VI . Методические указания по выполнению контрольной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Каждый вариант содержит три теоретических вопроса и две задачи.

Задачи выполняются на листах формата А4. Текст условий и исходные данные указываются полностью.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента. При окончании номера на «0» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» - вариант № 1 и т.д. При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

- в контрольной работе приводятся необходимые эскизы, схемы в карандаше;

- в текстовой и графической части работы следует соблюдать терминологию и обозначения, соответствующие действующим ГОСТ;

 - на каждой странице оставляются поля шириной 3-4 см для замечаний проверяющего работу.

За ответом на последний вопрос приводится список используемой литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнена работа, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии;

- на обложке тетради указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы; фамилия, имя, отчество исполнителя; точный почтовый адрес;

- в контрольную работу следует записывать контрольные вопросы и условия задач. После вопроса должен следовать ответ на него. Ответы должны быть четкими и краткими;

- вычислениям должны предшествовать исходные формулы;

- решение задач необходимо сопровождать пояснениями;

- для всех исходных и вычисленных физических величин должна указываться размерность;

- при выборе недостающих параметров следует указывать источник, откуда взяты данные величины.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный теоретический материал.

Незачтенная контрольная работа подлежит повторному выполнению.

Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.

 

 

VI . Задание на контрольную работу.

Вариант № 1

1. Основные сведения о форме и размерах Земли. Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот.

2. Сущность измерений. Классификация и виды геодезических измерений

3. Назначение и виды геодезических съемок.

4. Задача № 1.

Вариант № 2

1. Определение положения точек земной поверхности. Метод ортогонального проектирования. Понятие карта, план.

2. Основные методы линейных измерений. Методика измерения линий лентой.

3. Основные сведения о государственных плановых и высотных геодезических сетях.

4. Задача № 1

Вариант № 3

1. Масштабы топографических планов, карт.  

2. Устройство теодолита типа Т-30 . Поверки и юстировки теодолита Т-30.

3. Закрепление точек геодезических сетей на местности.

4. Задача № 1.

Вариант № 4

1. Картографические условные знаки.

2. Технология измерения горизонтального угла теодолитом.

3. Назначение и виды теодолитных ходов.

4. Задача № 1.

 

Вариант № 5

1. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах.

2. Технология измерения вертикального угла теодолитом. Устройство нитяного дальномера теодолита.

3. Понятие о тахеометрической съемке.

4. Задача № 1.

Вариант № 6

1. Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты.

2. Устройство нивелира Н-3. Поверки нивелиров.

3. Понятие об инженерно-геодезических изысканиях для строительства сооружений линейного типа.

4. Задача № 1.

Вариант № 7

1. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов.

2. Сущность прямой геодезической задачи. Алгоритм решения задачи.

3. Назначение, параметры трассирования, элементы трассы. Разбивка пикетажа.

4. Задача № 1.

Вариант № 8

1. Понятие профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной на топографической карте.

2. Сущность обратной геодезической задачи. Алгоритм решения задачи.

3. Нивелирование трассы. Построение продольного профиля по результатам трассирования.

4. Задача № 1.

Вариант № 9

1. Оцифровка сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и планах. Схема определения прямоугольных координат заданной точки.

2. Погрешность результатов измерений.

3. Методика вычисления проектных величин по заданному проектному уклону, порядок подготовки данных для выноса в натуру проектной высоты точки, линии заданного уклона.

4. Задача № 1.

Вариант № 10

1. Предмет и задачи геодезии.

2. Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линии.

3. Геодезическое обеспечение разработки проекта вертикальной планировки участка.

4. Задача № 1.

 

Задача № 1

Составление плана теодолитной съемки.

Содержание задания

1. По данным полевых измерений (см. приложение №1) вычислить координаты вершин теодолитного хода.

2. Построить координатную сетку в М 1:500.

3. По координатам вершин построить план теодолитного хода и составить план теодолитной съемки (см. приложение №2).

 

Методические указания

1. Выбрать исходные данные:

-данные полевых измерений углов поворота и длин линий:

 

 

№ угла поворота Измеряемые углы (правые по ходу) Длины линий, м
1 102º 22'  
    20,583
2 86º 11'  
    19,925
3 147º 12'  
    17,378
4 89º 53'  
    23,479
5 114º 24'  
    19,345
1    

 

- значение дирекционного угла необходимо выбрать в зависимости от номера варианта:

№ вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
α 1-2 45  º 16' 300 º 17' 95 º 13' 88 º 45' 77 º 39' 64 º 30' 111 º 25' 125  º 41' 136  º 15' 147 º 26' 24º 55'

 

- координаты Х1  и У1  начальной точки необходимо выбрать в зависимости от номера варианта:

№ вар. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
X 1 - 100.0 - 100.0 +100.0 +100.0 - 100.0 - 100.0 +100.0 +100.0 - 100.0 - 100.0 0
У 1 +100.0 - 100.0 - 100.0 +100.0 - 100.0 +100.0 +100.0 +100.0 - 100.0 +100.0 0

 

2. Вписать в бланк ведомости вычисления координат(см. приложение №1) данные полевых измерений углов поворота (графа 2) и длин линий (графа 7) в приложении 1, которые берутся в исходных данных:

3. Подсчитать сумму практических правых по ходу углов ΣВпр. по формуле:

Σβпр. = β1 + β2 + β3 + β4 + β5,

Подсчитать сумму теоретических углов, Σβтеор. которая определится по формуле:

Σβтеор. = 180º (n - 2),

где n - число углов в замкнутом полигоне.

4. Определить величину невязки fβпракт. , суммы Σβпракт. углов замкнутого полигона по формуле:

fβпр= Σβпр.- Σβтеор. ,

где Σβпракт. – сумма практических правых по ходу углов

Σβтеор. – сумма теоретических углов.

Сравнить полученный результат с допустимой невязкой fβдоп. , определяемой по формуле: 

fβдоп. = 2 t n,

где n-число измеренных углов в полигоне

t – точность прибора 0º 00'30''

Если невязка fβдоп. fβпр., то её необходимо распределить на измеренные углы, образованные наиболее короткими сторонами. При наличии примерного равенства сторон поправка Vβ в измеренный угол вычисляется по формуле

Vβ = fβпр. / n,

Полученные поправки Vβ записывают в графу 3 напротив соответствующего измеренного угла.

Исправленные значения углов поворота теодолитного хода записываются в графу 4.

После введения поправок сумма исправленных углов полигона должна быть равна теоретической сумме углов.

5. Вычислить дирекционные углы всех линий полигона по формуле:

α 2-3 = α1-2 + 180º – β2

α3-4 = α2-3 + 180º – β3

и т.д.

Значение исходного дирекционного угла α1-2  приинять из исходных данных.

Контролем вычислений дирекционных углов служит получение в конце вычислений начального дирекционного угла α1-2.

6. По вычисленным значениям дирекционных углов определить румбы r, и записывать в графу 6 и сокращённо четверть, где расположен румб каждого угла.

При вычислении румбов использовать таблицы

 

Название румбов СВ   ЮВ   ЮЗ   СЗ  
Знаки ∆ Х           ∆ У + + - + - - + -

 

 

Четверть α r
IСВ 0º…90º α
IIЮВ 90º…180º 180º - α 2
IIIЮЗ 180º…270º α3 - 180º
IVСЗ 270º…360º 360º - α 4

7. В графу 7 записать длины линий и определить длину хода D (сумма длин линий).

8. Вычислить приращение координат по румбам r и длинам линий d по формулам:

∆Xi =Dcos ri

                                                   ∆Уi =Dsin ri

 

Приращения координат при записи в ведомость можно округлять до 0,001м.

Знаки приращений будут зависеть от того, в какой координационной четверти находится та или другая сторона полигона. При определении знака угла приращения использовать рисунок №1.

9. Подсчитать невязки f Х и f У в приращениях координат по формулам:

f∆ x= Σ∆Х i ;

fy = Σ∆У i ;

10. Определить допустимость полученных невязок, вычислить для этого абсолютную невязку fабс по формуле:

fабс =    (fx)² + (fy ,

и допустимость относительной невязки:

fотн = fабс /ΣD = 1/(ΣD/fабс ) < 1/2000 ,

где D – длина хода, м

11. Если полученная относительная невязка меньше или равна предельной, то необходимо проверить, чтобы суммы приращений равнялись нулю, т.е.          Σ∆Хi = 0; Σ∆Уi = 0, если условие не выполнено, вводятся поправки в графы 10 и 11.

Увязка приращений производится отдельно по абсциссам и ординатам. Поправки распределяются на вычисленные приращения пропорционально длине сторон и вводятся со знаком, обратным знаку невязки.

12. После введения поправок в графы 12 и 13 записать исправленные приращения.

 

13. По исправленным значениям приращений координат вычислить координаты вершин полигона, для чего в графах 14 и 15 записать исходные координаты Х1 и У1 начальной точки 1. Вычисление координат остальных точек полигона проводится по формулам: 

Хпослед = Хпред ± ∆Хi

Упослед = Упред ± ∆Уi

Контролем правильности вычисления координат вершин углов поворота в случае замкнутого полигона служит получение координат Х1 и У1.

14. Построить на чертежной бумаге координатную сетку в М 1: 500 ( см. приложение №2). Также на этом листе вычертить таблицу и внести в неё координаты Хi и Уi всех точек.

15. По координатам вершин теодолитного хода наносят все точки, проверяя расстояние между ними по масштабу и горизонтальные углы, сравнивая их с длинами сторон, записанными в графе 7 и горизонтальными углами, записанными в графе 4 (см. приложение №1).

                               

Сдаче подлежат

1. Пояснительная записка, со всеми необходимыми вычислениями и краткими пояснениями.

2. Ведомость вычисления координат.

3. Схема теодолитного хода.

 

VII . Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ

п.п.

Оценивае-мые

навыки

Метод оценки

Граничные критерии оценки

Отлично Неудовлетворительно
1 Отношение к работе Наблюдение руководите-ля, просмотр материалов Все материалы представлены в указанный срок, не требуется дополнительное время на завершение В отведенное для работы время не уложился. Демонстрирует полное безразличие к работе, требует постоянного давления для выполнения задания
2 Способ-ность выполнять вычисле-ния Просмотр материалов Четко заполняет журналы измерений и выполняет вычисления. Без затруднений выполняет вычисления в ведомостях уравнивания Не способен использовать даже простейшие арифметические действия для получения конкретного результата. Большое число ошибок в вычислениях, требуется доскональная проверка результатов.
3 Использо-вание приборной базы Просмотр материалов, технологи-ческий контроль Грамотно работает с приборами, соблюдает все правила и приемы работы, техники безопасности. Может иметь свободный доступ к приборам (без поддержки преподавателя) Не способен без помощи преподавателя выполнять основные операции с приборами. Нет Твердых знаний основных частей и правил работы. Не способен оценить роль и значение технологического оборудования, имеющегося в распоряжении
4 Умение использо-вать получен-ные ранее знания и навыки для решения конкрет-ных задач Наблюдение руководите-ля, просмотр материалов Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплины «математика», «Инженерная графика», «Информатика» Не способен использовать знания из одного раздела при решении задач разделов смежных дисциплин
5 Оформле-ние работы Просмотр материалов Все материалы оформлены согласно стандартным требованиям инструкций, топографическая графика на высоком уровне Работа оформлена в высшей степени небрежно. Демонстрируемые записи вычислений просто не могут привести к дополнительным ошибкам
6 Умение отвечать на вопросы, пользо-ваться профес-сиональной и общей лексикой при сдаче (защите) Собеседо-вание Грамотно отвечать на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Четко видит цель Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Четко выраженная неуверенность в ответах и действиях

 

VIII .Контрольные вопросы

1.  Дайте определение следующим величинам: высота точки земной поверхности, превышение, горизонтальное проложение, иллюстрируйте ответ чертежом.

2. По данным чертежа вычислите горизонтальное проложение линии АВ и превышение между точками А и В.                                                                                           

 

                      S=

 

3. Дан численный масштаб 1: 2000. Переведите в именованную форму записи.

4. Определите длину линии на местности Sm, если её длина на планете Sp=1,5 см, а масштаб плана 1: 5000

5. Определить высоты точек А и В по следующим данным:

 

                           hсеч=2,5м                                  В

                                                 

 

 

 6. Покажите на одном чертеже азимут географический, азимут магнитный,    дирекционный угол линии юго-западного направления, если сближение меридианов восточное, а склонение магнитной стрелки западное.

7. Вычисление координат точки В по следующим данным:

 

αав= 60˚02’; SАВ=200,00 м; хА=1052,01 м, yА=1000,07 м.

 

8. Какой приборный комплект. Вы должны иметь все измерения длин линий местности?

9. С какой целью выполняется компарирование мерных лент и рулеток?

10. Изложите порядок выполнения операций по приведению теодолита и рабочее положение?

11. Изложите порядок работы и записи в журнал при измерении горизонтального угла полным приемом.

12. В чем заключается контроль правильности измерения горизонтального угла полным приемом?

13. Приведен фрагмент журнала измерений горизонтальных углов:

 

№ точек стояния

№ точек наблюдения

Отчеты по гор. кругу

Значение углов

 

Среднее значение углов

0 /    0 / 0 /
    5 4 6   4 6 212 67   116 331 22 31   52 59        

 

Выполните обработку результатов измерений.

 

14. Какой вид геодезических измерений понимается под термином «геометрическое нивелирование»?

15. Метод нивелирования «из середины». Суть метода, порядок действий по определению превышений между точками.

16. Приведен фрагмент журнала технического нивелирования:

 

станций

точек (пикетов)

Отчеты по рейкам

Превышение

h, (мм)

Среднее превыше-ние (мм)

задняя передняя
  3   4   5 1351   6136 2142   6925    

 

 

Выполните обработку результатов измерений.

17. С какой целью прокладывается теодолитный ход?

18. Изложите порядок вычислительной обработки замкнутого теодолитного хода.

19. Напишите формулу для вычисления угловой (линейной) невязки в замкнутом теодолитном ходе.

20. На основании каких полевых материалов составляется продольный профиль?

21. При построении профиля от какой линии откладывается высоты земли?

22. Вычислите уклон i линии ПК3-ПК4, если Hпк3=160,000 м,аHпк4 = 160,900м.

23. Что понимают под перенесением в натуру осевой линии?

24. Что понимают под разбивочным чертежом и каково его содержание?

25. Покажите на чертеже горизонт нивелира на станции. Дайте порядок его вычисления и контроля?

26. Выполните подготовку данных для выноса в натуру точки с проектной высотой Hпр=11,350, если высота репера А равна Hа=12,832 м и отсчет по черной стороне рейки, установленной на репере А равен aч= 0695 мм. Составьте разбивочный чертеж.

 

 

 

                                                                                                                                                                      Приложение № 2

 

СХЕМА ТЕОДОЛИТНОГО ХОДА

М 1:500

                 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.