С объектами и средствами измерений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аша, 2018

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация»" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее государственные требования) по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.»

Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» раскрывает содержание курса и отражает основные требования к результату обучения, устанавливает базовые знания для усвоения специальных дисциплин.

Внедрение стандартизации, метрологии, сертификации во все отрасли науки и техники является одним из важнейших средств и условий ускорения научно - технического прогресса, улучшения качества выпускаемой продукции.

Изучение данной дисциплины позволит студентам познакомиться с методами и организацией работ по стандартизации и методам измерений, понять логическую связь между стандартизацией, метрологией и качеством продукции.

В результате изучения дисциплины студент должен:  

 иметь представление:

- о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

- о международной и национальной системах стандартизации и сертификации;

- о системе обеспечения качества работ;     

знать:

- принципы и правила формирования единой системы допусков и посадок (ЕСДП),правила подбора средств измерения;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации;

- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов;        

 уметь:

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

- применять документацию систем качества;

- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.

Знания и умения, полученные студентами при изучении данной дисциплины, являются основой общепрофессиональной подготовки студента. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических знаний и умений предусматривается проведение лабораторно-практических работ в количестве 10 часов, перечень которых носит рекомендательный характер. Лабораторные работы проводятся с использованием имеющихся в кабинетах инструментов, приборов, таблиц с последующим оформлением работы в виде отчёта.

Максимальная учебная нагрузка студентов по дисциплине – 70 часа, на самостоятельные работы отводится 60 часа. Обязательные учебные занятия – 10 часов (из них – 4 часов – лабораторно – практические занятия).

Для проверки знаний студентов в рабочей программе предусмотрено проведение экзамена.

 

 

Тематический план учебной дисциплины

«Метрология, стандартизация, сертификация»

Наименование разделов и тем

Максим учебн нагрузка, часов

Количество часов

Самост учебн нагрузка, часов

Всего Теор. занятия Практ заня тия
Метрология 32 4 2 2 22
Стандартизация 34 6 1 2 22
Сертификация 16 2 1 - 16
Дифференцированный зачет 16 2 2 -
Итого 70 1 0 6 4 60

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель преподавания

Знания полученные при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимы для обеспечения единства и требуемой точности измерений, а также для методически правильного измерения различных физических величин и обработки результатов измерений. Современному технику также необходимы знания по таким вопросам, как подтверждение соответствия продукции и услуг требованиям действующих нормативных документов, государственного контроля и надзора за техническими регламентами, стандартами и средствами измерений.

Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные представления метрологии, физические величины и единицы измерения, общие законы и правила измерений, принципы построения современных измерительных устройств и их возможности, методы и средства измерения различных величин, определять погрешности результатов измерений. Изучить правовые основы и научную базу стандартизации, знать как осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, а также основные стадии , виды и системы сертификации. Творчески применять знания в процессе обучения.

Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Настоящий курс базируется на таких дисциплинах, как «Физика», «Теория вероятностей и математическая статистика».

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

Часть 1. МЕТРОЛОГИЯ.

Тема 1. Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные

Часть 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

Часть 3. СЕРТИФИКАЦИЯ.

Примерные темы практических занятий.

1. Физические величины и единство их измерения.

2. Погрешности измерений

3. Систематические и случайные погрешности.

4. Обработка результатов измерений.

5. Моделирование средств измерений.

6. Основные метрологические характеристики средств измерений (лабораторная
работа).

7. Исследование характеристик осциллографа С1-55 (лабораторная работа).

8. Мосты переменного тока (лабораторная работа).

9. Электронный вольтметр (лабораторная работа).


Тема 1.

1. Что изучает метрология и из каких основных разделов она состоит?

2. Приведите определение понятия «единство измерений».

3. Какие условия необходимы для обеспечения единства измерений?

4. Дайте определение физической величины.

5. Дайте определения понятия «истинное значение» и «действительное значение» величины?

6. Почему нельзя при измерениях определить истинное значение физической величины?

7. Что такое размерность физической величины?

8. Дайте определение системы физических величин.

9. Какова структура Международной системы единиц (СИ)?

10. Перечислите правила наименований и обозначений единиц.

11. Назовите примеры основных, дополнительных и производных физических величин.

12. Приведите определение понятия «измерение».

13. По каким признакам классифицируются методы измерений?

14. Что такое принцип, метод и методика измерений?

15. Какие существуют методы измерений?

16. Дайте определение термину «условия измерений»? Какими они бывают?

17. Что такое результат измерения и чем он характеризуется?

18. Дайте определения прямых, косвенных, совместных и совокупных видов измерений.

19. Что представляет собой средство измерений?

20. По каким признакам классифицируют средства измерений?

21. Дайте определение измерительному прибору.

22. По каким признакам классифицируют средства измерений?

23. Какими параметрами и характеристиками описываются современные измерительные приборы?

24. В чем отличие аналогового измерительного прибора от цифрового?

25. Что представляет собой измерительная система?

26. Для каких метрологических целей предназначены информационно-измерительные системы, ИВК и КИС?

27. Что такое погрешность?

28. Перечислите возможные причины проявления погрешностей измерений.

29. Назовите признаки, по которым классифицируются погрешности.

30. Чем отличаются абсолютная, относительная и приведенная погрешности?

31. Что такое грубые погрешности (промахи)?

32. Сформулируйте свойства систематической, случайной и прогрессирующей составляющих погрешности измерений.

33. Приведите известные вам примеры методических погрешностей.

34. Назовите методы уменьшения систематических погрешностей.

35. Когда погрешность измерения рассматривают как случайную величину?

36. Какой аппарат используют для оценки случайных погрешностей?

37. Назовите основные законы распределений случайных погрешностей.

38. Что такое нормальное распределение?

39. Назовите числовые параметры законов распределения.

40. Как описывается и когда используется распределение Стьюдента?

41. Что называют доверительной вероятностью и доверительным интервалом?

42. Назовите правила округления результатов измерений.

43. Перечислите алгоритмы обработки результатов прямых многократных измерений.

44. Какие меры используются для исключения систематических погрешностей из результатов прямых многократных наблюдений?

45. Что такое не исключенные остатки систематических погрешностей?

46. Для чего необходимо идентифицировать форму закона распределения результатов измерений?

47. Расскажите о критерии «трех сигм».

48. Как определяют границы не исключенных остатков систематических погрешностей?

49. Назовите порядок обработки результатов однократных измерений с приближенным оцениванием погрешностей?

50. Как обрабатываются результаты однократных измерений с приближенным оцениванием погрешностей?

51. В чем состоит метод линеаризации и как он используется для обработки результатов косвенных измерений?

52. Приведите алгоритм обработки результатов совместных измерений?

53. В чем состоит суть метода наименьших квадратов?

54. Перечислите основные принципы, лежащие в основе выбора нормируемых метрологических характеристик средств измерений.

55. На какие группы делятся нормируемые метрологические характеристики средств измерений?

56. Какие метрологические характеристики описывают погрешность средств измерений? Как производится их нормирование?

57. Что такое эталон единицы физической величины и какие бывают эталоны.

58. Каким образом осуществляется воспроизведение и передача размеров единиц электрических величин?

59. Что такое поверочная схема, и для каких целей она применяется?

60. Какие способы поверки средств измерений вы знаете?

 

Тема 2.

1. Что понимается под метрологическим обеспечением?

2. Какова структура метрологического обеспечения измерений?

3. Что собой представляет Государственная система обеспечения единства измерений?

4. В чем основная суть Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»?

5. Какое понятие шире: «единство измерений» или «метрологическое обеспечение»?

6. Каковы функции, задачи и обязанности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сфере метрологии?

7. Для каких целей необходимо создание метрологических служб?

8. Что представляет собой ГМС Российской Федерации?

9. Приведите структуру Государственной метрологической службы.

10. Каковы основные функции ГМС Российской Федерации?

11. Что представляют собой метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц?

12. Какие задачи решает метрологическая служба юридических лиц?

13. Охарактеризуйте взаимосвязь отечественных и международных метрологических организаций?

14. Перечислите основные международные организации по метрологии.

 

Тема 3.

 

1. В чем состоит государственный метрологический контроль и надзор?

2. Укажите основные цели и задачи проведения государственного контроля и надзора.

3. Каковы сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора?

4. Назовите виды метрологического контроля и надзора.

5. В чем заключается государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм?

6. Сформулируйте основные требования к аттестованным методикам выполнения измерений.

7. Назовите порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.

8. Назовите функции государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

9. Какими правами и обязанностями обладают государственные инспекторы по обеспечению единства измерений?

10. Назовите основные принципы государственных испытаний средств измерений.

11. Перечислите основные виды поверок средств измерений.

12. Что является результатом поверки?

13. Чем различаются требования к аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, проведения калибровочных работ, аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов?

14. Какие требования предъявляются к аккредитуемым метрологическим службам?

15. В чем заключается калибровка средств измерений?

16. Что является основой РСК?

17. Какой документ служит результатом калибровки?

18. Что представляет собой метрологическая экспертиза средств измерений и контрольно-испытательного оборудования?

19. В чем заключается суть метрологической экспертизы нормативно-технической документации?

20. Назовите основные принципы анализа состояния измерений на предприятии.

21. Зачем средства измерений подвергают сертификации?

 

Тема 4.

1. Перечислите нормативную и законодательную базу стандартизации.

2. Что называют стандартизацией и стандартом?

3. С какой целью введена ГСС и проведение каких работ по стандартизации она регулирует?

4. Перечислите основные стандарты ГСС.

5. Объясните основные цели ГСС.

6. Перечислите цели и задачи стандартизации и поясните на примерах.

7. Перечислите основные цели и задачи Госстандарта России.

8. Какие ведущие международные организации по стандартизации вы знаете?

9. Какие основные функции выполняют технические комитеты Госстандарта РФ?

10. Чем занимаются межобластные и областные организации по стандартизации?

11. Какие службы по стандартизации функционируют на предприятиях?

12. Что такое систематизация объектов?

13. Что представляет собой кодирование информации?

14. Чем характеризуются кодовые обозначения?

15. Объясните структуру кода Общесоюзного классификатора продукции.

16. Какие основные требования предъявляются к кодам?

17. В чем состоит отличие последовательного и параллельного методов кодирования?

18. Какие основные методы классификации объектов вы знаете?

19. Какие вы знаете категории классификаторов?

20. Что такое унификация объектов стандартизации?

21. Перечислите основные задачи унификации.

22. На какие виды подразделяется унификация?

23. Какие основные работы проводят по унификации?

24. Что такое уровень стандартизации и унификации?

25. Что представляет собой симплификация?

Тема 5.

1. Приведите примеры категорий и видов стандартов и опишите условия их применения?

2. Что представляет собой государственный стандарт?

3. Объясните структуру и порядок разработки отраслевого стандарта.

4. Опишите назначение, применение и разработку технических условий.

5. Что такое стандарт предприятия?

6. Объясните суть государственного надзора и контроля за внедрением и исполнением стандартов.

7. Какие главные причины несвоевременного внедрения стандартов в производстве?

8. Назовите основные этапы Государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов.

Тема 6.

1. Дайте определение сертификации.

2. Что такое знак соответствия?

3. Какова основная цель Глобальной концепции по сертификации и испытаниям?

4. Когда в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р?

5. Объясните структуру законодательной и нормативной базы сертификации.

6. Объясните задачи Госстандарта РФ в области сертификации.

7. Что такое система сертификации?

8. Дайте определение сертификата соответствия.

9. Объясните причины разделения сертификации на обязательную и добровольную.

10. Объясните термин «участник сертификации». Перечислите основных участников системы сертификации.

11. В чем заключаются обязанности органов по сертификации и испытательных лабораторий?

12. Что может являться объектом сертификации?

13. Дайте определение схемы сертификации.

14. Перечислите этапы процесса сертификации.

15. В чем заключаются задачи инспекционного контроля при сертификации?

16. В каких случаях происходит приостановление или отмена действия сертификата соответствия?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Учебным планом по данному курсу предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

К выполнению контрольной работы следует приступить после изучения теоретического курса. Работу следует выполнять аккуратно. Рисунки пронумеровать и расположить по тексту. В конце приводится список используемой литературы, ставится подпись и дата. Студент должен выполнять тот вариант задания, порядковый номер которого совпадает с последней цифрой его зачетной книжки.

 

Варианты контрольного задания № 1.

               

Номер варианта Задание Номер варианта Задание
0 1, 12, 23, 34, 5 6, 17, 28, 39,
1 2, 13, 24, 35, 6 7, 18, 29, 40,
2 3, 14, 25, 36, 7 8, 19, 30, 31,
3 4, 15, 26, 37, 8 9, 20, 21, 32
4 5, 16, 27, 38, 9 10, 11, 22, 33,

Задание к контрольной работе.

  1. Предмет и задачи метрологии.
  2. Физические величины и их системы единиц.
  3. Виды и методы измерений.
  4. Средства измерения.
  5. Основы теории погрешностей.
  6. Метрологические характеристики средств измерений.
  7. Методики выполнения измерений.
  8. Система воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствам измерений.
  9. Случайные погрешности. Обработка результатов косвенных измерений.
  10. Суммирование погрешностей. Обработка результатов косвенных измерений.
  11. Основы метрологического обеспечения. Общие сведения.
  12. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
  13. Государственная метрологическая служба РФ.
  14. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.
  15. Международные метрологические организации.
  16. Государственные испытания средств измерений.
  17. Поверка средств измерений.
  18. Калибровка средств измерений.
  19. Метрологическая экспертиза, аттестация средств измерений и испытательного оборудования.
  20. Анализ состояния измерений, контроля и испытания на предприятии.
  21. Основы гос. системы стандартизации.
  22. Российские организации по стандартизации.
  23. Международные организации по стандартизации.
  24. Систематизация, кодирования и классификация.
  25. Принципы, определяющие научно – техническую организацию работ по стандартизации.
  26. Предпочтительные числа и их ряды.
  27. Методы стандартизации.
  28. Категории стандартов.
  29. Виды стандартов.
  30. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.
  31. Определение сертификации.
  32. Основные цели и задачи сертификации.
  33. Виды сертификации.
  34. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»
  35. Международная система сертификации.
  36. Структура законодательной и нормативной базы сертификации.
  37. Система сертификации.
  38. Основные стадии сертификации.
  39. Сертификация средств измерения.
  40. Обязательная и добровольная сертификация.

 

Контрольное задание № 2

 

Тема: ВЫБОР ПОСАДОК В СИСТЕМЕ ОТВЕРСТИЯ И ВАЛА.

 

Цель работы: Научиться выбирать посадки в системе отверстия и вала с использованием таблиц ГОСТов.

 

Материалы для выполнения работы:

Стандарты ЕСДП: ГОСТ 25346-82; ГОСТ 25347-82; ГОСТ 25348-82; ГОСТ 25349-82; ГОСТ 25670-82;

 

Описание практической работы:

Системой допусков и посадок (СДП) называется совокупность рядов допусков и посадок, законо­мерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов. Система предназначена для выбора минимально необходимых, но до­статочных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей машин, дает возможность стандартизировать режущие инструменты и калибры, облегчает конструирование, производство и взаимозаменяемость деталей машин, а также обусловливает их качество.

ЗАДАНИЕ:

Из чертежа выписан размер соединения с полями допусков (по заданию своего варианта).

1. По номинальному размеру, квалитету и основному отклонению определить верхние и нижние отклонения отверстия и вала, используя необходимые таблицы и расчетные формулы.

2. Проверить правильность своего решения по таблицам посадок в системе отверстия и вала.

3. Определить по квалитету метод финишной обработки поверхности детали.

4.   Подробно записать решение своего варианта по всем пунктам выполнения работы.

 

Варианты заданий:

Варианты заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

20

21

22

23

24

25

26

27

  Ø25 H7 f7   Ø15 H 7 k6 Ø30 H 7 p6 Ø45 H 8 e8 Ø64 H7 n6 Ø85 H7 r6 Ø36 F8 h6 Ø28 K7 h6 Ø20 P7 h6

Варианты заданий

10

11

12

13

14

15

16

17

18

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Ø70 E9 h8 Ø55 N7 h6 Ø40 S7 h6 Ø98 H7 g6   Ø18 H8 n7 Ø54 H7 s6 Ø90 H11 d11 Ø68 H6 m5 Ø50 H8 u8

 

Порядок выполнения работы:

1. По заданию своего варианта (см. таблицу 8) выписать размер соединения с полями допусков, из условия определить номинальный размер, квалитет и основное отклонение

отверстия и вала.

2. Используя второй принцип построения СДП определить верхние и нижние отклонения отверстия и вала, применяя необходимые таблицы и расчетные формулы. Решение выполняется в следующем порядке:

- для номинального размера выписать основные отклонения отверстия и вала (см. таблицу 1 приложения);

- найти вторые предельные отклонения отверстия и вала, зависящие от квалитета и допуска следующим образом. Если основное отклонение является верхним отклонением (es для вала и ES для отверстия), то второе предельное отклонение – нижнее отклонение вала ei (EI отверстия), определяется по формулам:

ei = es – ITg; EI = ES– ITg.

 

Когда основное отклонение является нижним отклонением (ei для вала и EI для отверстия), то второе предельное отклонение – верхнее отклонение es вала (ES отверстия), определяется по формулам:

 

es = ei + ITg; ES= EI + ITg.

 

Допуск (ITg) по заданному квалитету выписать из таблицы 2 (см. приложение) для заданного номинального размера по интервалу номинальных размеров и квалитету по ЕСДП.

3. Записать ответ с найденными предельными отклонениями.

4. Проверить правильность своего решения по третьему принципу построения СДП (по таблицам посадок в системе отверстия и вала).

По записи соединения определить:

- посадку соединения в системе отверстия (вала);

- основное отверстие (вал);

Обращаемся к таблице полей допусков валов и отверстий  4 (см. приложение), в которой по системе отверстия (вала) найти для заданных значений:

- основного отверстия (вала) требуемую таблицу, по которой определяются основные отклонения отверстия (вала), результат записать;

- поля допуска вала (отверстия) требуемую таблицу, по которой определяются основные отклонения вала (отверстия) для образования посадок с зазорами, переходных или с натягами, результат записать;

5. Записать ответ с найденными предельными отклонениями и сравнить его с ответом по п.3.

6. Определить по квалитету метод финишной обработки поверхностей соединения, используя таблицу 3 приложения.

 

Вопросы к зачету

1. Физические величины и их системы единиц.

2. Виды и методы измерений. Основные понятия.

3. Средства измерений.

4. Основы теории погрешностей.

5. Метрологические характеристики средств измерений.

6. Методики выполнения измерений

7. Система воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствам измерений.

8. Основные понятия теории метрологической надежности.

9. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

10.  Государственная метрологическая служба Российской Федерации.

11. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.

12.  Международные метрологические организации.

13. Государственный метрологический контроль и надзор.

14.  Государственные испытания средств измерений.

15.  Поверка средств измерений.

16. Калибровка средств измерений.

17. Метрологическая экспертиза.

18.  Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования.

19.  Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии.

20.  Сертификация средств измерений

21. Российские организации по стандартизации.

22. Международные организации по стандартизации.

23.  Принципы, определяющие научно – техническую организацию работ по стандартизации.

24. Категории стандартов.

25. Виды стандартов.

26. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

27.  Определение сертификации.

28.  Виды сертификации.

29.  Система сертификации

30.  Основные стадии сертификации.

Литература

1. Никифоров А. д. Взаимозаменяемость, стандартизация. — М.: Высшая школа, 2001.

2. Марков Б. Н., Телетовский В. И. ОСНОВЫ М — М.: Высшая школа, 2001.

3. Марков Н. Н., Осипов ВВ., Шабалина М. Б. Нормирование прочности в машиностроении - М.: Высшая школа, 2000.

4. Окрепилов В. В. Управление качеством — М.: Экономика, 1999.

5. Ганевский Г. М., Гольдин И. И. допуски, посадки и технические измерения в машиностроении - М.: Высшая школа,1999.

6. Якушев А. И., Воронцов Л. Н., Федотов Н М Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения — М.: Машиностроение, 2001.

7. Козловский Н. С., Виноградов Л. Н. Основы стандартизации. допуски, посадки и технические измерения — М.: Машиностроение, 2001

8. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды доступов и основных отклонений.

9. ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

10. ГОСТ 2.307-68. ЕСКд. Нанесение размеров и предельных отклонений,

11. ГОСТ 626З-7О. ГСИ. Метрология. Термины и определения.

12. Стандарты ИСО серии 9000 на системы качества, а также другие стан дарты систем ОНВ, ЕСНд, ЕСКд, ЕСТд, ГСС, ГСИ, СПКП, ЕСГУКП и УКП и комплекс общесоюзных классификаций КЕСКд, ТКД, ТКСЕ, КТО, КТд, КТП, ОКП, ОК, ПРдС, ТР.

13. Закон Российской Федерации о стандартизации.

14. Закон Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

 

 

 

Тематический план учебной дисциплины

«Метрология, стандартизация, сертификация»

Наименование разделов и тем

Максим учебн нагрузка, часов

Количество часов

Самост учебн нагрузка, часов

Всего Теор. занятия Практ заня тия
Метрология 32 4 2 2 22
Стандартизация 34 6 1 2 22
Сертификация 16 2 1 - 16
Дифференцированный зачет 16 2 2 -
Итого 70 1 0 6 4 60

 

 

Вопросы к зачету

1. Физические величины и их системы единиц.

2. Виды и методы измерений. Основные понятия.

3. Средства измерений.

4. Основы теории погрешностей.

5. Метрологические характеристики средств измерений.

6. Методики выполнения измерений

7. Система воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствам измерений.

8. Основные понятия теории метрологической надежности.

9. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

10.  Государственная метрологическая служба Российской Федерации.

11. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.

12.  Международные метрологические организации.

13. Государственный метрологический контроль и надзор.

14.  Государственные испытания средств измерений.

15.  Поверка средств измерений.

16. Калибровка средств измерений.

17. Метрологическая экспертиза.

18.  Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования.

19.  Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии.

20.  Сертификация средств измерений

21. Российские организации по стандартизации.

22. Международные организации по стандартизации.

23.  Принципы, определяющие научно – техническую организацию работ по стандартизации.

24. Категории стандартов.

25. Виды стандартов.

26. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

27.  Определение сертификации.

28.  Виды сертификации.

29.  Система сертификации

30.  Основные стадии сертификации.

 

Аша, 2018

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация»" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее государственные требования) по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.»

Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» раскрывает содержание курса и отражает основные требования к результату обучения, устанавливает базовые знания для усвоения специальных дисциплин.

Внедрение стандартизации, метрологии, сертификации во все отрасли науки и техники является одним из важнейших средств и условий ускорения научно - технического прогресса, улучшения качества выпускаемой продукции.

Изучение данной дисциплины позволит студентам познакомиться с методами и организацией работ по стандартизации и методам измерений, понять логическую связь между стандартизацией, метрологией и качеством продукции.

В результате изучения дисциплины студент должен:  

 иметь представление:

- о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

- о международной и национальной системах стандартизации и сертификации;

- о системе обеспечения качества работ;     

знать:

- принципы и правила формирования единой системы допусков и посадок (ЕСДП),правила подбора средств измерения;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации;

- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов;        

 уметь:

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

- применять документацию систем качества;

- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.

Знания и умения, полученные студентами при изучении данной дисциплины, являются основой общепрофессиональной подготовки студента. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических знаний и умений предусматривается проведение лабораторно-практических работ в количестве 10 часов, перечень которых носит рекомендательный характер. Лабораторные работы проводятся с использованием имеющихся в кабинетах инструментов, приборов, таблиц с последующим оформлением работы в виде отчёта.

Максимальная учебная нагрузка студентов по дисциплине – 70 часа, на самостоятельные работы отводится 60 часа. Обязательные учебные занятия – 10 часов (из них – 4 часов – лабораторно – практические занятия).

Для проверки знаний студентов в рабочей программе предусмотрено проведение экзамена.

 

 

Тематический план учебной дисциплины

«Метрология, стандартизация, сертификация»

Наименование разделов и тем

Максим учебн нагрузка, часов

Количество часов

Самост учебн нагрузка, часов

Всего Теор. занятия Практ заня тия
Метрология 32 4 2 2 22
Стандартизация 34 6 1 2 22
Сертификация 16 2 1 - 16
Дифференцированный зачет 16 2 2 -
Итого 70 1 0 6 4 60

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель преподавания

Знания полученные при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимы для обеспечения единства и требуемой точности измерений, а также для методически правильного измерения различных физических величин и обработки результатов измерений. Современному технику также необходимы знания по таким вопросам, как подтверждение соответствия продукции и услуг требованиям действующих нормативных документов, государственного контроля и надзора за техническими регламентами, стандартами и средствами измерений.

Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные представления метрологии, физические величины и единицы измерения, общие законы и правила измерений, принципы построения современных измерительных устройств и их возможности, методы и средства измерения различных величин, определять погрешности результатов измерений. Изучить правовые основы и научную базу стандартизации, знать как осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, а также основные стадии , виды и системы сертификации. Творчески применять знания в процессе обучения.

Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Настоящий курс базируется на таких дисциплинах, как «Физика», «Теория вероятностей и математическая статистика».

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

Часть 1. МЕТРОЛОГИЯ.

Тема 1. Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные

с объектами и средствами измерений.

1.1. Общие сведения.

1.2. Физические величины и их системы единиц.

1.3. Виды и методы измерений. Основные понятия.

1.4. Средства измерений.

1.5. Основы теории погрешностей.

1.6. Метрологические характеристики средств измерений.

1.7. Методики выполнения измерений

1.8. Система воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствам измерений.

1.9. Основные понятия теории метрологической надежности.

 

Тема 2. Метрологическое обеспечение. Структура и функции метрологической службы организаций, являющихся юридическими лицами.

2.1. Общие сведения.

2.2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

2.3. Государственная метрологическая служба Российской Федерации.

2.4. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.

2.5. Международные метрологические организации.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 534.