Литература
Методические указания
и задания к контрольной работе
для студентов I и II курсов
заочного отделения
Челябинск 2008
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по НМРиИТ Челябинского монтажного колледжа
______________ В.М. Иус «___»____________200__ г. | ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Протокол № _____________ «___»_____________ 200__ г Председатель ПЦК ________Е.К.Сыч | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем специальностям |
СОГЛАСОВАНО
Заведующий заочным отделением
__________________Ю.М. Бряков
Автор: – преподаватель С.Н.Лобанова
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Литература» изучается в среднем специальном учебном заведении – Челябинском монтажном колледже – на основе рабочего учебного плана, составленного в соответствиями с Рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования. Рабочая программа по дисциплине «Литература» при заочной форме обучения (на базе основной общеобразовательной школы) реализуется на I и II курсах.
Цель литературного обучения – приобщение студентов к богатствам художественной литературы, развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженной в ней действительности.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение произведений литературы;
- формирование у студентов знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих их к самостоятельному восприятию искусства;
- развитие эмоциональной культуры личности, навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
К концу обучения (курса) студенты должны:
1. Овладеть историко-литературными знаниями:
- освоить основные характеристики, понятия по теории литературы, необходимые для оценки художественных произведений, а именно:
а) художественный образ и литературный тип;
б) конкретно-историческое и общечеловеческое значение персонажей;
в) авторский замысел и средства его воплощения;
г) проблематика и пафос;
д) сюжет и композиция;
е) язык и стиль.
2. Иметь представление:
- о существенных особенностях литературных направлений;
- о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы;
- о родах и жанрах литературы.
3. Отвечать следующим требованиям:
- знать содержание изученных произведений, их оценку в критике и уметь формулировать свое отношение к авторской позиции;
- характеризовать главных героев произведений изученных текстов;
- выразительно читать наизусть текст;
- писать рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, рефераты о творчестве писателей;
- пользоваться справочным аппаратом: книгами, словарями, справочниками;
- составлять план, тезисы, конспекты литературно-критической статьи;
- писать сочинения по изученным темам.
На изучение дисциплины «Литература» отводится 155 ч. (I и II курс), из них 20 ч. на установочные и обзорные лекции на I курсе, на II курсе – 20 ч. Остальное время отводится на самостоятельную подготовку студентов.
На обзорных и установочных лекциях освещаются наиболее общие темы и материал, недостаточно точно отображенный в рекомендуемой литературе, даются указания о порядке выполнения контрольной работы.
Во время самостоятельной работы по изучению заданных тем следует использовать конспекты лекций и учебную литературу.
В ходе самостоятельной работы студенты должны прочитать тексты художественных произведений, указанных в разделах программы.
Учебным планом курса предусмотрено проведение домашних письменных контрольных работ на I и II курсе. Форма промежуточной аттестации -экзамен.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольную работу необходимо оформить аккуратно, разборчиво
в отдельной тетради, страницы должны быть пронумерованы, поля – 3 см
(для указаний и замечаний).
В конце тетради должен быть оставлен 1 чистый лист для рецензии.
Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно на основе изученного материала, вариант выбирается в соответствии с присвоенным шифром. Выполненная работа сдается в сроки, определенные учебным планом.
Контрольная работа состоит из двух заданий.
В первом нужно написать сочинение на заданную тему (приложение «Как работать над сочинением?»)
Во втором необходимо проанализировать лирическое произведение.
Анализируя стихотворение, вы должны:
1. рассказать о месте и времени его написания;
2. раскрыть тему, идею (главную мысль), определить композицию (построение) стихотворения;
3. показать мысли и чувства лирического героя;
4. отметить художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.), которые помогают передать эти мысли и чувства;
5. определить стихотворный размер и особенности рифмы;
6. рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение.
3.Критерии оценки выполненной контрольной работы
№ |
П/п
Критерии оценки
Количество баллов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
I курс
Вариант 1
1.Написать сочинение на тему: «Красота дивная и «жестокие нравы» города Калинова» (по драме А.Н. Островского «Гроза»).
2. Проанализировать одно из стихотворений Г.Ф. Державина (по выбору).
Вариант 2
1.Написать сочинение на тему: «Трагизм образа Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
2. Проанализировать одно из стихотворений А.С.Пушкина (по выбору).
Вариант 3
1. Написать сочинение на тему: «Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова».
2. Проанализировать одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова (по выбору).
Вариант 4
1. Написать сочинение на тему: «Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».
2. Проанализировать одно из стихотворений Н.А.Некрасова (по выбору).
Вариант 5
1. Написать сочинение на тему: «Гуманизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
2. Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).
Вариант 6
1. Написать сочинение на тему: «Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
2. Проанализировать одно из стихотворений А.А.Фета (по выбору).
Вариант 7
1. Написать сочинение на тему: «Образ маленького человека» в русской литературе» (по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова).
2. Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).
Вариант 8
1. Написать сочинение на тему: «Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир».
2. Проанализировать одно из стихотворений В.И.Жуковского (по выбору).
Вариант 9
1. Написать сочинение на тему: «Тема Родины в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).
Вариант 10
1. Написать сочинение на тему «В чем правда Сони Мармеладовой?» (по роману Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание»).
2. Проанализировать одно из стихотворений А.С.Пушкина (по выбору).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
II курс
Вариант 1
1. Написать сочинение на тему. «Темы любви и природы в творчестве И.А. Бунина».
2. Проанализировать одно из стихотворений А.А.Блока.
Вариант 2
1.Написать сочинение на тему «Творчество одного из поэтов «серебряного века».
2.Проанализировать одно из стихотворений А.А. Ахматовой.
Вариант 3
1.Написать сочинение на тему «Моим стихам… настанет свой черед» (по творчеству М.И. Цветаевой).
2.Проанализировать одно из стихотворений этой поэтессы.
Вариант 4
1.Написать сочинение на тему «Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2.Проанализировать одно из стихотворений С.А. Есенина.
Вариант 5
1. Написать сочинение на тему «Нужна ли нам художественная литература?»
2.Проанализировать одно из стихотворений В.В.Маяковского.
Вариант 6
1. Написать сочинение на тему « Тема будущего в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Проанализировать одно из стихотворений О.Э.Мандельштама.
Вариант 7
1. Написать сочинение на тему: « Как вы понимаете слова А.М. Горького: «Цена человеку - дело его»?
2. Проанализировать одно из стихотворений А.Т Твардовского.
Вариант 8
1. Написать сочинение на тему: «Мое любимое произведение литературы двадцатого века».
2. Проанализировать одно из стихотворений Н.А. Заболоцкого.
Вариант 9
1. Написать сочинение: « Тема любви к Родине в произведениях писателей русской литературы двадцатого века».
2. Проанализировать одно из стихотворений Н. Рубцова.
Вариант 10
1. Написать сочинение «Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей русской литературы двадцатого века».
2. Проанализировать одно из стихотворений И.А. Бунина.
5. Вопросы для подготовки к экзамену
I курс
1. Основной общественно-политический вопрос в России ХIХ века. Поиски путей решения его.
2. Г.Р. Державин. Судьба, творчество.
3. В.А. Жуковский. Основные темы лирики.
4. А.С. Пушкин. Биография.
5. Основные темы лирики А.С. Пушкина:
- вольнолюбивая;
6. – любви;
7. – поэта и поэзии.
8. История создания романа «Евгений Онегин».
9. Евгений Онегин. В.Г. Белинский о его характере.
10. Татьяна Ларина.
11. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» России двадцатых годов ХIХ века.
12. М.Ю. Лермонтов. Биография.
13. Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова.
14. Печорин – герой своего времени.
15. Н.В. Гоголь. Биография.
16. Поэма «Мертвые души». Основные темы и идея.
17. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Темы, идея.
18. «Жестокие нравы» г. Калинова (драма «Гроза»).
19. Своеобразие характера Катерины. Его истоки.
20. Характер Катерины в оценках Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
21. Братья Кирсановы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
22. Евгений Базаров (Писарев, Антонович о его характере).
23. Н.А. Некрасов. Биография.
24. Основные темы лирики Н.А. Некрасова.
25. «Золотой век» русской поэзии (Ф.И. Тютчев).
26. Изображение русского национального характера в сказе Н.С. Лескова «Левша».
27. Основные темы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
28. Ф.М. Достоевский. Биография.
29. «Лик мира сего мне самому не нравится…»
30. Философский смысл романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Теория Родиона Раскольникова и правда Сони Мармеладовой).
31. Л.Н. Толстой. Биография.
32. История создания романа «Война и мир». Его проблематика.
33. Изображение 1812 года как войны освободительной, справедливой, народной.
34. Бородинское сражение.
35. Партизанское движение.
36. Роль личности в истории (Наполеон).
37. Роль личности в истории (Кутузов).
38. Князь Андрей Болконский.
39. Пьер Безухов.
40. Капитан Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый.
41. Николай Ростов.
42. Изображение светского общества в романе «Война и мир».
43. Княжна Марья Болконская.
44. Наташа Ростова.
45. Счастливая семья (по Толстому).
46. Василий Денисов.
47. Дух семьи Ростовых.
48. Дух семьи Болконских.
49. Дух семьи Курагиных.
50. Дух семьи Друбецких.
51. Портрет как художественное средство раскрытия характеров героев (на примере 1-2).
52. Война 1812 года – испытание характеров главных героев романа Л.Н. Толстого.
53. Москва и Москвичи в годину испытаний (1812).
54. Спор Пьера с Н. Ростовым в эпилоге. Кто прав?
55. Встреча с дубом князя Андрея Болконского. Значение этой сцены в раскрытии характера его.
56. Пьер в плену. Какие изменения произошли в нем? Почему?
57. Ростовы на охоте. Как раскрываются характеры героев в этой сцене?
58. Петя Ростов.
59. Отцы и дети в романе Л.Н. Толстого.
60. Народность романа Л.Н. Толстого.
61. Классицизм.
62. Сентиментализм.
63. Романтизм.
64. Реализм.
65. Жанры эпические.
66. Жанры лирические.
67. Жанры драматические.
68. Композиция.
69. Завязка.
70. Кульминация.
71. Развязка.
72. Эпиграф.
73. Конфликт.
74. Литературный тип.
75. «Эзопов язык».
76. Художественные средства, используемые автором для раскрытия характеров героев.
77. Сюжет.
78. Тема.
79. Идея.
80. Эпопея.
81. Мировоззрение.
82. Народность.
83-90. Наизусть стихотворения В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова.
II курс
Пример тестовых экзаменационных заданий
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».
а) эпитеты;
б) метафора;
в) гипербола;
г) метафорическое сравнение.
16. С.А. Есенин с помощью образа собаки и ее щенят раскрывает в стихотворении « Песнь о собаке» тему:
а) Родины;
б) любви ко всему живому в мире и милосердии;
в) природы;
г) материнства.
17. Литературное направление, приверженцем которого являлся
В.В.Маяковский…
а) акмеизм;
б) символизм;
в) футуризм;
г) имажинизм.
18. Наиболее ярким предметом обличения В.В.Маяковский избрал:
а) политических врагов революции;
б) философию писателей-классиков;
в) религию и церковь;
г) людские пороки.
19. Во вступлении к поэме « Во весь голос» В.В.Маяковский раскрывает тему:
а) Родины;
б) любви ко всему живому в мире и милосердии;
в) природы;
г) назначения поэта и поэзии.
20. Литературное направление, к которому принадлежала А.А.Ахматова:
а) акмеизм;
б) символизм;
в) футуризм;
г) имажинизм.
21. В поэме А.А.Ахматовой « Реквием» наиболее ярко выражены мотивы:
а) гражданские;
б) библейские;
в) любовные;
г) философские.
22. М. Цветаева считала высшим предназначением поэта:
а) воспевание женской доли;
б) отстаивание права поэта на неподкупность его лиры, честность;
в) стремление быть политическим трибуном;
г) воспевание красоты природы.
23. Идея М. Булгакова, что Новое Царство начинается со страшного суда, выражена в произведении:
а) « Белая гвардия»;
б) «Жизнь господина де Мольера»;
в) « Собачье сердце»;
г) «Мастер и Маргарита».
Эталон ответов к тесту
1.б
2.б
3. а-3, б-2, в-4, г-1
4.г
5.б
6.г
7.а
8.б
9.в
10.а
11.г
12.а
13. а-3, б-2, в-4, г-1
14.г
15.г
16.б
17.в
18.г
19.г
20.а
21.а
22.б
23.г
24. а-4, б-3, в-2, г-4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Художественные произведения авторов, изучаемых по программе (XIX и ХХ века).
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Часть 1, 2 (10 кл.). М., «Просвещение», 2001 г., 2003 г.
3. Русская литература ХХ в. Под ред. Журавлева В.П. Учебник. Часть 1, (11 кл.). М., «Просвещение», 2001 г.
Дополнительная литература
1. Агеносов В.В. и др. «Русская литература ХХ в.». Учебник-практикум. М., Мнемозина, 2001.
3. Русская литература ХХ в.: Очерк. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11 кл. средней школы (под ред. Ф.Ф. Кузнецова). М., 1996 г
Приложение
Как работать над сочинением?
Сочинение – это сложное учебное задание. Выполнение его требует творческого подхода, который проявляется в умении самостоятельно рассуждать по поводу прочитанного, оценивать и отбирать нужные факты из литературы и из жизни, последовательно, логично излагать свои мысли по конкретному вопросу, поставленному в заданной теме.
Выбрав тему сочинения, следует внимательно прочитать художественное произведение, соответствующий материал учебника и рекомендуемую дополнительную литературу.
Во время чтения художественного произведения и критических статей надо записывать отдельные мысли, цитаты, факты, которые понадобятся при работе над сочинением. При подборе материала следует разделить страницу на две части; в левой написать основные пункты плана, в правой цитаты, факты и т. д.
Студент должен уяснить главную мысль сочинения и стремиться ее доказать: все, о чем говорится в сочинении, постараться обосновывать, используя только тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме. Уяснить тему – это значит определить задачу сочинения, решить, какого круга вопросов необходимо коснуться в нем.
Анализируя близкие темы, например «Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева» и « Трагизм образа Е. Базарова», вы будете пользоваться примерно одним и тем же фактическим материалом, но разница в сущности этих близких тем большая. Вы отберете из всего материала тот, который важен для этой темы. В сочинении «Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева» мало дать характеристику персонажа; необходимо доказать, почему он главный герой, что нового в этом образе, в чем его превосходство над « отцами», а в сочинении «Трагизм образа Е. Базарова» необходимо показать его разобщенность с окружающими людьми, его полное одиночество.
В сочинениях типа «Мое отношение к …», « Мой любимый герой» необходимо уже в плане указать, что вам нравится и что не нравится в герое произведения, в тексте необходимо доказать свои мысли. Такие темы не требуют исчерпывающей характеристики героя, надо лишь описать те черты характера, поступки, которые поразили, заставили задуматься.
Темы сочинений, трактуемые как свободные, например «Нужна ли нам художественная литература?», можно осветить, не связывая с конкретным литературным произведением, подобрать материал наиболее интересный и убедительный для ее раскрытия. Можно обратиться к личному опыту, к окружающей действительности, к современным непрограммным произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Сочинение – самостоятельная работа, где студент отстаивает свои убеждения по определенному вопросу, а не пересказ учебника, критической статьи или художественного произведения. Сочинения, списанные с учебника или не соответствующие теме. Оцениваются неудовлетворительно и возвращаются для переделки.
Литература
Методические указания
и задания к контрольной работе
для студентов I и II курсов
заочного отделения
Челябинск 2008
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по НМРиИТ Челябинского монтажного колледжа
______________ В.М. Иус «___»____________200__ г. | ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Протокол № _____________ «___»_____________ 200__ г Председатель ПЦК ________Е.К.Сыч | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем специальностям |
СОГЛАСОВАНО
Заведующий заочным отделением
__________________Ю.М. Бряков
Автор: – преподаватель С.Н.Лобанова
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Литература» изучается в среднем специальном учебном заведении – Челябинском монтажном колледже – на основе рабочего учебного плана, составленного в соответствиями с Рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования. Рабочая программа по дисциплине «Литература» при заочной форме обучения (на базе основной общеобразовательной школы) реализуется на I и II курсах.
Цель литературного обучения – приобщение студентов к богатствам художественной литературы, развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженной в ней действительности.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение произведений литературы;
- формирование у студентов знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих их к самостоятельному восприятию искусства;
- развитие эмоциональной культуры личности, навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
К концу обучения (курса) студенты должны:
1. Овладеть историко-литературными знаниями:
- освоить основные характеристики, понятия по теории литературы, необходимые для оценки художественных произведений, а именно:
а) художественный образ и литературный тип;
б) конкретно-историческое и общечеловеческое значение персонажей;
в) авторский замысел и средства его воплощения;
г) проблематика и пафос;
д) сюжет и композиция;
е) язык и стиль.
2. Иметь представление:
- о существенных особенностях литературных направлений;
- о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы;
- о родах и жанрах литературы.
3. Отвечать следующим требованиям:
- знать содержание изученных произведений, их оценку в критике и уметь формулировать свое отношение к авторской позиции;
- характеризовать главных героев произведений изученных текстов;
- выразительно читать наизусть текст;
- писать рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, рефераты о творчестве писателей;
- пользоваться справочным аппаратом: книгами, словарями, справочниками;
- составлять план, тезисы, конспекты литературно-критической статьи;
- писать сочинения по изученным темам.
На изучение дисциплины «Литература» отводится 155 ч. (I и II курс), из них 20 ч. на установочные и обзорные лекции на I курсе, на II курсе – 20 ч. Остальное время отводится на самостоятельную подготовку студентов.
На обзорных и установочных лекциях освещаются наиболее общие темы и материал, недостаточно точно отображенный в рекомендуемой литературе, даются указания о порядке выполнения контрольной работы.
Во время самостоятельной работы по изучению заданных тем следует использовать конспекты лекций и учебную литературу.
В ходе самостоятельной работы студенты должны прочитать тексты художественных произведений, указанных в разделах программы.
Учебным планом курса предусмотрено проведение домашних письменных контрольных работ на I и II курсе. Форма промежуточной аттестации -экзамен.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольную работу необходимо оформить аккуратно, разборчиво
в отдельной тетради, страницы должны быть пронумерованы, поля – 3 см
(для указаний и замечаний).
В конце тетради должен быть оставлен 1 чистый лист для рецензии.
Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно на основе изученного материала, вариант выбирается в соответствии с присвоенным шифром. Выполненная работа сдается в сроки, определенные учебным планом.
Контрольная работа состоит из двух заданий.
В первом нужно написать сочинение на заданную тему (приложение «Как работать над сочинением?»)
Во втором необходимо проанализировать лирическое произведение.
Анализируя стихотворение, вы должны:
1. рассказать о месте и времени его написания;
2. раскрыть тему, идею (главную мысль), определить композицию (построение) стихотворения;
3. показать мысли и чувства лирического героя;
4. отметить художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.), которые помогают передать эти мысли и чувства;
5. определить стихотворный размер и особенности рифмы;
6. рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение.
3.Критерии оценки выполненной контрольной работы
№ |
П/п
Критерии оценки
Количество баллов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
I курс
Вариант 1
1.Написать сочинение на тему: «Красота дивная и «жестокие нравы» города Калинова» (по драме А.Н. Островского «Гроза»).
2. Проанализировать одно из стихотворений Г.Ф. Державина (по выбору).
Вариант 2
1.Написать сочинение на тему: «Трагизм образа Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
2. Проанализировать одно из стихотворений А.С.Пушкина (по выбору).
Вариант 3
1. Написать сочинение на тему: «Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова».
2. Проанализировать одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова (по выбору).
Вариант 4
1. Написать сочинение на тему: «Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».
2. Проанализировать одно из стихотворений Н.А.Некрасова (по выбору).
Вариант 5
1. Написать сочинение на тему: «Гуманизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
2. Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).
Вариант 6
1. Написать сочинение на тему: «Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
2. Проанализировать одно из стихотворений А.А.Фета (по выбору).
Вариант 7
1. Написать сочинение на тему: «Образ маленького человека» в русской литературе» (по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова).
2. Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).
Вариант 8
1. Написать сочинение на тему: «Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир».
2. Проанализировать одно из стихотворений В.И.Жуковского (по выбору).
Вариант 9
1. Написать сочинение на тему: «Тема Родины в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).
Вариант 10
1. Написать сочинение на тему «В чем правда Сони Мармеладовой?» (по роману Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание»).
2. Проанализировать одно из стихотворений А.С.Пушкина (по выбору).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
II курс
Вариант 1
1. Написать сочинение на тему. «Темы любви и природы в творчестве И.А. Бунина».
2. Проанализировать одно из стихотворений А.А.Блока.
Вариант 2
1.Написать сочинение на тему «Творчество одного из поэтов «серебряного века».
2.Проанализировать одно из стихотворений А.А. Ахматовой.
Вариант 3
1.Написать сочинение на тему «Моим стихам… настанет свой черед» (по творчеству М.И. Цветаевой).
2.Проанализировать одно из стихотворений этой поэтессы.
Вариант 4
1.Написать сочинение на тему «Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2.Проанализировать одно из стихотворений С.А. Есенина.
Вариант 5
1. Написать сочинение на тему «Нужна ли нам художественная литература?»
2.Проанализировать одно из стихотворений В.В.Маяковского.
Вариант 6
1. Написать сочинение на тему « Тема будущего в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Проанализировать одно из стихотворений О.Э.Мандельштама.
Вариант 7
1. Написать сочинение на тему: « Как вы понимаете слова А.М. Горького: «Цена человеку - дело его»?
2. Проанализировать одно из стихотворений А.Т Твардовского.
Вариант 8
1. Написать сочинение на тему: «Мое любимое произведение литературы двадцатого века».
2. Проанализировать одно из стихотворений Н.А. Заболоцкого.
Вариант 9
1. Написать сочинение: « Тема любви к Родине в произведениях писателей русской литературы двадцатого века».
2. Проанализировать одно из стихотворений Н. Рубцова.
Вариант 10
1. Написать сочинение «Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей русской литературы двадцатого века».
2. Проанализировать одно из стихотворений И.А. Бунина.
5. Вопросы для подготовки к экзамену
I курс
1. Основной общественно-политический вопрос в России ХIХ века. Поиски путей решения его.
2. Г.Р. Державин. Судьба, творчество.
3. В.А. Жуковский. Основные темы лирики.
4. А.С. Пушкин. Биография.
5. Основные темы лирики А.С. Пушкина:
- вольнолюбивая;
6. – любви;
7. – поэта и поэзии.
8. История создания романа «Евгений Онегин».
9. Евгений Онегин. В.Г. Белинский о его характере.
10. Татьяна Ларина.
11. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» России двадцатых годов ХIХ века.
12. М.Ю. Лермонтов. Биография.
13. Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова.
14. Печорин – герой своего времени.
15. Н.В. Гоголь. Биография.
16. Поэма «Мертвые души». Основные темы и идея.
17. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Темы, идея.
18. «Жестокие нравы» г. Калинова (драма «Гроза»).
19. Своеобразие характера Катерины. Его истоки.
20. Характер Катерины в оценках Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
21. Братья Кирсановы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
22. Евгений Базаров (Писарев, Антонович о его характере).
23. Н.А. Некрасов. Биография.
24. Основные темы лирики Н.А. Некрасова.
25. «Золотой век» русской поэзии (Ф.И. Тютчев).
26. Изображение русского национального характера в сказе Н.С. Лескова «Левша».
27. Основные темы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
28. Ф.М. Достоевский. Биография.
29. «Лик мира сего мне самому не нравится…»
30. Философский смысл романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Теория Родиона Раскольникова и правда Сони Мармеладовой).
31. Л.Н. Толстой. Биография.
32. История создания романа «Война и мир». Его проблематика.
33. Изображение 1812 года как войны освободительной, справедливой, народной.
34. Бородинское сражение.
35. Партизанское движение.
36. Роль личности в истории (Наполеон).
37. Роль личности в истории (Кутузов).
38. Князь Андрей Болконский.
39. Пьер Безухов.
40. Капитан Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый.
41. Николай Ростов.
42. Изображение светского общества в романе «Война и мир».
43. Княжна Марья Болконская.
44. Наташа Ростова.
45. Счастливая семья (по Толстому).
46. Василий Денисов.
47. Дух семьи Ростовых.
48. Дух семьи Болконских.
49. Дух семьи Курагиных.
50. Дух семьи Друбецких.
51. Портрет как художественное средство раскрытия характеров героев (на примере 1-2).
52. Война 1812 года – испытание характеров главных героев романа Л.Н. Толстого.
53. Москва и Москвичи в годину испытаний (1812).
54. Спор Пьера с Н. Ростовым в эпилоге. Кто прав?
55. Встреча с дубом князя Андрея Болконского. Значение этой сцены в раскрытии характера его.
56. Пьер в плену. Какие изменения произошли в нем? Почему?
57. Ростовы на охоте. Как раскрываются характеры героев в этой сцене?
58. Петя Ростов.
59. Отцы и дети в романе Л.Н. Толстого.
60. Народность романа Л.Н. Толстого.
61. Классицизм.
62. Сентиментализм.
63. Романтизм.
64. Реализм.
65. Жанры эпические.
66. Жанры лирические.
67. Жанры драматические.
68. Композиция.
69. Завязка.
70. Кульминация.
71. Развязка.
72. Эпиграф.
73. Конфликт.
74. Литературный тип.
75. «Эзопов язык».
76. Художественные средства, используемые автором для раскрытия характеров героев.
77. Сюжет.
78. Тема.
79. Идея.
80. Эпопея.
81. Мировоззрение.
82. Народность.
83-90. Наизусть стихотворения В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова.
II курс
Пример тестовых экзаменационных заданий
Литературное направление, приверженцем которого являлся
А.А. Блок…
а) акмеизм;
б) символизм;
в) футуризм;
г) имажинизм.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.