Режимный момент
Возраст детей
Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни — в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. — в более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.
В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5-2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10-12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.
Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.
В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.
В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако, характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также «ступенчатое» подключение к занятию детей младших возрастных групп.
Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки.[5]
Таблица 3
Вариант расписания занятий для смешанной
дошкольной группы (дети 4—6 годов жизни)
Дни недели |
Возраст детей | ||
4-й год жизни | 5-й год жизни | 6-й год жизни | |
Недели месяца | |||
Понедельник | Ознакомление с окружающим, музыка | Ознакомление с окружающим, музыка | Ознакомление с окружающим, музыка, рисование |
Вторник | Математика, физкультура | Математика, физкультура | Математика, физкультура |
Среда | Развитие речи, лепка | Развитие речи, лепка | Развитие речи, Лепка, грамота |
Четверг | Рисование, физкультура | Рисование, физкультура | Рисование, Физкультура, русский язык |
Пятница | Худ. лит-ра, музыка | Худ. лит-ра, музыка | Худ. лит-ра, Музыка, лепка |
2, 4 недели месяца | |||
Понедельник | Ознакомление с окружающим, музыка | Ознакомление с окружающим, музыка | Ознакомление с окружающим, музыка, рисование |
Вторник | физкультура, худ. лит-ра. | Математика, Физкультура | Математика, Физкультура, худ. лит-ра. |
Среда | Развитие речи, конструирование | Развитие речи, конструирование | Развитие речи, конструирование, грамота |
Четверг | Рисование, физкультура | Рисование, физкультура | Рисование, Физкультура, русский язык |
Пятница | Аппликация, музыка | Аппликация, музыка | Аппликация, Музыка, русский язык |
Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).
Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.
Организаций всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. № 1470 «Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста» (М., 1986 г.) и методических рекомендаций «Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы» (М., 1985 г.).
Заместитель Главного
государственного санитарного
врача СССР А.И. Заиченко
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ
Методическое письмо Института возрастной
физиологии Российской академии образования
«Об использовании Программ индивидуального
адаптивного развития при подготовке детей к школе»
1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:
— сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;
— санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России[6].
2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.
2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.
3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.
3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:
— полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);
— дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
— эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
— соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.
5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.
5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
— сюжетные игры и игрушки;
— игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
— игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
— различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
— игры с правилами;
— мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. — на физическую компетенцию;
— детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. — на умственную компетенцию;
— настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
— пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
— настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
— материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
— мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;
— набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. — для развития координации и ловкости;
— различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) — для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
— эспандеры, гимнастические палки и др. — для формирования правильной осанки ребенка.
При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки — для игры в «магазин» и т.д.).
7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.
Раздел 3.
Организационное и программно-методическое
обеспечение кратковременного пребывания детей
в дошкольном образовательном учреждении
«О ходе Всероссийского эксперимента
по организации новых форм дошкольного образования
на основе кратковременного пребывания
воспитанников в детском саду»
Решение коллегии Минобразования РФ
от 29 января 2002 г. № 2/2
Заслушав и обсудив сообщения начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Т.И. Оверчук и председателя Комитета образования Новгородской области В.Н. Аверкина о ходе Всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования (далее — эксперимент), ознакомившись с опытом работы дошкольных образовательных учреждений г. Великого Новгорода, коллегия отмечает целенаправленную работу Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием субъектов Российской Федерации по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений (далее — ДОУ) и созданию условий для развития новых вариативных форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в детских садах.
Решение о проведении всероссийского эксперимента было продиктовано сложившимися в системе дошкольного образования негативными тенденциями. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ (с 1990 года она сократилась на 40 проц.), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ; оттоком детей из детских садов, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием (около 50 проц. детей сегодня не пользуются услугами ДОУ). Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.
В этих условиях одним из направлений решения проблемы может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного, неполного пребывания в ДОУ. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения.
Совместные действия (федерального и регионального уровней образования позволили подготовить ряд практико-ориентированных документов и материалов по организации новых форм дошкольного образования.
В экспериментальной работе созданы и апробируются документы и материалы по организационному, экономическому, кадровому, программно-методическому и нормативно-правовому обеспечению дошкольного образования. Эксперимент показал реальную возможность:
— успешного сотрудничества детского сада с разными категориями семей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в условиях их кратковременного пребывания в детском саду;
— использования внутренних резервов ДОУ, позволяющих снизить расходы на содержание детей в них (в ряде регионов подтвердилось главное предположение: группы кратковременного пребывания могут быть доступными даже при самых неблагоприятных экономических условиях);
— повышения охвата детей дошкольным образованием (в экспериментальных регионах он повышается ежегодно от 3 до 5 проц.; сокращается количество неукомплектованных мест в ДОУ — на 3-4 единицы ежегодно).
В ходе экспериментальной работы выявлена необходимость:
— разработки подходов к изменению организационно-правовой основы дошкольного образования в целях обеспечения его общедоступности и бесплатности;
— доработки и апробации программно-методических материалов для работы с детьми в условиях их неполного пребывания в ДОУ;
— соответствующей подготовки педагогических кадров, обеспечивающих реализацию программ дошкольного образования в различных вариативных условиях;
— упорядочения показателей статистической отчетности, отражающих охват детей дошкольным образованием.
В целях дальнейшего развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Т.И. Оверчук о ходе всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.
2. Одобрить опыт работы органов управления образованием Новгородской области, направленный на сохранение и развитие системы дошкольного образования, повышение охвата детей услугами дошкольных образовательных учреждений (далее — ДОУ).
3. Отметить целенаправленную работу органов управления образованием субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, по созданию условий для развития вариативных моделей дошкольного образования.
4. Продолжить в 2002 г. эксперимент, направленный на дальнейшую разработку и апробацию пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования.
5. Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук):
5.1. Разработать и направить до 01.08.02 г. в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в практической работе пакет документов по организационному и программно-методическому обеспечению новых форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в ДОУ.
5.2. Подготовить и направить до 01.09.02 г. в федеральные округа информационно-аналитическую справку о состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации по развитию новых моделей дошкольного образования и поддержке сети ДОУ.
5.3. Подготовить совместно с Управлением развития образования (П.Е. Кондрашовым) и направить до 20.03.02 г. в Госкомстат России обоснованные предложения по совершенствованию форм статистической отчетности, в том числе касающиеся новых, вариативных моделей дошкольного образования.
5.4. Подготовить к изданию в апреле 2002 г. сборник по итогам второго этапа эксперимента «Развитие вариативных форм дошкольного образования» (вып. 4) для использования руководящими и практическими работниками системы дошкольного образования.
5.5. Продолжить совместно с Управлением специального образования (Д.С. Шиловым) работу по подготовке к изданию в 2002 г. комплекта пособий организационно-методического обеспечения групп кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии (в том числе с глубокой умственной отсталостью и сложными нарушениями) в рамках Программы создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи.
5.6. Организовать и провести в ноябре 2002 г. заключительное совещание-семинар на тему «Итоги всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях».
5.7. Подготовить и согласовать с заинтересованными структурными подразделениями Министерства в срок до 15.12.02 г. проект приказа «О введении в действие вариативных форм дошкольного образования».
6. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) подготовить и внести до 01.06.02 г. органам управления образованием субъектов Российской Федерации предложения по формированию содержания образования в части дисциплин специализации, обеспечивающей подготовку выпускников педагогических колледжей и училищ к работе в условиях вариативных форм дошкольного образования.
7. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину) подготовить и направить до 01.09.02 г. высшим педагогическим учебным заведениям, реализующим профессиональные образовательные программы подготовки специалистов для работы в ДОУ, предложения по формированию содержания дисциплин специализации, дисциплин и курсов по выбору, обеспечивающих освоение студентами технологий обучения детей дошкольного возраста в условиях вариативных форм дошкольного образования.
8. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину) предусмотреть в программах курсов повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования рассмотрение вопросов по развитию вариативных форм дошкольного образования.
9. Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук) до 15.02.02 г. подготовить приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии В. М. Филиппов
«О направлении пакета документов
«Организационное и программно-методическое обеспечение
новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации»
Письмо Минобразования РФ от 31 июля 2002 г. N 271/23-16 В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 29.01.2002 г. N 2/2 «О ходе всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду» (п. 5.1) направляю для использования в работе пакет документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации», включающий: «Рекомендации по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях» (приложение 1), методическое пособие «Содержание и формы работы с неорганизованными детьми в дошкольных образовательных учреждениях» (приложение 2).
Заместитель министра Е. Е. Чепурных
Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации (пакет документов и материалов, подготовленных в ходе всероссийского эксперимента «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях»)
Приложение 1
Рекомендации Минобразования РФ по организации
групп кратковременного пребывания детей в
дошкольных образовательных учреждениях
Примерная классификация моделей групп кратковременного пребывания
Приложение 1. Распоряжение «О переводе коллектива на почасовую оплату труда»
Приложение 2. Распоряжение «О режиме работы ДОУ N в 2001/2002 учебном году»
Разработаны авторским коллективом под руководством канд. психол. наук О.Л. Князевой в ходе всероссийского эксперимента «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (в рамках программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»).
Данные рекомендации подготовлены в рамках программы всероссийского эксперимента (1999-2002 гг.) по развитию новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
К началу эксперимента в регионах Российской Федерации ситуация, связанная с развитием новых форм дошкольного образования, была неоднозначной. Так, в отдельных территориях уже имелся опыт организации групп кратковременного пребывания воспитанников, и местная администрация такое направление их деятельности всецело поддерживала, в других — дошкольные работники только начинали обсуждение этой новой проблемы, которая и для местных властей была представлена впервые. Необходимо отметить, что существенные различия наблюдались не только между регионами — субъектами Федерации, но и внутри одного и того же региона.
Однако уже в начале эксперимента в целом ряде районов и городов оперативно начали создаваться творческие группы из работников нескольких детских садов, которые объединили усилия для совместной разработки новых документов (положения о группах кратковременного пребывания, дополнений к уставу дошкольного образовательного учреждения, родительского договора и др.). Таким образом, во многих регионах развернулась серьезная подготовительная и содержательная работа.
Одной из основных задач I этапа эксперимента (1999-2000 гг.) являлось проектирование социально-педагогических условий создания новых моделей организации деятельности дошкольных образовательных учреждений в инфраструктуре района (города, микрорайона). С этой целью более чем в 10 российских регионах были проведены проектные семинары. Ото Ленинградская, Самарская, Нижегородская, Челябинская, Свердловская (г. Новоуральск), Новгородская, Московская (г. Королев) и другие области, а также ряд округов г. Москвы. По итогам экспериментальной работы в 2000-2001 гг. Минобразованием России было подготовлено и издано три сборника статей и нормативных документов, отражающих и федеральные подходы, и региональный опыт в развитии новых форм дошкольного образования.
В сборниках содержится много полезной конкретной информации об организационных подходах к созданию новых моделей дошкольного образования, о взаимодействии органов управления образованием с заинтересованными ведомствами и организациями в решении этого вопроса. Особую ценность материалов составляют их вариативность и региональное своеобразие, стремление работников управления образованием и специалистов дошкольных образовательных учреждений адекватно действовать в конкретных условиях, отвечая социальному заказу населения.
Наработанные локальные документы направлены на сохранение сети дошкольных учреждений, ее обновление и развитие, а также на социальную защиту детей дошкольного возраста и их родителей. Особой ценностью материалов, представленных в сборниках, является то, что они проверены на практике.
Кроме того, в рамках всероссийского эксперимента были установлены две характерные тенденции:
1) повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста (до 3 лет);
2) новые способы привлечения родителей к услугам дошкольного образовательного учреждения.
Повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста связан прежде всего с повышением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства. Кроме того, наступил перелом в демографической ситуации — постепенно увеличивается уровень рождаемости детей.
Новые организационные аспекты привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольными образовательными учреждениями состоят в следующем. На первом этапе главным является оказание семьям консультативной помощи в области обучения и воспитания детей. Обычно эти услуги предоставляются родителям консультативно-диагностическим центром (пунктом), который является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, или самостоятельной структурой, но связанной с детским садом содержательным сотрудничеством.
Постепенно родители начинают проявлять заинтересованность в деятельности самого дошкольного образовательного учреждения и приводят детей на несколько часов в день. В конечном итоге профессиональная работа с семьями и их детьми, внимание к ним специалистов детского сада приводят к положительным результатам: родители, которые считали, что детский сад их ребенку не нужен, не только оформляют его пребывание в течение полного дня, но и зачастую оплачивают дополнительные услуги.
Конечно, при увеличении контингента детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение на постоянной основе, нет экономии бюджетных средств. Но если местный бюджет позволяет охватить этих детей услугами дошкольного образования, тогда мы имеем дело с позитивными результатами.
В связи со сложностями в финансировании очень важен следующий вывод, который сделан в ходе эксперимента: группы кратковременного пребывания являются доступными даже в самых скромных экономических условиях. В настоящее время для их финансирования используются разные источники. Один вариант — когда дошкольные образовательные учреждения открывают такие группы на основе экономии денежных средств из своего фонда заработной платы. Другой вариант состоит в привлечении средств родителей. При этом существует практика выделения дополнительных услуг, за которые родители платят. Например, основная образовательная программа группы кратковременного пребывания рассчитана на посещение ребенком детского сада три дня в неделю, а он ходит в группу каждый день. При этом два оставшихся дня обеспечиваются привлекательными для родителей дополнительными услугами. Этот вариант не исключает обучения ребенка в группе кратковременного пребывания на бесплатной основе. И, наконец, возможен вариант, когда органы управления образованием полностью берут на себя финансовое обеспечение и выделяют соответствующие средства на содержание детей. Четвертый вариант представляет собой комбинирование трех предыдущих.
До начала эксперимента прогнозировались возможные осложнения, связанные с взаимодействием дошкольного учреждения с другими ведомствами, например с санитарно-эпидемиологической службой. Однако данные вопросы на местах практические работники решают достаточно успешно. Прием детей в группы кратковременного пребывания практикуется с оформлением медицинских карт в обычном порядке, и если группа размещается на первом этаже с отдельным входом, то со стороны СЭС никаких трудностей не возникает.
Следует затронуть еще один важный аспект экономических проблем, который заключается в определении норм финансирования, — расчет стоимости содержания детей при организации новых моделей их обучения и воспитания в условиях кратковременного пребывания в детском саду.
Организация групп кратковременного пребывания предполагает наличие анализа материально-технических и кадровых условий дошкольного образовательного учреждения; программно-методического содержания педагогического процесса; финансово-экономических возможностей и образовательных запросов родителей.
Эксперимент показал, что в дошкольном образовательном учреждении группы кратковременного пребывания могут быть организованы при выполнении трех взаимосвязанных условий:
— построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов;
— организации педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;
— координации взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.
По результатам социально-педагогического исследования были выделены следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении:
— кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной группе детского сада (например, только на время занятий);
— кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально выделенном групповом помещении (это может быть 3-4-сменный режим работы группы);
— адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное образовательное учреждение (это могут быть и прогулочные группы);
— семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах;
— группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения в кабинетах (это могут быть и коррекционные группы кратковременного пребывания);
— патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду;
— группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке их к школе в вечернее время;
— группы выходного дня.
Данная классификация, возможно, со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития новых форм дошкольного образования
Примерная классификация моделей
Дата: 2018-11-18, просмотров: 314.