УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-воспитательной работе ___________ Э.Ю. Майкова «_____»__________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины базовой части Блока 1 «Ноксология»
Направление подготовки бакалавров 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль – Безопасность технологических процессов и производств Вид деятельности – экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; научно-исследовательская
Факультет природопользования и инженерной экологии Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология» Семестр 5
Тверь 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | ||
Лист согласования …………………………………………….….…. | 3 | |
1. | Цели и задания дисциплины…………………………………………. | 4 |
2. | Место дисциплины в образовательной программе…..……….…. | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине……………….. | 5 |
4. | Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы……………….. | 6 |
5. | Структура и содержание дисциплины………………………………. | 7 |
6. | Самостоятельная работа обучающихся и текущий контроль их успеваемости………………………………………………………. | 9 |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………......................... | 9 |
8. | Материально-техническое обеспечение…………………………….. | 11 |
9. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации……………………………………………………………… | 11 |
10. | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………………………………………………………. | 12 |
11. | Внесение изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины……………………………………………………………. | 13 |
12. | Лист регистрации изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины……………………………………………………………. | 14 |
Приложение……………………………………………………………. | 15 |
Рабочая программа дисциплины соответствует ОХОП подготовки бакалавров в части требований к результатам обучения по дисциплине и учебному плану.
Разработчик программы:
к.т.н., доцент каф. БЖиЭ В.А. Мартемьянов
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры БЖиЭ
«____» ____________ 201__г., протокол № ____.
Заведующий кафедрой БЖиЭ, к.т.н, доцент Н.М. Пузырёв
Согласовано
Начальник учебно-методического
отдела УМУ Д.А. Барчуков
Начальник отдела
комплектования
зональной научной библиотеки О.Ф. Жмыхова
1. Цель и задачи дисциплины
Предметная область дисциплины включает последовательное изучение опасностей материального мира Вселенной, обеспечение понимания и логической взаимосвязи в системе "человек - техносфера - природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества. 0000 Объектами изучения в дисциплине являются технические системы – источники опасности, характеризующиеся набором физических и химических факторов, оказывающих влияние на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек–техносфера», «техносфера–природа», «человек–природа». n - 00000 Основной целью дисциплины «Ноксология» является формирование профессиональной ноксологической культуры, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности0рассматриваются0в0качестве0приоритета. 00000Задачами0дисциплины0являются: 00000– приобретение представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;
- овладение приемами описания источников и зон влияния опасностей; базисными основами анализа источников опасности и выбора путей и способов защиты человека и природы от опасностей.
- формирование культуры профессиональной безопасности, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- способности к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способности к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в образовательной программе
Дисциплина относится к базовой части Блока0010структуры0ОП0ВО. 00000Для изучения курса требуется использование знаний и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин подготовки бакалавров: математика, физика, химия, физиология человека, экология. 000 00000Приобретенные знания в рамках данной дисциплины необходимы в дальнейшем при изучении дисциплин:0 безопасность жизнедеятельности, надежность технических систем и техногенный риск, управление техносферной безопасностью, промышленная экология, а также при подготовке выпускной квалификационной работы.
00з
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3.1. Перечень компетенций, закреплённых за дисциплиной в ОХОП.
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
3.2 Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция010(ОК-11): 00000- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11).
Знать: 00000З1.1. Основные методы. исследования окружающей среды для выявления0ее00ноксолшогических00возможностей0и0ресурсов. 00000Уметь: 00000У1.1.000Абстрактно00и00критически00мыслить. 00000Владеть: 00000В1.1. Способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций. 00000 00000Технологии формирования К1: проведение лекционных занятий; практических занятий.
Компетенция 2 (ОК-15):
- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Знать:
З2.1. Основные опасности современного мира и особенности их негативного влияния на человека и природу.
Уметь:
У2.1. Применять00базовые00методики000защиты000производственного
персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Владеть:
В2.1. Технологиями выбора рациональных методов определения параметров опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска при решении профессиональных задач повышения безопасности машин и
оборудования.
Технологии формирования К2: проведение лекционных занятий; практических занятий.
4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 | 144 |
Аудиторные занятия (всего) | 68 | |
В том числе: | ||
Лекции | 34 | |
Практические занятия (ПЗ) | 34 | |
Семинары (С) | не предусмотрены | |
Лабораторный практикум (ЛП) | не предусмотрен | |
Самостоятельная работа (всего) | 76 | |
В том числе: | ||
Расчетно-графические работы | не предусмотрены | |
Реферат | не предусмотрен | |
Курсовая работа | не предусмотрена | |
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к практическим занятиям) | 56 | |
Контроль текущий и промежуточный (балльно-рейтинговый, зачет) | 20 |
0
0 5. Структура и содержание дисциплины
Структура и содержание дисциплины построены по модульно-блочному принципу. Под разделом (модулем, темой) дисциплины понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью использованного понятийно-терминологического аппарата.
5.1 Структура дисциплины
Таблица 2. Модули дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы
№ пп | Наименование модуля | Трудоём-кость, час | Лекции | Практич. занятия | Лаб. практи-кум | Самостоят. работа |
1 | Основы ноксологии (те-оретическая ноксология) | 62 | 13 | 10 | - | 39 |
2 | Основы защиты от опас-ностей (прикладная нок-сология) | 62 | 13 | 16 | - | 33 |
3 | Социальные и экономи-ческие аспекты ноксоло-гии | 20 | 8 | 8 | - | 4 |
Всего на дисциплину | 144 | 34 | 34 | - | 76 |
5.2. Содержание дисциплины
Лабораторный практикум
Учебным планом не предусмотрен.
Самостоятельная работа обучающихся и текущий контроль их успеваемости
6.1. Цели самостоятельной работы
Основными целями самостоятельной работы бакалавров является формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых, рациональных и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.
6.2. Организация и содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа заключается в проработке отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендованной им учебной и научной литературе, в подготовке к практическим занятиям, к текущему контролю успеваемости, зачету.
В курсе запланировано 10 практических занятий, на которых студенты осваивают методологию процедур ноксологии. Максимальная оценка за каждое выполненное практическое задание – 5 баллов, минимальная – 3 балла.
Текущий контроль успеваемости осуществляется с использованием модульно-рейтинговой системы обучения и оценки текущей успеваемости обучающихся в соответствии с СТО СМК 02.102-2012.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
1. Белов, С.В. Ноксология [Текст]: учебник для бакалавров по напр. 280700 "Техносферная безопасность" / Белов, С.В., Симакова, Е.Н. - М.: Юрайт, 2012. - 429 с. - (94088-13) (504; Б 43) 2. Дмитренко, В.П. Экологическая безопасность в техносфере [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению «Техносферная безопасность» / Дмитренко, В.П., Сотникова, Е.В., Кривошеин, Д.А. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2016. - 522 с. - (71539-2) (504; Д 53) |
3. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности [ЭБС Лань] : учебник для вузов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для всех направлений подгот. и специальностей / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак ; под ред. О. Н. Русака. – 14-е изд. ; стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2012. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – ISBN 978-5-8114-0284-7.0–0(108671-1)0и0предыдущие0издания |
7.2. Дополнительная литература
1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст]: учебник для вузов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для бакалавров всех направлений подгот. - М.: Юрайт, 2011. - 679, [1] с. - (87460-8) (658; Б 43)
2. Пузырев, Н.М. Производственная безопасность: учеб. пособие. Ч. 1 / Пузырев, Н.М., Любимова, Н.С. ; Тверской гос. техн. ун-т, Каф. БЖЭ – Тверь: ТвГТУ, 2008. – 218 с. – (71738-112) (658; П 88; метод. № 2427)
3. Пузырев, Н.М. Производственная безопасность: учеб. пособие Ч. 2 / Пузырев, Н.М., Любимова, Н.С. ; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2009.0–01750с.0–0(80646-114)0(658; П 88; метод.0№ 3870) 000004.0Пузырев,0Н.М.0Производственная0безопасность0[Текст];0[Элект-ронный ресурс]: учеб. пособие. Ч. 3 / Пузырев, Н.М., Любимова, Н.С. ; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2010. – 315 с. Сервер. – (84206-165) (658;0П088;0метод.0№ 3931) 0000 5. Производственная безопасность: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки «Безопасность жизнедеятельности» / под ред. А.А. Попова0–0СПб.:0Лань,02013.0–04310с.0–0(94087-3)0(658; П 80) 0000 6. Переездчиков, И.В. Анализ опасностей промышленных систем «человек-машина-среда» и основы защиты: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки 280100 "Безопасность жизнедеятельности" – М.: КноРус,02014.0–07810с.0–0(100163-2)0(658; П 27) 0000 7. Практикум по техносферной безопасности: промышленная и экологическая безопасность: учеб. пособие. Ч. 1 / Тверской гос. техн. ун-т, Каф. БЖЭ; сост.: Н.М. Пузырев, Н.С. Любимова, Л.В. Козырева [и др.]; под общ. ред. Н.М. Пузырева, Н.С. Любимовой - Тверь: ТвГТУ, 2014. - 203 с. - (103341-112)0(504; П 69; метод.0№ 4309) 0000 8. Малкин, В.С. Надежность технических систем и техногенный риск: учеб. пособие для вузов по напр. 280100 "Безопасность жизнедеятельности" – Ростов0н/Д:0Феникс,02010.0–04330с.0–0(95124-6)0(621; М 19) 0000 9. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для вузов по трансп. направлениям – М.: Академия, 2012. – 286 с. – (98214-1) (658; Б 91)000 0000 000 10. Специальная оценка условий труда: метод. пособие / отв. за вып. И.З. Гимаев [CD] – Уфа: Институт повышения квалификации профсоюзных кадров,02014.9–0(72419-1) 000 11. Мартемьянов, В.А. Повышение безопасности машин и оборудования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Мартемьянов, В.А., Пузырев, Н.М.; под ред. Н.М. Пузырева; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2016. – Сервер.0–0(111636-1)0 (504; М 29) 00012. Мартемьянов, В.А. Повышение безопасности машин и оборудования: учеб. пособие / Мартемьянов, В.А., Пузырев, Н.М. ; под ред. Н.М. Пузырева; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2016. – 192 с. – (112477-72) (504; М 29; метод. № 4513)
Приложение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тверской государственный технический университет»
Направление подготовки бакалавров – 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль – Безопасность технологических процессов и производств
Кафедра – Безопасность жизнедеятельности и экология
Дисциплина «Ноксология»
Семестр 5
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ №_1_
1. Задание для проверки уровня «знать» – или 0, или 1 балл:
Основные принципы ноксологии.
2. Задание для проверки уровня «уметь» – или 0, или 1 балл:
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-воспитательной работе ___________ Э.Ю. Майкова «_____»__________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины базовой части Блока 1 «Ноксология»
Направление подготовки бакалавров 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль – Безопасность технологических процессов и производств Вид деятельности – экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; научно-исследовательская
Факультет природопользования и инженерной экологии Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология» Семестр 5
Тверь 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | ||
Лист согласования …………………………………………….….…. | 3 | |
1. | Цели и задания дисциплины…………………………………………. | 4 |
2. | Место дисциплины в образовательной программе…..……….…. | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине……………….. | 5 |
4. | Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы……………….. | 6 |
5. | Структура и содержание дисциплины………………………………. | 7 |
6. | Самостоятельная работа обучающихся и текущий контроль их успеваемости………………………………………………………. | 9 |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………......................... | 9 |
8. | Материально-техническое обеспечение…………………………….. | 11 |
9. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации……………………………………………………………… | 11 |
10. | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………………………………………………………. | 12 |
11. | Внесение изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины……………………………………………………………. | 13 |
12. | Лист регистрации изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины……………………………………………………………. | 14 |
Приложение……………………………………………………………. | 15 |
Рабочая программа дисциплины соответствует ОХОП подготовки бакалавров в части требований к результатам обучения по дисциплине и учебному плану.
Разработчик программы:
к.т.н., доцент каф. БЖиЭ В.А. Мартемьянов
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры БЖиЭ
«____» ____________ 201__г., протокол № ____.
Заведующий кафедрой БЖиЭ, к.т.н, доцент Н.М. Пузырёв
Согласовано
Начальник учебно-методического
отдела УМУ Д.А. Барчуков
Начальник отдела
комплектования
зональной научной библиотеки О.Ф. Жмыхова
1. Цель и задачи дисциплины
Предметная область дисциплины включает последовательное изучение опасностей материального мира Вселенной, обеспечение понимания и логической взаимосвязи в системе "человек - техносфера - природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества. 0000 Объектами изучения в дисциплине являются технические системы – источники опасности, характеризующиеся набором физических и химических факторов, оказывающих влияние на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек–техносфера», «техносфера–природа», «человек–природа». n - 00000 Основной целью дисциплины «Ноксология» является формирование профессиональной ноксологической культуры, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности0рассматриваются0в0качестве0приоритета. 00000Задачами0дисциплины0являются: 00000– приобретение представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;
- овладение приемами описания источников и зон влияния опасностей; базисными основами анализа источников опасности и выбора путей и способов защиты человека и природы от опасностей.
- формирование культуры профессиональной безопасности, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- способности к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способности к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в образовательной программе
Дисциплина относится к базовой части Блока0010структуры0ОП0ВО. 00000Для изучения курса требуется использование знаний и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин подготовки бакалавров: математика, физика, химия, физиология человека, экология. 000 00000Приобретенные знания в рамках данной дисциплины необходимы в дальнейшем при изучении дисциплин:0 безопасность жизнедеятельности, надежность технических систем и техногенный риск, управление техносферной безопасностью, промышленная экология, а также при подготовке выпускной квалификационной работы.
00з
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3.1. Перечень компетенций, закреплённых за дисциплиной в ОХОП.
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
3.2 Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция010(ОК-11): 00000- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11).
Знать: 00000З1.1. Основные методы. исследования окружающей среды для выявления0ее00ноксолшогических00возможностей0и0ресурсов. 00000Уметь: 00000У1.1.000Абстрактно00и00критически00мыслить. 00000Владеть: 00000В1.1. Способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций. 00000 00000Технологии формирования К1: проведение лекционных занятий; практических занятий.
Компетенция 2 (ОК-15):
- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Знать:
З2.1. Основные опасности современного мира и особенности их негативного влияния на человека и природу.
Уметь:
У2.1. Применять00базовые00методики000защиты000производственного
персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Владеть:
В2.1. Технологиями выбора рациональных методов определения параметров опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска при решении профессиональных задач повышения безопасности машин и
оборудования.
Технологии формирования К2: проведение лекционных занятий; практических занятий.
4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 | 144 |
Аудиторные занятия (всего) | 68 | |
В том числе: | ||
Лекции | 34 | |
Практические занятия (ПЗ) | 34 | |
Семинары (С) | не предусмотрены | |
Лабораторный практикум (ЛП) | не предусмотрен | |
Самостоятельная работа (всего) | 76 | |
В том числе: | ||
Расчетно-графические работы | не предусмотрены | |
Реферат | не предусмотрен | |
Курсовая работа | не предусмотрена | |
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к практическим занятиям) | 56 | |
Контроль текущий и промежуточный (балльно-рейтинговый, зачет) | 20 |
0
0 5. Структура и содержание дисциплины
Структура и содержание дисциплины построены по модульно-блочному принципу. Под разделом (модулем, темой) дисциплины понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью использованного понятийно-терминологического аппарата.
5.1 Структура дисциплины
Таблица 2. Модули дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы
№ пп | Наименование модуля | Трудоём-кость, час | Лекции | Практич. занятия | Лаб. практи-кум | Самостоят. работа |
1 | Основы ноксологии (те-оретическая ноксология) | 62 | 13 | 10 | - | 39 |
2 | Основы защиты от опас-ностей (прикладная нок-сология) | 62 | 13 | 16 | - | 33 |
3 | Социальные и экономи-ческие аспекты ноксоло-гии | 20 | 8 | 8 | - | 4 |
Всего на дисциплину | 144 | 34 | 34 | - | 76 |
5.2. Содержание дисциплины
Модуль 1. «Основы ноксологии ( теоретическая ноксология)»
Принципы, термины и понятия ноксологии. Объекты защиты и их толерантность. 0000Опасности, условия их возникновения и реализации. Качественная характеристика опасностей. Количественная оценка и нормирование опасностей. 0000Аксиомы ноксологии. Поле и круги опасностей. Опасные зоны в условиях производства и окружающей среды. Отрицательные показатели ноксологии. Прогнозирование влияния опасностей на человека. Общие подходы ноксологии к обеспечению безопасности объектов защиты.
Модуль 2. «Основы защиты от опасностей (прикладная ноксология)»
2.1. Идентификация опасностей. Мониторинг и контроль опасностей. Совершенствование техногенных источников опасностей. Декларация промышленной00безопасности. 00002.2. Коллективная защита работающих и населения от повседневных опасностей. Региональная защита от повседневных опасностей. Глобальная защита от повседневных опасностей. Защита от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Подготовка населения и работающих к защите от опасностей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.