Воспитание немыслимо без самовоспитания. Поэтому их нельзя разрывать, а тем более противопоставлять. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, включает собственные усилия. К сожалению, бывает и так: воспитатели организуют беседы и диспуты, проводят экскурсии и походы, а учащиеся не проводят встречных усилий, а иногда сопротивляются воспитательному воздействию. Объясняется это чаще всего тем, что воспитатели не привлекают к подготовке и проведению этих мероприятий самих учащихся, не учитывают их интересы. Давно известно, что скучная работа не воспитывает. Хорошо организованный процесс воспитания пробуждает стремление к самоусовершенствованию, вызывает жажду к овладению духовными ценностями, вдохновляет на борьбу с недостатками, на преодоление слабостей.
Единство воспитания и самовоспитания правомерно рассматривать как одну закономерностей воспитательного процесса. Ведь воспитание достигает своей цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, стимулирует его, побуждает воспитанников к самостоятельной работе над собой. Самовоспитание же дополнят воспитание, дополняет и подкрепляет его. Оно активизирует личность, повышает эффективность воспитательного процесса. Следовательно, воспитание и самовоспитание нельзя рассматривать как независимые один от другого, расположенные процессы.
Формирование личности проходит более успешно при условии сочетания общественного воспитания и личного самовоспитания.
4.Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в теории, методике и практике воспитания.
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
· отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
· питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
· гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
· закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное
состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» - способность взаимодействовать с другими людьми.
6.Современные инновационные процессы в воспитании. Авторские концепции и авторские школы воспитания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.