Средства социализации детей
с задержкой психического развития
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, наметились тенденции к изменению традиционного, авторитарного воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны общественности к обсуждению проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и создание новых технологий для работы с такими детьми.
Спецификой в организации работы по коррекции речевых нарушений в нашем Центре, является обязательное наличие практической деятельности, сочетающейся с умелым использованием наглядности и живого слова педагога. В логопедии разработаны довольно эффективные методики коррекции речевых нарушений: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические упражнения, массаж, мнемотехника, элементы песочной терапии и многое другое.
Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также процесс, направленный на адаптацию личности ребенка к определенным социальным условиям. Психологическая реабилитация должна проходить с учетом принципов:
¨ реабилитация детей должна начинаться на самых ранних стадиях развития;
¨ процесс реабилитации осуществляется последовательно и непрерывно до полного восстановления или компенсации нарушенных функций;
¨ процесс реабилитации строится с учетом комплексного подхода в осуществлении психореабилитационных мер.
Базовая задача психологической реабилитации состоит в закреплении воздействия коррекционно-консультационных мероприятий через системное и последовательное расширение и углубление направленных воздействий.
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. Необходимо распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желание сотрудничать в деле помощи ребенку с ЗПР.
Важно отметить основные направления психолого-педагогического сопровождения семей реализующиеся на базе стационарного отделения БУ «РЦДП»:
-диагностика, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии психики ребенка;
-оказание ребенку помощи в реализации его образовательных потребностей, создание педагогических условий для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий;
-информационная помощь родителям в отношении проблем развития ребенка и формирование у них педагогической этики и психолого-педагогической компетентности;
-включение родителей в педагогический процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи требует широкого использования на практике комплекса интегрированных средств взаимодействия всех взрослых (специалисты и родители), являющихся заинтересованными участниками образовательного и воспитательного процессов. При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения необходимо руководствоваться целесообразностью создания специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым:
¨ эмоциональный контакт взрослого с ребенком;
¨ правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач;
¨ подбор способов передачи ребенку общественного опыта (совместные действия, подражание, действие по образцу и речевой инструкции).
Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности. Реализация поставленных задач возможна при условии организации жизни ребенка с ЗПР, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Таким образом, вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению и ранней профориентации, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Обобщение опыта работы специалистов стационарного отделения позволило выявить основные проблемы социализации личности ребенка, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе, выявить особенности и условия процесса социализации детей с ЗПР, изучить особенности развития детей с задержкой психического развития и средства их успешной социализации.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ЗПР в БУ «РЦДП» – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.
Для того чтобы процесс социализации детей с ЗПР происходил наиболее полноценно, используем программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно–практического аспекта их жизнедеятельности.
Основные характеристики личности ребенка с ЗПР связываются с развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.
Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра.
Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные особенности ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56
2. Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья//Дошкольное воспитание. 2009. - № 4, с.94-101
3. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 3, с.27-31
4. Мастюкова Е.М., Мастюкова А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под редакцией В.И.Селиверстрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
6. Никишина В.В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/Сост. и общая ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
7. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. - № 2, с.66-69
8. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. Ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.