Критериями оценки курсовой работы являются:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(квалификация (степень) бакалавр)

 

КИРВО 2016


 

 

В методических рекомендациях изложены требования, предъявляемые к разработке, оформлению и защите курсовых, выполняемых студентами по дисциплинам, закрепленным за кафедрой «Теория и история государства и права» юридического института ФГОУ ВО «Вятский государственный университет».

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

 

 

Методические рекомендации составлены с использованием законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава Университета, приказов и распоряжений Ректора, положений, регулирующих деятельность Университета.

 




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

1 Общие положения........................................................................................ 6

2 Выбор темы курсовой работы.................................................................. 11

3 Особенности подготовки курсовой работы по юриспруденции.............. 12

4 Содержание и структура курсовой работы.............................................. 17

5 Оформление курсовой работы.................................................................. 25

6 Научный руководитель курсовой работы................................................ 31

7 Организация проведения процедуры защиты.......................................... 32

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 34

 



ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительных изменений в социально-правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. Кроме того, введение новых стандартов международного уровня требует существенной модернизации имеющихся образовательных программ и форм подготовки профессионалов. Сегодня учреждения высшего юридического образования в России работают в условиях:

1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;

2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.

Подобная тенденция сохранится и в будущем. В связи с этим перед юридическим факультетом ставится основная цель – выход на новый высокопрофессиональный уровень, предполагающий удовлетворение потребностей органов государственной власти, крупного бизнеса, частого предпринимательства, в квалифицированных юридических кадрах, формирование качественно нового поколения специалистов в области права, способных профессионально решать задачи государственно-правовой политики, осуществлять защиту имущественных прав, а также личных неимущественных отношений, создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также норм развития экономических отношений.

Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.

Известно, что лекция относится к наиболее важной форме учебного процесса. Это основной вид систематического, глубокого и целостного изложения вопроса. Вузовская лекция должна отличаться научностью, убедительностью, доходчивостью, аргументированностью. Она содержит наиболее сложные (исходные) положения по теме, включает методические советы по поиску нового сопутствующего материала (законодательного, связанного с юридической практикой и др.). Все это способствует расширению правового кругозора студентов, более глубокому освоению лекционной темы, программного учебного материала.

Семинарские (практические) занятия как форма учебного процесса имеют свои задачи и цели. По своей направленности семинары (практические занятия) непосредственно связаны с обеспечением закрепления, расширения, углубления и систематизации знаний, полученных на лекциях, а также в результате самостоятельной работы студентов над учебниками, методическими источниками и др.

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР) также призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.

Разделом основной образовательной программы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрено прохождение студентами учебной и производственной практики, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Итоги практики отражаются студентом в отчете о прохождении практики.

В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.

 



Общие положения

Курсовая работа творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами.

Овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки выпускной квалификационной работы.

К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

- должна быть написана самостоятельно;

- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;

- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;

- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;

- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;

- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;

- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.

Выбор темы курсовой работы

Выбор темы исследования является ответственным моментом. От правильного выбора темы исследования зависит как его конечный результат, так и сам ход проведения исследования.

Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины учебного плана, отвечают ее основному содержанию и целевым установкам, а также требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Тематика курсовых работ доводится до сведения студентов после разработки перечня тем курсовых работ и утверждения на заседании кафедры. Темы курсовых работ обновляются ежегодно в связи с изменившимися социально-экономической ситуацией и изменениями и дополнениями в нормативно-правовых актах.

Студент вправе предложить выполнение курсовой работы и по теме, отличной от предложенных, с обоснованием целесообразности проведения такого исследования.

Выбор темы по инициативе студента возможен в нескольких случаях: стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений; профессиональный интерес в области малоизученной проблемы. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования.

При затруднении в выборе темы студент может обратиться за помощью к преподавателям кафедры.

После выбора тем курсовых работ староста группы предоставляет на кафедру заявление по форме, указанной в Приложении 1.

Темы курсовых работ и назначение научных руководителей утверждаются заведующим кафедрой (его заместителем) в течение 5 рабочих дней после представления заявления.

 

3. Особенности подготовки курсовой работы по юриспруденции

Написание курсовой работы — это систематизированное, обстоятельное изложение студентом материала по теме, содержащее анализ научных концепций, отражающий понимание и оценку студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.

Основные задачи выполнения курсовой работы:

1. Обоснование актуальности и значимости выбранной курсовой работы.

2. Изучение состояния и степени научной разработанности темы.

3. Сбор, анализ и обобщение информации по данной теме.

4. Разработка практических рекомендаций и предложений по тематике курсовой работы.

Содержание и структура курсовой работы

Оптимальный объем курсовой работы - 30-40 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате Word.

Структура курсовой работы включает следующие разделы:

1. Титульный лист (Приложение 3).

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части с краткими и четкими выводами по каждой главе.

5. Заключение по работе.

6. Список использованной литературы (Приложение 4).

7. Приложения (если необходимо).

Титульный лист является первой страницей научной работы и оформляется согласно Приложению 2. Номер страницы на нем не ставится.

Оглавление (Приложение 4) включает в себя перечень структурных элементов работы (с указанием страниц, где они расположены) и обычно состоит из:

- введения;

- основной части, которая разбита на 2-3 главы, а каждая глава разделена на 2-3 параграфа;

- заключения;

- библиографического списка;

- справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).

Правила оформления введения

Введение — ответственная часть курсовой работы, поскольку оно ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, содержит все необходимые ее характеристики. Введение содержит следующие разделы:

- актуальность и значимость избранной темы для юридической науки и практики;

- состояние разработанности изучаемой проблемы (с указанием уже имеющейся научно-исследовательской литературой по теме и ее краткой аннотацией);

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи исследования;

- методическую основу исследования;

- нормативно-эмпирическая база исследования;

- новизна полученных результатов и практическая значимость;

- положения, выносимые на защиту (2-3 вопроса);

- общая структура работы.

Одним из основных требований, предъявляемых к курсовой работе, является обоснование актуальности темы исследования. Актуальность определяется как значимость, важность и приоритетность выбранной темы исследования среди других тем. Она должна подтверждаться положениями, свидетельствующими в пользу научной и практической значимости решения проблем и вопросов, исследуемых в работе. Необходимо объяснить, почему именно эта выбранная тема представляет интерес для студента.

Чтобы сообщить о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. 

Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования представляет собой область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая в работе проблема (проблемный вопрос). Как правило, объектом исследования в области права выступают общественные отношения в той или иной сфере, та область права или правовая проблема, которая будет исследоваться в курсовой работе. Если объект – это область деятельности, то предмет – изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Цель исследования – это тот результат, которого нужно достичь в ходе исследования. В соответствии с основной целью в курсовой работе следует выделить несколько задач, решение которых необходимо для достижения значимых результатов исследования.

Методы исследования – основные приемы и способы, которые использовались при проведении исследования.

Далее идет описание нормативно-эмпирической базы, используемой при проведении исследования.

Студент может использовать широкий массив нормативных документов: международные договоры, конвенции и соглашения; Конституция Российской Федерации и конституции или уставы субъектов Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов; кодексы, принятые на обоих уровнях законодательства; подзаконные акты Президента, Правительства, министерств, агентств и служб Российской Федерации, а также акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме этого, интерес представляют акты, утратившие силу. В зависимости от конкретной темы исследования могут использоваться акты Российской империи, нормативно-правовые акты советского периода, уже утратившие силу российские законы.

Тенденции развития того или иного правового явления можно отследить на основе анализа соответствующих законопроектов.

Целесообразным может быть изучение зарубежного опыта законодательного регулирования отношений.

В качестве эмпирической основы курсовой работы могут выступать различные тексты договоров, писем, жалоб, заявлений; правоприменительная практика судов и иных государственных органов, статистические сведения, социологические опросы.

Во введении указывается научная новизна полученных результатов. В ней отражается следующее: студент присоединился к уже существующему подходу к решению проблемы; студент предлагает использовать собственную модификацию существующего подхода; студент предлагает использовать свой собственный оригинальный подход.

Полученные по итогам исследования результаты могут иметь теоретическую и (или) практическую значимость, что должно найти отражение во введении.

Положения, выносимые на защиту - это, как правило, два-три тезиса, описывающие выполненные задачи исследования, то новое, что и будет, представлено в процессе защиты курсовой работы.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень её структурных элементов.

Объем введения - до 3 страниц.

Содержание глав

В основной части работы в логической последовательности раскрываются поставленные вопросы. В первом вопросе особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, которые рассматриваются в данной теме. Нужно соблюдать логику изложения, используя основные способы изложения - от общего к частному или от частного к общему.

В основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление точек зрения или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами, основываясь на избранной методологии.

Общие требования к заключению

Курсовая работа завершается разделом, который называется «Заключение».

Заключение должно содержать выводы, обобщенное изложение основных рассмотренных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в курсовой работе. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.

Выводы в заключении должны строго соотноситься с общей целью и конкретными задачами, обозначенными во введении.

Важно доказать, что поставленные задачи решены и цель достигнута. Если проведенное исследование не достигло цели, необходимо отметить насколько автору удалось приблизиться к решению данных задач и имеется ли возможность решить их полностью или частично.

Вывод в заключении не должен представлять собой механического суммирования резюме, содержащихся в конце глав. В заключении должен содержаться общий итог всего исследования, его конечный результат.

Заключение придает работе завершенный характер и оформляется после написания работы. В заключении студент сам оценивает, насколько его работа соответствует заявленной теме по содержанию, какие теоретические и практические проблемы изучены и разрешены, обоснованы ли сделанные выводы. Заключение не должно просто повторять цели и задачи, указанные во введении. Необходимо охарактеризовать решение задач и сформулировать вывод о достижении целей.

Примерный объем заключения - 5-10 % от общего объема работы.

Оформление списка использованных источников

После заключения дается список использованных источников и литературы. При этом под источниками понимается нормативный и практический материал, а под литературой научные издания.

Принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, принят следующий порядок расположения источников:

· нормативные акты;

· монографии;

· статьи периодических изданий;

· электронные ресурсы.

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

· международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

· Конституция России;

· кодексы;

· федеральные законы;

· указы Президента России;

· постановления Правительства России;

· приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

· законы субъектов России;

· распоряжения губернаторов;

· распоряжения областных (республиканских) правительств;

· судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

· законодательные акты, утратившие силу.

В список включаются все использованные при подготовке курсовой работы источники независимо от того, где они опубликованы, а также от того, имеются ли непосредственно в тексте ссылки на них.

В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где опубликованы, год, номер и страница.

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.

Ссылка на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указывать только его электронный адрес.

Пример:

Официальные периодические издания: электронный путеводитель / Рос. нац. б-ка, Цент правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http:www.nlr/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2014).

или

Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон. журн. 2007. №1. – URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 18.01.2014).

Или

если о данной публикации говорится в тексте документа:

URL: http:www.nlr/lawcenter/izd/index.html.

Информация, размещенная в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа и может также использоваться при составлении списка литературы.

Список литературы, как правило, включает в себя 15-20 источников (научная литература должна быть использована за последние 5 лет).

 

Общие требования к приложениям

Приложения – дополнительные к основному тексту материалы справочного, документального, иллюстративного или другого характера.

Приложения размещаются в конце работы, после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и общий заголовок «Приложение №____».

Если приложение представляет собой отдельный рисунок или таблицу, то оно оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к иллюстрациям, таблицам (параграфы 2.5, 2.6).

Иллюстрации и таблицы нумеруются в пределах каждого приложения в отдельности. Например: рис. 3.1 (первый рисунок третьего приложения), таблица 1.1 (первая таблица первого приложения).

Приложения могут оформляться отдельной брошюрой. В этом случае на титульном листе брошюры указывается: Приложение к курсовой работе, и далее приводится название работы и автор.

 

На титульном листе курсовой работы в правом нижнем углу ставится подпись студента и дата сдачи курсовой работы на кафедру.

В конце курсовой работы также ставится подпись студента и дата сдачи работы на кафедру. Подпись ставится на последней странице текста после списка использованной литературы.

 

Оформление курсовой работы

После согласования окончательного варианта курсовой работы с научным руководителем работу, аккуратно и четко перепечатанную на принтере, брошюруют в специальной папке или переплетают в следующем порядке: титульный лист, задание на курсовую работу (в котором научный руководитель проставлял отметки о своевременном выполнении каждого этапа), бланк отзыва, содержание, текст работы.

Курсовая работа сдается на кафедру в бумажном виде.

Оформление курсовой работы должно производиться по общим правилам ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Научно-справочный аппарат оформляется в соответствии с ГОСТами:

– ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.11.2003 № 332-ст);

– ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.10.2000 № 253-ст),

- ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 04.09.2001 № 369-ст).

При дословном использовании материала для подтверждения важной мысли или существенного положения используется цитирование. В этом случае необходима ссылка на источник, откуда приводится цитата, оформленная в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст).

 

Курсовая работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4, содержит, примерно, 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3. Текст следует печатать через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, в таблицах – 12, в подстрочных сносках – 10. Подчеркивание слов и выделение их курсивом не допускается.

Страницы, на которых излагается текст, должны иметь поля:

o поля страницы: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; левое – 20 мм; правое – 10 мм;

o колонтитулы: верхний - 2; нижний - 1,25.

Названия глав (заголовки), а также структурные элементы письменных работ «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», являющиеся заголовками, печатаются прописными буквами, а названия параграфов (подзаголовки) – строчными буквами (кроме первой прописной). Заголовки и подзаголовки при печатании текста письменной работы на принтере выделяются полужирным шрифтом.

Заголовки, подзаголовки и подстрочные сноски (состоящие из нескольких строк) печатаются через одинарный интервал.

Абзацный отступ должен соответствовать 1,25 см и быть одинаковым по всей работе.

Нумерация разделов производится арабскими цифрами без точки в конце, а именно:

Пример – 1. Понятие и виды сделок

Главы делятся на параграфы и нумеруются арабскими цифрами без точки в конце, а именно: 

Пример – Глава 1. Понятие и виды сделок

            1.1. Понятие сделки 

Параграфы (разделы) должны иметь нумерацию в пределах каждой главы (раздела), а главы (разделы) – в пределах всего текста работы.

Если глава содержит только один параграф (что нежелательно), то нумеровать его не нужно.

Нумерация страниц

Страницы курсовой работы должны нумероваться арабскими цифрами, нумерация должна быть сквозная, по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. 

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, однако номер страницы на нем не ставится!

Если в работе имеются иллюстрации и таблицы на отдельном листе, то они включаются в общую нумерацию страниц работы. 

Каждую главу работы следует начинать с нового листа.

Параграф начинать с нового листа не нужно.

Иллюстрации и таблицы. Если в работе имеются схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотоснимки, то их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (то есть по всему тексту) – 1,2,3, и т.д., либо внутри каждой главы – 1.1,1.2, и т.д.

При наличии работе таблицы ее наименование (краткое и точное) должно располагаться над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с номером через тире. Таблицу, как и рисунок, располагать непосредственно после текста, в котором она упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы в тексте следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту или в рамках главы (2.1 и т.д.). Если таблица вынесена в приложение, то она нумеруется отдельно арабскими цифрами с добавлением перед номером слова «Приложение» - Приложение 1.

Если таблица имеет заголовок, то он пишется с прописной буквы, и точка в конце не ставится. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок "Продолжение таблицы".

Пример оформления таблицы:

Таблица 2.1

Расходы на оплату труда

Должность Количество Зарплата, руб.
1 2 3
Генеральный директор 1 2500
Бухгалтер 1 1500
Итого:    

Ссылки и сноски

В письменных работах могут использоваться внутритекстовые ссылки и ссылки в форме подстрочных сносок.

Подстрочные сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст, например, цитата. Для этого в конце текста (цитаты) ставится цифра или звездочка, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице.

«Накачка мировой экономики деньгами усилилась, когда в 1999 г. администрация США сняла ограничения на запрет банкам, венчурным, пенсионным и другим фондам заниматься инвестициями, выпуском ипотечных бумаг, игрой на валютных биржах и фондовых рынках, другими высокорискованными, но приносящими максимальные прибыли спекулятивными операциями. Неконтролируемый рост денежной массы привел к тому, что с 2006 г. ФРС США вообще перестал контролировать ее общий индекс».1 ____________________ 1. Бушуев В.В. Финансовые кризисы и волантильность нефтяного рынка // Мировой кризис и глобальные перспективы энергетических рынков. (Материалы совместного заседания Ученых советов Института мировой экономики и международных отношений РАН и Фонда «Институт энергетики и финансов». 22 мая 2009 г.) / Сост.и науч.ред. С. В. Чебанов. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 67.

 

Ссылки могут быть как на электронные ресурсы в целом (эл. документ, база данных, сайт, веб-страница), так и на их составные части. В целом оформляются так же, как библиографические сведения об использованных электронных ресурсах.

Примеры:

Инвестиции останутся сырьевыми [Электронный ресурс] // PROGNOSIS.RU: ежедневное интернет-издание. 2006. 25 января. URL: http://www.prognosis.ru/print.html?id=6464

По возможности указывать дату обращения к источнику.

Нумерация подстрочных сносок может быть сквозной по всему тексту письменной работы.

Ссылки на главы, рисунки, таблицы должны начинаться со строчной буквы, например, см. рис. 2.5…, результаты приведены в табл. 3.1…

Цитирование

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

· Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

· Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска.

· Если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы.

· Если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут от левого поля страницы на расстоянии абзацного отступа, при этом каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Например: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине...»[1].

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Заведующему кафедрой «Теория и история

государства и права»

                                                                  студентов __ курса факультета________

                                                                   __________________________________

                                                                  учебной группы_____________________

 

Заявление

 

Просим Вас утвердить темы курсовых работ (проектов):

ФИО студента № темы из списка рекомендуемых Название темы Подпись
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Дата


Приложение 2

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 



ЗАДАНИЕ

по курсовой работе по дисциплине «___________________________________________»

Студенту_____________________________________________________________________

Факультет юридический

Группа ______________________________________________________________________

 

  1. Тема курсовой работы__________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Срок сдачи студентом курсовой работы на кафедру: ________________ 2015 г.
  2. План курсовой работы:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

  1. График выполнения курсовой работы

 

Этапы выполнения работы и мероприятия Сроки выполнения Отметка о выполнении
1 Подбор литературы, ее изучение и проработка    
2 Составление библиографии по основным источникам    
3 Составление плана курсовой работы и утверждение его руководителем    
4 Разработка и представление на проверку первой главы    
5 Разработка и представление на проверку второй главы    
6* Разработка и представление на проверку третьей главы    
7 Согласование с руководителем выводов и предложений    
8 Переработка (доработка) курсовой работы в соответствии с замечаниями    
9 Предоставление работы на кафедру в электронном и бумажном виде    
10 Проверка курсовой работы в системе «Антиплагиат»**    
11 Разработка тезисов доклада для защиты курсовой работы    
12 Ознакомление с отзывом    
13 Завершение подготовки к защите с учетом отзыва,    

 

*В курсовой работе может быть две главы, тогда пункт 6 не учитывается.

** Курсовая работа для проверки на «Антиплагиат» должна быть представлена научному руководителю на флеш-карте и по электронной почте. 

 

Руководитель__________________________________________________ _______________

 

Ознакомлен студент:_______________________________________________ ___________

 


Приложение 3

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

« ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра «Теория и история государства и права»

 

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «_______________________________________________»

ТЕМА: «______________________________________________________»

 

 

  Выполнил(а) студент(ка)___курса, группы __ _______________________________________ (фамилия, имя отчество) Научный руководитель курсовой работы: _______________________________________ (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)   К защите_______________________________                  (дата, подпись руководителя) Работа защищена с оценкой_______________ _________________________ _____________ (подпись руководителя)             Ф.И.О. «___» ________________20__г.  

 

 

Киров 2016


Приложение 4


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и правовое регулирование института имущественных
отношений между супругами ……………………………………………………6

1.1 Правовое регулирование и история развития института имущественных
отношений между супругами ……………………………………………………6

1.2 Понятие, признаки и классификация имущественных отношений между супругами ………………………………………………………………………..15

Глава 2. Виды имущественных отношений между супругами ………….…...21

2.1 Отношения по поводу супружеской собственности ………………...........21

2.2 Отношения по поводу взаимного материального содержания …………..32

Глава 3. Некоторые актуальные проблемы имущественных отношений между супругами ……...………………………………………………………..40

3.1 Содержание имущественных отношений между супругами …………….40

3.2 Ответственность супругов по обязательствам …………………………....51

Заключение ……………………………………………………………………...62

Список использованных источников и литературы …………..……………67

Приложения ……………………………………………………………………..70


Приложение 5




Электронные ресурсы

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2015).

2. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. – URL: http://ihtik.lib.ru/edu_21sept2007/edu_21sept2007_685.rar (дата обращения: 17.05.2015).

3. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии. – 2004. – 26 марта [Электронный ресурс]. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2015).


Приложение 6

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(квалификация (степень) бакалавр)

 

КИРВО 2016


 

 

В методических рекомендациях изложены требования, предъявляемые к разработке, оформлению и защите курсовых, выполняемых студентами по дисциплинам, закрепленным за кафедрой «Теория и история государства и права» юридического института ФГОУ ВО «Вятский государственный университет».

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

 

 

Методические рекомендации составлены с использованием законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава Университета, приказов и распоряжений Ректора, положений, регулирующих деятельность Университета.

 




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

1 Общие положения........................................................................................ 6

2 Выбор темы курсовой работы.................................................................. 11

3 Особенности подготовки курсовой работы по юриспруденции.............. 12

4 Содержание и структура курсовой работы.............................................. 17

5 Оформление курсовой работы.................................................................. 25

6 Научный руководитель курсовой работы................................................ 31

7 Организация проведения процедуры защиты.......................................... 32

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 34

 



ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительных изменений в социально-правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. Кроме того, введение новых стандартов международного уровня требует существенной модернизации имеющихся образовательных программ и форм подготовки профессионалов. Сегодня учреждения высшего юридического образования в России работают в условиях:

1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;

2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.

Подобная тенденция сохранится и в будущем. В связи с этим перед юридическим факультетом ставится основная цель – выход на новый высокопрофессиональный уровень, предполагающий удовлетворение потребностей органов государственной власти, крупного бизнеса, частого предпринимательства, в квалифицированных юридических кадрах, формирование качественно нового поколения специалистов в области права, способных профессионально решать задачи государственно-правовой политики, осуществлять защиту имущественных прав, а также личных неимущественных отношений, создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также норм развития экономических отношений.

Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.

Известно, что лекция относится к наиболее важной форме учебного процесса. Это основной вид систематического, глубокого и целостного изложения вопроса. Вузовская лекция должна отличаться научностью, убедительностью, доходчивостью, аргументированностью. Она содержит наиболее сложные (исходные) положения по теме, включает методические советы по поиску нового сопутствующего материала (законодательного, связанного с юридической практикой и др.). Все это способствует расширению правового кругозора студентов, более глубокому освоению лекционной темы, программного учебного материала.

Семинарские (практические) занятия как форма учебного процесса имеют свои задачи и цели. По своей направленности семинары (практические занятия) непосредственно связаны с обеспечением закрепления, расширения, углубления и систематизации знаний, полученных на лекциях, а также в результате самостоятельной работы студентов над учебниками, методическими источниками и др.

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР) также призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.

Разделом основной образовательной программы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрено прохождение студентами учебной и производственной практики, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Итоги практики отражаются студентом в отчете о прохождении практики.

В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.

 



Общие положения

Курсовая работа творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами.

Овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки выпускной квалификационной работы.

К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

- должна быть написана самостоятельно;

- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;

- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;

- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;

- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;

- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;

- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.

Критериями оценки курсовой работы являются:

1. по форме:

- наличие плана и внутренних рубрикаций (правильность оформления);

- библиография источников, составленная в соответствии с ГОСТ;

- оформление цитирования в соответствии с ГОСТ;

- грамотность изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической), владение научной терминологией;

- соблюдение требований объема курсовой работы;

- представление в срок к защите курсовой работы;

2. по содержанию:

- соответствие содержания заявленной теме;

- новизна и самостоятельность в постановке и раскрытии темы;

- самостоятельность изложения авторской позиции, обоснованность суждений и выводов;

- привлечение нормативных правовых актов;

- использование эмпирических, статистических и социологических исследований;

- привлечение научно-исследовательской и монографической литературы;

- оригинальность текста.

Основные ошибки при написании курсовой работы:

1. Содержание работы не отвечает плану, не раскрывает предмет и объект исследования. Работа выглядит как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений различных ученых, результатов социологических исследований.

2. Формулировка глав (параграфов) не раскрывает содержания исследуемого предмета по избранной теме.

3. Цель исследования не отражает специфику объекта и предмета исследования.

4. Не дается анализ нормативно-правовых актов по теме исследования.

5. Аналитический обзор публикаций по теме работы имеет форму аннотированного списка и не отражает уровня исследования проблемы.

6. Конечный результат не отвечает цели исследования, выводы не отражают поставленной задаче.

7. В работе используются без указания источника чужие произведения, идеи и изобретения, что является нарушением авторских прав.

8. Библиографическое описание источников в списке использованной литературы приведено произвольно, без соблюдения требований ГОСТа.

9. Объем и оформление работы не отвечают требованиям; работа выполнена неаккуратно, с грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.

Процесс выполнения курсовых работ согласно Регламенту подготовки курсовой работы (проекта) студентами Финансового университета состоит из следующих этапов:

– выбор темы (в течение 10 недель после начала учебного года);

- закрепление темы курсовой работы за студентом и назначение руководителя (в течение 5 рабочих после предоставления заявления);

– изучение требований, предъявляемых к курсовой работе, составление библиографии, изучение нормативно-правовой базой, научной литературы, материалами периодической печати и судебной практики, составление плана, задания и графика выполнения курсовой работы и согласование их с научным руководителем (до 15 декабря текущего года);

– обработка, анализ и обобщение собранных материалов;

– подготовка текста курсовой работы;

– устранение замечаний и предложений, высказанных научным руководителем;

– сдача полностью подготовленной курсовой работы в электронном виде на флеш-карте или по электронной почте научному руководителю для проверки в системе «Антиплагиат»;

– проверка курсовой работы в системе «Антиплагиат» (в течение 2-х рабочих дней после представления работы научным руководителем ответственному за проверку лицу);

– представление результатов проверки курсовой работы научному руководителю и студенту;

– принятие окончательного решения научным руководителем о правомерности использования заимствований в курсовой работе на основе отчета о результатах проверки в системе «Антиплагиат»;

– итоговое оформление, сдача на кафедру и регистрация курсовой работы (не позднее 20 апреля очередного учебного года – для студентов очной формы обучения; электронный вариант не позднее чем за 3 недели до установленного срока защиты, а на бумажном носителе – не позднее чем за одну неделю до установленного срока в период экзаменационно-установочных занятий – для студентов заочной формы обучения);

–написание отзыва на курсовую работу научным руководителем;

– защита курсовой работы согласно графику, утвержденному на кафедре (не позднее, чем за одну неделю до даты окончания семестра в соответствии с расписанием – для студентов очной формы обучения; в период проведения экзаменационно-установочных сессий – для студентов заочной формы обучения).

Студенты, не выполнившие курсовые работы, не допускаются к экзаменам по профильной дисциплине.



Выбор темы курсовой работы

Выбор темы исследования является ответственным моментом. От правильного выбора темы исследования зависит как его конечный результат, так и сам ход проведения исследования.

Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины учебного плана, отвечают ее основному содержанию и целевым установкам, а также требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Тематика курсовых работ доводится до сведения студентов после разработки перечня тем курсовых работ и утверждения на заседании кафедры. Темы курсовых работ обновляются ежегодно в связи с изменившимися социально-экономической ситуацией и изменениями и дополнениями в нормативно-правовых актах.

Студент вправе предложить выполнение курсовой работы и по теме, отличной от предложенных, с обоснованием целесообразности проведения такого исследования.

Выбор темы по инициативе студента возможен в нескольких случаях: стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений; профессиональный интерес в области малоизученной проблемы. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования.

При затруднении в выборе темы студент может обратиться за помощью к преподавателям кафедры.

После выбора тем курсовых работ староста группы предоставляет на кафедру заявление по форме, указанной в Приложении 1.

Темы курсовых работ и назначение научных руководителей утверждаются заведующим кафедрой (его заместителем) в течение 5 рабочих дней после представления заявления.

 

3. Особенности подготовки курсовой работы по юриспруденции

Написание курсовой работы — это систематизированное, обстоятельное изложение студентом материала по теме, содержащее анализ научных концепций, отражающий понимание и оценку студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.

Основные задачи выполнения курсовой работы:

1. Обоснование актуальности и значимости выбранной курсовой работы.

2. Изучение состояния и степени научной разработанности темы.

3. Сбор, анализ и обобщение информации по данной теме.

4. Разработка практических рекомендаций и предложений по тематике курсовой работы.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 392.