С развитием речи изменяется восприятие ребенка.
Ребенок первого года (доречевой период) воспринимает внешние качества предметов (цвет, форму), т.е. сенсорное восприятие, а затем предметное.
С возникновением речи происходят и изменения в памяти. У ребенка, не владеющего речью, воспоминания появляются лишь при наличии конкретной ситуации. У говорящего ребенка это воспоминание происходит на слова. Под влиянием речи и мышления очень меняется деятельность ребенка.
В начале третьего года жизни речь – средство познания. С развитием речи детей повышается роль речи взрослого как средство воспитания. Слово может изменить эмоциональное состояние ребенка. Темп развития речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий воспитания и, главным образом, от непосредственного воздействия взрослых.
В раннем детстве развитие речи делится на два периода:
1. Подготовительный;
2. Овладение самостоятельной речью.
Особенности развития речи
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.
На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова;
на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь);
на третьем году — понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).
Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.
Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей.
В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов.
К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.
Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом.
Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.
Т.е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.
Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.
Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.
На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).
К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.
Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
· Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
· Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
· Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
· Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
· Возникает описательная речь;
· Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
· Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
· Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 576.