БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема № 16

Требования безопасности при выполнении специальных работ

 

ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ

Перевозить людей в кузове грузового автомобиля могут водители, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажира в кабине, — категорий «С» и «D») и стаж управления транспортными средствами данной категории более З лет. Список таких водителей должен быть утвержден приказом по предприятию.

Разрешается перевозить людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой при наличии сидений, закрепленных на высоте 0,3...0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки. Число людей, перевозимых в кузове грузового автомобиля, не должно превышать число оборудованных для сидения мест. Автомобили для постоянной перевозки людей оборудуют тентом, лесенкой со стороны заднего борта и электрическим освещением внутри кузова. Скорость движения грузовых автомобилей, перевозящих людей в кузове, ограничена до 60 км/ч.

Перед посадкой водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове. Начинать движение можно, только убедившись, что условия безопасной перевозки обеспечены. Водитель обязан сажать и высаживать пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.

Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

Перевозка людей запрещена:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх предусмотренного числа (не считая детей до 12-летнего возраста); при этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать разрешенную максимальную массу, установленную предприятием-изготовителем.

Безопасность при работах с механизированным ручным инструментом

 

Механизированный инструмент - ручные машины с встроенным двигателем. По виду питающей энергии механизированный инструмент может быть пневматическим, электрическим, гидравлическим. К нему относятся ручные машины - сверлильные, шлифовальные, резьбозавёртывающие, различные виды молотков, пил, гаечные ключи, кувалды, щетки стальные, шуруповерт и др.

Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, производится ежедневно, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Эксплуатация механизированного инструмента должна производиться с соблюдением требований, указанных в Инструкции заводов-изготовителей. Все инструкции и приборы должны иметь инвентарные номера. Механизированный инструмент должен отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003-74* и должен иметь:

а) автоматическое отключение вращающихся режущих органов при прекращении воздействия на органы управления;

б) защитный кожух, закрывающий режущую часть абразивного круга не менее чем на 170°;

в) выхлоп отработанных газов, направленный в сторону от органов дыхания оператора.

К работе с механизированным ручным инструментом допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены и получившие соответствующие документы.

 

Тема № 16

Требования безопасности при выполнении специальных работ

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Эксплуатацию грузоподъемных машин регламентируют в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

К управлению грузоподъемными кранами и их обслуживанию допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование и признанных годными к данному виду работ, специально обученных и имеющих соответствующее удостоверение. Повторную проверку знаний у этих лиц проводят не реже одного раза в год.

Приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначают ответственного за безопасную эксплуатацию подъемно-транспортных механизмов. У назначенного должностного лица необходимо проверять знания не реже одного раза в три года. В обязанности таких работников входят: проведение освидетельствования грузоподъемных машин и механизмов, выдача разрешений на их эксплуатацию, а также контроль за выполнением предписаний органов государственного надзора.

Без регистрации в органах государственного надзора разрешается эксплуатировать следующие виды грузоподъемных машин:

- краны всех типов с рунным приводом;

- мостовые и консольно-поворотные краны грузоподъемностью до Ют, управляемые с пола или со стационарно расположенного пункта;

- стреловые и башенные краны грузоподъемностью до 1 т;

- стреловые краны с постоянным вылетом стрелы или не снабженные механизмом поворота.

Все остальные виды грузоподъемных машин (в том числе и автокраны) регистрируют в органах надзора по заявлению их владельца.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и регистрируют в журнале учета предприятия. Необходимые для регистрации сведения содержатся в техническом паспорте механизма. Ответственный за эксплуатацию разрешает ввод грузоподъемной машины в работу только после проведения ее освидетельствования.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин проводят в следующих случаях:

- первичное (при установке новых кранов); периодическое (не реже одного раза в год — частичное и не реже одного раза в три года — полное);

- внеплановое (после перестановки или ремонта).

Частичное техническое освидетельствование включает в себя осмотр крана с целью контроля общего состояния и значений отдельных параметров, обеспечивающих безопасность эксплуатации (например, износа крюка в зеве, который не должен превышать 10 %), проверку его в работе.

При полном техническом освидетельствовании дополнительно выполняют статическое и динамическое испытания.

Статическое испытание проводят под нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность машины. Мостовой кран устанавливают над опорами подкрановых путей, а его тележку — в положение, соответствующее максимальному прогибу. Груз поднимают на высоту 200...300 мм и выдерживают в течение 10 мин. Не меняя положения грузоподъемной машины, замеряют стрелу прогиба, которая не должна превышать у кранов с ручным приводом 1/400 длины пролета, у кранов с электроприводом — 1/700, а у электрических кран-балок — 1/500 длины пролета. После опускания груза проверяют отсутствие остаточной деформации моста крана. При ее наличии грузоподъемную машину не допускают к дальнейшей эксплуатации.

При статическом испытании крана стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, соответствующее минимальной устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100...200 мм. Кран признают годным к эксплуатации, если за 10 мин поднятый груз не опустился на землю и при последующем осмотре не обнаружено повреждений в его конструкции.

Динамическое испытание проводят грузом, на 10 % превышающим допустимый, посредством его неоднократного (не менее двух раз) подъема и опускания при различных положениях тележки или стрелы. Проверяют действие всех механизмов грузоподъемной машины, в том числе и тормозной системы.

Грузозахватные приспособления испытывают нагрузкой, в 1,25 раза превышающей номинальную грузоподъемность, не реже одного раза в 6 мес. Их снабжают клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытаний.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемного механизма заносят в его паспорт. Дополнительно на балке или на стреле крана указывают регистрационный номер, грузоподъемность и срок следующего освидетельствования.

Грузовые, стреловые, вантовые, несущие и тяговые стальные проволочные канаты перед установкой на грузоподъемную машину следует проверить расчетом:

P/S>k,

где Р— разрывное усилие каната, Н, определяемое по сертификату, а при проектировании — по данным ГОСТа; S— наибольшее натяжение ветви каната без учета динамических нагрузок, Н; А: — коэффициент запаса прочности, определяемый по типу привода машины и режиму работы механизма (для кранов с ручным приводом к — 4, с машинным к = 5...6; для лифтов грузовых и малых к = 8... 13, для лифтов грузовых с проводником и пассажирских к = 9...25).

Если в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано значение суммарного разрывного усилия, то значение Р определяют умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на коэффициент, определенный по ГОСТу на канат выбранной конструкции.

Минимальную длину ветви стропа Lmin, м, определяют из условия, что угол ее наклона к вертикали не должен превышать 60°:

где а — максимальное расстояние между центром тяжести груза и местом закрепления стропа, м.

При известной массе груза натяжение, Н, возникающее в каждой ветви стропа (рис. 12.1),

где Q — масса груза, кг; от — число ветвей стропа; кн — коэффициент неравномерности массы груза на ветви стропа (при от > 4 кн = 0,75, при от < 4 Kн = 1); а — угол наклона стропа к вертикали.

 

 

 


Стальные канаты непригодны к дальнейшей эксплуатации в следующих случаях:

оборвана хотя бы одна прядь; число оборванных проволочек на шаге свивки равно или более 10 % их общего числа;

поверхностный износ или коррозия проволочек каната составляет 40 % и более; наличие заломов; сильная деформация (например, сплющивание).

Стальные канаты, применяемые в качестве строп, бывают различных конструкций. Чаще других используют шестипрядные канаты (6x19 + 1,6x37+ 1,6x61 + 1). Первое число означает число прядей;

второе — число проволочек в одной пряди; третье — наличие сердечника из органического материала. Сердечник предназначен для постоянного смазывания каната в процессе работы; с этой целью его пропитывают составом, включающим 50 % мазута и 50 % каменноугольной смолы.

Длину канатов подбирают с таким расчетом, чтобы угол между ветвями строп был не менее 90°.

В процессе эксплуатации следует:

- систематически проверять и подтягивать крепление концов каната;

- не допускать снижения числа витков на барабане менее 1,5;

- регулярно смазывать канаты, что значительно продлевает срок их службы;

- не допускать к работе блоки с выщербленными ребордами, так как последние служат причиной схода каната с барабана либо его перерезания;

- при обнаружении порванных проволочек в количестве, меньшем 10 % общего числа, срезать их кусачками во избежание повреждения соседних проволок.

При эксплуатации грузоподъемных машин необходимо выполнять и контролировать соблюдение ряда специальных правил.

Самоходные машины должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией. На грузовых крюках грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязательно наличие предохранительных замыкающих устройств, предотвращающих самопроизвольное выпадение грузозахватного приспособления или груза. Дверь для входа в кабину управления снабжают блокировкой, не позволяющей начать движение при открытой двери. В кабине должны быть прошнурованная и пронумерованная книга для записей и замечаний крановщика, регистрации и сдачи смен, журнал текущих осмотров крана. Кабину стреловых кранов (за исключением железнодорожных) дополнительно оснащают указателем угла их наклона. Краны также оборудуют анемометром, автоматически включающим звуковую сирену при достижении критического значения скорости ветра, указанного в паспорте крана.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.