Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к зачету по политологии №10-14

№10

Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление.

 Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса . Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания.

Источники легализации власти

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Характерные черты легитимности

Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Основные типы легитимности (По Веберу)

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).

Три уровня легитимности власти

Легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

Легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

Легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

№11

Индивид как первичный субъект политики. Классификация политических индивидов.

Классификация

1. По количественному признаку:

· Единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.)

·  Групповые (большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.)

2. По правовому признаку:

· Физические (граждане, политические лидеры)

· Юридические лица (общественно-политические организации);

3. По направлениям политики:

· Субъекты внутренней политики (граждане, руководители, партии)

· Субъекты внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

4. По признаку первичности или вторичности их политического участия:

· Граждане (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы.

· Государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Артур Бентли определял социальную группу как «определенное количество людей — представителей общества, которые рассматриваются, однако, не в качестве физической массы, оторванной от остальных человеческих масс, но в качестве деятельной массы, которая вовсе не препятствует участвующим в ней людям равным образом принимать участие во многих других видах деятельности ».

Американский политолог М. Олсон в своей книге «Логика коллективного действия» (1968) доказывает, что рациональный человек не будет действовать в общих интересах даже, если это приведет к увеличению его благосостояния . Вступление в группу по М. Олсону — акт принудительный

Признаки социальной группы:

· Наличие внутренней организации

· Общая цель деятельности

· Образцы групповой деятельности (модели)

· Групповые формы социального контроля

· Интенсивные групповые взаимодействия

Типы социальных групп:

· Традиционные (человек в них прибывает с рождения)

· Институциональные (существуют внутри государства и проводят свое влияние внутри него и посредством него)

· Ассоциативные (основанные на добровольном желании граждан)

Квазигруппы характеризуются спонтанностью, неустойчивостью взаимосвязей и кратким сроком взаимодействия и подразделяются на:

· Аудитории

· Толпы

· Социальные круги

Квазигруппы не являются предметом рассмотрения политической науки в качестве актуальных субъектов политики.

Типы взаимодействия социальных групп и государства:

· Синдикализм — (от синдикат — форма объединения предприятий, при которой предприятия сохраняют самостоятельность) организация общества как системы отдельных добровольных, не конкурирующих , не иерархически организованных единиц(синдикатов), властно распределяющих ценности автономно Ж.Сорель, Г. Лягардель, Э.Берт.

· Корпоративизм –концепция государственного устройства, согласно которой отношения между трудом и капиталом регулируются государством, организующим и контролирующим с этой целью профессионально-отраслевые корпорации в виде отдельных, принудительных, не конкурирующих, иерархически организованных единиц

· Плюрализм – политический процесс рассматривает как межгрупповое взаимодействие, баланс в конкуренции интересов, в межгрупповых конфликтах и компромиссах. Взаимодействие это имеет преимущественно горизонтальный характер, а государству отводится роль окончательного арбитра

Процесс объединения в группу:

· Интерес

· Артикуляция — выражение интересов

· Агрегирование — объединение в группу

· Формирование представительных структур

Лоббизм и группы давления.

Лоббизм - давление на парламентария путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.

 

Факторы влияния групп давления:

· Ресурсы

· Общественная симпатия к группе и ее членам

· Численность группы и ее активного ядра

· Финансовый и организационный потенциал

· Способность воздействовать на политику — политическая сила

· Связи с партиями и государственными институтами

 

Каналы влияния групп давления на государство:

· Чиновничество

· Суды

· Законодательные органы

· СМИ

· Партии

· Международные институты

№13

Античность (основные черты)

· Античные мыслители понятием «политическое» охватывали все важнейшие сферы жизни общества: религию, семью, образование, культуру, искусство и т. д.

· Быть членом общества означало быть гражданином и действовать согласно его законам, не принося вреда окружающим.

·  Греческий полис сочетал в себе гражданский коллектив и государство.

· Интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан; при их столкновении более важными оказывались первые.

· Аристотель считал, что жизнь отдельного человека политически, экономически и социально определялась его принадлежностью к тому или иному полису.

· Общество-государство рассматривалось как единое целое.

Средние века

· Такие институты человеческого общества, как семья, собственность, труд и др., приобрели статус элементов государства.

·  Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной и религиозной сфер жизни общества.

· Общество составляло неразрывное целое с государством, т. е. с политической сферой.

· Судьба каждого человека неразрывно связана с группой, организацией, например крепостное право с сохранением сельской общины.

·  В XVII в. еще отсутствует понятие права, так как конфликт между отдельным индивидом и государством еще не проявил себя.

Новое время

· Процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства.

· Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества.

·  Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества.

·  Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения.

XVIII–XIX вв.

· Ко второй половине XVIII–XIX вв. происходит формирование капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство.

·  Осуществляется разграничение между социальной и политической целями, экономическими, социальными и политическими функциями.

·  Тема «гражданское общество против государства» стала основополагающей в работах мыслителей того времени: Дж. Локка, А. Фергюсона, И. Канта и др.

·  Главная цель государства – защита общества, государство – инструмент общества, с помощью которого оно актуализирует себя.

· Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал Т. Пейн в памфлете «Права человека»: власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.

Определения «гражданского общества»

Гражданское общество — это находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов.

Гражданское общество — это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур).

Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы).

Гражданское общество —  сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Вопросы к зачету по политологии №10-14

№10

Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление.

 Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса . Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 379.