!!!Не путайте частицы с другими частями речи!!!
Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) - Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)
Союз
Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.
Союзы бывают:
Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))
Можно разделить на:
-соединительные:
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и.
-противительные:
А, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные:
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-сопоставительные (градационные):
не только..., но и; как..., так и, не столько..., сколько; не то чтобы,...а
-присоединительные:
Тоже, также, да и, притом, причем, и.
-пояснительные: то есть, а именно.
Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения
ВАЖНО!!!Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.
Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.
Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.
Времени: когда, лишь, едва, как только...
Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...
Следствия: так что...
Условия: если, если бы, раз...
Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...
Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы...
Причины: потому что, ибо, так как, оттого что...
Места: где, куда, откуда...
Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.
Местоимения
Разряды:
Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они ----во всех падежах (мной, его и т.д.)
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их ---- во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
!!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
Возвратное себя
Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.
Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.
Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.
Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
Наречие
Это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.
1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)
2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)
Синонимы - слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)
Антонимы - слова, противоположные по значению.
Контекстные синонимы и антонимы - синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте, в данном случае только в указанном фрагменте текста.
Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.
Синтаксический параллелизм - схожее строение соседних предложений.
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.
Алгоритм выполнения задания.
1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
ТЕОРИЯ
Тропы
Гипербола - преувеличение (Сто лет не виделись).
Гротеск - изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо - комическом виде, основано на преувеличении (Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)).
Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания (едва ли кто польстится на такую красавицу).
Литота - преуменьшение (Небо с овчинку, мозг с орех).
Метафора - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной).
Метонимия - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений (Тарелку съел, лес шумит).
Олицетворение - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного (небо нахмурилось, солнце улыбнулось).
Перифраз(а), парафраз(а) - замена одного слова описательным выражением. (Мы едем в город на Неве. Царь зверей сидел на камне.)
Синекдоха - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот (Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)).
Сравнение - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто) (Глаза, как океаны; Храбрый, как лев)
Эпитет - эмоционально-красочное определение (Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза).
Синтаксические средства
Анафора - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Эпифора - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Антитеза - противопоставление.
Полюбил богатый—бедную,
Полюбил ученый—глупую,
Полюбил румяный—бледную,
Полюбил хороший—вредную
Градация - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Инверсия - нарушение порядка слов в предложении (Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду))
Лексический повтор - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями. (Это еще не сказка. Сказка только начинается).
Оксюморон - сочетание несовместимого (Смотри, ей весело грустить. Убогая роскошь. Горячий снег.)
Риторический вопрос / восклицание / обращение - вопрос / восклицание /обращение, не имеющие адресата. (Отчего мне так грустно, береза? / Здравствуй, солнышко! / Что за люди!)
Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста (Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…)
Умолчание - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…)
Эллипсис - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения (Татьяна ах! , а он реветь)
Парцелляция - авторское членение текста. (Я! Говорю! Хватит! Я думаю. Что вы не правы)
Однородные члены предложения / ряды однородных членов - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос. (А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.(Солженицын) Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.)
Вопросно-ответная форма - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них (Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.)
Фонетические средства выразительности
Аллитерация - стилистический прием, при котором повторяются согласные. (Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума)
Ассонанс - повтор гласных (Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
Звукоподражание - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками (Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах... (Блок)).
Лексические средства выразительности
Антонимы - слова, противоположные по значению. (День - ночь, умный - глупый)
Контекстные антонимы - слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
(Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая).
Синонимы - слова, различные по написанию, но близкие по значению. (Путь -дорога, говорить - болтать)
Контекстные синонимы - слова, близкие по значению только в пределах контекста.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.
Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова (Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность)).
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению (Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент - абонемент).
Диалектизмы - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности (Петух – кочет, балка - овраг)
Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка (Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)).
Профессионализмы - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде (Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)).
Термины - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике (Суффикс, метафора, гипотенуза).
Книжная лексика - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи (Гипотеза, генезис, адресат).
Разговорная лексика - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи (Белобрысый, жвачка).
Просторечная лексика - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок (Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании).
Эмоционально - экспрессивная лексика - слова, которые носят оценочный характер (Брехня, выскочка).
Архаизмы - устаревшее слово или оборот речи (Очи (глаза), чело (лоб)).
Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали (Лакей, треуголка).
Заимствованные слова - слова, пришедшие в русский язык из других языков (латте, вуаль, такси, ландшафт)
Фразеологизмы - лексически неделимое, устойчивое словосочетание (Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу).
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2019. Образец, шаблон, комментарий, план, проблема, авторская позиция, аргументы.
30/08/2018 21:17
Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
Как писать сочинение ЕГЭ 2019 по русскому языку (27 задание ЕГЭ )? Здесь вы можете найти информацию об изменениях в сочинении и критериях оценивания. Также можете узнать, как правильно писать сочинение, из каких пунктов состоит план, как писать комментарий 2019 и обоснование (аргумент).
Итак, в 2019 году произошли существенные изменения в формулировке задания 27 (сочинения). Теперь формулировка звучит так:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»
· ВВЕДЕНИЕ
· ПРОБЛЕМА
· КОММЕНТАРИЙ
· АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
· ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ+ОБОСНОВАНИЕ
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с изменениями, план сочинения ЕГЭ 2019 теперь выглядит следующим образом:
Вступление
Проблема
Связка
Комментарий (1-й пример)
Пояснения к комментарию
Связка
Комментарий (2-й пример)
Пояснение к комментарию
Связка
Позиция автора
Собственная позиция
Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
Заключение
Дата: 2018-12-28, просмотров: 372.