МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению и защите
курсовой работы по дисциплине
Б.1.Б.15
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль): «Гражданско-правовой»
Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
Мурманск – 2017
УДК 378.147
Д 43
Дзыгун Д.А.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право», направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Направленность (профиль): «Гражданско-правовой». Уровень высшего образования – бакалавриат. –Мурманск: СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ, 2017. – 33с. / 2,0 п.л.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 1 от «25» августа 2017 г.
Для студентов, научно-педагогических работников, научных руководителей выпускных квалификационных работ, консультантов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………... | 4 |
| |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… | 5 |
| |
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ……………………………… | 6 |
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы …………………………………… | 6 |
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы …………………………… | 7 |
2.3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов ……… | 7 |
2.4. Написание текста курсовой работы ………………………………………………. | 8 |
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем………………………..………………….. | 14 |
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ........................................... | 17 |
2.7. Защита курсовой работы …………………………………………….……………… | 18 |
| |
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………………………… | 20 |
| |
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… | 21 |
| |
V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………… | 21 |
| |
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …………………………….… | 22 |
| |
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……...... | 27 |
© СЗИ(Ф)АНО ВО МГЭУ, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. В настоящее время высшие учебные заведения по направлению подготовки в области юриспруденции в России работают в условиях:
1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;
2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.
Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.
Гражданское право представляет собой одну из фундаментальных (профилирующих) отраслей российского права. Гражданское право как учебная дисциплина занимает соответствующее положение в системе юридического образования. В условиях укоренения в нашей действительности рыночных принципов хозяйствования, увеличением имущественного оборота параллельно с возрастанием роли гражданско-правовых норм в регулировании общественных отношений повышается значение учебной дисциплины гражданского права как необходимой предпосылки подготовки профессиональных юристов.
Гражданское право является одной из сложнейших учебных правовых дисциплин. Оно объемно по содержанию, обладает развитым понятийным аппаратом. Непростым для понимания представляется юридическая сущность многих гражданско-правовых явлений (например, в науке гражданского права существует множество концепций юридического лица, различные теории объекта правоотношения, разнятся подходы к пониманию правоспособности и т. п.). Поэтому только добросовестное отношение студента к процессу обучения, проявленные старание и настойчивость могут являться залогом успешного освоения гражданского права.
Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами вопросов одной из отраслей Российского права – Гражданского права, которая показывает уровень знаний, умений и навыков, приобретенных каждым студентом в процессе изучения курса. Кроме того, она является одним из видов аттестационных испытаний студентов.
Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.
В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа - творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения, показать умение проводить теоретические исследования.
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
- должна быть написана самостоятельно;
- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;
- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;
- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;
- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;
- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;
- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.
Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы.
Основными целями курсовой работы являются:
- обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса теории государства и права;
- привитие практических навыков научного исследования;
- формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.
Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.
Курсовая работа по гражданскому праву помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по гражданско-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности.
Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:
ОПК-3 - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОПК-6 - способность повышать уровень своей профессиональной компетенции;
ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской федерации.
II . ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки и рецензирования проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.
В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.
Этапы подготовки курсовой работы:
1. Выбор и утверждение темы;
2. Составление и согласование плана курсовой работы;
3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов;
4. Написание текста курсовой работы;
5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем;
6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний;
7. Защита курсовой работы.
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы
Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой.
Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При выборе темы можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.
Конечно, не все темы курсовых работ одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов «сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны» (В.И.Ленин). Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен оставаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно, или с помощью научного руководителя.
Студент, проявив самое серьезное отношение к выполнению курсовой работы, правильно распределив время, работая без спешки, планомерно и систематически обеспечит успешное написание работы.
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы
После выбора темы в процессе подготовки курсовой работы большое значение отводится составлению плана работы.
Шарль Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувствовал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, чтобы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяжении двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, развивался и завершился».
Наличие плана курсовой работы позволяет избежать освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.
Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе теории государства и права.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но, тем не менее, перед ее написанием необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем для корректировки содержания работы, имеющейся литературы и т.д.
Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана - это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.
Прежде чем научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное написание работы, студент должен самостоятельно сформулировать те вопросы, которые он намерен исследовать в работе (предоставить примерный план). А уже далее научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное оформление работы, помочь определиться в выборе вопросов, которые будут отражены в работе, определиться в объеме работы, помочь сориентироваться в нормативной базе по вопросу и в литературных источниках по выбранной теме.
В общем и целом функцию научного руководителя над курсовой работы можно свести к оказанию научной и методической помощи студенту. Игнорирование данного этапа работы может послужить неправильному пониманию проблемы выбранной для исследования, и впоследствии, – неудовлетворительному отзыву преподавателя.
Следует также учитывать, что студент может не согласиться с критическими замечаниями руководителя, обосновав свою позицию на консультациях и собеседованиях перед окончательным завершением работы или на защите. Студент должен помнить, что курсовая работа – это его самостоятельный творческий труд, и он вправе отстаивать свое мнение по вопросу в случае несогласия со своим научным руководителем.
Защита курсовой работы
Время и место защиты определяется кафедрой и научными руководителями. Защита принимается комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руководителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом кратко излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.
Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы.
Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты.
При оценке курсовой работы учитываются:
- степень разработанности темы;
- полнота охвата различных подходов к рассмотрению исследуемой проблемы;
- полнота использования литературных источников;
- творческий подход к написанию курсовой работы и самостоятельность;
- правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;
- стиль изложения, ораторские и полемические навыки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;
- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;
- использование наглядных и технических средств при защите.
Опыт показывает, что в курсовых работах чаще всего встречаются следующие недостатки:
- описательный характер работ в ущерб глубине проработки исследуемых проблем;
- слабость доказательств, отсутствие или неубедительность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования;
- недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями в ущерб рассуждениям и взглядам автора;
- использование устаревшей нормативной базы;
- нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала;
- бессистемное изложение материала;
- расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания курсовой работы.
Курсовая работа оценивается по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценка «отлично» ставится, если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер;
- изучаемая проблема достаточно актуальна, студент показал знание рассматриваемой проблемы, понимание направлений и путей ее решения;
- теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разрешению рассматриваемой проблемы, а также с предложениями по совершенствованию законодательства;
- собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны творческие выводы;
- проанализированы различные подходы к рассмотрению темы и аргументирован выбор собственной позиции и направления в разрешении рассматриваемой темы;
- работа правильно и аккуратно оформлена, представлены все необходимые компоненты, составлена достаточно полная библиография по теме работы;
- в процессе защиты студент показал навыки ведения научной дискуссии, свободное владение юридической и специальной терминологией, высокую культуру речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам;
- были использованы технические средства и наглядные пособия для аргументации основных положений курсовой работы.
Оценка «хорошо» ставится, если:
- исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы;
- отдельные вопросы работы изложены самостоятельно, но без глубокого теоретического обоснования;
- есть отдельные неточности при освещении вопросов темы;
- ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированы, неполные или содержат неточности.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- исследуемая проблема в основном раскрыта;
- в работе не использован весь необходимый для освещения темы нормативный, научный и методический материал;
- изложение отдельных вопросов поверхностно;
- студент недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытывал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- курсовая работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;
- курсовая работа носит откровенно компилятивный характер;
- студент при защите показал слабые, поверхностные знания по исследуемой проблеме.
Студенты, не сдавшие на отзыв или не защитившие курсовую работу в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче итогового экзамена по дисциплине «Гражданское право».
III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
Успех доходчивого изложения при защите курсовой работы в значительной степени определяется используемыми средствами наглядного представления информации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутствующих.
В настоящее время в аудиториях Института размещено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал. К такому оснащению относятся различные типы аудио- и видеооборудования.
Для успешного применения этого оборудования автор работы может представлять материалы презентации на различных видах носителей памяти (DVD, на флэш-, флоп- дисках, видеокассетах и др.).
В зависимости от уровня подготовки и способностей автора работы, а также излагаемого материала можно использовать то или иное оборудование или их комбинацию. Для просмотра презентаций предусмотрено применение двух типов проектов: стационарного - для проектирования иллюстрационного материала на выдвижной экран и переносного - для проектирования на маркерную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории. В последнем случае существует возможность дополнительно использовать маркер для внесения пометок и дополнительных пояснений и уточнений проецируемого на доску изображения.
При подготовке слайдов к докладу необходимо выполнить ряд этапов от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.
Показ слайдов можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Причем применение автоматического режима позволяет рационально использовать отведенное время и выглядит достаточно эффективно, однако требует от выступающего тщательно продуманного и заранее отрепетированного доклада.
Ответственным этапом подготовки доклада является продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количество слайдов не должно превышать 10-12, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 10 минут, и за это время автор работы должен обязательно прокомментировать каждую проецируемую иллюстрацию.
Слайды должны быть пронумерованы, поскольку, если после завершения доклада у присутствующих возникнут вопросы, их легче соотнести с номером слайда, чем с его названием. В том случае, если вопрос задан без ссылки на слайд, докладчику для поиска нужного придется просматривать все имеющиеся слайды, что затягивает время доклада и ухудшает восприятие изложенного материала.
На первом слайде целесообразно привести название курсовой работы, фамилию, инициалы научного руководителя, консультанта, если он имеется, на следующих слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. Информацию на слайдах рекомендуется изображать в виде графиков, схем, таблиц, гистограмм и других наглядных материалов, упрощающих восприятие материала и позволяющих полностью довести его до аудитории за отведенное на доклад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.
При подготовке иллюстрационного материала автор может использовать всю свою фантазию, при этом важно помнить, что сложно воспринимаются слайды, содержащие много темных однотонных или ярких цветов, мелкий шрифт, большой объем текстового материала.
Каждый автор должен готовить иллюстрационный материал с учетом специфики выполненной работы и личных качеств, что позволяет донести до присутствующих на защите дипломной работы суть, основные результаты выполненных исследований и эффективность от их реализации на практике.
IV . СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданское право: учебник в 2-х т. / отв. ред. В.П. Мозолин.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2016.
2. Устинова А.В. Гражданское право: учебник.- М. : Проспект, 2016.- 496с. 3. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для академ. бакалавриата.- 17-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2015. - 655с.- гриф
4. Гражданское право: учебник для студ. вузов / под ред.М.В. Карпычева, А.М. Хужина.- М. : ФОРУМ: ИНФРА-М,2010.-784с.- гриф
5. Иванова Е.В. Гражданское право: учебник. Полный курс. – М. : Книжный мир, 2011.- 816с.- гриф
6. Иванова Е.В. Гражданское право. Общ. часть: учебник и практикум для приклад. бакалавриата. – М. : Юрайт, 2015. - 279с.- гриф
7. Иванова Е.В. Гражданское право. Особ. часть: учебник и практикум для приклад. бакалавриата. – М. : Юрайт, 2015.- 369с.- гриф
8. Анисимов А.П. Гражданское право России. Общ. часть: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.- 480с.- гриф
9. Анисимов А.П. Гражданское право России. Особ. часть: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.- 703с.- гриф
10. Иванова Е.В. Гражданское право: эл. учебник. – М. : Кн. мир,2011.- 1 эл. опт. диск
11. Гражданское право: эл. учебник/ под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия.- М. : КНОРУС, 2011.- 1 эл. опт. диск
12. Гражданское право: учебник / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2014. - 928с.
V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1.Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Текст] : [принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 окт. 2003 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.
2. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: одобр. Советом Федерации 30 нояб. 1994 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Книги, монографии, справочная литература
4.Андреев, Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Андреев - М. : Норма, Инфра-М, 2016. - 464 с.
5.Анисимов, А.П. Гражданское право России. Общ. часть [Текст] : учеб. / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 480 с.
Материалы практики
8. Российская Федерация. Верховный Суд. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате [Текст]: постановление Пленума Верховного Суда РФ: [27 дек. 2007 г. № 51] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. – № 2.
VI . ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
общая часть
1. Гражданское право в системе частноправовых отраслей.
2. Единство и дифференциация российского гражданского права.
3. Проблемы межотраслевого регулирования имущественных отношений.
4. Метод гражданского права.
5. Принципы гражданского права.
6. Предпринимательская деятельность как предмет гражданского права.
7. К теории гражданского правоотношения.
8. Юридические факты в гражданском праве.
9. Современные проблемы развития гражданского законодательства.
10. Толкование гражданско-правовых норм и юридическая техника: проблемы применения гражданского права.
11. Обычаи делового оборота в системе источников гражданского права.
12. Судебный прецедент в системе актов правоприменения гражданского законодательства.
13. Новое понимание правоспособности и дееспособности граждан на современном этапе.
14. Развитие отечественной цивилистической мысли.
15. Проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя.
16. Правовая сущность опеки и попечительства.
17. Правосубъектность иностранных граждан в сфере гражданского права.
18. Место жительства гражданина и его гражданско-правовое значение.
19. Проблемы реализации и защиты права на имя гражданина.
20. Юридические лица как субъекты гражданского права.
21. Проблемы правового статуса филиалов и представительств юридического лица.
22. Учреждение юридического лица.
23. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
24. Несостоятельность (банкротство) кредитных учреждений.
25. Проблемы реорганизации юридических лиц.
26. Гражданско-правовая индивидуализация юридических лиц.
27. Сравнительная характеристика типов учреждений.
28. Правовой статус акционерных обществ.
29. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права.
30. Правовой статус производственных кооперативов.
31. Правовой статус потребительских кооперативов.
32. Сравнительный анализ правового статуса некоммерческих организаций.
33. Новое содержание правоспособности государственных (муниципальных) предприятий.
34. Дочерние и зависимые общества.
35. Пределы осуществления гражданских прав: к проблеме злоупотребления правом.
36. Защита гражданских прав: к проблеме самозащиты гражданских прав.
37. Способы осуществления и защиты гражданских прав.
38. Гражданско-правовая ответственность государства и публично-правовых образований.
39. Вещи в системе объектов гражданских прав.
40. Деньги в системе объектов гражданских прав.
41. Услуга как объект гражданского права.
42. Предприятие как имущественный комплекс в гражданском праве.
43. Общее имущество многоквартирного дома как объект недвижимого имущества.
44. Понятие и виды ценных бумаг.
45. Вексель в системе ценных бумаг.
46. Правовой режим бездокументарных ценных бумаг.
47. Акция как ценная бумага.
48. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав.
49. Моральный вред как гражданско-правовая категория: за и против.
50. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц.
51. Право на жизнь в сфере гражданско-правового регулирования.
52. Понятие и виды сделок.
53. Теория и практика признания недействительности сделок.
54. Недействительность сделок: проблема конкуренции исков.
55. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
56. Общее учение о представительстве в гражданском праве.
57. Понятие и виды доверенностей.
58. Сроки в гражданском праве.
59. Правовые проблемы истечения срока исковой давности.
60. Исковая давность: понятие и порядок исчисления.
61. Собственность и право собственности.
62. Понятие и система вещного права.
63. Право оперативного управления и хозяйственного ведения.
64. Право собственности юридических лиц.
65. Право собственности граждан на жилые помещения.
66. Новое содержание права собственности граждан на землю на современном этапе.
67. Право публичной собственности.
68. Право общей долевой собственности.
69. Право общей совместной собственности.
70. Правовой статус товариществ собственников жилья.
71. Проблемы вещно-правовых способов защиты гражданских прав.
72. Возмещение убытков как форма ответственности.
73. Ответственность за неисполнение денежного обязательства.
74. Общее учение о гражданско-правовой ответственности: понятие и признаки.
75. Условия гражданско-правовой ответственности.
76. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.
77. Причинная связь как условие гражданско-правовой ответственности.
78. Понятие и система обязательств в гражданском праве.
79. Денежные обязательства в системе гражданского права.
80. Способы обеспечения исполнения обязательства: традиционный и новый подход.
81. Задаток как способ обеспечения исполнения обязательств
82. Удержание как способобеспечения исполненеия обазательств
83. Принципы исполнения обязательства.
84. Цессия в гражданском праве России.
85. Отступное и новация: сравнительный анализ.
86. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства.
87. Ипотека: проблемы правового регулирования.
88. Залог и его формы.
89. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательства.
90. Договор: понятие, значение, виды.
91. Свобода договора и проблема защиты прав в публичном договоре и договоре присоединения.
92. Смешанные договоры в системе договорного права России.
93. Заключение договора.
94. Содержание договора.
95. Изменение и расторжение договора
особенная часть
96. Договор купли-продажи: история и современность.
97. Проблема правовой квалификации предмета договора купли-продажи.
98. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи.
99. Эвикция товара в договоре купли-продажи: порядок и последствия.
100. Правовое регулирование качества товара в договоре купли-продажи.
101. Особенности договора розничной купли-продажи.
102. Защита прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг: сравнительный анализ.
103. Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли-продажи.
104. Договор купли-продажи недвижимости.
105. Договор купли-продажи предприятия.
106. Договор поставки в системе предпринимательских договоров.
107. Договор поставки для государственных нужд.
108. Договор энергоснабжения.
109. Общие положения о договоре аренды.
110. Права и обязанности по договору аренды.
111. Особенности расторжения договора аренды.
112. Договоры коммерческого и социального найма жилого помещения: сравнительный анализ.
113. Право на жилище и проблемы выселения из жилого помещения.
114. Защита прав нанимателя в договоре найма жилого помещения.
115. Договор аренды зданий, сооружений.
116. Договор аренды предприятия.
117. Особенности правового регулирования договора лизинга.
118. Договор проката и защита прав потребителя.
119. Прощение долга и договор дарения.
120. Отдельные аспекты правового регулирования безвозмездной передачи имущества.
121. Договор мены и бартерная сделка: сравнительный анализ.
122. Сравнительный анализ договоров ренты.
123. Договор пожизненного содержания с иждивением: понятие и перспективы развития в России.
124. Общие положения о договоре подряда.
125. Бытовой подряд и защита прав граждан-потребителей.
126. Права и обязанности сторон по договору подряда.
127. Особенности договора строительного подряда.
128. Право интеллектуальной собственности и договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
129. Договор на возмездное оказание услуг: проблемы правовой природы.
130. Правовое регулирование туризма в России.
131. Договор на оказание образовательных услуг.
132. Особенности ответственности в обязательствах по перевозке.
133. Договор перевозки: общие положения.
134. Особенности морской перевозки.
135. Договор перевозки пассажира и багажа.
136. Договор транспортной экспедиции в системе обязательств по перевозке.
137. Общее понятие о кредитных и расчётных отношениях.
138. Договор займа и его виды.
139. Банковское кредитование предпринимательства.
140. Договор банковского вклада и проблема защиты прав вкладчиков.
141. Правовая природа договора банковского счёта.
142. Проблемы правового регулирования договора банковского счёта.
143. Чек как расчётное обязательство.
144. Инкассо и аккредитив: сравнительный анализ.
145. Страхование и договор страхования: проблемы правового регулирования.
146. Имущественное страхование: общая характеристика.
147. Страхование авто гражданской ответственности.
148. Страхование предпринимательских рисков.
149. Личное страхование.
150. Договор медицинского страхования.
151. Обязательное страхование: проблемы и перспективы.
152. Комиссия, поручение и агентирование: сравнительный анализ.
153. Правовая природа института доверительного управления имуществом.
154. Доверительное управление денежными средствами и ценными бумагами.
155. Ответственность сторон в договоре доверительного управления имуществом.
156. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства.
157. Договор хранения: общая характеристика.
158. Договор складского хранения.
159. Договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров.
160. Правовая природа инвестиционного договора.
161. Договор на долевое участие в строительстве: проблемы правовой природы.
162. Договор простого товарищества.
163. Обязательства из односторонних действий: понятие и общая характеристика.
164. Общие условия деликтной ответственности.
165. Юридическое лицо как субъект деликтной ответственности.
166. Государство как субъект деликтной ответственности.
167. Вина в деликтных обязательствах.
168. Причинная связь в деликтных обязательствах.
169. Проблемы ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности.
170. Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними
171. Ответственность за вред, причинённый жизни и здоровью.
172. Особенности ответственности за вред, причинённый в трудовых отношениях.
173. Случай и непреодолимая сила в деликтных обязательствах.
174. Ответственность за вред, причинённый при ненадлежащем врачевании.
175. Обязательства из неосновательного обогащения в системе охранительных обязательств.
176. Соотношение требований о защите нарушенного права: деликтный, кондикционный и виндикационный иск.
177. Объекты и субъекты авторских отношений.
178. Авторское право в системе гражданско-правового регулирования.
179. Проблема защиты авторских прав в системе Интернет.
180. Понятие и виды авторских договоров.
181. Объекты и субъекты патентных отношений.
182. Сравнительная характеристика фирменного наименования, коммерческого обозначения и товарного знака
183. Правовое регулирование доменного имени
184. Гражданско-правовая защита прав на ноу-хао
185. Общая характеристика наследственного правоотношения.
186. Оформление наследственных прав.
187. Наследование по завещанию.
188. Наследование по закону.
189. Наследственное право: история и современность.
190. Наследование отдельных видов имущества.
191. Ограничение свободы завещания в наследственных правоотношениях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет юридический
Кафедра юриспруденции
Направление подготовки «Юриспруденция»
Направленность (профиль): «Гражданско-правовой»
Группа Ю – 1 – 17
Дисциплина «Гражданское право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................. | 3 |
ГЛАВА I . ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ………………………… | 5 |
1.1. Особенности появления и становления института общества с ограниченной ответственностью в дореволюционный период ………… | 5 |
1.2. Развитие обществ с ограниченной ответственностью в советский период ………………………………………………………. | 12 |
1.3. Современные тенденции развития обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации…………………………. | 18 |
ГЛАВА II . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ …………………………………………….. | 24 |
2.1. Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью ..................................................................................... | 24 |
2.2. Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью …………………………………………………… | 35 |
2.3. Принципы управления обществом с ограниченной ответственностью ………………………………………………………. | 40 |
ГЛАВА III . НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ………………………………………………………………………….. | 45 |
3.1. Проблема преимущественного права покупки доли (части доли) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.. | 51 |
3.2. Некоторые вопросы убыточности сделок с заинтересованностью в практике обществ с ограниченной ответственностью……………… | 55 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... | 60 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ C ПИСОК ……………………………... | 64 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. | 66 |
Приложение 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Текст] : [принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 окт. 2003 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: одобр. Советом Федерации 30 нояб. 1994 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г.: одобр. Советом Федерации 26 янв. 1996 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. Закон: [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Текст] : федер. Закон: [принят Гос. Думой 31 мар. 1999 г.: одобр. Советом Федерации 22 апр. 1999 г.] // Собр. законодательства РФ. – 1999. - № 18. - Ст. 2207.
6. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 19 февр. 1997 г.: одобр. Советом Федерации 5 мар. 1997 г.] // Собр. законодательства РФ. – 1997. - № 12. - Ст. 1383.
7. Российская Федерация. Законы. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 18 окт. 2007 г.: одобр. Советом Федерации 26 окт. 2007 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2007.- № 46. - Ст. 5555.
8. Российская Федерация. Законы. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 24 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации 27 дек. 2002 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 2. - Ст. 170.
9. Российская Федерация. Законы. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 24 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации 27 дек. 2002 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 2. - Ст. 169.
10. Российская Федерация. Постановление. Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [Текст] : пост. Правительства РФ: [принят Правительством РФ 14 февр. 2009 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2009. - № 9. Ст. - 1102.
Книги, монографии, справочная литература
11.Андреев, Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Андреев - М. : Норма, Инфра-М, 2016. - 464 с.
12.Анисимов, А.П. Гражданское право России. Общ. часть [Текст]: учеб. / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 480 с.
13.Административное право Российской Федерации [Текст]: учеб. / отв. ред. Л.Л. Попов. - М. : Проспект, 2016. - 568 с.
14. Ершов, В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации [Текст] / В.А. Ершов - М. : Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2016. - 504 с.
15. Зенин, И.А. Гражданское право [Текст]: учеб. / И.А. Зенин - 17 - е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 655 с.
16. Идрисова, Л.А., Ярлыкова, Е.Л. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст] / Л.А. Идрисова - М. : Статут, 2016. - 670 с.
17.Иванова, Е.В. Гражданское право. Особ. часть [Текст]: учеб. / Е.В. Иванова - М.: Юрайт, 2015. - 369 с.
18.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) [Текст] / под общ. ред. А.П. Сергеева. - М. : Проспект, 2017. - 992 с.
19.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) [Текст] / под общ. ред. А.П. Сергеева. - М. : Проспект, 2017. - 392 с.
20.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) [Текст] / под общ. ред. С.А. Степанова. - М. : Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2016. - 1504 с.
21.Кратенко, М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты [Текст] : монография / М.В. Кратенко - М. : Волтерс Клувер, 2017. - 208 с.
22.Кулаков, В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России [Текст] : монография / В.В. Кулаков - М. : РАП, Волтерс Клувер, 2016. - 256 с.
23. Мохов, А.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный) [Текст] / А.А. Мохов. - М. : КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2017. - 752 с.
24. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Текст] / под общ. ред. П.В. Крашенинникова. - М. : Статут, 2016. - 1326 с.
25.Треушников, М.К. Гражданский процесс [Текст]: учеб. / М.К. Треушников - М. : «Статус», 2016. - 667 с.
26.Шейнин, Л.Б. Недвижимость: пробелы и несоответствия в правовом регулировании [Текст] : учеб. пособ. / Л.Б. Шейнин - М. : Деловой двор, 2016. - 184 с.
Материалы практики
2. Российская Федерация. Верховный Суд. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате [Текст]: постановление Пленума Верховного Суда РФ: [27 дек. 2007 г. № 51] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. – № 2.
3. Российская Федерация. Верховный Суд. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий [Текст]: постановление Пленума Верховного Суда РФ: [16 окт. 2009 г. № 19] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. – № 12.
4. Российская Федерация. Верховный Суд. Определение Верховного Суда РФ от 20 нояб. 2008 г. № 88-О08-39 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Российская Федерация. Верховный Суд. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21 июля 2011 г. № 35-О11-20сп [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Российская Федерация. Верховный Суд. Определение Верховного Суда РФ от 30 нояб. 2011 г. № 46-О11-96 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Российская Федерация. Верховный Суд. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ [Текст]: [19 июля 2013 г. № 41-Д13-35] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2013. – № 10.
8. Российская Федерация. Верховный Суд. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22 окт. 2013 г. № 78-АПУ13-39 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Постановление президиума Мурманского областного суда от 15 марта 2011 г. № 44у-20/11 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
10. Постановление Мурманского областного суда от 9 окт. 2013 г. № 22-1536/2013 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
11. Кассационное определение Мурманского областного суда от 19 сент. 2014 г. № 22-1205-2014. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
12. Приговор Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2011 г. № 12-15/11 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению и защите
курсовой работы по дисциплине
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль): «Гражданско-правовой»
Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
Подписано в печать 20.09.17. Формат 60×84 1/16
Усл. печ. л. 2,0. Тираж 100 экз.
Отпечатано в СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ. 183008, г. Мурманск, пр. Кольский, д.51
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению и защите
курсовой работы по дисциплине
Б.1.Б.15
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль): «Гражданско-правовой»
Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
Мурманск – 2017
УДК 378.147
Д 43
Дзыгун Д.А.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право», направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Направленность (профиль): «Гражданско-правовой». Уровень высшего образования – бакалавриат. –Мурманск: СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ, 2017. – 33с. / 2,0 п.л.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 1 от «25» августа 2017 г.
Для студентов, научно-педагогических работников, научных руководителей выпускных квалификационных работ, консультантов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………... | 4 |
| |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… | 5 |
| |
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ……………………………… | 6 |
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы …………………………………… | 6 |
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы …………………………… | 7 |
2.3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов ……… | 7 |
2.4. Написание текста курсовой работы ………………………………………………. | 8 |
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем………………………..………………….. | 14 |
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ........................................... | 17 |
2.7. Защита курсовой работы …………………………………………….……………… | 18 |
| |
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………………………… | 20 |
| |
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… | 21 |
| |
V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………… | 21 |
| |
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …………………………….… | 22 |
| |
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……...... | 27 |
© СЗИ(Ф)АНО ВО МГЭУ, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. В настоящее время высшие учебные заведения по направлению подготовки в области юриспруденции в России работают в условиях:
1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;
2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.
Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.
Гражданское право представляет собой одну из фундаментальных (профилирующих) отраслей российского права. Гражданское право как учебная дисциплина занимает соответствующее положение в системе юридического образования. В условиях укоренения в нашей действительности рыночных принципов хозяйствования, увеличением имущественного оборота параллельно с возрастанием роли гражданско-правовых норм в регулировании общественных отношений повышается значение учебной дисциплины гражданского права как необходимой предпосылки подготовки профессиональных юристов.
Гражданское право является одной из сложнейших учебных правовых дисциплин. Оно объемно по содержанию, обладает развитым понятийным аппаратом. Непростым для понимания представляется юридическая сущность многих гражданско-правовых явлений (например, в науке гражданского права существует множество концепций юридического лица, различные теории объекта правоотношения, разнятся подходы к пониманию правоспособности и т. п.). Поэтому только добросовестное отношение студента к процессу обучения, проявленные старание и настойчивость могут являться залогом успешного освоения гражданского права.
Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами вопросов одной из отраслей Российского права – Гражданского права, которая показывает уровень знаний, умений и навыков, приобретенных каждым студентом в процессе изучения курса. Кроме того, она является одним из видов аттестационных испытаний студентов.
Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.
В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа - творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения, показать умение проводить теоретические исследования.
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
- должна быть написана самостоятельно;
- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;
- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;
- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;
- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;
- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;
- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.
Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы.
Основными целями курсовой работы являются:
- обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса теории государства и права;
- привитие практических навыков научного исследования;
- формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.
Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.
Курсовая работа по гражданскому праву помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по гражданско-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности.
Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:
ОПК-3 - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОПК-6 - способность повышать уровень своей профессиональной компетенции;
ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской федерации.
II . ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки и рецензирования проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.
В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.
Этапы подготовки курсовой работы:
1. Выбор и утверждение темы;
2. Составление и согласование плана курсовой работы;
3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов;
4. Написание текста курсовой работы;
5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем;
6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний;
7. Защита курсовой работы.
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы
Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой.
Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При выборе темы можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.
Конечно, не все темы курсовых работ одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов «сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны» (В.И.Ленин). Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен оставаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно, или с помощью научного руководителя.
Студент, проявив самое серьезное отношение к выполнению курсовой работы, правильно распределив время, работая без спешки, планомерно и систематически обеспечит успешное написание работы.
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы
После выбора темы в процессе подготовки курсовой работы большое значение отводится составлению плана работы.
Шарль Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувствовал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, чтобы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяжении двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, развивался и завершился».
Наличие плана курсовой работы позволяет избежать освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.
Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе теории государства и права.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но, тем не менее, перед ее написанием необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем для корректировки содержания работы, имеющейся литературы и т.д.
Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана - это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.
Прежде чем научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное написание работы, студент должен самостоятельно сформулировать те вопросы, которые он намерен исследовать в работе (предоставить примерный план). А уже далее научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное оформление работы, помочь определиться в выборе вопросов, которые будут отражены в работе, определиться в объеме работы, помочь сориентироваться в нормативной базе по вопросу и в литературных источниках по выбранной теме.
В общем и целом функцию научного руководителя над курсовой работы можно свести к оказанию научной и методической помощи студенту. Игнорирование данного этапа работы может послужить неправильному пониманию проблемы выбранной для исследования, и впоследствии, – неудовлетворительному отзыву преподавателя.
Следует также учитывать, что студент может не согласиться с критическими замечаниями руководителя, обосновав свою позицию на консультациях и собеседованиях перед окончательным завершением работы или на защите. Студент должен помнить, что курсовая работа – это его самостоятельный творческий труд, и он вправе отстаивать свое мнение по вопросу в случае несогласия со своим научным руководителем.
Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов
На первоначальном этапе работы необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. На этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, законодательных актов, эмпирических материалов, в той или иной степени соприкасающихся с исследуемой проблематикой.
При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу:
- монографии (книги, посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов);
- статьи в научных журналах;
- статьи в сборниках научных трудов;
- статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях;
- рецензии на опубликованные монографии;
- авторефераты и рукописи диссертаций;
- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках и др.
Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы: «Хозяйство и право», «Правоведение», «Юрист», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Вопросы экономики и права», «Закон», «Законность», «Российский юридический журнал», «Адвокатская практика», «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», «Акционерный вестник», «Арбитражная практика», «Арбитражные споры», «Вестник ВАС РФ», «Вестник гражданского права», «Гражданское право», «Жилищное право», «имущественные отношения в Российской Федерации», «Информационное право», «Российский судья», «Цивилист» и др.
Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.
Следует активно использовать получившие широкое распространение в последние годы справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах.
При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомственного характера (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.).
Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов.
Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих государственных органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.
Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.