Упражнения проводятся в старших группах.
Для обучения детей распространению простых предложений и построению сложных служат упражнения типа «Один начинает — другой продолжает». В качестве обучающих приемов воспитатель использует образец правильно построенного предложения в различные указания.
Упражнять детей следует в употреблении таких синтаксических конструкций, которые, как отмечают психологи, недостаточно распространены в речи дошкольников, например однородных определений.
Упражнения на подбор однородных определений на первых занятиях можно проводить с наглядным материалом. Перед детьми последовательно ставят ряд предметов, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими определениями. Образцы предложений: На столе лежит красное спелое яблоко; Я выбрала самое красивое, красное, спелое яблоко. И др.
Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например: что мы видели в магазине? (Мы видели много фруктов: яблок, груш, апельсинов; Тетя купила много разных подарков: орехов, печенья, конфет.) Кроме составления предложений по образцу, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми предложений. Помимо предложений с простыми легкими словами (Кукла сидит на стуле. На полке стоят игрушки), можно предлагать детям составлять предложения с трудными для них в морфологическом плане словами: пальто, метро, радио и др.
Для формирования грамматического строя речи применяется и такое упражнение, как построение предложений путем полных ответов на вопросы, требующие подбора новых слов или предложений (Почему мы сегодня не ходили гулять? Почему украшены дома в нашем городе?). Воспитатель должен следить, чтобы дети употребляли слова в правильном порядке (Мы не ходили гулять, потому что шел дождь).
В подготовительной к школе группе больше внимания нужно уделять обучению детей разным способам выражения одной и той же мысли. Педагог приводит несколько вариантов высказывания по одной и той же картинке, затем дети сами пробуют по-разному сочетать слова в предложении: «Девочка села на стул и надевает валенки. Девочка, которая сидит на стуле, надевает валенки. Девочка, сидящая на стуле, обувается. Сидящая на стуле девочка наклонилась к своему валенку и натягивает его на ногу».
Работа над синтаксической стороной речи детей-дошкольников окажет влияние на качество их устной речи, облегчит обучение в школе.
Упражнения на словообразование
Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.
Упражнения по словообразованию в детском саду проводят со следующими целями:
- формирование у ребенка интереса к звучащему слову,
- развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?),
- поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.
Такие упражнения (непродолжительные по времени) организуют 1—2 раза в месяц на речевых занятиях в старших группах.
Целесообразно образцы построения слов давать на знакомом детям словесном материале, а в задания включать и малоизвестные слова, чтобы дошкольники сознательно упражнялись в образовании новых для них слов, прибегали к семантическому анализу и синтезу, правильно отыскивая нужные словообразовательные морфемы. Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, подбор парного слова), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание слов в сказочном сюжетном контексте). Можно использовать задания-шутки по словотворчеству: разбирать детские неологизмы, экспериментировать со словами по типу «все ребята-трулялята, все артисты-трулялисты» (Ю. Тувим).
Во время проведения упражнений обстановка должна быть живой, непринужденной. Дети могут отвечать сидя. Для поддержания нормального темпа работы воспитатель часто прибегает к подсказу, подает детям пример тактичного отношения к ошибкам товарищей. (Ошибки детей пяти лет: «драчуниха» — драчунья, «болтовник» — болтун, «горщик» — горнист, «стреляльщик» — стрелок, «пчелинник» — пчеловод, «верблюжечий» — верблюжий — наблюдения автора.)
Краткое описание ряда словесных упражнений для старшей группы.
«У кого какая мама».
Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.).
Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.
Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.
«Мы — спортсмены».
Цель: учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
Воспитатель напоминает детям, что недавно они были иа стадионе и видели спортсменов. «И в нашей группе,— продолжает он,— есть будущие спортсмены. Фигуристы — те, кто занимается фигурным катанием. Лена — и лыжница, и пловчиха — она учится плавать. Есть очень много названий спортсменов, сейчас посмотрим, какие из них вы знаете. Я начну предложение, а закончит кто-нибудь из вас. Я скажу: катается на лыжах, а вы закончите — лыжник; спортсменка, которая прыгает,— прыгунья».
Словарный материал: футболист, бегун, пловчиха, бегунья, прыгун.
Вариант для подготовительной к школе группы: пловец, стрелок, шахматист, конькобежец, прыгунья, боксер.
Анологичны описанным выше упражнения «Кто служит в нашей армии?» (ракетчик, разведчик, трубач, моряк и т. д.), «Назови профессию» (часовщик, скрипач, строитель, билетер, пианист).
На образование слов способом основосложения можно рекомендовать упражнения типа «Назови машину одним словом». Образец: машина, которая чистит картофель,— картофелечистка, картофель сажает — картофелесажалка.
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Вариант: «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?» (Молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход).
В подготовительной к школе группе дается больше упражнений на самостоятельное составление слов и объяснение их происхождения. Например, в упражнении «Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница и др.) ребенок должен объяснить, для чего нужен тот или иной предмет и почему он так называется.
В упражнении «Сложи одно слово» наряду с заданием найти одно слово вместо двух, названных педагогом (с красными щеками — краснощекий и др.), дети выполняют и другие: вспоминают слова, где первая часть электро-, объясняют, какие два слова слышатся в словах овощехранилище, трудолюбивый, быстроходный и т. п.
Ребенку необходима специальная помощь взрослого в овладении действительными причастиями настоящего времени. Воспитатель ставит своей задачей познакомить детей с моделью образования причастий, научить при необходимости употреблять их в речи. Этим целям может служить такой вид работы: дети составляют по картинкам предложения из двух слов (подлежащего и сказуемого), а педагог преобразует их в причастные обороты (девочка прыгает — прыгающая девочка; заяц бежит — бегущий заяц). Параллельно даются пояснения, раскрывающие значение или происхождение причастия (воющий ветер — ветер, который воет; скачущий — от слова скакать, который скачет).
Рекомендуются и следующие приемы: хоровые и индивидуальные проговаривания словосочетания с причастием, подсказывающие вопросы к причастию (Это дерево наклонившееся? Этот лист шуршащий?), придумывание детьми предложений с заданным причастием (смеющийся, лающий).
Понятие связной речи.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.
Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 667.