Суязова Ирина Анатольевна,
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
П.г.т. Каменка, 2014
ЗАДАНИЕ 3
«Специальные « средства, то есть ТРОПЫ | ||||
Эпитет
Постоянный
Эпитет
1) Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
2) Эпитеты помогают ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного.
3) Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение.
4) характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя.
5) В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.
6) Эпитеты могут заряжать настроением.
7) Могут передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления (дурно пахнут мертвые слова).
8) Уточняют отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество);
Метафора
1) Метафора повышает точность художественной речи и её эмоциональную выразительность.
2) Посредством метафор автор создаёт замечательные словесные образы-портреты, образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств, состояния природы.
Метафора служит для
1. подчёркивания самого существенного признака;
2. создания индивидуального образа;
3. произведения эмоционального эффекта, создания настроения;
4. требует духовного усилия, воображения, работы ума;
5. усиления зримости и наглядности изображаемого, передачи неповторимости, индивидуальности предметов или явлений; (позволяет взглянуть на предмет по-новому);
6. выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.
4) Метафора, делая некоторое буквальное утверждение, заставляет увидеть один объект как бы в свете другого, что и влечет за собой "прозрение" читателя.
5) Метафоры (примеры) позволяют понять мысль автора о …
Олицетворение
1) Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста.
2) С помощью данного тропа автор передаёт тончайшие оттенки состояния природы. Одухотворяя её, ФИО делает природу понятнее, ближе и ярче. Она, как и человек, может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, ясной и суровой.
3) Олицетворение наделяет явления природы человеческими действиями, чувствами, состояниями, речью.
4) Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.
5) Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
Сравнение
Гипербола
Литота
Гипербола и литота
1) усиливают выразительность изображаемого;
2) придают мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность,
3) на гиперболах строится образность сатирических произведений.
4) помогают подчеркнуть или выделить что-либо, передать определенное эмоциональное отношение к предмету изображения, выразить его оценку автором или героем, увидеть авторское отношение к предмету изображения, к какому-либо факту, явлению, лицу;
5) придают речи яркость, выразительность, художественную образность.
Фразеологизм
1 ) помогают более точно и ярко выразить какую-либо мысль, подчеркнуть что-либо, придают речи особую образность, яркость, выразительность и эмоциональность;
2) оживляют речь, придают ей яркость и выразительность,
3) усиливают наглядность и образность текста;
4) создают нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или униженности);
5) служат средством речевой характеристики персонажа;
6) позволяют автору более ярко выразить отношение к сообщаемому, передают авторские чувства и оценки
7) иногда используются для создания комического эффекта
8) Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека; его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру; позволяют индивидуализировать речь героев; помогают сделать язык насыщенным, колоритным.
Синонимы
1) уточняют мысль автора или героя, позволяют подчеркнуть что-либо, выразить отношение к чему-либо;
2) разъясняют что-либо;
3) помогают всесторонне охарактеризовать что-либо или кого-либо, с максимальной точностью и полнотой передать какое-либо содержание;
4) делают речь разнообразной, более живой и выразительной
5) свидетельствуют о богатстве языка,
6) служат для более точного выражения мыслей и чувств.
7) Нанизывая синонимы, автор достигает усиления, акцентирования основного значения слова, что мы и наблюдаем в предложениях №…
8) Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.
Антонимы
1) противопоставляют изображаемые явления и уточняют сообщаемое;
2) подчеркивают контрасты;
3) помогают выразить мысль с большей точностью;
4) делают речь более яркой и убедительной
ЗАДАНИЕ 4
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
Первая группа приставок | Вторая группа приставок | Третья группа приставок | ||||||||
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. | приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. | приставки ПРИ-//ПРЕ | ||||||||
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному | Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
| правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
| ||||||||
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить | БЕЗ молвный - БЕЗ гласный, ИС следовать - ИЗ лить, ЧРЕЗ мерный - РАЗ общить, ЧЕРЕС чур - ЧРЕЗ мерный НИЗ вергать - НИС падать ВЗ лететь - ВС плакнуть | ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда | ||||||||
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги. |
Различать по значению :
При- | Пре- |
Придать = добавить: придать форму Притворить = закрыть: притворить дверь Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Приступить = начать: приступить к работе | Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?) Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами Преступить = нарушить: преступить закон |
При- | Пре- |
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Придел = часть храма Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник = человек около ворот: строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Приуменьшить* = немного, чуть-чуть Приумножить* = незначительно, чуть-чуть | Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.) Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз Преумножить* = во много раз |
Правописание гласных букв И и Ы после приставок
1. После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.
2. После русских приставок, оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.
Исключение: взимать.
3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.
4. После заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную
(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-), пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция
Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт
ЗАДАНИЕ 5
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Сравните:
Интересы обломовцев были ограничены узким кругом повседневных забот. (Кем? Чем? – краткое причастие) Их интересы были ограниченны. (=узки, недалеки, т.е. краткое прилагательное)
СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:
-а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); | -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить). |
Запомните:
1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е- . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и—в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить;
2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.
4) Запомните: Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-) имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И (обессилИть кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессилЕть самому)
Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)
| |
Суффикс -ыва- (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю): опаздывать (опаздываю), настаивать (настаиваю) | Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю): беседовать (беседую), заведовать (заведую |
Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть — одолевать, одолеваю; забить — забивать, забиваю. |
Суффиксы причастий
-УЩ-, -ЮЩ-, -ОМ-, -ЕМ- пишутся | -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ- пишутся |
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) | в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.) |
Запомните:
перед н пишется - а (-я): | перед н пишется е |
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян; | — если причастие образовано от других глаголов: засучить засученный, засучен; оклеить оклеенный, оклеен. |
ЗАДАНИЕ 6
Просторечная лексика.
К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:
1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;
2) Прилагательные: Безалаберный, расхлябанный;
3) Наречия: Наобум, по-свойски;
4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть, халтурить;
5) Междометия: Ага, баи, ой.
Разговорная лексика, несмотря на свою «сниженность», не выходит за пределы русского литературного языка.
ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.
НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.
ЗАДАНИЕ 7
Согласование
Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление
Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).
Примыкание
Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.
(Алгоритм)
1. Определите главное и зависимое слово.
2. Определите, чем выражено зависимое слово.
3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.
то это ПРИМЫКАНИЕ
4. Если другими частями речи, то смотрим
Изменяются оба слова Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в
в определённом косвенном падеже
СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)
Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)
Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)
ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!! |
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) - нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление) |
ЗАДАНИЕ 8
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Чем может быть выражено | Примеры |
Имя существительное | Редела тень.Восток алел |
Местоимение | Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня). |
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного | Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику. |
Числительное + имя существительное | Два бойца сидят в дозоре. |
Неопределённая форма глагола | Учиться всегда пригодится |
Междометье в значении существительного | Далече грянуло ура |
Синтаксически неделимое словосочетание | Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. |
Числительное | Десять делится на два. |
СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение) | Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо | Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником. 2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми. |
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. | 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме . Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку. Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. | 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением: Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием: Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига… |
ЗАДАНИЕ 9
ОСЛОЖНЕНО ПРИ ПОМОЩИ
однородных членов обособленных слов, не являющихся
оборотов членами предложения
причастных оборотов; вводных слов и предложений;
деепричастных оборотов; междометий;
обособленных дополнений; обращений
сравнительных оборотов;
уточняющих оборотов;
приложений;
присоединительных и пояснительных членов.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)
ПРИЛОЖЕНИЕ (какой именно? кто именно? что именно?)
ПРИЛОЖЕНИЕ с союзом КАК
ДОПОЛНЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
Отличайте:
Сравнительное придаточное содержит или имя существительное в косвенном падеже (чаще в предложном), или наречие.
Например: Он сразу же поехал домой и укрылся в своей квартире, (как загнанный зверь в берлоге). Он не просто слушал, а впитывал его слова, (как губка влагу.)
Сравнительный оборот состоит, как правило, из одного имени существительного в именительном падеже (при нём может быть определение).
Например: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
Запомните устойчивые выражения:
Белый как полотно, биться как рыба об лёд, бледный как смерть, блестит как зеркало, бояться как огня, бросился как безумный, вбежал как сумасшедший, видно как днём, все идёт как по маслу, все как на подбор, голодный как волк, далёк как небо от земли, ждать как праздника, жить как кошка с собакой, заснул как убитый (как мёртвый), застыл как статуя, звучит как музыка, здоров как бык, знать, как свои пять пальцев, как в воду канул, кататься как сыр в масле, красив как бог, красный как рак, крепок как дуб, лёгкий как пёрышко, летит как стрела, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, мрут как мухи, надеяться как на каменную стену, быть как за каменной стеной, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как рыба, носиться как курица с яйцом, нужен как воздух, нужен как прошлогодний снег, нужен как собаке пятая нога, острый как бритва, похожи как две капли, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, провалиться как сквозь землю, прямо как нож по сердцу, работает как вол, разбирается как свинья в апельсинах, расти как грибы после дождя, разыгрывать как по нотам, развеялся как дым, свалиться как снег на голову, сидеть как на иголках, спешить как на пожар, тает как свечка, труслив как заяц, умер как герой, устал как собака, хитёр как лиса, ходил как в воду опущенный, ходил как именинник, холодный как лёд, чувствовать себя как дома, чувствовать как рыба в воде, ясно как дважды два четыре.
задание 10
ОБРАЩЕНИЕ
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Ставятся
Восклицательный знак
1) после частицы О
0 Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.
Как хорошо ты, о море ночное!
2) при глаголе в повелительном наклонении
(в значении пожелания)
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица
при звательной восклицательной интонации
в начале и в конце
предложения
а) одиночные
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Как недогадлива ты, няня!
б) распространенные
Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.
Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье.
Летите к нам стайкой веселой, крылатые наши друзья.
Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.
Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес!
в)разделенные членами предложения
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!
г) несколько обращений
,О, …,О
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая.
,О,…,О
Иди, любимый, мой, иди, родной!
д)повторяющиеся
0, 0, .
Девушки, гляньте, девушки, утрите слезы.
О,…О!
Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.
Различайте!
обращения
Ветер, ветер, ты могуч...
Русый ветер, какой ты счастливый.
члены предложения
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Я ветер не люблю.
задание 11
См. задание 8
задание 12
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СОЮЗЫ
Сочинительные союзы .
Соединительные | Противительные | Разделительные |
Да (= и); и: ни – ни; тоже, также; не только…, но и; как, так и. | но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко) | Или; либо; то-то; не то - не то. |
Особая группа сочинительных союзов – присоединительные: то есть, или (= то есть), а также и др.
Подчинительные союзы.
1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.
2. Временные : когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем, с тех пор как, пока, после того как, едва лишь, в то время когда, перед тем как и др.
3. Причинные : потому что, так как, поскольку, тем более что, оттого что, ибо, благодаря тому что и др.
4. Целевые : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, с тем чтобы и др.
5. Условные : если, раз, если бы, коли, ежели, когда, если …то, кабы … то и др.
6. Уступительные : хотя, ни, несмотря на то, что и др.
7. Следственный так что
8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто
ЗАДАНИЕ 13
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Подчинение придаточных предложений
[ ], ( ), ( ) – последовательное подчинение.
[ ], ( ) и ( ) – однородное соподчинение
( ), [ ], ( ) – параллельное подчинение
Например:
Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться. ) – последовательное подчинение.
Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), яузнал, (что мои страхибыли несовсем обоснованы ) – параллельное подчинение.
Всеговорили, (что япеременился), (что явырос и поумнел.) – однородное соподчинение.
ЗАДАНИЕ 14
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
[ ], И [ ], (ЧТОБЫ ) сложное предложение с разными видами связи: с сочинительной и подчинительной.
[ ], [ ], И [ ] сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и сочинительной.
[ ], [ ], (ЧТО ) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и подчинительной.
[ ], [ ], И [ ], (ЧТО ) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной, сочинительной и подчинительной.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
1
Правописание букв О – Е – Ё после шипящих и Ц
Исключение:
Различай:
поджОг (существ-е) дома поджЁг (глагол) дом | ожОг (существ-е) руки ожЁг (глагол) руку | вечОр (наречие) = вчера вечером вечЕр (существ-е), вечЁрка = вечерняя газета |
Запомни: о чЁм, незачЕм, нипочЁм, причЁм, сажЁнками, ножОвка, ещЁ, тяжёлый |
2.
ПОЛ
Дефисное написание слов
Правило | Примеры |
Существительные: 1. Состоящие из двух самостоятельных слов 2. Обозначающие промежуточные стороны света 3. Имеющие ПОЛ- и 2-ую часть, которая начинается с Л, заглавной буквы, гласной Прилагательные: 1. Образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз И) 2. Образованные от существительных, которые пишутся через дефис 3. Обозначающие цвет или оттенки чувств Неопределённые местоимения и наречия: 1. С приставкой КОЕ - (если нет предлога) 2. С суффиксами – ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ Наречия, образованные 1. От прилагательных и местоимений с помощью приставки ПО - и суффиксов – ОМУ, - ЕМУ, - И 2. От числительных с помощью приставки ВО - (В -) и суффикса – ЫХ (-ИХ) 3. Сложением однокоренных или близких по смыслу слов Частицы: -ТО, -КА, -ТАКИ Предлоги: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА (всегда через дефис) | Летчик-космонавт, кресло-кровать, летчик-испытатель Юго-запад, северо-восток Пол-лимона, пол-Киева, пол-арбуза НО: пол чайной ложки Русско-английский, горько-сладкий Юго-западный Ярко-красный, изумлённо-наивный Кое-где, кое-что НО: кое с кем (есть предлог) Как-нибудь, когда-либо, какой-то По-моему, по-братски, по-доброму, по-прежнему, по-лисьи Во-первых, во-вторых Нежданно-негаданно, точь-в-точь, крест-накрест Всё-таки, наш-то, возьми-ка, узнал-таки НО: таки узнал |
Суязова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Дата: 2018-12-28, просмотров: 447.