ТЕМА 2. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История

 

Методические указания для студентов

заочной формы обучения

на 2018/19 учебный год

 

                                 

 

                                         

 

Миасс

2018

 

                                                         Одобрено

учебно-методической комиссией факультета экономики, управления, права

 

Рецензент Ф.Н. Садриева

 

  

 

 

     

 

  

  История: методические указания для студентов заочной формы обучения на 2018/19 уч. год/ составители: Р.Ф. Зорина, К.Е. Ситниченко. – Миасс, 2018.– 40 с.

 

Методические указания являются руководством для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлениям подготовки и специальностям филиала ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». Дисциплина «История».

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………4

2.Темы семинарских занятий………………………………………………………………….6

3. Примерная тематика реферативных работ……………………………………………….17

4. Примерные тестовые задания для самопроверки………………………………………...21

5. Работа с историческими документами по отдельным темам дисциплины…………….32

6. Экзаменационные вопросы………………………………………………………………..37

7. Методические рекомендации по написанию реферата………………………………….38

 


Введение

Дисциплина «История» входит в федеральный перечень дисциплин, обязательных для изучения в высших учебных заведениях Российской Федерации по всем направлениям, специальностям, формам и видам обучения.

В основе обучения в высшем учебном заведении лежит компетентностный подход. Он предполагает при изучении курса формирование такой важнейшей компетенции как способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Цель дисциплины: сформировать у студентов фундаментальные представления о месте исторической науки в системе научного знания; роли истории в духовной жизни общества; комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации.

Задачи дисциплины: систематизировать знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

Показать по каким проблемам истории ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; эволюцию исторических понятий и категорий; тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· основные концепции всемирно-исторического развития;

· этапы и закономерности культурно-исторического процесса;

· важнейшие социальные, этнические и конфессиональные изменения во всемирной и отечественной истории, их причины, особенности проведения и результаты;

· роль истории в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.


Уметь:

· ориентироваться в мировом историческом процессе;

· анализировать социально значимые процессы и явления, происходящие в обществе;

· соотносить общие исторические явления и отдельные факты;

· формировать и толерантно отстаивать собственную позицию по различным вопросам истории;

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

· обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 

владеть:

· способностью к обобщению, анализу, восприятию исторической информации из разноплановых источников;

· навыками публичной речи, приемами ведения дискуссий и полемики.

 

При изучении курса рекомендуется использовать следующие учебники, учебные пособия и интернет - ресурсы:

1. Ключевский, В.О. Курс русской истории – http://www.magister.msk.ru/library/ history/

2. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен –http://militera.lib.ru /common/ solovyev1/index.html

3. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

4. Отечественная история: Учебник / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов и др. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 462 с.

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011. - 816 с.            

6. Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт,2011.-655 с.-(Основы наук).

7. Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 576 с.

8. История России: учебник для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012.- 672 с.

9. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

10. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие. – Москва: Проспект, 2015. – 320 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Всемирная история в Интернете – http://www.hrono.ru/.

2. История. РФ – http://histrf.ru/

3. История России. Всемирная история. – http://www.istorya.ru/.

4. Материалы русской истории. –http://www.magister.msk.ru/library/history.

5. 100 ключевых документов по советской и российской истории – http://www.1000dokumente.de/index.html?c=projektinfo_ru&l=ru&viewmode=1

6. Родина. – http://www.istrodina.com/

7. Вопросы истории. http://online.eastview.com/projects/voprosy_istorii/ru



Темы семинарских занятий

 

ТЕМА 1. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVI вв.)

   

1. Русь и Золотая Орда в XIII – начале XIV вв.

2. Основные этапы образования единого русского централизованного государства.

3. Иван IV (Грозный): главные направления внутренней и внешней политики.

 

Уясните содержание понятий: баскаки, Боярская Дума, Земский Собор, иго, крепостное право, опричнина, самодержавие, подданство, поместье, централизация, ярлык.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

1223 г. – первое столкновение Руси и монголов на р.Калка

1237 – 1241 гг. – монголо-татарское нашествие на Русь

5 апреля 1242 г. – «Ледовое побоище»

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва

1462 – 1505 гг. – время правления Ивана III

1480 г. – стояние на р. Угре, окончательное свержение монголо-татарского ига

1547 г. – венчание на царство Ивана IV

1565 – 1572 гг. – опричнина Ивана IV

 

Литература к первому вопросу

 

1. Кофнер, Ю. Экономика Золотой Орды (1240–1480) / Ю. Кофнер // Суждения. Исторический журнал. – 2011. – Вып. 43. – http://www. mesoeurasia.org/archives/378.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 94-100. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: Аграф, 2001.

4. Крамаровский М. Великая Орда Златая: Улус Джучи как цивилизация // Родина. – 2003. – № 11.

5. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории северо-восточной Руси XII – XIV вв. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.

6. Кузьмин А. «Со всякие деревни по полтине…»: О размерах дани в Орду // Родина. – 2003. – № 11.

7. Мамынова Ш. Золотая Орда или Улуг-улус? // Родина. – 2004. – № 2.

8. Хан Н.А. Ярлык в традиции политической культуры Восточной европы в XIV в.// Вопросы истории. –2004. – №6.

9.  Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» 30 – 40-е гг. ХIII вв. – СПб.: Евразия, 2004.

10.  Крадин Н. Теорема Чингисхана// Родина. – 2006. – №9.

11.  Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации// Вопросы истории. –2006. – №2.

12.  Нефедов, С.А. История России. Факторный анализ. Т. I / С.А. Нефедов. – М.: Территория будущего, 2010. – С. 153–160. – http://hist1.narod.ru/Science/ Russia/RH/1.htm.

13.  Рудаков, В.Н. Концепция ордынского «ига» и отношения с Ордой в русском общественном сознании второй половины XIII – XVI веков / В.Н. Рудаков // Вестник МГИМО. – 2012. – № 4. – С. 24–32. – http://vestnik.mgimo.ru/ fileserver/25/06_rudakov.pdf.

14.  Мухаметов Ф.Ф. Монгольская "Яса" и ее роль в системе общественных отношений империи Чингисхана// Вопросы истории. – 2007. – №5.

Методические советы

 

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на то, какой ущерб нанесло русским землям монголо-татарское нашествие? Как сформировалось государство – Золотая Орда? Где оно располагалось? Как складывались политические и экономические отношения Руси и Золотой Орды в ХIII в.? Выясните, какие факторы определили характер этих взаимоотношений?

Приведите основные точки зрения о характере взаимоотношений Руси и Орды, влиянии «ига» на русское общество и государство. Сопоставьте доводы сторонников различных подходов с помощью таблицы.

 

Особенности отношений «Иго» «Компромисс»
Руси и Орды в XIII-XIV    
вв.:    
в политической сфере    
в экономической сфере    
в духовной сфере    

 Обратите внимание на особую позицию православной церкви в этом вопросе. Какие изменения в ХIII – начале ХVI вв. произошли в развитии русской культуры? С чем они были связаны?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт, 2011.-655 с.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 106-117. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Пономарева И.Г. Истоки политического кризиса 1433 г. в Московском Великом княжестве // Российская история. – 2016. - №1. – С. 3-9.

4. Андреев А.Р. Первый государь всея Руси. – М.: Белый волк, 2000.

5. Беляев Л.А. Московская Русь. – М.: Слово, 2001.

6. Нефедов С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории. – 2002. – №11.

7. Борисов Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2003.

8. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. – 2000. – № 9.

9.  Володихин Д. Хозяин Москвы// Родина. – 2005. – №6.

10.  Петров А. Мамаево побоище // Родина. – 2005. – № 9.

11.  Хакимов Р. Два истока российской государственности // Родина. – 2005. – № 8.

12.  Баловнев Д. «Лучший враг» Дмитрия Донского// Родина. – 2006. – №12.

 

Методические советы

 

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на условия, необходимые для преодоления раздробленности и образования единого централизованного государства. Выясните, какие факторы сыграли главную роль в объединении русских земель. Покажите отличия в условиях и ходе централизации в странах Западной Европы и на Руси. Как преобладание внешнеполитического фактора деформировало характер складывающегося Московского государства?

Какие центры в северо-восточной Руси выделились в объединительном процессе? Назовите главные, на ваш взгляд, причины возвышения Москвы? Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды? Определите хронологические рамки трех основных этапов централизации русских земель. Дайте характеристику каждого из них. Изучая причины возвышения Москвы, обратите внимание на такие факторы, как удаленность от Золотой Орды и Литвы, пересечение торговых и речных путей. Подумайте, у каких еще княжеств были такие же условия? При объяснении феномена победы Москвы в борьбе за лидерство вспомните происхождение династии московских князей. Как повлияло на их политическое поведение то обстоятельство, что они были младшей ветвью владимирских князей?

Приведите существующие в исторической литературе оценки личности и роли Ивана Калиты в возвышении Московского княжества. Проследите эволюцию взаимоотношений Москвы с Ордой по мере ее усиления. Назовите основные последствия Куликовской битвы. Как повлияло на ход централизации Руси закрепление за Москвой статуса политического и национального центра? Как изменилось содержание ига? Правомерно ли называть новый характер экономических и политических отношений московских князей с Ордой игом?

При характеристике второго этапа определите суть феодальной войны в Московском княжестве (1425 – 1453). Что послужило поводом к этой войне? Ее основные результаты? О чем свидетельствовал отказ Василия II (Темного) признать союз (унию) между католической и православной церковью под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г.? Назовите главные последствия падения Византии в 1453 г. для Русской православной Церкви и для Московского государства в целом. Какую роль в объединительном процессе сыграла Русская Церковь.

Проследите, как московский князь Иван III сочетал политику собирания земель с государственным строительством. Какие новые земли были включены в Московское государство за годы его правления? Определите значение и главные последствия присоединения Великого Новгорода к Москве?

Покажите, как формировалась система центральных органов управления из «государева двора»? Что значит вотчинный характер власти? Причины и сущность «кормлений» как специфической формы местного управления. Что означало принятие Иваном Ш титула «Государь всея Руси»? Выясняя причины складывания самодержавия, обратите внимание на такие факторы, как: падение ига, вотчинный характер власти, изоляция от христианского мира, удельное происхождение государства. Как стало называться Московское государство?

Раскройте смысл и сущность идеи «Москва – III Рим». Покажите превращение национальной церкви в государственную. Как союз церкви и государства способствовал их возвеличиванию. Почему в Московском государстве внутри господствующего класса вместо вассалитета складываются отношения подданства? Какую роль в этом процессе сыграло преобладание государственной формы собственности на землю? Назовите основные причины формирования системы крепостного права. Проанализируйте основные положения Судебника 1497 г.

 

Литература к третьему вопросу

 

1. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001. – С. 399–440 (гл. 16). – http://www.alleng.ru/d/hist/hist011.htm.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 140-143. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Платонов С.Ф. Иван Грозный. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

4. Виноградов А.В. Была ли Россия второй половины XVI в. европейским государством? // Российская история. – 2016. - №2. – С. 17-22.

5. Филюшкин А.И. Как изучать Ливонскую войну? (историографические заметки) // Российская история. – 2016. - №4. – С. 3-17.

6. Акишин М.О. Дьяки посольского приказа и присоединение Сибири. // Российская история. – 2015. - №3. – С. 45-54.

7. Опарина Т. «Служилые иноземцы» и грозный царь. // Родина. – 2012. - №2 – с. 40-44.

8. Иван Грозный. – М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2002.

9. Нефедов С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории. – 2002. – №11.

10. Пронина Н. Иван Грозный. "Мучитель" или мученик? – М.: Яуза. Эксмо, 2005.

11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006.

12.  Солодкин Я.Г. Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя?// Вопросы истории. – 2006. – №5.

13.  Фроянов И. Я. «Драма русской истории: на путях к Опричнине». М.: «Парад», 2007.

14.  Иван Грозный - https://www.youtube.com/watch?v=1atQCKVerT8

15.  Опричнина - https://www.youtube.com/watch?v=lrUdXWpZONE

 

Методические советы

 

Кто был первым русским царем? Дайте краткую характеристику личности Ивана IV (Грозного). Разберитесь в понятии «сословно-представительная монархия». Каково содержание реформ Избранной Рады, их последствия? Какова роль Боярской Думы в государственном управлении? Что такое Земские Соборы, для чего они созывались? Можно ли считать Земские Соборы в России аналогом европейских представительных учреждений? Какую роль в жизни московского государства играли приказы? Назовите главные причины поворота от политики Избранной Рады к деспотизму?

Что такое «опричнина»? В чем ее сущность и последствия? Какие оценки опричнины есть в исторической литературе. Укажите главные направления внешней политики Ивана Грозного? Чем объяснить успехи русских войск в войнах против татарских ханств и поражение в Ливонской войне? Назовите главные последствия опричнины и поражения Руси в Ливонской войне.

В заключение по данной теме следует выделить специфику российской государственности, социальной структуры и духовного самосознания народа, сформировавшегося за период XIV – ХVI вв. в противоборстве между Востоком и Западом.

Видеоматериалы

1. Данилевский, И. Русь и Орда: союз или иго? – http://www.youtube. com/watch?v=6-QOJ5kxgs0

2. Золотая Орда в XIII-XIV вв. – https://www.youtube.com/watch?v =aJfiTmkfwoc

3. Черникова, Т. Русские земли в XIII-XIV вв. – http://histrf.ru/ru/lectorium/card/drievnierusskiie-ziemli-v-xiii-xiv-vv

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание понятий: земство, конституция, либерализм, модернизация, реформа, контрреформа.

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1855-1881гг. – время правления Александра II

1853-1856 гг. – Крымская (Восточная) война

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864 г. – судебная, земская, школьная реформы

1870 г. – городская реформа

1874 г. – введение всесословной воинской повинности

1877-1878 гг. – русско-турецкая война

1881-1894 гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

 

 

                                Литература к первому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 331-360. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Сафронова Ю.А. «Высочайшая милость» вне «надлежащего порядка» в первые годы правления императора Александра II. // Российская история. – 2016. - №1. С. 10-18

4. Христофоров И.А. Между рынком и утопией: либеральные экономисты и начало эпохи Великих реформ. // Российская история. – 2015. - №3. С. 106-116

5. Заичкин И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго. – М.: Мысль, 1994.

6. Шестопалов А.П. Николай Алексеевич Милютин // Вопросы истории. – 2004. – №12.

7. Захарова Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории?//Отечественная история. – 2005. – №4.

8. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в.// Отечественная история. –2008. – №5.

 

Методические советы

 

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 331-368. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Христофоров И.А. Между рынком и утопией: либеральные экономисты и начало эпохи Великих реформ. // Российская история. – 2015. - №3. С. 106-116.

4. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013. – С. 248-254.

5. Шестопалов А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг.// Вопросы истории. – 2005. – №4.

6. Нефедов, С.А. История России. Факторный анализ. Т. II. От окончания Смуты до Февральской революции / С.А. Нефедов. – М.: Территория будущего, 2011. – С. 300 – 305 (5.5. Крымская война и первые реформы). – http://hist1.narod.ru/Science/Russia/RH/1.htm.

7. Персидская, Н.Ю. Отмена крепостного права в России и Германии (сравнительная характеристика) / Н.Ю. Персидская // Социально-политические науки. – 2011. – № 1. – С. 25–28. – http://elibrary.ru/item.asp?id=16528560.

8. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

9. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html

 

Методические советы

 

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Проследите подготовку крестьянской реформы. Какой государственный орган первоначально готовил проект отмены крепостного права? Почему в 1858 г. для этой работы был создан Главный комитет по крестьянскому делу? С какой целью тогда же были созданы губернские комитеты? Назовите основные варианты отмены крепостного права, поступившие от дворян различных губерний. Какой из них лег в основу «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»? Объясните, чем именно данный проект был выгоден государству и дворянству? Особое влияние на выбор модели реформы оказала необходимость для государства преодолеть финансовый кризис, вызванный Крымской войной.

Разберите основные положения крестьянской реформы:

1) предоставление крестьянам личной свободы (условия предоставления

свободы, наделение гражданскими правами, сохранение общины);

2) наделение крестьян землёй (надел и его размеры, уставная грамота);

3) выкупная операция (размеры выкупных платежей, порядок выплаты).

Что благодаря крестьянской реформе получили помещики, государство и крестьяне (в краткосрочной и долгосрочной перспективе)? Почему многие специалисты считают модель реформы неудачной?

Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Экштут, С.А. Россия перед голгофой. Эпоха великих реформ. – М., 2010.

3. Павлов Д.Ю. «Суд скорый, милостивый и равный для всех». К 150-летию судебной реформы в России// Российская история. 2015. - №5. – С. 203-205.

4. Морозова, Е.Н. Земская реформа: замыслы и результаты / Е.Н. Морозова// Запад-Россия-Восток в исторической науке XXI века: В 2 ч. / Под общ. ред. Ю.В. Варфоломеева и Л.Н. Черновой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – Ч. 1. – С. 199–207. – http://www.sgu.ru/ files/nodes/61133/SRV1.pdf.

5. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

6. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение// Вопросы истории. – 1998. – № 8.

 

Методические советы

 

Охарактеризуйте основные реформы 1860-х – 1870-х гг., которые нередко определяют как «политические». Как они связаны с крестьянской реформой 1861 г.?

Назовите причины введения местного самоуправления. В интересах какого сословия были введены земства? Для ответа на этот вопрос рассмотрите порядок выборов губернских и уездных земских учреждений и определите, какое сословие играло в них ведущую роль. Какие функции выполняли земства? Почему они учреждались только в европейской части России (т.е. в 34 из примерно 50 губерний)?

Укажите цель судебной реформы. Какие принципы судопроизводства и

какая система судов были введены «судебными уставами» 1864 г.? Как долго продолжалась судебная реформа? Назовите её основные недостатки.

Военная реформа оказалась наиболее сложной. Она проводилась долго

(началась в 1862 г. и окончилась в 1874 г.), поэтапно и сразу по нескольким направлениям (изменение принципа комплектования армии, реорганизация управления войсками, перевооружение). Назовите основные мероприятия на каждом из названных направлений. Удалось ли за годы правления императора Александра II успешно модернизировать русскую армию? Подтвердилась ли на практике успешность этой военной реформы?

Почему необходимо было провести реформу образования в 1860-е гг.?

Назовите изменения в системе высшего образования (университетов). Какие типы школ были введены в ходе реформирования системы образования?

Почему реформы 1860-х – 1870-х гг. носили незавершенный характер?

         

Литература к четвертому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 370-383. - (Серия : Бакалавр. Базовый курс).

3. Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с.

4. Лебедева, Е. Император Александр III / Е. Лебедева // Родина. – 2006. –№ 1. – С. 126 –128.

5. Записка М.Н. Каткова Александру Третьему// Источник. – 1994. – № 5.

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html

7. http://scepsis.ru/library/id_1537.html

       

Методические советы

 

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? Расскажите о политической биографии К. Победоносцева. Перечислите основные положения идеологии контрреформ. Подумайте над особенностями контрреформ. По каким направлениям и почему развивалось контрреформаторское движение? Каковы основные результаты этого движения?

Видеоматериалы

1 Великие реформы императора Александра II –https://www.youtube.com/watch?v=yJfgJ5bnvSs

1 Александр II – https://www.youtube.com/watch?v=r-SE50N1OV0

1 Русские цари. Александр II Николаевич - https://www.youtube.com/watch?v= UycDHymn46A

1 Александр III - https://www.youtube.com/watch?v=Smmvwq2stWw

 

 

Примерная тематика реферативных работ

1. «Норманнская теория» образования Руси и её критика.
2. Внешняя политика Древнерусского государства.
3. Александр Невский.
4. Москва - Третий Рим.
5. Иван Ш – «Государь всея Руси».
6. Пётр Великий. Рождение Российской империи.
7. Хозяйственное освоение Урала.
8. Дворянская монархия Екатерины II.
9. Российская внешняя политика второй половины XVIII в.
10. Эпоха дворцовых переворотов.
11. Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева.
12. Политический портрет Александра II.
13. Общественно-политическая мысль, политические движения и партии в России в XIX – начале XX века.

14. С.Ю. Витте как государственный деятель и дипломат.

15. Политический портрет П.А. Столыпина.
16. Россия в годы Первой мировой войны.
17. Февральская революция 1917 г.: альтернативы развития России.
18. Октябрь 1917 г. – оценка в современной исторической литературе.
19. Россия в годы гражданской войны.
20. Формирование советского тоталитарного режима.

21. Дискуссионные проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

22. Урал-фронту.

23. СССР и «холодная война».

24. Диссидентское движение в СССР.

25. Политический портрет Н.С. Хрущева.

26. Политический портрет М.С. Горбачева.

27. Политический портрет В.В. Путина.

28. Особенности исторического пути России.

 

 

    


















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

1 Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

2 Отечественная история: Учебник / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов и др. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 462 с.

3 Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011. - 816 с.            

4 Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт,2011.-655 с.-(Основы наук).

5 Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 576 с.

6 История России: учебник для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012.- 672 с.

7 Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

8 Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие. – Москва: Проспект, 2015. – 320 с.

 

Электронные ресурсы

 

1 Барсенков, А.С. История России. 1917–2007 [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. — Электрон. дан. — Москва : Аспект Пресс, 2008. // https://e.lanbook.com.

2 История России ХIХ-нач.ХХ в. : Учебник [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. — Москва : МГУ имени М.В. Ломоносова, 2004. // https://e.lanbook.com.

3 Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — // https://e.lanbook.com.

4 Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2017. // https://e.lanbook.com.

5 Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Екатеринбург : УрФУ, 2015. // https://e.lanbook.com.

6 Яник, А.А. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985-1999). [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М. : МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. // https://e.lanbook.com.

 

Дополнительная литература

 

1. Айрапетов, О.Р. Внешняя политика Российской империи (1801-1914гг.) / О.Р. Айрапетов. – М.: «Европа», 2006. – 672 с.

2. Бибиков, М.В. ХХ Международный конгресс исторических наук / М.В. Бибиков, В.А. Тишков, В.К. Волков // Новая и новейшая история. –2006. – №1.

3. Гареев, М.А. Об объективном освещении военной истории России / М.А. Гареев // Новая и новейшая история. –2006. – №4.

4. Келле, В.Ж. Культура и история. Методологические заметки / В.Ж. Келле // Новая и новейшая история. –2006. – №1.

5. Медведев, Р.А. Из истории Содружества Независимых Государств / Р.А. Медведев // Новая и новейшая история. –2006. – №5.

6. Наринский, М.М. Советский Союз и арабо-израильская война 1973 года / М.М. Наринский // Новая и новейшая история. –2006. – №4.

7. Репина, Л.П. Интеллектуальная история на рубеже XX-XXI веков / Л.П. Репина // Новая и новейшая история. –2006. – №1.

8. Хвостова, К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука / К.В. Хвостова // Новая и новейшая история. –2006. – №2.

9. Феномен "холодной войны" в международных отношениях XX века: итоги и перспективы исследования // Новая и новейшая история. – 2006. – №6.

10. Гросул, В.Я. Образование СССР (1917-1924гг.) / В.Я. Гросул. – М.: Издательство ИТРК, 2007 г. – 216 с.

11. Гиндин, И.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте / И.Ф.Гиндин // // Вопросы истории. –2007. – №10.

12. Минаков, А.С. Формирование губернаторского корпуса в пореформенной России / А.С. Минаков // Вопросы истории. –2007. – №12.

13. Рыбаков, С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии / С.В. Рыбаков // Вопросы истории. –2007. – №4.

14. Савельева, И.М. История в пространстве социальных наук / И.М. Савельева, А.В. Полетаев // Новая и новейшая история. – 2007. – №6.

15. Степанищев, А.Т. История России IX-XVII веков: От Российской государственности до Российской империи / А.Т.Степанищев. – М.: URSS, 2007. – 584с.

16. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

17.  Виноградов, В.А. Экономическая история и современность / В.А. Виноградов, Л.И. // Новая и новейшая история. –2008. – №6.

18. История России. В 2 т. Т.1. С начала XIX в. до начала XXI в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллина и др.; под ред. А.Н. Сахарова – М.: АСТ, 2008. – 862 с.

19. Кошман, Л.В. Мещанство в России в XIX в. / Л.В. Кошман // Вопросы истории. –2008. – №2.

20.  Сахаров, А.Н. 1930: год "коренного перелома" и начала Большого террора / А.Н. Сахаров // Вопросы истории. –2008. – №9.

21. Минаев, А.И. Восприятие британского парламентаризма в России. Конец XVIII - середина XIX в. / А.И. Минаев // Вопросы истории. –2008. – №12.

22. Румянцев, Р.А. Павел Дмитриевич Киселёв / Р.А. Румянцев // Вопросы истории. –2008. – №12.

23. Данилов, А.Г. Опыт единоличной власти в России в XVI-ХХ вв. // Вопросы истории. –2009. – №1.

24. Мельникова Е. Ренессанс средневековья? // Родина. – 2009. – №3.

25. Аракчеев, В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI-начале XVII в. / В.А. Аракчеев // Вопросы истории. –2009. – №1.

26.  Данилов, А.Г. Опыт единоличной власти в России в XVI-ХХ вв. / А.Г. Данилов. // Вопросы истории. –2009. – №1.

 


Примерные тестовые задания для самопроверки


Вариант-1

1. Основоположник истории, древнегреческий мыслитель
1).Пифагор
2).Геродот
3).Гераклит
4).Аристотель
     2. Субъективистская методология истории объясняла исторический процесс
1).Действием объективных сил

2).Сменой общественно-экономических формаций

3).Действиями великих людей

4).Существованием культурно-исторических типов.

3. В какой из перечисленных макротеорий исторический процесс
представлен как движение от традиционного общества к современному:
1) Формационная теория;

2) Модернизационная теория;

3) Цивилизационная теория.

4. Верно ли утверждение, что народ (этносы) относящиеся к
непрогрессивному (линейному, природному) типу цивилизации, являются
отсталыми, культура примитивна и утратила свою ценность для
человечества:
1) Нет, этносы этого типа активно усваивают достижения других
цивилизаций, способны к диалогу;
2) Да, эти сообщества являются реликтовыми, за тысячи лет они сами не
смогли эволюционировать;
3) Нет, эти народы представляют особый тип цивилизации, цель и способ
существования которых – единство и гармония с природой – как
единственный способ выжить.
4) Да, они безнадежно отстали от человечества, не используют интеллект,
не способны к творчеству.
     5. В древнегреческой мифологии истории покровительствовала специальная
богиня, как ее звали?
1)Терпсихора;
2)Клио;
3)Мельпомена;
4)Фемида.
     6. Установите соответствие между методом исторического познания и его
определением…
1)сравнительный
2)типологический
A сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и
выявление сходства и различия между ними
B классификация исторических явлений, событий, объектов
     7. Укажите, какое из перечисленных понятий «История» связано с именем
Геродота («отцом истории»):
1). История – изображение мировых событий, через которое прошло
человечество;
2). История – размышления о достопамятных событиях и людях;
3). История – изучение факторов исторического прошлого человечества;
4). История – путь к народному самосознанию.
     8. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее
определением…
1)познавательная
2)прогностическая
A. выявление закономерностей исторического развития
B. предвидение будущего

9. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется …

1) Субъективизм

2) Методология

3) Историография

4) Рационализм

10. Как соотносятся формационный и цивилизационный подходы к истории?
1) это абсолютно разные концепции, которые взаимоисключают друг
друга;
2) это две различные теории, которые объясняют одно и то же явление, ход истории – через разные системы категорий (первая – через понятие
общественно-экономическая формация, вторая – цивилизация);

3) это одно и то же, нет принципиальной разницы в том, какой подход применять для изучения истории той или иной страны;

4) формационный подход не является достаточным для объяснения истории, цивилизационный подход включает как объективный - экономический, так и объективный-социокультурный аспект объяснения истории.

     11. В гуманистической историографии история трактовалась:
1) как осуществление Божественного провидения;

2) деятельность людей;

3) развитие религиозного духа;

4) случайное стечение обстоятельств.     

12. Создателем формационной теории является?

1)Соловьев С.М.

2)Маркс К.

3)Ленин В.И.

4)Данилевский Н.Я.     

13. Соотнесите название метода изучения истории и его характеристику:

1)типологический
2)проблемно-хронологический
3)ретроспективный
4)историко-системный
5)идеографический
а) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины
события
б) классификация исторических явлений, событий, объектов.
в) описание исторических событий и явлений
г) сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени
д) углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие
внутренних механизмов их функционирования и развития.
     14. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его
определением:
1)эволюционизм
2)субъективизм
3)рационализм
4) географический детерминизм

а) подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс
восхождения человечества на все более высокий уровень развития
б) подход, в соответствии с которым разум рассматривается как
единственный источник познания и исторического развития
в) подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая
среда
г) подход, утверждающий, что главенствующая роль в исторических
процессах и общественной деятельности отдана отдельному субъекту.

Примерный тест для самопроверки по всем разделам дисциплины

1. Новгородская республика существовала в … веках:

1) XII– XIII;

2) XII – XIV;

3) XI – XV;

4) XII – XV.












































































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

 

Подготовка и защита реферата являются неотъемлемой и обязательной формой изучения и оценки знаний каждого студента по дисциплине «История».

Реферат представляет собой краткое и самостоятельное письменное изложение содержания избранной исторической темы.

В нем необходимо:

– сформулировать цель и актуальность соответствующей темы исследования;

– представить историографический обзор;

– в лаконичной форме раскрыть содержание исследуемой проблемы, придерживаясь заранее намеченного плана и логики изложения. Важно, опираясь на прочитанную литературу, исторические исследования, высказать свою точку зрения на поставленные Вами вопросы; самостоятельно проанализировать выбранные Вами исторические источники.

Требования к оформлению:

Реферат должен содержать

I. Вступление (цель реферата, актуальность темы)

II. Основное содержание

1.

2.

.........

III. Заключение (основные выводы)

IV. Список использованной литературы, в которой отмечается не менее 5 источников по исследуемой проблематике.

2. Библиографический список

1. Фортунатов, В.В. История: учеб. пособие / В.В. Фортунатов.- СПб.: Питер, 2015. - 464 с.

2. Шестопалов, А.П. Николай Алексеевич Милютин / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2004. – №12. – С. 65-78.

3. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

4. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

5. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалов // Отечественная история. –2008. – №5. – С.45-67.

2.1. Если применяются ресурсы удаленного доступа:

1. Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/ hisrory/velik_ reform_1860-1870.htm. – Загл. с экрана.

5. Карта библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library/map.htm. – Загл. с экрана.

 

В реферате могут быть применены разработанные Вами графики, таблицы, схемы, использованы иллюстрации.

Тема реферата каждым из Вас выбирается самостоятельно, свободно, на основе разработанного и предложенного кафедрой перечня тем базового курса «История». (Желательно, чтобы темы не повторялись в рамках одной группы).

Объем реферата не должен превышать 25 печатных страниц через один «компьютерный» интервал.

Объем как Введения, так и Заключения может быть максимум 2, минимум 1 страница.

Исполнение возможно: машинописное, компьютерным набором, рукописным текстом (разборчиво) в тетрадях (24 – 36 тетрадных страниц).

Защита рефератов проходит на одном из семинарских занятий в течение учебного года, или в течение сессии в указанные сроки.

В подготовке реферата Вам могут оказать помощь преподаватели кафедры, читающие данный курс посредством групповых или индивидуальных консультаций.

Последний срок сдачи реферата – за две недели до предполагаемой защиты реферата, или за две недели до сессии.

При написании реферата категорически запрещается брать готовые темы из Интернета и компакт–дисков. Данные работы приниматься не будут!



Приложение 1

1. Образец выполнения титульного листа.

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)»

Кафедра «Социально-гуманитарные и правовые дисциплины»

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

 

 

                                                                                 Проверил, (должность)

 

_______________________И.О.Ф.

 

«____»_________________20___г.

 

 

Автор работы

Студент группы МиЭУП-ХХХ

 

_______________________И.О.Ф.

 

«____»_________________20___г.

 

 

Реферат защищен с оценкой

(прописью, цифрой)

___________________________

 

«____»_________________20___г

 

Миасс 2018

История

 

Методические указания для студентов

заочной формы обучения

на 2018/19 учебный год

 

                                 

 

                                         

 

Миасс

2018

 

                                                         Одобрено

учебно-методической комиссией факультета экономики, управления, права

 

Рецензент Ф.Н. Садриева

 

  

 

 

     

 

  

  История: методические указания для студентов заочной формы обучения на 2018/19 уч. год/ составители: Р.Ф. Зорина, К.Е. Ситниченко. – Миасс, 2018.– 40 с.

 

Методические указания являются руководством для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлениям подготовки и специальностям филиала ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». Дисциплина «История».

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………4

2.Темы семинарских занятий………………………………………………………………….6

3. Примерная тематика реферативных работ……………………………………………….17

4. Примерные тестовые задания для самопроверки………………………………………...21

5. Работа с историческими документами по отдельным темам дисциплины…………….32

6. Экзаменационные вопросы………………………………………………………………..37

7. Методические рекомендации по написанию реферата………………………………….38

 


Введение

Дисциплина «История» входит в федеральный перечень дисциплин, обязательных для изучения в высших учебных заведениях Российской Федерации по всем направлениям, специальностям, формам и видам обучения.

В основе обучения в высшем учебном заведении лежит компетентностный подход. Он предполагает при изучении курса формирование такой важнейшей компетенции как способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Цель дисциплины: сформировать у студентов фундаментальные представления о месте исторической науки в системе научного знания; роли истории в духовной жизни общества; комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации.

Задачи дисциплины: систематизировать знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

Показать по каким проблемам истории ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; эволюцию исторических понятий и категорий; тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· основные концепции всемирно-исторического развития;

· этапы и закономерности культурно-исторического процесса;

· важнейшие социальные, этнические и конфессиональные изменения во всемирной и отечественной истории, их причины, особенности проведения и результаты;

· роль истории в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.


Уметь:

· ориентироваться в мировом историческом процессе;

· анализировать социально значимые процессы и явления, происходящие в обществе;

· соотносить общие исторические явления и отдельные факты;

· формировать и толерантно отстаивать собственную позицию по различным вопросам истории;

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

· обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 

владеть:

· способностью к обобщению, анализу, восприятию исторической информации из разноплановых источников;

· навыками публичной речи, приемами ведения дискуссий и полемики.

 

При изучении курса рекомендуется использовать следующие учебники, учебные пособия и интернет - ресурсы:

1. Ключевский, В.О. Курс русской истории – http://www.magister.msk.ru/library/ history/

2. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен –http://militera.lib.ru /common/ solovyev1/index.html

3. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

4. Отечественная история: Учебник / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов и др. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 462 с.

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011. - 816 с.            

6. Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт,2011.-655 с.-(Основы наук).

7. Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 576 с.

8. История России: учебник для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012.- 672 с.

9. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

10. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие. – Москва: Проспект, 2015. – 320 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Всемирная история в Интернете – http://www.hrono.ru/.

2. История. РФ – http://histrf.ru/

3. История России. Всемирная история. – http://www.istorya.ru/.

4. Материалы русской истории. –http://www.magister.msk.ru/library/history.

5. 100 ключевых документов по советской и российской истории – http://www.1000dokumente.de/index.html?c=projektinfo_ru&l=ru&viewmode=1

6. Родина. – http://www.istrodina.com/

7. Вопросы истории. http://online.eastview.com/projects/voprosy_istorii/ru



Темы семинарских занятий

 

ТЕМА 1. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVI вв.)

   

1. Русь и Золотая Орда в XIII – начале XIV вв.

2. Основные этапы образования единого русского централизованного государства.

3. Иван IV (Грозный): главные направления внутренней и внешней политики.

 

Уясните содержание понятий: баскаки, Боярская Дума, Земский Собор, иго, крепостное право, опричнина, самодержавие, подданство, поместье, централизация, ярлык.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

1223 г. – первое столкновение Руси и монголов на р.Калка

1237 – 1241 гг. – монголо-татарское нашествие на Русь

5 апреля 1242 г. – «Ледовое побоище»

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва

1462 – 1505 гг. – время правления Ивана III

1480 г. – стояние на р. Угре, окончательное свержение монголо-татарского ига

1547 г. – венчание на царство Ивана IV

1565 – 1572 гг. – опричнина Ивана IV

 

Литература к первому вопросу

 

1. Кофнер, Ю. Экономика Золотой Орды (1240–1480) / Ю. Кофнер // Суждения. Исторический журнал. – 2011. – Вып. 43. – http://www. mesoeurasia.org/archives/378.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 94-100. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: Аграф, 2001.

4. Крамаровский М. Великая Орда Златая: Улус Джучи как цивилизация // Родина. – 2003. – № 11.

5. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории северо-восточной Руси XII – XIV вв. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.

6. Кузьмин А. «Со всякие деревни по полтине…»: О размерах дани в Орду // Родина. – 2003. – № 11.

7. Мамынова Ш. Золотая Орда или Улуг-улус? // Родина. – 2004. – № 2.

8. Хан Н.А. Ярлык в традиции политической культуры Восточной европы в XIV в.// Вопросы истории. –2004. – №6.

9.  Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» 30 – 40-е гг. ХIII вв. – СПб.: Евразия, 2004.

10.  Крадин Н. Теорема Чингисхана// Родина. – 2006. – №9.

11.  Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации// Вопросы истории. –2006. – №2.

12.  Нефедов, С.А. История России. Факторный анализ. Т. I / С.А. Нефедов. – М.: Территория будущего, 2010. – С. 153–160. – http://hist1.narod.ru/Science/ Russia/RH/1.htm.

13.  Рудаков, В.Н. Концепция ордынского «ига» и отношения с Ордой в русском общественном сознании второй половины XIII – XVI веков / В.Н. Рудаков // Вестник МГИМО. – 2012. – № 4. – С. 24–32. – http://vestnik.mgimo.ru/ fileserver/25/06_rudakov.pdf.

14.  Мухаметов Ф.Ф. Монгольская "Яса" и ее роль в системе общественных отношений империи Чингисхана// Вопросы истории. – 2007. – №5.

Методические советы

 

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на то, какой ущерб нанесло русским землям монголо-татарское нашествие? Как сформировалось государство – Золотая Орда? Где оно располагалось? Как складывались политические и экономические отношения Руси и Золотой Орды в ХIII в.? Выясните, какие факторы определили характер этих взаимоотношений?

Приведите основные точки зрения о характере взаимоотношений Руси и Орды, влиянии «ига» на русское общество и государство. Сопоставьте доводы сторонников различных подходов с помощью таблицы.

 

Особенности отношений «Иго» «Компромисс»
Руси и Орды в XIII-XIV    
вв.:    
в политической сфере    
в экономической сфере    
в духовной сфере    

 Обратите внимание на особую позицию православной церкви в этом вопросе. Какие изменения в ХIII – начале ХVI вв. произошли в развитии русской культуры? С чем они были связаны?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт, 2011.-655 с.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 106-117. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Пономарева И.Г. Истоки политического кризиса 1433 г. в Московском Великом княжестве // Российская история. – 2016. - №1. – С. 3-9.

4. Андреев А.Р. Первый государь всея Руси. – М.: Белый волк, 2000.

5. Беляев Л.А. Московская Русь. – М.: Слово, 2001.

6. Нефедов С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории. – 2002. – №11.

7. Борисов Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2003.

8. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. – 2000. – № 9.

9.  Володихин Д. Хозяин Москвы// Родина. – 2005. – №6.

10.  Петров А. Мамаево побоище // Родина. – 2005. – № 9.

11.  Хакимов Р. Два истока российской государственности // Родина. – 2005. – № 8.

12.  Баловнев Д. «Лучший враг» Дмитрия Донского// Родина. – 2006. – №12.

 

Методические советы

 

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на условия, необходимые для преодоления раздробленности и образования единого централизованного государства. Выясните, какие факторы сыграли главную роль в объединении русских земель. Покажите отличия в условиях и ходе централизации в странах Западной Европы и на Руси. Как преобладание внешнеполитического фактора деформировало характер складывающегося Московского государства?

Какие центры в северо-восточной Руси выделились в объединительном процессе? Назовите главные, на ваш взгляд, причины возвышения Москвы? Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды? Определите хронологические рамки трех основных этапов централизации русских земель. Дайте характеристику каждого из них. Изучая причины возвышения Москвы, обратите внимание на такие факторы, как удаленность от Золотой Орды и Литвы, пересечение торговых и речных путей. Подумайте, у каких еще княжеств были такие же условия? При объяснении феномена победы Москвы в борьбе за лидерство вспомните происхождение династии московских князей. Как повлияло на их политическое поведение то обстоятельство, что они были младшей ветвью владимирских князей?

Приведите существующие в исторической литературе оценки личности и роли Ивана Калиты в возвышении Московского княжества. Проследите эволюцию взаимоотношений Москвы с Ордой по мере ее усиления. Назовите основные последствия Куликовской битвы. Как повлияло на ход централизации Руси закрепление за Москвой статуса политического и национального центра? Как изменилось содержание ига? Правомерно ли называть новый характер экономических и политических отношений московских князей с Ордой игом?

При характеристике второго этапа определите суть феодальной войны в Московском княжестве (1425 – 1453). Что послужило поводом к этой войне? Ее основные результаты? О чем свидетельствовал отказ Василия II (Темного) признать союз (унию) между католической и православной церковью под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г.? Назовите главные последствия падения Византии в 1453 г. для Русской православной Церкви и для Московского государства в целом. Какую роль в объединительном процессе сыграла Русская Церковь.

Проследите, как московский князь Иван III сочетал политику собирания земель с государственным строительством. Какие новые земли были включены в Московское государство за годы его правления? Определите значение и главные последствия присоединения Великого Новгорода к Москве?

Покажите, как формировалась система центральных органов управления из «государева двора»? Что значит вотчинный характер власти? Причины и сущность «кормлений» как специфической формы местного управления. Что означало принятие Иваном Ш титула «Государь всея Руси»? Выясняя причины складывания самодержавия, обратите внимание на такие факторы, как: падение ига, вотчинный характер власти, изоляция от христианского мира, удельное происхождение государства. Как стало называться Московское государство?

Раскройте смысл и сущность идеи «Москва – III Рим». Покажите превращение национальной церкви в государственную. Как союз церкви и государства способствовал их возвеличиванию. Почему в Московском государстве внутри господствующего класса вместо вассалитета складываются отношения подданства? Какую роль в этом процессе сыграло преобладание государственной формы собственности на землю? Назовите основные причины формирования системы крепостного права. Проанализируйте основные положения Судебника 1497 г.

 

Литература к третьему вопросу

 

1. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001. – С. 399–440 (гл. 16). – http://www.alleng.ru/d/hist/hist011.htm.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 140-143. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Платонов С.Ф. Иван Грозный. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

4. Виноградов А.В. Была ли Россия второй половины XVI в. европейским государством? // Российская история. – 2016. - №2. – С. 17-22.

5. Филюшкин А.И. Как изучать Ливонскую войну? (историографические заметки) // Российская история. – 2016. - №4. – С. 3-17.

6. Акишин М.О. Дьяки посольского приказа и присоединение Сибири. // Российская история. – 2015. - №3. – С. 45-54.

7. Опарина Т. «Служилые иноземцы» и грозный царь. // Родина. – 2012. - №2 – с. 40-44.

8. Иван Грозный. – М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2002.

9. Нефедов С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории. – 2002. – №11.

10. Пронина Н. Иван Грозный. "Мучитель" или мученик? – М.: Яуза. Эксмо, 2005.

11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006.

12.  Солодкин Я.Г. Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя?// Вопросы истории. – 2006. – №5.

13.  Фроянов И. Я. «Драма русской истории: на путях к Опричнине». М.: «Парад», 2007.

14.  Иван Грозный - https://www.youtube.com/watch?v=1atQCKVerT8

15.  Опричнина - https://www.youtube.com/watch?v=lrUdXWpZONE

 

Методические советы

 

Кто был первым русским царем? Дайте краткую характеристику личности Ивана IV (Грозного). Разберитесь в понятии «сословно-представительная монархия». Каково содержание реформ Избранной Рады, их последствия? Какова роль Боярской Думы в государственном управлении? Что такое Земские Соборы, для чего они созывались? Можно ли считать Земские Соборы в России аналогом европейских представительных учреждений? Какую роль в жизни московского государства играли приказы? Назовите главные причины поворота от политики Избранной Рады к деспотизму?

Что такое «опричнина»? В чем ее сущность и последствия? Какие оценки опричнины есть в исторической литературе. Укажите главные направления внешней политики Ивана Грозного? Чем объяснить успехи русских войск в войнах против татарских ханств и поражение в Ливонской войне? Назовите главные последствия опричнины и поражения Руси в Ливонской войне.

В заключение по данной теме следует выделить специфику российской государственности, социальной структуры и духовного самосознания народа, сформировавшегося за период XIV – ХVI вв. в противоборстве между Востоком и Западом.

Видеоматериалы

1. Данилевский, И. Русь и Орда: союз или иго? – http://www.youtube. com/watch?v=6-QOJ5kxgs0

2. Золотая Орда в XIII-XIV вв. – https://www.youtube.com/watch?v =aJfiTmkfwoc

3. Черникова, Т. Русские земли в XIII-XIV вв. – http://histrf.ru/ru/lectorium/card/drievnierusskiie-ziemli-v-xiii-xiv-vv

ТЕМА 2. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание понятий: земство, конституция, либерализм, модернизация, реформа, контрреформа.

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1855-1881гг. – время правления Александра II

1853-1856 гг. – Крымская (Восточная) война

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864 г. – судебная, земская, школьная реформы

1870 г. – городская реформа

1874 г. – введение всесословной воинской повинности

1877-1878 гг. – русско-турецкая война

1881-1894 гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

 

 

                                Литература к первому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 331-360. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Сафронова Ю.А. «Высочайшая милость» вне «надлежащего порядка» в первые годы правления императора Александра II. // Российская история. – 2016. - №1. С. 10-18

4. Христофоров И.А. Между рынком и утопией: либеральные экономисты и начало эпохи Великих реформ. // Российская история. – 2015. - №3. С. 106-116

5. Заичкин И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго. – М.: Мысль, 1994.

6. Шестопалов А.П. Николай Алексеевич Милютин // Вопросы истории. – 2004. – №12.

7. Захарова Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории?//Отечественная история. – 2005. – №4.

8. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в.// Отечественная история. –2008. – №5.

 

Методические советы

 

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 331-368. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Христофоров И.А. Между рынком и утопией: либеральные экономисты и начало эпохи Великих реформ. // Российская история. – 2015. - №3. С. 106-116.

4. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013. – С. 248-254.

5. Шестопалов А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг.// Вопросы истории. – 2005. – №4.

6. Нефедов, С.А. История России. Факторный анализ. Т. II. От окончания Смуты до Февральской революции / С.А. Нефедов. – М.: Территория будущего, 2011. – С. 300 – 305 (5.5. Крымская война и первые реформы). – http://hist1.narod.ru/Science/Russia/RH/1.htm.

7. Персидская, Н.Ю. Отмена крепостного права в России и Германии (сравнительная характеристика) / Н.Ю. Персидская // Социально-политические науки. – 2011. – № 1. – С. 25–28. – http://elibrary.ru/item.asp?id=16528560.

8. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

9. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html

 

Методические советы

 

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Проследите подготовку крестьянской реформы. Какой государственный орган первоначально готовил проект отмены крепостного права? Почему в 1858 г. для этой работы был создан Главный комитет по крестьянскому делу? С какой целью тогда же были созданы губернские комитеты? Назовите основные варианты отмены крепостного права, поступившие от дворян различных губерний. Какой из них лег в основу «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»? Объясните, чем именно данный проект был выгоден государству и дворянству? Особое влияние на выбор модели реформы оказала необходимость для государства преодолеть финансовый кризис, вызванный Крымской войной.

Разберите основные положения крестьянской реформы:

1) предоставление крестьянам личной свободы (условия предоставления

свободы, наделение гражданскими правами, сохранение общины);

2) наделение крестьян землёй (надел и его размеры, уставная грамота);

3) выкупная операция (размеры выкупных платежей, порядок выплаты).

Что благодаря крестьянской реформе получили помещики, государство и крестьяне (в краткосрочной и долгосрочной перспективе)? Почему многие специалисты считают модель реформы неудачной?

Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Экштут, С.А. Россия перед голгофой. Эпоха великих реформ. – М., 2010.

3. Павлов Д.Ю. «Суд скорый, милостивый и равный для всех». К 150-летию судебной реформы в России// Российская история. 2015. - №5. – С. 203-205.

4. Морозова, Е.Н. Земская реформа: замыслы и результаты / Е.Н. Морозова// Запад-Россия-Восток в исторической науке XXI века: В 2 ч. / Под общ. ред. Ю.В. Варфоломеева и Л.Н. Черновой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – Ч. 1. – С. 199–207. – http://www.sgu.ru/ files/nodes/61133/SRV1.pdf.

5. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

6. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение// Вопросы истории. – 1998. – № 8.

 

Методические советы

 

Охарактеризуйте основные реформы 1860-х – 1870-х гг., которые нередко определяют как «политические». Как они связаны с крестьянской реформой 1861 г.?

Назовите причины введения местного самоуправления. В интересах какого сословия были введены земства? Для ответа на этот вопрос рассмотрите порядок выборов губернских и уездных земских учреждений и определите, какое сословие играло в них ведущую роль. Какие функции выполняли земства? Почему они учреждались только в европейской части России (т.е. в 34 из примерно 50 губерний)?

Укажите цель судебной реформы. Какие принципы судопроизводства и

какая система судов были введены «судебными уставами» 1864 г.? Как долго продолжалась судебная реформа? Назовите её основные недостатки.

Военная реформа оказалась наиболее сложной. Она проводилась долго

(началась в 1862 г. и окончилась в 1874 г.), поэтапно и сразу по нескольким направлениям (изменение принципа комплектования армии, реорганизация управления войсками, перевооружение). Назовите основные мероприятия на каждом из названных направлений. Удалось ли за годы правления императора Александра II успешно модернизировать русскую армию? Подтвердилась ли на практике успешность этой военной реформы?

Почему необходимо было провести реформу образования в 1860-е гг.?

Назовите изменения в системе высшего образования (университетов). Какие типы школ были введены в ходе реформирования системы образования?

Почему реформы 1860-х – 1870-х гг. носили незавершенный характер?

         

Литература к четвертому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 370-383. - (Серия : Бакалавр. Базовый курс).

3. Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с.

4. Лебедева, Е. Император Александр III / Е. Лебедева // Родина. – 2006. –№ 1. – С. 126 –128.

5. Записка М.Н. Каткова Александру Третьему// Источник. – 1994. – № 5.

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html

7. http://scepsis.ru/library/id_1537.html

       

Методические советы

 

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? Расскажите о политической биографии К. Победоносцева. Перечислите основные положения идеологии контрреформ. Подумайте над особенностями контрреформ. По каким направлениям и почему развивалось контрреформаторское движение? Каковы основные результаты этого движения?

Видеоматериалы

1 Великие реформы императора Александра II –https://www.youtube.com/watch?v=yJfgJ5bnvSs

1 Александр II – https://www.youtube.com/watch?v=r-SE50N1OV0

1 Русские цари. Александр II Николаевич - https://www.youtube.com/watch?v= UycDHymn46A

1 Александр III - https://www.youtube.com/watch?v=Smmvwq2stWw

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 292.