Порядок фонетического разбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русский язык

Методические рекомендации  и контрольные задания

 

для студентов заочного отделения

                                   всех специальностей

Челябинск 2008

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель

директора по НМРиИТ

Челябинского

монтажного колледжа

 

______________ В.М. Иус

«___»____________200__ г.

ОДОБРЕНА   Предметной (цикловой) комис­сией Протокол № _____________      «___»_____________ 200__ г   Председатель_______Е.К.Сыч ПЦК Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем специальностям, Примерной программой по дисциплине, утвержденной Министерством образования РФ в 2002 году.

 

 

                                                                                                                  

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заведующий заочным отделением

__________________Ю.М. Бряков    

 

Автор: – преподаватель С.Н. Лобанова

 

        

 

 

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык в среднем специальном учебном заведении является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла.

Сложившаяся в современном обществе языковая среда требует особого внимания воспитанию патриотического трепетного, отношения к русскому языку. Русский язык – дисциплина, результаты изучения которой определяются не только обучением, но  в значительной мере и обществом, в котором мы живем, окружающей языковой и нравственно-эстетической средой. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами.

Поэтому цели преподавания сориентированы на развитие личности студента,  воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

 Особое внимание уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения и в будущей профессиональной деятельности:

- навыки различных видов чтения учебно-научных текстов;

- написание рефератов, тезисов, докладов;

- навыки создания собственных текстов;

- составление различных деловых бумаг;

- умение выступать публично.

Основные задачи курса русского языка в среднем специальном учебном заведении:

- закрепить и углубить знания студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов;

- закрепить и расширить знания о тексте;

- совершенствовать умение передавать содержание прочитанного и прослушанного, а также самостоятельно строить текст;

- дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего образования по русскому языку;

- обеспечить овладение функциональными стилями речи;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы;

- способствовать развитию речи и мышления студентов с учетом профессиональной направленности преподавания.

 

Программа состоит из 6 разделов.

1. Фонетика, орфоэпия, орфография.

2. Лексика и фразеология.

3. Грамматика, орфография, пунктуация.

4. Функциональные стили речи.

5. Наука о русском языке.

6. Повторение.

Знания и умения по названным разделам курса выступают основой для овладения языком на более высоком уровне – уровне текста, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля будущего специалиста со средним специальным образованием.

На изучение дисциплины отводится 117 часов, из них 20 часов на установочные и обзорные лекции, остальное – на самостоятельную подготовку. Учебный план предполагает сдачу дифференцированного зачета и написание домашней контрольной работы.

 

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно на основе изученного материала, вариант выбирается в соответствии с присвоенным шифром. Выполненная работа сдается в сроки, определенные учебным планом.

 Контрольная работа предполагает выполнение комплекса заданий к тексту:

1. задание на правописание (текст списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и т.д., графически объяснить орфограммы);

2. задание по пунктуации (поставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, объяснить графичеки постановку недостающих знаков препинания);

3. задание по лексике и фразеологии ( с помощью словаря объяснить значение слова, помеченного цифрой 5; подобрать синоним или антоним к этому же слову или фразеологизму и т.д.);

4. задание по морфемике (разобрать по составу слово, помеченное цифрой 2);

5. произвести морфологический разбор слов (охарактеризовать слово, помеченное цифрой 4, как часть речи);

6. определить тему, основную мысль текста;

7. определить стиль текста (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный), обосновать свой выбор.

Контрольная работа должна быть написана в тетради в линейку, страницы должны быть пронумерованы, оставлены поля для замечаний и исправлений, а также один чистый лист для рецензии. Писать разборчиво, без помарок и исправлений.

 

 

3.Критерии оценки выполненной контрольной работы

П /п

Критерии оценки

Количество баллов

5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетвор) 2 (неудовлетвор) 1 Выполнение задания В срок Позже срока на 1 сутки Позже срока на 3 суток Позже срока на 7 суток 2 Оформление письменной работы Качественно Некачественно Некачественно Небрежно 3 Орфографическая грамотность 0 ошибок До 2 ошибок До 4 ошибок 5 и более ошибок 4 Пунктуационная грамотность 1 ошибка 2 ошибки 4 ошибки 5 и более ошибок 5 Речевая грамотность До 2 ошибок До 5 ошибок  5-7 однотипных ошибок Более 7 ошибок 6 Ответы на вопросы (тест и устный ответ) 90 – 100% 70 – 89% 60 – 69% Менее 60%

 

4. Контрольные  задания (тексты)

Вариант 1

 

Роль пам…ти в духовном ст…новлении человека огромн… . Док…зательство тому народный опыт4. Почему (из) древл…5 на Руси пр…дается2 такое большое значение пам…ти? (Бес, без)пам…тный человек – (н…) ув…жаемый. Человек (же) способный хр…нить долгую пам…ть, - нравстве(н, нн)ый обр…зец. Есть в народе такая поговорка: «Иван (не) помн…щий родства2». Так называют самого последнего человека, того кто (не) помн…т своего прошлого своего рода дел прешестве(н, нн)иков. Он – самый пр…з…раемый человек на Руси.

…Порой меня пор…жа…т стра(н, нн)ое (н…) вежество молодых людей. Это плохое знание истории отсу(?)ствие той большой высокой пам…ти, которая должна пр…су(?)ствовать в человеке. Ведь он (н…) летучий струч…к в мире у него есть корни а они в земле его предков которые созд…вали2 наше государство обор…няли его которые созд…вали нашу культуру строили обр…батывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответстве(н, нн)о серьезно прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого.

(Ю. Нагибин.)

 

Вариант 2

Мать

Мать мужает вместе с детьми. И благослове…а мать которая умеет (во)время отпустить руку ребенка и не выказывает страха когда он делает первые шаги в жизни на своих еще (не) окрепших2 ногах.

Выр…стают дети и выб…рают себе дороги но дети н…когда не идут по проторе…ым5 дорогам отцов а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожида…ые для матери. Она остается одна на перекрестке2 откуда расходятся пути ее детей4. Она смотрит и смотрит им (в)след и вместе с ними смотрит вперед.

Для мат…ринского сердца каждый из ее детей всегда остается р…бенком даже если у этого р…бенка есть уже свои дети и бл…стит седина на его висках но не у всякой матери хватает зоркости и мужества чтобы на склон… лет отправиться в трудный путь со своими детьми и не отстать от них не окликнуть2 перед лицом опас(т)ности уметь улыбнут(ь)ся и найти бодрое слово в самый горький час.

Пока жива мать и тебе в дни успеха и в г…дину  лишений есть кому сказать певучее и нежное слово «мама», - ты молод и силен; и чем дольше будет с тобой мать, тем ярче будет г…реть твое сер…це. (181 слово.)

(З.И. Воскресенская.)

Вариант 3

Сколько воды утекло!

В д…леком прошлом для счета времени люди польз…вались солнечными часами. Ровную площадку ра…черчивали, как ц…ферблат совр…менных часов. (По)среди площадки2 вб…вали колыш..к. В солнечный день колыш…к отбрасывал тень. В течении… дня тень отодв…галась и после по ее положению люди определяли время4. Но в пасмурный день и ночью солнечные часы (не) работали. Тогда пр…думали водя…ые часы. В узкий сосуд в виде конуса5 с маленьким отверстием (в)низу нал…валась2 вода. Постепе…о2 вода из сосуда вытекала. На стенке сосуда были нан…сены деления. Ур…вень воды показывал время. Такие часы показывали время и днем и ночью. Со времен этих часов осталось выр…жение «Сколько воды утекло!» в значении… «прошло много времени».

(По М. Поступальской.)

 

 

Вариант 4

Когда мы испытыва…м какое(нибудь) сильное чу…тво радости или наоборот горя любви к людям или пр…зрения и ненав…сти к врагам страха или гордости5 нам нужно (не, ни) пр…менно как(нибудь) выр…зить эти чу…тва: ра…казать о них или пожал…ват(?)ся или порад…ват(?)ся. Нам хоч…тся найти самые нужные подх…дящие2 для выр…жжения этих чу…тв слова. И как трудно найти такие слова!

И вот здесь нам помога…т2 Пушкин. Он так(же) как и мы рад…вался стр…дал любил и ненавид…л – и об этих своих чу…твах он ра(с, сс)сказал такими верными точными и пр…красными словами что читая их мы испытыва…м радость: мы повторяя…м эти слова как свои собстве(н, нн)ые потому что они точнее лучше и правдивее всего выр…жают то что и мы чу…твуем.

Читая2 Пушкина мы станов…мся лучше4.

(С. Бонди.)

 

 

Вариант 5

Где бы вы (не, ни) были в город… или в деревн… в вагон… поезда или на палуб… речного парохода на севере или на юг… нашей страны в поле или на степном2 большаке5 всюду пр…слуш…вайтесь к русскому языку к певуч…му народному говору запоминайте и впит…вайте в себя этот единственный по богатству образности и поэтичност… (по)истине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

Нет (не, ни) чего такого в окружающ…й нас жзн… и в нашем сознании… чего нельзя было бы передать2 ру(с,сс)ким словом и звучание музыки и спектральный   блеск красок и шум садов и скорбь утрат и ликование победы.

Прав был Тургенев когда г…ворил что такой язык может быть только у в…ликого народа4.

Из народных глубин из подчас (не)прослеже…ых и (не)ведомых источников расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его (не, ни) изучали как бы мы (не, ни) определяли законы его образования он всегда будет производить на нас впеч…тление радос…ного чуда.

(По К. Паустовскому.)

 

Вариант 6

Секрет успеха.

 

Школьник должен старат…ся делать свое дело так(же) хорошо  как старает…ся выполнять свою работу хороший учитель. Успех в учебе завис…т (не, ни) только от учителей, но во многом от самого ученика. Сто самых луч…их учителей (не, ни) чему (не, ни) научат ученика, если он сам (не, ни) стара…тся хорошо учит…ся.

Так во всяком деле. Успешный полет ракеты в космос зависит не только от ученого убеле…ого сединой но и от совсем еще молодого рабочего. Пр…красный спектакль в театре может получит(ь)ся только в том случае если вместе с драматургом режи…ером, художником и артистами одинаково хорошо потрудились и рабочи… перест…вляющие2 декорации и осветители2 и костюмеры5. Чтобы хорошо звучал оркестр нужны талантливые2 музыканты. Чтобы хорошо играли музыканты нужны инструменты сделанные умными и знающими мастерами. Оркестр успешно выступит только тогда когда им упр…вляет пр…красный д…риж…р4. Секрет успеха в любой работе в добросовес…ном отношении каждого к своим обяза…остям.

(По Дм. Кабалевскому.)

 

 

Вариант 7

Ч…рная мгла которая (до) толе была у горизонта вдруг стала поднимат…ся (к) верху. Со…нце теперь уже совсем (не) было видно. По темному небу покрытому2 тучами точно (на) перегонки бежали отдельные белесовато (серые) облач…ка. Края их были р…зорваны и висели клочьями словно грязная вата.

Пора было думать о возвращении на б…вак5. Мы переобуличь и пошли обратно. Дойдя до зар…слей я остановился что (бы) в последний раз взглянуть на озерцо2. Точно раз…яренный зверь (на) привязи оно металось в своих берегах и вздымало (к) верху мутновато (ж…лтую) мас…у.

Сильный ветер гнал воду к устью реч…нки (в) следствии… чего она вышла из берегов и (по) немногу начала затоплять р…внину. Вскоре мы подошли к какой (то) большой протоке пр…граждавшей нам путь. Место это показалось свосем (не) знакомым. Мы свернули (в) лево но протока неожиданно2 стала заворачиват…ся и ушла куда (то) в сторону4. Мы пошли (на) прямик к юго (востоку) (за) тем повернули (в) право наткнулись на новую протоку и перешли ее (в) брод. Ощупывая почву ногами мы осторожно проб…рались (в) перед и пройдя с (пол) километра оч…тились на сухом месте которое густо зар…сло травой.

Было лиш… около четырех часов (по) полудни а казалось как (будто) наступили уже сумерки. Тяжелые тучи опустились ниже и быстро (пр…быстро) неслись к юго (восточной) стороне.

(По В.К. Арсеньеву).

 

Вариант 8

Когда В.М. Васнецов по…лился2 в Москве то древн… эту столицу он воспринял как великое ч…до4.

(Бледно)красные как темперой рисова(нн, н)ые2 стены (К, к)ремля. Белый камень Зарядья рядом с мощным переливом цветов Василия Блаже(н, нн)ого…

И художник чу…твовал что все сдела(нн, н)ое им раньше (не, ни)больше (не, ни)меньше как пр…людия5 к гр…дущей его работе.

В душе уроженца иско(нн, н) о русской вятской земли (не, ни) могли (не, ни)пробудиться2 дремавш… доселе образы наве…(нн, н)ые сказками слыша(нн, н)ыми в детстве густыми чащ…бами (трудно)проходимых лесов грустью (по) северному угрюмых б…гря(нн, н)ых полей.

(По В. Кузнецову.)

 

Вариант 9

 

У одного францу…кого2 крестьянина был сын который стал себя плохо вести. испытав все способы влияния отец пр…думал2, наконец, следующее. Он вкопал против дома столб и после каждого проступка4 сына вб…вал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе (не, ни )осталось свободного места он весь был утыкан2 гв…здями. Эта картина пор…зила вообр…жение мальчика и он начал исправляться. Тогда за каждый его хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжестве…ый момент последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем (не)ожида…ое впеч…тление и он заплакал5.

- Чего же ты плачеш…? – спросил его отец. – Вед гвоздей то больше нет!

- Гвоздей нет, а дырки остались, - с горечью ответил сын.

(По Г. Медынскому.)

 

Вариант 10

 

Пластмассы

Нефть один из главных продуктов без к…торых (не) может развиваться2 химическая промышле…ость. Более тысячи различных веществ и(з,с)г…товляют химики из этой к…ричневой жидкос(ь)ти5. Из нефти получают и пластмассы.

Пластмассами называют все искусстве…ые материалы которые при нагревани… становя…я мягкими и легко принимают нужную форму4. Пласмассы различны по качеству. Они прочнее самой прочной стали эластичнее5 резины легче пробки прозрачны как хрусталь не разбиваются2 выдерживают2 высокую температуру не боя(тс,тьс)я влаги и едких кислот (не) подверже…ы ржавчине и гнил…. Пластмассы заменяют др…весину2 металл стекло. Благодаря ценным свойствам их прим…няют в промышле…ости строительств… сельском хозяйстве медиц…не.

(По А. Владимирову.)

 

 

5. Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие фонемы, фонетический разбор слов.

2. Особенности русского словесного ударения

3.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

4. Лексическая система русского языка.

5.Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

6. Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

7. Диалектизмы, специальная лексика, арготизмы.

8. Русская фразеология.

9. Словари русского языка.

10. Морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы.

11. Способы словообразования.

12. Морфология. Общее грамматическое значение частей речи.

     13.Грамматические формы, синтаксические функции, правописание значимых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение).

14. Глагол, причастие, деепричастие.

15. Служебные части речи.

     16.Словосочетания.Способы связи слов в словосочетании.

17. Простое и осложненное предложение.

18. Синтаксис сложного предложения.

19. Язык и речь.

20.Текст, его строение, виды его переработки.

21. Функциональные стили речи.

22. Научный стиль речи.

23. Официально-деловой стиль речи.

24. Публицистический стиль речи.

25. Художественный стиль речи.

26. Наука о русском языке

27. Язык и общество. Язык и культура.

28. Русский язык в современном мире.

29. Язык как система.

30.Выдающиеся ученые-русисты.

 

Список литературы

Основная литература:

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1993 г.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., 2002 г.

3. Дудников А.В. и др. Русский язык. Пособие для учащихся ССУЗ. – М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классов средней школы. – М., 2005.

2. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 1998.

3. Энциклопедический словарь юного филолога./Сост. М.В. Панов. – М., 1989.

 

 

Приложение 1

 

Виды разбора

 

Самостоятельные части речи.

Сначала надо назвать часть речи и общее грамматическое значение, поставить вопрос, привести начальную форму слова (если оно изменяется). Затем указать:

у существительных – собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленно; род; склонение; употреблено в форме … падежа, … числа;

у глаголов – вид; возвратный, невозвратный; переходность; спряжение; употреблен в форме … наклонения, … числа, … времени (в изъяв. накл.), … лица или рода;

у прилагательных – качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; употреблено в форме … падежа (если эти формы есть); … числа, рода (в ед. ч.);

у числительных – простое, составное или сложное; количественное, собирательное, дробное, порядковое; употреблено в форме … падежа, … числа и … рода (если они есть);

у наречий – разряд по значению; неизменяемость; отметить, если употреблено в одной из форм степеней сравнения;

у местоимений – группы по соотношению с другими частями речи, разряд по значению, лицо (для личных); употреблено в форме … падежа, … числа и … рода (если они есть);

у причастий – действительное или страдательное; вид; время; полная или краткая форма; употреблено в форме … падежа, … числа, … рода (в ед. ч.);

у деепричастий – вид; неизменяемость.

После этого указывается синтаксическая роль части речи, особенности правописания.

 

Служебные части речи.

1. Назвать часть речи.

2. Отметить: а) у предлога – с каким падежом употреблен; б) у союза - сочинительный или подчинительный; в) у частицы – разряд по значению.

 

Словосочетание.

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.

3. Указать грамматическое значение словосочетания.

 

Простое предложение.

1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.

2. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

3. Рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).

4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее – второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

 

Сказуемое.

1. Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).

2. Указать, чем выражено сказуемое:

а) простое – какой формой глагола;

б) составное глагольное – из чего состоит;

в) составное именное – какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

 

Предложение с прямой речью.

Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания, представить схему.

 

Вариант 12

 

Эссе

Эссе ([сэ] – нескл., ср. р., от франц. еssai – буквально «опыт») – это разн…видность очерка – научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличи… от обычного очерка где в центре внимания находится2 рассказ о событии… или описание героя в эссе главную роль играет не сам факт а впечатления и ассоцации5 которые он вызывает у автора раздумья2 и размышления о жизни о событиях в науке искусстве литературе.

В эссе отр…жается ор…гинальный взгляд на предмет интересные мысли4. Для него характерна образная и афористичная речь. Эссе можно назвать прозаическим этюдом отл…чающимся свободной2 индивидуально авторской тр…ктовкой темы и отточе…остью формы.

 

Вариант 13

 

Итак мы загл…нула в к…лодец врем…н… и узнали о том как из маленькой крепос…цы выр…с красивый (мног…)людный город Москва как об…ед…нились (во)круг нее ру(с, СС)кие земли и уделы в могуч… государство Россию. «Россия вошла2 в Европу, - по слову Пушкина, - как спуще(н, нн)ый к…раль при стук… топора и при гром… пуш…к». Из (много)числе(н, нн)ых племен и народност…й обр…зовался еди(н, нн)ый народ воспр…н…мавший Россию как свою Родину защищавший ее от врагов и заботивш…йся2 о ее в…личи… и процв…тани…4.

Дивные ТВ…рения ру(с, сс)ких зодчих5, м..стеров и художников прежде всего иконы и храмы (до)несли (до)нас из прошлых эпох мечту народа (о) том чтобы любовь согласие и кр…сота пр…од…лели (брат…)убийстве (н, нн)ые распри. И пусть заветом для нас и буд…щих пок…лений станут мудрые слова древней м…Литвы с которой наши пращуры обр…щались к Пресвятой Богоматери – покр…вительнице и (за)ступнице Русской земли: «Вскорени в сердца всех нас правду, мир и радость… благоденствие, безмятежие, любовь друг к другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною о удержи. Пречистая, потоки беззакония, хотящыя потопити землю Русскую в страшной пучине своей».

(М.Ю. Лермонтов)

 

Вариант 14

Портрет написа…ый Репиным необыкнове…о прост и по позе и по краскам но поразителен в такой степени своею талантливостью и правдою что наверное остановит на себе глаза всякого кто способен что(нибудь) чувствовать в искусстве…

Толстой представлен сидящим2 в кресле с небольшой книжкой в одной руке которую он только что читал и замет… там пальцем то место где остановился, другая рука лежит на ручке кресла. Он смотрит прямо на зрителей немного наклонив (в)бок могучую голову, с длинной седой бородой, на нем надета черная блуза4. Весь портрет делает впечатление проповедника5, сеятеля мысли. Глаза глубоко сидящие в своих впадинах гл…дят (в)даль и в глубину, словно прямо в твое сердце и душу. Перед вами человек какой(то) необыкнове…ый оставляющий несравне…ое какое(то) впечатление. Доброта [золотое сердце]5 большая сила мысли непр…клонная воля – все нарисовал…сь2 на этом лице в этих глазах.

(В. Стасов.)

 

Вариант 15

 

Как(то) в горах мы подошли2 к юрте пастуха. Юрта охр…нялась громадными черными собаками и они встретили нас свирепым лаем4. вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

Вдруг над самой юртой грянул гром и первые крупные капли дождя загр…хотали по войлоку крыши. Гроза разр…зилась н… на шутку. Сверкали молнии дождь все усил…вался и через пять минут он перешел в стремительный ливень с градом. Наша юрта бомб…рдировалась5 крупинками2 града и отдельные градины в…лялись у них ног или шипели на огне очага. На полу юрты пок…залась2 вода.

Через двадцать минут дождь пр…кратился мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище. Поток с шумом уносил камни и глину. Долго стояли мы над потоком и с интересом смотрели на вечно м…няющуюся2 кипящую его поверхность.

(По А. Мурзаеву)

 

Вариант 16

 

На съемках фильма.

Фильм снимается так как его задумал режиссер. Очень часто бывает так что режиссер оказывается в затруднении… Например, нужно снять взрыв моста. Не взорвать же настоящий мост! И режиссер решает как это сделать. Сооружается небольшой макет моста по которому пускают макет поезда. Взрыв. Пиротехники5 устраивают так что дым идет клубами. Вагоны-макеты падают в реку. На экране все это выгляд… так как будто все происходит на самом деле.

Зрители в фильме вид…т как кружатся2 в небе самолеты4. Никому и в голову не приходит каким хитрым способом сняты эти кадры. Художники делают макет самолета. Макет укр…пляют тонкими тросами на спец…альной конструкц… так чтобы он (не) болтался. Вся конструкция вр…щается. Кинокамера двигается (в)след за самолетом и снимает его на фоне неба. Зрители уверен что это настоящий самолет.

Существует еще много других хитростей2 в с…емках кинофильмов.

(Из газ. «Пионерская правда».)

 

Вариант 17

 

До станции… ост…валось еще (с)версту. Кругом было тихо, так тихо что по жужжанию комара можно было сл…дить аз его полетом. Налево ч…рнело глубокое ущелье; (за)ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, р…совались на бледн…м небосклон…, еще сохр…нявшем последний о…блеск зари. (На)темн…м неб… (на)чинали м…лькать звезды и мне пок…залось что они гориздо выше, чем у нас на севере4.

По обеим сторонам дорог… торчали голые, ч…рные камни; кой-где из-под снега выглядывали2 кустарники но ни один сухой листок (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фыркан…е усталой почтовой тройк…. И неровное побрякивание русского колокольчика.

- Завтра будет славная погода! – сказал я.

Штабс-капитан (не)ответил ни слова и ук…зал мне пальц…м на высокую гору поднимавшуюся прямо против нас.

- Что ж это? – спросил я.

- Гуд-Гора.

- Ну так что ж?

- Посмотрите, как курится.

И в самом деле, Гуд-Гора курилась2; по бокам ее ползли ле…кие стрйки обл…ков, а на вершин… лежала ч…рная туча, такая ч…рная, что на темн…м небе она к…залась пятном.

Уж мы разл…чали почтовую2 станцию кровли окружающих2 ее саклей5 и перед нами мельками приветливые огоньки когда п…хнул сырой холодный ветер ущел…е загудело и пош…л мелкий дождь. Едва успел я накинуть бурку, как пов…лил снег. Я с благоговением посмотрел на штабс-капитана.

(М. Лермонтов)

 

 

Русский язык

Методические рекомендации  и контрольные задания

 

для студентов заочного отделения

                                   всех специальностей

Челябинск 2008

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель

директора по НМРиИТ

Челябинского

монтажного колледжа

 

______________ В.М. Иус

«___»____________200__ г.

ОДОБРЕНА   Предметной (цикловой) комис­сией Протокол № _____________      «___»_____________ 200__ г   Председатель_______Е.К.Сыч ПЦК Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем специальностям, Примерной программой по дисциплине, утвержденной Министерством образования РФ в 2002 году.

 

 

                                                                                                                  

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заведующий заочным отделением

__________________Ю.М. Бряков    

 

Автор: – преподаватель С.Н. Лобанова

 

        

 

 

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык в среднем специальном учебном заведении является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла.

Сложившаяся в современном обществе языковая среда требует особого внимания воспитанию патриотического трепетного, отношения к русскому языку. Русский язык – дисциплина, результаты изучения которой определяются не только обучением, но  в значительной мере и обществом, в котором мы живем, окружающей языковой и нравственно-эстетической средой. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами.

Поэтому цели преподавания сориентированы на развитие личности студента,  воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

 Особое внимание уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения и в будущей профессиональной деятельности:

- навыки различных видов чтения учебно-научных текстов;

- написание рефератов, тезисов, докладов;

- навыки создания собственных текстов;

- составление различных деловых бумаг;

- умение выступать публично.

Основные задачи курса русского языка в среднем специальном учебном заведении:

- закрепить и углубить знания студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов;

- закрепить и расширить знания о тексте;

- совершенствовать умение передавать содержание прочитанного и прослушанного, а также самостоятельно строить текст;

- дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего образования по русскому языку;

- обеспечить овладение функциональными стилями речи;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы;

- способствовать развитию речи и мышления студентов с учетом профессиональной направленности преподавания.

 

Программа состоит из 6 разделов.

1. Фонетика, орфоэпия, орфография.

2. Лексика и фразеология.

3. Грамматика, орфография, пунктуация.

4. Функциональные стили речи.

5. Наука о русском языке.

6. Повторение.

Знания и умения по названным разделам курса выступают основой для овладения языком на более высоком уровне – уровне текста, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля будущего специалиста со средним специальным образованием.

На изучение дисциплины отводится 117 часов, из них 20 часов на установочные и обзорные лекции, остальное – на самостоятельную подготовку. Учебный план предполагает сдачу дифференцированного зачета и написание домашней контрольной работы.

 

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно на основе изученного материала, вариант выбирается в соответствии с присвоенным шифром. Выполненная работа сдается в сроки, определенные учебным планом.

 Контрольная работа предполагает выполнение комплекса заданий к тексту:

1. задание на правописание (текст списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и т.д., графически объяснить орфограммы);

2. задание по пунктуации (поставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, объяснить графичеки постановку недостающих знаков препинания);

3. задание по лексике и фразеологии ( с помощью словаря объяснить значение слова, помеченного цифрой 5; подобрать синоним или антоним к этому же слову или фразеологизму и т.д.);

4. задание по морфемике (разобрать по составу слово, помеченное цифрой 2);

5. произвести морфологический разбор слов (охарактеризовать слово, помеченное цифрой 4, как часть речи);

6. определить тему, основную мысль текста;

7. определить стиль текста (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный), обосновать свой выбор.

Контрольная работа должна быть написана в тетради в линейку, страницы должны быть пронумерованы, оставлены поля для замечаний и исправлений, а также один чистый лист для рецензии. Писать разборчиво, без помарок и исправлений.

 

 

3.Критерии оценки выполненной контрольной работы

П /п

Критерии оценки

Количество баллов

5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетвор) 2 (неудовлетвор) 1 Выполнение задания В срок Позже срока на 1 сутки Позже срока на 3 суток Позже срока на 7 суток 2 Оформление письменной работы Качественно Некачественно Некачественно Небрежно 3 Орфографическая грамотность 0 ошибок До 2 ошибок До 4 ошибок 5 и более ошибок 4 Пунктуационная грамотность 1 ошибка 2 ошибки 4 ошибки 5 и более ошибок 5 Речевая грамотность До 2 ошибок До 5 ошибок  5-7 однотипных ошибок Более 7 ошибок 6 Ответы на вопросы (тест и устный ответ) 90 – 100% 70 – 89% 60 – 69% Менее 60%

 

4. Контрольные  задания (тексты)

Вариант 1

 

Роль пам…ти в духовном ст…новлении человека огромн… . Док…зательство тому народный опыт4. Почему (из) древл…5 на Руси пр…дается2 такое большое значение пам…ти? (Бес, без)пам…тный человек – (н…) ув…жаемый. Человек (же) способный хр…нить долгую пам…ть, - нравстве(н, нн)ый обр…зец. Есть в народе такая поговорка: «Иван (не) помн…щий родства2». Так называют самого последнего человека, того кто (не) помн…т своего прошлого своего рода дел прешестве(н, нн)иков. Он – самый пр…з…раемый человек на Руси.

…Порой меня пор…жа…т стра(н, нн)ое (н…) вежество молодых людей. Это плохое знание истории отсу(?)ствие той большой высокой пам…ти, которая должна пр…су(?)ствовать в человеке. Ведь он (н…) летучий струч…к в мире у него есть корни а они в земле его предков которые созд…вали2 наше государство обор…няли его которые созд…вали нашу культуру строили обр…батывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответстве(н, нн)о серьезно прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого.

(Ю. Нагибин.)

 

Вариант 2

Мать

Мать мужает вместе с детьми. И благослове…а мать которая умеет (во)время отпустить руку ребенка и не выказывает страха когда он делает первые шаги в жизни на своих еще (не) окрепших2 ногах.

Выр…стают дети и выб…рают себе дороги но дети н…когда не идут по проторе…ым5 дорогам отцов а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожида…ые для матери. Она остается одна на перекрестке2 откуда расходятся пути ее детей4. Она смотрит и смотрит им (в)след и вместе с ними смотрит вперед.

Для мат…ринского сердца каждый из ее детей всегда остается р…бенком даже если у этого р…бенка есть уже свои дети и бл…стит седина на его висках но не у всякой матери хватает зоркости и мужества чтобы на склон… лет отправиться в трудный путь со своими детьми и не отстать от них не окликнуть2 перед лицом опас(т)ности уметь улыбнут(ь)ся и найти бодрое слово в самый горький час.

Пока жива мать и тебе в дни успеха и в г…дину  лишений есть кому сказать певучее и нежное слово «мама», - ты молод и силен; и чем дольше будет с тобой мать, тем ярче будет г…реть твое сер…це. (181 слово.)

(З.И. Воскресенская.)

Вариант 3

Сколько воды утекло!

В д…леком прошлом для счета времени люди польз…вались солнечными часами. Ровную площадку ра…черчивали, как ц…ферблат совр…менных часов. (По)среди площадки2 вб…вали колыш..к. В солнечный день колыш…к отбрасывал тень. В течении… дня тень отодв…галась и после по ее положению люди определяли время4. Но в пасмурный день и ночью солнечные часы (не) работали. Тогда пр…думали водя…ые часы. В узкий сосуд в виде конуса5 с маленьким отверстием (в)низу нал…валась2 вода. Постепе…о2 вода из сосуда вытекала. На стенке сосуда были нан…сены деления. Ур…вень воды показывал время. Такие часы показывали время и днем и ночью. Со времен этих часов осталось выр…жение «Сколько воды утекло!» в значении… «прошло много времени».

(По М. Поступальской.)

 

 

Вариант 4

Когда мы испытыва…м какое(нибудь) сильное чу…тво радости или наоборот горя любви к людям или пр…зрения и ненав…сти к врагам страха или гордости5 нам нужно (не, ни) пр…менно как(нибудь) выр…зить эти чу…тва: ра…казать о них или пожал…ват(?)ся или порад…ват(?)ся. Нам хоч…тся найти самые нужные подх…дящие2 для выр…жжения этих чу…тв слова. И как трудно найти такие слова!

И вот здесь нам помога…т2 Пушкин. Он так(же) как и мы рад…вался стр…дал любил и ненавид…л – и об этих своих чу…твах он ра(с, сс)сказал такими верными точными и пр…красными словами что читая их мы испытыва…м радость: мы повторяя…м эти слова как свои собстве(н, нн)ые потому что они точнее лучше и правдивее всего выр…жают то что и мы чу…твуем.

Читая2 Пушкина мы станов…мся лучше4.

(С. Бонди.)

 

 

Вариант 5

Где бы вы (не, ни) были в город… или в деревн… в вагон… поезда или на палуб… речного парохода на севере или на юг… нашей страны в поле или на степном2 большаке5 всюду пр…слуш…вайтесь к русскому языку к певуч…му народному говору запоминайте и впит…вайте в себя этот единственный по богатству образности и поэтичност… (по)истине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

Нет (не, ни) чего такого в окружающ…й нас жзн… и в нашем сознании… чего нельзя было бы передать2 ру(с,сс)ким словом и звучание музыки и спектральный   блеск красок и шум садов и скорбь утрат и ликование победы.

Прав был Тургенев когда г…ворил что такой язык может быть только у в…ликого народа4.

Из народных глубин из подчас (не)прослеже…ых и (не)ведомых источников расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его (не, ни) изучали как бы мы (не, ни) определяли законы его образования он всегда будет производить на нас впеч…тление радос…ного чуда.

(По К. Паустовскому.)

 

Вариант 6

Секрет успеха.

 

Школьник должен старат…ся делать свое дело так(же) хорошо  как старает…ся выполнять свою работу хороший учитель. Успех в учебе завис…т (не, ни) только от учителей, но во многом от самого ученика. Сто самых луч…их учителей (не, ни) чему (не, ни) научат ученика, если он сам (не, ни) стара…тся хорошо учит…ся.

Так во всяком деле. Успешный полет ракеты в космос зависит не только от ученого убеле…ого сединой но и от совсем еще молодого рабочего. Пр…красный спектакль в театре может получит(ь)ся только в том случае если вместе с драматургом режи…ером, художником и артистами одинаково хорошо потрудились и рабочи… перест…вляющие2 декорации и осветители2 и костюмеры5. Чтобы хорошо звучал оркестр нужны талантливые2 музыканты. Чтобы хорошо играли музыканты нужны инструменты сделанные умными и знающими мастерами. Оркестр успешно выступит только тогда когда им упр…вляет пр…красный д…риж…р4. Секрет успеха в любой работе в добросовес…ном отношении каждого к своим обяза…остям.

(По Дм. Кабалевскому.)

 

 

Вариант 7

Ч…рная мгла которая (до) толе была у горизонта вдруг стала поднимат…ся (к) верху. Со…нце теперь уже совсем (не) было видно. По темному небу покрытому2 тучами точно (на) перегонки бежали отдельные белесовато (серые) облач…ка. Края их были р…зорваны и висели клочьями словно грязная вата.

Пора было думать о возвращении на б…вак5. Мы переобуличь и пошли обратно. Дойдя до зар…слей я остановился что (бы) в последний раз взглянуть на озерцо2. Точно раз…яренный зверь (на) привязи оно металось в своих берегах и вздымало (к) верху мутновато (ж…лтую) мас…у.

Сильный ветер гнал воду к устью реч…нки (в) следствии… чего она вышла из берегов и (по) немногу начала затоплять р…внину. Вскоре мы подошли к какой (то) большой протоке пр…граждавшей нам путь. Место это показалось свосем (не) знакомым. Мы свернули (в) лево но протока неожиданно2 стала заворачиват…ся и ушла куда (то) в сторону4. Мы пошли (на) прямик к юго (востоку) (за) тем повернули (в) право наткнулись на новую протоку и перешли ее (в) брод. Ощупывая почву ногами мы осторожно проб…рались (в) перед и пройдя с (пол) километра оч…тились на сухом месте которое густо зар…сло травой.

Было лиш… около четырех часов (по) полудни а казалось как (будто) наступили уже сумерки. Тяжелые тучи опустились ниже и быстро (пр…быстро) неслись к юго (восточной) стороне.

(По В.К. Арсеньеву).

 

Вариант 8

Когда В.М. Васнецов по…лился2 в Москве то древн… эту столицу он воспринял как великое ч…до4.

(Бледно)красные как темперой рисова(нн, н)ые2 стены (К, к)ремля. Белый камень Зарядья рядом с мощным переливом цветов Василия Блаже(н, нн)ого…

И художник чу…твовал что все сдела(нн, н)ое им раньше (не, ни)больше (не, ни)меньше как пр…людия5 к гр…дущей его работе.

В душе уроженца иско(нн, н) о русской вятской земли (не, ни) могли (не, ни)пробудиться2 дремавш… доселе образы наве…(нн, н)ые сказками слыша(нн, н)ыми в детстве густыми чащ…бами (трудно)проходимых лесов грустью (по) северному угрюмых б…гря(нн, н)ых полей.

(По В. Кузнецову.)

 

Вариант 9

 

У одного францу…кого2 крестьянина был сын который стал себя плохо вести. испытав все способы влияния отец пр…думал2, наконец, следующее. Он вкопал против дома столб и после каждого проступка4 сына вб…вал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе (не, ни )осталось свободного места он весь был утыкан2 гв…здями. Эта картина пор…зила вообр…жение мальчика и он начал исправляться. Тогда за каждый его хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжестве…ый момент последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем (не)ожида…ое впеч…тление и он заплакал5.

- Чего же ты плачеш…? – спросил его отец. – Вед гвоздей то больше нет!

- Гвоздей нет, а дырки остались, - с горечью ответил сын.

(По Г. Медынскому.)

 

Вариант 10

 

Пластмассы

Нефть один из главных продуктов без к…торых (не) может развиваться2 химическая промышле…ость. Более тысячи различных веществ и(з,с)г…товляют химики из этой к…ричневой жидкос(ь)ти5. Из нефти получают и пластмассы.

Пластмассами называют все искусстве…ые материалы которые при нагревани… становя…я мягкими и легко принимают нужную форму4. Пласмассы различны по качеству. Они прочнее самой прочной стали эластичнее5 резины легче пробки прозрачны как хрусталь не разбиваются2 выдерживают2 высокую температуру не боя(тс,тьс)я влаги и едких кислот (не) подверже…ы ржавчине и гнил…. Пластмассы заменяют др…весину2 металл стекло. Благодаря ценным свойствам их прим…няют в промышле…ости строительств… сельском хозяйстве медиц…не.

(По А. Владимирову.)

 

 

5. Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие фонемы, фонетический разбор слов.

2. Особенности русского словесного ударения

3.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

4. Лексическая система русского языка.

5.Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

6. Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

7. Диалектизмы, специальная лексика, арготизмы.

8. Русская фразеология.

9. Словари русского языка.

10. Морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы.

11. Способы словообразования.

12. Морфология. Общее грамматическое значение частей речи.

     13.Грамматические формы, синтаксические функции, правописание значимых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение).

14. Глагол, причастие, деепричастие.

15. Служебные части речи.

     16.Словосочетания.Способы связи слов в словосочетании.

17. Простое и осложненное предложение.

18. Синтаксис сложного предложения.

19. Язык и речь.

20.Текст, его строение, виды его переработки.

21. Функциональные стили речи.

22. Научный стиль речи.

23. Официально-деловой стиль речи.

24. Публицистический стиль речи.

25. Художественный стиль речи.

26. Наука о русском языке

27. Язык и общество. Язык и культура.

28. Русский язык в современном мире.

29. Язык как система.

30.Выдающиеся ученые-русисты.

 

Список литературы

Основная литература:

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1993 г.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., 2002 г.

3. Дудников А.В. и др. Русский язык. Пособие для учащихся ССУЗ. – М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классов средней школы. – М., 2005.

2. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 1998.

3. Энциклопедический словарь юного филолога./Сост. М.В. Панов. – М., 1989.

 

 

Приложение 1

 

Виды разбора

 

Порядок фонетического разбора

1. Выделить слоги, указать, сколько их в слове.

2. Отметить возможность переноса.

3. Показать место ударения.

4. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.

5. Дать характеристику согласных звуков (звонкие – глухие, твердые – мягкие), какими буквами они обозначены.

6. Указать количество звуков и букв.

 

Порядок словообразовательного разбора

1. Изменить слово, выделить его окончание.

2. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное слово.

3. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т.д. образовано данное слово.

4. Назвать способ образования.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 337.