Лекция от 25 сентября. Процесс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ответ на вопрос из зала. Вы сначала определите, какой был писчий материал – это был пергамент, телячья кожа, которая была дороже чем та сумма, на которой договор заключался. Посевернее Киева со временем стали писать на бересте – называется это доска. 14-15 вв. – уже появились более формальные вещи, письменные, конечно. Актового материала по Древней Руси у нас нет, есть архив 16-17 веков, но это не Древняя Русь. Теоретически они могли быть, но регулирование письменной формы в законе не отразилось.

Процесс.

1. Вопрос Чацкого – а судьи кто? Нужно понять суть древнего правосудия, правосудие – это осуществление процедуры: когда государственные органы проводят процедуру (процессуальную) и это является основанием для получения судебных пошлин, а может, и штрафов в казну. Для князя важно не столько соблюдение правопорядка, а кормление за счет суда.

    1) Вотчинная юстиция (так называется в литературе). Когда хозяева расправляются со своими холопами. Можно ли считать вотчинной юстицией расправу кредитора с закупом-вором? Не знаю, коллеги. Мы не можем пока точно отделить судебную функцию. Нет четко судебной деятельности судебных органов. Расправа кредитора с должником – это, видимо, не судебная функция.

    2) Княжеский суд. Это способ прокормиться княжеским чиновникам (статьи о плате за сковывание, за муку, кстати, и вирники). Вокруг князя целый аппарат кормится правосудием.

    3) Церковный суд. Владычный суд – суд архиерея – епископа или архиепископа. Есть еще суд подчиненных епископа, есть отрывочные сведения о них, например, так называемые десятильники. Возможно, в его   юрисдикции находилось десять приходов. Или например так называемые заказчики – епископские слуги с функцией правосудия. Не только епископ     осуществляет правосудие, но и его подчиненные.

    4) Суд княжьих наместников. Наместники и волостели, естественно, они тоже кормятся с суда.

    5) Суд вече

    7) В Новгороде – боярский суд. Есть даже отдельный суд – господа, или суд господ.

    8) Общинный суд. Община может противостоять княжескому суду и не выдавать даже убийцу.

Итого: суд на Руси не отделен от администрации – общий вывод всех историков.

 

Отделен он будет тогда, когда органы власти и управления никаким боком не будут влиять на судебные органы. Очень-очень нескоро у нас появятся органы с чисто судебными полномочиями. Чем слабее государственность, тем сильнее роль населения. Слабые полномочия князя искупаются тем, что у общины много полномочий: с усилением князя полномочия общины уменьшаются. Община и князь – как переливающиеся сосуды: в одном власти больше, значит, в другом меньше.

 

В Древней Руси нет деления на виды процессов. Процесс один, и единство процесса связано с определенным пониманием правонарушения. Наше правонарушение понимается как обидное дело. Именно этот момент очень здорово сказался на организации процедуры. Как только государство осознает, что преступления имеют общественную опасность, мы процесс будем делить на два или три вида. Какая бы обида не случилась, процедура в общем-то одинаковая. Процесс в Древней Руси носит ярко-выраженный состязательный характер. Когда мы с вами как юристы-профессионалы говорим о состязательности процесса, мы понимаем равные возможности сторон для доказательства своей правоты.

 

*Девочка убегает из аудитории со звенящим телефоном* П.Л.: как раз слушал сегодня песню "Я милого узнаю по походке".

 

Состязательность – активное участие сторон, стороны являются единственным двигателем дела, принцип диспозитивности (гражданский процесс): стороны сами распоряжаются своими полномочия. Суд пассивен при этом, значит, процесс состязателен. Потом у нас будет разыскной (инквизиционный) процесс, в котором главную роль на себя берет государство.

 

Процессуальные действия. Проводят их САМИ потерпевшие – это их проблемы: у тебя украли, сам и ищи.

Свод (серия очных ставок)
Заклич (потерпевший)
Гонение следа (потерпевший с общиной)

 

Наши доказательства носят в основном формальный характер. Пример, может, не очень обычный. Наши формальные доказательства не доказывают объективную истину, они лишь формально свидетельствуют о вине. Они могут ничего не доказывать, но они свидетельствую формально о том, что сторона права.

 



Формальные доказательства:

    1) Испытание железом, водой или присяга (рота). Это призыв Бога в свидетели. Утопление и прижигание – ничего по существу не доказывает, но формальные основания для установления прав ты или не прав имеется.
    2) Послухи. Ошибкой было бы думать, что послухи – это настоящие свидетели, настоящие свидетели – это видоки (видоки – уже про не формальные док-ва). Послухи – люди, свидетельствующие о репутации стороны, свидетели доброй жизни потерпевшего. У нас идут на извод перед 12-ти людьми (некоторые дореволюционные историки говорят, что это прообраз суда присяжных, и так говорить заманчиво, но на деле это просто 12 послухов).

Эти 12-ти человек – свидетели моей репутации, рассказывают, что я добросовестный человек. Обращение к послухам будет очень долго встречаться в законодательстве. Это формальное доказательство, объективной истины они не устанавливают.
    3) Поличное. Первоначальное значение – от слова "лицо", а "лицо" – это имущество. Поличное – краденые вещи, найденные у одного из участников дела.

Это доказательство частенько формальное, поскольку оно может быть добросовестно куплено на рынке. Но как доказательство все равно используется.

 

Понимание преступления и специфика процесса. Исполнение решения. Исполнение решения (взыскание) лежит на выигравшей стороне, приставов нет, сама выигравшая сторона взыскивает то, что присуждено. Процедура этого взыскания называется продажа – комплекс мероприятий, связанных с взысканием. То есть продажа имущества должника, его семьи. Метафора, которая некорректна, но мне она очень нравится: в Древней Руси князь Ярослав и его потомки сказали, что процедуре кровной мести они придают цивилизованный характер (1 Кр.ред). Это как если ты хочешь набить кому-нибудь морду, то раньше ты шел и бил, а теперь нужно выйти на ринг, надеть специальные перчатки, не бить ногами и куча других правил – так и государство зарегулировало кровную месть.

 

Период феодальной раздробленности. Условно 12–14 вв. (в основном до второй половины 14-го века).

 

    1. Правовое положение населения

    2. Государственный механизм

    3. Развитие права

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.