Тема № 15
Требования безопасности при проектировании, устройстве и эксплуатации машин и механизмов
Общие сведения
Большинство строительных машин по своим техническим и эксплуатационным свойствам можно отнести к средствам повышенной опасности. В первую очередь к таким средствам относятся подъемно-транспортные, землеройные, дорожно-строительные, оборудование для получения и хранения сжатых газов, оборудование заводов ЖБК и строительных материалов и т. д. В основном эксплуатация строительных машин происходит при неблагоприятных условиях производственной среды.
Анализ производственного травматизма в строительных организациях показывает, что около четверти несчастных случаев происходят при эксплуатации строительных машин.
Основными опасными и вредными производственными факторами, с которыми встреча ются люди при эксплуатации строитель ных машин, являются:
- действие механической силы, наезд на людей, опрокидывание машины, травмирование работающих движущимися конструкциями, частями и деталями, падения с высоты, обрушение грунта и др.
- возможность поражения электрическим током,
- неблагоприятные факторы производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, тепловое излучение и т. п.),
- повышенные физические и нервно-психические нагрузки, несоответствие оборудования рабочего места требованиям эргономики.
- конструктивное несовершенство машин недостаточные прочность, надежность| и устойчивость, ошибочное или недисциплинированное поведение работающих при эксплуатации машин и др]
Задачи обеспечения безопасности машин решают на стадиях конструиро вания, изготовления и эксплуатации (транспортировка, хранение, монтаж, применение, техническое обслуживание и профилактический ремонт).
На этапе конструирования и изгот овления для обеспечения безопасности проводят следующие основные мероприятия:
- выбор наиболее безопасного принципа работы машины, обеспечивающее высокую надежность, прочность, устойчивость и т. д.;
- применение автоматических систем управления, дистанционного управления и роботов;
- применение в машине необходимых устройств безопасности; назначение безопасных скоростей работы машин и механизмов, назначение необходимых коллективных и индивидуальных средств защиты людей;
- применение в конструкции безопасных и безвредных материалов,
- обеспечение электробезопасности и взрывопожаробезопасности.
В процессе эксплуатации безопасность машин поддерживают рядом технических и организационных мероприятий:
-использованием машин и оборудования в соответствии с ППР,
- техническими нормами и другими документами, определяющими их технику безопасности;
- определением и ограждением опасных зон;
- обеспечением надежности;
- обучением и инструктажами работающих;
- выполнением принятого порядка допуска к самостоятельной работе на машинах;
- проведением технического надзора за объектами Госатомнадзора;
- внедрением передового опыта по эксплуатации машин.
ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ ОТ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
Защитные устройства должны удовлетворять следующим требованиям:
- быть достаточно прочными, простыми в изготовлении и применении;
- исключать возможность травмирования;
- надежно фиксироваться в требуемом положении;
- не мешать при работе, техническом обслуживании или ремонте машин и механизмов.
Конструкция защитного устройства должна быть такой, чтобы при отказе его отдельных элементов действие других не прекращалось раньше завершения действия опасного производственного фактора. Средства защиты не должны снижать производительности труда и качества обработки, ухудшать условия наблюдения при выполнении трудовых операций.
Ограждают все потенциально опасные вращающиеся или движущиеся части машин, механизмов и оборудования (кроме тех, которые нельзя оградить с учетом их функционального назначения); зоны возможного выброса рабочего материала и инструмента; зоны факторов повышенной опасности (высоких температур, напряжений, излучений).
Защитные ограждения, приспособления и устройства должны исключать:
- возможность соприкосновения работника с движущимися частями машины;
- выпадение или вылет обрабатываемых деталей (материалов), а также частей рабочих органов при их поломках;
- попадание в работающих частичек обрабатываемого материала;
- возможность травмирования при установке и смене рабочих органов, инструментов.
Внутренние поверхности защитных ограждений и посадочные места для них окрашивают в красный цвет, сигнализирующий об опасности в случае их открывания, а на наружной поверхности наносят предупреждающий знак. Для удержания ограждений при съеме и установке их снабжают рукоятками, скобами и другими устройствами, не допускающими самопроизвольного открывания во время работы. Ограждения должны отвечать эстетическим требованиям, быть компактными, пропорциональными, без выступающих крепежных деталей и острых углов.
Ограждения особо опасных рабочих органов или открывающиеся дверцы, крышки, щитки в этих ограждениях необходимо снабжать электрическими либо механическими блокирующими устройствами, обеспечивающими останов машин или оборудования при съеме или открывании ограждения. Дверцы или съемные крышки должны иметь приспособления, не допускающие их самопроизвольного открывания или смещения во время работы оборудования.
Ограждение ремней должно быть расположено возможно ближе к ним и быть шире их не менее чем на 50 мм.
Оградительные устройства чаще всего изготавливают в виде сплошных жестких щитов и кожухов из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм либо листового алюминия толщиной не менее 2 мм, либо из прочной пластмассы толщиной не менее 4 мм. При необходимости осмотра ограждаемых механизмов или деталей оборудования ограждения снабжают смотровыми окнами из безопасного стекла толщиной не менее 4 мм. С этой же целью, а также для снижения массы конструкции ограждения выполняют с отверстиями. Они могут представлять собой решетки или сетки. Решетчатые и сетчатые ограждения необходимо располагать не ближе 50 мм от движущихся частей. Обычно размер ячеек сетки не превышает 10 х 10 мм. Если ограждение изготовлено из решетки (сетки), то расстояние от движущихся элементов до поверхности ограждения должно соответствовать следующим значениям:
Наибольший диаметр окружности, 8 8...25 25...40
вписанной в отверстия решетки, мм
Расстояние от движущихся элементов, мм 15 120 200
На поточно-механизированных сварочных линиях соседние сварочные участки должны иметь несгораемые ограждения (перегородки), предохраняющие работающих от воздействия вредных и опасных факторов сварки.
Блокировки должны отвечать следующим требованиям: исключать возможность выполнения операций при незафиксированном рабочем материале или его неправильном положении (установке);
- не допускать самопроизвольных перемещений рабочих устройств, транспортных средств, механизмов подъема, поворота и других подвижных элементов линий, оборудования;
- не допускать выполнения следующего цикла до окончания предыдущего;
- обеспечивать останов линии при снятии или открывании ограждения и входе человека в зону ограждения;
- обеспечивать невозможность пуска линии при снятых или открытых ограждениях, а также при нахождении человека в зоне ограждения;
- исключать возможность одновременного использования дублированных органов или пультов управления;
- обеспечивать останов при выходе исполнительных устройств оборудования за пределы запрограммированного пространства, отказе оборудования или выходе параметров энергоносителей за допустимые пределы;
- обеспечивать удержание заготовки и инструментов в случае неожиданного прекращения подачи электроэнергии, воздуха, масла и т. д.
Предохранительные клапаны и мембраны должны безотказно автоматически срабатывать при определенном заданном давлении и пропускать рабочую среду в таком количестве, которое исключало бы дальнейший рост давления в системе. Кроме того, предохранительный клапан должен быть постоянно закрыт при давлении, не нарушающем нормального течения технологического процесса в системе, а также сохранять герметичность в закрытом состоянии.
Тормозные устройства должны иметь высокую надежность, большую износо- и теплостойкость, обеспечивать плавное торможение, быстрое размыкание тормоза, быть удобными в обслуживании.
Ограждения
Ограждения представляют собой физическую преграду между человеком и опасным или вредным производственным фактором. В зависимости от назначения и условий работы ограждения изготавливают из различных материалов. Они могут одновременно выполнять роль паро-, газо- и телеприемников, исключать воздействие тепловых и электромагнитных излучений на работающих, а в отдельных случаях снижать шум и т.д. Такие ограждения называют комбинированными. Например, ограждение заточного круга кроме защиты человека от отлетающих частиц (в том числе и частей самого круга при его разрушении) выполняет функцию пылеприемника.
Ограждения с отверстиями должны удовлетворять следующим условиям:
при x>60, d≤0,1x;
При x≤60, d≤6,
где х — расстояние от частей оборудования, представляющих опасность для работающих, до ограждения, мм; d — диаметр отверстия, мм.
В ограждениях с отверстиями в виде многоугольников вписанные в них окружности должны удовлетворять тем же условиям, а любые диагонали многоугольников не должны превышать удвоенного диаметра окружности.
При выполнении некоторых работ используют автоматические ограждения. Они закрывают рабочую зону при работе на холостом ходу и во время обработки материала, открывая ее только на период загрузки заготовок и выгрузки готового изделия. Если применяют неавтоматизированное ограждение с ручной подачей материала, то момент силы, прикладываемый к заготовке для преодоления сопротивления подвижных частей ограждения, не должен превышать 30 Н • м.
При обработке хрупких материалов (чугуна, латуни, бронзы, текстолита и др.) на высоких скоростях резания стружка от станка разлетается на значительное расстояние (3...5 м). При точении вязких материалов (сталей) для стружки характерны высокая температура (400...600 °С) и большая кинетическая энергия, вследствие чего она представляет серьезную опасность не только для работающего на станке, но и для находящихся вблизи лиц. Например, при токарной обработке повреждение глаз отлетающей стружкой, пылевыми частицами обрабатываемого металла, осколками режущего инструмента и частицами абразива превышает 50 % общего числа производственных травм. Вот почему ограждения должны иметь определенный запас прочности, гарантирующий безопасность рабочего и находящегося рядом обслуживающего персонала.
При расчете сплошных ограждений из металла по действующей ударной нагрузке определяют толщину стенки ограждения.
Для абразивного круга или вращающейся детали в случае их разрыва на две части ударная нагрузка на ограждение, Н,
гдеmk — масса круга или детали, кг; vокp — окружная скорость вращения, м/с; R0 — радиус центра тяжести половины абразивного круга или детали, м.
Радиус центра тяжести, м,
где Rвн — радиус внешней окружности круга или детали, м; г — радиус центрального отверстия круга или детали, м.
Ударная (центробежная) сила отлетающей детали, Н,
где та — масса детали, части, кг; уд — скорость движения детали, части, м/с; га — радиус кривизны траектории отрыва детали, части, м.
По найденному значению Рогр или Ротл (табл. 1) определяют толщину стенки ограждения.
Таблица1. Зависимость толщины стенки ограждения из листовой стали от ударной
Сплошные ограждения, толщину стенок которых находят по указанному методу, могут быть заменены сетчатыми или решетчатыми после соответствующего расчета конструкции ограждения в зависимости от характера нагрузки (растяжение, изгиб, срез).
Для ограждения станков, расколов и элементов конструкций расчетное усилие, развиваемое животным, Н,
где М — масса животного, кг.
Тормозные устройства
Тормозные устройства предназначены для удержания движущихся частей, поднятого груза; снижения скорости движения и останова машин, механизмов, спуска груза; поглощения энергии поступательно движущихся или вращающихся масс оборудования, машин, механизмов и груза.
По конструктивному исполнению тормозные устройства могут быть колодочными, ленточными, дисковыми и коническими; по схеме включения — открытого (торможение происходит от усилия, прилагаемого к рукоятке или педали), замкнутого (рабочие органы постоянно прижимаются специальным грузом, сжатой пружиной или поднимаемым грузом) типов и автоматические (включаются в работу без участия человека); по виду привода — механическими, электромагнитными, пневматическими, гидравлическими и комбинированными; по назначению — рабочими, резервными, стояночными и экстренного торможения.
При определении тормозного момента для повышения производительности машин необходимо стремиться к наибольшим допустимым замедлениям.
На машинах, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания, чаще всего применяют управляемые тормоза замкнутого типа с надежным стопорным устройством, а на грузоподъемных механизмах — автоматические тормоза замкнутого типа.
Тормоза надежнее устанавливать непосредственно на рабочем органе (барабане, колесе и т. п.), но конструкция тормоза в этом случае получается громоздкой. Для обеспечения компактности и разгрузки механизма от инерционных сил принято устанавливать тормоза на приводном валу, кинематически жестко связанном с валом рабочего органа.
Колодочные тормоза просты и надежны в работе, но сравнительно громоздки. Одноколодочные тормоза применяют в механизмах с ручным приводом, двухколодочные — для торможения валов, вращающихся в разных направлениях (тормозной вал при этом не испытывает поперечной нагрузки).
Ленточные тормоза применяют в сельскохозяйственных машинах, гусеничных тракторах, подъемных механизмах и т. п. Рабочими органами таких тормозов служат стальная лента, иногда обшитая фрикционным материалом, и шкив.
Дисковый тормоз представляет собой систему фрикционных дисков, из которых одни вращаются, а другие неподвижны или стопорятся при вращении в одну из сторон. В многодисковых тормозах при одном и том же осевом усилии можно получить большой тормозной момент.
Конический тормоз воспринимает тормозной момент корпусом с внутренней конической поверхностью, свободно посаженным на валу и вращающимся при подъеме груза. Для стопорения корпуса при обратном вращении (спуск) служит храповой механизм.
Управление тормозами вручную, а также с помощью гидравлических и пневматических устройств применяют в машинах, приводимых в движение от двигателя внутреннего сгорания, в кранах и сельскохозяйственных машинах, а управление с помощью электромагнита — в промышленных подъемно-транспортных механизмах.
Кроме рассмотренных ранее тормозных устройств используют реверсирование и электрическое торможение электродвигателей. Для реверсирования асинхронных электродвигателей служит реверсивный магнитный пускатель, контакторы которого сблокированы для предотвращения одновременного включения и, следовательно, короткого замыкания. Динамическое торможение асинхронных электродвигателей обычно применяют для точного останова нереверсированного электродвигателя.
Торможение противовюпочением возможно в схемах реверсивного и нереверсивного управления короткозамкнутыми асинхронными электродвигателями. Однако оно связано с повышенными потерями и нагревом, поэтому для нереверсивных асинхронных электродвигателей чаще всего применяют динамическое торможение, а для реверсивных — торможение противовключением.
Блокировочные устройства
Блокировкой называют совокупность методов и средств, обеспечивающих фиксацию частей машин или элементов электрических схем в определенном состоянии, которое сохраняется независимо от наличия или прекращения воздействия.
Ограждения, предохранительные, тормозные устройства и сигнализация не всегда обеспечивают требуемый уровень защиты работающего. Поэтому применяют блокировочные устройства, которые либо препятствуют неправильным действиям персонала (например, попытке оператора включить оборудование при снятом ограждении), либо предотвращают развитие аварийной ситуации, отключая определенные участки технологической системы или вводя в действие специальные сбрасывающие устройства.
По принципу действия блокировочные устройства подразделяют на механические, электрические, фотоэлектрические, электронные, электромагнитные, пневматические, гидравлические, оптические, радиационные и комбинированные, а по исполнению — на открытые, закрытые и взрывозащищенные. Их выбор зависит от особенностей окружающей среды.
Механические устройства связывают с помощью конструктивных элементов ограждения с тормозным или пусковым устройством или с тормозным и пусковым устройствами вместе. Однако из-за сложности конструкции и изготовления такие устройства не нашли широкого распространения.
Наиболее распространены электрические устройства. Основные элементы: преобразователь контролируемой величины в выходной сигнал, удобный для передачи и дальнейшей обработки; измерительно-командное устройство, определяющее величину и характер сигнала и выдающее команду на ликвидацию опасного режима; исполнительный механизм. Примером может служить блокировочное устройство заточного станка с контактами, выключающими электродвигатель при поднятии защитного экрана. При его опускании контакты замыкаются, включая станок. Электрическим блокировочным устройством, препятствующим пуску двигателя при включенной передаче, оснащают тракторы с пусковыми двигателями. Если рычаг коробки передач не установлен в нейтральное положение, то контактный прерыватель размыкает цепь питания первичной обмотки магнето, не давая возможности пустить пусковой двигатель.
Фотоэлектрические устройства срабатывают при пересечении светового луча, направленного на фотоэлемент. При изменении светового потока, падающего на фотоэлемент, в электрической цепи изменяется ток, который подается на измерительно-командное устройство, дающее, в свою очередь, импульс на включение исполнительного механизма защиты. Особенно эффективны блокирующие устройства, запирающие педаль или рукоятку пресса, пока руки рабочего находятся в опасной зоне. Благодаря компактности, отсутствию мешающих работе или ограничивающих рабочую зону элементов такие устройства применяют в прессах, штампах, гильотинных ножницах и др.; с их помощью устраивают ограждения опасных зон большой протяженности (до нескольких десятков метров) без механических узлов и конструкций.
Пневматические и гидравлические устройства применяют на агрегатах, где рабочие тела находятся под повышенным давлением: в насосах, компрессорах, турбинах и т. п. Основное преимущество таких устройств — их малая инертность. При возникновении аварийной ситуации в машинах с гидро или пневмоприводом сопутствующий этому процессу поток жидкости или газа, воздействуя на специальный рычаг, перекрывает клапаны питающей среды.
Существуют блокировочные устройства, принцип работы которых основан на использовании ионизирующих свойств радиоактивных веществ. Источник слабого излучения в виде браслета надевают на руку работающего. При приближении руки к опасной зоне излучение улавливается и преобразуется в электрический ток. Ток подается на тиратронную лампу. Последняя передает импульс на реле, размыкающее цепь магнитного пускателя. Оборудование, которым управляет этот пускатель, останавливается.
СИГНАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Сигнализация безопасности — это средство предупреждения работающих о приближающейся или возникшей опасности. Системы сигнализации включают в себя специальные автоматические устройства, отключающие машину или установку в случае, если поданный сигнал не повлечет за собой выполнения в установлен ный отрезок времени определенных действий оператора по выводу оборудования на нормальный режим функционирования или приведению факторов окружающей среды к нормативным значениям. Сигнализирующие устройства служат для контроля давления, высоты, расстояния, вылета стрелы крана, температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха, содержания в нем вредных веществ, уровня звукового давления, частоты вращения, параметров колебаний и т. д.
По устройству сигнализации подразделяют на внешнюю (габаритные огни, стоп-сигналы, указатели поворота, фонари заднего хода и т. п.) и внутреннюю (контрольные лампы давления масла в двигателе, заряда аккумуляторной батареи, включения дальнего света фар, открытия дверей и т.д.; спидометр, тахометр, манометр давления воздуха в системе пневматических тормозов и др.); по принципу действия — на звуковую (сирены, свистки, зуммеры, звонки, мелодии, гудки), визуальную (световую, цветовую, знаки, надписи), одоризационную (осуществляемую с помощью специальных датчиков, улавливающих изменение запахов) и комбинированную; по характеру передачи сигнала — на непрерывную и пульсируюущую; по назначению — на информационную, предупредительную, аварийную и ответную; по способу срабатывания — на автоматическую и полуавтоматическую.
Наиболее распространены световая и звуковая сигнализации. Световую сигнализацию применяют в качестве одного из основных средств обеспечения безопасности на механических транспортных средствах. Она служит для предупреждения водителей и пешеходов о маневрах, совершаемых тем или иным автомобилем, трактором или другими мобильными машинами. В электроустановках световая сигнализация оповещает о наличии или отсутствии напряжения, штатном режиме автоматических линий.
Звуковыми сигналами снабжают подъемно-транспортные установки; агрегаты, обслуживаемые группой работающих; сложные сельскохозяйственные машины с большим числом рабочих параметров, одновременно контролируемых оператором, и др. Например, звуковой сигнал автоматически включается на зерноуборочных комбайнах при забивании барабана молотилки или шнека. При обслуживании агрегата несколькими рабочими сигнал подается при его включении для предупреждения о принятии ими соответствующих мер безопасности. Звуковую сигнализацию применяют для оповещения работающих о достижении предельно допустимого уровня жидкости в каком-либо резервуаре, предельных температур и давления в различных установких, а также о превышении предельно допустимых концентраций или уровней вредных производственных факторов.
К сигнализационным устройствам относят: амперметры, вольтметры, манометры, термометры, тахометры, указатели уровня жидкости (водомерные стекла или поплавковые уровнемеры) и др.
Они постоянно действуют, и посредством постоянного или периодического наблюдения за стрелкой прибора или столбиком жидкости можно следить за давлением, температурой, частотой вращения, изменением уровня жидкости в сосуде и т.д., не допуская опасного превышения (понижения) значений контролируемых параметров.
Тема № 15
Требования безопасности при проектировании, устройстве и эксплуатации машин и механизмов
Общие сведения
Большинство строительных машин по своим техническим и эксплуатационным свойствам можно отнести к средствам повышенной опасности. В первую очередь к таким средствам относятся подъемно-транспортные, землеройные, дорожно-строительные, оборудование для получения и хранения сжатых газов, оборудование заводов ЖБК и строительных материалов и т. д. В основном эксплуатация строительных машин происходит при неблагоприятных условиях производственной среды.
Анализ производственного травматизма в строительных организациях показывает, что около четверти несчастных случаев происходят при эксплуатации строительных машин.
Основными опасными и вредными производственными факторами, с которыми встреча ются люди при эксплуатации строитель ных машин, являются:
- действие механической силы, наезд на людей, опрокидывание машины, травмирование работающих движущимися конструкциями, частями и деталями, падения с высоты, обрушение грунта и др.
- возможность поражения электрическим током,
- неблагоприятные факторы производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, тепловое излучение и т. п.),
- повышенные физические и нервно-психические нагрузки, несоответствие оборудования рабочего места требованиям эргономики.
- конструктивное несовершенство машин недостаточные прочность, надежность| и устойчивость, ошибочное или недисциплинированное поведение работающих при эксплуатации машин и др]
Задачи обеспечения безопасности машин решают на стадиях конструиро вания, изготовления и эксплуатации (транспортировка, хранение, монтаж, применение, техническое обслуживание и профилактический ремонт).
На этапе конструирования и изгот овления для обеспечения безопасности проводят следующие основные мероприятия:
- выбор наиболее безопасного принципа работы машины, обеспечивающее высокую надежность, прочность, устойчивость и т. д.;
- применение автоматических систем управления, дистанционного управления и роботов;
- применение в машине необходимых устройств безопасности; назначение безопасных скоростей работы машин и механизмов, назначение необходимых коллективных и индивидуальных средств защиты людей;
- применение в конструкции безопасных и безвредных материалов,
- обеспечение электробезопасности и взрывопожаробезопасности.
В процессе эксплуатации безопасность машин поддерживают рядом технических и организационных мероприятий:
-использованием машин и оборудования в соответствии с ППР,
- техническими нормами и другими документами, определяющими их технику безопасности;
- определением и ограждением опасных зон;
- обеспечением надежности;
- обучением и инструктажами работающих;
- выполнением принятого порядка допуска к самостоятельной работе на машинах;
- проведением технического надзора за объектами Госатомнадзора;
- внедрением передового опыта по эксплуатации машин.
ОПАСНЫЕ ЗОНЫ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ. РАСЧЕТ ГРАНИЦ ОПАСНЫХ ЗОН
Опасной называют зону, в которой постоянно действуют или периодически возникают факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья человека. У машин такие зоны существуют вблизи движущихся или вращающихся деталей, вокруг открытых токоведущих частей и т. д. Различают постоянные и переменные опасные зоны.
Постоянные зоны — зоны, размещающиеся у подвижных частей оборудования при наличии определенной закономерности их перемещения во время работы. К таким зонам относят пространства между матрицей и пуансоном пресса, сходящимися венцами зубчатых колес, набегающей ветвью приводного ремня и шкивом и т. д.
Переменные зоны существуют вокруг источников опасности, которые с течением времени изменяют свое направление в соответствии с создавшимися условиями и режимами выполнения операций трудового процесса, а также свойствами материалов. Например, при обработке деталей на токарных станках траектория отлетающих стружек, а следовательно, дальность и сила их поражающего действия зависят от многих факторов: режимов резания, физико-химических свойств материала, направления подачи, геометрии режущего инструмента и др. К переменным относят также зоны, возникающие в процессе погрузочно-разгрузочных работ при различных положениях стрелы, тележки или ходовой платформы крана, заточке инструментов на наждачном круге, эксплуатации мобильных сельскохозяйственных машин.
Границы постоянных опасных зон можно легко определить, так как они не меняются в процессе выполнения работ, а границы переменных зон не имеют четких очертаний в пространстве. Поэтому для создания безопасных условий труда очень важно найти максимальное расстояние, в пределах которого возможно воздействие на человека опасных производственных факторов эксплуатируемых машин и оборудования.
При работах, выполняемых на высоте, опасной зоной считают участок, расположенный под рабочей площадкой, границы которого определяют горизонтальной проекцией, увеличенной на безопасное расстояние, м,
где Н — высота, на которой выполняют работу, м.
Максимальное расстояние от строящегося объекта, в пределах которого могут возникать опасности, м,
где Sc — эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м2 (определяют как среднее арифметическое значений площадей наибольшего и наименьшего сечений); 9,81 — ускорение свободного падения, м/с2; т — масса падающего предмета, кг; hп — высота падения предметов, м; v — горизонтальная составляющая скорости падения предмета, м/с.
При работе грузоподъемной машины (электротельфера, кран-балки и т. п.) возможное расстояние, м, на которое отлетает груз при обрыве одной из строп (рис. 1), определяют по формуле
где hr — высота подъема груза, м; /с — длина ветви стропа, м; a — угол между стропами и вертикалью, град; а — расстояние от центра тяжести груза до его края, м.
Рис. 1. Схема определения границ опасной зоны при обрыве стропы грузоподъемной машины:
G — сила тяжести
Для стреловых кранов дополнительно учитывают вылет стрелы при расчете расстояния, на которое отлетает груз в случае обрыва стропы. Тогда
где — вылет стрелы крана, м.
При перемещении механических транспортных средств по ходу их движения возникает опасная зона, границы которой определяют скоростью движения, массой транспортного средства, временем реакции водителя, эффективностью тормозного устройства и коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 442.