Донецкой народной республики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Донецкой народной республики

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра ГуМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ по учебной дисциплине

«ИСТОРИЯ»

 

направления подготовки: 35.03.04 Агрономия

                                          35.03.05 Садоводство

                                                                    36.03.02 Зоотехния

    Квалификация выпускника: академический бакалавр

специальность                 36.05.01 Ветеринария

Квалификация выпускника: ветеринарный врач

Макеевка - 2017



УДК 316.722

         Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История» для студентов первого курса всех направлений подготовки / Сост.:Соболевская Н.В. - Макеевка,  2017 .- 35 с.

 

Методические указания к семинарским занятиям по курсу истории составлены в соответствии с рабочей учебной программой  курса.

Они содержат общую информацию о дисциплине, планы семинарских занятий, обучающие тесты, контрольные вопросы для самоконтроля,  перечень литературы.

 

 

Составитель: Кандидат исторических наук, доцент. Соболевская Н.В.

Содержание

 

Общая информация о дисциплине ………………………………… 4

 

Планы семинарских занятий с обучающими тестами………………………………………………………………...6  

                                                                              

Контрольные вопросы для самоподготовки……………………... 32

 

Рекомендованная литература………………………………………. 35

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Дисциплина «История» является дисциплиной общенаучного цикла и входит в перечень базовых дисциплин.

Дисциплина «История» базируется на компетенциях, приобретенных в результате изучения истории в общеобразовательной школе и является основой для изучения дисциплин: «Философия», «Культурология», «Политология» и др.

Целью дисциплины «История» является формирование у студентов системы знаний о основных закономерностях и особенностях исторического процесса в Восточной Европе и России с акцентом на изучение истории Донбасса; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; понимание гражданственности и патриотизма, как преданности своей Родине, воспитание нравственности и толерантности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.  

 Задачи изучения дисциплины:

- изучение движущих сил и закономерностей исторического процесса;

- изучение и выявление закономерностей и тенденций развития человеческого общества в  Восточной Европе, России и Донбассе;

- изучение места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- воспитание гражданина и патриота, гармонически развитой личности

- .умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

 Требования к результатам освоения дисциплины

    В результате освоения содержания дисциплины «История» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью анализировать мировоззренческие, исторические проблемы (ОК-2);

- способностью и готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

 - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способностью учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии общества (ОК-18).

 Результаты обучения

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

 - тенденции и закономерности исторического процесса;

 - место человека в историческом процессе и политической организации общества;

 - основные этапы становления и развития человеческого общества в  Восточной Европе, России и Донбассе;

- ключевые события истории России и Донбасса в контексте исторического процесса.

уметь:

- логически мыслить, осмысливать процессы, события и явления, происходившие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;

- пользоваться системными взглядами на мир и место человека в нем;

- руководствоваться принципами научной объективности, историзма;     

- соотносить исторические процессы и отдельные факты;

- работать с учебной литературой и историческими источниками.

владеть:

- представлениями о ключевых событиях истории Донбасса, основанными на принципе историзма; 

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

 

                Содержание дисциплины

 Модуль 1.

Тема 1. Введение в курс. Восточная Европа в древности
Тема 2. Восточная Европа и территория нашего края в VI – ХIII вв.
Тема 3. Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии. Формирование централизованного Московского государства и усиление юго-западных рубежей (XIV – XVI вв.)
Тема 4. Восточная Европа, Донецкий регион в преддверии Нового времени (середина ХVI- ХVII вв.
 Тема 5. Россия и наш край в ХVIII в.                    
Тема 6. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации ХIХ века.    
Тема 7. Российская империя и Донбасс в начале ХХ века.

 Модуль 2.

Тема 8. Россия, Донбасс в годы русских революций и гражданской войны. Донбасс на пути созидания (1917 – 1939 гг.).
Тема 9. Вторая мировая и Великая Отечественные войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1939-1953гг.).
Тема 10. От реформ к стагнации и краху СССР: Донбасс в 1953 – 1991 гг.
Тема 11. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.

 

Планы семинарских занятий

План.

1.История как наука. Основные группы исторических источников (классификация).

2. Этапы заселения Юго-Восточной Европы. 

3. Памятники древней эпохи в нашем крае.

4. Приазовье и Подонцовье в античный период.

 

Темы сообщений:      

1.Макеевка на археологической карте Донбасса.

2.Греческое присутствие в регионе.

.                                           Литература:

1. Бунтовский С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание– Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с.

2.История родного края (Часть первая). Учебное пособие /Авторы: Р.Д. Лях , В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов, Л.Б. Лихачева, Н.Е.Беспалов - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998,- с. 320.

 3. Г.А.Леонтьева, Т.А.Шорин, В.Б. Кобрин. – Ключи к тайнам Клио: – М.: 1994.

 4.Материалы Макеевского городского музея.

5.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

6.Цвейбель Д.С. Рассказы о каменном веке Донбасса // Неизвестное об известном. - Донецк, 2009.                                        

                            

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

1.В рамках этой вспомогательной исторической дисциплины(науки) изучаются древние и средневековые надписи на твердых телах(камне, металле, дереве, стекле, керамике). Это:а) - палеография; б) - сфрагистика; в) геральдика; г) - генеалогия; д) - эпиграфика. 2. В рамках этой вспомогательной исторической дисциплины(науки) изучаются рукописные памятники и старинное письмо . Это: а) - палеография; б) - сфрагистика; в) геральдика; г) – генеалогия. 3. В рамках этой вспомогательной исторической дисциплины(науки) изучаются печати как исторический источник. Это: а) - палеография; б) - сфрагистика; в) геральдика; г) - генеалогия; д) - эпиграфика. 4. В рамках этой вспомогательной исторической дисциплины(науки) изучаются гербы как исторический источник. Это: а) - палеография; б) - сфрагистика; в) геральдика; г) - генеалогия; д) - эпиграфика. 5. В рамках этой вспомогательной исторической дисциплины(науки) изучают родственные связи, историю родов или родословную отдельного человека. Это: а) - палеография; б) - сфрагистика; в) геральдика; г) - генеалогия; ) - эпиграфика. 6. Древнейшие люди, по данным археологов, жили на современной территории Донбасса со времен: а) - палеолита; б) мезолита; в) неолита; г) - энеолита; д) – раннего железного века.

7. Самые давние люди (архантропи), по мнению ученых, появились на территории современной Украины:

а) 2 млн. лет назад:

б) 1 млн. лет тому назад;

в) 100 тысяч лет тому назад.

 

8. Неолитическая революция - это:

а) переход от человеческого стада к родовой  общине;

б) переход от присваивающих форм ведения хозяйства к воссоздающим;

в) переход к раннему железному веку.

 

9. В позднем палеолите (позднем каменном веке) формируется человек современного физического типа :

а) неандерталец; б) кроманьонец; в) архантроп.

 

10.Человек современного физического типа - кроманьонец - сформировался:

а) 150 000 тысяч лет назад;

б) 40 - 35 тысяч лет  назад;

в) 20 тысяч лет назад.

Тема 2. Восточная Европа и территория нашого края в У I – XIII веках

                                              План.

1. Печенеги, торки, половцы в восточноевропейских степях.

2. Предпосылки образования Древнерусского государства.

3..Общественный и государственный строй Древней Руси по письменным источникам .

4. Степь и Русь.

 

Темы сообщений:       

1.Крещение Руси.

2. « Повесть временных лет» - письменный источник по истории Руси.

Литература:

1.Златоструй.-М., 1998.

2.История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов /Авторы: А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998, — 320 с.

3.«Русская правда»//Хрестоматия по истории СССР.М.,1995.

4. Пирко В.А. Донецкие сторожи. Донбасс, 2013.-№6 - с.109-113.

5. Рыбаков А.Б. Киевская Русь.- М.,1995.

6.. Материалы Макеевского городского музея.

7.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

 

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

1. Древнейшим народом на территории современного Донбасса были:

              а) сарматы;

              б) скифы;

              в) киммерийцы

              г) анты.

 

2. Племена, какие жилы на землях Северного Причерноморья в  VII - III в.в. до н.э., древнегреческие авторы объединяли под названием:

               а) киммерийцы;

               б) сарматы;

               в) скифы.

               г) печенеги.

 

3. Основное занятие скифов - это:

               а) охота;

               б) земледелие;

               в) кочевое скотоводство.

 

4. Самую детальную жизнь, быт, обычаи и историю племен скифов описал древнегреческий автор:

              а) Гомер;

              б) Гесиод;

              в) Геродот

              г) Аристотель.

 

5. На территории Северного Причерноморья скифы доминировали в:

               а) IХ -V в.в. до н.э.;

               б) Х - VIII в.в. до н.э.;

               в) VII-III в.в. до н.э.

 

6.Греческие города-государства существовали вСеверном Причерноморье в:

                а) 10 в.в. до н.э. - 1 в.в. н.э.;

                б) 6 в.в. до н.э. - 4 в.в. н.э.;

                в) 5 в.в. до н.э. - 10 в.в. н.э.

 

7. Основным занятием древних славян было:

               а) пахотное земледелие и животноводство;

               б) кочевое скотоводство;

               в) охота и рыболовство.

 

8. Восточные славяне в V - IХ  вв. были:

                а) христианами;

                б) мусульманами;

                в) язычниками

                г) иудеями.

 

9. Установите соответствие;

а) Перун;        1) Бог Сонца;

б) Дажбог      2) Бог ветра;

в) Сварог       3) Бог молнии и грома;

г) Стрибог     4) Бог - покровитель скота, торговли;

д) Велес          5) Бог неба и небесных светил.

 

10. Датой образования Киевской Руси считают год, когда князь Олег с дружиной захватил Киев:

                а) 860 год;

                б) 882 год;

                в) 907 год;

                г) 911 год.

 

11. Кто из киевских князей ввел христианство в Киевской Руси:

             а) Игорь;

             б) Святослав;

             в) Олег;

             г) Владимир;

             д) Ярослав.

 

12. Когда появилась "норманнская теория" образования Киевской Руси ?

            а) 9 в.;

            б) 14 в.;

            в) 18 в.;

            г) 19 в.

 

13. Княгиня Ольга установила "уставы" и "уроки". Это значило, что было:

а) определены размеры повинностей в пользу киевских князей;

б) введено обязательное посещение Киева князьями соседних земель;

в) созданы школы при церквях и монастырях, которые давали начальное образование.

 

 14. Походы на Византию осуществляли:

                а) Олег, Игорь, Ольга;

                б) Олег, Ольга, Святослав;

                в) Олег, Игорь, Святослав.

 

15. Основой хозяйства Киевской Руси было:

                  а) скотоводство;

                  б) земледелие;

                  в) ремесло и торговля;

                  г) ваш вариант ответа.

 

16. Серебряные слитки разного веса, которые выполняли функцию денег на  Руси, называли:

                  а) рубли;

                 б) гривни;

                в) флорини

                г) фунты.

 

17. Как назывался времен первые писаные законы в Киевской Руси?

                 а) Литовский устав;

                 б) Магдебургское право;

                 в) Русская правда;

                 г) Повесть временных лет.

 

 

Темы сообщений:       

1.Иван Грозный.

2.Совместная борьба запорожских и донских казаков против татарской и турецкой угрозы.

Литература:

1. Бунтовский, С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание– Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с.

2.История родного края (Часть первая). Учебное пособие /Авторы: Р.Д. Лях , В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов, Л.Б. Лихачева, Н.Е.Беспалов - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998,- с. 320.

3. Пирко В.А. Северное Приазовье в XVI - XVIII вв.- К.,1988.

4.Россия: Энциклопедический словарь. - Л.,1991.(Репринтное издание словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона, С-Петербург,1898).

5.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

6.Яворницкий Д.И.История запорожских казаков. В 3х т.К.,1992.

 

       Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

1. Кревская уния между Литвой и Польшей была заключена в:

                 а) в 1362 г.

                 б) в 1385 г.;

                 в) в 1412 г.

                 г) в 1569 г.

 

2. Люблинская уния между королевством Польским и Большим княжеством Литовским была заключена:

                 а) в 1362 г.

                 б) в 1385 г.;

                 в) в 1412 г.

                 г) в 1569 г.

                   

 

3. Первое укрепление на острове  Малая Хортица (древнейшая Запорожская Сечь) построил:     

                 а) Прецслав Лянцкоронский;

                 б) Дмитрий Байда Вишневецкий;

                 в) Кшиштоф Косинсьий;

                 г) Петр Сагайдачный.

 

4. Общественные объединения православных украинцев - мещан, духовенства, шляхты, казаков, которые занимались хозяйственной благотворительной и религиозным просвещением деятельностью, называли, :

           а) цехами;

           б) коллегиями;

           в) братствами.

 

План.

1. Царствование Алексея Михайловича.

2. Присоединение украинских земель к России.

3. Азовские походы русской армии и украинских казаков (1695-1696 гг.).

4. Основание городов Бахмута и Славянска.

            Темы сообщений:       

1.Б.Хмельницкий.

2.Особенности заселения территории Донбасса  в  XVII веке.                            

                                       Литература:

 1. Заичкин, И. А. Русская история : популярный очерк IX-середины XVIII в. / И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев. – М. : Мысль, 2007. – 797с.

 2.История родного края (Часть первая). Учебн. пособ. /Р.Д.Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998, - 320с.

3.Колодяжный Н. Сборник статей по краеведению. - Макеевка, 2005.

4. Пирко В.А. Северное Приазовье в XVI - XVIII вв.- К.,1988.

5. Россия: Энциклопедический словарь. - Л.,1991.(Репринтное издание словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона, С-Петербург,1898).

6.Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1690-1917). Книга 1. / Н. В.Хапланов. – Донецк, 2006. – 284 с.

 

       Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

. 1.Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна. относится к :                  а) первой половины XVI века;                        б) второй половине XVI века;                        в) первой половине XVII века;                         г) второй половине ХУІІ века. 2. Когда был основан город Бахмут ( Артемовск) ?                      а) в 1611 году;                            б) в 1571 году;                            в) в 1642 году;                            г) в 1664 году. 3. Первое достоверное письменное упоминание о Святогорском монастыре, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй,  относится к:                а) 1611 году;                      б) 1571 году;                      в) 1642 году;                      г) в 1624 году. 4. Когда был построен первый государственный солеваренный завод на Торских озерах (территория г. Славянск)                         а) в 1611 году;                         б) в 1571 году;                         в) в 1642 году;                         г) в 1664 году.

 

                  Тема 5. Россия и наш край в Новое время (XVIII в.)

                                                 План.

1. Преобразования Петра I.

2. Разграничение земель Войска Донского и Запорожской Сечи (1746 год: по реке Кальмиус).

3. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.) и образование Азовской губернии и трансформация уездов в губернии (1778 г.).

4. Екатерина II и формирование многонационального населения Донбасса.

Темы сообщений:       

1. Петр I.

2. Екатерина II.

3. Переселение греков в Приазовье.Основание Мариуполя.

 

                                Литература:

1.История родного края (Часть первая). Учебн.пособ. /Р.Д.Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998, - 320с.

2.Колодяжный Н. Сборник статей по краеведению. - Макеевка, 2005.

3.Пирко В.А. Северное Приазовье в XVI - XVIII вв.- К.,1988.

4.Россия: Энциклопедический словарь. - Л.,1991.(Репринтное издание словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона, С-Петербург,1898).

5.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

6. Хапланов Н.В. Макеевка. История города (1690-1917). –Донецк, 2006.-384с.

 

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

                     

1.В Полтавской битве победил(победили) :

а) Карл ІІ Петра І да и.Мазепу;

б) Петр І Карла ХІІ да и.Мазепу;

в) Карл ХІІ да и.Мазепа Петра І.

 

2. Последним кошевым атаманом Запорозької Сече был:

а) Кирилл Розумовский;

б) Кость Гордиенко;

в) Петр Калнышевский.

г) Иван Мазепа.

 

  3. В ______ году в Донбассе был найден уголь Г.Капустиным:           а) 1721 г.;                 б) 1664 г.;                 в) 1787 г.;                 г) 1690 г.    4. Петр I писал: «Сей минерал потомкам зело полезен будет..» Укажите название минерала:                  а) железный колчедан;                  б) соль;                  в) уголь;                   г) ртуть.    5. Расположите в хронологической последовательности:                     а) основания Святогорского монастыря;                     б) битва на Калке;                     в) основания греками города Мариуполь;                     г) основания города Макеевка      6. Расположите в хронологической последовательности:                       а) основания города Бахмута;                       б) основания города Юзовка;                       в) основания греками города Мариуполь;                       г) основания города Макеевка

Темы сообщений:       

1. Деятельность Джона Юза в нашем крае. 

2. Особенности освоения Донбасса во второй половине Х1Х века.              

                                                      Литература:

1. История Донецкого края в документах и материалах. XVII - нач. XX в. – Донецк, 1995.- 95с.

2.История родного края (Часть первая). Учебн.пособ. /Р.Д.Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998, - 320с.

3.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

4. Хапланов Н.В. Макеевка. История города (1690-1917). –Донецк, 2006.-384с.

5.Материалы Макеевского городского художественно - краеведческого музея.

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

1. Расположите в хронологической последовательности: а) начало работы Макеевского металлургического завода; б) начало работы построенного Д.Юзом металлургического завода; в) начало работы НКМЗ(Ново-Краматорского машиностроительного завода); г) начало работы Азовстали в Мариуполе . 2. Основными объектами торговли в Донецком крае во второй половине XIX века были :а) хлеб и уголь; б) хлеб и ткани; в) уголь и лес; г) уголь и сахар. 3. Ярмарки в Донбассе в конце XIX века имели характер: а) - промышленный; б) - сельскохозяйственный; в) - культурно-просветительский; г) - развлекающий. 4. Расположите в хронологической последовательности: а) основания города Бахмута; б) основания города Юзовка; в) основания греками города Мариуполь; г) основания города Макеевка. 5. Исключите лишнее: а) Алчевск; б) Енакиево; в) Горловка; г) Шахтерск; д) Макеевка. 6. Исключите лишнюю фамилию: а) - И.Иловайский ; б) - С.Енакиев; в) -Д.Юз; г) - А.Куприн ; д) - П.Горлов. 7. Выберите правильный вариант ответа: В.Берви-Флеровский, М.Курако, И.Бардин, А.Скочинский, В.Графф, А.Галкин, А.Космадамианский, Г.Кугер, Л.Литвиненко, Н.Чумаченко – это:                          а) Новаторы производства;                          б) Ученые;                          в) Представители творческой интеллигенции                          г) Спортивная элита края. 8. Выберите правильный вариант ответа. И.Иловайский, В. Рутченко, А. Карпов, А. Алчевский, С. Поляков, Я. Древицкий, Ф. Енакиево, Дж. Юз, А. Нев, Э. Боссе, Д.С. Шершевский и др. :                            а) Предпринимательская элита;                            б) Ученые;                            в) Представители творческой интеллигенции                            г) Новаторы производства.

                 

Темы сообщений:       

1. Макеевский металлургический завод в истории края.

2. Предпринимактельская элита Донбасса.

                                    Литература:

1. История Донецкого края в документах и материалах. XVII - нач. XX в. Донецк, 1995.- 95с.

2. Потолов С.И. Рождение великана: страницы летописи и борьбы рабочих Донбасса. - Донецк, 1972

3. Степкин В.П.,Третьяков С.В. История Донбасса в лицах, - Донецк, 2012.- 224с.

.4Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

5.Хапланов Н.В. Макеевка. История города (1690-1917). –Донецк, 2006.-384с.

6. Материалы Макеевского городского художественно - краеведческого музея.

 Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

1. Выберите правильный вариант ответа. «Продамет», «Продвагон», «Продуголь» - .это ..............., которые действовали в Донбассе в начале ХХ века.:                        а) картели;                        б) синдикаты ;                        в) тресты;                        г) концерны. 2. В Донбассе в декабре 1905 года произошло вооруженное восстание в:                      а) Гришино;                      б) Юзовке;                      в) Дружковке;                      г) Горловке. 3.Исключите лишнюю фамилию:                      а) - А.Мерцалов;                      б) - А.Куприн;                      в) - Б.Гринченко;                      г) - В. Вересаев ;                      д) - А.Чехов;                      е) - А.Серафимович.      

 

Темы сообщений:       

1.Ф.Сергеев (Артем).

2.А.Стаханов.

3. Политические репрессии в Донбассе.

                                      Литература:

1.История рабочих Донбасса.-К.,1981.-т.1 -2.

2.История родного края (Часть вторая). Учебн.пособ. /Р.Д.Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998, - 320с.

3.Лихолобова З.Г. Рабочие Донбасса в годы первых пятилетков. (1928-1937). - Донецк, 1973.

4.Новые страницы в истории Донбасса. - Донецк, 1992-1997 - ч.1 - ч.5.

5.Степкин В.П.,ТретьяковС.В.История Донбасса в лицах,-Донецк,2012.- . 6.Хапланов Н.В., Хапланова Е.Н. Макеевка. История города (1917-1941).- Донецк: ВПП «Проминь», - 2010.-584с.

7. Материалы Макеевского городского художественно - краеведческого музея.

8.Шестаков В.А. История России ХХ – нач. ХХІ вв. – М.: Просвещение, 2011

                    

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

1. После большевистского вооруженного восстания в Петрограде (Октябрьской революции) большевики взяли власть без вооруженной борьбы в таких городах:а) Харькове, Чернигове, Полтаве;б) Киеве, Екатеринославе, Харькове;в) Макеевке, Луганске, Кадиевке;г) в Макеевке, Екатеринославе, Харькове.

2. Расположите в хронологическое последовательности события, связанные с
историей Донецко-Криворожской республики:
а) Подписание договора об образовании СССР.
б) Подписание Брестского сепаратного договора между УНР и государствами
Четверного союза.
в) Провозглашение Донецко-Криворожской Социалистической республики.
г) Приход большевиков к власти в  Петрограде.

3. 5 февраля 1919 г. Совнарком Украины принимает декрет „О создании Донецкой губернии”. В январе 1920 года центром Донецкой губернии стал город Луганск. В августе 1920 года центр губернии перенесли в город Бахмут. С 16 июля ......... года центром созданной Донецкой области стал город Сталино.а) в 1932 г;б) 1925 г.;в) 1930 г.;г) 1940 г.

4.Юридическое оформление СССР состоялось:

а) 30 декабря в 1922 г.

б) 28 декабря в 1920 г.;

в) 31 января в 1924 г.

г) 30 декабря 1919 г. 

5. В УССР в годы «индустриализации» первоочередное развитие получили следующие отрасли промышленности:а) энергетика, металлургия, легкая промышленность;б) энергетика, металлургия, машиностроение;в) пищевая, легкая промышленность, машиностроение;г) металлургия, пищевая промышленность, энергетика.

6.Укажите правильный вариант ответа. Второй пятилетний план охватывал:

а) -1927 -1932гг.

б) -1928 -1932гг.

в) -1933 -1937гг.

г) -1938 -1942гг. 

 

7. Определите основные черты «новой экономической политики»:а) продразверстка, максимальное ограничение частной собственности, ликвидация торгово-денежных отношений, перераспределение и запрет аренды земли, запрет использования наемного труда, монополия государства на банки, крупные предприятия, внутреннюю и внешнюю торговлю, террор, принуждение, уравнительное распределение – как основные методы организации производства;б) продналог, свободная внутренняя торговля при сохранении государственной монополии на внешнеторговые операции, восстановление торгово-денежных отношений, передача мелких предприятий в аренду и частную собственность при сохранении крупной промышленности в собственности государства, иностранные концессии, хозрасчет на уровне трестов; в) натуральный налог, государственный контроль над всеми сферами производства и распределения, коллективная собственность на землю, на основе которой создавались колхозы, запрет иностранных концессий, планово-административные методы руководства народным хозяйством. 8. Город Дмитриевск был переименован в город Макеевка в:а) 1917 году;б) 1925 году;в) 1931;г) в 1940 году. 9. В соответствии с первым пятилетним планом экономического развития Украины, утвержденным в 1929 году, основные капиталовложения направлялись в:а) сельское хозяйство;б) легкую и пищевую промышленность;в) металлургию, энергетику, машиностроение;г) химическую промышленность. 10. Основной итог развития промышленности УССР в годы первых (довоенных) пятилеток заключался в том, что:а) УССР превратилась в высоко развитую индустриальную страну;б) экономика УССР по характеру оставалась аграрной, промышленность почти не развивалась;в) в республике было создано индустриальную (промышленную) базу. Характер экономики изменился из аграрного в преимущественно индустриальный;г) УССР вышла на первое место в Европе по развитию промышленности. 11. В УССР в годы «индустриализации» первоочередное развитие получили следующие отрасли промышленности:а) энергетика, металлургия, легкая промышленность;б) восстановительные отрасли и первичная обработка сырья, энергетика, металлургия;в) пищевая, легкая промышленность, машиностроение;г) металлургия, пищевая промышленность, энергетика. 12. Алексей Стаханов был:а) известным деятелем коммунистической партии;б) ударником социалистического труда, организатором соцсоревнования в Донбассе в годы второй пятилетки;в) директором Днепрогэса;г) директором Азовстали. 13. В СССР в годы первых (довоенных) пятилеток тяжелая промышленность :а) перешла в подчинение общесоюзных наркоматов;б) контролировалась правительством республик;в) находилась, как правило, в частной собственности;г) в значительной степени принадлежала иностранному капиталу.

14. Выберите правильный вариант ответа: Кто это?

Новатор угольной промышленности, Герой Социалистического Труда.

В ночь с 30 на 31 августа 1935 за смену (5 ч. 45 мин.) Добыл 102 т угля при норме в 7 т, в 14 раз превысив норму и установив рекорд. .................... предложил кардинально изменить организацию труда в забое. Забойщика необходимо освободить от крепежных работ, чтобы он только рубил уголь. За ним работали двое крепильщиков.

Так родилась новая технология труда, давшая возможность максимально использовать технику, в данном случае отбойный молоток, и увеличить производительность труда.

Пример............................... подхватили на других шахтах Донбасса, затем в других областях производства. Появилось поощряемое коммунистической партией широкое движение последователей.

а) Н.Изотов

б) А.Стаханов;

в) М.Кривонос;

г) М.Мазай.

 

 

15. Выберите правильный вариант ответа. Кто это?

   Одна из первых женщин-трактористов в . В 1929 году ........................... окончила курсы трактористов и стала работать трактористкой Старобешевской машинно-тракторной станции (МТС). В 1933 году  организовала женскую тракторную бригаду в этой МТС и возглавила ее.

   В 1938 году прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг - на трактор!». Автор книги «Люди колхозных полей» (1948). Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии  (1946).

Бронзовый бюст ..........................  был установлен на ее родине - в поселке городского типа Старобешево, где ее имя носит проспект, и где открыт музей прославленной землячки.

а) П.Астахова;

б) Л.Подкопаева;

в) П.Ангелина;

г) Н.Гризодубова.







Темы сообщений:       

1. «Молодая гвардия».

2. Наши земляки - герои фронта и тыла.

                                          Литература

1.Донеччина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Известные и неизвестные страницы истории.- Донецк: АОЗТ «Издательство «Донеччина», 2008. – 432 с. с илл.  

2.Донбасс в Великой Отечественной войне: http://dobro-biblio.ucoz.ru/publ/donbass/istorija/donechchina_u_velikij_vitchiznjanij_vijni/28-1-0-319  

3.Жирохов М.А. Битва за Донбасс. Миус-фронт. 1941–1943:

http://www.plam.ru/hist/bitva_za_donbass_mius_front_1941_1943/index.php  

4.Донецк в годы фашистской оккупации: http://dn.vgorode.ua/news/80151/    

5.Освобождение Донбасса: цена победы: Государственный архив Донецкой области http://dn.archives.gov.ua/articles/stat44.htm   

6.Восстановление Донбасса:1943-1945: http://dn.archives.gov.ua/articles/stat42.htm   

7. Хроника освобождения населенных пунктов Донецкой области: Государственный архив Донецкой области http://dn.archives.gov.ua/articles/hron_osvob_donbass_ukr.htm   

8.Макеевка :сайт городского музея

http://makmuseum.dn.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=56 

9. Молодая гвардия. Документы и воспоминания о героической борьбе подпольщиков Краснодона в дни врем. фашистской оккупации (июль 1942 – февр.1943 гг.). Изд.5-е.-Донецк, Донбасс,1977. - 360с.

9. Беспощадный П.: Донбасс никто не ставил на колени

http://miningwiki.ru/wiki/Донбасс_никто_не_ставил_на_колени

10. Подвиг народа 1941-1945 гг. .http://podvignaroda.mil.ru/?#id=34084690&tab=navDetailDocument

11.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

           

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

 1.. Немецкий оккупационный режим в 1941-1943 годах в Донбассе опирался на:а) поддержку всех слоев украинского населения, которое охотно сотрудничало с немецкими оккупантами, создав собственные административные и правоохранительные органы;б) на администрации из представителей местного населения – бургомистров, глав, полицаев, которые изъявили желание сотрудничать с оккупантами;в) оккупационную военную и гражданскую администрацию, а также на немецкие карательные органы – гестапо, СС, СД. 2. Гитлеровский план «Ост» предусматривал:а) предоставления Украине в будущем государственной независимости, содействия ее экономическому и культурному развитию, достижение европейских стандартов жизни;б) превращение Украины в органическую часть Немецкого государства, а украинцев – на ее граждан, равноправных с другими народами;в) превращение Украины в колониальную страну, аграрно-сырьевой придаток рейха. местное население объявлялось людьми «третьего сорта» и подлежало физическому уничтожению.3. В годы Великой Отечественной войны территория Сталинской (Донецкой) области с октября 1941 года по.............. была временно оккупирована немецкими фашистами и их союзниками. а) июль 1943г.;б) сентябрь 1943 г.;в) ноябрь 1943 г.;г) январь 1944 г.; 4. Донбасс был освобожден от фашистов:а) июль 1943 г.;б) сентябрь 1943 г.;в) ноябрь 1943 г.;г) январь 1944. 5. Город Сталино (Донецк) был освобожден от фашистов:а) 5 июля 1943 г.;б) 8 сентября 1943 г.;в) 5 января 1944 г.;г) 6 ноября 1943 г. 6. Город Макеевка была освобождена от фашистов:а) 5 августа 1944 г.;б) 8 сентября 1943 г.;в) 6 сентября 1943 г.;г) 6 ноября 1943 г. 7. Какие события Великой Отечественной войны произошли в 1943 году:а) -освобождение села Пивнивка,  Корсунь-Шевченковская операция;б)- освобождение Донбасса, Битва за Днепр","Карпатский рейд партизанского соединения С. Ковпака;в) - Курская битва, Корсунь-Шевченковская операция, освобождение Донбасса;г) - оборона Одессы, создания Украинской повстанческой армии. 8. Причинами голода в восточных и южных областях УССР в 1946-1947 гг. были:а) неблагоприятные для эффективного хозяйствования на земле погодные условия (засуха), результатом чего был неурожай;б) неэффективность колхозной системы и политика руководства СССР и УССР, которые пытались изъять как можно большее количество сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей промышленности, населения городов и для экспорта;в) последствия войны;г) причины, перечисленные в пунктах а), б), в).

9. Командиром партизанского отряда в Донбассе в годы Великой Отечественной войны был:

а) С.Ковпак;

б) А.Федоров;

в) Д.Карнаухов;

г) Н.Сабуров.

 

10. Какой подпольной молодежной организации, которая боролась с фашистами в городе Краснодоне в 1942-1943 годах, А.Фадеев посвятил роман:

а) «Молодая гвардия»;

б) «Ленинская искра»;

в) «Сечь»;

г) «Сокол».

 

11. Исключите лишнюю фамилию:

а) О. Кошевой;

б) У. Громова;

в)  И. Кожедуб;

г)  С. Тюленин;

д)  Л. Шевцова.

 

12. Укажите фамилию известного стахановца-металлурга, которого фашисты, за отказ работать на них, замучили в городе Мариуполе:

а) М.Мазай;

б) С. Курако;

в) Д.Карнаухов;

г) И.Земнухов.

 

13. Памятник детям-донорам, замученным фашистами в годы Великой Отечественной, находится в:

а) в Горловке;

б) в Мариуполе;

в) в Макеевке;

г) в Донецке.

 

14. Укажите кто это:

Сталевар Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. Основоположник скоростного сталеварения. В 1930 году поступил чернорабочим на Мариупольский метзавод. В октябре 1936 года .................. устанавливает ряд рекордов по съему стали с квадратного метра пода печи с максимальным результатом 15 тонн за 6 часов 30 минут. Когда на донбасские земли пришли немецкие оккупанты, он не успел эвакуироваться из Мариуполя. Сталевар был схвачен врагами и после длительных и жестоких пыток был расстрелян за отказ сотрудничать с немцами.

а) М. Мазай;

б) О.Щетинин;

в) К.Гуров;

г) Ф.Гринкевич.

    

Донбасс в 1953 – 1991 гг.

План.

1. Противоречивость хрущевских преобразований.

2. Политика Л. И. Брежнева.

3. Горбачевская «перестройка» и распад СССР.

4. Наш край в 50-е – начале 90-х годов ХХ века.

Темы сообщений:       

1.Н.Хрущев.

2.Л.Брежнев.

3.М.Горбачев.

                                           Литература:

1. Бунтовский С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание– Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с. http://ftp.coollib.net/b.usr/Sergey_Yurevich_Buntovskiy_Istoriya_Donbassa.pdf

2.История родного края (Часть вторая). Учебн.пособ. /Р.Д.Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998, - 320с.

3. Рубинштейн Л.А. Книга рекордов Донбасса. - Донецк: ЕАИ-ПРЕСС, 2002. - 304с.

4. Хапланов Н.В., Хапланова Е.Н. Макеевка. История города (1941-1989).- Донецк: ВПП  «Проминь», - 2012. - 432с.

5.Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

6.Материалы Макеевского городского художественно - краеведческого музея.

 

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

 1.ХХ съезд КПСС, на котором был развенчанный культ личности Сталина, состоялся:

                  а) в 1953 г.;

                  б) в 1954 г.;

                  в) в 1956 г.

                  г) в 1961 г.

 

2. Юрий Гагарин полетел в космос:

а) 12 апреля 1961 г.

б) 12 апреля 1960 г.

в) 12 апреля 1962 г.

г) 12 апреля 1963 г.

 

3.Хрущевская "оттепель" в СССР - это:

                   а) 1953-1959 гг.;

                   б) 1956-1964 гг.;

                   в) 1959-1966 гг;

                   г) 1946-1953 гг.

 

4.Н. Хрущева было отстранено от должности первой секретаря ЦК КПСС :

                  а) 1962 г.;

                  б) 1964 г.;

                  в) 1965 г.;

                  г) 1966 г.

 

5. Выберите из списка понятий, вариант, который относится к характеристике общественной жизни в СССР эпохи Л. Брежнева:
А) Самиздат, продотряды, мобильные телефоны;
Б) Продотряды, карательная психиатрия, басмачи;
В) Мобильные телефоны, обязательное среднее образование, басмачи;
Г) Карательная психиатрия, самиздат, обязательное среднее образование.

 

6. Укажите вариант, в котором события (явления) относятся к периоду перестройки в СССР?
А) Демократизация средств массовой информации, преобразование министерств в народные комиссариаты, вывод советских войск из Афганистана.
Б), Первый выход человека из космического корабля в открытый космос, преобразование министерств в народные комиссариаты, образование Съезда народных депутатов СССР.
В) Вывод советских войск из Афганистана, демократизация средств массовой информации, образование Съезда народных депутатов СССР.

Г) Демократизация средств массовой информации, Карибский кризис, полет Ю.А.Гагарина в космос.

 
7. Расположите в хронологической последовательности события:
А) «Перестройка» в СССР.
Б) Карибский кризис.
В) Запуск СССР первого искусственного спутника Земли.
Г) Провозглашение независимости Украины.

8. Расположите в хронологической последовательности события советской истории 1960-1980-х годов:
А) Подписание в Хельсинки акта совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе.
Б) Ввод советских войск в Чехословакию, прекращение «пражской весны».
В) Принятие новой Конституции СССР – конституции «развитого социализма».
Г) Начало «перестройки» в СССР.

 

9. Авария на Чернобыльской АЭС произошла в:

а) 1987 г.

б) 1985 г.

в) 1986 г.

г) 1988 г.

 

10. Вывод советских войск из Афганистана начался:

а) весной 1989 г.

б) весной 1990 г.

в) весной 1988 г.

г) летом 1991 г.

11. Кто это? Будущий оперный певец окончил Донецкий политехнический институт, затем работал там преподавателем на кафедре инженерной графики. Может быть, мир так и не услышал замечательный голос ...................................., если бы он не начал брать уроки вокала у знаменитого педагога Александра Коробейченко. В 1962 году ..................................... в составе донецкой делегации поехал в Киев на творческий концерт. Его выступление произвело такой фурор, что после прослушивания  его приняли в труппу Киевского оперного театра. Это был беспрецедентный случай, ведь золотоголосый дончанин на тот момент не имел музыкального образования. Два года  он проходил стажировку в «Ла Скала». Его приглашали выступать на лучших мировых сценах. В Донецке в его честь назван театр оперы и балета. У здания театра установлен памятник ................................, который дончане прозвали «Золотым мальчиком».а) С.Прокофьев;б) Ю.Гуляев;в) В.Писарев;г) А. Соловьяненко.

 

.Тема 11. Донбасс в независимой Украине.

        Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.                          .                                                 План.

1.Создание СНГ.

2.Роль Донецкого региона в общественно-политической жизни и социально-экономической жизни Украины в 1991-2014 гг.

3.Государственный переворот в Украине в 2014 г. Провозглашение ДНР и ЛНР.

4.Первые шаги ДНР на пути государственного строительства.     


















Темы сообщений:

1. Строительство государственных органов в ДНР.

2.  Образование, культура и спорт в ДНР.

    

Литература:

1. Конституция Донецкой Народной Республики.

2. Бунтовский, С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание– Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с. http://ftp.coollib.net/b.usr/Sergey_Yurevich_Buntovskiy_Istoriya_Donbassa.pdf

История родного края (Часть вторая). Учебное пособие для 10-11классов /Авторы : Р.Д. Лях , В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов, Л.Б. Лихачева, Н.Е. Беспалов - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.

3.Материалы городских газет : "Макеевский рабочий", "Вечерняя Макевка"

4.Шестаков В.А. История России ХХ – нач. ХХІ вв. – М.: Просвещение, 2011.

Проверьте себя: Укажите правильный вариант ответа:

 

1. Расположите в хронологическом порядке следующие события
А) Ввод советских войск в Афганистан.
Б) Распад СССР.
В) Взрыв на Чернобыльской АЭС.
Г) Полет в космос Ю.А.Гагарина.

2.В чьё президентство 28 июня 1996 года была принята Конституция Украины?

      а) Леонид Кучма

      б) Леонид Кравчук

      в) Виктор Янукович

      г) Виктор Ющенко

 

3. Укажите дату начала боевых действий на Донбассе в 2014 г.

         а) 12 апреля

         б) 1 сентября

         в) 1 октября

         г) 4 ноября.                       

 

 

4. Кто это?

Художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко. Артист балета, хореограф, менеджер, педагог, основатель и руководитель школы хореографического мастерства. По его инициативе ежегодно на сцене театра проходит международный  фестиваль «Звезды мирового балета».

а) С.Прокофьев;

б) Ю.Гуляев;

в) В. Писарев;

г) А. Соловьяненко.

 

5.Когда была провозглашена Донецкая Народная Ркспублика?

           а) 7 апреля 2014 г.;

         б) 11 мая 2014 г. ;

         в) 2 ноября 2014 г.;

         г)  1 декабря 2013г.       

              

6.Когда в Донбассе был проведен референдум по вопросу обретения Донецкой и Луганской областями статуса самостоятельных республик?

           а) 7 апреля 2014 г.;

         б) 11 мая 2014 г. ;

         в) 2 ноября 2014 г.;

         г)  1 декабря 2013г.

 

                

Контрольные вопросы для самоподготовки

1.История как наука.      

2. Предмет и задачи курса истории в вузе.          

3.Исторические источники: их классификация.

  4. Вспомогательные исторические науки.      

5. Первобытные люди на территории современного Донбасса. Амвросиевское костище. Неолитическая революция. Мариупольский могильник. Древнеямная, катакомбная, срубная археологические культуры .              

6..Кочевые народы на территории региона(киммерийцы, скифы, сарматы).

7.Античная цивилизация Северного Причерноморья (Херсонес, Ольвия, Боспорское царство).

8. Происхождение славянских народов (венеды, анты, склавины).

9.Расселение восточных славян . «Повесть временных лет» о племенных союзах восточных славян.

8.Образование и развитие Киевской Руси.

9..Киевская Русь в период расцвета ( Владимир Великий).

11.Крещение Руси.

12.Киевская Русь в период расцвета (Ярослав Мудрый).

13. Письменные источники по истории Киевской Руси.    

14.Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (Русь и Хазарский каганат).

15. Русь и печенеги, торки, половцы.

16.Хан Батый и Русь, Золотая Орда.

17. Формирование Московского государства. Святогорская и Бахмутская сторожи.

18.«Святые горы»- первое постоянное поселение на территории Донецкого края.

19. Формирование казачества. Создание Запорожской Сечи. Д. Вишневецкий. Реестровое казачье войско.

20. Образование Донского казачества.

21.Причини, характер и движущие силы Освободительной войны середины XVII в. Б.Хмельницкий.

22. Переяславская Рада. Мартовские статьи 1654г. Вхождение Войска Запорожского с городами и местечками в Московию.

23 Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией. Азовское сидение 1637-1642 гг Взятие Азова (1696 г.). Выход России к Азовскому морю. 

24. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в. Создание Белгородской засечной черты. Начало организации соляных промыслов на Торе и Бахмуте. 

25. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в Основание городов Бахмута и Тора(Славянска).

26.Петр I и его время. Открытие залежей угля в крае.

 27. Донецкий регион в новое время (XVIII в.) Образование Кальмиусской паланки . Возвращение в состав России северного побережья Азовского моря (победа над турками, Белградский договор ). Поселение сербов и хорватов (и образование Славяносербии.  

 

28. Административно-территориальное разграничение региона.

Разграничение земель Войска Донского и Запорожской Сечи. Создание Новороссийской губернии .

 29.Ликвидация Запорожской Сечи, образование Азовской губернии и трансформация уездов губернии (1778 г.).

30. Присоединение к Российской империи Северного Причерноморья, Крыма и Приазовья.Переселение греков в Приазовье.

 31. Переселенческая политика Екатерины ІІ. Появление в Донецком регионе иностранцев-колонистов. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения края.            

32. Ограничение Украинской автономии в конце XVIII ст. Ликвидация Запорожской Сечи 1775 г. и казацкой автономии.             

33. Пореформенная эпоха (вторая половина ХІХ в.).Освобождение помещичьих и других категорий крестьян от крепостной зависимости. Промышленный переворот.

34. Буржуазные реформы 60-70-х годов в России.

35.Джон Юз.

36.Развитие тяжелой промышленности, строительство железных дорог. Роль иностранного капитала (1861-1900 гг.) в освоении Донбасса.

37.Формирование рабочего класса Донбасса и его положение (вторая половина XIX ст.).

38. Донбасс в начале XX века (1900-1914 гг.).

39. Донбасс в 1905 году.

40. Первая мировая война и ее влияние на Донецкий регион. (1914-1918 гг.).

41. Февральская революция в России и Донбасс.

42.Приход большевиков к власти в Петрограде (25-26 октября 1917 гг.) –провозглашение Советской власти в России.Провозглашение Советской власти в Донбассе.

43. Донбасс в годы гражданской войне: Красная гвардия (Армия) в борьбе с украинскими государственными образованиями (УНР , Павла Скоропадского и Директорией) и «белым» движением за власть Советов;

44.Н.И.Махно и влияние махновского движения .

45.Возникновение Донецко-Криворожской Советской Республики и ее влияние на строительство Украинской рабоче-крестьянской республики. Поддержка большевистской России.

47. Введение новой экономической политики в Донбассе. (1921-1928 гг.).

48. Образование СССР.

49. Переход к плановой экономике. Донецкий регион в годы первых «пятилеток»: завоевания и просчеты. Итоги индустриализации региона. 

50. Переход к ускоренной коллективизации. Голод 1932-1933 годов. Трагедия села 1932-1933 годов

51. Осуществление политики «украинизации» в Донбассе. Политические репрессии 30-х гг. в Донецком регионе.            

52. А.Стаханов. Стахановское движение в Донбассе.      

53. Переход к ускоренной коллективизации. Голод 1932-1933 годов. Массовые репрессии и их жертвы.          

 54. Донбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Мобилизация людских, материальных и духовных сил населения Донбасса для отпора врага.

55.Макеевка в 1941-1945гг.

56.Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои Красной Армии на подступах к Донбассу. Эвакуация на восток специалистов, материальных и культурных ценностей региона.

 57. Оккупационный режим немецко-фашистских захватчиков. Расчленение Украины.     

58. «Новый режим» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.     

59.Борьба советских партизан и подпольщиков с оккупантами. «Молодая гвардия». Деятельность украинских националистов в Донбассе и крах их планов.      

60. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

61. Победа советского народа над фашизмом .Цена Победы.    

63. Помощь советских республик Донбассу. Успехи в восстановлении промышленного потенциала края в 1943-1950гг.).

64. Трудности восстановления колхозного села региона. Голод 1946-1947 годов в Донбассе. 

 65. Хрущевская «оттепель» и Донбасс.  

66. Ускорение научно-технического прогресса (вторая половина 1950-х – начало 1960-х годов). Создание экономического административного района и Донецкого совнархоза.

67. Проявление застойных явлений в промышленном производстве Донбасса (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х годов). 

 68. Попытки перейти от плановой к рыночной экономике в годы «перестройки» (1985-1991 гг.). Экономический кризис.

69. Общественно-политическая жизнь в Донбассе. Проявления хрущевской «оттепели».

 70.Шестидесятники и диссиденты.

71. Рост общественно-политической активности в годы «перестройки»: подъём рабочего и профсоюзного движения, начало возрождения многопартийности. Возрождение культуры национальных меньшинств.

72. Донбасс в независимой Украине (1991 год – начало ХХІ в.). Резкое падение уровня жизни населения региона. Увеличение безработицы. Углубление социального расслоения общества в начале XXI века.

73.Донбасс в независимой Украине (1991 год – начало ХХІ в.). Низкий уровень государственной социальной защиты. Разрушение системы здравоохранения. Обострение демографических проблем Донбасса.   

 74. Майдан в Киеве в 2014-2015гг. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель) 2014 года. Требования населения Донбасса.  

75. Провозглашение Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

76.Строительство Донецкой Народной Республики.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Печатный образовательный ресурс:

1. Заичкин, И. А. Русская история : популярный очерк IX-середины XVIII в. / И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев. – М. : Мысль, 2007. – 797с.

2. Морозов, С.Д. История России. XX век : учебное пособие / С.Д. Морозов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 510 с.

3. Корнилов, В. В. Донецко-Криворожская республика / В. В. Корнилов. – Харьков : Фолио, 2011. – 603с.

4. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – М. : Мысль, 2008. – 616 с.

5. Степкин, В. П. История Донбасса в лицах / В. П. Степкин, С. В. Третьяков. – Донецк, 2012. – 452с.

6. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1690-1917). Книга 1. / Н. В.Хапланов. – Донецк, 2006. – 284 с.

7. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1917-1941). Книга 2. / Н. В.Хапланов, Е. Н. Хапланова. – Донецк : ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», – 2010. – 582 с.

8. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1941-1989). Книга 3. / Н. В.Хапланов, Е. Н. Хапланова. – Донецк, – 2012. – 362 с.

9. Колодяжный, Н. Сборник статей по краеведению. / Н.Колодяжный – Макеевка, 2005. – 382 с.

 

Электронный образовательный ресурс:

1. Зарипин, Р.В. История мира : иллюстрированный атлас / Роман Валерьевич Зарапин. – Москва : АСТ, 2016. – 255 с. :– [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/4uBG/tyMWZzhpP

2. Калюжный, Д.В. Забытая история Московии / Д.В. Калюжный – Москва : Академия, 2011. – 272 с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/412Y/iMuVYkoCn

3. Кацва, Л.А. История Отечества : справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Л.А. Кацва. Под науч. Ред. В.Р. Лещинера. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 848 с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3mf/hNdRRkAdQ

4. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века: учебное пособие / Р.А. Арсланов [и др.]; под ред. В.В. Керова.: ACT, Астрель; Москва; 2013 – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/C7WU/psyHk7cmU

5. Кузнецов И.Н. История Отечества в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д : Феникс, 2013. – 187с. – ( Без репетитора) – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/T1ak/9Vo97BqRC

6. Тимофеев, А.С. История в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. – 112 с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2Ke7/UienHoHPX

7. Трещеткина, И. Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб. : ООО «Виктория плюс», 2012. – 80с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6UnU/j1XkUD37j

8. Фортунатов, В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с. : ил. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HxGj/oL9mTaaqX

9. История России: Учебное пособие для иностранных обучающихся /Под общей ред. О.В. Кузьминой.–СПб.: Университет ИТМО, 2016.–117 с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/tXnV/NNVjPEme1

 

Периодические издания:

1. Вестник Московского государственного областного университета («Вестник МГОУ»): – рецензируемый научный журнал, серия «История и политические науки» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qps.ru/RNb71

2. Молодой ученый – международный научный журнал, раздел «История» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qps.ru/79TrK

                                  Интернетресурсы

1Донецкая народная республика. Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org

2.История и хронология Майдана 2013-2014гг. Режим доступа: konnekt.com.ua›forum/thread40.html

3.Луганская народная республика. Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org

4.Сайт городского головы Донецка. Режим доступа: http://yandex.ua/=4.43480949262376

5.Создание ДНР и ее борьба за независимость. Режим доступа: novorossik.ru›novorossia/sozdanie-dnr…ee-borba-za…

Учебное издание

 

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским

занятиям по дисциплине «История»

 

Составитель:                      Соболевская Надежда Владимировна

 

 





донецкой народной республики

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра ГуМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ по учебной дисциплине

«ИСТОРИЯ»

 

направления подготовки: 35.03.04 Агрономия

                                          35.03.05 Садоводство

                                                                    36.03.02 Зоотехния

    Квалификация выпускника: академический бакалавр

специальность                 36.05.01 Ветеринария

Квалификация выпускника: ветеринарный врач

Макеевка - 2017



УДК 316.722

         Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История» для студентов первого курса всех направлений подготовки / Сост.:Соболевская Н.В. - Макеевка,  2017 .- 35 с.

 

Методические указания к семинарским занятиям по курсу истории составлены в соответствии с рабочей учебной программой  курса.

Они содержат общую информацию о дисциплине, планы семинарских занятий, обучающие тесты, контрольные вопросы для самоконтроля,  перечень литературы.

 

 

Составитель: Кандидат исторических наук, доцент. Соболевская Н.В.

Содержание

 

Общая информация о дисциплине ………………………………… 4

 

Планы семинарских занятий с обучающими тестами………………………………………………………………...6  

                                                                              

Контрольные вопросы для самоподготовки……………………... 32

 

Рекомендованная литература………………………………………. 35

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Дисциплина «История» является дисциплиной общенаучного цикла и входит в перечень базовых дисциплин.

Дисциплина «История» базируется на компетенциях, приобретенных в результате изучения истории в общеобразовательной школе и является основой для изучения дисциплин: «Философия», «Культурология», «Политология» и др.

Целью дисциплины «История» является формирование у студентов системы знаний о основных закономерностях и особенностях исторического процесса в Восточной Европе и России с акцентом на изучение истории Донбасса; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; понимание гражданственности и патриотизма, как преданности своей Родине, воспитание нравственности и толерантности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.  

 Задачи изучения дисциплины:

- изучение движущих сил и закономерностей исторического процесса;

- изучение и выявление закономерностей и тенденций развития человеческого общества в  Восточной Европе, России и Донбассе;

- изучение места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- воспитание гражданина и патриота, гармонически развитой личности

- .умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

 Требования к результатам освоения дисциплины

    В результате освоения содержания дисциплины «История» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью анализировать мировоззренческие, исторические проблемы (ОК-2);

- способностью и готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

 - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способностью учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии общества (ОК-18).

 Результаты обучения

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

 - тенденции и закономерности исторического процесса;

 - место человека в историческом процессе и политической организации общества;

 - основные этапы становления и развития человеческого общества в  Восточной Европе, России и Донбассе;

- ключевые события истории России и Донбасса в контексте исторического процесса.

уметь:

- логически мыслить, осмысливать процессы, события и явления, происходившие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;

- пользоваться системными взглядами на мир и место человека в нем;

- руководствоваться принципами научной объективности, историзма;     

- соотносить исторические процессы и отдельные факты;

- работать с учебной литературой и историческими источниками.

владеть:

- представлениями о ключевых событиях истории Донбасса, основанными на принципе историзма; 

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

 

                Содержание дисциплины

 Модуль 1.

Тема 1. Введение в курс. Восточная Европа в древности
Тема 2. Восточная Европа и территория нашего края в VI – ХIII вв.
Тема 3. Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии. Формирование централизованного Московского государства и усиление юго-западных рубежей (XIV – XVI вв.)
Тема 4. Восточная Европа, Донецкий регион в преддверии Нового времени (середина ХVI- ХVII вв.
 Тема 5. Россия и наш край в ХVIII в.                    
Тема 6. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации ХIХ века.    
Тема 7. Российская империя и Донбасс в начале ХХ века.

 Модуль 2.

Тема 8. Россия, Донбасс в годы русских революций и гражданской войны. Донбасс на пути созидания (1917 – 1939 гг.).
Тема 9. Вторая мировая и Великая Отечественные войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1939-1953гг.).
Тема 10. От реформ к стагнации и краху СССР: Донбасс в 1953 – 1991 гг.
Тема 11. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.

 

Планы семинарских занятий

Дата: 2018-11-18, просмотров: 474.