Основные методологические положения педагогической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.

 

Также методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности.

 

Методологи педагогической науки обеспечивают фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.

 

Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей.

 

В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования.

 

Задача методологических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.

 

Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно понимать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.

 

Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются:

 

– общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний;

 

– общенаучная методология;

 

– знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;

 

– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;

 

– результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике.


31. Педагогическое исследование, его структура и логика.
Педагогическое исследование – вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на: Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики.Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
В структуре педагогического исследования можно выделить четыре компонента: наличие целей, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначную терминологию.
Цель может быть практической (учить и воспитывать детей) или теоретической (например, выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения). Научное исследование не может ограничиваться только практической целью.
Объект педагогического исследования лежит в сфере педагогической деятельности, это какой-либо ее участок (например, обучение разговорной речи на иностранном языке).
Исследователь применяет методы науки: эксперимент, педагогическое тестирование и т. д. Непременным требованием научного познания является однозначность терминологии.Выделяются следующие характеристики оценивания качества научного (педагогического) исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для критики. Любое педагогическое исследование должно подчиняться определенной логике построения.
Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов
1 этап – общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулировка цели и задач исследования
2 этап – выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода)
3 этап – построение гипотезы исследования
4 этап – выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования
5 этап – организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов
6 этап – анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
7 этап – выработка практических рекомендаций.

 

 
















Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.