Критерии оценки курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор ы - составители

 

Семен Леонидович БАСОВ, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна ИВАНОВА, кандидат исторических наук, доцент; Галина Петровна ЛЕБЕДЕВА, кандидат юридических наук, доцент; Илья Львович ЧЕСТНОВ, доктор юридических наук, профессор; Анна Петровна ЯРЫЖКО.

Методические рекомендации по написанию курсовых ра-бот и рефератов / [авт.-сост. С. Л. Басов, Н. М. Иванова, Г. П. Лебедева, И. Л. Честнов, А. П. Ярыжко]. — Санкт-Петер-бург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. — 40 с.

 

 

УДК 34(075)

ББК 72я73

 

ã Санкт-Петербургский

юридический институт (филиал)

Академии Генеральной

прокуратуры Российской

Федерации, 2013



КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа — это письменная самостоятельная творческая работа, предусмотренная учебным планом по соответствующим дисциплинам. Она является элементом системы учебных средств и способов, посредством которых вуз решает главную задачу высшей школы — научить будущего выпускника творчески мыслить и самостоятельно добывать знания. Кроме того, курсовая работа призвана научить студента правильно пользоваться научной литературой и извлекать из нее необходимую информацию, системно исследовать проблемы и логично представлять их содержание, структурировать материал и обосновывать свою позицию. Самым значительным результатом тех усилий, которые затрачиваются на эту работу, будет не только и не столько приобретение научных знаний, позволяющих подробно и систематично разобраться в одной конкретной проблеме, вынесенной в название темы, сколько приобретение устойчивых представлений о том, как исследуются и разрабатываются юридические проблемы, каким образом нарабатывается информационный материал, где искать источники информации, с чего начинается и чем завершается любая исследовательская работа, как структурируется ее содержание, как аргументируются позиции, сопоставляются альтернативы, оформляются подобные работы и т. п. Словом, какова должна быть последовательность действий будущего юриста при исследовании (изучении) и изложении профессиональных проблем.

Курсовая работа — это, с одной стороны, форма учебной ра­боты, а с другой — и творческое задание, и серьезное исследо­вание, и научная разработка. Проявив дисциплинированность и прилежание, усердие и трудолюбие, а также свои способности, общую интеллектуальную культуру и кругозор, остроту и яркость мышления, творческую индивидуальность, студент сможет проверить себя, продемонстрировать обоснованность своих притязаний на приобщение в будущем к разряду профессионалов, а в итоге сформировать свою готовность к методичной, вдумчивой и кропотливой работе по поиску истины, выработке правильной модели действия, выбору оптимального и эффективного пути достижения поставленных целей.

Главное же, о чем надо знать и помнить, — работа над курсовой требует серьезного и ответственного отношения. Поэтому ее обя­зательно надо делать вовремя, соблюдая поставленные препо­давателем сроки и не откладывая на последний день. Несоблюдение сроков работы влечет сбои и в последующих звеньях — на этапе рецензирования и защиты.

Содержание курсовой работы

Курсовая работа — научная работа студента. Это означает, что она не может быть выполнена только на основе учебной литературы. При подготовке курсовой работы необходимо изучать научную литературу: монографии, научные статьи, материалы научных конференций и т. д.

Курсовая работа должна содержать элементы научного исследования, в ней должны соблюдаться принципы научности. Излагая материал, студент должен сопоставлять высказываемые в литературе точки зрения, обосновывать собственную позицию по той или иной проблеме, четко формулировать выводы.

Курсовая работа по отраслевым учебным дисциплинам (гражданскому праву и уголовному праву) должна быть выполнена на основе современного нормативного материала, в ней должны быть учтены новейшие изменения и дополнения действующего законодательства проанализированы материалы судебной практики.

Курсовая работа должна быть выполнена самостоятельно. При этом следует сформулировать авторские выводы и предложения. О самостоятельности работы студента свидетельствует, в частности, новизна использованной литературы.

Выбор темы курсовой работы

Список тем курсовой работы разрабатывается препода­вателем и утверждается на заседании кафедры, поэтому не мо­жет произвольно изменяться. Он охватывает основную проблематику соответствующей дисциплины, в этом отношении совпадает со структурой и формулировкой вопро­сов учебного курса, изложенного в большинстве стандартных и рекомендованных для обучения учебниках (например: «Функции современного государства», «Механизм государс­тва», «Объективные свойства права и его социальное назначе­ние», «Основные правовые системы современности» и т. д.).

Вместе с тем во избежание банальности, повторяемости и формализма тематика курсовых работ составляется с учетом творческой компоненты, делающей работы неповторяемыми и позволяющей каждому студенту раскрыть свою индивидуаль­ность. Этой компонентой является привязка всего перечня тем к какой-то одной, актуальной на данный момент общественной проблеме.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом, в этом случае она должна быть согласована с преподавателем.

Структура курсовой работы

Курсовая работа должна включать титульный лист, введение, как правило, две-три главы, заключение и список использованных источников, при необходимости приложения (схемы, таблицы и т. д.). Главы должны быть соразмерны по объему.

Во введении следует обосновать актуальность избранной темы, цель и задачи, которые решаются в данной работе.

Первая глава обычно посвящается общетеоретическим вопросам, а также в ней может излагаться история вопроса.

Во второй главе должно раскрываться содержание (структура) вопроса.

В третьей главе можно дать сравнительный анализ излагаемого вопроса, виды или примеры.

В заключении подводятся итоги работы.

 Общий объем текста составляет 24—30 страниц компьютерного набора.

Примерное распределение по частям в страницах:

введение — 2—3 стр.;

каждая из глав — 7—8 стр.;

заключение — 1—2 стр.;

титульный лист, содержание, список источников — по 1 стр.

Обязательно наличие абзацев. Каждый абзац — это законченная мысль, однако сильно мельчить тоже не следует, так как при этом теряется главный смысл изложения.

Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур сложными.

Все положения, приводимые в работе, должны быть обоснованы, снабжены ссылками на источник полученной информации. Самостоятельная позиция автора по спорным вопросам должна специально оговариваться.

Использование терминов

1. При написании курсовой работы необходимо использовать понятийный аппарат соответствующей научной дисциплины.

2. Не стоит перегружать работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытово­го языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав до­статочное количество статей и иных профессиональных источ­ников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в раз­ных значениях (этот принцип научной методологии получил название «Бритвы Оккама: не умножай сущностей»), если только анализ различных значений термина не является прямой за­дачей данной работы.

РЕФЕРАТ

Выполнение реферата является одним из видов учебной деятельности, имеет целью углубить и закрепить полу­ченные студентами теоретические знания, приобрести навыки самосто­ятельно систематизировать, обобщать и излагать изучаемый матери­ал, использовать приобретенные знания и умение в практической дея­тельности, а также в научной и учебно-исследовательской работе. Студентам за реферат выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено» на основе его проверки без защиты.

Подготовка работы

Порядок выбора студентом темы либо закрепления за ним той или иной темы определяет преподаватель. В случае предоставления пра­ва самостоятельно выбрать тему студент согласовывает свой выбор с преподавателем. Регистрацию выбора и закрепления за студентами тем работ осу­ществляет преподаватель в соответствии с тематическим планом. Студенты подготавливают рефераты в часы са­мостоятельных занятий. Рекомендуемый объем реферата — 12—15 страниц в печатном виде. Требования к оформлению реферата те же, что и требования, предъявляемые к курсовой работе.

Структура реферата: титульный лист, введение, основной текст, заключение, список использованных источников, а при необходимости — приложения (схемы, таблицы, расчеты и т. п.).

Титульный лист должен содержать необходимые сведения.

Рецензирование работы

При рецензировании работы преподаватель обращает внимание на следующие моменты:

1. Правильность и полнота раскрытия темы. В этих целях преподаватель выясняет и оценивает:

соответствие содержания работы ее теме и плану, логическую последовательность и правильность раскрытия вопросов, предусмотренных планом;

наличие в работе самостоятельно выявленных и обобщен­ных научных и практических материалов, их роль в раскрытии темы;

обоснованность обобщений, достаточность аргументации выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций, их соответствие по­ложениям современной теории и практики.

2. Наличие ошибок. Преподаватель выявляет сущность ошибок, нечеткие или неправильные формулировки, сти­листические погрешности, указывает на небрежность в оформлении работы. (Все замечания пишутся на полях работы.)

Оценка реферата. Работа студента, отвеча­ющая предъявленным требованиям, оценивается оценкой «зачтено», в противном случае ставится оценка «не зачтено». При получении неудовлетворительной оценки студенту наз­начается время для исправления недостатков до начала семестровых экзаменов.

Реферат сдается на кафедру, где он регистрируется в специальном журнале, на титульном листе ставится регистрационный номер и дата регистрации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ И РЕФЕРАТА

Технические требования

Научная работа должна быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных источников и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Текст научной работы может дополняться приложениями, содержащими графики, таблицы, чертежи, карты, схемы и другие материалы, иллюстрирующие содержание работы.

Текст набирается на компьютере и распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (210x297мм) в текстовом редакторе MS WORD. Для иллюстративного материала в необходимых случаях допускается использовать бумагу большего формата.

Для набора основного текста необходимо создать соответствующий стиль:

размер шрифта текста — 14, междустрочный интервал — 1,5;

размеры полей — обычные: левое — 3 см, правое — 1,5 см, верхнее и нижнее — 2 см;

размер шрифта в таблицах — 12, в подстрочных сносках — 10.

При наборе рекомендуется использовать основные системные гарнитуры шрифтов Times New Roman Cyr, Arial Cyr.

Абзацный отступ — 12,5 мм. Необходимо производить выравнивание текста абзацев по ширине страницы. Допускается расстановка переносов в словах; ширина зоны переноса слов — 6,3 мм.

Все страницы работы, включая приложения, должны иметь сквозную нумерацию — от титульного листа до последней страницы. На титульном листе, листе «ОГЛАВЛЕНИЕ» и листе «ПРИЛОЖЕНИЯ» номер страницы не ставится, т. е. нумерация начинается с третьей страницы.

Номер страницы следует проставлять в правом нижнем углу, арабскими цифрами без пропусков, повторений и литерных добавлений.

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

не допускается автонумерация в главах и абзацах, все набирается вручную;

при наборе должны различаться тире и дефисы;

используются основные кавычки одного рисунка;

между инициалами и после них (перед фамилией), перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Shift+Ctrl+Пробел).

Текст работы должен быть тщательно проверен (вычитан).

Работа должна быть аккуратно «сшита» в папку.

Титульный лист

Титульный лист — первая страница работы.

В число основных требований, предъявляемых к оформлению титульного листа входят симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей страницы, удачное размещение реквизитов по вертикали. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, кроме общепринятых сокращений.

На титульном листе размер шрифта текста — 14, надпись «РЕФЕРАТ», «КУРСОВАЯ РАБОТА» набирается 18 кеглем прописными буквами жирного начертания. Междустрочный интервал — одинарный. Подчеркивать и выделять курсивом не допускается. Примеры оформления титульных листов приведены в приложении 1.

Оглавление

Общие требования к оглавлению:

текстуальное совпадение заголовков внутри работы и в оглавлении; выдержанность смысловой соподчиненности заголовков;

полнота состава заголовков;

точное и полное отражение структуры текста;

функциональность построения;

номера заголовков в форме арабских цифр включают в правый край так, чтобы точки после них перед текстом заголовков образовали вертикаль и сами тексты заголовков начинались от одной вертикали.

Заголовок «ОГЛАВЛЕНИЕ» набирается прописными буквами жирного начертания, заголовки разделов и подразделов — строчными буквами, а начинаются с прописных букв. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления (страница окончания структурной части работы не проставляется).

Если приложений в письменной работе более трех, то они в оглавлении не перечисляются. В этом случае в тексте работы оформляется отдельный лист с заголовком посередине «ПРИЛОЖЕНИЯ». В оглавлении указывается номер страницы данного листа.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают не через полуторный, как весь текст, а через одинарный междустрочный интервал. Пример оформления оглавления приведен в приложении 2.

Рубрикация

Рубриками называют заголовки частей работы.

Рубрикация — это такая система заголовков, в которой заголовки разной значимости занимают разные ступени, а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Слово «ступень» условно обозначает здесь значимость заголовка: на первой, верхней ступени стоят заголовки высшей значимости, на второй, следующей после верхней (при движении вниз) — заголовки, значимость которых меньше значимости заголовков первой ступени на один шаг, и т. д. Таких ступеней в работе может быть несколько.

Рубрикация должна отражать структуру работы. Чем больше объем работы и чем сложнее ее структура, тем больше, как правило, уровней рубрик.

Заголовки первой ступени (основные) выполняются прописными буквами жирного начертания, заголовки второй ступени — строчными буквами жирного начертания, заголовки третьей ступени — строчными буквами светлого начертания. Такие заголовки, как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» И «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», набирается прописными буквами жирного начертания.

В заголовках, вынесенных отдельной строкой, точка не ставится (если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится в конце последнего), не допускаются переносы в словах, а также отрыв предлога или союза от относящегося к нему слова.

Заголовки, подзаголовки, состоящие из нескольких строк, набираются через одинарный интервал.

Тексты разделов делят на подразделы, которые нумеруют в пределах каждого раздела двумя арабскими цифрами, разделенными точкой: первая цифра — номер раздела, вторая — номер подраздела (например: 3.5. — пятый подраздел третьего раздела).

При необходимости подразделы делят на пункты, а пункты — на подпункты. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например: 2.1.3.). Аналогично нумеруются подпункты (2.1.3.3.).

Обязательные структурные элементы (оглавление, заключение, список использованных источников, приложения) не нумеруются.

Размещение заголовка раздела (подраздела, пункта и т. д.) в конце страницы не допускается — после заголовка должно помещаться не менее 3—4 строк текста.

Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к таким основным структурным составляющим, как введение, заключение, список использованных источников.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, заголовком и последующим текстом отделяют двумя пустыми строками; расстояние между заголовком подраздела и текстом — одной пустой строкой.

 Заголовки (подзаголовки) располагаются по центру. Например:

 

Перечисления

В тексте работы могут быть применены перечисления, которые оформляются тремя способами.

Первый способ:

1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

Второй способ:

а) далее со строчной буквы текст, в конце ставится точка с запятой;

б) далее со строчной буквы текст, в конце ставится точка с запятой;

в) далее со строчной буквы текст, в конце текста последнего перечисления ставится точка.

Третий способ:

далее со строчной буквы текст, в конце ставится точка с запятой;

далее со строчной буквы текст, в конце ставится точка с запятой;

далее со строчной буквы текст, в конце текста последнего перечисления ставится точка.

Перечисления бывают одноуровневые и многоуровневые. В первом случае может быть использован любой из перечисленных выше способов перечислений. При многоуровневом перечислении сначала применяется первый способ, затем — второй, далее — третий. Например:

1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится двоеточие:

а) далее со строчной буквы текст, в конце ставится точка с запятой;

б) далее со строчной буквы текст, в конце ставится двоеточие:

далее со строчной буквы текст, в конце ставится точка с запятой;

далее со строчной буквы текст, в конце текста последнего перечисления ставится точка.

3. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

Таблицы

Размещать таблицу следует после первой ссылки на нее в тексте, но не дальше следующей страницы. Ссылка должна органически входить в текст, а не выделяться в самостоятельную фразу, повторяющую тематический заголовок таблицы.

Ссылка в тексте на таблицу дается по типу: табл. 2.2, если таблица не имеет номера, то условное ее название — таблица в ссылке не сокращается.

Таблицы нумеруются двумя цифрами — индексационная нумерация, например: Таблица 3.2, что означает вторая таблица третьего раздела. Если в тексте таблица единственная, то она не нумеруется.

Заголовок «Таблица» с соответствующим номером к нему пишется с прописной буквы без сокращений и кавычек в правом верхнем углу над таблицей, знак номер «№» не ставится. Если таблица одна, то в заголовке ставится слово «Таблица» без номера.

Тематический заголовок помещается под словом «Таблица» по центру страницы на расстоянии одного полуторного межстрочного интервала. Название печатается строчными буквами (первая буква — прописная) через одинарный междустрочный интервал (при наличии двух и более строк).

Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф (если они грамматически подчинены стоящему над ними заголовку  — со строчной буквы). В конце заголовков и подзаголовков в таблицах точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф, как правило, ставят в именительном падеже единственного числа. Графу «Номер по порядку» (№ п/п) в таблицу включать не рекомендуется.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Наличие пустых строк в таблице не допускается.

Единицы измерения величин, приведенных в таблице, указываются после заголовка графы и отделяются от него запятой.

При переносе таблицы на следующую страницу головка повторяется, вместо тематического заголовка пишут «Продолжение табл. 2.2». Если таблица продолжается на трех и более страницах, на последней странице пишут «Окончание табл. 2.2».

Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота страницы. Если такое расположение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть страницу по часовой стрелке.

Иллюстративный материал

Все иллюстрации — графики, схемы, фотографии, диаграммы, чертежи в дипломной работе именуются рисунками. Их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (делаются на них ссылки) или на следующей странице, а также в приложениях.

В тексте письменной работы на все рисунки должны быть даны ссылки. При ссылке на рисунок указывается его номер, а слово «рисунок» пишется в сокращенном виде, например: «в соответствии с рис. 2» или «как видно из рис. 2.1». Повторная ссылка состоит из сокращения «см.», условного названия иллюстрации и порядкового номера, например: (см. рис. 2.1).

Каждая имеющаяся иллюстрация должна соотноситься с текстом, а текст — с иллюстрацией. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Обычно используется сквозная или индексационная нумерация. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок». В случае индексационной нумерации номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой (например: Рис. 2.1. — первый рисунок второго раздела).

Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью (печатается по центру через полуторный междустрочный интервал от нижнего края рисунка). Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

наименование графического сюжета — Рис.;

порядковый номер иллюстрации, который указывается арабскими цифрами (без значка №);

 тематический заголовок иллюстрации (после точки с большой буквы).

Примечания и сноски

Примечания — сравнительно краткие пояснения конкретного места основного текста или дополнения к нему, не содержащие широкого толкования смысла и формы текста.

Примечания служат для уточнения приводимых данных, пояснения содержания текста.

Внутритекстовые примечания располагают внутри текста, который они поясняют. Начинают словом «Примечание», которое набирают с прописной буквы. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка. Одно примечание не нумеруют, например:

Примечание. __________________________________________

 

Если два и более примечаний сгруппированы вместе, они располагаются под самостоятельным заголовком «Примечания». В этом случае тексту каждого примечания предшествует только арабская цифра в начале его первой строки, а нумерация примечаний производится отдельно, например:

Примечания: 1. ________________________________________

2. ___________________________________________________

 

После каждого примечания ставят точку. Примечания отделяют от основного текста 2—4 междустрочными интервалами.

В подстрочных примечаниях-сносках слово «Примечание» не приводится.

Такого рода примечания связываются с основным текстом при помощи знаков сноски (порядковый номер), приводимых на месте верхнего правого индекса.

Знак сноски ставят перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков.

Если предложение заканчивается точкой как знаком сокращения, знак сноски ставят после точки.

Междустрочный интервал в подстрочных примечаниях одинарный.

Основные требования к примечаниям:

тесная связь примечания с поясняемым текстом. Это требование означает, что примечание должно быть не безотносительной энциклопедической справкой, а таким пояснением текста, которое содержит то, что нужно для глубокого его понимания;

включение только необходимых примечаний;

обязательное пояснение всего, что может не позволить понять текст;

фактическая точность примечаний;

краткость, сжатость примечаний. Справка должна содержать только то, что помогает точно понять текст.

В курсовых работах и рефератах рекомендуется применять подстрочные примечания-сноски.

Цитаты

Цитаты — дословные выдержки из какого-либо текста.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1) источником цитаты должно быть цитируемое издание, а не издание другого автора, где цитируемый текст приведен в качестве выдержки (исключение — первоисточник недоступен или его разыскание затруднено; цитируется публиковавшийся архивный документ; цитируемый текст стал известен по записи слов автора в воспоминаниях другого лица);

2) текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

3) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла;

4) пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска;

5) если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы;

6) каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

Кавычки, отграничивающие цитату, ставят только в начале и в конце ее независимо от размера цитаты и числа абзацев в ней.

Если внутри цитаты есть слова (словосочетания, фразы), в свою очередь заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки — обычно елочки « », внутренние — лапки „ “).

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, фактическую информацию, точку зрения. При таком виде цитирования следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого. Цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования обязательно указывается источник, из которого она взята (подстрочная ссылка).

Библиографические ссылки

Библиографическая ссылка, согласно ГОСТ Р 7.0.5—2008, содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата научной работы и служит источником библиографической информации о документах — объектах ссылки.

В курсовых работах и рефератах следует оформлять библиографические ссылки в виде подстрочных примечаний (подстрочная библиографическая ссылка). Междустрочный интервал в подстрочных библиографических ссылках одинарный.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), «Приводится по: », с указанием источника заимствования.

Предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, в подстрочной библиографической ссылке, допускается заменять точкой (все ссылки должны быть оформлены единообразно).

При повторе ссылок на один и тот же источник различают ссылки первичные (библиографические сведения приводятся впервые в данной работе) и повторные (библиографические сведения повторяют в краткой форме).

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы библиографической записи, даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте.

Повторную ссылку на один и тот же документ или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. Выбранный прием сокращения библиографических сведений используется единообразно во всей работе.

В повторных ссылках на один и тот же источник, созданный одним, двумя или тремя авторами, не следующих за первичной ссылкой, вместо заглавия и следующих за ним повторяющихся элементов приводят условное обозначение: «Указ. соч.».

В повторных ссылках на другую страницу к словам «Указ. соч.» добавляют номер страницы, на другой том, выпуск — номер тома, выпуска и т. д.

При последовательном расположении первичной и повторной ссылки текст повторной ссылки заменяют словами «Там же» и при необходимости добавляю номер страницы.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, т. е. приведена первая часть аналитического описания[1], в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания, т. е. второй частью аналитического описания. Для записей на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указывать только его электронный адрес.

Библиографические ссылки, включенные в комплексную ссылку, отделяют друг от друга точкой с запятой с пробелами до и после этого предписанного знака.

Каждую из ссылок в составе комплексной ссылки оформляют по общим правилам. Если в комплексную ссылку включено несколько приведенных подряд ссылок, содержащих записи с идентичными заголовками (работы одних и тех же авторов), то заголовки во второй и последующих ссылках заменяют словами «Его же», «Ее же», «Их же».

Все библиографические ссылки должны соответствовать ГОСТ Р 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Примеры оформления библиографических ссылок приводятся в приложении 3.

Приложения

 

В приложения следует включать вспомогательный материал, который загромождает текст основной части работы и затрудняет его восприятие.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки (располагаются приложения в порядке появления ссылок в тексте). Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок, который записывается по центру страницы прописными буквами жирного начертания на расстоянии одного полуторного междустрочного интервала.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в виде ее отдельной части. Если приложения оформляют как продолжение работы, то они должны быть помещены после списка использованных источников и отделены от него отдельной страницей, на которой должно быть написано прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЯ.

Если в работе более одного приложения, их необходимо пронумеровать последовательно арабскими цифрами (без знака №), например ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д. Все приложения должны быть перечислены в оглавлении (если их не более трех).

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Наименование дисциплины»

Тема: «Наименование темы»

Дата регистрации                                           Выполнил(а): студент (ка)

поступления реферата                                    __________ курса _______ группы

на кафедру                                                      ____________ формы обучения,

____________________ 20__                                   _______________________________

    фамилия, имя, отчество

Регистрационный номер _________            ________________________(подпись)

                                                                   Руководитель:

_______________________________

(ученое звание, ученая степень

_______________________________

    (фамилия, имя, отчество)

Санкт-Петербург

20__

ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Наименование дисциплины»

Тема: «Наименование темы»

Дата регистрации                                           Выполнил(а): студент (ка)

поступления работы                                       __________ курса _______ группы

на кафедру                                                      ____________ формы обучения,

____________________ 20__                                        _______________________________

    фамилия, имя, отчество

Регистрационный номер _________            ________________________(подпись)

                                                                   Руководитель:

_______________________________

(ученое звание, ученая степень

_______________________________

     (фамилия, имя, отчество)

Санкт-Петербург

20__


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………….………………….………….. 3
1.   Понятие правонарушения, его признаки…..…………… 5
1.1. Социальное понятие правонарушения……………… 8
1.2. Социологические признаки правонарушения……… 13
1.3. Юридическое понятие и признаки правонарушения…. 16
2.    Состав правонарушения…………………………….......
2.1. Объект правонарушения ……………………………….
2.2. Объективная сторона правонарушения……………… 19
2.3. Субъект правонарушения……………………………. 22
2.4. Субъективная сторона правонарушения…………….. 25
Заключение………….………………………………………... 28
Литература……..……………………………………………... 30
Приложения ………………………………………………….. 31
Если в работе приложений менее четырех:  
Приложение 1. Название приложения……………………… 32
Приложение 2. Название приложения………………..…….. 34
Приложение 3. Название приложения………………..…….. 35

 


ПРИЛОЖЕНИЕ  3


ПРИМЕРЫ ЗАПИСИ ДЛЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ

ПОДСТРОЧНЫХ ССЫЛОК

Первичная библиографическая ссылка

1  Торвальд Ю. Век криминалистики / пер. с нем.: И. С. Власов (авт. предисл.), Л. А. Пэк ; ред., авт. предисл. Ф. М. Решетников. М. : Проспект, 2009. 368 с.

 

2 Дорская А. А., Честнов И. Л. Эволюция системы права России: теоретический и историко-правовой подходы : монография. СПб. : Астерион, 2010. С 56.

 

3 Деменкова Н. Г., Игнатова М. С., Стариков. Ю. В. Административное право в схемах и таблицах : учебное пособие. М. : Проспект, 2013. С 34—35.

4 Расследование торговли людьми: методика, тактика, специальные познания : учебное пособие / С. Ю. Журавлев [и др.] ; ред. С. Ю. Журавлев. М. : Юрлитинформ, 2010. С. 134.

 

5 Гражданское право : учебник / отв. ред. Е. А. Суханов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2008. Т. 4 : Обязательственное право. Обязательства по использованию исключительных прав. Обязательства по оказанию услуг. Обязательства из многосторонних и односторонних сделок. Внедоговорные обязательства. С. 345.

6 Следственный бюллетень / Прокуратура Республики Татарстан. Казань : Мастер Лайн, 2004. Ч. 2 : Актуальные вопросы раскрытия и расследования преступлений. С. 126.

 

7 Противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе синтетических наркотических средств и их прекурсоров. Эффективность международного сотрудничества в данной сфере : материалы международной конференции, г. Псков, 21—23 сентября, 2011 г. / Генеральная прокуратура Рос. Федерации, Прокуратура Псков. обл. Псков : Прокуратура Псков. обл., 2011. 360 с.

8 Судебно-техническая экспертиза документов : учебно-методическое пособие / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т судебных экспертиз. М., 1976. Вып. 2, ч. 3. С. 103—104.

 

9 Цит. по: Состояние преступности в Сибирском федеральном округе (по данным на 1 января 2008 г.) : аналит. обзор и прогноз / Сиб. юрид. ин-т МВД России. Красноярск : Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2008. С. 48.

10 Приводится по: Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Изд. 4-е. СПб. : Тип. Стасюлевича М. М., 1912. Т. 1. С. 503.

11 Чурилов С. Н. Понятие и структура криминалистической методики нуждается в расширении // Вестник криминалистики. 2012. Вып. 1(41). С. 13—17.

 

12 Карасев А. Т., Елькина А. В. Система местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, структура // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5. С. 19—22.

 

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ ДЛЯ СПИСКОВ

 

Книги

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

одного автора

Рубаник, В. Е. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / В. Е. Рубаник. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. — 544 с. — (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения).

Слова [и др.] означают, что мест издания несколько.

 

Курдюков, А. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов : лекция / А. Н. Курдюков ; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — Москва : Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2013. — 40 с. — (Библиотека прокурора).

 

Левитан, К. М. Немецкий язык для студентов-юристов : учебное пособие для бакалавров / К. М. Левитан ; Урал. гос. юрид. акад. — Москва : Юрайт, 2012. — 288 с. — (Бакалавр).

 

Дождев, Д. В. Римское частное право : учебник / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Академ. правовой ун-т. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма, 2008. — 784 с.

 

Решетникова, И. В. Доказывание в гражданском процессе : учебно-практическое пособие / И. В. Решетникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 492 с. — (Магистр).

двух авторов

Гревцов, Ю. И. Энциклопедия права : учебное пособие / Ю. И. Гревцов, И. Ю. Козлихин ; С.-Петерб. гос. ун-т, Юрид. фак. — Санкт-Петербург : Изд. Дом СПбГУ, Изд-во юрид. фак. СПбГУ, 2008. — 772 с.

 

трех авторов

 

Евланова, О. А. Организованная преступность в сфере незаконного оборота наркотиков : научно-методическое пособие / О. А. Евланова, Е. А. Шекк, А. П. Коротков ; Науч.-исслед. ин-т Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — Москва : Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2008. — 72 с. — (Библиотека прокурора).

Беспалов, Ю. Ф. Договорное право = [Contract law] : учебное пособие / Ю. Ф. Беспалов, О. Ю. Егорова, П. А. Якушев. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. — 551 с. — (Dura lex, sed lex).

 

Вагин, О. А. Комментарий к Федеральному закону № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» : (постатейный) / О. А. Вагин, А. П. Исиченко, А. Е. Чечетин. — Москва : Деловой двор, 2009. — 328 с. — (Busines's court).

 

Гедримович, Г. В. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования : монография / Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов ; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права. — Санкт-Петербург : ИВЭСЭП, 2012. — 383 с.

 

Анисимов, А. П. Земельное право России : учебник для бакалавров / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А.Чаркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 415 с. — (Бакалавр. Базовый курс).

четырех и более авторов

Каталогизация: Современные технологии. Тенденции и перспективы развития : курс лекций : учебно-методическое пособие / Ю. Г. Селиванова [и др.] ; Нац. информ.-библ. центр ЛИБНЕТ, Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц. — Москва : ФАИР : ЛИБНЕТ, 2007. — 216 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).

 

Уголовно-исполнительное право : учебник для бакалавров / С. М. Зубарев [и др.] ; ред. А. С. Михлин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 435 с. — (Бакалавр. Базовый курс).

 

Интеллектуальная собственность (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учебное пособие / Н. М. Коршунов [и др.] ; под. общ. ред. Н. М. Коршунова. — Москва : Норма, 2012. — 400 с.

Слова «[и др.]» обозначают, что авторов более трех.

Девиантность в обществе потребления : [коллективная монография] / ред.: Я. И. Гилинский (авт. предисл.), Т. В. Шипунова. — Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2012. — 464 с. — (SOCIOLOGY).

 

Философия : учебник / ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2009. — 672 с. — (Классический университетский учебник).

Переводные издания

История Великобритании : пер. с англ. / под ред. К. О. Морган. — Москва : Весь Мир, 2008. — 680 с. — (Национальная история).

 

Торвальд Ю. Век криминалистики / пер. с нем.: И. С. Власов (авт. предисл.), Л. А. Пэк ; ред., авт. предисл. Ф. М. Решетников. — Москва : Проспект, 2009. — 368 с.

 

Челлен, Р. Государство как форма жизни = Staten som lifvsform : [монография] / Рудольф Челлен ; [ пер. с швед. М. А. Исаева ; предисл. М. В. Ильина] ; Рос. полит. энцикл. — Москва : РОССПЭН, 2008. — 319 с. — (История политической мысли).

 

Сборники

 

Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика : [сборник научных статей] / Междунар. союз юристов, Федер. палата адвокатов России ; вступ. ст.: А. А. Трегубенков, О. Е. Кутафин, Е. В. Семеняко ; под общ. ред. И. Л. Трунова. — Москва : Эксмо, 2008. — 608 с. — (Юридическая библиотека России).

Россия в цифрах, 2012 : краткий статистический сборник / Федер. служба гос. статистики ; [редкол.: А. Е. Суринов (пред.) и др.]. — Москва : Росстат, 2012. — 573 с.

 

Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде : сборник материалов международной научно-практической конференции [13 апреля 2012 г.] / Президентская  б-ка им. Б. Н. Ельцина ; науч. ред. Н. А. Шевелева. — Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2011. — 298 с. — (Сборники Президентской библиотеки. Электронное законодательство ; вып. 2).

 

Подготовка кадров для органов прокуратуры в условиях образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации : материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 марта 2008 г. / Урал. гос. юрид. акад., Ин-т прокуратуры ; отв. ред.: Л. А. Лазутин, В. Ю. Шобухтин. — Екатеринбург : Урал. гос. юрид. акад., 2008. — 112 с.

 

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Документ в целом

Случевский, В. К. Учебник русского уголовного процесса : в 2 ч. / В. К. Случевский ; ред. В. А. Томсинов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. — Москва : Зерцало, 2008. — (Русское юридическое наследие). — 2 ч.

или

Случевский, В. К. Учебник русского уголовного процесса : в 2 ч. / В. К. Случевский ; ред. В. А. Томсинов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. — Москва : Зерцало, 2008. — (Русское юридическое наследие).

Ч. 1 : Судоустройство. — 400 с.

Ч. 2 : Судопроизводство. — 488 с.

Отдельный том

Случевский, В. К. Учебник русского уголовного процесса. В 2 ч. Ч. 2. Судопроизводство / В. К. Случевский ; ред. В. А. Томсинов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. — Москва : Зерцало, 2008. — 488 с. — (Русское юридическое наследие).

или

Случевский, В. К. Судопроизводство / В. К. Случевский. — Москва : Зерцало, 2008. — 488 с. — (Учебник русского уголовного процесса : в 2 ч. / В. К. Случевский ; ч. 2).

 

Стандарты

 

Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов : ГОСТ Р 6.30-2003. — Взамен ГОСТ Р 6.30-97 ; введ. 2003—07—01 : принят постановлением Гос. комитета Рос. Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

или

ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов : Взамен ГОСТ Р 6.30-97 ; введ. 2003—07—01 : принят постановлением Гос. комитета Рос. Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Авторефераты и диссертации

Гронская, Н. Ю. Преступления в сфере оплаты труда и социальных выплат по уголовному законодательству Российской Федерации (ст. 1451 УК РФ) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Наталия Юрьевна Гронская ; С.-Петерб. юрид. ин-т Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — Санкт-Петербург, 2007. — 199 с.

Гронская, Н. Ю. Преступления в сфере оплаты труда и социальных выплат по уголовному законодательству Российской Федерации (ст. 1451 УК РФ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Наталия Юрьевна Гронская ; С.-Петерб. юрид. ин-т Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — Санкт-Петербург, 2007. — 22 с.

Составные части документов

(аналитическое библиографическое описание)

 

Статья из сборника

Мочалов, А. Н. Об информационной открытости конституционного правосудия / А. Н. Мочалов // Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде : сборник материалов международной научно-практической конференции [13 апреля 2012 г.] / Президентская б-ка им. Б. Н. Ельцина. — Санкт-Петербург, 2011. — С. 193—195.

 

Колотушкин, С. М. Использование компьютерного моделирования при расследовании пожаров / С. М. Колотушкин, М. Е. Пахомов // Криминалистика и судебная экспертиза: наука, обучение, практика : 8-я (внеочередная) международная научно-практическая конференция : материалы. — Санкт-Петербург, 2012. — С. 532—540.

 

Информационно-методическое письмо о порядке проведения проверки мест временной изоляции в органах внутренних дел // Вопросы организации надзора за предварительным следствием и дознанием : сборник / Прокуратура Архангельской обл. — Архангельск, 2006. — Ч. 2. — C. 218—221.

 

Организация прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений : методические рекомендации // Сборник организационно-распорядительных и информационно-методических документов / Прокуратура Кировской обл. — Киров, 2008. — Ч. 2, кн. 1 : Организация в прокуратуре района (города) надзора за соблюдением законов в сфере экономики. — C. 63—84.

 

Клюшников, И. А. Совершенствование территориальных структур Министерства юстиции Российской Федерации (на примере Воронежской области) / И. А. Клюшников // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — 2000. — Вып. 12 : Правопонимание и правоприменительная деятельность. — С. 160—182.

 

Шадрин, В. С. Прокурор и его полномочия в уголовном судопроизводстве / В. С. Шадрин // Актуальные проблемы современного уголовного процесса России : межвузовский сборник научных трудов / Самар. гос. ун-т ; ред. В. А. Лазарева. — Самара, 2010. — Вып. 5. — С. 4—9.

Статья из газеты

Казьмин, А. Человечность: ресурс цивилизации / Арнольд Казьмин // Российская философская газета. — 2009. — 15 янв. — С. 1—2.

 

Сатановский, Е. Плюс-минус бомба / Евгений Сатановский // Известия. — 2009. — 5 окт. — С. 6.

Страницы, на которых помещена статья, указываются, только если объем газеты более 8 страниц.

Статья из журнала

Надеин, В. В. Правовая природа муниципального заказа / В. В. Надеин // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2012. — № 6. — С. 84—87.

 

Златин, П. А. Проблемы развития социально-трудовых отношений в условиях модернизации экономики / П. А. Златин, А. А. Никифорова, Е. М. Крекова // Вестник Московского университета МВД России. — 2012. — № 3. — С. 122—130.

 

Сравнительная характеристика методов выделения ДНК из различных объектов биологического происхождения при проведении генотипоскопической экспертизы / О. Е. Аникеев [и др.] // Российский следователь. — 2013. — № 1. — С. 2—4.

Слова [и др.] обозначают, что авторов статьи более трех.

 

Авакьян, С. А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. — 2012. — № 6. — С. 3—22.

 

Томсинов, В. А. Наука уголовного права в России в 60-х — начале 80-х годов XIX века / В. А. Томсинов // Законодательство. — 2012. — № 9. — С. 88—94 ; № 10. — С. 89—94 ; № 11. — С. 89—94.

Нормативные акты

 

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.

 

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

 

О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ с изм. и доп.

О защите прав потребителей : закон Рос. Федерации от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 с изм. и доп.

 

О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 17 нояб. 1995 г. № 168-ФЗ с изм. и доп.

 

О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон Рос. Федерации от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп.

 

О государственных должностях Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 11 янв. 1995 г. № 32 с изм. и доп.

 

Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2005 г. № 467 с изм. и доп.

 

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 6 июня 1998 г. № 569 с изм. и доп.

 

О медицинском (в том числе лекарственном) обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и членов их семей : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 30 окт. 2012 г. № 76-10.

 

О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 20 марта 2002 г. № 10.

 

О формах бухгалтерской отчетности организаций : приказ Мин-ва финансов Рос. Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н с изм. и доп.

 

О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации от 6 мая 2013 г. № 241.

 

Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций : утв. Банком России 10 февр. 2003 г. № 215-П с изм. и доп.

Электронные ресурсы

Документ в целом

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике [Электронный ресурс] / В. И. Якунин [и др.] ; Центр проблем. анализа и гос. управления проектирования. — Электрон. дан. — М., 2008. — 1 эл. опт. диск (CD).

 

Свод законов Российской Империи [Электронный ресурс] : специальное подарочное издание. — Электрон. текстовые дан. — Санкт-Петербург. : КонсультантПлюс, 2008. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

 

Большой толковый словарь английского и русского языков [Электронный ресурс] : 2 в 1. — Электрон. дан. и прогр. — Maccelesfield (UK) : Europa House, [1999?]. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: PC 486; 4 Mb RAM ; VGA ; Windows 95/98 ; CD-ROM дисковод ; mouse ; 4 Mb hard disk.

 

Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. — Электрон. дан. — Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2005. — 87 с. URL: http://www.journ.msu.ru/ downloads/smi_internet.pdf.

Составная часть документа

Калимуллин, Т. Р. Российский рынок диссертационных услуг // Экономическая социология [Электронный ресурс] / — Электрон. журн. — 2005. — Т. 6, № 4. — С. 14—38. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/588/588/1234/ecsoc_t6_n4.pdf.

 

Бычков, В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма : К 100-летию со дня смерти В. Л. Соловьева [Электронный ресурс]. — Электрон. ст. URL: http://www.philosophy.ru /library/bychkov/solov-f.html.

Сайт

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] : [сайт] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Н. В. Козлова. — Электрон. дан. — Москва : Рос. гос. б-ка, 1997— . URL: http://www.rsl.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

 

Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс] : [офиц. сайт]. URL: http://www. genproc.gov.ru/

Рецензии

Графский, В. Г. Фундаментальное исследование по всеобщей истории права / В. Г. Графский, А. М. Михайлов // Государство и право. — 2012. — № 12. — С. 29—34. — Рец. на кн.: Месть и возмездие в древнем праве : монография / Г. В. Мальцев. — Москва : Норма, 2012. — 735 с.

 

Поспелов, Б. И. Апелляционное производство в российском гражданском процессе: некоторые спорные вопросы правоприменения / Б. И.  Поспелов // Российская юстиция. — 2012. — № 3. — С. 57—59. — Рец. на ст. из журн.: О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении гражданских дел в суде апелляционной инстанции: изменения в ГПК РФ / Р. В. Шакирьянов // Российская юстиция. — 2011. — № 10. — С. 38—42.

Ефимова, Л. Г. [Рецензия]  / Л. Г.  Ефимова // Банковское право. — 2012. — № 4. — С. 66—67. — Рец. на кн.: Стоимость кредита: правовое регулирование : монография / О. М. Иванова. — Москва : Инфотропик, 2012. — 658 с.

 

Опалев, Р. [Рецензия] / Р. Опалев // Арбитражный и гражданский процесс. — 2009. — № 4. — С. 39. —Рец. на ст. из журн.: Место административного процессуального права в системе российского права / П. Казанцев // Арбитражная практика. — 2008. — № 11. — C. 39—43.

Архивные документы

 

Материалы следственной комиссии по делу писательских организаций г. Ленинграда // ЦГАЛИ СССР. Ф. 92. Оп. 7. Д. 6. Л. 60—61.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА СОКРАЩЕНИЙ

 

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 

ВТО      Всемирная торговая организация

ВЭД      внешнеэкономическая деятельность

ЕСПЧ    Европейский суд по правам человека

ЕЭС       Евразийский экономический союз

КМСЕ   Комитет министров Совета Европы

МРОТ    минимальный размер оплаты труда

НДС      налог на добавленную стоимость

НИОКР научно-исследовательская и опытно-

                конструкторская работа

НТР                   научно-техническая революция

ОРД       оперативно-розыскная деятельность

СВХ      склад временного хранения

СЗИ                  система защиты информации

СУР       система управления рисками

СЭЗ                   свободная экономическая зона

ФТС      Федеральная таможенная служба Российской

                Федерации

 



Оглавление

1. Курсовая работа ………………………………………………3

2. Реферат ………………………………………………………...7

3. Требования к оформлению курсовой работы и реферата ….9

Приложения …………………………………………………….22

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

И РЕФЕРАТОВ

 

Редактор Н. Я. Ёлкина, О. Е. Тимощук

Компьютерная верстка Т. И. Павловой

Подписано в печать 09.09.2013 г. Бум. Тип. № 1.

Гарнитура “Times New Roman Cyr”. Печ. л. 2,5.

Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 80 экз. Заказ 2119.

 

Редакционно-издательская лаборатория

Санкт-Петербургского юридического института (филиала)

Академии Генеральной прокуратуры РФ

 

Отпечатано в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале)

Академии Генеральной прокуратуры РФ

191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 44


[1] Аналитическое библиографическое описание — это библиографическое описание, статьи из сборника, журнала, другого сериального издания, раздела, главы книги.


Автор ы - составители

 

Семен Леонидович БАСОВ, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна ИВАНОВА, кандидат исторических наук, доцент; Галина Петровна ЛЕБЕДЕВА, кандидат юридических наук, доцент; Илья Львович ЧЕСТНОВ, доктор юридических наук, профессор; Анна Петровна ЯРЫЖКО.

Методические рекомендации по написанию курсовых ра-бот и рефератов / [авт.-сост. С. Л. Басов, Н. М. Иванова, Г. П. Лебедева, И. Л. Честнов, А. П. Ярыжко]. — Санкт-Петер-бург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. — 40 с.

 

 

УДК 34(075)

ББК 72я73

 

ã Санкт-Петербургский

юридический институт (филиал)

Академии Генеральной

прокуратуры Российской

Федерации, 2013



КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа — это письменная самостоятельная творческая работа, предусмотренная учебным планом по соответствующим дисциплинам. Она является элементом системы учебных средств и способов, посредством которых вуз решает главную задачу высшей школы — научить будущего выпускника творчески мыслить и самостоятельно добывать знания. Кроме того, курсовая работа призвана научить студента правильно пользоваться научной литературой и извлекать из нее необходимую информацию, системно исследовать проблемы и логично представлять их содержание, структурировать материал и обосновывать свою позицию. Самым значительным результатом тех усилий, которые затрачиваются на эту работу, будет не только и не столько приобретение научных знаний, позволяющих подробно и систематично разобраться в одной конкретной проблеме, вынесенной в название темы, сколько приобретение устойчивых представлений о том, как исследуются и разрабатываются юридические проблемы, каким образом нарабатывается информационный материал, где искать источники информации, с чего начинается и чем завершается любая исследовательская работа, как структурируется ее содержание, как аргументируются позиции, сопоставляются альтернативы, оформляются подобные работы и т. п. Словом, какова должна быть последовательность действий будущего юриста при исследовании (изучении) и изложении профессиональных проблем.

Курсовая работа — это, с одной стороны, форма учебной ра­боты, а с другой — и творческое задание, и серьезное исследо­вание, и научная разработка. Проявив дисциплинированность и прилежание, усердие и трудолюбие, а также свои способности, общую интеллектуальную культуру и кругозор, остроту и яркость мышления, творческую индивидуальность, студент сможет проверить себя, продемонстрировать обоснованность своих притязаний на приобщение в будущем к разряду профессионалов, а в итоге сформировать свою готовность к методичной, вдумчивой и кропотливой работе по поиску истины, выработке правильной модели действия, выбору оптимального и эффективного пути достижения поставленных целей.

Главное же, о чем надо знать и помнить, — работа над курсовой требует серьезного и ответственного отношения. Поэтому ее обя­зательно надо делать вовремя, соблюдая поставленные препо­давателем сроки и не откладывая на последний день. Несоблюдение сроков работы влечет сбои и в последующих звеньях — на этапе рецензирования и защиты.

Содержание курсовой работы

Курсовая работа — научная работа студента. Это означает, что она не может быть выполнена только на основе учебной литературы. При подготовке курсовой работы необходимо изучать научную литературу: монографии, научные статьи, материалы научных конференций и т. д.

Курсовая работа должна содержать элементы научного исследования, в ней должны соблюдаться принципы научности. Излагая материал, студент должен сопоставлять высказываемые в литературе точки зрения, обосновывать собственную позицию по той или иной проблеме, четко формулировать выводы.

Курсовая работа по отраслевым учебным дисциплинам (гражданскому праву и уголовному праву) должна быть выполнена на основе современного нормативного материала, в ней должны быть учтены новейшие изменения и дополнения действующего законодательства проанализированы материалы судебной практики.

Курсовая работа должна быть выполнена самостоятельно. При этом следует сформулировать авторские выводы и предложения. О самостоятельности работы студента свидетельствует, в частности, новизна использованной литературы.

Выбор темы курсовой работы

Список тем курсовой работы разрабатывается препода­вателем и утверждается на заседании кафедры, поэтому не мо­жет произвольно изменяться. Он охватывает основную проблематику соответствующей дисциплины, в этом отношении совпадает со структурой и формулировкой вопро­сов учебного курса, изложенного в большинстве стандартных и рекомендованных для обучения учебниках (например: «Функции современного государства», «Механизм государс­тва», «Объективные свойства права и его социальное назначе­ние», «Основные правовые системы современности» и т. д.).

Вместе с тем во избежание банальности, повторяемости и формализма тематика курсовых работ составляется с учетом творческой компоненты, делающей работы неповторяемыми и позволяющей каждому студенту раскрыть свою индивидуаль­ность. Этой компонентой является привязка всего перечня тем к какой-то одной, актуальной на данный момент общественной проблеме.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом, в этом случае она должна быть согласована с преподавателем.

Структура курсовой работы

Курсовая работа должна включать титульный лист, введение, как правило, две-три главы, заключение и список использованных источников, при необходимости приложения (схемы, таблицы и т. д.). Главы должны быть соразмерны по объему.

Во введении следует обосновать актуальность избранной темы, цель и задачи, которые решаются в данной работе.

Первая глава обычно посвящается общетеоретическим вопросам, а также в ней может излагаться история вопроса.

Во второй главе должно раскрываться содержание (структура) вопроса.

В третьей главе можно дать сравнительный анализ излагаемого вопроса, виды или примеры.

В заключении подводятся итоги работы.

 Общий объем текста составляет 24—30 страниц компьютерного набора.

Примерное распределение по частям в страницах:

введение — 2—3 стр.;

каждая из глав — 7—8 стр.;

заключение — 1—2 стр.;

титульный лист, содержание, список источников — по 1 стр.

Обязательно наличие абзацев. Каждый абзац — это законченная мысль, однако сильно мельчить тоже не следует, так как при этом теряется главный смысл изложения.

Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур сложными.

Все положения, приводимые в работе, должны быть обоснованы, снабжены ссылками на источник полученной информации. Самостоятельная позиция автора по спорным вопросам должна специально оговариваться.

Использование терминов

1. При написании курсовой работы необходимо использовать понятийный аппарат соответствующей научной дисциплины.

2. Не стоит перегружать работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытово­го языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав до­статочное количество статей и иных профессиональных источ­ников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в раз­ных значениях (этот принцип научной методологии получил название «Бритвы Оккама: не умножай сущностей»), если только анализ различных значений термина не является прямой за­дачей данной работы.

Критерии оценки курсовой работы

Курсовая работа может быть оценена оценкой «отлично», если она выполнена безупречно, т. е. соответствует всем требованиям, предъявляемым к содержанию и форме: выполнена самостоятельно, имеет элементы научного знания, отражает новейшие изменения действующего законодательства, а также их анализ, представленный в научных публикациях последних трех лет. Для защиты курсовой работы на оценку «отлично» студент должен продемонстрировать свободное владение материалом, уметь отвечать на поставленные вопросы.

Курсовая работа может быть оценена оценкой «хорошо», если она в целом отвечает предъявляемым требованиям, но имеет отдельные недостатки. Основанием для снижения оценки могут послужить: использование в недостаточном количестве научных источников, недостаточно четкая формулировка выводов, недостаточное внимание уделено материалам судебной практики (по отраслевым учебным дисциплинам), несоответствие стандартам оформления сносок, ссылок, списка использованных источников.

Курсовая работа оценивается оценкой «удовлетворительно», если она имеет существенные недостатки, но студент все же проделал определенную работу по ее подготовке. Существенными недостатками курсовой работы являются: отсутствие элементов научного анализа при изложении материала, отсутствие анализа материалов судебной практики по отраслевым учебным дисциплинам, небрежное оформление курсовой работы, грубое нарушение требований стандартов при составлении списка использованных источников.

Курсовая работа не допускается к защите, если она выполнена несамостоятельно либо выполнена на основе преимущественно учебной литературы, в ней не учтены изменения действующего законодательства, отсутствует анализ материалов судебной практики (по отраслевым учебным дисциплинам). Такая работа возвращается студенту для переделки с учетом всех замечаний, высказанных в рецензии преподавателем.

Оценка содержания и оформления курсовой работы фиксируется в рецензии. Итоговая оценка курсовой работы складывается из того, как оценено содержание курсовой работы и как она была защищена. Защита курсовой работы — это собеседование преподавателя со студентом по теме курсовой работы, предполагающее выявление знаний студента.

Лучшие выступления студентов на всероссийской, межвузовской или институтской студенческих научных конференциях, а также научном кружке по соответствующей дисциплине могут быть зачтены в качестве курсовой работы. Критерии оценки выступления определяются преподавателем. Такие выступления должны быть оформлены в письменном виде и сданы преподавателю.

 

РЕФЕРАТ

Выполнение реферата является одним из видов учебной деятельности, имеет целью углубить и закрепить полу­ченные студентами теоретические знания, приобрести навыки самосто­ятельно систематизировать, обобщать и излагать изучаемый матери­ал, использовать приобретенные знания и умение в практической дея­тельности, а также в научной и учебно-исследовательской работе. Студентам за реферат выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено» на основе его проверки без защиты.

Подготовка работы

Порядок выбора студентом темы либо закрепления за ним той или иной темы определяет преподаватель. В случае предоставления пра­ва самостоятельно выбрать тему студент согласовывает свой выбор с преподавателем. Регистрацию выбора и закрепления за студентами тем работ осу­ществляет преподаватель в соответствии с тематическим планом. Студенты подготавливают рефераты в часы са­мостоятельных занятий. Рекомендуемый объем реферата — 12—15 страниц в печатном виде. Требования к оформлению реферата те же, что и требования, предъявляемые к курсовой работе.

Структура реферата: титульный лист, введение, основной текст, заключение, список использованных источников, а при необходимости — приложения (схемы, таблицы, расчеты и т. п.).

Титульный лист должен содержать необходимые сведения.

Рецензирование работы

При рецензировании работы преподаватель обращает внимание на следующие моменты:

1. Правильность и полнота раскрытия темы. В этих целях преподаватель выясняет и оценивает:

соответствие содержания работы ее теме и плану, логическую последовательность и правильность раскрытия вопросов, предусмотренных планом;

наличие в работе самостоятельно выявленных и обобщен­ных научных и практических материалов, их роль в раскрытии темы;

обоснованность обобщений, достаточность аргументации выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций, их соответствие по­ложениям современной теории и практики.

2. Наличие ошибок. Преподаватель выявляет сущность ошибок, нечеткие или неправильные формулировки, сти­листические погрешности, указывает на небрежность в оформлении работы. (Все замечания пишутся на полях работы.)

Оценка реферата. Работа студента, отвеча­ющая предъявленным требованиям, оценивается оценкой «зачтено», в противном случае ставится оценка «не зачтено». При получении неудовлетворительной оценки студенту наз­начается время для исправления недостатков до начала семестровых экзаменов.

Реферат сдается на кафедру, где он регистрируется в специальном журнале, на титульном листе ставится регистрационный номер и дата регистрации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ И РЕФЕРАТА

Технические требования

Научная работа должна быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных источников и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Текст научной работы может дополняться приложениями, содержащими графики, таблицы, чертежи, карты, схемы и другие материалы, иллюстрирующие содержание работы.

Текст набирается на компьютере и распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (210x297мм) в текстовом редакторе MS WORD. Для иллюстративного материала в необходимых случаях допускается использовать бумагу большего формата.

Для набора основного текста необходимо создать соответствующий стиль:

размер шрифта текста — 14, междустрочный интервал — 1,5;

размеры полей — обычные: левое — 3 см, правое — 1,5 см, верхнее и нижнее — 2 см;

размер шрифта в таблицах — 12, в подстрочных сносках — 10.

При наборе рекомендуется использовать основные системные гарнитуры шрифтов Times New Roman Cyr, Arial Cyr.

Абзацный отступ — 12,5 мм. Необходимо производить выравнивание текста абзацев по ширине страницы. Допускается расстановка переносов в словах; ширина зоны переноса слов — 6,3 мм.

Все страницы работы, включая приложения, должны иметь сквозную нумерацию — от титульного листа до последней страницы. На титульном листе, листе «ОГЛАВЛЕНИЕ» и листе «ПРИЛОЖЕНИЯ» номер страницы не ставится, т. е. нумерация начинается с третьей страницы.

Номер страницы следует проставлять в правом нижнем углу, арабскими цифрами без пропусков, повторений и литерных добавлений.

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

не допускается автонумерация в главах и абзацах, все набирается вручную;

при наборе должны различаться тире и дефисы;

используются основные кавычки одного рисунка;

между инициалами и после них (перед фамилией), перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Shift+Ctrl+Пробел).

Текст работы должен быть тщательно проверен (вычитан).

Работа должна быть аккуратно «сшита» в папку.

Титульный лист

Титульный лист — первая страница работы.

В число основных требований, предъявляемых к оформлению титульного листа входят симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей страницы, удачное размещение реквизитов по вертикали. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, кроме общепринятых сокращений.

На титульном листе размер шрифта текста — 14, надпись «РЕФЕРАТ», «КУРСОВАЯ РАБОТА» набирается 18 кеглем прописными буквами жирного начертания. Междустрочный интервал — одинарный. Подчеркивать и выделять курсивом не допускается. Примеры оформления титульных листов приведены в приложении 1.

Оглавление

Общие требования к оглавлению:

текстуальное совпадение заголовков внутри работы и в оглавлении; выдержанность смысловой соподчиненности заголовков;

полнота состава заголовков;

точное и полное отражение структуры текста;

функциональность построения;

номера заголовков в форме арабских цифр включают в правый край так, чтобы точки после них перед текстом заголовков образовали вертикаль и сами тексты заголовков начинались от одной вертикали.

Заголовок «ОГЛАВЛЕНИЕ» набирается прописными буквами жирного начертания, заголовки разделов и подразделов — строчными буквами, а начинаются с прописных букв. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления (страница окончания структурной части работы не проставляется).

Если приложений в письменной работе более трех, то они в оглавлении не перечисляются. В этом случае в тексте работы оформляется отдельный лист с заголовком посередине «ПРИЛОЖЕНИЯ». В оглавлении указывается номер страницы данного листа.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают не через полуторный, как весь текст, а через одинарный междустрочный интервал. Пример оформления оглавления приведен в приложении 2.

Рубрикация

Рубриками называют заголовки частей работы.

Рубрикация — это такая система заголовков, в которой заголовки разной значимости занимают разные ступени, а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Слово «ступень» условно обозначает здесь значимость заголовка: на первой, верхней ступени стоят заголовки высшей значимости, на второй, следующей после верхней (при движении вниз) — заголовки, значимость которых меньше значимости заголовков первой ступени на один шаг, и т. д. Таких ступеней в работе может быть несколько.

Рубрикация должна отражать структуру работы. Чем больше объем работы и чем сложнее ее структура, тем больше, как правило, уровней рубрик.

Заголовки первой ступени (основные) выполняются прописными буквами жирного начертания, заголовки второй ступени — строчными буквами жирного начертания, заголовки третьей ступени — строчными буквами светлого начертания. Такие заголовки, как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» И «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», набирается прописными буквами жирного начертания.

В заголовках, вынесенных отдельной строкой, точка не ставится (если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится в конце последнего), не допускаются переносы в словах, а также отрыв предлога или союза от относящегося к нему слова.

Заголовки, подзаголовки, состоящие из нескольких строк, набираются через одинарный интервал.

Тексты разделов делят на подразделы, которые нумеруют в пределах каждого раздела двумя арабскими цифрами, разделенными точкой: первая цифра — номер раздела, вторая — номер подраздела (например: 3.5. — пятый подраздел третьего раздела).

При необходимости подразделы делят на пункты, а пункты — на подпункты. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например: 2.1.3.). Аналогично нумеруются подпункты (2.1.3.3.).

Обязательные структурные элементы (оглавление, заключение, список использованных источников, приложения) не нумеруются.

Размещение заголовка раздела (подраздела, пункта и т. д.) в конце страницы не допускается — после заголовка должно помещаться не менее 3—4 строк текста.

Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к таким основным структурным составляющим, как введение, заключение, список использованных источников.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, заголовком и последующим текстом отделяют двумя пустыми строками; расстояние между заголовком подраздела и текстом — одной пустой строкой.

 Заголовки (подзаголовки) располагаются по центру. Например:

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 183.