Методология социологического подхода  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3

Методология социологического подхода  

К изучению права

 

1) . Право как социальный институт: понятие, особенности социального института права, факторы эффективного функционирования института права и причины его дисфункции.

Как социальный институт право представляет собой совокупность установленных государством и закрепленных в нормативных актах юридических норм, выполнение которых обеспечивается силой государства.

 

Право как нормативный комплекс: понятие, виды, структура

Социальных норм. Строение права как нормативной системы.

Понятие

Как нормативный комплекс право представляет собой совокупность норм позитивного права, посредством которых осуществляется нормативное регулирование общественных отношений.

Виды социальных норм права

-официально установленные и фактически сложившиеся;

- нормы-идеалы(это ориентир, пример с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность), нормы – образцы поведения, профессиональные нормы(регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей. ), нормы статистики(выражают некие свойства, присущие большинству людей);

- регулятивные(нормы права, которые регулируют поведение путем установления субъективных юридических прав и обязанностей) и конститутивные нормы(нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала правового регулирования.);

- нормы с репрессивными и реститутивными санкциями;

- писаные и неписаные нормы;

- нормы обычая и статутные(закреплённые в зак. актах) нормы.

Структура социальной нормы

Гипотеза - условие применения социальной нормы

Диспозиция- предписываемое нормой необходимое правило поведения

Санкция - ответственность, налагаемая за невыполнение предписываемых действий

Санкции бывают юридические(состоят в имущественных взысканиях, уголовном наказании и других мерах (принудительного воздействия, осуществляемых государственными органами) и моральные (негативная оценка поступка как социальной группой, так и самим субъектом). Соответствующий вид санкций выделяется и у религиозных норм

Диспозиция и санкция выполняют несколько информационных функций: ориентирующую, программную и прогностическую, которые вместе «обслуживают» поведение человека, — влияют на выбор цели и средств, на планирование поступка и принятие решения, на оценку его будущих последствий[4]. Можно сказать, что норма дает субъекту описание взаимосвязи между ситуацией, его действиями и их последствиями, включая элемент ответственности. Поскольку человек — активное существо, способное к выбору пути своего поведения, норма служит для него известным руководством к действию.

На этих же особенностях нормы строится и оценка ее эффективности. Норма тем эффективнее, чем последовательнее соблюдаются ее предписания. А они, в свою очередь, связаны с оптимальной конструкцией нормы, хорошей информацией о норме среди населения и должностных лиц и адекватностью мотивации исполнителей нормы. При нарушении любого из этих условий эффективность нормы снижается, страдает и вся нормативная система.

 

Право как социальное явление: социальные функции права, факторы реализации права.

Социальные функции права

Социальные функции права – это функции права, в которых право и правовые явления рассматриваются в широком понимании функций права, то есть в общесоциальных или социально-политических рамках.

К общесоциальным функциям относятся:

 

1. Экономическая – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.;

 

2. Политическая – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.;

 

3. Воспитательная функция права – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения;

 

4. Коммуникативная – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления,специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.

Факторы реализации права

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются:

соблюдение-выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.

исполнение- состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей.

использование- состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом.

применение права - представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

 

Факторы реализации права

За последние годы наметилось два основных подхода к классификации факторов, влияющих на эффективность норм, а соответственно, и к определению условий их эффективности. Один подход связан с выделением во внешней среде, в которой действует право, основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которыми правовая норма воздействует на поведение граждан и коллективов. Речь идет о следующих группах условий эффективности правовых норм: а) макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания); б) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; в) микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы); г) личностные условия субъекта, реализующего право.

 

Есть и другое основание для классификации условий эффективности действия правовой нормы. В этом случае они разделяются в соответствии с элементами механизма действия права. С этой точки зрения условия эффективности действия нормы будут относиться, во–первых, к самой норме; во–вторых, к деятельности правоприменительных органов; в–третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы.

 

Исследование процесса применения нормы права важны не только для понимания причин неэффективности действия немалого числа законов, но и как показатель уровня работы государственного аппарата. Трудно будет реализовать задачу формирования правового государства, если не преодолеть тех недостатков, которые препятствуют юридически грамотному, быстрому и эффективному проведению в жизнь выраженной в законах воли. Более того, негативные явления в общественной жизни общества зачастую могут породить "теневое нормотворчество". Исходным пунктом его развития является неудовлетворительное функционирование официальных норм. Их несоответствие социально–экономическим потребностям общества влечет за собой деформацию социальных институтов, отношений между людьми, нарушение нормального взаимодействия между членами общества, их статусов и форм обычной жизнедеятельности.

 

В связи с деформацией социальных институтов и отношений усиливаются внутренние противоречия, которые всегда имеются в нормативной системе. Вследствие этого из–за несовпадения нормативных требований с реальными условиями жизни конкретных индивидов, социальных групп быстро проявляется "двойная мораль". Именно на этой основе и возникает так называемое "теневое нормотворчество", то есть создание неофициальных правил поведения.

 

В связи с этим критерий справедливости вообще представляет собой достаточно точный и очень чуткий эталон для оценки степени соответствия той или иной нормы интересам людей.

 

В чем же проявляется "теневое"? В одних случаях – в установлении собственных, подчас полезных нормативов в рамках данного предприятия, колхоза, населенного пункта (например, доплата к пенсиям сверх установленной нормы). В других – в создании структур, не предусмотренных законом (например, вооруженных формирований или неформальных групп по борьбе с преступностью). Эти примеры свидетельствуют о том, что местная общественность стремится так или иначе компенсировать близорукость или некомпетентность соответствующих органов государственной власти.

 

Тема 4

Слабое законодательство

5) активизация «теневого нормотворчества»;

Тема 3

Методология социологического подхода  

К изучению права

 

1) . Право как социальный институт: понятие, особенности социального института права, факторы эффективного функционирования института права и причины его дисфункции.

Как социальный институт право представляет собой совокупность установленных государством и закрепленных в нормативных актах юридических норм, выполнение которых обеспечивается силой государства.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 208.