ГЛАВА I . Социальные технологии. История и современность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации по дисциплине:

____________Технология социальной работы____________

 

 

Выполнил студент группы 3.076.2.15____

Д. Д. Никоненко_______ ______________

(И.О.Фамилия)                (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки 39.03.02 Социальная работа_______

Специализация / профиль Социальная работа с молодежью________________

Форма обучения очная_____________________

 

Научный руководитель

канд.ист.наук, зав. кафедрой Социальной работы, Д.В. Чернов_____________ 

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)

______________

(подпись)

___  ________ 20__г.

 

 

Новосибирск 2018



ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Социальные технологии. История и современность.................. 5

1.1. Определение социальных технологий. ............................................. 5

1.2. Типологизация социальных технологий. ......................................... 7

1.3. Этапы становления социальных технологий. ................................... 9

1.4. Технологии в социальной работе. Определение понятий. ............. 10

Глава II. Типология социальных технологий ........................................ 13

1.1. Современные образовательные технологии. Перечень, содержание и особенности....................................................................................................... 13

1.2. Политические технологии. Перечень, содержание и особенности. 14

1.3. Социально-культурные технологии Перечень, содержание и особенности............................................................................................................................ 17

Глава III. Целеполагание и его место в технологии социальной работы 20

1.1. Технологии социальной работы. Сравнение понятий.................... 20

1.2. Анализ технологических компетенций специалиста по социальной работе............................................................................................................................. 22

1.3. Технологии социальной работы современная нормативно-правовая база............................................................................................................................ 28

Глава IV. Социальная профилактика, как технология социальной работы 32

1.1. Профилактика аддиктивного поведения.......................................... 32

1.2. Профилактика девиантного поведения ........................................... 36

1.3. Пропаганда здорового образа жизни............................................. 41

Глава V. Социальная диагностика: цели, этапы и способы................... 44

1.1. Первичный прием граждан.............................................................. 44

1.2. Обследование жилищных условий ................................................. 46

Глава VI. Социальная терапия и методы ее осуществления.................. 51

Глава VII. Социальная адаптация........................................................... 54

1.1. Основные понятия в адаптации........................................................ 54

1.2. Технологии социальной адаптации безработных .......................... 54

1.3. Технологии социальной адаптации пожилых граждан.................. 56

Глава VIII. Технологии социальной работы в сфере занятости............ 59

Глава IX. Технологии социальной работы в образовании.................... 65

Глава X. Технологии социальной работы в социокультурной сфере... 78

Глава XI. Технологии социальной работы в здравоохранении............ 87

Глава XII. Технологии социальной работы с семьей на примере конкретного проекта............................................................................................................. 101

Глава XIII. Технологии социальной работы со студентами на примере конкретного проекта....................................................................................... 107

Глава XIV. Технологии социальной работы – гендерный аспект, на примере конкретного проекта....................................................................................... 112

Глава XV. Основные коммуникативные техники и деятельность социального работника........................................................................................................ 116

1.1. Активное слушание. Его виды и приемы...................................... 116

1.2. Обратная связь в общении ............................................................ 116

1.3. Нейролингвистическое программирование.................................. 118

Глава XVI. Социальное посредничество и консультирование. Построение социальных сетей в продвижении решения проблемы. ............................... 121

Глава XVII. Тренинги и групповые методы в социальной работе..... 127

1.1. История создания групповых методов.......................................... 127

1.2. Основные элементы групповой динамики .................................... 129

1.3. Тренинг как технология социальной работы, функции и методологические принципы тренинга......................................................................................... 131

Глава XVIII. Исследования в социальной работе............................... 135

1.1. Типы исследований в социальной работе...................................... 135

1.2. Исследовательские стратегии и методы ........................................ 136

1.3. Социальная экспертиза................................................................... 140

Глава XIX. Социальное проектирование............................................ 145

1.1. Социальный проект как технология социальной работы............. 145

1.2. Методы групповой креативной работы (мозговой штурм, деловая игра).......................................................................................................................... 149

Глава XX. Технологии профилактики эмоционального сгорания..... 154

1.1. Знакомство с имеющимся опытом реализации технологий.......... 154

1.2. Методика диагностики уровня выгорания В.В. Бойко (апробация со студентами старших курсов).......................................................................... 157

Глава XXI. Технологии оценки качества социальных услуг............... 163

1.1. Знакомство с существующим опытом реализации технологий. Разбор предлагаемых систем мониторинга................................................................ 163

Список использованных источников ................................................... 168

 



ГЛАВА I . Социальные технологии. История и современность

ГЛАВА III . Целеполагание и его место в технологии социальной работы

Первичный прием граждан.

Формы социальной работы с гражданами без определенного места жительства могут быть подразделены на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относятся: первичный прием, беседа, консультирование. Технологии социальной работы с клиентами, утратившими жилье, уклоняющимися от общественно-полезного, производственного труда реализуются с помощью групповых форм: социального тренинга, общественных работ, фронтальной беседы, практических занятий, праздников.

Рассмотрим наиболее часто встречающуюся в практике индивидуальную форму социальной работы, первичный прием. Это вид социального консультирования, в ходе которого специалист по социальной работе проводит сбор информации о факторах, приводящих к трудной жизненной ситуации обратившегося человека, не имеющего регистрации по месту пребывания (его возраст, данные о фактическом и реальном месте проживания, месте работы, наличие детей в возрасте до 18 лет и др.), оказывает ему социально-консультативную помощь. На первичном приеме консультант осуществляет выбор методов для наиболее эффективного решения проблемы клиента.

1) выявление граждан без определенного места жительства;

2) обеспечение горячим питанием и временным местом пребывания;

3) профилактику различных социально-психологических отклонений;

4) осуществление работы с семьями клиентов, направленной на восстановление их утраченных семейных связей;

5) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве клиентов;

6) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов;

7) правовую помощь (содействие в оформлении регистрации по месту пребывания, получения паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства и т.д.);

8) определение длительности пребывания гражданина в качестве бездомного.

Необходимо выделить следующие условия эффективности проведения первичного приема:

1.Специалист по социальной работе проводит социальную диагностику и трудной жизненной ситуации (преобладание объективных или субъективных факторов в возникновении проблемы клиента, которую он не в состоянии или не может разрешить самостоятельно).

2. Далее получает объективную информацию о факторах трудной жизненной ситуации клиента и уточняет основной из них, который незамедлительно разрешается. На этом этапе осуществляется документирование полученной информации в журнале первичного приема граждан, где отражаются сведения о принятых клиентах, причинах обращения, объемах и видах оказанных услуг.

3. Специалист по социальной работе выявляет дополнительные факторы, составляющие трудную жизненную ситуацию на момент первичного посещения, что позволяет в процессе оказания помощи ее дифференцировать. В ходе анализа информации, наличия соответствующих документов нередко устанавливается, что клиент и его семья пережили экстремальную ситуацию. В данном случае экстренно предоставляются социальные услуги в условиях отделения срочного социального обслуживания. В зависимости от тяжести проблемы бездомного специалист рекомендует полустационарное или стационарное социальное обслуживание для получения дополнительных социальных услуг.

4. Первичный прием помогает специалисту по социальной работе восстановить картину развития трудной жизненной ситуации клиента и прогнозировать ее изменение на ближайшую перспективу, что существенно для выбора методики оказания помощи. 5. Психотерапевтический эффект первичного приема заключается в том, что специалист по социальной работе демонстрирует клиенту перспективы и существующие положительные изменения его трудной жизненной ситуации.

Первичный прием как вид социального консультирования включает этапы:

1. Подготовительный. Специалист по социальной работе готовит документы для проведения первичного приема: перечень предоставляемых социальных услуг для граждан без определенного места жительства, патронируемых данным отделением (отделом) социальной службы, проверяет наличие бланков заявлений о предоставлении социальных услуг, образцов заполнения данных документов. Консультант психологически настраивается на длительный и непрерывный коммуникативный процесс, с гражданами, пережившими трудную жизненную ситуацию.

2. Установления отношений сотрудничества и выявления причин, побудивших клиента к обращению в социальную службу. На данном этапе гражданин без определенного места жительства оформляет заявление на оказание ему социальных услуг.

3. Диагностики и анализа проблемы.

4. Формулировки проблемы и определение целей проведения первичного приема.

5. Установления плана

6. Предоставления конкретной социальной услуги.

7. Оценки результатов первичного приема действий по разрешению трудной жизненной ситуации.

Основные понятия в адаптации.

Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Выделяют четыре вида адаптации:

1) биологическую, которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период.

Проект: «Семейный очаг»

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Автор: Лазарева Елена Ивановна, социальный педагог

Срок реализации: 1 год 3месяца

Цель:

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление связей между поколениями.

Задачи:

· Оказывать своевременную психолого–педагогическую и медико–социальную помощь особо нуждающимся детям и их семьям;

· Корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

· Осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»;

· Установить партнерские отношения с семьями воспитанников;

· Содействовать формированию у членов семьи социально- коммуникативных навыков;

· Углубить педагогические знания родителей;

· Вовлекать родителей в воспитательный процесс социально- реабилитационного центра;

· Оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

· Преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

· Формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;

· Создать условия для облегчения материального положения семьи;

Направления деятельности по проекту:

  • Обучение добровольцев- волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями;
  • Создание в реабилитационном центре службы по сопровождению семей из специалистов, инициирующих привлечение родителей к работе с неблагополучными семьями;
  • Проведение на базе реабилитационного центра семинаров с участием специалистов, родителей, детей- волонтеров для формирования их авторской позиции и проектирования собственной деятельности;
  • Оказание помощи неблагополучным семьям специалистами ведомств МО «Барышский район» и социально- реабилитационным центром;
  • Оказание консультативной помощи специалистам, родителям и детям- волонтерам в процессе их деятельности;
  • Вовлечение родителей в мероприятия, проводимые в социально- реабилитационном центре «Планета детства».

Степень реализации проекта

Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов социально- реабилитационного центра «Планета детства». В зависимости от характера проблем таким семьям должны оказываться: педагогическая, психологическая, организационная, координационная помощь.

  • Педагогическая помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
  • Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
  • Организационная – организация семейного досуга.
  • Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

При работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

- ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

- определение причин неблагополучия семьи;

- осуществление информационной помощи семье;

- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

· Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

· Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

· Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

· Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

· Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

· Изучение личностных особенностей членов семьи.

· Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

· Составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

· Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

 

Ожидаемые результаты

В рамках проекта будут реализованы следующие виды услуг по профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства:

- сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое);

- взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми;

- возникшего в центре нового, эффективного вида помощи детям и семьям «группы риска»– детско-родительского волонтерства.

Условия реализации проекта.

- Совместная работа всех учреждений системы профилактики МО «Барышский район» заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства, и реабилитации неблагополучных семей (КпДН и ЗП, Управление образования- органы опеки и попечительства, ПДН, Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району).

- Профессиональная компетенция специалистов социально- реабилитационного центра по данной проблеме.

- Предметно- развивающая среда.

Практическая значимость проекта:

В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН МО МВД России «Барышский», КПДН и ЗП при администрации МО «Барышский район», Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району, Управление образования - отдел опеки и попечительства

Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей социальным педагогом, заведующими дневным и стационарным отделениями, педагогом- психологом, юристом социально- реабилитационного центра.

Проект оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек, вовлечение детей из неблагополучных семей в работу Центра. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации в семье.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.

 

Первые шаги по осуществлению проекта «Семейный очаг»

Проектная деятельность развернулась с конца октября 2014года и находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В начале 2014 года состояли на патронаже в нашем учреждении 61 семья, из них 20 семей, состоящих на профилактическом учете в ведомствах системы профилактики, а концу года 53 семьи, из них 12 семей, состоящих на профилактическом учете в учреждениях системы профилактики. Все неблагополучные семьи выявляются и изучаются. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы.

За прошедшие месяцы сформирован банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении; проведен мониторинг социально- экономического положения семей с детьми для оперативного оказания им необходимых услуг; заключены соглашения о безвозмездной помощи семьям, состоящим в банке данных учреждения. Составлены индивидуальные совместные планы мероприятий с семьей; закреплены наставники за семьей из общественности; организовано и осуществляется социальное партнерство со всеми учреждениями системы профилактики в городе Барыше: Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району, КПДН и ЗП при администрации МО «Барышский район», ПДН МО МВД России «Барышский», Управление образования- отдел опеки и попечительства, Центр «Семья» и др. общественными организациями для комплексного подхода к решению проблем семей и несовершеннолетних.

Анализ

На мой взгляд, проект очень интересен и очень полезен для населения. При выявлении плюсов и минусов были получены следующие результаты:

 

Плюсы:

· Большой охват семей;

· Высокая значимость данного проекта для населения;

· Высокая эффективность отдельных технологий, используемых при реализации проекта;

· Польза для детей и родителей;

· Всесторонний подход к развитию и помощи для детей и родителей;

· Несколько направлений работы;

· Высокая актуальность проекта на данной территории.

Минусы:

В данном проекте 2 минуса:

1. Некая «растянутость» на большую аудиторию так же является минусом, потому что много не всегда значит хорошо. Реализовать проект на большой аудитории потребует больше сил, больше ресурсов. Отсутствует конкретика, конкретное направление работы, что позволило бы повысить эффективность проекта.

2. Используются, в том числе, некоторые консервативные, на мой взгляд, технологии работы, которые мало эффективны. Обучение и распространение волонтеров по территории для работы, например, не всегда дает ожидаемый результат.

 

Но, не смотря на данные минусы, все же проект достаточно хорошо продуман, и самое главное – приведен в действие.

 


ГЛАВА XIII . Технологии социальной работы со студентами на примере конкретного проекта

О проекте и технологиях, которые используются при реализации данного проекта

 

Проект «Социальная поддержка студентов и выпускникам высших учебных заведений при трудоустройстве»

Проект «социальная поддержка студентам и выпускникам высших учебных заведений при трудоустройстве» направлен на оказание помощи студентам и выпускникам высших учебных заведений трудоустроится с помощью центра занятости населения г. Саратова Октябрьского района. Для этого планируется открыть в центре занятости специальный отдел, в котором будут реализованы качественные социальные услуги для студентов и выпускников высших учебных заведений.

После окончания вуза у выпускников наступает новый период начало трудовая деятельность. У молодых неопытных специалистов возникает много проблем при трудоустройстве:

- Нет никакого опыта работы;

- Не владеют навыками правильного заполнения документов при трудоустройстве;

- Испытывают психологический стресс, и из-за этого плохо справляются при собеседовании с работодателями;

- Не удовлетворяют предложения работодателей (маленькая заработная плата, невысокая должность).

В связи с возникающими проблемами в отделе социальной поддержки студентам и выпускникам вузов при трудоустройстве предлагается оказание следующих социальных услуг: организация стажировок студентов с первого курса; проведение занятий (тренингов) по трудоустройству, как процесс начальной трудовой деятельности; оказание психологической помощи выпускникам, проведение встреч выпускников с работодателями; организация подготовки и переподготовки выпускников вузов.

Срок реализации проекта - 5 лет (так проект рассчитан на студентов с первого по петый курс и выпускников. Так как основной проблемой выпускников при трудоустройстве является отсутствие стажа работы и какой-либо стажировки, в рамках нашего проекта предусмотрена стажировка молодых людей, еще будучи студентами вузов, именно с первого курса, чтобы поработать в различных организациях, зарекомендовать себя в организации, которая оказалась более предпочтительной и в дальнейшем, после окончания вуза благополучно трудоустроиться. При условии подтверждения жизнеспособности проекта и наличии необходимых ресурсов реализация проекта может быть продлена.

Полная стоимость проекта составляет 494040 рублей (включая затраты на необходимое оборудование, расходные материалы и канцелярские принадлежности).

В год предполагается трудоустроить около 150 выпускников вузов, организовать стажировку с дальнейшим трудоустройством приблизительно 250 студентам вузов.

Целевая аудитория: Студенты и выпускники высших учебных заведений в возрасте от 18 до 27 лет.

Основная цель проекта: Трудоустройство выпускников высших учебных заведений.

Основные направления работы отдела:

1. Проведение занятий (тренингов) по трудоустройству, как процесс начальной трудовой деятельности.

Задачи: обучение навыкам поиска работы, помогать правильно составлять резюме, научить как правильно вести себя на собеседовании с работодателем.

2. Оказание психологической помощи выпускникам.

Задачи: выявление психологических свойств выпускников вузов и соотнесение их с профессионально важными качествами; проведение психологических тренингов с выпускниками (для молодых специалистов очень важно донести то, что работа по специальности с небольшой заработной платой принесет достаточно много знаний и опыта, даст возможность развиваться по профессии).

3. Организация встреч с работодателями.

Задачи: установление связи с предприятиями работодателями; знакомство студентов и выпускников с работодателями; проведение встреч с работодателями, проведение выездных занятий со студентами в организации.

4. Организация стажировок студентов с первого по пятый курс и выпускников вузов.

Задачи: определение сферы профессиональных интересов; получение опыта в определенной сфере деятельности; получение знаний и навыков работы с дальнейшим трудоустройством.

5. Повышение квалификации и переподготовка выпускников вузов.

Задачи: улучшить качество работы молодого специалиста; переподготовить выпускника для работы в другой отрасли.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые ресурсы.

1. Руководитель проекта. Разрабатывает Положение об «Отделе по Социальной поддержки студентам и выпускникам высших учебных заведений при трудоустройстве», определяет задачи, составляет график работ и расчет бюджета проекта, составляет план выполнения задач проекта, подбирает состав участников проекта и распределение обязанностей между ними, обеспечивает выполнение поставленных задач в пределах обозначенных сроков и выделенных средств, организует взаимодействие проектной группы с другими участниками проекта, осуществляет контроль за соблюдением плана и отвечает за оперативное решение возникающих проблем, согласовывает режим работы специалистов с работой Отдела по социальной поддержки студентов при трудоустройстве, участвует в планировании работы и осуществлении контрольных мероприятий.

2. Начальник ЦЗН г. Саратов Октябрьского района. Предоставляет площадь для реализации проекта и информационную поддержку.

3. Психолог. Организует психологическое консультирование студентов и выпускников высших учебных заведений, участвует в подготовке и проведении проф. ориентационной работы.

4. Специалисты по социальной работе (3 человека) принимает участие в проведение занятий со студентами, организации стажировок, осуществляет работу по трудоустройству выпускников, проводит патронаж трудоустроенных выпускников в течение месяца (со дня устройства), обеспечивает социально-педагогическую поддержку клиентов.

Источники финансирования:

· средства городского бюджета;

· гранты;

· привлечение средств коммерческих организаций, инвесторы.

Информационные ресурсы:

Необходимую информацию для реализации проекта организаторы планируют получать из следующих источников:

· Данные ЦЗН г. Саратов о свободных вакансиях,

· Данные о студентах и выпускниках, обратившихся в центр занятости,

· Информацию о вакансиях, об их рейтинге - в СМИ, Интернете, предприятиях.

 

Конкретные ожидаемые результаты проекта:

1. За год предполагается профессионально ориентировать около350 студентов вузов;

2. За год предполагается трудоустроить около 100 выпускников;

3. Более высокая степень трудоустройства выпускников после прохождения стажировок;

4. Привлечение студентов на стажировки в организации с дальнейшим трудоустройством;

5. Сформированная обширная база вакансий;

6. Положительный опыт сотрудничества с предприятиями - работодателями, заключение договоров по трудоустройству выпускников и проведению стажировок студентов высших учебных заведений;

7. Создание портфолио студентов в целях содействия трудоустройству.

 

О реализации проекта:

По найденной мной информации, проект был на начальной стадии реализации, но руководство ЦЗН посчитало, что данный проект будет не рациональной тратой ресурсов, так как существуют определенный государственные программы, а так же существуют программы в ВУЗах с похожим направлением деятельности, которые несут меньшие растраты ресурсов.

 

Анализ

Проект имеет достаточное количество плюсов и минусов. Так же, на мой взгляд, у руководства ЦЗН достаточно убедительные и аргументированные доводы в пользу решения не реализовать данный проект. Начнем с минусов.

Минусы:

1. Данный проект действительно не имеет за собой особой актуальности, так как существует много действующих программ, направленных на решение проблемы безработицы студентов и выпускников.

2. Высокие требования по материальным ресурсам. 230 000 в год, если округляя, являются не обосновано высокой тратой бюджета ЦЗН, при не изменяющемся гос.бюджете.

3. Создание данного отдела необходимо освещать в различных СМИ, а так же, рассмотреть возможность сотрудничества с ВУЗами, чтобы выпускники знали о существовании данных возможностей.

4. Мало эффективные технологии социальной работы, которые, на мой взгляд немного устарели и не имеют за собой высокую эффективность.

Плюсы:

1. Все же, данная проблема безработицы среди студентов и выпускников существует.

2. Создание данного проекта и попытка реализации, в любом случае, обращает внимание на данную проблему.

3. Создание отдела ведет к созданию новых рабочих мест, что является хорошим фактором.

4. В данном проекте существуют определенные ветки направления деятельности, которые, без сомнения, дадут максимальную эффективность по данному направлению.

 

 


ГЛАВА XIV . Технологии социальной работы – гендерный аспект на примере конкретного проекта

О проекте и технологиях, которые используются при реализации данного проекта



Обратная связь в общении.

В беседе с клиентами, которые в силу своего воспитания не привыкли обсуждать личные и семейные проблемы с посторонними, социальному работнику необходимо приложить особые усилия, чтобы понять скрытый смысл их слов. Такие люди высказываются в завуалированной форме, предполагая, что социальные работники сумеют сами разобраться в их проблемах. По этой причине необходимо более широкое использование обратной связи, чтобы определить, правильно ли понял интервьюер смысл сказанного. Обратная связь помогает избежать ненужного взаимного непонимания, а интервьюируемые обычно считают терпение и упорство, проявленные социальным работником, признаком того, что их ценят и уважают.

 

1. Структурирование информации. В процессе изучения проблем социальный работник оценивает значимость полученной информации. Выводы о значении и важности используются социальным работником при решении следующих вопросов: какие именно аспекты проблемы являются основными и заслуживают дальнейшего изучения; насколько клиент подготовлен к более глубокому исследованию определенных сторон проблемы; какая модель или образ поведения клиента служат препятствием эффективному проведению интервью; когда следует или не следует проявлять сильные эмоции и т. д. Перед интервью с представителями незнакомых групп населения социальным работникам следует подготовиться, составив список аспектов проблемы, перспективных для исследования. Тем не менее, важно не придерживаться схемы слишком строго, а использовать ее только как вспомогательное средство. Интервьюеры, которые жестко придерживаются заранее определенной схемы, лишаются непринужденности и мешают клиенту говорить о своих трудностях так, как он привык. Роль социального работника состоит в первую очередь в том, чтобы поощрить интервьюируемых к свободному обсуждению своих проблем и создать условия для их глубокого изучения.

2. Побудительные и уточняющие зондирующие высказывания. Побудительные зондирующие высказывания обычно используются для того, чтобы приступить к изучению проблемы и начать исследование ряда избранных аспектов. С их помощью определяется тема, но при этом клиент сам выбирает ту или иную форму ответа. Такие зондирующие высказывания, не накладывающие ограничений на ответы клиента, активизируют беседу и способствуют получению обширной и откровенной информации.

3. Поиск конкретности. Клиенты, как и большинство людей, склонны рассказывать о каких- либо проблемах или описывать события в общих выражениях. Более того, рассказывая о своих чувствах, они чаще используют неясные слова, имеющие несколько значений. Следовательно, для точного понимания проблемы и взаимопонимания социальный работник должен уметь добиться конкретности. Чтобы в полной мере оценить решающее значение приема достижения конкретности — "спецификации ответа", — необходимо осознать, что для точного понимания высказывания необходимо сузить его спектр до одного точного значения, подразумеваемого клиентом. Например, интервьюируемая может заявить: "У меня жестокий муж". Опытный интервьюер не будет делать самостоятельных выводов о значении определения "жестокий", а станет добиваться конкретности, задавая разные вопросы, например: "В чем проявляется его жестокость?"; "Не могли бы вы пояснить, что вы под этим подразумеваете?"; "Не могли бы вы привести несколько последних случаев проявления его жестокости?" Продвигаясь, таким образом, к конкретности, социальный работник может определить, что в данном конкретном случае под словом "жестокий" подразумевается отсутствие нежности или склонность к язвительным замечаниям, а вовсе не к физическим оскорблениям.

4. Изучение ожиданий. Ожидания клиентов с точки зрения получения помощи в результате проведения интервью варьируются. Иногда они отличаются от реальных возможностей социального работника. Если социальный работник знает о подобных нереалистичных ожиданиях и не управляет ходом интервью, клиенты могут разочароваться и не прийти на следующую встречу.

Цели группы

Цели группы определяются тем, в какую общую деятельность она включена. Если речь идет о групповой психокоррекционной, психотерапевтической, тренинговой и т. п. деятельности или о каких-либо формах социальной работы, связанных с работой с группой (клубная, в школе и т. д.), то в планировании результата ведущий группы, безусловно, опирается на определенную методологию.
Например; цель групп встреч — достижение более полной реализации личностного потенциала, личностный рост;
цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование коммуникативных навыков личности;
цель групп взаимопомощи — взаимная поддержка и взаимное консультирование.

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего группового процесса. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными целямиНесовпадение декларируемых и истинных целей — нарушение профессиональной этики ведущих групповой процесс.
Другая проблема состоит в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это сообщает групповой динамике определенный толчок, но его результаты могут быть непрогнозируемыми.

 





Нормы группы

Нормы представляют собой совокупность неписаных правил, определяющих, что допустимо недопустимо (правильно или неправильно) в группе. Нормы можно разделить на две категории:

1. Нормы, которые изначально задает ведущий группы (руководитель), или они задаются каким-либо инструктирующим документом;

2. Нормы, выработанные группой в процессе совместной деятельности.

3.
В тренинговых группах обычно изначально задаются следующие нормы :

· Доверительный стиль общения (обращение ко всем участникам группы на ТЫ);

· Необходима активность каждого;

· Группа является закрытой (принцип конфиденциальности информации);

· Принцип «здесь и сейчас»;

· Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, использование высказываний, отражающих собственную позицию);

· Обратная связь должна быть безоценочной;

· Право каждого участника — просить помощи у группы.

Иногда могут задаваться и другие нормы. Нормы, выработанные группой, защищаются членами группы. При этом группа может осуществлять давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам. Для нормального продвижения группы должно быть достигнуто, по крайней мере, частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм.

 

Сплоченность группы
Сплоченность, или cohesis — это взаимное тяготение членов группы друг к другу (С. Кратохвил, 1978). Сплоченность выражается в стремлении остаться в группе и сохранить ее любой ценой. К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. «Именно взаимная зависимость членов, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и опасности на этом пути и сглаживать личностные расхождения» (A. Marrow, 1977).

По мнению С. Кратохвила, сплоченности группы способствует:

· Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;

· Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами;

· Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него;

· Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

· Мотивировка каждым участником своего членства, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу;

· Дружески располагающая атмосфера;

· Престиж группы при одновременном повышении престижа индивидуума во время его членства в группе;

· Влияние групповой деятельности:

           а) притягательность действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций);
           б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности;

· Соперничество с иной группой или группами;

· Вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества.

Необходимо стремиться к динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением, поскольку сплоченность дает участникам чувство безопасности и поддержки, а напряжение, в свою очередь, выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе (С. Кратохвил, 1978).
1.3. Тренинг как технология социальной работы. Функции и методологические принципы тренинга.





Исследовательская стратегия

Исследовательские проекты обычно начинаются как часть предыдущей работы и могут привести к продолжению других проектов, поскольку будут подняты вопросы, ранее не затрагиваемые исследователем. Эти вопросы могут возникать и благодаря чтению работ других исследователей, книг, профессиональных журналов, и исследователь может прийти к лучшему пониманию специфических процессов нашего общества. Например, в последние годы намечается отчетливая тенденция к интеграции инвалидов в общество. Исследователи могут задуматься над вопросами: Что привело к изменению установок общества и каковы вероятные следствия этого процесса для инвалидов и для общества в целом? Исследование может быть описательным,предполагать получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, или же аналитическим, направленным на анализ, выяснение причин, лежащих в основе явления и обусловливающих его характер.

Исследование может быть разведывательным (пилотным, пилотажным), если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Исследования также разделяются на разовые (когда к решаемой проблеме больше не возвращаются) и повторные, а также мониторинговые (лонгитюдные), когда по заданному сценарию исследование через определенный промежуток времени повторяется или проводится регулярно (как, скажем, персписи населения). Разновидностью повторных исследований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени к одним и тем же людям.

Полевые исследования проводятся в нормальиых, естественных для изучаемой общности условиях. Лабораторные - в условиях, созданных специально для исследования (например, фокус-группа). Исследование может быть эмпирическим: опирающимся на действия, поступки, поведение людей, и/или теоретическим, основанным на существенных свойствах, состояниях, выявленных в предыдущих исследованиях или построенных иным способом без непосредственного обращения к эмпирической реальности.

Кроме того, по типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных - здесь используются эмпирические данные, материалы, собранные самим исследователем в ходе собственного исследования.

Вторичный анализ данных подразумевает использование полевых материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.

Исследования, в которых удается получить новые эмпирические данные посредством наблюдения, интервью / опроса или анализа первичных докумеитпв, называются полевыми.

Социальная экспертиза.

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) — освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.

Главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и систематизировать эту информацию.

В социальной сфере насчитывается великое множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам (т.е. трудно формализуемых задач), поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. Чаще всего они имеют вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту (закон и законопроект, программа социально-экономического развития, социальный проект, присылаемый на конкурс, и т.д.), а иногда это итоговый протокол совещания специалистов. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.

Таким образом, социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Это определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

1. Диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

2. Информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3. Прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4. Проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспортирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Под социальными объектами понимаются люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или коϲʙенно предусматривающие социальные изменения. Перечень социальных объектов не может быть четко определен, поскольку социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик. В то же время практические задачи социальной экспертизы заставляют если не исключать какие-то социальные объекты из сферы проведения экспертного исследования, то по крайней мере придавать разным объектам разное значение. Недопустимо возлагать на социальную экспертизу не свойственные ей функции, особенно те, которые обладают нормативным содержанием.

При всех недостатках, обусловленных сложностями оценки социальной сферы, социальная экспертиза все же может предоставить важные результаты для принятия управленческих решений. Потребность в проведении социальной экспертизы возникает каждый раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей, при этом у принимающего решения органа (могут возникнуть следующие проблемы):

1. Нет ясности

    • относительно возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

    • в том, насколько будут различными последствия реализации решения для разных социальных групп, разных территорий, в разных социокультурных условиях;

   • в том, какое ресурсное обеспечение необходимо; такая ясность не может возникнуть по причинам:

   • отсутствия общего мнения в принимающем решения органе;

   • недостатка аргументов «за» и «против» подготовленного решения;

   • невозможности получить аргументы иным, кроме экспертного, путем;

2. Есть намерение - прогнозировать последствия своих решений на социально-проектной деятельности; - аргументированно противостоять внешнему давлению (решениям или проектам решений органов более высокого уровня, подведомственных органов, иных участников демократического управления обществом), добиваясь признания этих аргументов и внесения соответствующих изменений в названные решения или действия; - использовать в своих действиях авторитет специалистов;

3. Есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих наличия внешнего арбитра, чтобы выбрать наилучший вариант.

 

Цель социальной экспертизы — установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия. Цели и задачи социальной экспертизы не могут быть безграничными, иначе ее проведение потеряет практический смысл. Установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики должно быть социальным итогом экспертизы.

Необходимо уточнить цель социальной экспертизы, сформулировав конкретные задачи, которые она призвана решать:

· Дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;

· Выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

· Оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

· Внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

 

Таким образом, социальная экспертиза проводится прежде всего в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.

 



Планирование проекта

Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого — установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации по дисциплине:

____________Технология социальной работы____________

 

 

Выполнил студент группы 3.076.2.15____

Д. Д. Никоненко_______ ______________

(И.О.Фамилия)                (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки 39.03.02 Социальная работа_______

Специализация / профиль Социальная работа с молодежью________________

Форма обучения очная_____________________

 

Научный руководитель

канд.ист.наук, зав. кафедрой Социальной работы, Д.В. Чернов_____________ 

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)

______________

(подпись)

___  ________ 20__г.

 

 

Новосибирск 2018



ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Социальные технологии. История и современность.................. 5

1.1. Определение социальных технологий. ............................................. 5

1.2. Типологизация социальных технологий. ......................................... 7

1.3. Этапы становления социальных технологий. ................................... 9

1.4. Технологии в социальной работе. Определение понятий. ............. 10

Глава II. Типология социальных технологий ........................................ 13

1.1. Современные образовательные технологии. Перечень, содержание и особенности....................................................................................................... 13

1.2. Политические технологии. Перечень, содержание и особенности. 14

1.3. Социально-культурные технологии Перечень, содержание и особенности............................................................................................................................ 17

Глава III. Целеполагание и его место в технологии социальной работы 20

1.1. Технологии социальной работы. Сравнение понятий.................... 20

1.2. Анализ технологических компетенций специалиста по социальной работе............................................................................................................................. 22

1.3. Технологии социальной работы современная нормативно-правовая база............................................................................................................................ 28

Глава IV. Социальная профилактика, как технология социальной работы 32

1.1. Профилактика аддиктивного поведения.......................................... 32

1.2. Профилактика девиантного поведения ........................................... 36

1.3. Пропаганда здорового образа жизни............................................. 41

Глава V. Социальная диагностика: цели, этапы и способы................... 44

1.1. Первичный прием граждан.............................................................. 44

1.2. Обследование жилищных условий ................................................. 46

Глава VI. Социальная терапия и методы ее осуществления.................. 51

Глава VII. Социальная адаптация........................................................... 54

1.1. Основные понятия в адаптации........................................................ 54

1.2. Технологии социальной адаптации безработных .......................... 54

1.3. Технологии социальной адаптации пожилых граждан.................. 56

Глава VIII. Технологии социальной работы в сфере занятости............ 59

Глава IX. Технологии социальной работы в образовании.................... 65

Глава X. Технологии социальной работы в социокультурной сфере... 78

Глава XI. Технологии социальной работы в здравоохранении............ 87

Глава XII. Технологии социальной работы с семьей на примере конкретного проекта............................................................................................................. 101

Глава XIII. Технологии социальной работы со студентами на примере конкретного проекта....................................................................................... 107

Глава XIV. Технологии социальной работы – гендерный аспект, на примере конкретного проекта....................................................................................... 112

Глава XV. Основные коммуникативные техники и деятельность социального работника........................................................................................................ 116

1.1. Активное слушание. Его виды и приемы...................................... 116

1.2. Обратная связь в общении ............................................................ 116

1.3. Нейролингвистическое программирование.................................. 118

Глава XVI. Социальное посредничество и консультирование. Построение социальных сетей в продвижении решения проблемы. ............................... 121

Глава XVII. Тренинги и групповые методы в социальной работе..... 127

1.1. История создания групповых методов.......................................... 127

1.2. Основные элементы групповой динамики .................................... 129

1.3. Тренинг как технология социальной работы, функции и методологические принципы тренинга......................................................................................... 131

Глава XVIII. Исследования в социальной работе............................... 135

1.1. Типы исследований в социальной работе...................................... 135

1.2. Исследовательские стратегии и методы ........................................ 136

1.3. Социальная экспертиза................................................................... 140

Глава XIX. Социальное проектирование............................................ 145

1.1. Социальный проект как технология социальной работы............. 145

1.2. Методы групповой креативной работы (мозговой штурм, деловая игра).......................................................................................................................... 149

Глава XX. Технологии профилактики эмоционального сгорания..... 154

1.1. Знакомство с имеющимся опытом реализации технологий.......... 154

1.2. Методика диагностики уровня выгорания В.В. Бойко (апробация со студентами старших курсов).......................................................................... 157

Глава XXI. Технологии оценки качества социальных услуг............... 163

1.1. Знакомство с существующим опытом реализации технологий. Разбор предлагаемых систем мониторинга................................................................ 163

Список использованных источников ................................................... 168

 



ГЛАВА I . Социальные технологии. История и современность

Дата: 2018-11-18, просмотров: 258.