Шкальные оценки показателей мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Шкальная оценка Образное мышление Вербально-логическое мышление   Шкальная оценка Образное мышление Вербально- логическое мышление
19 50 30   9 26-29 17-18
18 - -   8 23-25 15-16
17 50-48 29-28   7 20-22 -
16 48-47 -   6 17-19 12-14
15 45-47 28-27   5 14-16 7-11
14 41-44 27-26   4 12-13 5-6
13 38-40 -   3 8-11 -
12 36-37 23-25   2 5-7 3-4
11 33-35 21-22   1 2-4 -
10 30-32 19-20   0 0-2 3

 

Опыт 2

Цель. Оценка образного мышления.

Оснащение опыта. Наборы из 5 карт, на каждой из которых изображены четыре предмета (см. прил. 11.3.3). Экспериментатору необходим секундомер и протокол для регистрации ответов (форма 45б).

Форма 45б

Опыт 2. Оценка образного мышления

Серия Результат Время выполнения, с
I II III IV V    

Порядок работы. Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления доверительных отношений с ребенком. Инструкция испытуемому: «Из изображенных на рисунке четырех предметов три имеют между собой нечто общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один предмет существенно отличается и должен быть исключен. Укажи, какой из четырех предметов лишний». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Картинки предлагаются в определенной последовательности - с нарастающей сложностью.

Обработка результатов

1. Оценить в баллах время и точность выполнения каждой серии задания по специальной таблице (табл. 11.3.3).

Таблица 11.3.3

Балльные оценки времени и точности выполнения задания

Серия Номер картинки Точность, баллы Время, с Поправка на время, баллы
  1 1 <6 +1
I 2 9 6-60 0
  3 1 60-120 -1
  4 5 >120 -2
  1 1 <3 +1
II 2 1 3-40 0
  3 5 40-60 -1
  4 9 >60 -2
  1 1 <3 +1
III 2 9 3-40 0
  3 1 40-60 -1
  4 1 >60 -2
  1 1 <3 +1
IV 2 9 3-40 0
  3 1 40-60 -1
  4 5 >60 -2
  1 1 <3 +1
V 2 9 3-40 0
  3 1 40-60 -1
  4 1 >60 -2

 

2. Вычислить интегральный показатель образного мышления (А) по каждой серии задания, объединяющий точность (В) и время выполнения теста с учетом поправки (Т) по формуле 

А=В+Т

3. Получить общий показатель образного мышления (Аобщ) по данной методике как сумму пяти серий. Расчетная формула имеет вид

Аобщ = .

На основе индивидуальных данных по показателю образного мышления подсчитывается средняя арифметическая величина по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные показатели между собой. В случае необходимости для сопоставления данных, полученных при изучении образного мышления, с другими характеристиками мышления, а также для интериндивидуального сопоставления можно осуществить перевод абсолютных значений образного мышления в сопоставимые шкальные оценки.

При анализе результатов экспериментального исследования следует иметь в виду, что нормативных данных для этой методики нет и поэтому каждый отдельный результат может быть интерпретирован лишь в сравнении с другими. Необходимо заметить, что в результате сопоставления экспериментальных данных представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии межгрупповых различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповых данных, о степени выраженности индивидуальных различий как одномодальных, так и разномодальных показателей.

Контрольные вопросы

1. С помощью каких методов изучается образное и вербально-логическое мышление?

2. Какие виды мышления вы знаете?

3. На основе каких оценок возможно сопоставление межмодальных характеристик мышления?

Приложение11. 3. 1

Бланк методики «Исключение слов»

1. книга, портфель, чемодан, кошелек        9. иней, пыль, дождь, роса

2. печка, керосинка, свеча, электроплитка  10. вода, ветер, уголь, трава

3. часы, очки, весы, термометр                   11. яблоко, книга, шуба, роза

4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед         12. молоко, сливки, сыр, хлеб

5. самолет, гвоздь, пчела, вентилятор         13. береза, сосна, ягода, дуб

6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы 14. минута, секунда, час, вечер

7. дерево, этажерка, метла, вилка                15. Василий, Федор, Семен, Иван

8. дедушка, учитель, папа, мама

Приложение 11.3.2

Ключ

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов

Приложение 11.3.3

Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.