Российской академии наук
Институт географии Российской академии наук в 2010 и 2011 гг. выполнил исследования по темам «Проведение экономико-географического, геополитического и картографического анализа и мониторинга последствий перехода на летнее и зимнее время, а также сокращению часовых поясов для населения, хозяйства и системы государственного управления в Российской Федерации». Материалы исследований подтвердили целесообразность отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время с установлением в Российской Федерации постоянного летнего времени, что соответствует принятому руководством страны решению.
1. В 2010-2011 гг. Институтом географии РАН были собраны данные о возможных конфликтных ситуациях (управленческих, социальных, бытовых и экономических), возникающих вдоль границ часовых зон с 1-2 часовым градиентом (муниципальный уровень). Картографический анализ позволил уточнить особенности конфликтных точек и составить перечень действий на муниципальном уровне по снижению негативного эффекта от наличия временного градиента. Предложения по мероприятиям, связанным с адаптацией населения и хозяйства к последствиям при отказе от сезонного перевода часов, могут носить формат подзаконных актов и простых рекомендаций. Они касаются в основном муниципального уровня, так как возможные конфликты и неудобства для населения «временных сдвигов» регулируются такими простыми управленческими решениями, как (1) уточнение начала работы предприятий, учреждений образования, быта, торговли, кредитно-финансового сектора, (2) корректировкой времени вещания центрального и местного телевидения и установлением начала его информационных, популярных развлекательных, художественных и спортивных передач и пр. Последнее так и не было оптимизировано после отказа от сезонного перевода стрелок, что привело к смещению активности части населения на более поздние часы и недосыпанию.
2. По материалам анализа и синтеза результатов зарубежных исследований по оценке целесообразности перевода стрелок на летнее и зимнее время и последствий перехода на круглогодичное летнее время установлено, что с этим население получает (1) возможность максимально использовать световой день, в том числе в рабочее время, (2) иметь лучшую освещенность позднеосенних, зимних и ранневесенних вечеров, в том числе после рабочего дня, (3) больше времени тратить на активный вечерний отдых, (4) уменьшить расходы на освещение и отопление помещений; (5) уменьшить риск стать объектом преступлений в темное время, в том числе против детей; (6) условия для сокращения вечерней аварийности на дорогах. Эти аргументы используются для обоснования введения постоянного или сезонного сдвига времени во многих развитых странах. Они поддержаны авторитетным естественнонаучным журналом «Nature» (Nature Editorial, 2007). По данным специальных исследований в странах Северной Европы выявлено существенное возрастание риска ущерба здоровью в темное время по сравнению со светлым временем – на 30% в городских условиях и на 50% в сельских.
3. Еще до принятия решения об отказе от сезонного перевода стрелок, специалистами в области экономической географии были проанализированы возможные последствия – политические, внешнеэкономические и культурные – при возрастания временного градиента на западных южных и восточных границах России. Объективных результатов последствий (в показателях экономических потерь и/или выигрышей, количестве расторгнутых из-за различий во времени международных соглашений, нарушений графиков движения транспорта и пр.) введения круглогодичного летнего времени в России нет. Скорее, наоборот, растущий товарооборот со странами Востока совпал с сокращением часовых градиентов Московского пояса с Китаем, Кореей, Японией, Индией и др. Замечания, что возросла разница начала спортивных соревнований, футбольных и хоккейных матчей в Европейских странах и это неудобно для трансляции по российскому телевидению не выдерживает критики. Большинство стран Европы, несмотря на то, что размещены в 3-х часовых поясах, живут в одной часовой зоне. Желание сделать удобным для этих стран просмотр соревнований будущих Зимних олимпийских игр и чемпионата по футболу, на наш взгляд, не является проявлением интеграции (почему бы, наоборот, не обратить внимание на интересы телезрителей более восточных регионов России, или на миллиарды телезрителей Китая и Индии). Декларируя, например, начало наиболее популярных соревнований будущей Олимпиады (финалов фигуристов и конькобежцев, хоккейных встреч) на 19-00 (16-00 по среднеевропейскому времени), организаторы соревнований идут навстречу именно жителям европейских стран, основная масса которых как раз в это время заканчивают работу. Для российских зрителей, большая часть которых сосредоточена в Московской и Уральско-Западносибирской и Новосибирской часовых зонах, это время скорее неудобно – часть добирается после работы позднее, а другая часть не имеет возможности досмотреть соревнования до конца из-за позднего окончания передач.
4. Реформа исчисления времени на территории Российской Федерации не завершена, население не ознакомлено в полной мере с ее итогами, не выявлены и не сопоставлены плюсы и минусы нововведений, не уточнены приоритеты мониторинга последствий, особенно в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2011 г. Еще год назад были подготовлены предложения к Плану мероприятий по завершению реформы часовых зон в Российской федерации, в котором определены направления, цели, задачи и мероприятия для завершения реформы часовых зон и реализации норм Федерального закона «Об исчислении времени». Среди главных направлений определены: (1) совершенствование законодательства, нормативно-правового обеспечения и правоприменения в данной сфере, (2) проведение нескольких годовых циклов ведомственного и регионального мониторинга последствий принятия Федерального закона и Постановления правительства, (3) завершение действий по оптимизации системы часовых зон, (4) совершенствование системы государственного управления и межведомственной координации в рассматриваемой области, (5) проведение дополнительных научных исследований, в том числе социологических, медико-биологических и географических, (6) повышение осведомленности населения в отношении реформ с привлечением СМИ, (7) информационное обеспечения в области исчисления времени и функционирования системы часовых зон России.
5. В рамках контент-анализа публикаций в СМИ и Интернете в 2011 г. – начале 2012 г. была выявлена реакция населения на решение вопроса о целесообразности сезонного перевода стрелок. Выявленные различия в реакции субъектов Федерации на эту проблему объясняются степенью информированности населения и его общим протестным настроением. Так, в ряде субъектов Федерации (Самарская область, Камчатский край, Республика Башкирия и др.) недовольство населения «часовыми» реформами использовалось в предвыборных лозунгах разных политических партий, а на федеральном уровне в 2010-2012 гг. в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, когда возникал «вакуум» законодательной активности отдельных фракций. Информированность населения и непосредственно лиц, принимающих решения, по вопросам исчисления времени и возможностях его оптимизации на конкретных территориях крайне низкая, что не позволяет принимать во внимание некоторые их рекомендации (возврат страны к делению на 12 часовых поясов, установление в субъектах Федерации поясного времени установление поясного времени для конкретных населенных пунктов и районов, установление границ часовых зон вдоль меридианов вне административных границ с 1-часовым градиентом и т.д.).
Обращая внимание на перечисленные выше вопросы следует дать следующие рекомендации завершения реформ исчисления времени в России:
1. Необходимо сохранить существующую систему исчисления времени в России. Действия по отмене ранее принятых решений в этой области приведут однозначно к негативных последствиям (в том числе к снижению эффективности в использовании населением светлого времени в период активности человека) и к политическим издержкам.
2. Необходимо продолжить отраслевой и региональный мониторинг последствий реформы времени, в том числе используя специальные (новые) целевые показатели в экономике и социальной сферах, демографические и медико-биологические индикаторы.
3. Расширить систему сбора целевых статистических показателей, объективно отражающих последствия (как позитивные, так и негативные) временного сдвига в связи с переходом на круглогодичное летнее время («светлые вечера») и динамику этих показателей – заболеваемость, обращения к врачам, травматизм в разное время суток, ДТП, преступность, аварийность на промышленных объектах, успеваемость в школах, время окончания просмотра телепередач, время нахождения в Интернете и пр.
4. Принять и реализовать программу адаптации разных сфер жизни населения к реформе исчисления времени, проведенной в 2010-2011 гг., в первую очередь в сфере образования (начало занятий, характер распределения уроков разной сложности, регламенты внешкольной деятельности ученика и пр.), работы коммунальных служб, начала рабочего дня предприятий и учреждений, сетки передач центральных каналов телевидения, в том числе начала и окончания популярных информационных, художественных и спортивных передач. Общая тенденция смещения активности городского населения к более поздним (ночным) часам дня проявилась еще до реформы времени, тем более до решения об отказе сезонного перевода стрелок. Она связана с поздним возвращением с работы и ненормированным рабочим днем многих работников, более поздним окончанием массовых общественных, культурных и спортивных мероприятий, существенно более поздним завершением трансляции популярных информационных, художественных и спортивных передач на ТВ, массовым увлечением населения Интернетом и предпочтением нахождения в нем в ночные часы и даже с введением 2-х тарифной оплаты электроэнергии. Попытки связать факты массового недосыпания, трудностей раннего подъема утром в позднее-осенние и зимние месяцы, что обусловлено в основном перечисленными выше объективными явлениями, с установлением круглогодичного летнего времени, на наш взгляд, проявление безграмотности и тенденциозности.
5. Усилить распространение знаний и информированность населения о прошедших реформах времени и ее позитивных эффектах. Недостаток разъяснительной работы среди населения ставит существеннее барьеры на пути получения объективной информации об отношении населения к прошедшим реформам исчисления времени. Требуется проведение специальной просветительской компании в данной сфере с использованием СМИ, центральных каналов телевидения, Интернета. Проведение федеральных и региональных социологических опросов должно строиться на выявлении объективной картины и учитывать все факторы, способные прямо и косвенно повлиять на отношение к реформе времени.
6. Только после ознакомления населения с сутью реформы времени и проведения разъяснительной работы среди населения в регионах можно провести серию целевых социологических опросов, позволяющих выявить отношение населения к реформам времени. Следует исключить из опросов такие формулировки вопросов: Как Вы относитесь к реформам времени? (без информации о целях и сути реформ) Как Вы относитесь к введению в стране круглогодичного летнего времени? (без знания физического смысла этих введений) Как Вы относитесь к возвращению поясного времени? (без знания, а в каком собственно часовом поясе располагается данный населенный пункт и какие его жителей ожидают последствия этого акта). Также следует корректно отнестись к сезону и времени проведения опроса, исключить вопросы о самочувствии, если они не напрямую связаны со сдвигом времени. Обязательно сопроводить опросные действия с выявлением у опрашиваемых времени отхода ко сну, времени возвращения с работы, частоты и продолжительности просмотра передач телевидения, работы в Интернете и пр. Выявить предпочтения в продолжительности и времени окончания трансляции популярных программ телевидения, работы учебных заведений, коммунальных служб, банковских учреждений, магазинов, спортивных мероприятий и пр.
7. Институтам РАН предложить и профинансировать в рамках специальной программы специальные социологические, медико-биологические и географические исследования (Институт медико-биологических исследований РАН, Институт географии РАН, Институт социологии РАН и др.), позволяющие уточнить влияние сдвига времени на состояние организма человека, население, социальные сферы, определить пути оптимизации системы хозяйства и информационно-коммуникационного пространства, позволяющей адаптировать их к изменениям в системе исчисления времени и введения круглогодичного летнего времени.
Аналитические материалы Института медико-биологических проблем Российской академии наук
Вопрос оптимизации часовых зон России и системы исчисления времени (далее - СИВ) в часовых зонах затрагивает миллионы граждан Российской Федерации и как показывает общественный резонанс вокруг этой проблемы, является весьма актуальным. Сложность нахождения устраивающего всех варианта СИВ определяется огромной протяженностью нашей страны, различиями по размеру и плотности населения ее субъектов, разными графиками рабочего дня, разным характером труда и другими факторами.
Результаты исследований и расчетов с участием Института географии, Института медико-биологических проблем Российской академии наук показали, что в географических условиях Российской Федерации одним из наиболее целесообразных вариантов СИВ по критериям увеличения или сохранения эффективно используемого населением светлого времени суток (период дневной активности населения) является установление постоянного летнего времени. По этим критериям установление именно летнего времени позволит добавить от 6 до 17% светлого времени суток (в зависимости от региона), приходящегося на вторую половину дня – эффективно используемое населением светлое время суток. Например, количество светлого времени суток в период с 18 до 23 часов при установлении постоянного летнего времени увеличится: в Москве и Санкт-Петербурге на 8%, в Ростове на Дону на 13%, в Самаре на 7%, в Казани на 6%, в Челябинске на 11%, в Красноярске на 10%, в Петропавловске-Камчатском на 9%.
Учитывая это, тезис, что при постоянном летнем времени граждане России живут в потемках («Россия во тьме») явно некорректен. Правильнее сказать, что при постоянном летнем времени светлее в указанные часы с марта по ноябрь, особенно в вечерние часы после окончания рабочего дня, но темнее в утренние часы в период с начала декабря по конец января.
В случае установления постоянного зимнего времени во всех регионах России произошло бы весьма существенное уменьшение светлого времени суток в период с 18 до 23 часов – в среднем ситуация ухудшилась бы на 15-35% по сравнению с существующим положением, когда производится сезонный переход на летнее время. В Москве это ухудшение составило бы 25%, в Самаре 35%, в Ростове на Дону 33%, в Челябинске 21%, в Южно-Сахалинске 31%. Такое существенное и повсеместное сокращение светлого времени представляется недопустимым.
В случае установления в регионах России поясного времени (сдвиг на запад на 2 часа относительно действующего исчисления времени) будет наблюдаться чрезвычайно резкое сокращение (24-78% в зависимости от региона) эффективно используемого населением светлого времени суток после окончания рабочего дня с 18 до 23 часов (свободное время после окончания рабочего дня) и необходимость массового изменения графиков рабочего дня представляется неизбежной.
По сравнению с поясным временем вариант возврата к сезонному переводу стрелок часов представляется более предпочтительным.
Медико-биологические эффекты отмены в 2011 году сезонного перевода часов на зимнее время с установлением постоянного летнего времени в Российской Федерации к настоящему моменту не могут быть оценены однозначно, так как соответствующих исследований не проводилось. Отсутствуют и данные мониторинга за 2012 год, так как в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N671-p, сведения о заболеваемости и смертности населения представляются с ежегодной периодичностью в срок до 20 марта следующего за отчетным годом. Анализ статистических данных о заболеваемости населения и причинах обращения в медицинскую организацию по субъектам Российской Федерации за 2012 год может быть проведен во II квартале 2013 года. Анализ статистических данных о смертности населения в Российской Федерации может быть проведен после получения официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, к компетенции которой относится сбор, обработка и расчет показателей смертности населения в Российской Федерации.
Чтобы положить конец многолетней бесплодной дискуссии и спекуляциям в виду отсутствия научных фактов и принять обоснованное решение, можно еще раз рекомендовать реализовать предложения, содержащиеся в информационно-аналитических материалах, подготовленных под руководством вице-президента РАН академика Н.П. Лаверова в 2010 г. «О возможности сокращения часовых поясов и целесообразности перехода на летнее и зимнее время на территории Российской Федерации» и провести комплексное исследование с использованием принципов доказательности и сравнив регионы, которые находятся на восточных границах временных зон и где отсутствуют или минимальны временные сдвиги относительно поясного времени, с регионами, где эти сдвиги достигают 2 часов.
Пока можно оперировать только обобщенными результатами мониторинга реализации Федерального закона «Об исчислении времени» в 2011 - 2012 годах, представленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заключающимися в том, что отмена сезонного перевода стрелок часов в Российской Федерации не повлекла изменения длительности рабочего дня или режима работы организаций и предприятий, а показатели здоровья населения не ухудшились.
По результатам мониторинга в 2013 году и проведения медико-биологических и социологических исследований может быть принято обоснованное решение об эффективности отмены сезонного перевода часов на зимнее время с установлением постоянного летнего времени в Российской Федерации или принятие какого либо другого варианта системы исчисления времени.
При этом возможны четыре варианта решения проблемы зимнего и летнего времени:
- вернуться к сезонному переводу стрелок часов;
- установить постоянное зимнее время;
- установить постоянное поясное время;
- оставить существующее постоянное летнее время.
Вместе с тем, следует учесть, что работа по совершенствованию СИВ в РФ должна продолжаться, в частности, негативным фактором являются 2-х часовые «разрывы» между рядом смежных субъектов Федерации, что нарушает принцип непрерывности часовых зон.
Нельзя забывать и о том, что возможное уменьшение временного сдвига относительно поясного времени до 1 часа должно повлечь за собой и восстановление количества самих часовых зон в России с 9 до 10 или 11, как это было до реформ 2011 года. В противном случае, временные сдвиги в Дальневосточном регионе вновь достигнут неприемлемых 3-х часовых значений, компенсация которых, в том числе, была одной из задач Постановления № 725.
Аналитические материалы
Дата: 2018-09-13, просмотров: 4539.