Модуль 1. «Основы ноксологии ( теоретическая ноксология)»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-воспитательной работе ___________ Э.Ю. Майкова «_____»__________ 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины базовой части Блока 1  «Ноксология»

Направление подготовки бакалавров 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль – Безопасность технологических процессов и производств                Вид деятельности – экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;               научно-исследовательская

 

 

Факультет природопользования и инженерной экологии                              Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»                                 Семестр 5

 

Тверь  2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    стр.
  Лист согласования …………………………………………….….…. 3
1. Цели и задания дисциплины…………………………………………. 4
2. Место дисциплины в образовательной программе…..……….…. 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине……………….. 5
4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы……………….. 6
5. Структура и содержание дисциплины………………………………. 7
6. Самостоятельная работа обучающихся и текущий контроль их успеваемости……………………………………………………….                9
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………….........................           9
8. Материально-техническое обеспечение…………………………….. 11
9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации………………………………………………………………        11
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………………………………………………….       12
11. Внесение изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины…………………………………………………………….           13
12. Лист регистрации изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины…………………………………………………………….         14
  Приложение……………………………………………………………. 15

 

Рабочая программа дисциплины соответствует ОХОП подготовки бакалавров в части требований к результатам обучения по дисциплине и учебному плану.

 

 

Разработчик программы:

к.т.н., доцент каф. БЖиЭ                                  В.А. Мартемьянов

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры БЖиЭ

 «____» ____________ 201__г., протокол № ____.

 

 

Заведующий кафедрой БЖиЭ, к.т.н, доцент        Н.М. Пузырёв

 

Согласовано

Начальник учебно-методического

отдела УМУ                                                    Д.А. Барчуков

 

 

Начальник отдела

комплектования

зональной научной библиотеки                                  О.Ф. Жмыхова

 

 

1. Цель и задачи дисциплины

Предметная область дисциплины включает последовательное изучение опасностей материального мира Вселенной, обеспечение понимания и логической взаимосвязи в системе "человек - техносфера - природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества. 0000 Объектами изучения в дисциплине являются технические                системы – источники опасности, характеризующиеся набором физических и химических факторов, оказывающих влияние на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человектехносфера», «техносфераприрода», «человекприрода». n -                                                                                            00000 Основной целью дисциплины «Ноксология» является формирование профессиональной ноксологической культуры, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности0рассматриваются0в0качестве0приоритета. 00000Задачами0дисциплины0являются:                                                                                                                      00000–      приобретение представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;

- овладение приемами описания источников и зон влияния опасностей; базисными основами анализа источников опасности и выбора путей и способов защиты человека и природы от опасностей.

-  формирование культуры профессиональной безопасности, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- способности к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способности к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в образовательной программе

Дисциплина относится к базовой части Блока0010структуры0ОП0ВО.                                                                                                                        00000Для изучения курса требуется использование знаний и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин подготовки бакалавров: математика, физика, химия, физиология человека, экология. 000    00000Приобретенные знания в рамках данной дисциплины необходимы в дальнейшем при изучении дисциплин:0 безопасность жизнедеятельности, надежность технических систем и техногенный риск, управление техносферной безопасностью, промышленная экология, а также при подготовке выпускной квалификационной работы.

00з

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

3.1. Перечень компетенций, закреплённых за дисциплиной в ОХОП.

способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

3.2 Планируемые результаты обучения по дисциплине                       

Компетенция010(ОК-11):                                                                                   00000- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11). 

Знать:                                                                                                                 00000З1.1. Основные методы. исследования окружающей среды для выявления0ее00ноксолшогических00возможностей0и0ресурсов.                                                                         00000Уметь:                                                                                                             00000У1.1.000Абстрактно00и00критически00мыслить.                                                                                             00000Владеть:                                                                                                           00000В1.1. Способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций.                  00000                             00000Технологии формирования К1: проведение лекционных занятий; практических занятий.

Компетенция 2 (ОК-15):

- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

 

Знать:

З2.1. Основные опасности современного мира и особенности их негативного влияния на человека и природу.

Уметь:

У2.1. Применять00базовые00методики000защиты000производственного

персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Владеть:   

В2.1. Технологиями выбора рациональных методов определения параметров опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска при решении   профессиональных задач    повышения  безопасности   машин  и

оборудования.

Технологии формирования К2: проведение лекционных занятий; практических занятий.

 

4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины 4 144
Аудиторные занятия (всего) 68
В том числе:  
Лекции   34
Практические занятия (ПЗ)   34
Семинары (С)   не предусмотрены
Лабораторный практикум (ЛП)   не предусмотрен
Самостоятельная работа (всего) 76
В том числе:  
Расчетно-графические работы   не предусмотрены
Реферат   не предусмотрен
Курсовая работа   не предусмотрена
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к практическим занятиям)   56
Контроль текущий и промежуточный (балльно-рейтинговый, зачет)   20

 

0

0 5. Структура и содержание дисциплины

Структура и содержание дисциплины построены по модульно-блочному принципу. Под разделом (модулем, темой) дисциплины понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью использованного понятийно-терминологического аппарата.

 

5.1 Структура дисциплины

 

Таблица 2. Модули дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы

№ пп Наименование модуля Трудоём-кость, час Лекции Практич. занятия Лаб. практи-кум Самостоят. работа
1 Основы ноксологии (те-оретическая ноксология) 62 13 10 - 39
2 Основы защиты от опас-ностей (прикладная нок-сология) 62 13 16 - 33
3 Социальные и экономи-ческие аспекты ноксоло-гии 20 8 8 - 4

Всего на дисциплину

144 34 34 - 76

5.2. Содержание дисциплины

Лабораторный практикум

Учебным планом не предусмотрен.

 

Самостоятельная работа обучающихся и текущий контроль их успеваемости

6.1. Цели самостоятельной работы

Основными целями самостоятельной работы бакалавров является формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых, рациональных и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

 

6.2. Организация и содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается в проработке отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендованной им учебной и научной литературе, в подготовке к практическим занятиям, к текущему контролю успеваемости, зачету.

В курсе запланировано 10 практических занятий, на которых студенты осваивают методологию процедур ноксологии. Максимальная оценка за каждое выполненное практическое задание – 5 баллов, минимальная – 3 балла.

Текущий контроль успеваемости осуществляется с использованием модульно-рейтинговой системы обучения и оценки текущей успеваемости обучающихся в соответствии с СТО СМК 02.102-2012.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

                    7.1. Основная литература

1. Белов, С.В. Ноксология [Текст]: учебник для бакалавров по напр. 280700 "Техносферная безопасность" / Белов, С.В., Симакова, Е.Н. - М.: Юрайт, 2012. - 429 с. - (94088-13) (504; Б 43) 2. Дмитренко, В.П. Экологическая безопасность в техносфере [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению «Техносферная безопасность» / Дмитренко, В.П., Сотникова, Е.В., Кривошеин, Д.А. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2016. - 522 с. - (71539-2) (504; Д 53)
3. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности [ЭБС Лань] : учебник для вузов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для всех направлений подгот. и специальностей / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак ; под ред. О. Н. Русака. – 14-е изд. ; стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2012. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – ISBN 978-5-8114-0284-7.0–0(108671-1)0и0предыдущие0издания  
 

                   7.2. Дополнительная литература

1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст]: учебник для вузов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для бакалавров всех направлений подгот. - М.: Юрайт, 2011. - 679, [1] с. - (87460-8) (658; Б 43)

2. Пузырев, Н.М. Производственная безопасность: учеб. пособие. Ч. 1 / Пузырев, Н.М., Любимова, Н.С. ; Тверской гос. техн. ун-т, Каф. БЖЭ – Тверь: ТвГТУ, 2008. – 218 с. – (71738-112) (658; П 88; метод. № 2427)

3. Пузырев, Н.М. Производственная безопасность: учеб. пособие Ч. 2 / Пузырев, Н.М., Любимова, Н.С. ; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2009.0–01750с.0–0(80646-114)0(658; П 88; метод.0№ 3870)                                                          000004.0Пузырев,0Н.М.0Производственная0безопасность0[Текст];0[Элект-ронный ресурс]: учеб. пособие. Ч. 3 / Пузырев, Н.М., Любимова, Н.С. ; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2010. – 315 с. Сервер. – (84206-165) (658;0П088;0метод.0№ 3931)                                                                                            0000 5. Производственная безопасность: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки «Безопасность жизнедеятельности» / под ред. А.А. Попова0–0СПб.:0Лань,02013.0–04310с.0–0(94087-3)0(658; П 80)                                0000 6. Переездчиков, И.В. Анализ опасностей промышленных систем «человек-машина-среда» и основы защиты: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки 280100 "Безопасность жизнедеятельности" – М.: КноРус,02014.0–07810с.0–0(100163-2)0(658; П 27)                                                                                                 0000 7. Практикум по техносферной безопасности: промышленная и экологическая безопасность: учеб. пособие. Ч. 1 / Тверской гос. техн. ун-т, Каф. БЖЭ; сост.: Н.М. Пузырев, Н.С. Любимова, Л.В. Козырева [и др.]; под общ. ред. Н.М. Пузырева, Н.С. Любимовой - Тверь: ТвГТУ, 2014. - 203 с. - (103341-112)0(504; П 69; метод.0№ 4309)                                                                                0000 8. Малкин, В.С. Надежность технических систем и техногенный риск: учеб. пособие для вузов по напр. 280100 "Безопасность жизнедеятельности" – Ростов0н/Д:0Феникс,02010.0–04330с.0–0(95124-6)0(621; М 19)                                                                                                                            0000 9. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для вузов по трансп. направлениям – М.: Академия, 2012. – 286 с. – (98214-1) (658; Б 91)000                                                                         0000 000  10. Специальная оценка условий труда: метод. пособие / отв. за вып. И.З. Гимаев [CD] – Уфа: Институт повышения квалификации профсоюзных кадров,02014.9–0(72419-1)                                                                                              000 11. Мартемьянов, В.А. Повышение безопасности машин и оборудования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Мартемьянов, В.А., Пузырев, Н.М.; под ред. Н.М. Пузырева; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2016. – Сервер.0–0(111636-1)0 (504; М 29)                                                                           00012. Мартемьянов, В.А. Повышение безопасности машин и оборудования: учеб. пособие / Мартемьянов, В.А., Пузырев, Н.М. ; под ред. Н.М. Пузырева; Тверской гос. техн. ун-т – Тверь: ТвГТУ, 2016. – 192 с. – (112477-72) (504; М 29; метод. № 4513)

Приложение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

 

Направление подготовки бакалавров – 20.03.01 Техносферная безопасность                                                                                                       Профиль – Безопасность технологических процессов и производств

Кафедра – Безопасность жизнедеятельности и экология

Дисциплина «Ноксология»

Семестр 5

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ №_1_

 

1. Задание для проверки уровня «знать» – или 0, или 1 балл:

Основные принципы ноксологии.

 

2. Задание для проверки уровня «уметь» – или 0, или 1 балл:

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-воспитательной работе ___________ Э.Ю. Майкова «_____»__________ 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины базовой части Блока 1  «Ноксология»

Направление подготовки бакалавров 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль – Безопасность технологических процессов и производств                Вид деятельности – экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;               научно-исследовательская

 

 

Факультет природопользования и инженерной экологии                              Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»                                 Семестр 5

 

Тверь  2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    стр.
  Лист согласования …………………………………………….….…. 3
1. Цели и задания дисциплины…………………………………………. 4
2. Место дисциплины в образовательной программе…..……….…. 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине……………….. 5
4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы……………….. 6
5. Структура и содержание дисциплины………………………………. 7
6. Самостоятельная работа обучающихся и текущий контроль их успеваемости……………………………………………………….                9
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………….........................           9
8. Материально-техническое обеспечение…………………………….. 11
9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации………………………………………………………………        11
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………………………………………………….       12
11. Внесение изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины…………………………………………………………….           13
12. Лист регистрации изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины…………………………………………………………….         14
  Приложение……………………………………………………………. 15

 

Рабочая программа дисциплины соответствует ОХОП подготовки бакалавров в части требований к результатам обучения по дисциплине и учебному плану.

 

 

Разработчик программы:

к.т.н., доцент каф. БЖиЭ                                  В.А. Мартемьянов

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры БЖиЭ

 «____» ____________ 201__г., протокол № ____.

 

 

Заведующий кафедрой БЖиЭ, к.т.н, доцент        Н.М. Пузырёв

 

Согласовано

Начальник учебно-методического

отдела УМУ                                                    Д.А. Барчуков

 

 

Начальник отдела

комплектования

зональной научной библиотеки                                  О.Ф. Жмыхова

 

 

1. Цель и задачи дисциплины

Предметная область дисциплины включает последовательное изучение опасностей материального мира Вселенной, обеспечение понимания и логической взаимосвязи в системе "человек - техносфера - природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества. 0000 Объектами изучения в дисциплине являются технические                системы – источники опасности, характеризующиеся набором физических и химических факторов, оказывающих влияние на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человектехносфера», «техносфераприрода», «человекприрода». n -                                                                                            00000 Основной целью дисциплины «Ноксология» является формирование профессиональной ноксологической культуры, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности0рассматриваются0в0качестве0приоритета. 00000Задачами0дисциплины0являются:                                                                                                                      00000–      приобретение представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;

- овладение приемами описания источников и зон влияния опасностей; базисными основами анализа источников опасности и выбора путей и способов защиты человека и природы от опасностей.

-  формирование культуры профессиональной безопасности, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- способности к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способности к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в образовательной программе

Дисциплина относится к базовой части Блока0010структуры0ОП0ВО.                                                                                                                        00000Для изучения курса требуется использование знаний и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин подготовки бакалавров: математика, физика, химия, физиология человека, экология. 000    00000Приобретенные знания в рамках данной дисциплины необходимы в дальнейшем при изучении дисциплин:0 безопасность жизнедеятельности, надежность технических систем и техногенный риск, управление техносферной безопасностью, промышленная экология, а также при подготовке выпускной квалификационной работы.

00з

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

3.1. Перечень компетенций, закреплённых за дисциплиной в ОХОП.

способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

3.2 Планируемые результаты обучения по дисциплине                       

Компетенция010(ОК-11):                                                                                   00000- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11). 

Знать:                                                                                                                 00000З1.1. Основные методы. исследования окружающей среды для выявления0ее00ноксолшогических00возможностей0и0ресурсов.                                                                         00000Уметь:                                                                                                             00000У1.1.000Абстрактно00и00критически00мыслить.                                                                                             00000Владеть:                                                                                                           00000В1.1. Способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций.                  00000                             00000Технологии формирования К1: проведение лекционных занятий; практических занятий.

Компетенция 2 (ОК-15):

- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

 

Знать:

З2.1. Основные опасности современного мира и особенности их негативного влияния на человека и природу.

Уметь:

У2.1. Применять00базовые00методики000защиты000производственного

персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Владеть:   

В2.1. Технологиями выбора рациональных методов определения параметров опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска при решении   профессиональных задач    повышения  безопасности   машин  и

оборудования.

Технологии формирования К2: проведение лекционных занятий; практических занятий.

 

4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины 4 144
Аудиторные занятия (всего) 68
В том числе:  
Лекции   34
Практические занятия (ПЗ)   34
Семинары (С)   не предусмотрены
Лабораторный практикум (ЛП)   не предусмотрен
Самостоятельная работа (всего) 76
В том числе:  
Расчетно-графические работы   не предусмотрены
Реферат   не предусмотрен
Курсовая работа   не предусмотрена
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к практическим занятиям)   56
Контроль текущий и промежуточный (балльно-рейтинговый, зачет)   20

 

0

0 5. Структура и содержание дисциплины

Структура и содержание дисциплины построены по модульно-блочному принципу. Под разделом (модулем, темой) дисциплины понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью использованного понятийно-терминологического аппарата.

 

5.1 Структура дисциплины

 

Таблица 2. Модули дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы

№ пп Наименование модуля Трудоём-кость, час Лекции Практич. занятия Лаб. практи-кум Самостоят. работа
1 Основы ноксологии (те-оретическая ноксология) 62 13 10 - 39
2 Основы защиты от опас-ностей (прикладная нок-сология) 62 13 16 - 33
3 Социальные и экономи-ческие аспекты ноксоло-гии 20 8 8 - 4

Всего на дисциплину

144 34 34 - 76

5.2. Содержание дисциплины

Модуль 1. «Основы ноксологии ( теоретическая ноксология)»

Принципы, термины и понятия ноксологии. Объекты защиты и их толерантность.                                                                                                           0000Опасности, условия их возникновения и реализации. Качественная характеристика опасностей. Количественная оценка и нормирование опасностей.                                                                                                                0000Аксиомы ноксологии. Поле и круги опасностей. Опасные зоны в условиях производства и окружающей среды. Отрицательные показатели ноксологии. Прогнозирование влияния опасностей на человека. Общие подходы ноксологии к обеспечению безопасности объектов защиты.

Модуль 2. «Основы защиты от опасностей (прикладная ноксология)»

2.1. Идентификация опасностей. Мониторинг и контроль опасностей. Совершенствование техногенных источников опасностей. Декларация промышленной00безопасности.                                                                                                   00002.2. Коллективная защита работающих и населения от повседневных опасностей. Региональная защита от повседневных опасностей. Глобальная защита от повседневных опасностей. Защита от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Подготовка населения и работающих к защите от опасностей.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.