Раздел 1. Теория и методология исторического познания

История

Методические указания для подготовки

К практическим занятиям

 

Москва 2014


Составители:

кандидаты исторических наук, доценты кафедры истории и культурологии МГСУ О.М.Бызова, Т.Л.Пантелеева

 

Под общей редакцией кандидата исторических наук, профессора, зав. кафедрой истории и культурологии МГСУ Т.А. Молоковой

 

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент В.П. Фролов

 

 

История: Методические указания для подготовки к практическим занятиям / Сост. Бызова О.М., Пантелеева Т.Л.; Под общ. ред. канд. ист. наук, проф., зав. кафедрой истории и культурологии МГСУ Т.А. Молоковой. – М.: МГСУ, 2014.

 

Методические указания составлены в соответствии с утвержденными рабочими программами по дисциплине «История», являются частью учебно-методического комплекса. Методические указания содержат необходимую студентам информацию для подготовки к практическим занятиям: вопросы для обсуждения на практических занятиях, список литературы и источников, контрольные вопросы для повторения, темы рефератов.

Для студентов всех направлений и профилей подготовки, реализуемых в строительном университете.


 



Введение

 

История – это рассказ о прошлом. Все, что развивалось и менялось: вселенная, Земля, цивилизация, отдельный человек – все имеет свою историю. Осваиваясь в мире и преобразуя его, человек всегда осознавал необходимость хранить память о своих предках, учитывать опыт предшествующих поколений, беречь свидетельства о прошлом своей земли.

Важность изучения мировой и отечественной истории определяется теми функциями, которые выполняет историческая наука:

§ познавательная – поиск закономерностей исторического развития;

§ воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

§ социальная память – идентификация и ориентация общества, личности;

§ прогностическая – предвидение будущего;

§ практически рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса.

Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой части основной образовательной программы по всем направлениям и профилям подготовки, осуществляемым в МГСУ, и является обязательной к изучению. Дисциплина «История» формирует базовые знания для изучения социально-экономического, политического, культурного развития общества в прошлом и настоящем, обеспечивает логическую взаимосвязь при изучении других дисциплин данного цикла. Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в средней школе.

Целью освоения дисциплины «История» является: формирование научного представления об основных этапах и содержании мировой и Отечественной истории, овладение теоретическими основами и методологией изучения истории. Познание общественно-исторических процессов носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологическом плане на фактическом материале мировой и Отечественной истории IX-XXI вв. Большое внимание уделяется основным вехам в истории становления и развития российской государственности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные тенденции экономической, политической, социальной и духовной эволюции мировой цивилизации на различных этапах ее развития;

· место и роль России в мировом сообществе; географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства, самобытный характер его формирования;

· иметь представление о системе исторического знания, его месте в формировании научной картины мира и социально-профессиональных качеств будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· анализировать исторические события и процессы;

· на исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;

· обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому.

. В результате изучения дисциплины студент должен иметь навыки:

· работы с исторической литературой и источниками, составления докладов и презентаций по проблемам социально-экономического, политического и культурного развития общества;

· выявления актуальных проблем исторического развития и применения методов исторического анализа в социальной практике и профессиональной деятельности.

Программа курса «История»

Планы практических занятий по темам курса «История»

Интернет-ресурсы

Рекомендуемые сайты содержат источники, научную литературу, информационные материалы по истории.

1.    http://www.hist.msu.ru/ER/Etext - сайт исторического факультета МГУ, библиотека.

2.    http://historydoc.edu.ru – статьи по отдельным проблемам и персоналиям

3.    http://rushistory.stsland.ru – источники, литература, исторические карты.

4.    http://avorhist.narod.ru, http://old-rus.narod.ru – сайты по истории средневековой Руси

5.    http://www.hrono.ru – хронологические таблицы, справочный материал

6.    http://memoirs.ru – источники мемуарного характера.

 


Вопросы для самопроверки по дисциплине «История»

1. Сущность и функции исторического знания.

2. Методы изучения истории.

3. Понятие и классификация исторических источников.

4. Древние славяне, расселение восточных славян в VI-VIII вв. н.э., общественный строй, культура и быт.

5. Предпосылки и основные этапы формирования Древнерусского государства. Значение Киевской Руси для становления российской государственности.

6. Древнерусское государство (X-XII вв.)

7. Принятие христианства на Руси и его значение.

8. Русские земли в период феодальной раздробленности.

9. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия.

10. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.

11. Политика первых московских князей. Иван I Калита, Дмитрий Донской.

12. Завершение политического объединения Руси (вторая половина XV – начало XVI вв.). Великие князья Иван III и Василий III.

13. Борьба русских княжеств с золотоордынским игом в XIV – XV вв.

14. Особенности формирования и развития русского централизованного государства в конце XV – начале XVI вв. «Москва – третий Рим».

15. Основные направления внешней политики Российского государства в XVI в.

16. Русское государство в середине XVI в.: реформы «Избранной рады».

17. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, содержание политики, последствия.

18. Юридическое оформление крепостного права в России в XVI-XVII вв.

19. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Причины и начало Смуты.

20. Основные этапы и последствия Смутного времени.

21. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

22. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII в., взаимоотношения с европейскими странами.

23. Реформы русской православной церкви в XVII в. и церковный раскол.

24. Социальные движения XVII в. Восстание под предводительством С.Т. Разина.

25. Основные направления внешней политики России в XVII в.

26. Россия в конце XVII в. Предпосылки и необходимость реформ Петра I.

27. Начало преобразований Петра I: цели реформ и методы их проведения.

28. Внешняя политика Петра I, развитие отношений с европейскими странами.

29. Реформы Петра I в области государственного управления. Утверждение абсолютизма в России.

30. Военные реформы Петра I. Рождение Российской империи.

31. Социально-экономическая политика Петра I, итоги его преобразований.

32. Основные направления внешней политики России в первой половине XVIII в.

33. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.).

34. Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма», ее основные черты и противоречия.

35. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

36. Усиление крепостного гнета и народные движения в XVIII в. Крестьянская война 1773-1775 гг.

37. Царствование Александра I. Попытки модернизации России.

38. Внутренняя политика в царствование Николая I.

39. Европейское направление внешней политики России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

40. Внешняя политика Российской империи в первой четверти XIX в.

41. Внешняя политика Российской империи во второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Крымская война.

42. Общественно-политическая мысль России в первой четверти XIX в. Движение декабристов.

43.  Общественно-политическая мысль России во второй четверти XIX в. Теория «официальной народности», славянофилы и западники.

44. «Восточный вопрос» во внешней политике России. Крымская война 1853-1856 гг.

45. Необходимость, предпосылки и подготовка реформ 1860-1870-х гг.

46. Отмена крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.».

47. Реформы Александра II в 1860-70-х гг. (местного управления, судебная, военная, образования, печати) и их значение.

48. Народничество 1870-1880-х гг.

49. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии и Дальнего Востока.

50. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

51. Контрреформы Александра III.

52. Экономическая модернизация (конец XIX – начало ХХ в.). Реформы С.Ю. Витте.

53. Кризис абсолютной монархии на рубеже XIX – XX вв. Император Николай II.

54. Революция 1905-1907 гг.: ее причины, характер, основные этапы, значение.

55. Общественно-политические движения начала XX в. и формирование политических партий в России.

56. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

57. Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война.

58. Формирование военно-политических союзов накануне Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне.

59. Свержение самодержавия в России. Февральская революция. Причины дальнейшего углубления кризиса в стране летом и осенью 1917 г. Двоевластие, его сущность.

60. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевистского правительства. Влияние Октябрьской революции на революционное движение в европейских странах.

61. Гражданская война в России. Причины победы большевиков.

62. «Военный коммунизм». Формирование экономической и политической системы Советского государства.

63. Образование СССР и развитие союзного государства в 1920-1930-е гг.

64. Новая экономическая политика – НЭП (1921-1929 гг.): сущность, противоречия, итоги.

65. Основные направления и принципы советской внешней политики в 1920-е и начале 1930-х гг.

66. Индустриализация в СССР, ее особенности.

67. Коллективизация в СССР: цели, методы проведения, итоги.

68. Причины свертывания нэпа (1929 г.). Переход к форсированному строительству социализма. Итоги первых пятилеток.

69. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

70. Международное положение и внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Советско-германский пакт 1939 г.

71. Начало Второй мировой войны. Мероприятия советского правительства по модернизации экономики в условиях нарастания военной угрозы.

72. Начальный период Великой Отечественной войны

73. Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

74. Завершающий этап Великой Отечественной войны. Вклад Советского Союза в победу над фашистской Германией. Разгром Японии.

75. Внешняя политика Советского Союза в послевоенный период, противостояние СССР-США, «холодная война».

76. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи.

77. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.): разоблачение «культа личности» Сталина, итоги внутренней политики Н.С. Хрущева.

78. Период «застоя» (1964-1985 гг.): нарастание негативных явлений в экономике, кризис идеологии.

79. Политика разрядки международной напряженности. Хельсинское соглашение 1975 г.

80. Итоги социально-экономического и политического развития СССР к началу 1980-х гг. Необходимость радикальных реформ.

81. Попытки М.С. Горбачева реформировать «реальный социализм» (1985-1991 гг.). Кризис власти и распад СССР.

82. Социально-экономические реформы 1990-х гг. в России и их результаты.

83. Формирование и развитие политической системы России в 1992-2014 гг.

84. Основные направления российской внешней политики в 1992-2014 гг.

85. Стратегия социально-экономического и культурного развития России на современном этапе. Приоритетные национальные проекты.


Тематика рефератов

1. Этногенез индо-европейских народов. Восточные славяне в VI-IX вв.

2. Язычество древних славян.

3. Роль варягов в создании древнерусского государства.

4. Византия и Древнерусское государство.

5. Киевская Русь и Великая Степь (взаимоотношения древнерусского государства с кочевыми народами).

6. Исторические портреты первых русских князей (на выбор студента: правители Древнерусского государства).

7. Мировые религии в Средние века (по выбору студента).

8. Принятие христианства на Руси и его значение для становления российской государственности и культуры.

9. Западноевропейский средневековый город (на примере какого-либо города по выбору студента)

10. Города Древней Руси (по выбору студента).

11. Владимиро-Суздальская Русь (XII-XIV вв.)

12. Новгородская боярская республика (XII-XV вв.)

13. Галицко-Волынское княжество (XII – начало XIV вв.)

14. Золотая Орда в XIII-XV вв.

15. Великое княжество Литовское в XIII-XV вв.

16. Исторический портрет московского князя (Даниил Александрович, Иван I Калита, Дмитрий Донской, Василий II Темный, Иван III, Василий III - по выбору студента).

17. Формирование национальных государств Западной Европы (на примере истории одного государства – по выбору студента).

18. Формирование единого Российского государства и Византийское наследие.

19. Москва – уникальный памятник градостроительного искусства.

20. Быт и нравы средневековых москвичей.

21. Европейская (или русская) армия в средние века: организация, вооружение, тактика.

22. Боярская дума в XV-XVII вв.

23. Земские соборы в XVI-XVII вв.

24. Сословно-представительная монархия в России в XVI-XVII вв.

25. Роль Ивана IV Грозного в истории России.

26. Эпоха Великих географических открытий: вклад российских путешественников и первопроходцев в изучение Евразии.

27. Исторический портрет участника Смутного времени (Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий I, Сигизмунд III, К. Минин, Д. Пожарский - по выбору студента).

28. Первые цари из рода Романовых.

29. Основные направления внешней политики России в XVII в.

30. «Бунташный» XVII век.

31. Государство и церковь России в XVII в. Реформы патриарха Никона и церковный раскол.

32. Крестьянские войны в России.

33. Европейское Просвещение: идеи и люди (персоналии на выбор студента).

34. «Европеизация» России в XVIII в.: цели и методы преобразований Петра I.

35. Иностранцы на русской службе в XVII-XVIII вв.

36. Реформы государственного аппарата при Петре I и окончательное оформление абсолютизма.

37. Строительство Санкт-Петербурга и развитие русских городов в XVIII в.

38. Рождение Петровской армии и флота.

39. Экономические и социальные преобразования Петра I.

40. Значение петровских преобразований для развития русской культуры.

41. «Птенцы гнезда Петрова» (сподвижники Петра I).

42. Россия при преемниках Петра I: причины и последствия дворцовых переворотов.

43. Теория и практика просвещенного абсолютизма Екатерины II.

44. Борьба со Швецией за Балтийской побережье в XVIII в.

45. Борьба России за выход к Черному морю: русско-турецкие войны в XVIII в.

46. Основные направления общественно-политической мысли России 2-й половины XVIII в.

47. Промышленный переворот и развитие городов Западной Европы и России (на конкретном примере по выбору студента).

48. Исторический портрет российского императора XIX века (Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II – по выбору студента).

49. Влияние Отечественной войны 1812 года на российское общество.

50. Движение декабристов.

51. Западники и славянофилы. Споры о судьбе России: история и современность.

52. Восточный вопрос во внешней политике России. Крымская война (1853-1856 гг.).

53. Присоединение Кавказа к Российскому государству.

54. Присоединение Казахстана и Средней Азии к Российскому государству.

55. Великие реформы 60-70 гг. XIX в. в России.

56. Народничество – направление общественной мысли и общественное движение.

57. Роль России в международной политике конца XIX - начала XX вв.

58. Исторический портрет государственного деятеля России конца XIX – начала ХХ вв. (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др. по выбору студента).

59. Революция 1905-1907 гг. и изменения в политической системе Российского государства.

60. Первая мировая война и ее влияние на социально-экономическое и политическое развитие России.

61. Октябрьская революция (1917 г.) в России: противоречивость оценок.

62. Гражданская война в России 1918-1920 гг.

63. Мир между двумя войнами: сущность и противоречия Версальско-Вашингтонской системы.

64. Коминтерн и внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

65. Новая экономическая политика (НЭП): ее сущность и противоречия.

66. Образование СССР и эволюция национальной политики в 1920-1930-е гг.

67. Форсированная индустриализация СССР в годы первых пятилеток и ее результаты.

68. Коллективизация в СССР.

69. Культурная и церковная политика в Советском государстве (1920-1930-е гг.).

70. Политический портрет одного из лидеров Коммунистической партии и Советского государства (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, С.М. Киров, В.М. Молотов, А.А. Жданов и др. - по выбору студента).

71. Внешняя политика мировых держав накануне Второй мировой войны.

72. Модернизация экономики и вооруженных сил СССР накануне Второй мировой войны.

73. Начальный период Великой Отечественной войны: объективные и субъективные трудности.

74. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.

75. Разгром фашистской Германии. Основные итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

76. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны (Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский - по выбору студента).

77. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

78. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

79. МИСИ в годы Великой Отечественной войны.

80. Мисийцы на фронтах Великой Отечественной войны.

81. Великая Отечественная война в истории моей семьи.

82. Международное положение и внешняя политика СССР в годы «холодной войны».

83. Политические портреты государственных деятелей СССР и России второй половины ХХ в. (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин и др. по выбору студента).

84. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в годы «оттепели».

85. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в.: противоречия экономического и социального развития.

86. «Перестройка» в СССР: ее предпосылки, содержание, итоги.

87. Формирование и развитие политической системы Российской Федерации 1991-2012 гг.

88. Экономические преобразования 1990-х гг. в России и их итоги.

89. Приоритетные национальные проекты и стратегия социально-экономического развития России на современном этапе

90. Место и роль России в современной мировой политике.

91. Роль России в образовании и развитии СНГ.

92. Государственные праздники России: история и современность.

93. Символика Российского государства: история и современность.

94. Историко-культурное развитие российских городов (очерк истории города по выбору студента).

95. История строительного образования в России.

96. Страницы истории МИСИ-МГСУ.

97. Вклад ученых МГСУ в развитие строительной науки.

98. Из истории студенческих строительных отрядов МИСИ

99. Международные связи МГСУ.

100.       Моя мисийская семья. Мисийские династии.

Оглавление

Введение. 3

Программа курса «История». 4

Планы практических занятий по темам курса «История». 11

Тема 1. Функции исторического познания. 11

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире. Древняя Русь (IX – начало XVI вв.). 12

Тема 3. Страны Западной Европы и Россия в XVI-XVII вв. 14

Тема 4. Мир в XVIII в. и особенности развития России. 15

Тема 5. Россия и мир в XIX в. 17

Тема 6. Россия и мир в начале XX в. 19

Тема 7. Мировое сообщество и Советское государство в 1917-1941 гг. 20

Тема 8. Мировое сообщество и СССР в период 1941-1991 гг. 22

Тема 9. Россия в современном мире. 25

Рекомендуемая литература. 27

Вопросы для самопроверки по дисциплине «История». 30

Тематика рефератов. 34

Оглавление. 39

 

История

Методические указания для подготовки

К практическим занятиям

 

Москва 2014


Составители:

кандидаты исторических наук, доценты кафедры истории и культурологии МГСУ О.М.Бызова, Т.Л.Пантелеева

 

Под общей редакцией кандидата исторических наук, профессора, зав. кафедрой истории и культурологии МГСУ Т.А. Молоковой

 

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент В.П. Фролов

 

 

История: Методические указания для подготовки к практическим занятиям / Сост. Бызова О.М., Пантелеева Т.Л.; Под общ. ред. канд. ист. наук, проф., зав. кафедрой истории и культурологии МГСУ Т.А. Молоковой. – М.: МГСУ, 2014.

 

Методические указания составлены в соответствии с утвержденными рабочими программами по дисциплине «История», являются частью учебно-методического комплекса. Методические указания содержат необходимую студентам информацию для подготовки к практическим занятиям: вопросы для обсуждения на практических занятиях, список литературы и источников, контрольные вопросы для повторения, темы рефератов.

Для студентов всех направлений и профилей подготовки, реализуемых в строительном университете.


 



Введение

 

История – это рассказ о прошлом. Все, что развивалось и менялось: вселенная, Земля, цивилизация, отдельный человек – все имеет свою историю. Осваиваясь в мире и преобразуя его, человек всегда осознавал необходимость хранить память о своих предках, учитывать опыт предшествующих поколений, беречь свидетельства о прошлом своей земли.

Важность изучения мировой и отечественной истории определяется теми функциями, которые выполняет историческая наука:

§ познавательная – поиск закономерностей исторического развития;

§ воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

§ социальная память – идентификация и ориентация общества, личности;

§ прогностическая – предвидение будущего;

§ практически рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса.

Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой части основной образовательной программы по всем направлениям и профилям подготовки, осуществляемым в МГСУ, и является обязательной к изучению. Дисциплина «История» формирует базовые знания для изучения социально-экономического, политического, культурного развития общества в прошлом и настоящем, обеспечивает логическую взаимосвязь при изучении других дисциплин данного цикла. Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в средней школе.

Целью освоения дисциплины «История» является: формирование научного представления об основных этапах и содержании мировой и Отечественной истории, овладение теоретическими основами и методологией изучения истории. Познание общественно-исторических процессов носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологическом плане на фактическом материале мировой и Отечественной истории IX-XXI вв. Большое внимание уделяется основным вехам в истории становления и развития российской государственности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные тенденции экономической, политической, социальной и духовной эволюции мировой цивилизации на различных этапах ее развития;

· место и роль России в мировом сообществе; географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства, самобытный характер его формирования;

· иметь представление о системе исторического знания, его месте в формировании научной картины мира и социально-профессиональных качеств будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· анализировать исторические события и процессы;

· на исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;

· обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому.

. В результате изучения дисциплины студент должен иметь навыки:

· работы с исторической литературой и источниками, составления докладов и презентаций по проблемам социально-экономического, политического и культурного развития общества;

· выявления актуальных проблем исторического развития и применения методов исторического анализа в социальной практике и профессиональной деятельности.

Программа курса «История»

Раздел 1. Теория и методология исторического познания.

Предмет истории как научной дисциплины. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Цель и задачи учебного курса «История». Структура курса. Основные формы аудиторной и самостоятельной работы. Требования к студентам. Библиография по дисциплине «История».

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Периодизация мировой и Отечественной истории. Факторы, обусловившие специфику российской истории.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 13.