ЗАДАНИЕ 8

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 

Чем может быть выражено Примеры
Имя существительное Редела тень.Восток алел
Местоимение Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику.
Числительное + имя существительное Два бойца сидят в дозоре.
Неопределённая форма глагола Учиться всегда пригодится
Междометье в значении существительного Далече грянуло ура
Синтаксически неделимое словосочетание Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Числительное Десять делится на два.

 

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение)   Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником.   2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме . Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку.   Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением:  Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием:  Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига…

ЗАДАНИЕ 9

ОСЛОЖНЕНО ПРИ ПОМОЩИ

             
 
   

 


                    однородных членов обособленных    слов, не являющихся

                                                                оборотов         членами предложения

 

                                              причастных оборотов;         вводных слов и предложений;

                                              деепричастных оборотов;    междометий;

                                              обособленных дополнений;    обращений

                                              сравнительных оборотов; 

                                              уточняющих оборотов;

                                              приложений;

                                              присоединительных и пояснительных членов.


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)

1) Обособляются несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже (чаще с предлогом) 2) если относятся к собственному имени. 3) если относятся к личному местоимению 4) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения 5)если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями. 6) Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение   7) Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно какой?». Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон, например: Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода красива. После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на него. (Независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой. Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. ...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро!  Но прекрасен данный жребий просиять и умереть. ...Каждый из них решал этот вопрос уехать или остаться для себя, для своих близких. Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее  

ПРИЛОЖЕНИЕ (какой именно? кто именно? что именно?)

1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.   2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.     5) Приложения при личном местоимении.     6) Приложение имеет причинное значение   Может ставиться тире: 1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно». 2) перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение такого приложения Говорила больше мать, дама с седыми волосами. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его. Он оставил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона. Онегин, /добрый мой приятель/, родился на брегах Невы. В обед Кулига,/табельщик/, рассказывал о Франции. Студент этот, /по имени Илья/, любил музыку. Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы Мы, /газетчики,/ узнавали много новостей. /Гордый человек,/он никогда не склонял головы. /Как добрый человек/ , он больше любил людей, чем не любил. (приложение = причинное значение) /Поклонник Баха/, /знаток своего дела/, Лемм со временем стал бы в ряду великих композиторов своей страны. (Причина) Утвержден новый государственный флаг Российской Федерации – трехцветное полотнище с белой, синей и красной продольными полосами. (А именно какой флаг?) Я люблю это дерево – сосну. (А именно какое дерево?)  

ПРИЛОЖЕНИЕ с союзом КАК

Обособляется если имеет значение причинности   Не обособляется если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны: Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом. (= Потому что истинный поэт) Все знали Женю как надежного друга. (В качестве хорошего друга)

ДОПОЛНЕНИЕ

Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. /Кроме картин/, вокруг было много прекрасных вещей. Все встали и отправились на террасу, /за исключением Гедеоновского/. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Пояснительные члены предложения с союзом или (= то есть) Запомните: Перед пояснительным членом можно вставить слова а именно, именно, то есть . Примечание: Пояснительной конструкцией может быть целое предложение: Я мечтал только об одном – чтобы поступить в консерваторию. Запомните: Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение - это обозначение одного и того же понятия другими словами. Кругом всего здания идет обширный каменный балкон, или веранда, где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм. Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять тому назад. Астрономы наблюдали вспышки особых, так называемых новых, звезд. Эти люди были свои, слободские  - поясняется сказуемое. Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим. - (Поясняется дополнение). Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры. (Поясняется определение). Бабы зашумели все сразу, в один голос , не давая Давыдову и слова молвить. (Поясняется обстоятельство)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Запятая не ставится Примеры 1. те же обороты, если они
  • носят фразеологический характер;
  • входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу;
2. Обороты с союзом как: · если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (можно заменить творительным падежом существительного или наречием); · если основное значение оборота - приравнивание или отождествление     · если союз как имеет значение «в качестве» или оборот характеризует предмет с какой-либо одной стороны;     · если обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде именно, точно, точь-в-точь, просто, прямо и т.п.   · если оборот имеет характер устойчивого сочетания и является сказуемым или тесно связан с ним(обычно сказуемое в этих случаях не имеет законченного смысла без оборота);   · НО: подобные обороты могут выделяться запятыми, если они являются придаточной частью Что пристал как банный лист? Вода в заливе как будто черная тушь. Как град посыпалась картечь. (= Посыпалась градом) Как демон коварна и зла. (Демонически коварна) Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей. (Т.е. любил, считая своей собственностью, отождествлял меня со своей собственностью) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (В качестве жениха). Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт. (В качестве космонавта) Было светло, почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Отец и мать ей как чужие. Она сидела как на иголках. Всё как у людей. На войне как на войне. Дождь лил как из ведра. Он пишет как курица лапой. С вершины все окрестности видны, (как на ладони).

Отличайте:

Сравнительное придаточное содержит или имя существительное в косвенном падеже (чаще в предложном), или наречие.  

Например: Он сразу же поехал домой и укрылся в своей квартире, (как загнанный зверь в берлоге). Он не просто слушал, а впитывал его слова, (как губка влагу.)

Сравнительный оборот состоит, как правило, из одного имени существительного в именительном падеже (при нём может быть определение).  

Например: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

Запомните устойчивые выражения:

Белый как полотно, биться как рыба об лёд, бледный как смерть, блестит как зеркало, бояться как огня, бросился как безумный, вбежал как сумасшедший, видно как днём, все идёт как по маслу, все как на подбор, голодный как волк, далёк как небо от земли, ждать как праздника, жить как кошка с собакой, заснул как убитый (как мёртвый), застыл как статуя, звучит как музыка, здоров как бык, знать, как свои пять пальцев, как в воду канул, кататься как сыр в масле, красив как бог, красный как рак, крепок как дуб, лёгкий как пёрышко, летит как стрела, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, мрут как мухи, надеяться как на каменную стену, быть как за каменной стеной, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как рыба, носиться как курица с яйцом, нужен как воздух, нужен как прошлогодний снег, нужен как собаке пятая нога, острый как бритва, похожи как две капли, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, провалиться как сквозь землю, прямо как нож по сердцу, работает как вол, разбирается как свинья в апельсинах, расти как грибы после дождя, разыгрывать как по нотам, развеялся как дым, свалиться как снег на голову, сидеть как на иголках, спешить как на пожар, тает как свечка, труслив как заяц, умер как герой, устал как собака, хитёр как лиса, ходил как в воду опущенный, ходил как именинник, холодный как лёд, чувствовать себя как дома, чувствовать как рыба в воде, ясно как дважды два четыре.

задание 10

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Ставятся

не ставятся   запятая

Восклицательный знак

 1) после частицы О

 

 0 Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.

 Как хорошо ты, о море ночное!

                      

 2) при глаголе в повелительном наклонении

(в значении пожелания)

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица

  при звательной интонации (ослабленной)

при звательной восклицательной интонации

  независимо от места в предложении

в начале и в конце

предложения

 

а) одиночные

  Милая, ты услышь меня. Откуда ж, приятель, песня твоя?  Прямее веди нас, дорога.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Как недогадлива ты, няня!

 

б) распространенные

 

  Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.                

 

Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье.

 

Летите к нам стайкой веселой, крылатые наши друзья.

 

Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

 

Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес!

 

 

                      в)разделенные членами предложения

 

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

 

                          г) несколько обращений

         ,О, …,О

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая.

                   ,О,…,О

Иди, любимый, мой, иди, родной!

 

                       д)повторяющиеся

            0, 0, .

Девушки, гляньте, девушки, утрите слезы.

                О,…О!

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.

         

                      Различайте!

 

           обращения

Ветер, ветер, ты могуч...

 

Русый ветер, какой ты счастливый.

            члены предложения

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 

Я ветер не люблю.

           

 

                                             задание 11

См. задание 8

задание 12

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СОЮЗЫ

 

Сочинительные союзы .

 


Соединительные Противительные Разделительные
Да (= и); и:  ни – ни;   тоже, также; не только…, но и; как, так и. но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко)  Или;  либо;  то-то;  не то - не то.

Особая группа сочинительных союзовприсоединительные:  то есть, или (= то есть), а также и др.


Подчинительные союзы.

1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.

2. Временные : когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем, с тех пор как, пока, после того как, едва лишь, в то время когда, перед тем как и др.

3. Причинные : потому что, так как, поскольку, тем более что, оттого что, ибо, благодаря тому что   и др.

4. Целевые : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, с тем чтобы   и др.

5. Условные : если, раз, если бы, коли, ежели, когда, если …то, кабы … то   и др.

6. Уступительные : хотя, ни, несмотря на то, что и др.

7. Следственный так что

8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто

ЗАДАНИЕ 13

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

Подчинение придаточных предложений


[ ], (     ), (    ) – последовательное подчинение.

 


[ ], ( ) и ( ) – однородное соподчинение

     
 


( ), [ ], ( )параллельное подчинение

 

Например:

     
 


Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться. ) – последовательное подчинение.

     
 


Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), яузнал, (что мои страхибыли несовсем обоснованы ) – параллельное подчинение.

 


Всеговорили, (что япеременился), (что явырос и поумнел.) – однородное соподчинение.







ЗАДАНИЕ 14

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

[ ], И [ ], (ЧТОБЫ     ) сложное предложение  с разными видами связи: с сочинительной и подчинительной.

 

[ ], [ ], И [ ] сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и сочинительной.

 

[ ], [ ], (ЧТО     ) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и подчинительной.

 

[ ], [ ], И [ ], (ЧТО     ) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной, сочинительной и подчинительной.

 

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

1

Правописание букв О – Е – Ё после шипящих и Ц

Исключение:

изжОга чОкаться мажОр  р.ПечОра жОр джОуль мажОрный р.ИжОра    обжОра крыжОвник  трущОба шОк прожОрливый шОрох трещОтка Шотландия жОм шОв  чОкнутый шОвинизм крюшОн чОпорный шОссе  шОрты  шОрник, шОры капюшОн жОкей шОмпол чащОба шОколад шОфёр боржОм

 

Различай:

поджОг (существ-е) дома поджЁг (глагол) дом ожОг (существ-е) руки ожЁг (глагол) руку вечОр (наречие) = вчера вечером вечЕр (существ-е), вечЁрка = вечерняя газета

Запомни: о чЁм, незачЕм, нипочЁм, причЁм, сажЁнками, ножОвка, ещЁ, тяжёлый

2.

ПОЛ

ПОЛУ через дефис   слитно раздельно всегда слитно Со словами, начинающимися 1) с гласной: пол-арбуза; 2) с буквы Л: пол-лимона 3) с именем собственным: пол-Москвы, В остальных случаях: полпомидора, полкруга, полдень Если употребляется самостоятельно и после него есть определение: пол чайной ложки Полукруг, полутьма, полусон, полуявь, полутени

 

Дефисное написание слов

 

Правило Примеры
Существительные: 1. Состоящие из двух самостоятельных слов   2. Обозначающие промежуточные стороны света   3. Имеющие ПОЛ- и 2-ую часть, которая начинается с Л, заглавной буквы, гласной   Прилагательные: 1. Образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз И)   2. Образованные от существительных, которые пишутся через дефис   3. Обозначающие цвет или оттенки чувств   Неопределённые местоимения и наречия: 1. С приставкой КОЕ - (если нет предлога)   2. С суффиксами – ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ   Наречия, образованные 1. От прилагательных и местоимений с помощью приставки ПО - и суффиксов – ОМУ, - ЕМУ, - И 2. От числительных с помощью приставки ВО - (В -) и суффикса – ЫХ (-ИХ) 3. Сложением однокоренных или близких по смыслу слов   Частицы: -ТО, -КА, -ТАКИ   Предлоги:   ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА (всегда через дефис)   Летчик-космонавт, кресло-кровать, летчик-испытатель Юго-запад, северо-восток Пол-лимона, пол-Киева, пол-арбуза НО: пол чайной ложки Русско-английский, горько-сладкий Юго-западный Ярко-красный, изумлённо-наивный Кое-где, кое-что НО: кое с кем (есть предлог) Как-нибудь, когда-либо, какой-то По-моему, по-братски, по-доброму, по-прежнему, по-лисьи Во-первых, во-вторых Нежданно-негаданно, точь-в-точь, крест-накрест Всё-таки, наш-то, возьми-ка, узнал-таки НО: таки узнал

 

Суязова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы



Дата: 2018-12-28, просмотров: 377.