Показатели темпа речевого говорения в различных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Показатели темпа Время чистого говорения Длительность пауз Количество пауз
Говорение на русском языке в удобном темпе, 1 мин Говорение на иностранном языке, 1 мин Чтение скороговорок, удобный темп, 1 мин Чтение скороговорок, максимально быстрый темп, 1 мин      

 

Между собой сравниваются 1-2-й показатели и 3-4-й. При свободном владении иностранным языком темповые характеристики по обоим языковым системам совпадают. При недостаточно уверенном поведении они расходятся в сторону увеличения количества и длительности пауз и уменьшения времени чистого говорения. При сравнении 3-го и 4-го показателей оцениваются максимально возможные артикуляционные скоростные свойства собственной речи. Поскольку тексты скороговорок даны для чтения, известны также и их лингвистические особенности, прежде всего - количество слогов. Пользуясь показателями матрицы и сведениями о длине текста в слогах, каждый испытуемый рассчитывает свою оптимальную и максимально возможную скорость.

 

Тексты скороговорок для чтения

1. Два дровосека, два дровокола говорили про Варю, про Ларю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить - дело упустить.

Объем текста - 130 слогов.

2. Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь, мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

Объем текста - 100 слогов.

Занятие 7.22 ОЦЕНКА СВОЙСТВ ГОВОРЯЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

 

Возможности диагностики говорящего по свойствам его голоса и речи давно небезуспешно обсуждались в специальной литературе, в том числе и психологической. Принимались во внимание психоакустические свойства голоса (высота, громкость, тембр), способы организации длительного высказывания (темпо-ритмические характеристики, частота и длительность пауз), паралингвистические составляющие (жестикуляция, мимика), и собственно содержательные характеристики сообщения (информативность, новизна, логичность, краткость, точность выбора слов). Помимо общепсихологического интереса, подобные исследования имеют весьма важные прикладные, практические применения, прежде всего в системах автоматического распознавания и синтеза речи, при проведении судебно-криминалистических экспертиз, при формировании имиджа в желательном направлении, при диагностике различных речевых и психических патологий, в сфере искусства, например в сценической деятельности.

Существует достаточное большое количество материалов наблюдений за свойствами речи и голоса и сопоставления их с различными личностными и индивидуально-психологическими особенностями. Еще древние греки говорили, что если кто-либо говорит тихим, слабым голосом, то он робок, как ягненок, если же его голос громкий и резкий, то он глуп, как коза. Свои наблюдения они обобщили в притче о мудром старце, который выразил эту мысль в афоризме: «Заговори, чтоб я тебя увидел!». На основе наблюдений построены различные классификации говорящих типа: красноречивые - косноязычные, говорливые - молчуны, дельные - пустомели, бесцветные - яркие, равнодушные - душевные и т. д. Существует также достаточная обширная литература психоакустического характера, позволяющая делать обоснованные выводы на базе точных акустических замеров. Например, установлено, что мужчины говорят в пределах 85-200 Гц, женщины - в пределах 160-340 Гц. Изменения по частоте в сторону повышения или понижения свидетельствуют об изменениях в эмоциональных состояниях: голос взволнованный, испуганный, радостный, торжествующий, тоскливый, убитый, глухой. По громкости диапазон голоса: от 20 Дб - шепот, 25 Дб - слабый голос, 40-60 Дб - средний голос, 60-70 Дб - громкий голос, 80-85 Дб - крик. Усиление громкости свидетельствует об изменениях в эмоциональной сфере, как и в случае с высотными показателями: гневные, агрессивные голоса звучат слишком громко, а печальные тусклые голоса - слишком тихо.

Содержательные характеристики речи обычно определяются с помощью методов контент-анализа или интент-анализа высказываний (англ. Intent - «содержание» и intent - «намерение»). С этой целью весь анализируемый материал как бы пропускается через набор «контент» или «интент-категорий», являющихся единицами анализа. Сущность этих способов анализа содержания состоит в подсчете слов или групп слов, соответствующих выделенным категориям. Например, агрессивность речи oпределяется по частоте появления соответствующих вербальных обозначений, а профашистские настроения - по частоте соответствующих намерении.

Семантический дифференциал, предложенный еще в 50-е годы Чарльзом Осгудом, дает возможность интегрального описания говорящего по комплексу его голосовых и речевых признаков. Смысл метода состоит в подготовке 30-40 субъективных оценочных шкал с 7 делениями на каждой, которые испытуемые индексируют в соответствии со своими предпочтениями. На основании имеющегося экспериментального опыта установлено, что шкалы работают по принципу однородного группирования, что позволяет позднее рассматривать субъективное семантическое пространство признаков-факторов. В учебных условиях возможно сокращение количества шкал до 15, с тем чтобы позднее рассмотреть их более обстоятельно.

Предлагаемый список субъективных шкал

Фактор оценки качества

Безобразный  -3 -2 -1 0 1 2 3       Красивый

Противный         -3 -2 -1 0 1 2 3       Приятный

Плохой           -3 -2 -1 0 1 2 3        Хороший

Раздражающий  -3 -2 -1 0 1 2 3  Успокаивающий

Манерный      -3 -2 -1 0 1 2 3    Естественный

Фактор активности

Безжизненный -3 -2 -1 0 1 2 3    Оживленный

Медленный    -3 -2 -1 0 1 2 3        Быстрый

Пассивный     -3 -2 -1 0 1 2 3       Активный

Фактор эмоциональной выразительности, экспрессии

Тихий             -3 -2 -1 0 1 2 3       Громкий

Монотонный       -3 -2 -1 0 1 2 3       Выразительный

Сдержанный       -3 -2 -1 0 1 2 3       Экспрессивный

Вялый                 -3 -2 -1 0 1 2 3            Бодрый

Фактор интеллекта

Вульгарный        -3 -2 -1 0 1 2 3       Интеллигентный

Легкомысленный -3 -2 -1 0 1 2 3      Серьезный

Пустой                -3 -2 -1 0 1 2 3       Наполненным

Невнятный          -3 -2 -1 0 1 2 3          Четкий

 

Каждая шкала имеет разметку в 7 баллов от -3 до +3 включительно с нулевым показателем в центре. Испытуемые должны с помощью индексации шкал и последующего соединения отметок составить свой семантический речевой профиль и проинтерпретировать его по показателям четырех факторов.

Во втором задании испытуемые должны на этих же шкалах показать свое личное представление об идеальной речи.

Инструкция для испытуемых: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, которые соответствуют вашим представлениям об идеальной речи. Какой вы хотите видеть свою речь?» Точно так же как и в первом задании, испытуемые составляют свой идеальный речевой профиль и сравнивают его с первым. Расхождения в профилях более чем в 1 балл свидетельствуют о неудовлетворенности своими речевыми показателями и об осознанном представлении о возможностях коррекции. Иногда, впрочем, достаточно простой констатации фактов, так как некоторые особенности изменить или просто невозможно, или чрезвычайно трудно, например темповые характеристики.

В третьем задании испытуемые должны на тех же шкалах (можно подготовить их на чистом бланке) получить экспертный речевой профиль от кого-либо из своих хороших знакомых или даже родственников, которые смогут их достаточно объективно оценить.

Инструкция: «Отметьте, пожалуйста, на шкалах с помощью знаков ваши представления о моей речи. Какой вы слышите мою речь?» Точно так же как и в первых двух заданиях, отметки соединяются между собой, образуя экспертный речевой профиль. Испытуемые сравнивают первый, собственный профиль с третьим, объективным. Различия более чем в 1 балл, т. е. расхождения между субъективной самооценкой и объективной оценкой, интерпретируются как неадекватность самооценки в любую сторону - завышения или понижения. Как и во втором случае, такое расхождение позволяет осознать сущность различий и принять ряд мер коррекционного характера. Если, например, по вашему профилю вы говорите отчетливо и выразительно, а по экспертному - невнятно и монотонно, задумайтесь над своими результатами, попробуйте сосредоточиться и изменить их в желаемую сторону.

В идеальных вариантах все три профиля имеют приблизительно одинаковую конфигурацию, что свидетельствует об адекватной самооценке, социальной зрелости и осознанности.

Контрольные вопросы

1. С помощью каких методов можно оценить особенности устной речи?

2. Что собой представляет метод семантического дифференциала?

3. Что собой представляют факторы семантического пространства примаков?

4. Какую информацию о говорящем можно получить с помощью изображения его семантического речевого профиля?

5. Есть ли по вашим результатам разница между субъективной, собственной оценкой своей речи и объективной экспертной?

Занятие 7.23 ОЦЕНКА СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

 

Чтение относится к высшим интеллектуальным достижениям человека, дающим ему возможность получать любую речевую информации вне зависимости от времени и пространства, а зачастую и от вида языковых знаков (в случаях би- и полилингвизма). Недаром еще древние греки, желая подчеркнуть социальную ничтожность кого-либо, с презрением говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Чтение относится к пассивным видам речи где ведущую роль играет зрительный анализатор. Существуют специальные разделы в экспериментальной психологии и педагогике, посвященные изучению эффективности чтения в зависимости от условий работы для зрительного анализатора, например от освещенности, удаленности, размеров букв шрифтовых особенностей. Есть также очень важные направления в исследованиях, связанные с изучением направленности сознания при чтении: сравните, например, особенности чтения специальной учебной литературы и популярного журнала. Безусловно, все эти различия существенны, и их необходимо принять во внимание. Однако при равных условиях самую большую роль играет ваше собственное умение читать, быстро ориентироваться в текстовом материале, улавливать его структуру и таким образом быстрее получать и оценивать информацию. Это позволяет вам быть в курсе постоянно меняющейся информации, осознанно принимать решения, быть социально и профессионально компетентными.

Для оценки скорости чтения испытуемым предлагается выбрать подходящий ответ на ряд вопросов из следующего опросника.

Оценка скорости чтения

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете какую-либо цель?

а) всегда четкую

б) как правило, четкую

в) иногда четкую

г) всегда приблизительную

д) цели не имею

2. Удается ли вам сосредоточиться на тексте?

а) не удается

б) удается всегда, когда материал интересный

в) иногда удается

г) в основном удается

д) всегда удается

3. Как вы понимаете структуру читаемого материала?

а) на структуру не обращаю внимания

б) плохо понимаю структуру текста

в) представляю структуру только после прочтения текста

г) хорошо понимаю структуру отдельных разделов

д) всегда и быстро улавливаю структуру текста

4. Как вы усваиваете смысл прочитанного?

а) сразу усваиваю смысл большого отрезка текста

б) усваиваю смысл отдельных абзацев

в) понимаю смысл отдельных предложений

г) понимаю смысл частей предложения

д) усваиваю смысл текста путем прочтения отдельных слов

5. Возвращаетесь ли вы взглядом к уже прочитанному тексту?

а) возвращаюсь очень часто

б) возвращаюсь достаточно часто из-за непонимания отдельных слов

в) возвращаюсь в редких случаях лишь к наиболее трудным местам

г) возвращаюсь иногда, так как думаю, что не понял смысл текста

д) никогда не возвращаюсь

6. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

а) всегда читаю медленно

б) меняю иногда скорость

в) скорость определяю перед началом чтения

г) как правило, меняю скорость

д) всегда меняю скорость

7. Водите ли вы по строке пальцем, карандашом или следите за строчками текста движением головы?

а) голова и руки всегда без движения

б) иногда двигаю головой

в) при чтении важных мест вожу иногда пальцем или карандашом по тексту

г) часто вожу пальцем или карандашом по тексту

д) всегда двигаю головой, вожу по тексту пальцем или карандашом

8. Как двигаются ваши глаза при чтении?

а) вертикально по середине страницы

б) в основном по середине страницы с небольшими отклонениями

в) зигзагообразно от строки к строке

г) зигзагообразно от строки к строке с остановками на каждой строке

д) зигзагообразно от строки к строке с остановками на каждом слове

9. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

а) всегда проговариваю про себя и иногда вслух произношу трудные слова

б) в основном проговариваю

в) иногда проговариваю текст про себя

г) затрудняюсь ответить

д) читаю молча и думаю, что не проговариваю

10. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

а) никогда не возникают

б) возникают очень редко

в) иногда возникают

г) как правило, возникают

д) всегда возникают.

Испытуемые подсчитывают общую сумму баллов, ориентируясь на то, что в вопросах 1, 4, 7, 8 ответы располагаются в нисходящем порядке: а - 10 баллов, б - 8, в - 6, г - 4, д - 2 балла. Во всех остальных вопросах баллы располагаются в восходящем порядке: а - 2 балла, б - 4, в - 6, г - 8, д - 10 баллов. Зона удовлетворительных и хороших ответов располагается в диапазоне от 60 до 100 баллов. Результаты менее 60 баллов расцениваются как неудовлетворительные, препятствующие скоростным параметрам чтения. Основными причинами неудовлетворительного по скорости чтения являются низкая сосредоточенность внимания, возвращение взгляда к уже прочитанному тексту, сопровождение чтения дополнительными движениями (головой, рукой, пальцем), проговаривание читаемого текста, отсутствие образных представлений.

Целесообразно также проверить скорость чтения с помощью пересчета количества прочитанного текста в словах за единицу времени, например за минуту. Для этого испытуемый читает про себя отрывок текста с заранее подсчитанным объемом в словах в течение фиксированного времени. Полученную скорость сравнивают с имеющейся шкалой скорости чтения.

 

Шкалы скоростей чтения

Очень медленная ................................................... 150 слов в минуту и менее

Медленная ............................................................. 200 слов в минуту

Средняя .................................................................. 250 слов в минуту

Выше средней ........................................................ 300 слов в минуту

Быстрая .................................................................. 450 слов в минуту

Очень быстрая ....................................................... 550 слов в минуту

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные причины низкой скорости чтения текста.

2. Различаются ли между собой скоростные параметры чтения текста на родном и неродном языках?

 

Занятие 7.24 ОЦЕНКА УСВОЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ДОПОЛНЕНИЯ

 

Объективная оценка текстовой информации строится на психолого-педагогических основаниях, связанных с особенностями протекания когнитивных процессов при чтении. Например, по контрольным вопросам можно получить сведения об общей понятности текста, о его запоминаемости, о тех фрагментах текста, которые привлекают наибольшее внимание, и о тех, которые не запоминаются, не понимаются, вызывают трудности при интерпретации. Обычно эта оценка представлена или в процентных показателях (например, понимаемость текста в 70% будет свидетельствовать о достаточно высоких, но не самых лучших показателях), или в баллах, похожих на традиционные школьные оценки, где показатель в 5 баллов соответствует отличным результатам, 3 балла - удовлетворительным, 2 балла - неудовлетворительным.

Среди объективных показателей трудностей самого текста, а также его понимания, выделяется показатель правильного заполнения пропусков тексте, называемый показателем дополнения. Сущность этого показать состоит в том, что испытуемые читают текст с пропущенными словами (перфорированный текст), где пропускается каждое 5-е, или 7-е, или 10-е слово. Задача испытуемого состоит в правильном заполнении пропусков подходящими по смыслу словами. Чем выше правильность заполнения, тем понятнее текст для испытуемого и тем больше доказательств, что этот текст относится к разряду не очень сложных.

Порядок проведения эксперимента. Экспериментатор раздает образцы текстов с пропущенными словами в последовательности 1-5, т. е. пропущено каждое 5-е слово. Испытуемые заполняют пропуски и после проверки правильности заполнения подсчитывают процентный показатель правильности. Выводы носят двоякий характер. С одной стороны, испытуемые оценивают собственные показатели интеллектуальной деятельности, с другой - показатели трудности читаемого текста. Целесообразно провести этот эксперимент на материале не одного, а двух и более текстов для получения более надежных результатов.

Образец текста с пропусками

Память представляет собой совокупность _________, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и ________ (извлечение) информации. Поскольку последний ________ нередко выступает как критерий ______, то к рассматриваемой совокупности следует отнести и _______, под которым понимается либо безвозвратная ________ информации, либо невозможность ее ______ при обычных условиях. Существует _______ подходов к классификации видов памяти. Для _____ наиболее существенное значение представляет _____ характеристика сохранения способности к воспроизведению _____ информации.

Правильные ответы: 1 - процессов, 2 - воспроизведение, 3 - компонент, 4 - памяти, 5 - забывание, 6 - утрата, 7 - извлечения, 8 - много, 9 - нас, 10 - временная, 11 - запечатленной.

Контрольные вопросы

1. Перечислите объективные методы оценки усвоения содержательных характеристик текста.

2. В чем сущность методики дополнения?

3. Какие выводы можно сделать после выполнения задания по методике дополнения?

 

Занятие 7.25  ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Письменная речь относится к более поздним видам речи, более осознанным, контролируемым и обдумываемым. В связи с этим письменная речь может и не дать информации о пишущем в такой же степени, как устная речь о говорящем. Однако в условиях, максимально приближенных к ситуациям непосредственного общения, письменная речь подкрепляет и углубляет психологические сведения об информанте. Одним из таких условий является процесс писания писем своим друзьям, близким людям, записи в дневниках, записных книжках и т. д. Деловые письма меньше подходят для этой цели, так как существуют специальные регламентирующие правила деловой переписки, достаточно единообразные для всех пользователей.

Содержательные характеристики письменной речи можно определить с помощью традиционных методов контент-анализа и интент-анализа речевой продукции. Эти методы продемонстрируют количество и характер описываемых тем, их направленность, частоту обсуждения, планы и намерения пишущего.

В значительной степени информация о пишущем содержится в анализе способов выражения, т. е. в тех психолингвистических категориях, которые свидетельствуют о профессиональной и интеллектуальной компетентности, эмоциональном состоянии, общей и речевой культуре.

С этой целью испытуемым предлагается выполнить следующее задание: написать письмо своему другу (подруге), не требующее особо тщательной подготовки и проверки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, размером в 250-300 слов (примерно 2 страницы нелинованной бумаги). Это письмо и будет объектом для психолингвистического анализа. Для сравнения испытуемые получают сведения об аналогичных классических показателях эпистолярного жанра, например о показателях писем дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон, которые она посылала из далекой сибирской ссылки Борису Пастернаку (табл. 7.25.1).

Таблица 7.25.1

Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.