Конфликт в социальной психологии - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии, различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на разных интра- и интерперсональных уровнях: а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют его умениям, интересам, целям или ценностям; б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы; в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп.
Конфликт в организационной психологии рассматривается как дисфункция, отражающая нарушение работы организации. Однако в последние десятилетия укрепилась тенденция внутри данного направления рассматривать конфликт не как помеху работе и дисфункцию, а как симптом возможного развития персонала и организации.
В управлении современный взгляд на конфликт признает его ценность для организации. Поэтому управленец должен обеспечивать его минимальный уровень и профилактику деструктивных конфликтов. Группы, испытывающие дефицит конфликта, имеют тенденцию впадать в спячку, демонстрируют отсутствие творчества, неспособность принимать решения. Слишком частые конфликты, наоборот, мешают организации из-за постоянных стычек. Оптимальный уровень конфликтности направляет энергию людей в конструктивное русло.
Конфликт в юридической психологии – это спор, связанный с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, мотивация их поведения, а также объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.
Конфликт в международном праве - ситуация предельного обострения существующих противоречий, проявляющихся в поведении сторон. Сторонами международного конфликта могут быть субъекты международного права (первичных - государств и наций и народов, борющихся за свое самоопределение, а также вторичных - международных организаций, государственно-подобных образований, иных общепризнанных субъектов, а также - человек - в случае грубого нарушения его прав и свобод.
Конфликт в социологии понимается как вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Конфликт в педагогике – это ситуация взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Во-первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации, которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются таковыми. Во-вторых, для возникновения конфликта необходимы противоречия в мотивах, ценностях, позициях, по крайней мере двух сторон. В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - работой, престижем, финансами, временем - которые ограничены и требуют распределения между заинтересованными сторонами.
Существует несколько основных методологических подходов к изучению конфликтов.
1. Так, сторонники социобиологического направления (С. Вильсон, А. Гелен) исходят из теории естественного отбора и выводят из нее идею естественной агрессивности человека. В этой связи ими анализируются различные типы агрессивного поведения и разрабатываются рекомендации по их нейтрализации.
2. В рамках психологического подхода (Т. Адорно, А. Маслоу, 3. Фрейд, Э. Фромм) делается акцент на психофизиологические характеристики людей, роль напряжения и фрустрации в конфликте, разработке способов их снятия.
3. Для классового подхода (К. Маркс, Г. Маркузе) характерно особое внимание к условиям воспроизводства социального конфликта в обществах с определенной социальной структурой, к роли классовой борьбы на различных этапах исторического развития человечества.
4. Функциональный подход (Т. Парсонс) предполагает рассмотрение конфликта в качестве дисфункционального процесса в обществе. Такой подход возможен, но с учетом того, что конфликт далеко не всегда дисфункционален. Более реалистичен в его рамках анализ отдельных дисфункциональных явлений: анемии, мятежа и др. (Р. Мертон).
5. Диалектический подход (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, А.В. Дмитриев, В.П. Иванов, М.М. Лебедева, А.В. Кудрявцев, Г.С. Котанджян) основывается на понимании конфликта как нормального, распространенного социального явления и исходит из его позитивной функциональности в социальных системах. Многочисленные сторонники этого подхода полагают, что конфликт присущ всем уровням жизни социальных систем и не может рассматриваться в качестве девиантного явления или противоположности порядку. Зиммель полагал, что «конфликт очищает воздух» и является «формой социализации», а Дарендорф считал «политику свободы политикой жизни с конфликтом».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.