Принцип гуманистической направленности воспитания
Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского. Затем наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свободного воспитания французского мыслителя Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX веке в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.
В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению антагонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борьбе за социальный прогресс.
Принцип вариативности социального воспитания
В современных обществах (модернизированных и модернизирующихся) вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.
Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.
Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:
формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;
расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессионального путей.
Принцип субъектности воспитания
Данный принцип предполагает, что ребенок не объект наших воздействий, а субъект собственной жизни и деятельности. Он активен в процессе воспитания и от его активности и желания в большей степени зависит результат.
Принцип диалогичности социального воспитания
Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила свое несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в работах ряда педагогов новейшего времени.
Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.
Лекция 1, тема 2. Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе. Гуманистические основы воспитания.
1. Понятие «воспитания».
2. Особенности воспитания.
3. Закономерности воспитания.
4. Принципы воспитания.
Вопросы к лекции:
1. Выделите главную закономерность воспитания. Ответ обоснуйте.
2. Какой принцип воспитания, на ваш взгляд, актуален в современном образовании?
3. Объясните каждую из особенностей воспитания.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность, как подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Однако сегодня существует несколько ведущих подходов к воспитанию и, соответственно, в каждом из подходов существует своя трактовка этого понятия. Этой проблеме будет посвящена отдельная лекция.
Сегодня в ознакомительном контексте стоит обратить внимание на некоторые определения:
1. С позиций традиционного подхода к воспитанию, воспитание есть специально организованный целенаправленный процесс педагогического воздействия с целью формирования социально-значимых качеств личности (К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, ). П.И. Пидкасистый: «Воспитание – целенаправленная содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» (учебник автора, с.354).
2. С позиций личностного (или гуманистического ) подхода к воспитанию оно понимается как «педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования личности».
3. Рассматривая воспитание как составляющую процесса социализации, А.В. Мудрик дает следующее определение: «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой задач и целей субъектов, организаций и групп, в которых оно осуществляется». Автор подчеркивает, что нет воспитания вообще, есть семейное (домашнее), религиозное, социальное, диссоциальное и др. воспитание.
Воспитание включает:
· ОТНОШЕНИЕ человека к кому-либо или чему-либо;
· МИРОВОЗЗРЕНИЕ как совокупность взглядов и отношений человека;
· ПОВЕДЕНИЕ как внешнее выражение нашего отношения.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация (с позиций традиционного подхода) включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165].
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.
Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Особенности воспитания:
1. Целенаправленность процесса.
2. Персонифицированность.
3. Отстроченность результатов воспитания.
4. Единство непрерывности и прерывности (сочетание непрерывности воспитания и дискретности воспитательной деятельности).
5. Многофакторность.
6. Ненавязчивость.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ[1]
(определяющие общие подходы)
1. Характер воспитания определяется объективными потребностями производства, т.е. зависит от уровня развития ПС и характера ПО, от материальной и духовной культуры общества.
2. Единство целей, содержания и методов воспитания.
3. Единство обучения и воспитания.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ[2]
(определяющие организацию и строение воспитательного процесса, т.е. педагогическую инструментовку)
1. Воспитание происходит только в процессе включения в деятельность. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организованной деятельности.
2. В процессе воспитания необходимо проявлять уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью к ней.
3. В процессе воспитания необходимо открывать перспективы роста (ближние, средние и дальние перспективы по А.С. Макаренко), помогать добиваться радости успеха.
4. Опора на «положительное» в процессе воспитания.
5. Воспитание в коллективе и через коллектив.
6. Единство и согласованность действий школы, семьи и общественности.
7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в процессе воспитания.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.