ü выработка научно-обоснованных концепций развития общества и развития финансовых отношений;
ü определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу;
ü осуществление практических мероприятий финансовой политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный путь в финансовой политике, перспективный курс, который решает крупномасштабные задачи, разрабатывает целевые программы и их направления. Для решения таких задач необходимы значительные финансовые ресурсы. Финансовая тактика — это решение задач конкретного периода, когда необходимо учитывать способы организации финансовых отношений, уметь своевременно перегруппировать финансовые ресурсы из одной отрасли в другую.
Отрыв финансовой политики от экономики недопустим. Поэтому необходим научный подход к финансовой политике, а также знание и изучение всех факторов, влияющих на финансовую политику, постоянный учет выводов финансовой
теории. При разработке финансовой политики необходимо учитывать ситуацию в стране. В настоящее время продолжается кризис финансовой системы, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциях в экономике; продолжающейся инфляции, которая в основном является затратной, а не спросовой. Либерализация цен при отсутствии рыночного механизма дала возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массы и диктовать цены.
Значительный дефицит бюджета образуется в результате длительного экономического спада, оттока за пределы страны валютной выручки и доходов граждан, разрыва между капиталовложениями и ресурсами их финансирования.
Однако самая главная проблема — это всеобщий кризис платежей.
Проводимая финансовая политика должна обеспечить выход из экономического кризиса. Это и новые пропорции распределения денежных ресурсов, и обеспечение бесперебойного финансирования предприятий производственной и непроизводственной сферы, и обеспечение соблюдения финансовой дисциплины, и укрепление экономических связей с мировым сообществом. Цель финансовой политики — достижение высокого уровня жизни населения, повышение эффективности производства, создание системы социальной защиты лиц с фиксированным доходом и малоимущих. Финансовая стратегия должна учитывать различные формы собственности предприятий, развитие рыночных отношений в экономике, функционирование рынка товаров, рынка капиталов. Финансовое воздействие на экономическую систему государства должно осуществляться через налогообложение, умелое маневрирование финансовыми ресурсами, через бюджетное финансирование, а также развитие финансового рынка.
Управление финансами
Управление — совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объекты для достижения определенного результата. Различают объекты и субъекты управления.
Объекты управления — разные виды финансовых отношений (финансы предприятий, страхование, государственные финансы).
Субъекты управления — организационные структуры, которые осуществляют управление финансами, т. е. финансовые службы предприятий, финансовые органы и государственная налоговая инспекция.
Финансовый аппарат — совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Различают следующие виды управления финансами: оперативное; стратегическое. Оперативное управление финансами — конкретные мероприятия, которые разрабатываются на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации с целью ликвидации «узких» мест. Решение таких задач осуществляется финансовыми управлениями местных администраций, дирекциями внебюджетных фондов, страховых компаний, финансовыми службами предприятий.
Стратегическое управление финансами — это прогнозирование финансов на перспективу, определение объема финансовых ресурсов на целевые программы. Такое управление осуществляется Министерством финансов, аппаратом Президента, Государственной налоговой службой ПМР.
Задачами Министерства финансов по управлению финансами являются:
ü разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
ü составление проекта бюджета, исполнение его и обеспечение финансовой устойчивости;
ü развитие финансового рынка; целевое финансирование общегосударственных потребностей;
ü совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;
ü осуществление финансового контроля за бюджетными средствами.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финотделы и управления сохранения министерств и ведомств. В страховых компаниях финансами управляют страховые конторы.
Финансовый аппарат осуществляет управление финансами во всех звеньях финансовой системы, поэтому он должен быть высококвалифицированным, компетентным, надежным. Автоматизированная система управления финансами (АСУФ) повышает качество принимаемых решений по размещению финансовых ресурсов, по контролю за их использованием.
3. Финансовое планирование
Финансовое планирование — один из элементов системы управления финансами. Финансовое планирование существует во всех государствах и поставлено на высокий уровень.
Финансовое планирование может иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. В ПМР система финансового планирования включает несколько уровней.
Всеми субъектами хозяйствования, которые функционируют на коммерческой основе, составляются балансы доходов и расходов, а также бизнес-планы, которые включают в качестве составной части финансовые планы. Учреждения некоммерческой деятельности составляют сметы. Кооперативные предприятия, страховые компании, общественные организации составляют финансовые планы, прогнозы и бизнес-планы.
На региональном уровне составляются балансы доходов и расходов населения.
По кассовым оборотам ПРБ и коммерческих банков составляются прогнозы и статистические отчеты.
Бюджеты разных уровней подготавливают органы государственного управления.
Проводимая рыночная реформа требует изменений в финансовом планировании, т. е. для рыночной экономики важна не только финансовая тактика, но и финансовая стратегия.
В настоящий момент главными финансовыми регуляторами являются ставки налогов, нормы амортизации, льготы (частичное освобождение от налогов), санкции (меры воздействия), дотации, субвенции (формы финансовой помощи отдельным регионам или отраслям), ассигнования из бюджета на непроизводственную сферу, валютный курс.
Экономика ПМР не отвергает финансового планирования. По сравнению с административно-плановой системой, финансовое планирование становится более гибким, маневренным и ориентируется на промышленные программы.
Прогнозы, расчеты при финансовом планировании основываются на следующих методах:
ü метод экстраполяции основан на изучении данных отчетного периода и прогнозировании темпов изменения на перспективу;
ü нормативный метод предполагает использование установленных норм и нормативов;
ü метод экономико-математического моделирования основан на построении финансовых моделей, которые имитируют реальные экономические и социальные процессы;
ü балансовый метод предполагает увязку всех разделов финансового плана, т. е. согласование финансовых ресурсов с источниками их формирования.
Вопросы самоконтроля:
1. Что представляет собой финансовая политика?
2. Охарактеризуйте современную финансовую политику ПМР.
3. Назовите органы, осуществляющие управление финансами.
4. Каковы функции Министерства финансов ПМР?
5. Назовите основные функции Государственной налоговой службы и ее органов на местах — налоговых инспекций.
6. Что включает в себя система финансового планирования в ПМР?
7. Перечислите финансовые регуляторы, используемые в финансовом планировании.
8. 15. Какими методами пользуются при финансовом планировании?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.