Контроль исполнительных механизмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможность с помощью диагностического тестера проверить работу исполнительных устройств системы управления может помочь при некоторых проверках:

Управление бензонасосом. В общем случае работу бензонасоса хоть и можно определять на звук, но количественный показатель работы - давление топлива определяется по топливному манометру. Включение включение/выключение насоса пригодится для проведения процедуры баланса форсунок (удобно подкачивать давление), или для того, что бы заглушить двигатель, не выключая ключ зажигания. Следует отметить, что не все блоки разрешают управление на работающем двигателе. Если цепь управления бензонасосом неисправна, можно проверять ее при включенном с тестера бензонасосе.

Управление оборотами холостого хода. Изменение оборотов на холостом ходу определяет новую уставку для программного регулятора, обеспечивающего с помощью шагового мотора и угла опережения зажигания устойчивую работу двигателя. Реально, изменение оборотов в этом режиме работы тестера не запоминается в памяти блока управления, поэтому выход из этого режима возвращает все на прежние места. Если двигатель плохо поддерживает обороты холостого хода, можно их увеличить с помощью тестера. Как правило, если обороты стали устойчивыми, нужно искать проблемы в системе зажигания. Увеличение и уменьшение оборотов холостого хода всегда сопровождается работой шагового мотора, поэтому правильное изменение оборотов, косвенно, может служить тестом его работы.

Управление реле включение вентилятора охлаждения. Проверить исправность цепи включения вентилятора через систему управления двигателя можно в этом режиме работы тестера. Проверяется исправность предохранителя, срабатывание реле, исправность блока управления и вентилятора.

Управление реле включения кондиционера. Если в автомобиле установлен кондиционер, управление которого подключено к блоку управления, то в этом режиме отыскивать неисправности в электрических цепях вкл/выкл кондиционера.

Управление катушкой зажигания. Подача искрового разряда на свечи зажигания или калиброванный пробник, позволяет проверить работу системы управления зажиганием в целом. Цепь включает в себя:

Силовые провода;

Модуль зажигания;

Цепи питания модуля зажигания;

Цепи управления модулем зажигания.

 

Использовать этот режим удобно в тот момент, когда есть подозрение, что какой-то из каналов зажигания не работает вовсе. Срабатывание даже ввернутой в двигатель свечи можно определить на слух. Подключение разрядника вместо свечи позволяет точно выявить неисправность модуля зажигания или высоковольтных проводов.

Управление форсункой. Открытие форсунки (или открытие двух, четырех форсунок – зависит от типа топливоподачи) можно определить на слух. Однако такая проверка ничего не гарантирует.

Управление коэффициентом коррекции СО. В автомобилях выпущенных после 1999г. потенциометр СО отсутствует. Поэтому установить оптимальный состав смеси в режимных точках в области холостого хода можно только с помощью тестера-сканера. Этот важный параметр влияет на расход топлива и на устойчивую работу двигателя при прогреве.

Управление клапаном адсорбера. Этот режим полезен при проверке функционирования клапана и цепей управления клапаном адсорбера.

 

Друг и помощник ДСТ-6

Поистине незаменим комбинированный прибор ДСТ-6. На смену тестеру ДСТ-6Т пришла более современная модель ДСТ-6С. В ДСТ-6С добавились новые возможности: проверка работоспособности катушек и модулей зажигания; имитация выходного напряжения аналоговых датчиков; новые кабели. Занятие диагностикой электронных систем управления двигателем убеждает, что полноценная диагностика включает в себя проведение специальных тестов: проверка давления топлива - работа насоса и регулятора топлива. Проверка работы шагового мотора. Замеры напряжений на разъемах системы управления. Зачастую большую помощь оказывает возможность имитации для системы управления поведение датчиков. Все это может реализовать микропроцессорный прибор ДСТ-6 с набором переходников и имитаторов.

 БАЛАНС ФОРСУНОК. Процедура описана во всех руководствах по техническому обслуживанию электронных систем управления двигателем. Занимает совсем немного времени, но снимает множество проблем, связанных с подачей топлива. Топливная система функционирует независимо от работы двигателя. Поэтому, если проверки выполнены сначала, то можно отсечь неисправности в топливной системе при тестировании работающего двигателя.

Для проведения баланса форсунок необходимо подключить манометр МТ-2 к топливной рампе. Тестер ДСТ-6 подключить к форсункам, как описано в инструкции по эксплуатации. Удобно подключить тестер ДСТ-2 и при включенном зажигании использовать режим управления бензонасосом для создания требуемого давления топлива.

 При тестировании форсунок нужно создать одинаковые условия процедуры проверки:

· Использовать один тест для всех форсунок;

·  Начальное давление в рампе должно быть одинаковым

Суть проверки заключается в подаче на форсунку серии импульсов для ее срабатывания, при этом топливо будет поступать во впускной коллектор, а давление в топливной рампе уменьшится. Возникающее падание давления может быть зарегистрировано для каждой форсунки и использовано для оценки сбаланси- рованности форсунок и их расходных характеристик.

 Сбалансированные форсунки должны вызывать одинаковое падание давление ±20% от среднего значения.


ТЕСТИРОВАНИЕ:

-Выбрать режим тестирования форсунок на ДСТ-6

-Выбрать нужную форсунку.

-Задать режим ИМП 3.

-Включить бензонасос до создания максимального давления 3кГ/см2.

-Выключить бензонасос.

-Записать начальное значение давления.

-Запустить тест форсунки.

-Записать давление после окончания теста, записать разность начального и полученного давления.

-Повторить тест для всех форсунок.

 

Исправные форсунки имеют практически одинаковые разности начального и конечного значений давления. Если отклонения от среднего значения трех других форсунок в большую или меньшую сторону более 20%, то форсунки нужно заменить или промыть. Перед этим еще раз убедиться в ее неисправности.

Пример записи результатов тестирования баланса форсунок приведен в Таблице 2.

Форсунка 1 2 3 4
Нач. давление кПа 280 280 280 280
Давление после теста кПа 225 240 220 235
Разность давлений кПа 55 40 60 45
Среднее по остальным кПа (40+65+45)/3 = 48,3 (55+60+45)/3 = 53,3 (40+55+45)/3 = 46,6 (40+60+55)/3 = 51,6
Отклонение % (55-48,3)/48,3*100= 13,8 (53,3-40)/53,3*100= 24,9 (60-46,6)/46,6*100= 28,7 (51,6-45)/51,6*100= 12,7
Результат Норма Заменить Заменить Норма

 

Если по результам теста (и повторного теста) более одной форсунки не в допуске, следует поменять все форсунки. Если мы говорим о форсунке для двигателей 2111, 2112, то разность давлений для форсунок лежит в диапазоне 30-65кПа. Пример, все форсунки имеют отклонения от средних величин не более 5%, а абсолютные отклонения составляют 90кПа. В результате смесь богатая (определяется соответствующий код по датчику L-зонд), высокий расход топлива, плохой запуск холодного двигателя и т.д.

Однако нужно учитывать, что абсолютная величина отклонений зависит от многих факторов:

-Начальное давление.

-Напряжение аккумуляторной батареи.

-Температура топлива.

-Состояние топливной магистрали: резиновые трубки, объем рампы.

-Точность манометра.

 

Хотя отклонения разные на разных автомобилях, но для одного типа двигателя и системы имеют свои диапазоны. Каждый специалист может набрать свою статистику в этом тесте.

Замечания:

Для проверки сигналов электронного блока, управляющих форсунками, можно использовать индикатор форсунок ИФ-2, ИФ-4. Светодиодная индикация на панели прибора даст информацию о прохождении управляющих сигналов к топливным форсункам.

Если начальное давление более 3,2кГ/см2 или быстро падает после выключения бензонасоса, нужно проверить в первую очередь работу регулятора топлива на заведенном двигателе.

При проведении теста топливо заливает двигатель. Перед повторным проведением тестирования форсунок лучше завести двигатель. Можно просто прокрутить стартером, двигатель может заводиться и глохнуть с отключенными форсунками.


ПРОВЕРКА ШАГОВОГО МОТОРА. Работа шагового мотора может быть проверена с помощью тестера ДСТ-6. Тестер позволяет подключиться напрямую к разъему шагового мотора и осуществлять его движение в ту или другую сторону. Этот тест является более надежным, чем управление шаговым мотором в режиме ИМ тестера ДСТ-2. Если такой тест делать на работающем двигателе, то движение в одну, потом в другую сторону будет сопровождаться изменением оборотов коленчатого вала, то величение, то уменьшение.

ПРОВЕРКА ЦЕПЕЙ ДАТЧИКОВ. Если система самодиагностики блока управления определила код неисправности, связанный с нарушением цепи какого-либо датчика, то проверка цепи легко осуществляется с помощью функций ДСТ-6 и набора ИД-2 и ИД-4.

ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. Если появился код Р0122 – низкое напряжение датчика положения дроссельной заслонки, то датчик можно проверить с помощью тестера ДСТ-6. Тест заключается в измерении напряжения выходного сигнала датчика с точностью до 0,01В.
Выбрав в меню тест проверки датчика, нужно медленно открывать дроссельную заслонку так, чтобы напряжение пробегало все значения от 0,52В до 4,76В. Если датчик неисправен, будет виден провал напряжения до 0В и тестер зафиксирует наличие нарушений резистивного слоя.

 




Работа с тестером-сканером

Эта глава будет посвящена параметрам системы управления двигателем, которые могут отображаться на тестерах-сканерах. Мы предлагаем описание этих параметров, по значениям которых можно отыскивать неисправности в работе системы управления, правильно понимать режимные переходы в работе управляющей программы блока управления.

Фирма «НТС» выпускает тестеры – сканеры: ДСТ-2, ДСТ-10, ДСТ-8, компьютерные системы диагностики Мотор-тестер МТ-2, МТ-2Е, МТ-4. Все они подключается к диагностическому разъему системы управления, и имеют возможность по линии связи (К-Линия) осуществлять по встроенному протоколу обмен данными с блоком управления. На рис.1 представлена схема подключения диагностического разъема к системе управления двигателем (для автомобилей ВАЗ). Диагностический разъем располагается в салоне на автомобилях ВАЗ. Линия связи заведена на диагностический разъем последовательно иммобилизатору, и в случае активизации иммобилизатора не может быть использована тестером, пока иммобилизатор не установит связь с блоком управления.


Рис. 1

 

Подключая прибор-тестер к системе управления двигателем, специалист уже заранее должен предполагать какие проверки необходимо сделать. Для этого нужно внимательно выслушать владельца автомобиля и выяснить следующее:

-Какие жалобы клиент имеет к своему автомобилю.

-Когда появились эти жалобы.

-Какие мероприятия проводились по ремонту системы и двигателя ранее и не появились ли сбои в системе сразу после этих мероприятий.

-Как ведет себя система управления на различных режимах работы двигателя.

-Какие проверки подсистем двигателя проводились ранее, и каковы результаты этих проверок.

 

При достаточном опыте работы можно определить неисправность, не подключая приборы к автомобилю. Особенно если неисправность лежит за пределами системы управления, либо вся диагностика сводится, например, к замене свечей зажигания.

 Сама по себе диагностика ради диагностики вряд ли имеет смысл. Если нет претензий к работе двигателя, можно лишь убедиться в правильной работе подсистем управления. Однако, при поиске неисправностей, есть ряд проверок, которые нужно сделать, или быть уверенным в том, что они были выполнены ранее.

 Если в автомобиле не отрегулированы клапана, неправильно установлен ремень ГРМ, не проверена работа регулятора топлива и бензонасоса, то параметры системы управления на тестере-сканере не будут отражать реальных процессов работы двигателя.

 Особое внимание нужно уделить внешнему осмотру элементов системы управления. Наличие внешних повреждений, загрязнения или неправильных соединений может определять возможные неисправности.

Все тестеры-сканеры выполняют ряд специальных функций, которые поддерживаются программным обеспечением блока управления:

отображение параметров считываемых с блока управления,

возможность управлять исполнительными элементами или изменять (временно) режимные уставки управляющей программы,

возможность устанавливать и сохранять в энергонезависимой памяти блока управления коррекции топливоподачи, угла опережения зажигания,

возможность считывать ошибки, накопленные системой диагностики блока управления, и удалять их из памяти в случае необходимости.

Дополнительные сервисные возможности:

-автоматический выбор блока управления,

-запись параметров для последующего просмотра,

-дополнительные испытания для проверки работы подсистем двигателя,

-указания допустимых интервалов параметра на режиме холостого хода,

-графическое представление информации – электронный осциллограф.


Как правило, диагностика с тестером проводится в боксе, необорудованном тормозными барабанами, поэтому единственный режим, на котором можно проверить работу системы управления - это холостой ход. В этом режиме трудно отыскивать неисправности, связанные с ездовыми качествами автомобиля, повышенным расходом и т.п. Параметры, отображаемые тестером в этом режиме, зачастую находятся в допустимых пределах, и выводы о неисправностях в работе двигателя делать сложно.

 С другой стороны без тестера –сканера невозможно считать код появившейся ошибки, отрегулировать СО, быстро и легко проверить правильность работы исполнительных элементов системы. Все проверки электронной системы легко выполняются, когда под руками есть удобные приборы и средства диагностики от фирмы «НТС».

 Для более успешной и максимально достоверной диагностики нужно вести клиентский журнал. Записи значений параметров, даты последних проверок подсистем двигателя, определенные при этом неисправности позволяют набирать статистику и обобщать опыт. Именно практический опыт играет основную роль в быстрой и точной диагностике неисправностей в работе двигателя под управлением электронной системы.

 Ниже мы приведем основные параметры, которые необходимо использовать при проведении диагностики. Наблюдая изменение этих параметров можно говорить о качестве работы системы управления. Понимая физические соотношения параметров и алгоритмические связи между ними, можно легко отыскивать неисправности в работе двигателя и системы управления.

Схема системы упр. двиг. (Россия) контроллер M1.5.4 ЛАДА 2110 (ВАЗ 2110)

· 1. форсунки;

· 2. свечи зажигания;

· 3. модуль зажигания;

· 4. колодка диагностики;

· 5. контроллер (с 2000 года выпускается модификация системы с контроллерами M1.5.4N или "Январь-5.1");

· 6. электродвигатель вентилятора системы охлаждения;

· 7. колодка, присоединенная к жгуту проводов панели приборов;

· 8. главное реле;

· 9. предохранитель, защищающий цепи главного реле;

· 10. реле электровентилятора;

· 11. предохранитель, защищающий цепи реле вентилятора;

· 12. реле электробензонасоса;

· 13. предохранитель, защищающий цепи реле электробензонасоса;

· 14. датчик массового расхода воздуха;

· 15. датчик положения дроссельной заслонки;

· 16. датчик температуры охлаждающей жидкости;

· 17. СО-потенциометр (на автомобилях с модифицированной системой управления не устанавливается, регулировка СО производится с помощью прибора DST-2 через колодку диагностики);

· 18. регулятор холостого хода;

· 19. датчик детонации;

· 20. датчик положения коленчатого вала;

· 21. датчик скорости автомобиля;

· 22. блок управления автомобильной противоугонной системы (АПС);

· 23. индикатор состояния АПС;

· 24. электробензонасос с датчиком уровня топлива;

· 25. датчик контрольной лампы давления масла;

· 26. датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

· 27. датчик уровня масла;

· 28. датчик детонации (устанавливается на автомобилях с модифицированной системой управления);

· А. колодка, присоединяемая к жгуту салонной группы антиблокировочной системы тормозов (АБС);

· В. колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;

· С. колодка к монтажному блоку;

· D. колодка к клемме "+" аккумуляторной батареи;

· E. провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки);

· F. колодка, подключаемая к голубым проводам с белой полоской, отсоединенным от выключателя зажигания;

· G1, G2. точки заземления. Наряду с буквенным обозначением цвета проводов на данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-1-". В некоторых случаях, кроме обозначения номера элемента, приводится через косую дробь и номер контакта, например "-5/30-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.

 

Схема системы упр. двиг. (ЕВРО-2) контроллер M1.5.4N ЛАДА 2110 (ВАЗ 2110)

· 1. форсунки;

· 2. свечи зажигания;

· 3. модуль зажигания;

· 4. колодка диагностики;

· 5. контроллер, защищающий цепи главного реле;

· 6. колодка, присоединенная к жгуту проводов панели приборов;

· 7. главное реле;

· 8. предохранитель, защищающий цепи главного реле;

· 9. реле электровентилятора;

· 10. предохранитель, защищающий цепи реле электровентилятора;

· 11. реле электробензонасоса;

· 12. предохранитель, защищающий цепи реле электробензонасоса;

· 13. датчик массового расхода воздуха;

· 14. датчик положения дроссельной заслонки;

· 15. датчик температуры охлаждающей жидкости;

· 16. регулятор холостого хода;

· 17. датчик кислорода;

· 18. датчик детонации;

· 19. датчик положения коленчатого вала;

· 20. электромагнитный клапан продувки адсорбера;

· 21. блок управления автомобильной противоугонной системы (АПС);

· 22. индикатор состояния АПС;

· 23. датчик скорости автомобиля;

· 24. электробензонасос с датчиком уровня топлива;

· 25. датчик контрольной лампы давления масла;

· 26. датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

· 27. датчик уровня масла;

· 28. датчик фаз (устанавливается на автомобиле с 16-клапанным двигателем];

· А. колодка, присоединяемая к жгуту салонной группы антиблокировочной системы тормозов (АБС);

· В. колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;

· С. колодка, присоединяемая к жгуту проводов электровентилятора;

· D. провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки);

· E. колодка, подключаемая к голубым проводам с белой полоской, отсоединенным от выключателя зажигания;

· F. к клемме"+" аккумуляторной батареи;

· G1, G2. точки заземления. Наряду с буквенный обозначением цвета проводов на данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-4-". В некоторых случаях кроме обозначения номера элемента приводится через косую дробь и номер контакта, например "-5/15-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.

Схема системы упр. двиг. (ЕВРО-2) контроллер MP7.0 ЛАДА 2110 (ВАЗ 2110)

 

· 1. форсунки;

· 2. свечи зажигания;

· 3. модуль зажигания;

· 4. колодка диагностики;

· 5. контроллер;

· 6. колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов;

· 7. главное реле;

· 8. предохранитель, защищающий цепи главного реле;

· 9. реле электровентилятора;

· 10. предохранитель, защищающий цепи реле электровентилятора;

· 11. реле электробензонасоса;

· 12. предохранитель, защищающий цепи реле электробензонасоса;

· 13. датчик массового расхода воздуха;

· 14. датчик положения дроссельной заслонки;

· 15. датчик температуры охлаждающей жидкости;

· 16. регулятор холостого хода;

· 17. датчик кислорода;

· 18. датчик детонации;

· 19. датчик положения коленчатого вала;

· 20. электромагнитный клапан продувки адсорбера;

· 21. блок управления автомобильной противоугонной системы (АПС);

· 22. индикатор состояния АПС;

· 23. датчик скорости автомобиля;

· 24. электробензонасос с датчиком уровня топлива;

· 25. датчик контрольной лампы давления масла;

· 26. датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

· 27. датчик уровня масла;

· А. колодка, присоединяемая к жгуту салонной группы антиблокировочной системы тормозов (АБС);

· В. колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;

· С. колодка, присоединяемая к жгуту проводов электровентилятора;

· D. провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки);

· E. колодка, подключаемая к голубым проводам с белой полоской, отсоединенным от выключателя зажигания;

· F. к клемме "+" аккумуляторной батареи;

· G1, 02. точки заземления. Наряду с буквенным обозначением цвета проводов на данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-5-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Коды ошибок ЭБУ

Ошибки обнаруженные ЭБУ в системе управления двигателем отображаются в специальном поде объединенным в группу "Check Eigine (Ошибки)".

В данной группе так же находятся две кнопки: "Декод." и "Сброс". Первая кнопка предназначена для получения текстового описания обнаруженных ошибок, а вторая для сброса ошибок в ЭБУ.

В случае если причина возникновения ошибки не устранена, то естественно, что она через некоторое время появится вновь. Однако иногда ошибки могут быть вызваны случайными факторами или ошибочной диагностикой.

АвтоВАЗ стремится поддерживать совместимость со стандартом ODB-II (SAE/MFG). Хотя далеко не все коды поддерживаются но постепенно число поддерживаемых кодов растет.

Замыкание контактов А и В на разъеме диагностики по идее должно вызывать вывод кода ошибки на лампу CheckEigine вспыхами. Но пока это свойство не поддерживается.

 

Формат кода ошибок по ODB-II следующий:

1. Первая буква в коде означает систему автомобиля, в которой возникла ошибка B - Body (кузов), C - Chassis (шасси), P - Powertrain (силовой агрегат), U - Network (бортовая сеть).

2. Первая цифра в коде означает авторство ошибки если 0 то это SAE (J2012), если 1 то это MFG (код специфический для производителя автомобиля).

3. Вторая цифра в коде означает подсистему и расшифровывается так:

1 - подсистема измерения топливно-воздушной подсистемы двигателя (Fuel and Air Metering).

2 - подсистема измерения топливно-воздушной подсистемы двигателя - (цепь впрыска) Fuel and Air Metering (Injector Circuit)).

3 - подсистема зажигания и сбоев (Ignition Systems or Misfire).

4 - Вспомогательная подсистема управления выбросами (Auxiliary Emission Controls). Должна появится в ЭБУ ВАЗ с переходом на нормы выбросов Евро-3.

5- Подсистема регулирования частоты вращения двигателя, скорости и холостого хода (Vehicle Speed Control and Idle Control System).

6- Цепи выходов компьютера (Computer Output Circuit).

7- Трансмиссия (Transmission).

4. Последние две цифры означают собственно сам код неисправности.

 

Ниже приведены коды ошибок поддерживаемые ЭБУ используемыми АвтоВАЗ:

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 441.