КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без спе­циального обучения даже при высоком развивающем потенциа­ле речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овла­дение устной речью, родным языком для них невозможно.  В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения. При этом система работы по формированию и развитию устной речи детей после КИ, побуждая их к общению, актуализирует потребность быть понятым взрослым через использование доступных для них средств языка. Кроме того, в условиях целенаправленной организации практики речевого общения они учатся выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения, в чем им помогает кохлеарный имплант. При таком непроизвольном запоминании употребления единиц языка формируется языковое чутье, или «чувство языка». По определению Л. И. Божович «чувство языка» возникает непроизвольно, как побочный продукт деятельности, которая направлена на овладение практикой речевого общения. Речевой опыт глухих детей после КИ, формируемый таким образом, включает, во-первых, практическое владение родным языком, во-вторых, «эмпирические обобщения наблюдений над языком, сделанные его носителем независимо от специальных знаний о языке», что соответствуют «чувству языка». Е. Д. Божович. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы //Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.

2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.

3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим осо­бенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осу­ществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадаю­щих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.


 

 


ПЕРВЫЙ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА

А Б В Г Д Е Автобус Апельсин арбуз Баба бабушка Банан бантик Беги Бей белка белый бери блестит Больно Болит Большой брат брови бросай брызгать Будь здоров бутылка Ванная вата вверх велосипед веревка весна ветер вечер Видишь? вилка вкусно вниз Вода Возьми волк Волосы вороны Вот вперед все вспотел вставай выброси выключатель Где? глаз глаза говори голова Горшок горько Горячо город Гремит громко грызть грязно губы гулять Да давай Дай два дверь девочка Деда дедушка делай День Дерево Дети диван длинный добрый догоню дождик дом домой дорога достань дочка драться думай дырка дядя   Ешь Ёлочка Ж З И, Й К Л М жарить жарко жди желтый жестко жуй завтра Зайка Закрыть залез Занавеска Занят Занятие Заниматься Запутался Заснул засунул зачем? Здравствуй зевать Зеленый Зеркало Зима знаю зубы иголка Играй игрушки Иди Испачкал испугался ищи Йогурт Какой? Как мама Капать картина кататься Каша кашлять квадрат Кисло Клюв ключ Книжка ковер ковырять Когда? колготки коленка Колесо Колобок колючий Коляска комната Ко мне Кровать Корова короткий Кошка Кофта красивый Красный Крем крепко Кричать Крошка круг крыша Крышка Кто там? Куда? Кукла Курочка Ряба кухня кушай   лает Лампочка Лево Лепит лес Летит лето лиса Лицо лоб ложись Ложка Лошадь Лук луна лягушка Маленький Мало Мама мальчик машина мишка мне много Можно мой мокрый молодец молоко музыка Мыло Мыться мышка мягко мяукает мяч Н О П Р С Т На Надень надо Нажми назад найди напиши На руки небо не знаю Нельзя Не надо Не мое Нет Не хочу нитка нога ноги ногти нож нос носки ночь обезьяна обижать обои овал огонек одень одеяло один одинаковые окно он она они орехи осень острый открыть откуси очки падает палец палка Папа пахнет Пей песня Писай Пить Плакать платок плохо площадка подбери подбородок подожди подстричь поздно поздоровайся позови поиграй пойдем полоски покорми помоги попробуй посади построй поцелуй поедем пол положи Полотенце Пока покажи Попа Попроси посиди Посмотри потом потряси право проснулся Привет Придет, пришел прямоугольник птичка пуговица пуп пюре пятки пять   рано растет рвать режет резинка рисует родинка розетка рот Рубашка Рука Руки рыба сам санки свет светит светло сделай сегодня сейчас сестра синий скажи скатерть сладкое сложи слон слушай Смеяться Сморкаться Снег снежинки снять собака собираться сок соленое солнце сопли соскучился спокойной ночи спи спина спрятаться стекло стол страшно стукнуть стул стучать суп сухарик сухой сын Сядь так Там Тапки творог телевизор Телефон Темно тепло тетя ток толстый тонкий трактор треугольник три труба туалет Тут ты У Ф Ч Ц Ч Ш Ударился Уехал узкий Улитка улица Умываться Упал Устал усы утро Ухо уши   форма хвост хлеб холодно холодильни хорошо хочешь? хобот хрю-хрю цветок цыпленок чайник часы чашка черный чеснок четыре чешется чистый читать чихать что там? Что это? Шапка шарик шарф шесть шея шипит широкий шкаф Штаны шуба Щ Э Ю Я     щенок это   Я Яблоко ягода язык яйцо    

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА

 АКТИВИЗАЦИЮ ВОКАЛИЗАЦИЙ РЕБЕНКА

Ку-ку
Ребенку предлагается следующее зрелище – взрослый закрывается пеленкой, открывается, говорит: «Ку-ку (или ААА)». Так повторяется несколько раз. Затем предлагается сделать то же самое ребенку.

Паровоз
Взрослый изображает едущий паровоз, двигаясь, совершая круговые движения руками и произнося: «Чух-чух-чух». При этом он, ускоряя произнесение звуков, он ускоряется сам и ускоряет свои движения; замедляя произнесение звуков, замедляется сам и замедляет свои движения. Далее это упражнение выполняется совместно с ребенком и ребенком самостоятельно.

Огуречик
Взрослый показывает ребенку три огурца разного размера (настоящие предметы, игрушки или изображения огурцов): большой – папа, средний – мама, маленький – ребенок. Огурец - папа говорит огурцу – сыну низким голосом: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет». Огурец - мама говорит огурцу – сыну высоким голосом: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет». При этом взрослый говорит высоким и низким голосом за родителей огурчика за ширмой, а ребенок должен показать, какой огурец это сказал, папа или мама.

 

Ноги-ножки
Взрослый показывает на картинке ребенку следы разного размера - большие и маленькие, комментируя большие следы низким голосом: «Большие ноги шли по дороге: ТОП-ТОП-ТОП», маленькие – высоким голосом: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ». Затем ребенок сам выполняет задание, показывая нужные следы, после произнесения взрослым стихотворных фраз.






Марш

Мы сначала топ-топ Ребенок топает
А потом мы хлоп-хлоп Ребенок хлопает
А теперь мы топ-топ И опять мы топ-топ Повторение «топ-топ» и «хлоп-хлоп» в различном порядке

Сначала упражнение выполняется совместно со взрослым, а затем ребенок под произнесение стихотворения взрослым сам выполняет движения.

Клен

Влево наклон Вправо наклон Ветер тихо качает клен Ребенок качается с поднятыми руками в соответствующую сторону
Вправо наклон Влево наклон Ветер сильнее качает клен Далее упражнение повторяется снова, изменяется последовательность называемых сторон наклона (влево, вправо).
Влево наклон Вправо наклон Ветер сильно качает клен И т.д.
Ветер Ветер дует нам в лицо Дети дуют
И качает деревцо. Дети качают поднятыми вверх руками
Ветерок все тише, тише. Дети постепенно опускают руки вниз
Деревца все выше, выше. Поднимают руки вверх и тянутся.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.