Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В середине ХIХ в. концепт «мечта» получает свое развитие в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые, не придерживаясь определенных взглядов, изображают мечты с разных позиций.

"Мечта", – как пишет Е.В. Петровская, – один из сквозных поэтических мотивов толстовских произведений и дневника от начала творчества до периода художнической зрелости в романе "Война и мир". "Толстовский герой, находясь наедине с самим собой, чаще всего не "думает", а мечтает, вспоминает, оживляет в воображении прошедшее или мысленно перемещается в будущее". Е.В. Петровская также замечает, что, в отличие от других писателей, которые описывают миражный и губительный характер мечтания, Толстой вскрывает другую его сторону: "Мечтание толстовских героев имеют важное отличительное свойство – деятельный характер. Прежде всего это относится к молодым героям Толстого. В их мечте есть не только свобода, но сила и страстность".

В произведении "Война и мир" Толстой изображает разные виды мечты:

1. Волшебную мечту о чудесном. Именно такова мечта Наташи Росто-вой – научиться летать. Наташа представляет собой образ свободного от стереотипов и общественного мнения человека. Она вольна мечтать, в том числе и о том, чему никогда не суждено будет сбыться.

2. Мечту приземленную. Так, княжна Марья мечтает о женском счастье: любящем муже, крепкой семье: "В мысли о браке княжна Марья мечтала и о семейном счастье, о детях, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная".

3. Мечта возвышенная, мечта о служении. О подвиге и славе мечтает Андрей Болконский. Пожалуй, определяющей чертой князя Андрея является сознательность во всех своих стремлениях. Он всегда хотел принять «деятельное участие в жизни». В душе он грезил славой Наполеона. Болконский искренне мечтал о подвиге, который бы заметили и оценили другие люди. Своим кумиром он считал Наполеона, которому в свое время принес славу Тулон. Князь Андрей искал одобрения и признания. При Аустерлице Болконский понимает, что может получить все или ничего. Князь Андрей мечтает совершить подвиг. Перед ним открывается уникальный шанс. Герой уже представляет себе, как бежит со знаменем и спасает все войско. Наступает день сражения. Мечта становится реальностью. Андрей Болконский видит беспорядок, панику в войсках. Он берет знамя и ведет за собой армию. Но его неожиданное ранение прерывает честолюбивые замыслы. Перед князем во всем своем величии предстает вечное, бескрайнее небо. В сравнении с ним земные баталии кажутся бессмысленными, ничтожными. Герой ощутил необъятность мироздания в сравнении с личными интересами. В душе князя Андрея наступает духовный перелом. Он возвращается в Лысые Горы другим человеком. Князь Андрей хочет изменить жизнь страны, участвует в реформах Сперанского. Мечты его всегда деятельны, созидательны, направляемые желанием служить людям.

Быть полезным, найти свое предназначение мечтает и Пьер Безухов. Со временем мечты героев трансформируются, «взрослеют» вместе с ними, но неизменным остается одно - возвышенность желаний.

 

Ф.М. Достоевский

Несколько видов мечтаний и типов мечтателей представлено в произведениях Ф.М. Достоевского: "Петербургская летопись", "Слабое сердце", "Честный вор", "Белые ночи", "Записки из подполья", "Сон смешного человека", "Униженные и оскорбленные", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы".

Вот как описывает Достоевский типичного русского мечтателя середины ХIХ в.: "Имя ему легион. Это господин, имеющий доброе сердце и не имеющий ничего, кроме доброго сердца. Как будто какая диковинка – иметь в наше время доброе сердце! Этот господин, имеющий такое прекрасное качество, выступает в свет в полной уверенности, что его доброго сердца совершенно достает ему, чтоб быть навсегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе, что пренебрег всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу. Он, например, ни в чем не знает ни узды, ни удержу. У него все нараспашку, все откровенно. Этот человек чрезвычайно склонен вдруг полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас же полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил".

«Бедные люди»: Макар Алексеевич Девушкин – «мечтатель доброго сердца». Смысл жизни Девушкина заключается в заботе об "ангельчике" – бедной родственнице. Герой повести пытается помочь девушке бескорыстно и в меру всех своих возможностей, более того, он проявляет отзывчивость ко всем окружающим. Единственная мечта Девушкина – сделать счастливой свою родственницу Вареньку, но при этом герой сам решает, в чем должно заключаться ее счастье и разочаровывается, когда девушка поступает по-своему. Так, когда Варенька соглашается выйти замуж за бесчестного человека, Макар говорит: "Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, <...> все оттого, что вы <...> здесь, напротив, поблизости жили" . Герой довольствовался малым, боялся предъявлять какие-либо требования жизни и потерял всё.

«Белые ночи»: образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен – за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни: «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется герой повести - бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту, не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

«Преступление и наказание»: Ф. М. Достоевский в своем романе нарисовал очень опасного мечтателя. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость. Изучив историю человечества, он создает свою теорию, которую намерен проверить на себе. Для этого он выбрал жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Герой убивает ее, а заодно лишает жизни и ее беременную сестру, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.

Но есть мечты, которые не способна осквернить реальность. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: отправляется на каторгу вслед за любимым. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечной теории. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может воплотиться в реальность, если человек пламенно верит в то, что делает.

 

И.А. Гончаров «Обломов»

Жизнь Обломову представляется той сказкой, какую он слышал в детстве. Вопреки словам Штольца о том, что “мы живем для того, чтобы работать”, Обломов думает совершенно иначе: он считает, что жизнь должна быть в радость, а для него идеалом существования была размеренная жизнь в деревне. Думал он и о супружеской жизни, где жена была частью той идеальной картины. Нельзя сказать, что у Ильи Ильича не было цели и он просто бездействующий мечтатель. Нет, у него были иные представления о смысле жизни, о самом бытии. Он просто другой человек. Так, мы видим его мнение об обществе, куда с такой настойчивостью зовет Штольц: “Свет, общество!.. Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это; нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня...” Обломов осознает то, как живет он, как живет общество, и его это не устраивает, он не хочет жить так же, он не хочет смириться с этим. Но и совершенно не способный что-либо делать, Обломов не может воплотить в реальность свой идеал, а только грезит о нем.

Противоположность Обломову – Штольц. В отношении к нему трудно применить концепт «мечта». У Штольца любая мечта сразу же превращается в осознанную цель, которую возможно достигнуть, он не мыслит жизни без деятельности, прекраснодушные мечтания – не его сфера.

 

М. Горький «На дне».

Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем - сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой, которая не имеет ничего общего с действительностью. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, а поддерживать надежду в суровой реальности ей помогает книга «Роковая любовь». Спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь вместе с Наташей в далекой Сибири. Но, увы, грезам ночлежников не суждено осуществиться. Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать утешительные слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его идеология заключается во фразе: «Во что веришь – то и есть». Но мечта, не подкрепленная действием, губительна.

Понять позицию автора помогает рассказанная Лукой ночлежникам притча о земле праведной: «Знал я одного человека, который в праведную землю верил. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». Конец этой истории трагичен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает по-другому.

Горький выступает против утешающих иллюзий. Ведь если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ним. Подтверждение тому – судьба Актера, который повесился, лишившись утешительных историй Луки. Таким образом, даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее…

 

 А.П. Чехов

«Ионыч»: главный герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, хочет реализовать себя в профессии, внести свою лепту в развитие медицины, помогать людям, имеет высокие представления. Но он оказывается в глухой провинции, где его стремление к свету захватывает тьма мещанства и пошлости. Окружение Старцева затягивает его в однообразное и скучное существование. Здесь никто ничего не хочет, ни к чему не стремится. И Старцев тоже становится таким, он предает свою мечту, предает себя, однажды уступив желанию покоя и комфорта. Со временем он делается груб и ворчлив, видя в пациентах только источник дохода. Теперь ему ничего не нужно, кроме богатства, а любимое его занятие – пересчитывать деньги: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет». Еще молодой, Старцев «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. … Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». И приводит к такому существованию героя отказ от высокой мечты в угоду сиюминутному благополучию и покою.

 

«Крыжовник»: пределом мечтаний героя рассказа, Николая Ивановича, были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. Главный герой счастлив, он с удовольствием ест свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но его брат, Иван Иваныч, понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Воплотив в жизнь свою мечту, став богатым, он обеднел духовно. Сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Именно в этот момент конфликт материального и духовного, мечты и реальности, в которой эта мечта воплощена, достигает апогея.

 

А. Грин «Алые паруса».

В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего.

Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».

Неукротимая вера в мечту не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.

 

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Мечты о лучшей жизни необходимы, ведь именно они дают силы для исполнения желания. Егор Полушкин, герой повести, казалось бы, простодушный, никчемный человек. «Бедоносец» - так называет его жена. Не умеет и не хочет в жизни устраиваться. И мечты у него все какие-то легкие, безденежные, «про путешествия, про зверей, про космос. Легкие мечты, невесомые». Но он смог совершить, казалось бы, невозможное: вернуть лебедей на Черное озеро, чтобы оно, как и прежде, называлось Лебяжьим. Эта хорошая мечта, потому что Егор старается не для себя, а для людей, чтобы и дети, и дети детей смогли насладиться природной красотой.

Однако если во главу угла становится человеческий эгоизм, то исполнение заветного желания может навлечь беду. Так произошло с принцессой Изольдой, героиней литературной сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Наследница богатого рода из северной страны мечтала о невиданном свадебном наряде. Ей сшили блестящее, как снег, платье, серый, как море, плащ. И только никто не брался за изготовление диадемы, похожей на морозные узоры. Лишь один старик из далекой южной страны сказал, что можно смастерить подобный головной убор, но для этого нужно будет убить цаплю, всего одну цаплю. И Изольда дала согласие на смерть живого существа ради своей прихоти. В конце концов ее мечта осуществилась: не было прекраснее невесты. Однако когда люди увидели, какую красоту можно смастерить из хохолков птиц, то очень быстро истребили их всех. И только две последние прилетели к принцессе для того, чтобы рассказать о том, что принесло их сородичам осуществление её эгоистичной мечты.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.