1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения. При этом система работы по формированию и развитию устной речи детей после КИ, побуждая их к общению, актуализирует потребность быть понятым взрослым через использование доступных для них средств языка. Кроме того, в условиях целенаправленной организации практики речевого общения они учатся выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения, в чем им помогает кохлеарный имплант. При таком непроизвольном запоминании употребления единиц языка формируется языковое чутье, или «чувство языка». По определению Л. И. Божович «чувство языка» возникает непроизвольно, как побочный продукт деятельности, которая направлена на овладение практикой речевого общения. Речевой опыт глухих детей после КИ, формируемый таким образом, включает, во-первых, практическое владение родным языком, во-вторых, «эмпирические обобщения наблюдений над языком, сделанные его носителем независимо от специальных знаний о языке», что соответствуют «чувству языка». Е. Д. Божович. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы //Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.
2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.
3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.
ПЕРВЫЙ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
АКТИВИЗАЦИЮ ВОКАЛИЗАЦИЙ РЕБЕНКА
Ку-ку
Ребенку предлагается следующее зрелище – взрослый закрывается пеленкой, открывается, говорит: «Ку-ку (или ААА)». Так повторяется несколько раз. Затем предлагается сделать то же самое ребенку.
Паровоз
Взрослый изображает едущий паровоз, двигаясь, совершая круговые движения руками и произнося: «Чух-чух-чух». При этом он, ускоряя произнесение звуков, он ускоряется сам и ускоряет свои движения; замедляя произнесение звуков, замедляется сам и замедляет свои движения. Далее это упражнение выполняется совместно с ребенком и ребенком самостоятельно.
Огуречик
Взрослый показывает ребенку три огурца разного размера (настоящие предметы, игрушки или изображения огурцов): большой – папа, средний – мама, маленький – ребенок. Огурец - папа говорит огурцу – сыну низким голосом: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет». Огурец - мама говорит огурцу – сыну высоким голосом: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет». При этом взрослый говорит высоким и низким голосом за родителей огурчика за ширмой, а ребенок должен показать, какой огурец это сказал, папа или мама.
Ноги-ножки
Взрослый показывает на картинке ребенку следы разного размера - большие и маленькие, комментируя большие следы низким голосом: «Большие ноги шли по дороге: ТОП-ТОП-ТОП», маленькие – высоким голосом: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ». Затем ребенок сам выполняет задание, показывая нужные следы, после произнесения взрослым стихотворных фраз.
Марш
Мы сначала топ-топ | Ребенок топает |
А потом мы хлоп-хлоп | Ребенок хлопает |
А теперь мы топ-топ И опять мы топ-топ | Повторение «топ-топ» и «хлоп-хлоп» в различном порядке |
Сначала упражнение выполняется совместно со взрослым, а затем ребенок под произнесение стихотворения взрослым сам выполняет движения.
Клен
Влево наклон Вправо наклон Ветер тихо качает клен | Ребенок качается с поднятыми руками в соответствующую сторону |
Вправо наклон Влево наклон Ветер сильнее качает клен | Далее упражнение повторяется снова, изменяется последовательность называемых сторон наклона (влево, вправо). |
Влево наклон Вправо наклон Ветер сильно качает клен | И т.д. |
Ветер Ветер дует нам в лицо | Дети дуют |
И качает деревцо. | Дети качают поднятыми вверх руками |
Ветерок все тише, тише. | Дети постепенно опускают руки вниз |
Деревца все выше, выше. | Поднимают руки вверх и тянутся. |
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.