Теоретическое занятие № 4
Тема занятия: Законодательство об охране здоровья граждан.
В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе.
В здравоохранении, как и в любой другой сфере, имеется значительное число нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Изменяющаяся правовая действительность постоянно выдвигает новые требования к развитию и совершенствованию юридических институтов. Она предполагает непрерывную работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, отмену устаревших норм. Деятельность, направленная на упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства, обычно называется систематизацией законодательства.
Относящиеся к систематизации правовые институты являются проверенными средствами, с помощью которых можно в течении длительного времени поддерживать комплексы правовых норм «в рабочем состоянии», предупреждать возможное снижение качества правового регулирования. Это особенно необходимо в тех случаях, когда регулируются сложные отношения с «негарантированным результатом», каким, например, он может получиться при лечении больного, проведении лечебно-профилактических мероприятий и т.п.
Законодательство о здравоохранении, как известно, носит комплексный характер, то есть в него входят правовые нормы разной отраслевой принадлежности: и конституционного, и административного, и финансового, и гражданского, и трудового, и некоторых других отраслей права. В условиях рыночной экономики, с одной стороны, происходит сужение сферы государственного регулирования, расширения зон, свободных от прямого вмешательства государства, а с другой — усиление правовых механизмов социальной защиты интересов граждан. Фундаментальным институтом законодательства России о здравоохранении является институт медико-санитарной помощи, который дополняется другими институтами: санитарно-противоэпидемиологического благополучия, санаторно-курортного лечения, охраны окружающей природной среды, охраны и безопасности труда, лекарственного обеспечения, страхования жизни и здоровья граждан.
В российской юридической литературе общим вопросам правового регулирования здравоохранения уделялось внимание в трудах таких ученых-юристов и медиков как В.И. Акопов, О.Ю. Александрова, Н.Ф. Герасименко, Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, А.Б. Литовка, А.В. Максимов, М.Н. Малеина, А.А. Мохов, Н.В. Павлова, И.В. Поляков, Ю.Д. Сергеев, С.Г. Стеценко, А.В. Тихомиров, С.В. Шишков, Е.О. Шленева и др.
"Право на здоровье как одно из основных прав человека (международно-правовые аспекты)"
См.: ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // 993 U.N.T.S. 3.
Право на здоровье трудно представить в качестве предмета индивидуального иска в суде. Его скорее можно представить как предмет универсального, общего иска. Во всяком случае, право человека должно составлять нечто большее, чем моральное требование.
Источники права человека на здоровье.
В Уставе Организации Объединенных Наций нет упоминаний права на здоровье или иной конкретизации отдельных прав человека
--------------------------------
В преамбуле Устава содержится общее заявление о решимости "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности".
--------------------------------
Ст. 55 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций "содействует:
a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем".
По ст. 56 Устава "все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55".
В главе X предусмотрено создание Экономического и Социального Совета, который уполномочивается "предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам" (ст. 61).
______________________
Всеобщая декларация прав человека не предусматривает право на здоровье как таковое; однако, кроме общего перечисления гражданских и политических прав, Декларация содержит положения о социальных гарантиях. Обратим внимание на то, что п. 1 ст. 25 включает в число необходимых условий "здоровье и благополучие", причем здоровье выступает мерилом жизненного уровня. Таким образом, хотя право на здоровье не провозглашено прямо, оно зафиксировано как специфическая часть права на достойные условия жизни.
--------------------------------
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. G.A. Res. 217, U.N. GOAR 3d Sess. (1948).
В ст. 25 сказано: "1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой".
В связи с Всеобщей декларацией прав человека следует обратить внимание не только на содержание соответствующего права, но и на правовой статус самой Декларации, которая признана частью международного обычного права.
Право на здоровье прямо предусмотрено в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Обратим внимание на некоторые особенности закрепления права на здоровье в этом документе.
--------------------------------
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Обязательство, предусмотренное ст. 12, адресовано государствам. Государства обязаны признавать наличие права индивида, гарантируемого государством. Здесь употреблено слово "государства признают", а не "берут на себя" или "обязуются", т.е. обязательство не конструируется государствами, а они лишь признают уже существующее в реальности. Значит, право на здоровье может существовать вне зависимости от признания или непризнания его государством.
Пункт 2 ст. 2 Пакта запрещает дискриминацию в предоставлении любых прав. Отдельная статья (ст. 3) утверждает равенство мужчин и женщин. Запрет дискриминации закреплен во всех основополагающих договорах о правах человека: обоих Пактах о правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, так что эта норма уже признана частью обычного международного права прав человека.
--------------------------------
Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит напрямую нормы о праве на здоровье, но в нем немало положений о правах, непосредственно связанных с правом на здоровье, как право на жизнь (ст. 6), на свободу от пыток (ст. 7), на свободу и безопасность личности (ст. 9), на гуманное обращение с заключенными (ст. 10), на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и на свободу искать, получать и распространять информацию (ст. 19).
--------------------------------
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. 999 UNTS 171.
Другие договоры регулируют ряд прав человека, непосредственно соприкасающихся с правом на здоровье. Это Конвенции против геноцида, пыток и военных преступлений.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. подчеркивает принцип недискриминации и равное право, установленные двумя Пактами, о которых говорилось выше. В ст. 5 Конвенции при перечислении прав, в осуществлении которых недопустима дискриминация, среди экономических, социальных и культурных прав особо отмечено право на здравоохранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В отличие от Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в данной Конвенции ссылка на право на здоровье сформулирована в терминах предоставления услуг (здравоохранения).
В дополнение к требованию равноправия Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. признает право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода (ст. 11.1.f). В данной Конвенции употреблен термин "охрана здоровья", которого не было в принятых ранее документах. Использование этого термина подразумевает, очевидно, принятие мер к созданию условий, способствующих более высокому уровню здоровья, или, по меньшей мере, устранение помех здоровью. Эта Конвенция также подтверждает, что здравоохранение в отношении женщин может быть особенным в силу материнства, а также предусматривает, что материнство и продолжение рода вообще есть часть права на здоровье.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. не ставит специальный акцент на праве на здоровье, но затрагивает его двояко. Во-первых, принципом этой Конвенции является подход "не навреди" при регулировании охраны детей от опасности или ненадлежащего обращения (ст. 6). Во-вторых, при определении содержания права на здоровье должен быть "наилучший учет интересов ребенка" (ст.ст. 3, 18).
--------------------------------
Дополнительный протокол к Американской конвенции по правам человека в области экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) прямо предусматривает в ст. 10 право на здоровье, формулировка которого повторяет ту, что использована в Уставе ВОЗ. Напомним, что эта же формулировка использовалась в Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г.
--------------------------------
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Европейская конвенция о правах человека) - наиболее знакомый нам договор. В ней в утвердительной форме не закрепляются никакие права. Однако непосредственно связанная с Конвенцией Европейская социальная хартия говорит о мерах, которые должны быть приняты для охраны здоровья; это означает, что право на здоровье - это не просто право на получение медицинского обслуживания, но право на создание всеобъемлющей системы сохранения здоровья.
Право на медицинскую помощь
Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено два вида такого страхования — обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 (с изм. и доп.). Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.
Права пациента
Федеральный закон № 323 раздел «О правах пациентов»
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Федеральный закон устанавливает права пациентов как определенную группу прав, производных от общих прав человека, и определяет гарантии обеспечения этих прав в области здравоохранения, исходя из основополагающей ценности жизни человека, безопасности, тесной взаимосвязи физического и духовного здоровья.
Статья 1. Основные понятия
Пациент — лицо, нуждающееся в медицинской помощи и/или обратившееся за ней, получающее медицинскую помощь, либо участвующее в качестве испытуемого в биомедицинских исследованиях, находящееся под медицинским наблюдением, а также выступающее как потребитель медицинских и связанных с ними услуг независимо от того здоров он или болен.
Медицинская информация — сведения о состоянии здоровья пациента и оказываемой ему медицинской помощи, включая данные о наличии заболевания, его диагнозе, прогнозе, способах диагностики, лечения и профилактике, риске, связанном с медицинским вмешательством, иные сведения медицинского характера.
Права пациента — права, реализуемые на индивидуальном, коллективном и групповом уровнях в области здравоохранения, в том числе в связи с любым медицинским вмешательством.
Гарантия прав пациента — система обязательств, установленных правовым актом или договором, обеспечивающих реализацию прав пациента.
Стандарты медицинской помощи — это нормы, правила и рекомендации, утвержденные на уровне федерального органа исполнительной власти и определяющие порядок оказания медицинской помощи.
Медицинская помощь — лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, осуществляемые при вынашивании беременности, родах, болезнях, травмах.
Необходимая медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая в соответствии с утвержденными стандартами.
Участники оказания медицинской помощи — медицинские учреждения, частнопрактикующие врачи, аптеки, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, страховые медицинские организации, фонды обязательного медицинского страхования и другие физические или юридические лица, имеющие лицензию на право заниматься определенным видом деятельности, обеспечивающие уход за пациентом в стационарном учреждении или на дому, а также лица и организации, участвующие в финансировании и использовании финансовых средств, направляемых на ресурсное и организационное обеспечение необходимой медицинской помощи.
Медицинское вмешательство — любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемую врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту.
Медицинская услуга — это непосредственное выполнение осмотров, консультаций, операций, манипуляций, процедур, исследований и ухода за пациентом.
Сервисная услуга — обеспечение дополнительных бытовых комфортных условий для пребывания пациента в медицинском учреждении.
Информированное добровольное согласие — добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача или врача, проводящего биомедицинское исследование, полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.
Биомедицинское исследование — научное исследование, имеющее целью изучение конкретных физиологических, психологических и других состояний организма человека под влиянием факторов, а также апробацию новых диагностических, лечебно-профилактических, реабилитационных методов, лекарственных и иных средств, проводимое в форме клинического испытания с участием человека в качестве испытуемого.
Альтернативные госпитализации условия оказания медицинской помощи — организация медицинской помощи населению без отрыва от привычной социальной среды, включая помощь на дому, в амбулаторно-поликлиническом учреждении либо в полустационарном отделении (учреждении).
Профессиональная медицинская тайна — не подлежащие разглашению сведения о пациенте, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные сведения о состоянии здоровья и частной жизни, полученные в результате лечения и обследования.
Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, договоры, заключенные органами государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действовавшие на территории Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев внести в Государственную Думу предложения о внесении в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в ранее принятые федеральные законы и об установлении (усилении) ответственности за нарушение настоящего закона.
Теоретическое занятие № 4
Тема занятия: Законодательство об охране здоровья граждан.
В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе.
В здравоохранении, как и в любой другой сфере, имеется значительное число нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Изменяющаяся правовая действительность постоянно выдвигает новые требования к развитию и совершенствованию юридических институтов. Она предполагает непрерывную работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, отмену устаревших норм. Деятельность, направленная на упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства, обычно называется систематизацией законодательства.
Относящиеся к систематизации правовые институты являются проверенными средствами, с помощью которых можно в течении длительного времени поддерживать комплексы правовых норм «в рабочем состоянии», предупреждать возможное снижение качества правового регулирования. Это особенно необходимо в тех случаях, когда регулируются сложные отношения с «негарантированным результатом», каким, например, он может получиться при лечении больного, проведении лечебно-профилактических мероприятий и т.п.
Законодательство о здравоохранении, как известно, носит комплексный характер, то есть в него входят правовые нормы разной отраслевой принадлежности: и конституционного, и административного, и финансового, и гражданского, и трудового, и некоторых других отраслей права. В условиях рыночной экономики, с одной стороны, происходит сужение сферы государственного регулирования, расширения зон, свободных от прямого вмешательства государства, а с другой — усиление правовых механизмов социальной защиты интересов граждан. Фундаментальным институтом законодательства России о здравоохранении является институт медико-санитарной помощи, который дополняется другими институтами: санитарно-противоэпидемиологического благополучия, санаторно-курортного лечения, охраны окружающей природной среды, охраны и безопасности труда, лекарственного обеспечения, страхования жизни и здоровья граждан.
В российской юридической литературе общим вопросам правового регулирования здравоохранения уделялось внимание в трудах таких ученых-юристов и медиков как В.И. Акопов, О.Ю. Александрова, Н.Ф. Герасименко, Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, А.Б. Литовка, А.В. Максимов, М.Н. Малеина, А.А. Мохов, Н.В. Павлова, И.В. Поляков, Ю.Д. Сергеев, С.Г. Стеценко, А.В. Тихомиров, С.В. Шишков, Е.О. Шленева и др.
"Право на здоровье как одно из основных прав человека (международно-правовые аспекты)"
См.: ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // 993 U.N.T.S. 3.
Право на здоровье трудно представить в качестве предмета индивидуального иска в суде. Его скорее можно представить как предмет универсального, общего иска. Во всяком случае, право человека должно составлять нечто большее, чем моральное требование.
Источники права человека на здоровье.
В Уставе Организации Объединенных Наций нет упоминаний права на здоровье или иной конкретизации отдельных прав человека
--------------------------------
В преамбуле Устава содержится общее заявление о решимости "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности".
--------------------------------
Ст. 55 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций "содействует:
a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем".
По ст. 56 Устава "все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55".
В главе X предусмотрено создание Экономического и Социального Совета, который уполномочивается "предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам" (ст. 61).
______________________
Всеобщая декларация прав человека не предусматривает право на здоровье как таковое; однако, кроме общего перечисления гражданских и политических прав, Декларация содержит положения о социальных гарантиях. Обратим внимание на то, что п. 1 ст. 25 включает в число необходимых условий "здоровье и благополучие", причем здоровье выступает мерилом жизненного уровня. Таким образом, хотя право на здоровье не провозглашено прямо, оно зафиксировано как специфическая часть права на достойные условия жизни.
--------------------------------
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. G.A. Res. 217, U.N. GOAR 3d Sess. (1948).
В ст. 25 сказано: "1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой".
В связи с Всеобщей декларацией прав человека следует обратить внимание не только на содержание соответствующего права, но и на правовой статус самой Декларации, которая признана частью международного обычного права.
Право на здоровье прямо предусмотрено в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Обратим внимание на некоторые особенности закрепления права на здоровье в этом документе.
--------------------------------
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Обязательство, предусмотренное ст. 12, адресовано государствам. Государства обязаны признавать наличие права индивида, гарантируемого государством. Здесь употреблено слово "государства признают", а не "берут на себя" или "обязуются", т.е. обязательство не конструируется государствами, а они лишь признают уже существующее в реальности. Значит, право на здоровье может существовать вне зависимости от признания или непризнания его государством.
Пункт 2 ст. 2 Пакта запрещает дискриминацию в предоставлении любых прав. Отдельная статья (ст. 3) утверждает равенство мужчин и женщин. Запрет дискриминации закреплен во всех основополагающих договорах о правах человека: обоих Пактах о правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, так что эта норма уже признана частью обычного международного права прав человека.
--------------------------------
Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит напрямую нормы о праве на здоровье, но в нем немало положений о правах, непосредственно связанных с правом на здоровье, как право на жизнь (ст. 6), на свободу от пыток (ст. 7), на свободу и безопасность личности (ст. 9), на гуманное обращение с заключенными (ст. 10), на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и на свободу искать, получать и распространять информацию (ст. 19).
--------------------------------
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. 999 UNTS 171.
Другие договоры регулируют ряд прав человека, непосредственно соприкасающихся с правом на здоровье. Это Конвенции против геноцида, пыток и военных преступлений.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. подчеркивает принцип недискриминации и равное право, установленные двумя Пактами, о которых говорилось выше. В ст. 5 Конвенции при перечислении прав, в осуществлении которых недопустима дискриминация, среди экономических, социальных и культурных прав особо отмечено право на здравоохранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В отличие от Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в данной Конвенции ссылка на право на здоровье сформулирована в терминах предоставления услуг (здравоохранения).
В дополнение к требованию равноправия Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. признает право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода (ст. 11.1.f). В данной Конвенции употреблен термин "охрана здоровья", которого не было в принятых ранее документах. Использование этого термина подразумевает, очевидно, принятие мер к созданию условий, способствующих более высокому уровню здоровья, или, по меньшей мере, устранение помех здоровью. Эта Конвенция также подтверждает, что здравоохранение в отношении женщин может быть особенным в силу материнства, а также предусматривает, что материнство и продолжение рода вообще есть часть права на здоровье.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. не ставит специальный акцент на праве на здоровье, но затрагивает его двояко. Во-первых, принципом этой Конвенции является подход "не навреди" при регулировании охраны детей от опасности или ненадлежащего обращения (ст. 6). Во-вторых, при определении содержания права на здоровье должен быть "наилучший учет интересов ребенка" (ст.ст. 3, 18).
--------------------------------
Дополнительный протокол к Американской конвенции по правам человека в области экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) прямо предусматривает в ст. 10 право на здоровье, формулировка которого повторяет ту, что использована в Уставе ВОЗ. Напомним, что эта же формулировка использовалась в Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г.
--------------------------------
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Европейская конвенция о правах человека) - наиболее знакомый нам договор. В ней в утвердительной форме не закрепляются никакие права. Однако непосредственно связанная с Конвенцией Европейская социальная хартия говорит о мерах, которые должны быть приняты для охраны здоровья; это означает, что право на здоровье - это не просто право на получение медицинского обслуживания, но право на создание всеобъемлющей системы сохранения здоровья.
Правовое регулирование охраны здоровья в РФ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.