Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.
1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)
4. Целевая установка на составление рассказа по плану.
5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.
6. Рассказы детей (коллективный рассказ).
7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).
8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).
9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.
Примечание:
1. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.
2. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца.
3. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
4. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
5. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).
Перед занятием «обучение рассказыванию по картине» нужна обязательно предшествующая работа.
Например, перед составлением описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».
1. Понаблюдать за живой кошкой с котятами;
2. Предложить каждому ребенку угостить животных тем, что они любят;
3. Расширить знания об особенностях, внешнем виде, повадках разных животных (через иллюстрации, чтение художественной литературы);
4. Поиграть в настольно-печатные игры, например, «большие-маленькие»;
5. Предложить каждому ребенку сравнить две игрушки.
Подготовительная работа помогает воспроизвести в реальной жизни ребенка те связи и зависимости, которые он должен будет установить в картине и объяснить в монологической речи.
Пример занятия:
Тема: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» из серии домашние животные.
Цель: закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на картине и используя личный опыт; учить соотносить название животных и их детенышей, закреплять слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них.
Словарная работа – белолапый, рыжий, серый.
Ход работы:
1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое.
2. Вопросы к детям: Кто нарисован на картине? Что делают котята? Что делает рыжий котенок? Какого еще котенка вы видите? Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка - мама? Как она смотрит на котят?
3. Образец рассказа педагога.
4. Составление рассказов детьми.
5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.
6. Игра: педагог – кошка - мама, дети – котята, дети исполняют команды (физминутка).
7. Педагог предлагает послушать историю, сопровождая показом игрушек, иллюстраций.
8. Анализ занятия (вопросы к детям: Что узнали? Что поняли?)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 435.