1. Основными структурными элементами нормативного правового акта являются абзац, подпункт, пункт, часть и статья, содержащие в себе нормы права.
Внутри статьи нормативного правового акта может быть часть – отдельная норма права, выделяемая отступом, которая начинается с заглавной буквы и, как правило, нумеруется арабскими цифрами.
Абзацем считается часть текста статьи или части статьи, заключающая в себе смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой.
Законодательные акты (кроме постановлений Меджлиса Туркменистана) состоят из статей с наименованием «статья», которые могут включать в себя часть, пункт, подпункт и абзац. Иные нормативные правовые акты, в том числе постановления Меджлиса Туркменистана, состоят из частей без их наименования словом «часть», которые могут включать в себя пункты, подпункты и абзацы.
2. Близкие по содержанию статьи (части) значительных по объёму нормативных правовых актов могут быть объединены в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут быть объединены в разделы, а разделы – в части, которые не относятся к основному структурному элементу нормативного правового акта (далее – часть, не относящаяся к основному структурному элементу).
В больших по объёму главах могут быть выделены параграфы. Глава и параграф в нормативном правовом акте обозначаются соответственно словом «глава» и значком «параграф».
Главы (параграфы), разделы и части, не относящиеся к основному структурному элементу нормативного правового акта вместе с его основными структурными элементами формируют структурные элементы нормативного правового акта.
3. Каждые статья (часть) и параграф нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами, а главы и разделы – римскими цифрами. Нумерация статей (частей), глав и разделов нормативного правового акта осуществляется по принципу последовательности.
4. Нумерация параграфов в главе, а также частей в статьях, пунктов в частях, подпунктов в пунктах нормативного правового акта осуществляется по принципу самостоятельности.
При этом нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами со скобкой, подпунктов осуществляется латинскими буквами государственного языка со скобкой в порядке туркменского алфавита.
5. В случаях, когда необходимо разъяснить цели принятия нормативного правового акта и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права может предшествовать вступительная часть.
6. При необходимости уточнения терминов и понятий, используемых в нормативном правовом акте, в нём помещается статья (часть), разъясняющая их смысл. Термины и понятия в нормативном правовом акте располагаются на государственном языке в порядке туркменского алфавита. Термины и понятия в переводах нормативных правовых актов должны соответствовать последовательности их изложения на государственном языке.
Термины и понятия, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и понятиям, применяемым в нормативном правовом акте вышестоящего уровня, регулирующем однородные общественные отношения.
7. Статья или часть нормативного правового акта может быть дополнена примечанием, если соответствующие нормы невозможно изложить в тексте нормативного правового акта без ущерба для смысла нормы права.
8. В нормативном правовом акте в целях удобства пользования каждые статья, параграф, глава, раздел, а также часть, не относящаяся к основному структурному элементу, может иметь свое название.
Данное требование не распространяется на разделы, а также на части и пункты законодательных актов о внесении изменений или дополнений в законодательные акты, которые обозначаются соответственно римскими и арабскими цифрами.
Названия частей, не относящихся к основному структурному элементу, разделов, глав и параграфов нормативного правового акта отделяются от предыдущего и последующего текстов одним межстрочным интервалом, а названия статьей излагаются отделением от предыдущего текста посредством одного межстрочного интервала.
В названии нормативного правового акта, а также его статьи, главы, параграфа, раздела и части, не относящейся к основному структурному элементу, должны быть указаны общественные отношения, которые ими регулируются.
9. В структуру нормативного правового акта могут быть включены приложения, указанные в его тексте.
Статья 28. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта
1. Компетенция и функции государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться нормативными правовыми актами в соответствии с законодательством с чётким разграничением по уровню государственного управления.
2. Текст нормативного правового акта должен быть напечатан одним шрифтом.
3. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного государственного языка, юридической терминологии и требований к оформлению правовых актов, его положения должны быть предельно краткими, содержать чёткий и не подлежащий различному толкованию смысл.
В нормативном правовом акте не допускается употребление устаревших и многозначных слов, выражений, метафор, а также сокращений слов, а также повторное изложение одной и той же правовой нормы.
В переводах нормативного правового акта с государственного языка на другие языки должны быть ссылки на это.
4. В законодательном акте могут быть установлены основные принципы правового регулирования, основные понятия, используемые в его тексте, порядок и условия применения других нормативных правовых актов после вступления в силу законодательного акта.
В переходных положениях законодательного акта отражается порядок регулирования отношений до его введения в действие, устанавливаются сроки и способы перехода к новым нормам права.
В заключительных положениях законодательного акта закрепляются нормы о введении в действие данного акта, о признании утратившим силу или об отмене ранее принятого акта, при необходимости, с целью реализации этого акта излагаются требования о принятии актов другими государственными органами.
Требования, установленные настоящей частью, не распространяются на постановления Меджлиса Туркменистана.
5. Поручения в нормативных правовых актах должны адресоваться государственным органам или, при необходимости, их руководителям.
По отношению к государственным органам, не подчинённым лицу, дающему поручение, в нормативных правовых актах поручения должны излагаться в рекомендательной форме или по согласованию с ними. В последнем случае ниже подписи уполномоченного лица органа, принявшего нормативный правовой акт, располагается пометка «согласовано», полное наименование органа, с которым осуществлено согласование, должность, фамилия, подпись и дата согласования.
6. В тексте нормативного правового акта наименования государственных органов и других организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно.
Для обеспечения более простой формы и лаконичности текста нормативного правового акта допускается сокращение наименований государственных органов и других организаций с расшифровкой значения сокращения в самом тексте нормативного правового акта.
Если в тексте нормативного правового акта неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то это понятие даётся полностью, где оно использовано первый раз, при этом в скобке указывается сокращение (условное обозначение), которым оно далее обозначается.
7. В тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение абзацев дефисами или иными знаками, выделение и подчеркивание снизу отдельных слов и словосочетаний.
8. В верхнем правом углу первой страницы нормативного правового акта производного вида должна быть изложена ссылка на основную форму нормативного правового акта, утвердившего её, дату его принятия и регистрационный номер.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.